В Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова хранится картина, созданная художником в первый год учебы в петербургской Академии Художеств. Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием. 24 января 1848 года родился Василий Суриков, художник, чьи картины представлены в собраниях Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Петербурге, в Красноярском художественном музее.
В 1891 Василий Суриков опять обращается к русской истории, задумав писать картину Покорение Сибири Ермаком, несколько лет работая над историческим произведением, в разных местах России художник создает эскизы и этюды к картине. 1875 год в жизни Сурикова отмечен двумя важными вехами — за программную картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» он получил Большую золотую медаль и в звании художника 1-й степени оканчивает Академию художеств.
Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Многих такой подход шокировал. Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Это был его родной дед.
Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Тяжкую думу думает атаман. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости – городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Иногда персонаж находился случайно. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Перепелкина. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом.
Его работы видели сотрудники. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву.
Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.
Страсти разгорались. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). В то время Спиридонову было 82 года. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
На этот раз его попытка завершилась успешно. Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. Тут и остяки и вогулы и сами татары. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя».
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». И получилось именно то, что он хотел. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем.
Однако противникам его удалось взять верх. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым.
И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Это известная с семнадцатого века семья.
Вот боярыня и просит его:Миленький. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Однако поступить в Академию Суриков не смог. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца.
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. В возрасте восьми лет мальчика принимают на учебу в Красноярское приходское училище, где способность к рисованию обнаруживает его учитель Гребнев Н. В., который помог молодому художнику работать с красками, отдельно занимаясь с ним рассказывал и показывал многие тонкости живописной грамоты и о великих мастерах живописного искусства. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Солдатам, кажется, нет конца.
Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова. Тогда все сбивалось в кучу. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Раскольников стали преследовать. Но обстоятельства оказались сильнее его. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Быть может, гнетет его сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год.
Он давал ему копировать работы старых мастеров. В августе 1869 года его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Меншиков сидит у стола. – допрашивали ее увещатели. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).
Первое большое историческое полотно Сурикова. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Здесь всего за три месяца Суриков освоил трёхгодичный курс и уже 28 августа 1869 года успешно сдал экзамены и поступил в Академию Художеств. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Кидаешься ты на врагов, как лев». Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова.
Тем не менее еще долгие годы Суриков не имел приличной мастерской, а работал в небольших комнатах. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни».
Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». В 1910 году художник путешествует по Испании.
И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Он знаменит также своими портретами. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
Нужно сказать, что при негативном отношении к творчеству художника критиков, ещё при жизни Василий Иванович был признан великим мастером исторического полотна, пейзажа и портрета. Потом, спасаясь от преследователей, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, где лежали места пустые, леса черные, речки и озера дикие, богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Како крестишься и како молитву творишь.
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Работа была завершена в 1881 году. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.
Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. А. Д. Меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования.
Городок – старинная народная игра. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют.
Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Потом ещё были работы, которые прославили имя художника. А возле ямы страж ходит. Работа продолжалась около двух лет.
Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя Спаса, под которым стоит Ермак, повелительно простерший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу.
Пленный перс тоскует напротив атамана. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Будущий художник был не готов поступать в Академию, вот таким образом несколько месяцев занимался в школе Общества поощрения художников. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Сидят они в яме, цепями прикованные.
Низкая бревенчатая изба. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Она тоже была родом из казачьей станицы. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке.
Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей.
Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». В этом городе родился будущий художник. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Он перестал писать.
Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Когда Стенька Разин, не раздумывая, выбросил княжну за борт, это был бесчеловечный поступок, который мог стать поводом для разочарования воинов в предводителе. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. И такой прием тоже приносит свои результаты.
Известно, что художник происходил из казачьего рода. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения.
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Биография Сурикова и будет представлена ниже.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души».
Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Правда исторической панорамы становится откровением. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Но неясны пути крестьянской революции. Выделяются они и своим душевным состоянием.
Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали.
Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Правда исторической панорамы становится откровением. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза.
Он часто покупал картины мастера. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Суриков подхватил эту мысль.
В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году.
Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Но боярыню Морозову не сожгли, а вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – в яму. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. В. Суриков.
На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье.
– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Это случилось после смерти любимой жены. Еле уговорил позировать, сидя на снегу.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах.
Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.
Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества.
Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Но его преследовали сердечные расстройства.
О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства.
Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Еще одно большое историческое полотно. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка».
Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Церковь раскололась. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей.
Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Все получалось не то, не так. Умирает его жена.
В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Приготовления к казни закончены. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент.
Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. В углу иконы, зажженные лампады. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Однако они продолжали превозносить своего атамана.
В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916).
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.
Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Все это обливалось водой.