Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепил в картинах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887). Картины Сурикова – рассказы о драматических событиях России, часто доходящих до трагедии. В Русском музее в Петербурге можно увидеть картину Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». И снова картина Сурикова произвела фурор в обществе.
Над картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была выставлена на Передвижной выставке, – рано утром взбирался на лесенку и переписывал фигуру Разина. Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. В 1912 году Суриков закончил работу над картиной «Посещение царевной женского монастыря». В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции имеющие и вполне самоценный эстетический смысл.
Над этой картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была показана зрителям. В 1891 Василий Суриков опять обращается к русской истории, задумав писать картину Покорение Сибири Ермаком, несколько лет работая над историческим произведением, в разных местах России художник создает эскизы и этюды к картине. Сразу же после окончания «Утра стрелецкой казни» у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова». Закончим подборку картин Сурикова, картиной с историческим сюжетом.
Последнюю картину Сурикова «Благовещение» зрители увидели в 1915 году. На полотне Суриков ярко отразил характерные образы героев, показав смелый порыв, готовых к сражению казачков, красочно отобразив насмерть воюющие стороны. Картина была написана полностью в 1895 году. В школьные годы, когда впервые познакомилась с творчеством Сурикова, на меня его картины произвели очень сильное впечатление, образы как-будто оживали, жаль было стрельцов и непокорную боярыню и очень нравилось «Взятие снежного городка», жизнерадостная картина. Несмотря на масштабность полотен, люди на картинах Сурикова не пятна в толпе.
В Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова хранится картина, созданная художником в первый год учебы в петербургской Академии Художеств. Кстати, ученые-искусствоведы совсем недавно выяснили, что Суриков дал картине несколько другое название, которое сейчас вернули этому произведению: Добровольное прсиоединение Сибири Ермаком. П. м. третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове».
После поездки из-за границы Суриков начал картину Боярыня Морозова, над которой работал много лет. 1875 год в жизни Сурикова отмечен двумя важными вехами — за программную картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» он получил Большую золотую медаль и в звании художника 1-й степени оканчивает Академию художеств. Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Степан Разин – последняя значительная историческая картина Сурикова, завершившая его творческий путь.
Критики называли картины Василия Сурикова «парчовыми коврами», ругали за «кашу» из лиц и скучность композиций. Суриков писал картину с наслаждением и каждый мазок, казалось, возвращал его к жизни. В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Творчество Сурикова, картины которого, подобно зеркалу, отражают некоторые стороны общественной жизни конца 19-го века и начала 20-го, в немалой степени способствовало развитию русского искусства. После выставки 1883 года картина была приобретена Третьяковым и у Сурикова оказались средства, достаточные для поездки за границу.
Эта картина принесла Василию Ивановичу Сурикову известность. Перед Вами картина Сурикова, посвященная подвигу Александра Васильевича Суворова и русского соладата. Предыдущим шедеврам Василия Сурикова не уступает картина Взятие снежного городка, написанная им в 1891 году и посвященная Масленице.
После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). В 1874 г. Суриков подарил ему картину Милосердный самарянин, за которую получил Малую золотую медаль. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи, – говорил Суриков.
В 1880-е Суриков создал наиболее значительные произведения – монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887). После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». 24 января 1848 года родился Василий Суриков, художник, чьи картины представлены в собраниях Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Петербурге, в Красноярском художественном музее. Картина была написана к 1881 году, году вступления в ряды товарищества передвижников, где Суриков выставляет свои работы на показ широкой общественности.
Работая над картиной, Суриков тщательно подбирал образы героев. В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова».
дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Таков же был его образ жизни. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.
Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения.
Остальные стрельцы ожидают своей очереди. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. Но есть и другое, гораздо более глубокое понимание задачи историка и его-то мы находим в творчестве Сурикова. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Зрелище заключительного момента драмы, т. е. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца.
Нужно сказать, что при негативном отношении к творчеству художника критиков, ещё при жизни Василий Иванович был признан великим мастером исторического полотна, пейзажа и портрета. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.
В самом деле, Суриков считал себя чистым живописцем, мастером рисунка и краски. Никогда не говорил он тоже об истории, тем более об ее научных проблемах, хотя он и интересовался ее фактическим материалом, черпая его в мемуарах и в «Историческом Вестнике». Многих такой подход шокировал. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. его самобытной культуры, с идущим сверху, организующим, принудительным государственным началом.
В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений.
Его значение лежит в содержании его картин и в их художественном выражении. Русская критика, художники и все прогрессивное общество суриковского времени привыкли оценивать историческую картину с точки зрения того, кто в данном событии прав или виноват. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе.
И получилось именно то, что он хотел. Конечно, потому, что дочь Сурикова была женой «бубнового валета» Кончаловского, но дело не только в этом.
Однако поступить в Академию Суриков не смог. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Вот боярыня и просит его:Миленький. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат.
Городок – старинная народная игра. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. У них было чуть более радикальное, чем следовало, представление, что все суриковские исторические сюжеты – это вещь случайная, что он был чистый художник и просто хотел заполнять холст. Представители поколения «Бубнового валета» – критики Сергей Глаголь, Яков Тепин – придумали концепцию: Суриков – это человек шестнадцатого века, нечаянно занесенный в века девятнадцатый и двадцатый. Раскольников стали преследовать.
«Боярыня Морозова» символизирует насилие над народной верой, «Утро стрелецкой казни» символизирует торжество чуждых иноземных форм над национальным русским бытом, наконец, «Меншиков» — это образ попранной личности русского человека, жертвы жестокого произвола. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Все выражение — в их дико горящих глазах, говорящих о душевной муке. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург).
Но его преследовали сердечные расстройства. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Его беседы были всегда посвящены чистому, т. е.
Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Вдохновенный жест истинного знамения креста, горящие верой глаза Морозовой, сосредоточенная и замершая в общем чувстве толпа покидаемых друзей, лукавые и злорадные маски никониан — сущность изображаемой драмы здесь, а не в антикварных аксессуарах, якобы передающих «эпоху». Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Иногда персонаж находился случайно. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Работа была завершена в 1881 году. Однако противникам его удалось взять верх. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Однако они продолжали превозносить своего атамана. Пленный перс тоскует напротив атамана. Но неясны пути крестьянской революции. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова».
Это — его картины «Ермак» и «Суворов». Повторяем, здесь он представляет явление исключительное, единственное не только в русском искусстве, но и в мировом.
В этом отношении замечательны первые картины Сурикова, особенно «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Церковь раскололась.
Живописная картина – это вещь одномоментная. Биография Сурикова и будет представлена ниже. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы.
Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Он перестал писать. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты.
Он часто покупал картины мастера. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин.
Картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» обсуждали так: мог Петр допрашивать царевича именно так или не мог. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Каждый из них в последние минуты жизни полон внутренней серьезности, собранности, думает свою большую думу. Солдатам, кажется, нет конца.
Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Темою произведений Сурикова является прошлое русского народа, но моменты и эпизоды прошлого выбраны им не ради их внешней эффектности их интересного антикварного аппарата, но потому, что они выражают собою самую сущность исторического развития русского народа и его духовных переживании. И не в тупой покорности застыла эта толпа.
Слева на картине бегущий мальчик, но куда он бежит. Но перед гордым орлиным взором умирающего меркнет патетическая фигура самодержца. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Он врежется в толпу, причем прямо сейчас.
После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Еще одно большое историческое полотно. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Так, в «Боярыне Морозовой» узор парчи на одежде не XVII, а конца XVIII века, казаки Ермака вооружены кремневыми ружьями, вошедшими в употребление столетием позднее, лицо Меньшикова списано не с подлинного его портрета, но с какого-то провинциального учителя ибо его черты и выражение казались Сурикову более соответствующими искомому образу ссыльного вельможи. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова.
Известно, что художник происходил из казачьего рода. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками.
Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Пять больших монументальных картин могут быть названы его шедеврами: это — «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1889). Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Его работы видели сотрудники. Над воротами устанавливали снежные фигуры казаков, пеших и конных, с винтовками за плечами. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши.
В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Вот таким образом он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Вся его жизнь была сосредоточена в художественном творчестве.
Веришь, что эта женщина могла вдохновлять, вести за собой многих – так сильна была ее собственная вера, пусть фанатичная, так ярка была ее личность». Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. На этот раз его попытка завершилась успешно. В нем художник изобразил бурную эпоху петровских преобразований, переломный момент в истории русского государства.
Посмотрите, как ненасильственно и бережно он его ведет: они – не враги, человеческого противостояния нет. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Но если мы этого не знаем, мы видим жуткую толстенную тетку с искаженным лицом.
Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Работа продолжалась около двух лет. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Потом ещё были работы, которые прославили имя художника. бессюжетному искусству, задачам живописи, красочной гамме. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год.
Он происходил из сибирских казаков, родился в Красноярске в 1848 году. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент.
Близко к отцу сидит и сын, с болезненным лицом, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
В картине казни художник устраняет все свидетельства физических мук и самой смерти. Так, живописный образ стрелецкой казни возник из эффекта отражения горящей свечи на белой рубахе, а сидящая на снегу черная ворона с оттопыренным крылом дала толчок живописному образу боярыни Морозовой. «Переход через Альпы» запечатлевает беспримерный подвиг русской армии и центром этой картины является не театральная фигура полководца, а простая солдатская масса, преодолевающая невиданное ею чудовищное препятствие — Альпы. Здесь им руководил эстетический такт, а также чутье психолога и историка. Правда исторической панорамы становится откровением. Вот таким образом-то в своих исторических картинах Суриков весьма мало обращал внимания на верность и точность этих «реалий», а иногда и умышленно искажал их.
Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Тяжкую думу думает атаман. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Приготовления к казни закончены. Если вы посмотрите на картину того же Репина «Царевна Софья», то увидите экспликацию: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. Люди определенным образом одеты – вот и весь историзм.
6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Большинство художников-историков понимают область, дающую им сюжеты и образы, как некую противоположность окружающей их живой действительности.
Не проявлял он особенного интереса и к так называемым историческим реалиям, т. е. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. А возле ямы страж ходит. Низкая бревенчатая изба. Это был его родной дед.
Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Над каждым своим произведением он работал годами. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Но обстоятельства оказались сильнее его.
Гаршин писал про ту же «Боярыню Морозову», что она была еще худшим насильником, чем ее палачи и нечего ее так поэтизировать. Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье.
Страсти разгорались. Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым.
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи. Правда исторической панорамы становится откровением. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске.
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Люди чуть младше Сурикова, следующее поколение, стали относиться к нему иначе. Чтобы понять уникальность Сурикова в русской живописи, нужно рассмотреть жанр исторической картины того времени. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).
Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Он давал ему копировать работы старых мастеров. И это передано как бы перспективной ошибкой. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России.
Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен.
И в эпоху передвижников историческая картина первое время представлена довольно скромно. Чем же побеждают эти побежденные. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Все это обливалось водой. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы. Како крестишься и како молитву творишь.
В этом городе родился будущий художник. Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. Особенно это красиво в «Боярыне Морозовой». В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова.
Современники отнеслись к этому полотну восторженно, оно участвовало в Передвижной выставке. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Такая картина показывает зрителю нечто им еще невиданное, необычайное, даже «диковинное», начиная с костюмов и утвари и кончая действующими лицами и ситуациями. Скажем сперва несколько слов об исторической живописи вообще.
Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. Окончательно его подняли на щит художники из группы «Бубновый валет».
«Покорение Сибири» символизирует стихийное движение народа-колонизатора, которое удалью передовых отрядов открыло ему для его устроения шестую часть земного шара. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума.
Это случилось после смерти любимой жены. Критики этой генерации считали его своего рода визионером. У передвижников такое было совершенно не принято: сначала – что, потом – как. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. – допрашивали ее увещатели. Где же искать твердых и мужественных характеров, как не здесь.
Он знаменит также своими портретами. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу.
И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. В углу иконы, зажженные лампады. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Перепелкина. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть.
В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Сидят они в яме, цепями прикованные. В 1910 году художник путешествует по Испании. Но исчерпывается ли только этим фактом все содержание картин, весь их нравственный смысл. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный».
На «Утре стрелецкой казни» справа, перед прорывом в глубину (куда мы тоже не можем войти, так как там страшный взгляд Петра), преображенец ведет так называемого поникшего стрельца. Мы видели, что три главные его картины, «Стрельцы», «Морозова» и «Меньшиков», выражающие трагедию русской истории, дают образы страдания духа и личности русского человека. Для раскрытия этой неизменной сущности истории Суриков остановился именно на XVII веке потому, что тогда по быту своему и духовному содержанию народ был един, между тем как со времени раскола и петровской реформы и бытие его и сознание потекли по многим отдельным руслам, как и само общество разделилось на части, между которыми залегла глубокая пропасть. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).
К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Меншиков сидит у стола. Ибо он открыл глубокую и важную черту русской истории, можно сказать, ее сущность. — Художник Сергей Маковский о Сурикове: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки.
Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике.
После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет.
Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. Просто над ними есть история – то, что нельзя изменить. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Об идеях, тенденциях в живописи Суриков не говорил никогда. Рано овдовев, она превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались раскольники, где одно время жил и протопоп Аввакум.
Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. И такой прием тоже приносит свои результаты. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. В реалистической системе живописи историческое может явить себя исключительно пассивно.
Первое большое историческое полотно Сурикова. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Множество таких картин отвечает антикварному интересу более или менее узкого круга любителей истории. Вот тут-то и раскрывается вся глубина постижения Суриковым русской религиозной психологии.
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. Умирает его жена. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал».
После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. предметам минувшего быта: утвари, оружию и костюмам. Угодников власти и ханжей художник ясной чертой отделил от верных и твердых.
Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Умело используя художественные средства, художник поляризует две главные силы, представленные в картине: с одной стороны народ, олицетворяющий непокорную Русь, с другой — молодой Петр I, окруженный иностранцами и олицетворяющий европеизированную Россию. Кидаешься ты на врагов, как лев».
Все получалось не то, не так. На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. О жизни Сурикова рассказывать почти нечего.
И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Его заглушила бы атмосфера смерти или застенка Он (Суриков) берет хронологически предпоследний, но внутренне самый важный момент драмы, когда привезенные к месту казни стрельцы среди рыданий близких обмениваются последним взглядом со своим победителем — царем. Опять перспектива закрыта.
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Тогда все сбивалось в кучу. История – это то, что происходит не с нами и нам в нее хода нет. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Только по беспомощным позам стрельцов зритель узнает о перенесенной ими уже раньше пытке. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.
Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Суриков подхватил эту мысль. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска.
Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Поднятые весла за его спиной – как крылья.
Один современный Сурикову критик (В. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Суриков действительно говорил: я иду от холста, от него только все и возникает. В. Стасов) сетовал на отсутствие в этой толпе «мужественных, твердых характеров» и хотел бы, чтобы «блеснуло у кого-нибудь чувство злобы, мести, отчаяния».
В то время Спиридонову было 82 года. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. В исторической картине очень силен тот романтический флер, на который передвижники смотреть не могут: пространства роковые, с шумом, с движением, сплошной «Последний день Помпеи».
Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». И едва ли какое-либо событие послепетровского периода могло бы выразить универсальность народных переживании так, как она выражена в «Боярыне Морозовой», где толпа представляет собою подлинный народ, где нищий, простолюдин и боярин стоят в одной группе и сплочены общим и единым чувством. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. История им кажется чем-то отвлеченным, она связана с академической традицией. Выделяются они и своим душевным состоянием. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
Недаром, когда разговор заходил об истории, он любил повторять слова: «Хороша старина, да Бог с ней». Все творчество Сурикова состоит из его попыток отразить на своих полотнах реальную действительность, даже если она бывает порой нелицеприятна. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова.