Именно тут на свет появилось творение Микеланджело- картина «Судный День».
Так же отсутствует и фасад. Со смертью папы Юлия II Микеланджело потерял своего покровителя, покинул Рим и вернулся во Флоренцию, где на несколько лет забросил живопись и скульптуру. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Это был настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены около верха окон.
Да и кто, собственно, мог помочь ему — мыслителю, творцу. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Современники восприняли это произведение как новое слово в искусстве.
Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Взгляд апостола Петра, пригвожденного к кресту исполнен страстного призыва.
И это неслучайно. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. Что мог Микеланджело. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб.
В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. Шестой Ангел вострубил и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св.
Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Кампаний, направленных на то, чтобы прикрыть и закрасить обнаженные тела было несколько: одна из них при жизни Микеланджело и несколько других в последующие века. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Здесь сподвижники Христа — апостолы, здесь горе и мрак, здесь зло и добро. Тогда Аретино принялся доказывать, что Микеланджело за его «Страшный суд» следует причислить к сторонникам Лютера.
Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах.
«Страшный суд» — сюжет довольно распространенный. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Подлый и мстительный, он великолепно улавливал веяния времени. Именно в этом месте он показал, как Бог сотворил мир. Во время последней реставрации было принято решение «раздеть» фигуры обратно, явив миру авторский замысел. Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. В 1488 г. отец отдал его учиться живописи в мастерскую флорентийца Доменико Гирландайо.
Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Фреска. Он родился в Капрезе, что находится недалеко от Флоренции, в семье подесты (главы местного самоуправления).
Первоначальный проект Микеланджело предназначался для старой базилики св. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии мастера в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновить работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Работа над «Страшным судом» продолжалась почти 8 лет.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Остальные изображенные персонажи создают круговорот.
Но не Микеланджело. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. При этом и Иисус Христоc и Дева Мария и апостолы изображены традиционно и упорядоченно. Микеланджело с энтузиазмом принялся за работу. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту). Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда.
И он люто возненавидел художника. Павел. Искусствовед В. Н. Антония" – первая из известных картин Микеланджело.
Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Сколько их было уже — полотен, живописующих силу Бога и ничтожность человека, тщетную суету человеческих помыслов и деяний. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду. Мучение Св. В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13, 7 м, а высота – 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим.
Чезена остался в аду. Средний ярус посвящался пророкам и святым, среди которых – Моисей и св. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник».
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Об этом говорит одна из первых работ Микеланджело – «Битва лапифов с кентаврами». Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц.
Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Петра, где находилось его творение и высек на ленте идущей через плечо Мадонны, следующую надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица.
Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
Браманте задумал купол в виде ступенчатой полусферы, покоящейся на узком барабане. Не отказывается он от участия и в самой войне.
Джорджо Вазари был в числе первых, пораженных грандиозностью «Страшного суда», позже он напишет: «Помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями и все они удивительно им выражены. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. На росписи размером около 200 кв.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. Часть пространства вестибюля (его стены украшены сдвоенными колоннами) занята лестницей. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять».
Изменена была и форма купола. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Петра. «Меня не оставляют без ответа ни короли, ни императоры», — писал он художнику. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела.
Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Это означало, что он обвинял художника в ереси.
Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Центр всей композиции – фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых. Христос-Судия изображался всегда на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Изображая его, Микеланджело способен изобразить и отчаяние и страх и красоту добродетели и безобразие греха.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Ему не удалось создать цельной сцены. Бывают ли помощники у поэтов.
К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель.
Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Свободолюбивый дух был более не в чести. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Это произведение является единственной подписной работой этого великого скульптора. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
Благодаря этому юный художник был с детства окружён произведениями античного искусства, присутствовал при философских диспутах флорентийской Платоновской академии. Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Его звали Пьетро Аретино.
Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. Центральной фигурой, определяющей эмоциональное воздействие, является статуя Моисея. Он больше похож на Геракла или Аполлона. За ней – Иосиф Обручник. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию.
В телесном, в бесконечном разнообразии человеческих поз он, так умевший передавать движения души, через человека и посредством человека изображал всю огромную психологическую гамму обуревавших их чувств. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Узнав об этом, Микеланджело ночью пришел в храм св. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Не отказывается он от участия и в самой войне. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Вначале он стал писать, что картина Микеланджело безнравственна. Микеланджело сам создал «летящие» леса. С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории.
Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Они не просили снисхождения, они требовали справедливости, как справедливости требовал сам Микеланджело, уставший измученный, но непокорившийся. Здесь нет места торжеству и ликованию Радость праведников, приближенных к Христу, тонет в круговороте тел, где даже отправляющиеся в рай кажутся ошарашенными и напуганными. Есть ли они у философов.
Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. И снова Микеланджело постигло разочарование.
Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах.
Погляди на него, когда он в движении, когда он прыгает, борется, кидает копьё, пашет, вздымает ношу: вся мускулатура, все сочленения, принимающие на себя натугу и тяжесть, распределены у него с необыкновенной соразмерностью. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. А мученики.
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. С неистовой энергией, которую трудно было заподозрить в этом больном и раздражительном старике, принялся он за работу, как всегда один, отвергнув и на этот раз — резко и решительно — все предложения о помощи. Титаническим страстям соответствовали и титанические фигуры.
Отдавая все силы защите родной Флоренции, он создает планы новых городских укреплений. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Аретино стал его врагом. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Он знал: времена менялись.
Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Он должен был решать все сам так, как подсказывали ему его ум, совесть, его чувства. Картина получила широкое признание от пэров. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело.
Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. К примеру, один из самых ярких мастеров раннего Возрождения, Беато Анжелико изображает «Страшный суд» в общепринятом смысле: праведники уже отделены от грешников, одних ждет блаженство врайском саду, других — адские муки. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Но позже искренне покаялся и был прощён Господом. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 67 г. вниз головой по его желанию. Нижний ярус был посвящен людям. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Вот таким образом, когда при вскрытии Микеланджело вынимал мозг из черепной коробки, он разрушал мозжечок. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ.
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Ступени центральной части лестницы как будто наплывают друг на друга. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств.
Росписью сводов Сикстинской капеллы занимался Микеланджело. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Размеры данного полотна могут впечатлить- 40 метров длину и 13 метров в ширину. Не стал исключением и «Страшный суд». 625х662 см.
Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Они были сделаны в 15 веке и соответствуют эпохе Ренессанса.
Но Микеланджело не написал ему. rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство. Его отравленного ядом пера боялись даже папы и князья. Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. В 1508-1512 гг.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Его влекло не утонченное искусство двора Медичи, а образы сильные и значительные. Искусствовед В. Н. К нему обращались и в Средние века и во времена Возрождения.
Но некоторые элементы было решено оставить как памятник цензуре XVI века. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Варфоломея кожи. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым.
Автор выбрал тот момент битвы, когда драматизм ситуации достигает наивысшей точки. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Ее читальный зал представляет собой вытянутое помещение. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Возможно. Все это было призвано подчеркнуть вертикальную устремленность сооружения. Ной исполнил указание и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Белые стены зала декорированы пилястрами и карнизами, выполненными из темного камня.
Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Но так как ее создатель был почти не известен в Риме, то авторство приписывалось более знаменитым ваятелям. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Окончательный, шестой вариант, папской усыпальницы был предназначен для церкви Сан Пьетро ин Винколи в Риме (приходской церкви Юлия II в его бытность кардиналом), куда не были включены статуи Пленников. Никто прежде не располагал рядом эти сюжеты. Однако решение автора было не случайно. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода.
Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.
Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В свое время Аретино пытался набиться Микеланджело в друзья и чуть ли не в советники. На первом плане изображена Дева Мария. Длина изображения почти полтора метра.
Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. После смерти в 1523 году папы Андриана VI папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
Завершения строгих боковых лестниц украшены волютами. Изменен был и внешний облик здания. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21».
Делал он это так хорошо, что их невозможно было отличить от подлинников. Люди их поступки и дела их мысли и страсти их деяния — вот что было главным в картине. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. В Католической церкви считается первым папой римским. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства.
После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. по заказу папы Павла III. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Есть отдельные фрески, на которых изображена жизнь Христа и Моисея.
Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. Его проект был грандиозен: 40 статуй в натуральную величину должны были окружать папскую гробницу шириной семь, глубиной одиннадцать и высотой восемь метров. За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Когда он свыкся с тем, что ему все-таки придется писать «Страшный суд», когда он вновь очутился один на один на своем помосте с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он вновь (в который уже раз. ) оказался сам у себя в плену.
И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он изучал анатомию, тайно вскрывая трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проёме окна на третьем этаже дворца Синьории и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. Когда художник приступил к работе над «Страшным судом», Аретино прислал ему льстивое письмо изложив свой план этой картины. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27.
И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда.
Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. И вновь Микеланджело не интересуют ни природа, ни детали: одно лишь человеческое тело. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Тут расположено шесть арочных окон и помещения, в которых отбывает свою службу стража.
Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Интересно, что именно рабочих дней (джорната, день — единица измерения времени при работе с фреской) было не многим более 450. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине.
Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Фреска поражает монументальностью и размахом. Но и это ещё не всё.
«Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5.
В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Но этого ему показалось мало. Сикстинская капелла находится немного дальше и высота ее сводов соответствует 20 метрам.
Скульптурная группа «Пьета» вызвала всеобщее восхищение. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году.
В это время Микеланджело становится начальником укреплений. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.
Они не смотрят на Христа. Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28.
Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг.
Его нагота вызвала осуждение. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Он хотел видеть вихри стихий — огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
Только ответить своим искусством. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину.
Не отказывается он от участия и в самой войне. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы.
Этот процесс еще называют конклав. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Тема этого рельефного произведения заимствована из греческой мифологии. Объяснение напрашивается само собой. собирался сбить фреску.
Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. В 1530 мастером была закончена библиотека Лаукрециана. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества.
Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал.