Эшафот недалеко от училища был. Кидаешься ты на врагов, как лев». Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни».
Страсти разгорались. Рубахи у них красные, порты широкие. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике.
Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения.
Поднятые весла за его спиной – как крылья. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный».
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга.
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).
К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Однако поступить в Академию Суриков не смог. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова.
Его работы видели сотрудники. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году.
Выделяются они и своим душевным состоянием. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Еле уговорил позировать, сидя на снегу.
Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Городок – старинная народная игра. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка».
По именам их знали: какой – Мишка, какой – Сашка. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Мы на палачей как на героев смотрели. Перепелкина. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил.
В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Первое большое историческое полотно Сурикова.
В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Раскольников стали преследовать. Суриков подхватил эту мысль.
И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву.
О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Потом, спасаясь от преследователей, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, где лежали места пустые, леса черные, речки и озера дикие, богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. В углу иконы, зажженные лампады. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.
К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.
Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Работа продолжалась около двух лет. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова.
Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест. В то время Спиридонову было 82 года.
В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка.
Сидят они в яме, цепями прикованные. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. – допрашивали ее увещатели.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Это случилось после смерти любимой жены. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Правда исторической панорамы становится откровением.
Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.
Но неясны пути крестьянской революции. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в далекий сибирский городок Березов.
В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Умирает его жена. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске.
Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Вот таким образом он решает поступить в училище рисования союза поощрения художников, где усиленно работает над собой в рисунке и других направлениях, через три месяца учебы он вновь пытается сдать экзамен в академии и успешно проходит и за годы обучения 1869 по 1875 г.
После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Биография Сурикова неотъемлема от истории России.
Иногда персонаж находился случайно. Церковь раскололась. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Петр задумал ликвидировать стрелецкое войско ради формирования более современной и боеспособной регулярной армии. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу.
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города.
В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Она тоже была родом из казачьей станицы. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц.
Палачей дети любили. В 1910 году художник путешествует по Испании. В. Суриков.
Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Везут. » Мы все на площадь бежим за колесницей. И такой прием тоже приносит свои результаты. Он давал ему копировать работы старых мастеров.
Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России.
Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Остальные стрельцы ожидают своей очереди.
Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится.
Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Там на кобыле наказывали плетьми.
Како крестишься и како молитву творишь. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Еще одно большое историческое полотно. Это известная с семнадцатого века семья.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Работа была завершена в 1881 году.
В этом городе родился будущий художник. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
Как я на Красную площадь пришел, все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось» (из книги Максимилиана Волошина «Суриков»). На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. А возле ямы страж ходит. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Однако противникам его удалось взять верх. В детстве Суриков ходил вместе с друзьями наблюдать за казнью преступников. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца.
Нервы все выдерживали. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. – Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Все получалось не то, не так. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Тогда все сбивалось в кучу.
Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. «Нравы жестоки были, – рассказывал Суриков. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
Мы на них с удивлением смотрели – необыкновенные люди какие-то. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим.
Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.
Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Известно, что художник происходил из казачьего рода. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Солдатам, кажется, нет конца. Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом.
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Тут и остяки и вогулы и сами татары.
Но его преследовали сердечные расстройства. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений.
На этот раз его попытка завершилась успешно. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. И получилось именно то, что он хотел. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Казалось, Меншиков достиг вершин могущества.
Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. И ужаса никакого не было. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет.
В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Меншиков сидит у стола. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Он перестал писать. Скорее восторг.
Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Он часто покупал картины мастера.
Пленный перс тоскует напротив атамана. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Низкая бревенчатая изба.
Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
Тяжкую думу думает атаман. Но обстоятельства оказались сильнее его.
Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. После Петербурга Суриков оказался в Москве.
Приготовления к казни закончены. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Потом ещё были работы, которые прославили имя художника. В возрасте восьми лет мальчика принимают на учебу в Красноярское приходское училище, где способность к рисованию обнаруживает его учитель Гребнев Н. В., который помог молодому художнику работать с красками, отдельно занимаясь с ним рассказывал и показывал многие тонкости живописной грамоты и о великих мастерах живописного искусства. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).
Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца.
Вот боярыня и просит его:Миленький. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Все это обливалось водой. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года.
Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Правда исторической панорамы становится откровением. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Это был его родной дед. На деньги, которые Суриков получил от приобретения картины Третьяковым, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах.
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Бывало идем мы, дети из училища, кричат: «Везут. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает.
Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством.