Картина «Меньшиков в Березове» – одна из самых известных исторических работ В. И. Сурикова – посвящена другу и любимцу ПетраI Светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову. Меньшиков в Березове Суриков В. написал в 1883 году.
С 1895 г. был. В имении ему удалось разыскать бюст Александра Даниловича. Суриков дает возможность зрителю издали окинуть Меншикова одним взглядом. Вытянутость вширь всей картины Суриков не забыл усилить низким, похожим на тюремную решетку окошком.
Только не знал еще, как княжну посажу. Ее характеризуют четыре лица: возница и мальчишка справа, а слева купец и священник. Название картины — «Меншиков в Березове» — яркой вспышкой озаряет в представлении зрителя все то, что на непосредственный взгляд выглядело как историческая загадка. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу. Многие исторические картины предназначены служить иллюстрациями к истории.
К нему прижалось трое детей.
Двадцать тысяч крепостных крестьян возводили земляные бастионы и куртины.
Мария Александровна была помолвлена с молодым императором, но намеченную свадьбу отменили. Повесть Волошина М. А. Многие из них вошли в касту чиновников-казнокрадов и дворцовых фаворитов.
Оба они физически неподвижны, но в них дано высшее напряжение чувства, следующего за Морозовой. В первый раз и не пустил меня совсем. В рисунке В. И. Сурикова есть одна бросающаяся в глаза неточность. В избушке темно и тесно. Герои кутаются в шубы.
Прячась от стужи, Меншиков со своей семьей сидит на шкуре белого медведя. Но образ приковывает своей духовной силой и потому, глядя на него, замечаешь в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене действие враждебных сил. Это растревоженная, но не преображенная влага недоверия, враждебности, гнева. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Весь узел композиции. всю его жизнь и тем самым определил его историческое значение.
В картине помимо красного угла избы имеются еще два центра. Он выражает дух петровской эпохи и ее славных исторических событий. Живопись XVIII-нач.
Все это вызывает у зрителя ощущение остановившегося времени. Жена Меншикова умерла по пути в ссылку, в Казани. В отставке.
Но на правом крыле развертывается третья борозда. Они сняли крохотную избушку без печки, с низким потолком и маленькими окошками. «Меншиков в БерезовеМеншиков в Березове. У французского живописца Грёза имеется картина Чтение Библии", в которой представлено, как деревенская семья с седым дедом во главе собралась за столом.
Здесь невольно вспоминаются герои исторических хроник Шекспира, которых тот прямо с королевского престола бросает в Тауэр, венчает короной или заковывает в цепи, чтобы в этих испытаниях и превратностях судьбы более выпукло выступила сила их характера. Застылые позы, ровный, нейтральный, холодный свет, падающий извне, так освещает действующих (а вернее будет сказать – бездействующих) лиц картины, что их фигуры практически не отбрасывают тени. Наоборот, картина Седова допускает изменение формата и добавления и перестановки.
Такие попытки в XIX веке чаще удавались в романе и в драме, чем в живописи. С 1895 г. был. Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. Впрочем, от этюда до создания картины Сурикову оставался еще очень большой путь.
Всю группу как бы обегает мягко закругленный контур. Ведь это он, выходец из народа, бывший мальчишка-пирожник, выполнял волю Петра в борьбе за новые формы государства и был одним из одареннейших и энергичных его министров. После суриковского трудно поверить в любой другой портрет Меншикова. Это «окончательный» портрет Меншикова ибо в нем выразил Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.
Сам Петр не только руководил строительством, но и катал тачки с землей. Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Вот таким образом и самая судьба сподвижника Петра в посвященной ему картине ставится художником в тесную связь с судьбой всего дела Петра.
Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли).
И выйти нельзя – дожди. Учился в петербургской Академии художеств. В то время как русская живопись до Сурикова даже в своих глубоко правдивых, реалистических произведениях на темы из народной жизни чуждалась под влиянием академических традиций фольклорных методов, в произведениях Лермонтова, Пушкина, Гоголя, напомним хотя бы «Песню о купце Калашникове», «Бориса Годунова» или «Тараса Бульбу», опыт классической литературы органически сливался с величайшими достижениями народного творчества — былин, песен, сказок. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). 66. ). Меньшиков в Березове Суриков В. написал в 1883 году. Кого Вы с меня писать будете.
Эту неточность заметит каждый, кто хоть немного знаком с историей Петербурга. Забывали при этом многие аналогичные примеры в классической живописи. Она сплошь мужская. Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Учился в петербургской Академии художеств. Этот человек существовал на самом деле.
В этом отношении Суриков оказался близким великим русским писателям, он абсолютно сознательно построил композицию своей новой картины так, чтобы зритель все время чувствовал тесноту, узость того «мира», в котором вынужден был жить помощник и ученик Петра Александр Данилович Меньшиков. Решающий момент работы над картиной означал карандашный эскиз (Третьяковская галерея), где намечено было расположение фигур. Вместе с ответом на вопрос о том, кто здесь представлен, в картину бурно врывается обширный круг представлений и образов. Приближалась эпоха Бирона, дворцовых переворотов, полного засилья иностранцев.
Меншиков в ссылке была тема субъективная, чисто личная. Позволил рисовать. Изучение творческой истории картины помогает понять, что составляет ядро ее композиции. Так, на картине «Меншиков в Березове» изображен один из самых сильных сподвижников Петра I – Александр Меншиков.
Вглядываясь в лица голландских моряков, можно прочесть те чувства, которые их одушевляют. В своем Меншикове" Суриков проявляет безошибочное владение мастерством исторического ракурса". Ее чувства глубже и разнообразнее, смутнее и противоречивее.
И вновь трагическая судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа. Нужно понять своеобразие этого творческого метода для того, чтобы уяснить себе, что можно ждать от исторической композиции и чего от нее ждать нельзя (Уже современники Сурикова догадывались о том, что его историческая живопись решительно отличается от работ большинства других исторических живописцев того времени. Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Старик.
Фигура странника написана под иконой Богоматери «Умиление». Василий Суриков: Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. В глазах – безропотное повиновение горькой судьбе.
Русская толпа сложнее, невыявленнее. Ф. П. Морозовой. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Сын, устало подпирающий рукой свою голову, погружен в мечты, ушел в себя. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царем Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода.
Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. К нему прижалось трое детей. Почти упирающаяся в низкий потолок избы, его голова повернута в профиль. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ тянет" за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в Утре стрелецкой казни") вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти.
Однако, поскольку он не пользовался такими понятиями, как художественность и документальность, он выразил свое неудовлетворение картиной Седова, утверждая, что в ней нарушено правдоподобие: Василиса спит, повернувшись к окну, рискуя простудиться. Фигура словно высечена из камня или отлита из бронзы. Невенгловский по фамилии.
В центре сама Морозова, вскинувшая руку, благословляя старообрядческим двуперстием толпу. Мастерски передано художником позы, жесты и переживания героев исторического произведения. Боярыне Морозовой в картине противопоставлена толпа.
Надо признать, что и при подобном ее «чтении» картина производит сильное впечатление, приковывает внутренней значительностью своих образов, покоряет силой, с которой из ее красочного месива выступают и лепятся фигуры и предметы во всей их телесности, осязаемости, красочности. Перед взором его не маячит ясная цель, которая дает твердость взгляду отца. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ тянет за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в Утре стрелецкой казни) вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти. Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического.
В картине помимо красного угла избы имеются еще два центра. Сжатая в кулак, лежит на колене его левая рука, большая, мозолистая, сильная. Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического.
Сурикова «Меншиков в Березове» в очередной раз демонстрирует нам, насколько талантлив этот художник, показывая зрителям различные исторические моменты.
Старшая дочь, бывшая «царева невеста», сидящая у ног отца, смертельно больна. Меншиков становится опекуном малолетнего царя и владыкой государства. Что еще надо историческому живописцу. Картина посвящена церковному расколу XVII века. Люди прижались друг к другу и составляют тесную группу и вместе с тем каждый погружен в свои мысли, живет своей «отдельной» жизнью, почти не замечая других.
С 1895 г. был. Среди картин Сурикова Меншиков в Березове принадлежит к числу самых известных. Случайность столкнула его с моделью его Меншикова. Поехал я раз в Москву за холстами. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу.
Среди картин Сурикова Меншиков в Березове" принадлежит к числу самых известных. Другой художник на месте Сурикова предпочел бы эффектный момент, когда Меншикова прямо из его роскошного дворца сажают в возок, который должен доставить его в далекую Сибирь. А земляной пол устелен шкурой медведя.
Жена с детьми. Правда, это всего только костяк, вроде тех геометрических схем, которые приходится делать при анализе композиции картин. Замысел картины «Меншиков в Березове» появился в деревне Перерве под Москвой, куда семья живописца выехала на лето.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Мы знаем эту психологию русской толпы и по Достоевскому и по Толстому.
– спрашивает. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом). Произведение известного живописца насыщено глубоким трагизмом и проницательностью.
Но в русской живописи единственным мастером, достойно разрешившим эту задачу, был Суриков. Даже в очертании медвежьей шкуры заметно преобладание плавно закругленных контуров. «Меншикова» связывает с «Утром стрелецкой казни» прежде всего неотступная мысль художника о роли петровского времени в жизни русского народа.
В этом отношении этюд Сурикова решительно отличается от аналогичного этюда Репина (Третьяковская галерея), который тот, видимо, сделал в той же избе, не думая в то время ни о чем, кроме своего непосредственного впечатления (Государственная Третьяковская галерея. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова -- Авдотья Васильевна Торгошина. Жили в избушке нищенской.
Оно было совершено с помпой, при громе пушек и сопровождалось иллюминацией столицы и необыкновенным пиршеством.
Высказывалось предположение, что в фигуре, стоящей на Красной площади рядом с Петром, спиною к зрителю, Суриков имел в виду его знаменитого сподвижника. Один из них образует крытый малиновым сукном стол, вокруг которого собралась семья. Работа В. И. XX в. М., 1952, стр.
Павел Третьяков первым увидел ее «шекспировскую трагичность» и необычайное колористическое совершенство. При этом надо прибавить, что русская толпа самая трудная из всех. В. Стасов с явным неодобрением относился к возникшей незадолго до Боярыни Морозовой исторической картине Г. Седова Иоанн любуется Василисой Мелентьевой (ГРМ). 15, М., 1916). ).
Это диковинно, необычайно, не похоже на то, что говорит их опыт и знание обычаев и жизни, — лоцманом оказался сам русский царь. Нельзя сказать, чтобы эти черты и особенности были совершенно новыми для русской культуры.
Вероятно, менее требовательный художник и удовлетворился бы этим. Творческий вопрос был поставлен: Кому же это было так же тесно, как мне. Сразу всю картину увидал. Таким образом, ясно, что вопрос о величине холста сводился к вопросу о необходимой массе толпы.
Борьба Петра с «варварской Русью» в конечном итоге служила интересам помещиков и торгового класса укрепление государства и его новых форм «происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры» (Сталин. И вдруг. Ее бледное лицо на фоне черного одеяния привлекает внимание зрителя своим обаянием и драматизмом.
В халате. «Суриков»// Радуга, 1966, 3 Сохраняя портретную основу образа светлейшего, Суриков утяжелил черты его лица, придал ему выражение хмурой сосредоточенности, свойственное человеку, погруженному в тяжкие раздумья. Перстень у него на руке.
Вся видимая толпа находится в правом крыле. Только левое крыло движения, взятое в ракурсе, естественно короче и менее разработано. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Это вовсе не означает, что объективное познание картины невозможно.
Холст, масло. Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. В избушке тесно было.
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. В результате Князя Меньшикова арестовали, лишив всяческих заслуженных им наград и сослали с семьей в ссылку в город Березов. Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику.
учителю П. П. Чистякову. Среди картин Сурикова «Меншиков в Березове» принадлежит к числу самых известных. На антресолях у него писал.
Этим расположением подчеркивается одиночество героя в его собственной семье. Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. Ионов А. В.
В реализме Сурикова (в отличие от более раннего, дорепинского реализма первых передвижников, главным теоретиком которых, да и критиком, являлся Крамской), во взглядах Сурикова на методы изображения человека и построения картины появились новые для живописи XIX столетия черты. В таком душевном состоянии и глядит на нас Меншиков с картины Сурикова. С 1895 г. был.
Известно, что картина Меншиков возникла вскоре после Утра стрелецкой казни. В живописной композиции подлинного мастера предметы располагаются так, что из их естественных взаимоотношений возникают красочный узор и линейный ритм. «Меншиков» из всех суриковских драм — наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим», — писал художник Михаил Васильевич Нестеров.
Рядом с ним лицо по-детски неразумно смеющегося мальчишки. Рисунки и эскизы дают представление лишь о подступах. Старшую дочь Меншикова — со своей супруги, когда она тяжело и долго болела. Характерно, что народ радовался известию о падении Меншикова. Она же дала мне и дух и силу и здоровье».
Так и здесь. Н. Тихонравова). Один из них образует крытый малиновым сукном стол, вокруг которого собралась семья.
В картине Сурикова уже давно отмечалась теснота. Видимая сбоку, она кажется особенно большой.
Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Что касается картины Сурикова, то в ней преобладают плавные широкодужные контуры. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ «тянет» за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в «Утре стрелецкой казни») вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти.
Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Небритый. Картина Василия Сурикова «Меншиков в Березове». Но очертания каждого из них так выразительны, словно они ведут между собой беседу. Известно, что картина Меншиков" возникла вскоре после Утра стрелецкой казни". Надо признать, что и при подобном ее чтении" картина производит сильное впечатление, приковывает внутренней значительностью своих образов, покоряет силой, с которой из ее красочного месива выступают и лепятся фигуры и предметы во всей их телесности, осязаемости, красочности. «Боярыня Морозова» была выставлена в 1887 году.
Я за ним – квартиру запомнить. О Сурикове говорили, что в картине он воссоздавал «подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем». Суровость этого края Суриков подчеркивает. От морозов лопнуло обледенелое стекло.
Указы по государству объявлялись самовластно одним Меншиковым. Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. Живое, действенное взаимоотношение элементов — характерная черта картины великого мастера. Картина Седова может служить наглядным пособием к историческому повествованию. Но ни смеха, ни глумления в ней уже нет. Совсем Меншиков.
Меншиков. В своем «Меншикове» Суриков проявляет безошибочное владение мастерством «исторического ракурса». Толпа разделилась: слева — глумящиеся над боярыней, справа — сочувствующие. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Учился в петербургской Академии художеств.
Они целиком устремлены вслед ей в своем благословении. Учился в петербургской Академии художеств. А началась картина Меншиков в Березове, как всегда, с суриковского озарения. Меншиков спокойно ответил ссыльному: «В меня бросай,, я мог быть перед тобою виноват, а не они. » Теперь яснее представилось ему и лицо врагов его, ненавидевшей его родовитой знати он острее познал злонравие их происков и преступные замыслы.
Ритмический ключ картины характеризует всего лишь одну ее сторону. Глубокий трагизм и проницательность насыщают это полотно.
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Это единственная интерьерная картина из всех классических работ живописца.
Меншикову тесно не помещение, ему тесна сама ситуация, в которой он оказался. К числу таких произведений принадлежит Меншиков Сурикова. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван.
1887Холст, масло, 304 x 587, 5Государственная Третьяковская галерея». Дворца Меншикова тогда еще не существовало. Но с бывшего профессора математики он написал именно несломленного и волевого Меншикова. Каждая картина воздействует прежде всего тем, что в ней можно непосредственно увидеть.
Они только что узнали, кто был лоцманом, который привел в Неву их корабль. Известно, что картина «Меншиков» возникла вскоре после «Утра стрелецкой казни». Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу.
Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопиевна Морозова, в девичестве Соковнина (21 мая 1632 — 2 ноября 1675) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Этим расположением подчеркивается одиночество героя в его собственной семье. В поверженном правителе не утихла жажда государственной деятельности. В дачном этюде Сурикова есть уже черты, которые вошли в законченную картину: прежде всего это темные силуэты фигур, выступающие на фоне переплета окна. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику.
Вот таким образом и самая судьба сподвижника Петра в посвященной ему картине ставится художником в тесную связь с судьбой всего дела Петра. И выйти нельзя – все лето дождь.
И поехал я это раз в Москву за холстами. Сурикова осуждали за то, что если его Меншиков встанет, то упрется головой в потолок избы. Еще труднее дать национальную психологию толпы в определенный патетический момент.
Черное пятно ее одежды звучит трагической доминантой картины. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. А о его жадности и казнокрадстве легенды слагались – он не боялся даже гнева Петра I. Как скажет позже Пушкин: «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин». Учитель был математики Первой гимназии.
Работа поразительно гармонична. В ночь на 16 ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Сюжет картины Меньшиков в Березове находится в небогатой с невысокими потолками избе во время ссылки, Князь окружен детьми в глазах, которых нет света радости а только печаль. Описывая знакомого человека, мы можем перечислить множество его признаков. В колористическом отношении картина решительно отличается от небольшого эскиза маслом (Третьяковская галерея). В творческом сознании живописца уже возник образ пламенной раскольницы, вокруг нее ширилась и начинала оживать народная толпа и вдруг, как будто совсем нежданно, нахлынул замысел «Меншикова».
У Сурикова читает только младшая дочка, остальные члены семьи погружены в молчание. Один из узников Тобольска, сосланный им, увидев низложенного временщика, бросил грязью в его детей. Картины Сурикова не принадлежат к этому роду исторической живописи.
Бывший Санкт-Петербургский генерал-губернатор и герцог Ижорский, генерал-фельдмаршал (за битву под Полтавой), вице-адмирал флота. Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика. В избушке нищенской.
В личности самого исторического героя, как в зеркале, предстояло раскрыть историческую драму. Холст, масло, размер полотна 304 587 см. С бюста сняли маску Но Суриков нуждался не в маске, а в живом, одухотворенном мыслями и страстями лице Меншикова. Самый пепельно-серый халат Мен-шикова отливает желтыми и розовыми оттенками. Щекотав, указ, соч., стр. Обреченность видна во всей ее фигуре, в болезненной бледности лица.
Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Я и о покупках забыл, сейчас кинулся назад в Перерву. А во второй раз пустил.
Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. Западная толпа легче находит себе выражение в общем жесте, в общем чувстве, ней есть единство порыва, обусловленное как общественной большой воспитанностью, так и традиционными правовыми руслами, заранее подготовленными в подсознании на все случаи жизни.
И жена с детьми. Иду по Красной площади. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума. Какой клубок сильных человеческих переживаний.
Большой мастер умеет использовать эти случайности в желательном направлении. Это основная антитеза композиции.
К нему прижалось трое детей. Эскиз написан Суриковым с лица жены во время ее длительной тяжелой болезни. И Суриков делает меншиковский образ величественным. своими глубокими социальными противоречиями. Думаю, еще обидится, говорю: Суворова с вас рисовать буду. Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» -- стрелец с чёрной бородой. Здесь вот мне все и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). Что касается Сурикова, то Мен-шиков был для него не отвлеченным воплощением идей петровской реформы, не носителем тех варварских способов, которыми эти идеи проводились в жизнь. Нечто подобное имеется и в художественных произведениях. Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика.
356. ). Суриков на лето уезжает в Красноярск. В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню – в Перерву.
Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". 1703 год — знаменательная дата: в этом году был основан Петербург, начато строительство Петропавловской крепости. Но здесь Меншиков потерпел катастрофу.
Одним из первых стал портрет матери (1887 год).