Это один из старейших храмов Константинополя — Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.
Сразу после его смерти в 1938 году надписи водрузили на место. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
Для строительства потребовалось три (. ) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства.
Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Бронзовая сооружение типа клетки в южной галерее – библиотека, устроенная в XVIII веке.
Главным художественно выразительным средством мозаики Деисус из Святой Софии является цвет. Юстиниан поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное для правителя) датируемое XIX столетием, а справа находятся мимбар, кафедра, с которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. Император Константин I Великий понимал это как никто другой. А в 326году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. В лицах не только отражаются индивидуальные портретные черты комниновского типа: длинный тонкий нос, узкие глаза, архитектурные, четко очерченные брови, маленький рот.
Эти плакаты (7, 5 м) принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира. «Посетитель и ныне испытывает абсолютно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, – писал известный искусствовед Л. Д. Любимов. – Как некогда людям Средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором». К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. На них были оттиснуты слова: «Господь да поможет». Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта32 под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше— громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда.
Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Особое положение храма Св. Софии в ансамбле Константинополя поражало современников.
Император Юстиниан, занявший в 527 году трон византийских владык, правил почти сорок лет. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. По преданию императору Юстиниану во сне явился Ангел и показал ему образ нового храма. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению прп.
В них четко прослеживается связь с античными традициями. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки.
Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.
В центре купола, окруженного 40 окнами – изображение Иисуса (византийский период).
Констанций увеличил храм так, что современники стали называть его «великой церковью». Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».
Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». Однако это уже не отвлеченные условные образы.
Поминальный храм в скале. Январь 532 года. Центральный зал хорошо освещен 40 окнами. Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.
Прекратил своё существование и Константинополь. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов не сохранилось.
Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей».
В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. Подобная конструкция в столь грандиозном масштабе была осуществлена впервые. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть.
Не минула эта участь и Византию. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. В 1935 году глава турецкого государства Ататюрк распорядился открыть в соборе музей. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями.
Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Работы шли равномерно и правильно.
После этого в храм были приглашены реставраторы и проведены соответствующие работы. Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне и вначале намеревался разрушить главный христианский храм. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву.
Софии предполагалось воздвигнуть на строении в форме квадрата. Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью и лишь в 1932году началась их расчистка. Ататюрк, превратив Софию из мечети в музей, велел их снять. В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. Его пространство казалось безмерным.
Алтарь, амвон и другие предметы христианского богослужения были заменены мусульманскими. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия).
План купола был очень сложным и казался невыполнимым. А в 1934 году мечеть в храме Святой Софии была упразднена и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью.
Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне.
Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира.
» (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). Восстание было подавлено. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Определение Куполообразная базилика, впервые используется применительно к Айя-София на пандантифах сооружения, также впервые были использованы изображения херувимов в (14 в. ), прославивших его в истории архитектуры. Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом.
Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии. Премудрость или София (от греч. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким.
Но, строгий по отношению к себе, прп. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции.
Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». Стены, выложенные этим холодным камнем, благодаря искусству мастеров выглядели так, словно были покрыты дорогими коврами.
Купол же св. Византийские летописи повествуют о том, что на месте, где было решено воздвигнуть храм святой Софии, в годы правления императора Константина Великого (306-337 г. ) была поначалу построена небольшая церковь-базилика. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19. В то время Византией правил император Константин.
Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии.
Слева, у входа на боковой стене, под окном изображения: патриарха Константинополя (IX столетие), Игнатия патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и Антиохского (сегодняшняя Антакья) патриарха (II столетие). До них такого опыта ни у кого не было. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих.
Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. Храм святой Софии поражает своим внутренним пространством. Собор Святой Софии, спроектированный гениальными византийскими архитекторами эпохи Юстиниана, стал феерическим завершением этих поисков. Правая же галерея (со стороны главного входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного искусства.
И таким образом воплощается идея вселенской литургии. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом7.
Сергия удалился искать пустынное место. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь».
Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом.
Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря.
После реставрации их снова замазали известью. И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. Этот день был последним и для самой столицы Византии. По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya rini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkap Saray).
Погиб в огне и многострадальный храм Софии. Здесь ежедневно трудилось десять тысяч рабочих.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом.
А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. Мария и Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император Лев VI (886-912) Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с надписью: Я являюсь мировым светом.
Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. Храм был богато украшен: редкий мрамор, серебро, золото, мозаики. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек.
Строительство храма разорило народ, даже чиновникам перестали выплачивать жалование. Особую сложность представляло купольное завершение. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно сохранившаяся мозаика.
Колонна именуемая Капитель корзины, сделана вручную. Здесь нет контрастных по свету зон. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве.
Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. Любимов. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. Символическая композиция представляет сцену возложения даров на престол Святой Софии императорской четой.
С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Богатейшее внутреннее убранство храма – предмет восхищения многих авторов. Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I (на первом ряде колонн иероглифы были окрашены в желтый цвет, на втором – в синий). «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо.
Гигантские силы и средства, вложенные в строительство храма, не были потрачены напрасно ибо возведенная церковь поражала воображение современников до такой степени, что в народе сложилась легенда об участии в строительстве Софии небесных Сил. Я превзошел тебя, Соломон. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. Ефесский претор прислал восемь колонн зеленого с черными пятнами мрамора, взятых из храма Дианы. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма.
В эпоху раннего христианства представление о Софии – Премудрости Божией сближается с образом Иисуса как воплощенного Слова Божьего. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма.
Работы длились с 532 по 537 год – пять лет, одиннадцать месяцев и десять дней. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. Райские ворота с наружной стороны имеют крестообразные изображения.
В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. В самом храме объединены две разные модели — базилик и центральный купол. Купол кажется свободно парящим над храмом.
Своим видом боковые нефы напоминали залы императорских дворцов. Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).
В этой легенде смущает лишь одно обстоятельство – «отпечаток руки» расположен на высоте более 5м. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на арабском языке. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая».
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. В 532 году, 5 января базилика была уничтожена во время народного восстания Ника. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Неслучайно у современников рождалась мысль, что купол подвешен к небу на золотой цепи. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. А среди всех этих построек самой великолепной была Святая София – «храм храмов», главный собор империи, посвященный Софии – премудрости Божьей.
Слева, у боковой анфилады высится плачущая колонна, либо потеющая колонна – четырёхугольной формы колонна из мрамора. В систему декора были включены и библейские сцены.
Он прославился кодификацией законов (создав знаменитый кодекс Юстиниана) и удачными войнами, в его правление Византия достигла наивысшего могущества. В 532 году при императоре Юстиниане вспыхнуло народное восстание известное под названием «Ника», в результате которого погибло 35 000 человек. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Это было достигнуто следующим образом: четыре массивные столба, установленные в квадрат, были перекрыты со всех сторон арками.
Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Все элементы мозаичных фресок создавались мастерами по только им одним известным правилам, в которые не допускались непосвящённые. Торжественные, монументальные фигуры, выполненные с великолепным чувством пропорций и масштабов, будто выступают из золотого фона.
Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София.
Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Мария и Иоанн Креститель. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». И император в данном случае не является исключением. Золото, серебро (только на алтарь его пошло сорок тысяч фунтов. ), слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни в огромном количестве были употреблены на украшение собора.
1:30). Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование райские ворота. Любимов. Парус (элемент купольной конструкции) как будто бы накрывает интерьер. Перед нами, по сути, условные образы прекрасноликой, вечно юной императрицы и мужественного императора, которые застыли на веки веков в позе предстояния перед восседающим на престоле Спасителем.
После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть. Но самое большое испытание ждало Константинополь в 1453 г., когда турецкий султан Мехмет II во главе своего 200-тысячного войска осадил столицу Византии. Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части – ниша из стены которой раздается легкий шум. По указанию МехмедаII был построен минарет, позже султан БаязидII соорудил второй минарет, а СелимII – два остальных. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ.
Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. Только каркас расположен по всей ткани. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София.
«Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».
Этот прием стал впоследствии применяться во всех православных храмах. Лица херувимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой.
Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Мозаики рисуют нам облик византийских императоров, Иоанна Крестителя, ангелов. Преподобный Мефодий, как послушный сын исполнил волю наставника. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах». Это вносило прерывистый, волнообразный ритм в восприятие его пространства.
В память об усмирении бунта, едва не приведшего к свержению Юстиниана (483—565) император решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание.
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Их лица носят отвлеченно идеализированный характер.
Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Жаль, что пять веков это чудо было скрыто от людей под толстым слоем штукатурки. Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. И снова бунт, снова пожар. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже). Широкий овал лица выдает негреческое происхождение Ирины (она была венгерской принцессой). Эти колонны служили основанием для икон. Кроме мраморных украшений в отделке Софии использовалось огромное количество золота, серебра, драгоценных камней и слоновой кости. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. Таким образом 5000 работников было приставлено к правой стороне здания и 5000 – к левой.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Мозаичное изображение (XI столетие) передает все те изменения, которые происходили с императрицей при каждом ее замужестве. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан.
Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть.
По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. Император Юстиниан решил создать такой храм во славу Божию, который своими размерами и великолепием затмил бы все, созданное ранее. Баптистерий храма был превращен в гробницу Мустафы I и Ибрагима. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Конструкция Софии Константинопольской соединила центрический и базиликальный тип постройки при преобладающем значении купола. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле.
Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия. Подобные распятия имеются лишь в монастыре Катерина на полуострове.
Эти колонны служили основанием для икон. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни.
Часть мозаик была расчищена. Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году.
Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней избавился от мучительной головной боли. Аминь. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17. фунтов (около 130 т. ) золота.
Они заключались в том, что византийские зодчие, стоявшие у истоков христианской архитектуры, сами устанавливали те каноны, которые в дальнейшем становились основой для классификации церквей.
Но великое искусство нельзя убить. Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Академик В. Н. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их».
В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. «В высоту он поднимается будто до неба, – восторженно писал Прокопий Кесарийский, – и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его и, как составная его часть, сам украшается им». Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). В мозаиках нет грубости не только в работе мастеров, но и переходах от цвета к цвету.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа).
Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Духовное блаженство, совершенство горнего мира находили свое отражение в блеске и парадности, золоте и мраморе, красочности и сиянии. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). К тому времени византийские зодчие уже накопили немалый строительный опыт. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила местом ритуала коронации византийских императоров.
Но этими куполами увенчивались кругообразные здания (Пантеон Агриппы в Риме), вот таким образом купол опирался со всех сторон на стены.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Тончайшие переходы цвета, отсутствие жестких линий и контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной чувственный характер. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. Иоанна Златоуста, базилика погибла в пожаре. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. После захвата города турками было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
Аминь. Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть.
Здесь же имеются рельефные изображения XII столетия. В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Но освящен он был уже при императоре Констанции, в 360 году. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве.
Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Благодаря особенностям конструкции здания, купол словно парит в воздухе.
В алтарь вели трое ворот, задернутых завесами. Эти кирпичи были сделаны из родосской глины и так легки, что по просушке дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Сергия и Вакха.
Колонны, подпирающие своды и выступы главных устоев закрывали стены, отчего пространство в боковых частях храма казалось словно расступающимся в стороны. Например, только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21.
Степень освещенности в различных частях храма была неодинакова. На этой мозаике, впервые изображена императрица со своим первым мужем Романосом III. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть26. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Мозаичные плиты, украсившие здание были привезены из различных мест.
Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. Оба сооружения посвящены предкам, занявшим место в центре мозаики.
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Над Святыми воротами уцелело изображение Святой Девы. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
В 404 году из-за народных волнений при императоре Аркадии, по поводу изгнания из столицы св. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
В византийской эстетике ключевым понятием является свет. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы.
Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором.
Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. На месте будущей Софии император Константин Великий построил небольшую церковь-базилику.
В своих амбициях он хотел превзойти ветхозаветного царя Соломона, воздвигнувшего Храм в Иерусалиме. Мозаики, созданные при Юстиниане, были уничтожены в иконоборческий период (726–843). Гигантская стройка поглотила почти все доходы государства.
Посреди церкви находился особый амвон имевший полукруглую форму и окруженный балюстрадой, над ним тоже был балдахин из драгоценных металлов, покоившийся на восьми колоннах и увенчанный золотым, усыпанным драгоценными камнями и жемчугом крестом в 100 фунтов весом. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.
Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Правда и раньше строили широкие купола.
Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи. Константинопольская София – смелость размеров, гармония частей, прочность и вместе с тем необыкновенная легкость, а также обширный плоский купол – наглядно демонстрирует высоту древнего византийского искусства, которое «объединило пышную зрелищность и утонченный спиритуализм в единую художественную систему, строго каноническую, проникнутую духом торжественного и таинственного церемониала» 2. 1:14). Император Феодосий Младший в 415 году отстроил церковь заново.
С боков давление купола уравновешивалось скрытой системой распоров – контрфорсов. «Соломон, я превзошёл тебя. »— такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно.
В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Марии и Иисуса. — Побеждай). К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарнойапсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенныйкоробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешнийпритворы (esonartexиexonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35.