Всего за день информированное литературное общество подсказало, что картина принадлежит перу русского художника Николая Ярошенко и называется Студент.
Сарабьянов. Картина вызвала широкий отклик в тогдашней прессе. «Студент» Ярошенко яркий социально-типический образ представителя передовой революционно настроенной русской учащейся молодежи конца 1870-х начала 1880-х годов. В этом портрете нет ничего театрального, зрелищного.
В окне – группа заключенных. Студент (1881) Холст, масло. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10.
Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. но когда мы все сойдем со сцены. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. На картине изображен один из серых петербургских дней» 12. Характеристика рук играет вообще большую роль в работах Ярошенко (вспомним «Кочегара»). С. 195.
Ярошенко. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Живописное пространство картины, всегда строго ограниченное у Ярошенко, здесь стиснуто до придела стеной, помещенной сразу же за фигурой студента, «прижимающей» ее к переднему краю картинной плоскости. Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде. Однако работ этого периода, посвященных творчеству Ярошенко, не так уж и много. Моделью для «Курсистки» послужила молодая жена В. Г. Черткова (впоследствии друга Л. Н. Толстого). Ярошенко, будучи художником-публицистом, не мог не высказать своего отношения к столь бурной полемике вокруг картины Н. Н.
В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. На ногах у девочки черные сапожки. Николай Александрович Ярошенко.
Сильная, приземистая фигура – в тени. А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед. Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». Ярошенко в Петербурге. Но и это была бы не вся Стрепетова. В уверенности кисти мастера не менее убеждает и плотное корпусное письмо.
Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Так, в «С. -Петербургских ведомостях» в 1884 году в статье, посвященной XII Передвижной художественной выставке, говорилось, что «г. В то время такие пледы имели все бедные студенты, так как без них было не обойтись. Однако никому из родных не приходила в голову мысль развить этот талант. Надо отметить и тот факт, что и сама тема, вероятно, была близка Ярошенко на тот момент.
Прыткова 4, И. В. Рогинская. Порудоминский. В данной главе будут рассмотрены созданные в начале 80-х годов картины Н. А. Скорее это был переходный период, отмеченный поисками как в области темы, так и чисто живописными» Каталог выставки произведений Н. А. Как правило, студенты проживали сразу по несколько человек в комнате, посещали лекции по очереди. В картине изображена молодая девушка – курсистка идущая по улице большого города.
В своем кочегаре он видел в первую очередь жертву бесчеловечной эксплуатации, покорно сносящую свою участь. Но, в отличие от героя Тургенева, «Студент» Ярошенко лиричен, согрет внутренним горением. Кисти худых рук сложены, вернее, сжаты вместе. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Ему удалось верно постичь замечательную личность Ярошенко, довольно полно выявить его окружение. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.
То есть система как-то образом контролировала и регулировала эти взаимоотношения. Интерес к изучению творчества Н. А. В каждой, самой небольшой, статье или главе или даже строке о Н. А. В ее руке связка книг, которую она укрывает от дождя. Н. А. Ярошенко не суждено было стать военным офицером, он остался им в душе, верный и преданный своему делу интеллигентный, мыслящий, артистичный, философски относящийся к жизни.
Девочка стоит возле стола и что-то кушает из глубокой тарелки, которая почти пуста. Тему продолжает вышедшая в 1955 году книга Д. В. Один из наиболее ярких и своеобразных изобразителей городской жизни в ТПХВ – Николай Александрович Ярошенко (1846-1898). По чистоте, цельности и независимости натуры Ярошенко близок Крамскому.
«Известные картины» – «Гурманка» – Пабло Пикассо., это тоже, что в литературе портрет, написанный Достоевским» И. Н. М. : Искусство, 1952. Пожалуй, ни у И. Е.
Народно-освободительные идеи в русской живописи второй половины XIX века – М., 1955. Что-то есть в этом персонаже и от Раскольникова из знаменитого романа Достоевского. Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников. У Н. А. С. 331.
Считая губительной для передового искусства работу в условиях самодержавной России в официальном государственном учреждении, он решительно отказался войти в 1893 году в реформированную Академию, когда большинство передвижников, руководимые заботой о «продлении рода» демократического искусства, сочли необходимым сделать этот шаг. Ге. 31 марта 1878 г. в Петербургском окружном суде под председательством А. Ф. Здесь же он знакомится с И. Н. Детство Ярошенко прошло на Украине.
На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Его первым учителем был художник А. М. Единственные глаза. Особое внимание для нас представляют работы В. А. Именно эта широкая содержательность произведения, далеко выходившая за пределы содержания собственно портретного образа и позволила Крамскому отнести этот портрет к числу «самых замечательных» портретов своего времени. Он то ли греет руки, то ли прячет нечто (пистолет, бомбу. ).
Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист. Казалось бы, картина должна получиться безысходно-мрачной. Студенты жили своей особой жизнью. Ульянова – Ге предстает как «умудренный муж», художник-энциклопедист, внешним образом похожий на какого-то римского философа.
Склоненная голова «подпирает» верхний, низко обрезанный ее край и без того узкий холст перегорожен углом стены слева, что, казалось бы, противоречит «правильной» композиции, но вносит дополнительную остроту в напряженный предметно-пространственный конфликт. «новый народившийся небывалый и светлый образ человеческий». Таков послужной список в будущем известного и самобытного художника Николая Ярошенко.
С. 3. Победоносцев, как и новоназначенный министр народного просвещения Делянов, считал студентов «толпой извергов и негодяев». В высшие учебные заведения секретно рассылались списки лиц, которых запрещено было принимать туда «за вредное направление образа мыслей». Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. указ. Моргунов. – М. : Искусство, 1972.
Закрывались студенческие читальни. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников. С 1868 года юный Ярошенко вольнослушателем посещает Академию художеств.
В своей работе Н. А. Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904.
Когда пришло время, генерал отдал сына в Полтавский кадетский корпус, где некогда служил сам, а по его окончании, уже юношей, молодой Ярошенко уехал в Петербург и поступил там в Павловское училище. На этом заводе Н. А. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. С. 60. Через год на его могиле был установлен памятник— бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Его работа «Русское революционное народничество 1870-х годов» 7, показала, как отразил Ярошенко борьбу народников и Народной воли в произведениях живописи.
Толстого, а Соловьев позировал не только Ярошенко, но и Крамскому. Этюды к картине о женщине-революционерке датируются уже 1878 г. Именно в этом году художник написал картины «Прогрессистка» и «Террористка». Но в портрете, созданном Ярошенко, выражено не личное горе актрисы. М., с. Ревякина А. А. М., С Там же. Тонкая фигура ее почти неотделима от темного фона.
Это позволило глубже оценить малоизученные – ранний и поздний периоды творчества художника, а в значительной степени и скорректировать мнение о них. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. портрет Стрепетовой будет останавливать всякого. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента».
Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. Сарабьянов. Не зря сама молодежь справедливо считала его «своим» художником. Композиция картины простая и строгая.
В противном случае, на примере портрета Л. Н. Зато живой блеск другого, умного, проницательного, очень выразителен. Стол застелен белой скатертью. С. 55.
Одним из самых поразительных женских портретов в живописи передвижников назван портрет П. А. И все же, если бы картина «У Литовского замка» сохранилась, она, вероятно, приобрела бы, подобно «Студенту», этапное значение, как первый опыт создания обобщенного типического образа девушки-революционерки 70-х годов. как исторические памятники эпохи, впрочем, в них есть и художественные достоинства» Н. Н. Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977.
Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. Но впечатлению огромной силы, заключенной в этих руках, странно противоречат устало опущенные плечи и выражение глаз, с вопросительным упреком устремленных на зрителя. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Но в том же 1895 году Ярошенко был написан великолепный портрет В. С. Это была бы Стрепетова, но это была бы «не вся» Стрепетова, а лишь Стрепетова в какой-то момент, в какой-то роли – «общий характер» не выявился бы в таком портрете.
По окончании ее Ярошенко «за отличные успехи в науках» был произведен в штабс-капитаны и в 1870 году был назначен заведующим штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. Это прежде всего «Кочегар» (1878, Государственная Третьяковская Галерея), уже упомянутое выше первое в русском искусстве изображение профессионального рабочего. Фигура заключенного написана в теплой, коричневатой гамме. – М. : Искусство, 1966. И в дальнейшем биография Ярошенко во многом отлична от жизненного пути его сотоварищей.
Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». Ге. Отправляясь в театр на тотже спектакль «Таланты и поклонники», они могли позволить себе только галерку. соч.
Студента Николай Александрович написал в 1881 году. Особенно неудачна последняя. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Художник написал актрису в полурост.
2 70 ция русского общества на события в стране в е годы изменялась со временем. Это огромный и добросовестный труд, насчитывающий около четырехсот страниц – настольная книга для тех, кто занимается творчеством Ярошенко. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. В портретной работе Ярошенко выражено стремление к предельной ее законченности. «В яркой, эффектной внешности портретируемого есть нечто нарочито картинное искусственно романтизированное» Т. И. Сам М. Т. Лорис-Меликов (министр внутренних дел, шеф жандармов) приехал объясняться с Ярошенко.
Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Одна пара обуви на четверых, одно теплое одеяние на то же количество. В то время такие пледы имели все бедные студенты, так как без них было не обойтись. Сегодня еще по инерции это вызывает некое отторжение. Можно ли было не узнать студента, «что-то вроде бунтовщика, революционера», в этом решительном, собранном, сжатом, будто пружина, молодом человеке, мгновенно готовом «распрямиться».
По воспоминаниям художника Н. П. Ярошенко к П. М. соч. В другом портрете Репин изобразил Стрепетову в жизни. Образы представительниц женской учащейся молодежи, а также сюжеты, связанные с революционным движением, встречаются и в произведениях Ярошенко последующих лет («Причины неизвестны», 1884 акварель «Экзамен курсисток у профессора Грубера», 1887 эскиз «Арест пропагандистки», 1887).
соч. Строгий очерк бровей, гладко зачесанные назад волосы, аскетически скромная одежда (черное закрытое платье, белый воротник и нарукавнички). Ярошенко () // Искусство. М., с. Троицкий Н. А.
Живопись. Такой предстает перед нами героиня его «Портрета неизвестной» (1880-е годы). превосходит все портреты, когда-либо написанные этим художником» Там же.
Плечи слегка подались вперед, выдавая сутулость фигуры. Ярошенко. «Студент» вызывает в памяти образ Раскольникова Достоевского и особенно – тургеневского Базарова. Прытков называет лучшим портретом 90-х годов В. А. Третьякова – М., 1968. В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».
Картина, показанная на 9-й Передвижной выставке, произвела впечатление тем более сильное, что открытие выставки (1 марта 1881 года) совпало с убийством Александра II народовольцами. Мои встречи М. : Издательство АХСССР, 1952. Впоследствии изменялись подробности, уточнялись детали, но главное оставалось неизменным: «На саженном полотне изображен Литовский замок. Обсуждался вопрос об отдаче участников студенческих беспорядков в солдаты.
Репина нервно-подвижное лицо актрисы написано в горячей гамме красновато-бурых цветов. – заключает автор. – заключает автор. Кто знает, быть может, это люди, пострадавшие из-за аграрных беспорядков. Прытков.
На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». Великая и красивая актриса Стрепетова, сложный и трудный для себя и для других человек Стрепетова, сильный характер и «горбатенькая» измученная женщина, жаждущая доброго слова и ласки – все это есть у Ярошенко, но еще это и человек восьмидесятых годов, человек своей эпохи, трагически воспринимающий настоящее. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Интересна история создания этих образов и нас они будут интересовать именно как портреты. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир.
«Студент» вызывает в памяти образ Раскольникова Достоевского и особенно – тургеневского Базарова. С. 65. Большой интерес, в частности, представляет «Курсистка», точнее, вероятно, «Гимназистка», 1880 г., экспонированная под нейтральным названием «Этюд» на VIII Передвижной выставке. Но и он как будто наталкивается на враждебную студенту преграду. Пребывание художника Н. А. Гаршин, Н. Михайловский.
Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. Для своего времени композиция эта оригинальна. Репин. – такова концепция портретов интеллигенции Н. А. С. 7. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Человеческая тема почти всех героев Ярошенко – печаль о «не своем горе», о которой писал Глеб Успенский. Образ девушки проникнут ощущением полноты жизни, оптимизма, веры в будущее.
Если бы Ярошенко создал только «Кочегара», он завоевал бы право на место в истории русского искусства, но Ярошенко – автор целой галереи образов современной ему народнической интеллигенции. Но Ярошенко, еще не понимая значения пролетариата как революционной силы, не выделял рабочих из общей массы угнетенных. Николай Александрович родился в Полтаве, в 1846 году. Эту работу В. А. Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы.
Репиным. С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге. Ульянов.
Перед нами человек не только мысли, но и дела. Многие зрители пытались додумать, что же привело за решетку героев картины: вдову в черном платке, старика крестьянина и других.
Народолюбцы и тираноборцы: «Хождение в народ» // Искусство С Троицкий Н. А. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. А ведь эти глаза могли бы засветиться любовью, а ведь эти губы могли бы тронуться улыбкой. Реакционная печать резко её критиковала.
Ярошенко. Когда Ярошенко был переведен в Петербургский военный корпус, для Ярошенко открылись не только новые грани военной профессии, но и возможность более серьезно заняться живописью. Литературу о Ярошенко едва ли можно назвать очень большой. Полумрак камеры как бы обволакивает формы, поглощает линии и объёмы. Иными художественными средствами создается образ.
С Прытков В. А. Наиболее выдающейся в художественном отношении работой Ярошенко 1881 г. была сравнительно небольшая по размеру, но чрезвычайно содержательная и яркая по силе образа картина «Студент». Ярошенко полны идеологической направленности.
В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого. С. 59. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», 1939, 1. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. Ярошенко мы увидим упоминание об этой работе.
В это время художник работал над эскизами к картине «Иуда». Учитель и друг Репина, Крамской выступает в той же роли и в жизненной судьбе Ярошенко. Тени, сгущающиеся в углах. Уделено большое внимание не только деталям, но и живописной стороне произведения. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. «Мысль художника о человеке» С. Н.
Мастерски изображен влажный блеск тротуара, каменных стен, рассеянный свет. По воспоминаниям жены Ярошенко – Марии Павловны – «он не мог писать тех лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально он не был обеспечен» В. А. Такими большинство представляли себе будущих курсисток в лет 16.
Образ революционера-узника в произведениях русской живописи х гг. Первая картина этой темы, «Прогрессистка», принадлежит к числу лучших портретных рисунков Ярошенко. Зато живой блеск другого, умного, проницательного, очень выразителен. Надо сказать, что в Академии художеств для учащихся тоже существовала обязательная форма.
Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. Изгиб слегка сдвинутых темных бровей, собирающих складки на надбровных дугах, пристальный взгляд серых глаз, обращенных в сторону, как бы к стоящему рядом с ним собеседнику, сообщает лицу серьезное, даже строгое выражение. Крамской. «Уже поседевший, постаревший», – писал И. Е. Автор статьи отмечает, что у художника «поиски выражения определенных типических черт заслоняют черты индивидуального характера, отодвигают на второй план собственно портретную задачу» С. Н.
Крамской. Сам Ярошенко полагал, что не сумел прийти к нужному обобщению. Восьмидесятые годы — полоса наступления на молодежь, прежде всего на учащуюся. Пелагея Антипьевна для Ярошенко – хорошо знакомый, близкий человек. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении.
Он также любит поколенные и особенно поясные портреты, также стремится к выражению в них «жизни ума и сердца». Скульптура. Он не искал в ней артистки. Курочкина. На плечи накинут, платок. Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики.
Не случайно на допрос по поводу его картин, показанных на Передвижной выставке и заподозренных в революционном направлении, наряду с картинами «Заключенный», «У Литовского замка», назывался и «Студент» 15. Репин. Короленко, Вс. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Поленовой 5, В. Порудоминского 6. Как нигде, пожалуй, в «Студенте» активен лаконичный упругий контур, ограничивающий интенсивное по тону пятно фигуры, сдерживающий ее энергию и оттого сам приобретающий скрытую силу. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
С Поленова И. В. Ярошенко в Петербурге. Русское революционное народничество 1870-х годов. М., с. Прытков В. А.
Прытков отмечает, что особенно много и углубленно художник работает в портретном жанре именно с конца 70-х – начала 80-х годов, после создания им «социально типических образов передовой русской молодежи, как бы подготовивших расцвет его незаурядного дарования портретиста» В. А. 11 Секлюцкий В. В. Николай Александрович Ярошенко. Прытков. Фигура студента приближенна к зрителю и заполняет собой почти весь холст. Тронутся ли, засветятся ли. » Обтрепанная шляпа и «весьма разночинное» пальто указывают на незавидное материальное положение студента.
В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Неудивительно, что когда появилась некоторая свобода и прежде всего финансовая, студенчество вздохнуло с облегчением. «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи» М. Неведомский. Студент изображенный на портрете, это длинноволосый молодой шатен с редкой юношеской бородой.
Ярошенко проводили лето именно здесь. В самом деле, можно ли было не признать студента (по замечанию недоброго рецензента, «типического недостаточного студента». ) в этом серьезном молодом человеке — с его бледным лицом, обросшем рыжеватой бородкой, с длинными волосами, выбившимися из-под широкополой шляпы, с его «недостаточным» пальто, с этим накинутым на плечи пледом (в официальной печати тогда неодобрительно писали о пледе, заменившем студентам мундир и требовали ношения учащимися единообразной формы). Первая из картин этого круга – однофигурная композиция «Заключенный» (1878 экспонировалась также на 6-й выставке).
Герои Ярошенко – люди именно этого Петербурга, люди города пореформенной, капитализирующейся России. На фоне высокой спинки выделяется чуть склоненная «дивная голова, так великолепно украшенная красивыми черными, с проседью, пышными прядями локонов» И. Е. Художник фиксирует преходящие, переменчивые черты душевного состояния модели. «Им не важны «заказы» и не знаменитость, а непобедимая, глубочайшая потребность написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить, в картине своей кисти, для потомства.
Образ же русской девушки-курсистки получил свое наиболее абсолютное художественное выражение в известной картине «Курсистка» 1883 г. Этой картине предшествовал ряд портретных работ, по которым мы можем проследить постепенное выделение наиболее существенных черт этого образа. Галактионовичу Короленко» В. А. Видимо имел место процесс влияния современной литературы на Ярошенко. Жена его была курсисткой, бестужевкой, активной общественницей. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства.
Написанная после разгрома народничества «Курсистка» лишена революционной романтики образа героини картины «У Литовского замка», но привлекает своей простотой, поэтичностью, жизнеутверждающей верой художника в упорство и энергию нового поколения русской молодежи. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. С. 106. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898).
М., 1960 Прытков В. А. «Кочегар» и «Заключенный» Ярошенко: О творчестве художника Н. А. Наглухо застегнутый костюм сидит на нем, как на вешалке, как на скелете. Собственно, это своего рода «портрет актрисы в роли», но роль здесь оказывается прикрепленной навечно и выражает объективное содержание, которое больше отдельной личности. В портрете кисти И. Е. Бенуа. Прытков.
Студента Николай Александрович написал в 1881 году. Ярошенко – М. : Искусство, 1960. соч.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. В ней нет и намека на ее артистическую деятельность. Гольдштейн. Образ девушки-революционерки воплощен в картине «У Литовского замка». Одна пара обуви на четверых, одно теплое одеяние на то же количество.
Ярошенко писал «Студента» с конкретного человека, но прекрасное знание среды революционно настроенного студенчества помогло ему поднять образ до типического обобщения. Одна из первых публикаций в советское время – статья Н. С. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Стрепетова действительно пережила тяжелую личную драму.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Равнодушен Ярошенко и к бытовым деталям обстановки. Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей. Образы революционеров «оторвались» наконец от евангельских легенд, которые еще тяготели над творческим воображением некоторых художников, предстали во всей жизненной конкретности.
Злобный памфлетист поносил «безнравственных кумиров» — Чернышевского, звавшего к «бешеному взрыву разнузданных страстей дикой черни», «жалкого» Добролюбова, «полупомешанного мальчика» Писарева, при попустительстве жандармов и полиции внушавших юношам «безумную мысль, что недоучившиеся студенты и недозревшие семинаристы призваны спасать Россию от внутренних недостатков ее государственного и общественного строя». Это глубокое отличие отмечал Стасов.
«Дева Мария с ребенком под яблоней» – Лукас Кранах старший. С. 90. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного. Крамской говорил про этот портрет: «.
Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Безсонов СВ.
– Калуга, 1983. 4 72 зрителя на взобравшемся на стол и устремившемся к солнечному свету заключенном. Картина появилась на 6-й выставке вместе с «Протодиаконом» Репина. Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде.
С. 5. Более развернутую характеристику образа революционера Ярошенко дает в картине «Студент» (1881, Государственная Третьяковская Галерея). В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Стасов. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. «Курсистка» была написана в 1883 году (Киевский музей русского искусства). Откровенно говоря, эта кошка, сидящая хвостом к зрителю, несравненно интереснее написана, чем г. Успенский и г-жа Стрепетова.
Толстого, художника постигла неудача. «Студент» – до сих пор одно из популярнейших произведений Ярошенко. Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904. В портрете Стрепетовой нет ничего внешнего, зрелищного.
Но, в отличие от героя Тургенева, «Студент» Ярошенко лиричен, согрет внутренним горением. Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского. Недаром Нестеров в своих воспоминаниях называет его «совестью» передвижников8. 15. Неуловимый, зыбкий свет струится из неведомого источника. Образ этот типичен.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Первоначально сама идея создания портретной галереи «лиц, дорогих нации», «духовных учителей», «властителей душ», «совести народной» принадлежала Третьякову. Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году. Как много высказал его взгляд — в нем и непреклонное желание уберечь свое «я» от деспотического и обывательского посягательства «старых» и ненависть к обществу, которое он не может и не желает принять и готовность бороться с тем, что ненавистно. А может быть, топор. После окончания кадетского корпуса Ярошенко начал серьезно заниматься живописью и рисунком. Отец будущего художника, кадровый офицер, готовил сына к военной карьере. Архитектура.
Репин. Таким образом, Н. А. Черткова, которую прекрасно знал Ярошенко. «Студент» – схудожника Филиппа Антоновича Чирко или, как его звали, Чирка, который оставил великолепные воспоминания о жизни в дореформенной академии. Ярошенко и В. Г. Ярошенко принадлежит также целый ряд портретов современных ему деятелей культуры. Свою статью Бенуа заключает выводами, что Ярошенко «очень типичен для конца 70-х – начала 80-х годов для этого времени курсисток и студентов, бурной, рвущейся к геройству, наивно-прямолинейной молодежи, Ярошенко иллюстрировал это время в характерных и даже значительных этюдах-портретах» Там же.
Николай Александрович Ярошенко – М. : «Искусство», 1979. Нужно сказать, что сам Николай Александрович был близок к миру учащейся молодежи. Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. Перед зрителем не только импрессионистическая острота схваченного момента, но и проникновение в стихию жизни, стремление художника глубже выразить ее постоянное сложное движение. Образ этот типичен.
Бродский. И вот таким-то новым требованиям и отвечает новая картина Ярошенко «Заключенный» В. В. С-Пб, 1912. Женские образы, созданные Ярошенко в годы реакции, отмечены чертами суровости. Студент держит одну руку за пазухой, другую в кармане.
Статья была написана С. Глаголем, но редактировал ее И. Остроухов, хорошо знавший художника. Портрет П. А. Стрепетовой (1884) проникнут настроением той же строгости и даже суровости. Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. Тень от видавшей виды шляпы падает на один глаз. Первым его учителем был Андриан Маркович Волков известный своей картиной «Прерванное обручение» (1860, Государственная Третьяковская Галерея). Крамским, преподававшим в школе в то время. Л. Н.
Портретная живопись передвижников. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Гольдштейн. Почти все его лучшие произведения – однофигурные композиции.
Отметим, что наиболее удачные портреты деятелей русской литературы и искусства кисти Н. А. Товарищество передвижных художественных выставок: исторические очерки.
Гаршин, повидавший «Кочегара» еще в мастерской Ярошенко, вводит в свой рассказ «Художники» образ Глухаря, бесспорно навеянный «Кочегаром». «Кочегар» и «Заключенный» Ярошенко: О творчестве художника Н. А. И снова позади серая, пропитанная сыростью каменная стена — дома ли, острога ли, проходного ли двора, которым по сигналу тревоги уходят с конспиративной квартиры, — выразительный и словно сросшийся с ярошенковскими героями (не просто героями картин, но подлинными героями, написанными Ярошенко) «иероглиф» российской столицы. А вследствие этого «его жизнь не имеет того шаблонного характера, каким отличается жизнь почти каждого профессионального художника» Памяти Ярошенко. Мы видим всю группу крупным планом, как бы приближенной к зрителю. Моргунова в журнале «Искусство» за 1939 год Н. С.
Далекое и близкое. В «Студенте» Ярошенко создал своеобразный «исторический портрет» собирательный образ революционно настроенного русского студента периода натиска на самодержавный строй. Им никто этого не «заказывал», они денег не надеялись и не желали извлекать из этого они сами ходили, просили, уговаривали – и им удавалось, наконец, написать того, кто им казался принадлежащим к их внутренней жизни» В. В. С. 146.
И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Третьяковым. Крамской на портрете кисти Ярошенко.
Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», М., 1960. С. 130. Ярошенко был именно художником-портретистом. Эволюция образов // Человек и культура С Неведомский М. Художник интеллигент // Нива С. 439. Вот как он описывает свои впечатления от этого образа: «Он немного сутуловат, медлителен и угловат в движениях от привычки к сидячей жизни, сосредоточен, замкнут, всегда о чем-то думает и производит впечатление отсутствующего, когда он на людях, особенно чуждых ему, оправдывая свои слова о себе: «Я больше думаю, чем говорю, а вы больше говорите, чем думаете». Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Карпова.
Третьяковых, написанная С. Глаголем и И. Остроуховым С. Глаголь, И. Остроухов. Критик первым отметил художественные достоинства ярошенковского «Кочегара»: «публика как один человек, всякий день приходит в восхищение от поразительного огненного освещения, которым с головы до ног облит этот мастеровой. » Там же. В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого. Гольдштейн.
Третьяковых – М., 1909. Выстрел Веры Засулич прозвучал для Ярошенко в последние мгновения работы над «Заключенным», определил его замыслы, отозвался на всем его творчестве ближайших лет. Это большое полотно было начато в 1878-м и закончено в 1881 году. Петербург был центром бюрократической системы самодержавия. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников.
указ. То же произошло и с одним из самых поэтических произведений Ярошенко – «Курсисткой».
«Курсистка» воспринимается как поэтический символ молодой России, которой принадлежит будущее. С. 11 – 13. К нему было привлечено внимание всего Петербурга. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами.
Личные дела Н. А. Думаю, для Н. А. Соловьевым И. Е. Своим творчеством художник Ярошенко мог донести мельчайшие подробности быта и среды обитания простого народа. Глеб Успенский увидел в «Курсистке».
На художника был наложен домашний арест. Портрет написан жизненно, сочно, с легкостью. Он стал знаменитым русским художником. Крамской колеблется, кому отдать предпочтение. Толстой и художники – М. : Искусство, 1978 С. 184. Сохранился и второй вариант «Курсистки».
М., Троицкий Н. А. «Безобразным» назвал портрет Стрепетовой и нововременец А. С. Суворин. Это первый историк, который рассмотрел народничество через искусство. Это позволяло государству «не разводить нищету», как говорили, так как те, кто выучился «на медные деньги» своих родителей, помнили о своих многочисленных братьях и сестрах, о своих родителях и никогда сироты, например, дети вдовой сестры, не оказывались на улице.
Порудоминский – автор работ, посвященных и другим передвижникам Н. Н. Далекое и близкое – М. -Л. : Искусство, 1949. Художественный отдел Калужского областного музея, Калуга, 1923. Ярошенко «Студент» и «Курсистка». Позже ею были опубликованы первые более серьезные статьи о художнике. Выразительна невероятно худая фигура Соловьева с тонкими костлявыми руками.
Троицкий подводит итоги изучения этой темы, признавая неразработанность темы историками. Крамскому, выпущенных в той же серии. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Избранные сочинения. Ярошенко.
Он стоит у фонаря и ему все равно, что думает и чувствует девушка и кто сидит в тюрьме.
В действительности это не так. В 1979 году вышла еще одна книга о Н. А. Ге «Что есть истина. ». Прытков.
Неуловимый, зыбкий свет струится из неведомого источника. В нем есть и горячая вера и внутренняя сдержанная патетика – черты, присущие, скорее, героям Степняка-Кравчинского («Андрей Кожухов» и другие). Именно «несоответствие материального быта и их общественного положения степени их умственного образования» делало студентов, по мнению правительства, «необыкновенно податливыми на разрушительные теории».
В противоположность «Кочегару» телесность, материальность фигуры не подчеркнута. Среди них – книга о Московской городской художественной галерее П. и С. М. Ярошенко появился после 1932 г., когда Сталиным был объявлен лозунг борьбы за социалистический реализм, задача которого отражать революционные процессы переустройства мира в свете социалистического идеала 3. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Следует сказать, чтосамо бытование длинноволосого или «вечного», студента, как тогда говорили, было граничит с тем, что учиться тогда можно было, не так, как теперь. Студентам разрешалось досдавать экзамены, а диплом об окончании высшего учебного заведения обеспечивал им средства к существованию: если человек имел диплом, например, врача или учителя, токогда он уходил в отставку, жалованье его полностью сохранялось. Картины «Заключенный», «У Литовского замка», «Студент» сделали в определенных кругах имя Ярошенко одиозным. Ге и И. Н.
Статья Н. В. Статья А. Н. «Курсистка» была написана с детской писательницы Анны Константиновны Дитерихс, жены В. Г. «В сущности в его жанровых картинах – в любви к однофигурным композициям, в сосредоточенности внимания не столько на чертах быта и сюжетном действии, сколько на психологической выразительности самих персонажей, яркости самого «типажа» – чувствуется, по преимуществу, художник-портретист» Там же.
«Замысел Третьякова, его личная заинтересованность стимулировали развитие портретной живописи, создавали в культуре прошлого столетия определенное силовое поле» Т. Л. указ. Методологические общие черты исследователи находят у Н. А.
Но следует отметить, что портрет Соловьева решен лаконичнее, увереннее. Она сразу фиксирует внимание на самом главном. От всего этого общего темного фона только узкая полоска белого воротничка отделяет лицо.
Отдельно следует остановиться на одежде персонажа. Позже в свет вышел большой труд того же автора под названием «Портрет второй половины XIX века» В. А. «Кочегар» и «Дьякон» «балансируют», пишет Крамской Репину, «не знаешь, который лучше. На исхудалом лице, обросшем усами и бородой, резко выделяются большие темные глаза под сдвинутыми лохматыми бровями.
С. 92. Но «Курсистка», как и «Студент», – портрет-тип, собирательный образ передовой студенческой молодежи 80-х годов. Стасов. Объемность лепки усиливает ощущение силы и мощи фигуры. В. А. Раскрывая особенности метода Ярошенко, автор отмечает: «художник-психолог по особенностям своего дарования, он воплощал волновавшие его замыслы большей частью в однофигурных композициях» Там же.
соч. С. 187-188. Гольдштейн, проводит параллели между Ярошенко и Крамским. Русский портрет второй половины XIX века – СПб. : Алетейя, 2000.
Ее автор В. И. Портрет писался по заказу П. М. Он не имел семьи и собственного дома, чаще всего жил у своих друзей. Впервые В. А.
Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». указ. Репин, например, в своем портрете Стрепетовой в роли Лизаветы (по пьесе Писемского «Горькая судьбина») сумел показать свойственный актрисе великий дар творческого перевоплощения. Оголенная темная камера – настоящий каменный мешок. Несмотря на детали, могущество общего характера выступает более всего» И. Н. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
С. 97. Так, портрет Крамского кисти Ярошенко можно рассматривать наряду с автопортретом самого Крамского, тоже с портретом Ге, портрет Стрепетовой был одновременно написан и Ярошенко и Репиным. В картине «Невский проспект ночью» (1875) во влажной, хмурой темноте, среди мерцающих отсветов асфальта можно различить несколько женских фигур и «по убогой роскоши наряда» угадать в них сестер Надежды Николаевны, героини проникнутого глубоким гуманизмом одноименного рассказа Гаршина.
// Культура и искусство С Неведомский М. Художник интеллигент // Нива С Поленова И. В. Образ девушки очень привлекателен. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Графика Ч. 3.
С 1864 года Ярошенко посещал и вечерние рисовальные классы при школе Поощрения художеств. Будучи человеком высшего общества, он, тем не менее, в своем творчестве обращается к представителям разных социальных сословий, к выходцам из разночинной среды. В начале XIX века появляются обширные труды, посвященные русскому искусству, в которые входят главы о Ярошенко, что уже говорит о признании его заслуг. Типичен для того времени и сюжет картины, отражающий горячие убеждения, споры и столкновения «отцов и детей», которые зачастую приводили к тому, что дети решительно, навсегда порывали с родной семьей, уходя в «революцию». Ярошенко в серии «Жизнь в искусстве» В. И.
Эта работа по своему замыслу была очень близка картине «У Литовского замка», что, в сущности, представляет собой доведенный до завершения ее вариант. С. 19. М., с. Секлюцкий В. В. Л., с. Порудоминский В. Николай Ярошенко. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Позже Николай Ярошенко посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.
Это широкое обобщение художник усматривал в «Заключенном», против воспроизведения которого не возражал. Недошедшее до нас полотно «Сумерки» (1876) посвящено, судя по отзывам прессы, землекопам – мостовикам. Прытков отмечает преобладающее место портрета в творчестве Ярошенко. Однако не вышла ни одна новая книга о творчестве Н. А. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Он был и средоточием интеллектуальной жизни страны.
Художник-интеллигент, «Нива», 1917, 29. Автор вступительной статьи к каталогу выставки, С. Н. Слегка ссутулившись, кочегар стоит, прислонившись к стене. Отец готовил сына к военной карьере. Смысл лица.
Ге. «Учащаяся молодежь необыкновенно податлива на разрушительные теории Из нее набирается главный контингент нигилизма», — говорилось в верноподданной записке, представленной Победоносцеву тотчас после 1 марта 1881 года. Русское революционное народничество 1870-х годов. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Он родился в Полтаве, где учился в кадетском корпусе. Положив на колени раскрытую книгу, он о чем-то сосредоточенно размышляет. по письму, а еще более по глубине и правдивости.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Портреты Ге и Соловьева близки по композиции и по состоянию портретируемых.
После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Рама окна срезает их по пояс.
я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенки. Николай Александрович Ярошенко. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. – Л. : Художник РСФСР, 1982. Л., Порудоминский В. Николай Ярошенко. В его фигуре ощущается продуманность поведения позирующего человека. К гг.
Темный фон картины нейтрален. Из темной глубины мастерской выдвигается светлое розовое лицо в пепельном окружении волос. Другой фигурой картины является часовой. Чуть виднеющийся рукав полинявшей красной «народнической» рубашки дополняет представление о характере его конспиративной деятельности.
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. С. 95.
Ярошенко () // Искусство. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. По характеру дарования Н. А.
Он мог бы написать ее восторженной, экзальтированной, подозрительной, капризной, яростной, смиренной, мог написать «нигилисткой» или гонимой, усталой женщиной, какой она приходила на Сергиевскую -отвести душу с Николаем Александровичем и отогреться под крылом Марии Павловны. Совсем иная предстает перед нами Стрепетова в портрете, созданным И. Е. Статья Н. В.
У Ярошенко «Стрепетова» – родная сестра его «Неизвестной». Кони состоялся открытый процесс по делу Веры Засулич. Эволюция образов // Человек и культура С Епишин А. С.
В письме Н. А. Любимыми героями Ярошенко становиться студенты, передовая молодежь, движущая сила революционно-разночинного студенчества. Особенно привлекали Ярошенко люди, непосредственно связанные с революционным движением, способные на подвиг. Бенуа о Ярошенко, включенная в его «Историю русской живописи в XIX веке» А. Н.
– таким уверенным и бескомпромиссным предстает перед нами И. Н. Прытков. В ярошенковском «Этюде», появившемся на Передвижной выставке 1882 года, зрители сразу же признали «одного из лучших представителей» того самого молодого поколения, о котором говорил Стасов (в одном из обзоров выставки герой «Этюда» назван «типическим недостаточным студентом»). История русской живописи в XIX веке. Как нельзя кстати оказалась реформа студенческой униформы, которая была следующей за реформой крепостного права. И это как бы преодолевает мрачность окружения.
Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. К наиболее интересным портретам, созданным Ярошенко, следует отнести портрет Глеба Успенского (1884), мастерски передающий характерность и одухотворенность лица писателя, свободную непринужденность его позы. 6 74 волюционной романтикой. Виден лишь силуэт фигуры, приникшей к узенькому и высокому оконцу, забранному решеткой. Замечательный русский критик еще в своих обзорах непосредственно с выставок Товарищества давал очень высокую оценку многим работам Ярошенко – «Заключенный», «Кочегар», «Всюду жизнь». В этом и своеобразие и, быть может, сила его решения. Не забывали своего коллегу и художники – Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи. Скульптура.
Не бледном, некрасивом лице горят большие, темные, без блеска глаза. С. 9. «За решеткой в окне вы увидите святое семейство. Тень от видавшей виды шляпы падает на один глаз. Сарабьянова «Народно-освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века» Д. В. Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977.
Книге предшествовали серьезные архивные изыскания, но, как сам автор отметил в «Кратком преуведомлении», личная жизнь Ярошенко осталась «тайной за семью печатями», так как найти новые документальные материалы, письма автору не удалось. Саратов, с. Что-то нацеленное, пугающее в его острых, как сталь, глазах, прямо и смело встречающих взгляд зрителя, в его руках — одна в кармане, другая под пальто на груди (кто знает, что там у него в руках — кисет, помятая тетрадка с конспектом, мелочишка какая-нибудь, вываленный в табаке пятак и двугривенный или — револьвер, кинжал, самоделка, чиненная динамитом. ), во всей внутренней его напряженности, «сжатости». Третьякова. Социалистический реализм: к определению понятия // Российский журнал социальных и гуманитарных наук С Рогинская Ф. С.
хотя и не очень дружелюбная, содержит ряд интересных замечаний, например, что «в отношении к своему предмету, примирительному и сердечному, сказалась лирически настроенная симпатичная природа художника» Там же. Десять лет спустя Ярошенко высказался против воспроизведения картины в репродукциях: он полагал, что картина слишком «приурочена к определенному, пережитому нами моменту» : «Я не сумел дать ей характер более широкого обобщения». Ярошенко жил среди увлеченной передовыми идеями молодежи, великолепно чувствовал время и точно передавал дух своей эпохи. Сюжет картины «У Литовского замка» был найден сразу.
Том 3. Перед зрителем – арестантский вагон. Ярошенко создал образ актрисы в соответствии с иной заранее заданной концепцией. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный».
Портретируемый смотрит прямо на нас. Сувориным, писал ему: «. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Главная же героиня «Террористки» явилась и героиней полотна «У Литовского замка», которое является ключевым в этот период творчества художника. Последние слова особенно примечательны: в них и «молодость» Ярошенко и его молодой «идеализм» и заслуженная им честь самому быть идеалом для молодежи. Ярошенко привносит в искусство передвижников свой, особый круг образов.
Разумеется, «Кочегар» в живописи уступает «Дьякону», но впечатление, типичность равны: оба весят здорово». Архитектура. В этом главная его сила».
Автопортрет Крамского (1874) решен в более интимном ключе, сам художник относится к себе более критически: поза и взгляд не несут той представительской роли, которая отведена им в произведении Ярошенко. Это характерная для работ Ярошенко однофигурная композиция. 8 76 В картинах «Студент» и «У Литовского замка» Ярошенко создал впечатляющие исторически правдивые образы героев русского революционного подполья, где действовали самые последовательные и решительные демократы-разночинцы. Репин, – «Ге был молод и свеж нравственной бодростью и верой в человека» И. Е. Она выполняла роль нравственного ориентира, воздействовала как «выпрямляющее начало» – такова была основная концепция московского портретного собрания. Н. Н.
Усадьбу назвали Белой виллой. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Черты энергии, действенности присущи портрету М. Е. Салтыкова-Щедрина (1886). Прытков. Некогда петрашевец, сосланный рядовым в Оренбург, Плещеев стал впоследствии руководителем отдела поэзии в «Отечественных записках» и других журналах. По-иному охарактеризован поэт А. Н. Плещеев в портрете, написанном в 1887 году. В работах дан подробный анализ самых известных полотен этой темы.
Темный фон отчетливо выделяет очертания голов узников, положение фигур, выражение лиц. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Уже в ранней юности Ярошенко сроднился с революционно-демократическими кругами. Все рассматриваемые в этой главе личности были не единожды запечатлены на холсте.
Указ. В те времена это было граничит с нищетой в студенческих кругах – зимних пальто у них попросту не существовало. С. Н. «Бог дал мне высшее счастье. Он пишет их особенно проникновенно, с задушевностью и теплотой.
Ярошенко. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. С. 50. Около этого мрачного здания всего две фигуры. Высокая шляпа, плед на плечах увеличивают ее размеры. Полная внутреннего напряжения фигура, смотрящий исподлобья, настороженный взгляд дают почувствовать тревожную атмосферу революционной борьбы, участником которой, по-видимому, был Студент. Картина сразу же завоевала любовь и признание демократической общественности.
Николай Ярошенко. Прекрасны ее юное энергичное лицо, по-молодому легкая, стремительная походка. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Толстого. После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи. Искусство и художественная промышленность 4-5, 1898. Волновала уже сама тема – тема политических преследований передовой интеллигенции.
Однако годы издания этих больших монографических трудов и скромных заметок и статей о Николае Александровиче Ярошенко в основном датируются серединой теперь уже прошлого XX века и написаны они были с точки зрения определенной, царившей в то время идеологии. Моделями семнадцати из двадцати четырех заказанных им портретов являлись писатели. Ярошенко писал «Студента» с конкретного человека, но прекрасное знание среды революционно настроенного студенчества помогло ему поднять образ до типического обобщения. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. кисти Н. А.
Стасова. С. 325.
Графика Ч. 3. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». Юбилейная выставка произведений Н. А. Из года в год он стоит на страже идейной и творческой целенаправленности Товарищества, глубже многих сотоварищей понимает значение передвижнической деятельности.
Живопись. В нем есть и горячая вера и внутренняя сдержанная патетика – черты, присущие, скорее, героям Степняка-Кравчинского («Андрей Кожухов» и другие). Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Репина, ни у И. Н. Н. А.
Вера Засулич писала, что правительство, преследуя молодежь, способствовало пробуждению в ней революционного протеста: самые впечатлительные и правдивые из молодых «разрывают с обществом, составляют себе идею общего блага и идут бороться за него, не считая ни жертвы, ни сил, отбросив всякие помышления не только о выгодах, но и о самой жизни». И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Следовательно, портрет не был приобретен П. М. Стрепетовой Стрепетова Пелагея Антипьевна (1850-1903), провинциальная артистка, затем актриса общедоступного и Пушкинского театров в Москве с 1882 г. Актриса Александринского театра. В 1944 году выходит первая брошюра, посвященная Ярошенко, ее автор Ф. С. Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте. Вот, например, трогательный в своей «психологичности» и показательный отзыв корреспондента одной из провинциальных газет: «Что там отразилось в этих глазах, в этих сжатых губах: личная ли злоба за себя, за свою тяжелую нужду, непосильную борьбу, за свою тающую где-нибудь на сыром и промозглом чердаке жизнь, без ласки и привета, без света и тепла, злоба ли, наконец порожденная раздутостью претензий или злоба не за себя.
Портрет второй половины XIX века – М. : Искусство, 1970., где В. А. С. 62., о портрете Салтыкова-Щедрина он писал: «портрет. «Только себе, собственным силам и способностям он обязан тем, чего достиг в жизни» Т. И. С. 105. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Волков.
Указ. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Его жена, М. П.
Правительство жаждало освободиться от «умственного пролетариата». Иван Николаевич Крамской – Л. : Художник РСФСР, 1988.
К числу работ, являющихся самостоятельными произведениями, но вместе с тем отдельными чертами, подготавливающими создание «Курсистки» 1883 г., относится и «Портрет неизвестной» 1881 г. Только после этих работ и длительного изучения различных представительниц русской учащейся молодежи появилась картина «Курсистка». Письма, статьи. Ге в своей книге Н. Н.
Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского. С. 47. С. 437., – писал М. Неведомский в 1917 году.
Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге. Эти послереволюционные ранние и небольшие статьи о Н. А. В этих работах мы находим некоторую информацию о создании известных картин этой серии, в числе которых «Курсистка». Курочкина. Одна из этих картин, в частности, «Курсистка», входит в состав коллекции Калужского областного художественного музея. Любовь к рисованию возникла у будущего художника с детства.
Московская городская галерея художественная галерея П. и СМ. Письма, 1937, С. 325. Облик девушки в этом варианте более скорбен, сосредоточен и как бы окрашен горечью. Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга.
Десятью годами раньше Крамской также написал портрет философа. Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. «Студент» – до сих пор одно из популярнейших произведений Ярошенко. Существует целая галерея портретов графа Л. Н.
Картина была почти сразу снята с выставки. Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. Только присутствие солдата-караульного нарушает мрачную пустоту улицы.
Народно освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века, – М, 1955. Прытковым. Н. А. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Портретная живопись передвижников каталог выставки – М. : Искусство, 1970.
От этих лет остались наброски жанровых сцен и портретные зарисовки (часто в карандаше). Образ Пелагеи Антипьевны удался художнику. В этом же году он переехал в Кисловодск, а в 1893 – вышел в отставку.
В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к униженным и оскорбленным, раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным». Композиция «Студента» динамична. Все следующие годы «русский Платон» самостоятельно занимался философским творчеством. Этот портрет по праву занимает свое место в экспозиции Русского музея как одно из самых интересных и достойных произведений Н. А.
Софья Андреевна Толстая, жена писателя, пишет об том портрете и о портрете Толстого кисти Репина в своих воспоминаниях: «Портрет этот совсем не похож (о работе Репина) но его купили для музея Александра III в Петербурге. Темный фон картины нейтрален. Стрепетовой» (1884). Волков был другом поэта В. С. Курочкина, сотрудника «Искры» и других сатирических журналов, члена «Земли и воли». Он мог бы написать актрису «как в жизни» – некрасивую, порой жалкую, маленькую, убогую, «горбатенькую», как между собой говорили о ней друзья, «безобразие», «кошелку», как злобно, с издевкой именовали ее враги.
В 1970-х годах в Государственной Третьяковской галерее прошел ряд тематических выставок, посвященных творчеству передвижников, одна из них – «Портретная живопись передвижников» С. Н. В 1880 году в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Отдельно следует остановиться на одежде персонажа.
соч. Ярошенко был особенно важен этот контакт между портретистом и портретируемым, своеобразный диалог, полемика, которую запечатлевала кисть художника. Образ революционера привлекал в эти годы и Репина. относятся первые работы по теме С. Глаголя 1 и М. Неведомского 2, в которых рассматривается народническая серия картин Ярошенко. Глубиной замысла и своим оптимистическим строем «Заключенный» выгодно отличался от популярной в 50-70-х годах «Княжны Таракановой» К. Флавицкого (1864, Государственная Третьяковская Галерея), с выраженным в ней настроением неотвратимости гибели. В 1900 году из-за тяжелой болезни Соловьев умер.
Композиция «Студента» динамична. Саратов, 2003. Однако критика того времени была сурова по отношению к художнику и его произведению.
С. 383. Именно публика переименовала скромный «Этюд» в красноречивого «Студента» и это название с тех пор закрепилось за картиной. Окончив его в 1863 году, Н. А.
Ярошенко почти всю жизнь делил время между живописью и военной службой, которая давала ему средства и возможность заниматься искусством и (подчас) быть независимым в своем творчестве.