В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Приготовления к казни закончены.
сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. «Я исчезаю. » – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым.
И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Все это обливалось водой. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке.
Его интерес к этой теме был не случаен. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Низкая бревенчатая изба. Вот боярыня и просит его:Миленький. У Петра всплывают детские воспоминания.
Меншиков сидит у стола. Это случилось после смерти любимой жены. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Правда исторической панорамы становится откровением.
И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
После того как на передвижной выставке 1883 года полотно приобрел для своей галереи Третьяков, Суриков на полученные средства совершил путешествие за границу: он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, видел коллекцию Дрезденской галереи, собрание Лувра, познакомился с творениями итальянских и испанских мастеров. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Даже пестрые купола храма Василия Блаженного контрастируют с лаконичными белокаменными башнями Кремля. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы.
Суриков подхватил эту мысль. Она тоже была родом из казачьей станицы. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин.
Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики.
А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет.
Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.
1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по кромке берега всадников усиливает ощущение тревоги в стане татар. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.
В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – к городу Искер. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Дождь идет и работать нельзя.
Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин. Страсти разгорались. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей.
Умирает его жена. Но его преследовали сердечные расстройства. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Максимилиан Волошин считал, что он (Суриков) был действительным свидетелем и похода Ермака и Стеньки Разина и боярыни Морозовой и казней Петра. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло.
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Тяжкую думу думает атаман. Городок – старинная народная игра. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга.
Хмурое небо нависает над Красной площадью. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь.
Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Работа была завершена в 1881 году. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Он часто покупал картины мастера.
Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Изба тесная, потолок низкий. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей.
Потом ещё были работы, которые прославили имя художника. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела МузеиЛетопись земли Русской: семь исторических фигур вкартинах Василия СуриковаВасилий Суриков — непревзойденный мастер исторической живописи. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова.
Но Смута добралась и туда. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Пленный перс тоскует напротив атамана.
В 1910 году художник путешествует по Испании. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. Сюжеты у Сурикова рождались случайно.
Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Однако поступить в Академию Суриков не смог.
В то время Спиридонову было 82 года. Лето дождливое было. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится.
Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца.
Однако противникам его удалось взять верх. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова».
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. И вдруг. Брошенные прямо наземь, в грязь, бархатный кафтан и шапка стрельца, а также задутая свеча усиливают ощущение того, что для него уже кончены все счеты с жизнью.
А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Еще одно большое историческое полотно. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.
И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину.
Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда все сбивалось в кучу. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Можно не знать имя Василия Сурикова, но картины «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» не представлять невозможно. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Церковь раскололась.
В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916).
Исход битвы предрешен. Он перестал писать. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. А возле ямы страж ходит. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе.
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати. Еще только раннее утро, стоит туман. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка.
Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Все получалось не то, не так. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Сидят они в яме, цепями прикованные. Иногда персонаж находился случайно. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. В более поздних произведениях Суриков сокращает количество фигур, чтобы усилить выразительность фактуры. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Солдатам, кажется, нет конца. Это известная с семнадцатого века семья. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море.
А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Выделяются они и своим душевным состоянием. Только не знал еще, как княжну посажу. Многих такой подход шокировал. А то раз ворону на снегу увидал. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого.
Меншиков. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались.
Кидаешься ты на врагов, как лев». Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Написал порядочное количество. Он давал ему копировать работы старых мастеров. И такой прием тоже приносит свои результаты. Известно, что художник происходил из казачьего рода.
В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. В этом городе родился будущий художник.
Скушно. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом» – каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Здесь ежедневно собирались художники и артисты. Биография Сурикова и будет представлена ниже. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.
Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души.
Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Он знаменит также своими портретами. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Тут и остяки и вогулы и сами татары.
В. Суриков. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России.
Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Правда исторической панорамы становится откровением. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода.
Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Раскольников стали преследовать. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности.
Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Однако они продолжали превозносить своего атамана. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Но обстоятельства оказались сильнее его.
Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.
И получилось именно то, что он хотел. В углу иконы, зажженные лампады. На этот раз его попытка завершилась успешно. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.
Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.
Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Поднятые весла за его спиной – как крылья.
В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).
Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.
Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Это был его родной дед.
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. – допрашивали ее увещатели.
Сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы – от ненависти до преклонения – стала одной из лучших в творчестве Сурикова. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов.
Когда Стенька Разин, не раздумывая, выбросил княжну за борт, это был бесчеловечный поступок, который мог стать поводом для разочарования воинов в предводителе. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Дознание шло девять лет. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург).
Потом боярыню Морозову написал. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Но неясны пути крестьянской революции.
Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен.
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова.
Како крестишься и како молитву творишь. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался.
Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. «Пишу татар. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Работа продолжалась около двух лет.
Может быть, вот таким образом они так впиваются в память зрителям. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра.
Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Первое большое историческое полотно Сурикова. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью.
В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют.
Его работы видели сотрудники. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Перепелкина. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год.
Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. «Я написал много этюдов все лица характерные. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой».
Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями.