«утро стрелецкой казни»— картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. «утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Таким образом, картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» отражает историческое событие того времени – неудавшийся бунт стрельцов 1698 года. «утро стрелецкой казни» – картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.
В картине Суриков обратился к переломному моменту русской истории — эпохи начала правления Петра I. Стрелецкий бунт 1698 года, поддерживаемый царевной Софьей, был подавлен, а зачинщики и главари смуты казнены на Красной площади.
Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. Некоторое количество земель получили служащие гвардейских полков. О чем в этот последний момент думает человек, с кем прощается, кого винит в своей смерти. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча.
Последней каплей в противостоянии стал отказ Морозовой присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки.
Они самостоятельно тянули по рекам суда и везли пушки. Оказав важную услугу Петру в деле Шакловитого, Циклер ожидал для себя возвышения. Тем не менее признаков бунта среди стрельцов не было до окончания великого поста 1698 года.
Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Но и те и другие готовы биться до последнего. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом.
Он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Я когда «Стрельцов» писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Стрельцы силой отбили своих товарищей и стали бунтовать. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел.
Это была царевна Софья. С 1895 г. был. Вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев. Согласно донесению Гордона, в бою было убито 22 стрельца, ранено— 40.
Этот образ много лет волновал Сурикова, пока не соединился с темой стрелецкой казни. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Пятерым из них царь лично отрубил голову. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Я в Риме в соборе Петра в Петров день был. Дознание шло девять лет.
Гордон, разговаривая со стрельцами, упрекал их в неповиновении, нарушении долга, верности, убеждал изложить свои требования «не мятежным скопом», а мирным путём. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. 6 июня все стрелецкие полки сошлись на реке Двине. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Подлинность писем так и не была установлена.
Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Для Милославских избрание Петра могло означать утрату властных перспектив3. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении.
Одним на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы (109-ти стрельцам отрубили головы в Преображенском), большинство же вешали. Все персонажи картины находятся в высшем напряжении ожидания трагической развязки. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому.
Учился в петербургской Академии художеств. Учился в петербургской Академии художеств. В душе царя разгоралась ярость. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Учился в петербургской Академии художеств. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.
В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Кровью кругом пахнет.
Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Прибывшие из Москвы «стрельцы-скороходы» подговаривали стрелецкие полки к восстанию. Его интерес к этой теме был не случаен. Остальные шли на эшафот, гордо подняв головы и с яростью взирая на молодого Петра. Восставшие (около 2200 человек) смогли дойти только до Воскресенского Новоиерусалимского монастыря на реке Истре, находящегося в 40 км от Москвы, где встретились с правительственными войсками. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы.
Тяжело опустилась на землю старуха. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Когда Петр I в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Царевна Софья Алексеевна, сестра Петра по отцу, воспользовавшись недовольством стрельцов на задержку жалования и произвол начальства и опираясь на клан Милославских и бояр (в том числе князей Василия Голицына и Ивана Хованского), приняла деятельное участие в стрелецком бунте 1682 года, также известном как Хованщина.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Сама Софья объявила, что не посылала никаких писем в стрелецкие полки.
Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Что изображено здесь. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.
Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Новый поход для стрельцов был очень тяжёлым. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. А буде того хлеба им давать не станут и мы де в понедельник или кончая во вторник их, бояр, выведем всех и побьем».
Стрельцов привезли на казнь в телегах. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). В 1698 произошёл новый стрелецкий бунт. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Репин выискал натуру для Сурикова.
Петр I уехал за границу. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. – Да чтобы я, говорю, так душу свою продал.
Некоторое количество земель получили служащие гвардейских полков. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Бояре выгнали их из Москвы лишь с помощью Семеновского полка. Символичны все архитектурные постройки.
Тяжело опустилась на землю старуха. С11 октября до 21-го в Москве ежедневно казнили виновных в стрелецком бунте. За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью.
С 1895 г. был. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить.
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Для Милославских избрание Петра могло означать утрату властных перспектив. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков.
Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Из сохранившегося письма Ромодановского понятно, что просьбы стрельцов о выплате жалований были удовлетворены, но беглые стрельцы отказались покидать Москву «до просухи», то есть пока не высохнут дороги. Однако муха продолжала сидеть. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Царевна Софья Алексеевна, сестра Петра по отцу, воспользовавшись недовольством стрельцов на задержку жалования и произвол начальства и опираясь на клан Милославских и бояр (в том числе князей Василия Голицына и Ивана Хованского), приняла деятельное участие в стрелецком бунте 1682 года, также известном как Хованщина3.
Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей.
А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. С 1895 г. был. И масленичные гулянья и христославцы. Собралась несметная толпа народа. Свечи горят не ярко на фоне дня. Это показывает, какого рода показания выбивались на следствии. Иван Желябужский сообщает в своих «Записях», что во время переговоров стрельцы кланялись Гордону и говорили, «мы де идем к Москве милости просить о своих нуждах, а не драться и не биться».
Живя полностью в своей картине, Суриков ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди СВ. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Он полон сознания своей правоты.
И что хотел сказать художник своей картиной. В основе произведения — столкновение на реке Иртыше. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Большому левому куполу с завитой главой – рыжий стрелец (и пламя его свечи повторяет завитки луковиц). Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Фигуры здесь едва намечены, еще условны, однако на нем уже были сделаны те главные опорные точки, на которых держится композиция картины в ее окончательном виде. Стены я допрашивал, а не книги. Они почти три года не могли вернуться в Москву, оставив там семьи и промыслы. Боялся я ночей. В начале июня 1698 года стрельцы направились к Москве, сместив полковых начальников и избрав по четыре выборных в каждом полку.
После третьего залпа стрельцы стали разбегаться и сдаваться в плен. Боярин Троекуров велел стрельцам представить четырёх выборных для переговоров. Но Смута добралась и туда.
Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. После неудавшихся переговоров Гордон приказал зарядить орудия и дал залп из 25 орудий. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Бывали случаи, когда стрельцов не возвращали в Москву в течение и более длительного срока21. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Кончил картину, которую писал несколько лет.
Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. По сути дела, если бы бунт не состоялся, то он бы не повлек за собой настолько серьезных событий в истории, потому как стрельцы были просто удобной силой для защиты личных интересов другого заинтересованного в восстании лица. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве.
Штука ли. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Согласно донесению Гордона, в бою было убито 22 стрельца, ранено— 40. Престол должен был перейти к одному из братьев Фёдора: 16-летнему Ивану— сыну покойной царицы Марии Ильиничны (в девичестве Милославской) или 10-летнему Петру— сыну вдовствующей царицы Натальи Кирилловны (в девичестве Нарышкиной). Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.
В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Он восстанавливает ее не путем изучения исторической эпохи и всех ее мелких археологических подробностей – он воспринимает ее непосредственно, как живую эманацию старых камней, по тому же самому закону, как ясновидящий, прижав к темени исследуемый предмет, получает видение событий, к нему относящихся. Именно они, бубновалетовцы, смогли привлечь внимание молодого поколения к работам Сурикова, говоря о нем в первую очередь как о талантливом колористе, который создавал свои картины от цветовых впечатлений (в этом контексте особенно любят вспоминать историю с крылом черной вороны на снегу, которая вдохновила Сурикова на создание Боярыни Морозовой). Эпизод указывает на готовность стрельцов расся с некоторыми московскими боярами25. По мнению историка Виктора Буганова исследовавшего социальные конфликты второй половины XVII века, основной целью стрельцов было «возвратиться к семьям в Москву, улучшить материальное положение».
Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. 9 июня Иоганн Корб, немецкий дипломат, пребывавший в Москве, записал: «Сегодня впервые разнеслась смутная молва о мятеже стрельцов и возбудила всеобщий ужас». Историк представил уничижительное отношение к стрельцам, следуя оценкам источников, в особенности «Дневника» Патрика Гордона.
В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло.
Дело в том, что накануне умер царь Федор Алексеевич (27 апреля 1682 года) и началась борьба за наследование престола. На картине представлено два главных героя. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтоб Оле не скучно было стоять. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). А тут как раз нянька в комнату вошла, – как увидела, так без чувств и грохнулась. Какие рыбы были.
Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Ущемленные в своих экономических интересах новыми порядками, стрельцы неоднократно восстают против власти и проводимых ею реформ. Его предыстория такова. Кровью кругом пахнет. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года.
Взятые в плен стрельцы были посажены в тюрьмы Воскресенского монастыря. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Царь Петр был не так жесток и фанатичен, как его написал Суриков. Повзрослев, она вышла замуж за художника Петра Кончаловского, участника художественного авангардного объединения Бубновый валет. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».
Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь глядел на это зрелище. И он не покорился приговору Петра. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Он тут же приобрел ее.
Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Лишь трое из них поняли ценность жизни и спокойствия их близких, а царь дал им это. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт.
Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли.
Тогда в Москве казнено было 177 человек. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. помещает и точку схода. Надо отметить, что и современниками картина не была воспринята. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
Ее снова пытали и она опять обвинила полуполковника. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Высланное боярами войско встретилось со стрельцами 17 июня у Воскресенского монастыря. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Было повешено и обезглавлено далеко за тысячу человек. Для того чтобы картина передавала весь ужас массовой казни, Суриков выбрал для времени изображения раннее утро, когда ещё не до конца рассвело и после дождливой ночи стоит утренний туман. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Он полон сознания своей правоты. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого).
Царские воеводы предприняли несколько попыток договориться с восставшими. Торгошино было под горой. Они также «стремились избавится от непомерных тяжестей службы издевательств, унижений и оскорблений со стороны властей и своего начальства». В ответ царь кратко постановил— «сей огнь угасить немочьно».
Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. В Лувре вон быки ассирийские.
Как только сошлись вместе четыре полка, так отобрали у полковников знамёна, пушки, подъёмных лошадей, денежную казну, денщиков и караульщиков и «слушать их ни в чём не стали». Неукротимая ярость и гнев пылают в лице рыжебородого, он как будто забыл о близкой смерти и хоть сейчас снова готов броситься в схватку. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. В итоге царевна Софья, подкупив командиров стрелецких полков, повела их на Кремль, где стрельцы учинили настоящий погром. А я ведь это всё – и кровь и казни в себе переживал. Этюд я с него писал.
Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм. Исход битвы предрешен. Написал порядочное количество.
Стрельцы отвечали московским властям, что «их братья стрельцы с службы от бескормицы идут многие» и указывали, что были посланы в Москву с челобитной о выдаче им жалования. И ужаса никакого не было. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Множество персонажей, так тщательно прорисованных Суриковым, ведут себя абсолютно по-разному.
Лица у стрельцов печальные. Престол должен был перейти к одному из братьев Фёдора: 16-летнему Ивану— сыну покойной царицы Марии Ильиничны (в девичестве Милославской) или 10-летнему Петру— сыну вдовствующей царицы Натальи Кирилловны (в девичестве Нарышкиной). Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Всё боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. В чем же заключались ее интересы.
С 1895 г. был. По устоявшемуся порядку, служба московских стрельцов в приграничных крепостях (городовая, осадная служба) продолжалась один год, по истечении которого их возвращали в Москву. Присмотр за содержавшейся в Новодевичьем монастыре Софьей был усилен. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру.
Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Бывали случаи, когда стрельцов не возвращали в Москву в течение и более длительного срока. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Вражда к Петру происходила, по их словам, оттого, что он начал посылать людей за море.
Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. для того придал общему тону картины грязный оттенок.
Но сила других уже сломлена. Взгляд злой, с ненавистью. Кидаешься ты на врагов аки лев, — писал о Морозовой протопоп Аввакум. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Последние минуты перед неотвратимой казнью. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
Восставших взяли в плен. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года.
Трудился он над ним в течение трех лет – с 1878 по 1881 г. Почему художник обратился к теме русской истории. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Суворов воспринимался Суриковым как народный герой, которого он изобразил явно с симпатией: его добрый умный взгляд обращен к солдатам, которые в ответ улыбаются ему, в то время как сами катятся в бездну с отвесной скалы. На рождестве христославцы приходили. Московским стрельцам было в это время тяжко.
В ответ стрельцы заявили, что «или умрут или пройдут в Москву», хоть на несколько дней, чтобы увидеться со своими семьями, а потом готовы идти, куда их направят37. Наконец, группа царевен и иностранцев приходится под правой ближней башней. Многие стрельцы тяготились дальней и долгой службой1913. «Подобно шуму вод многих». Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен.
Особенно Василий Блаженный: всё он мне кровавым казался. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. В Свищове у меня родственники были. Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь.
Чтобы спокойствие во всем было. Московским стрельцам стало в это время тяжко. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Как он уехал, мне и захотелось попробовать. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы.
О них он и мечтал, когда принимал заказ на живопись в храме Спасителя, чтобы заработать денег и начать свое. Только они не словами говорят. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать.
Боялся я ночей. Фёдор Ромодановский в письме к Петру писал, что стрельцы били челом в Стрелецком приказе «винами своими о побеге своем и побежали де ани от таго, что хлеб дорок». В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.
я хотел, чтобы эти огоньки светились. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя. Он полон сознания своей правоты.
В. И. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Бояре выслали навстречу стрельцам войско из 3700 человек с 25 пушками.
Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Но что толкнуло их к этому бунту. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью.
На картине два главных героя— молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. По устоявшемуся порядку, служба московских стрельцов в приграничных крепостях (городовая, осадная служба) продолжалась один год, по истечении которого их возвращали в Москву.
На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Я сам-то свят, – а вот другие. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони.
Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Физическое уничтожение началась почти сразу. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.
Царь понимает, что он не властен над гордым духом народа и его месть остается неутоленной. Досталось и приближённым царевны Софьи. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице. Символична и свеча, которая упала в грязь – это душа, растоптанная Петром. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.
В начале 1697 года Петр I решил ехать вместе с русским «великим посольством» за границу под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. 6 июня все стрелецкие полки сошлись на реке Двине. Пётр сам рубил головы стрельцам и заставлял то же делать своих приближённых и придворных. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли.
Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Боярин Троекуров велел стрельцам представить четырёх выборных для переговоров. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Об этом и повествует картина Василия Сурикова.
Обманувшись в этом, он сделался врагом царя. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Вот что меня поражает. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Новый поход для стрельцов был очень тяжёлым. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Художник вырос в суровой Сибири, богатой своеобразной красотой и уникальной историей. Солдаты Петра выбили их из столицы. И телеги ещё все рисовал. Но Петр гневался на патриарха за то, что тот противился иноземному брадобрития.
Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885 годы. Гордон воспользовался паникой стрельцов и двумя батальонами занял лагерь восставших. Двум малым, притаившимся между большими, – черный стрелец и обнимающая его сзади женщина. Стрелецкие войска не выступали объектом серьёзных исторических исследований до появления работы Сергея Соловьева «История России с древнейших времен». Важное значение имеет и архитектурный фон картины.
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. Штука ли. – Убирайся, поставь икону на место и не мешайся не в свои дела.
Рубахи у них красные, порты широкие. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В ответ царь кратко постановил— «сей огнь угасить немочьно»32.
Он находится в центре полотна. На первом карандашном эскизе (1878) эта свеча горит в руках рыжего стрельца, являющегося узлом всей композиции. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох.
«Зачем пришел сюда с иконою. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Стрелецким жёнам и детям было предписано покинуть Москву.
Москва ошеломила Сурикова. В живописном отношении картина получилась темнее, чем ожидал художник: как только картина была принесена на выставку, я сейчас же увидел, чем она страдала. Стрельцы отвечали московским властям, что «их братья стрельцы с службы от бескормицы идут многие» и указывали, что были посланы в Москву с челобитной о выдаче им жалования. Кровью кругом пахнет. Из-за смут сорвались еще два брака — с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV. Им командовал боярин Шеин и генералы Гордон и князь Кольцо-Мосальский. В войсках распространялись также слухи о том, что Пётр «онемечился», отрёкся от православной веры или вовсе умер в Европе. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных.
9 июня Иоганн Корб, немецкий дипломат, пребывавший в Москве, записал: «Сегодня впервые разнеслась смутная молва о мятеже стрельцов и возбудила всеобщий ужас»3031. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
Один стрелец выделяется из толпы. Проснёшься и обрадуешься. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков.
трагического впечатления. Там на кобыле наказывали плетьми. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. И он не покорился приговору Петра.
Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Есть еще один момент в «Утре стрелецкой казни» — она прекрасна особенной смертельной красотой. Нервы всё выдерживали.
Композиция картины поделена на две части: на тех, кто за и против Морозовой. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Они также «стремились избавится от непомерных тяжестей службы издевательств, унижений и оскорблений со стороны властей и своего начальства»54. В Москве очень меня соборы поразили. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. И как каждая новая картина, она заняла первое место в жизни семьи.
В оставленных стрелецких полках насчитывалось 2659 урядников и рядовых, восемь полковников и подполковников и 30 капитанов. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Тяжело опустилась на землю старуха. Широко известная уже нелюбовь Петра к старым русским порядкам, посылка людей за границу и неслыханное намерение самому ехать учиться у иноземцев, возбудили против него в России многих.
Учился в петербургской Академии художеств. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: Что вы, картину всю испортить хотите. А памятники все сами видели: и царей в одеждах и царевен – живые свидетели. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови.
Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Началась борьба между двумя семьями. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. Весь октябрь продолжались казни, кого-то вешали, а некоторых приближенных бояр царь заставлял собственноручно рубить головы. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Фёдор Ромодановский в письме к Петру писал, что стрельцы били челом в Стрелецком приказе «винами своими о побеге своем и побежали де ани от таго, что хлеб дорок».
Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Эпизод указывает на готовность стрельцов расправиться с некоторыми московскими боярами. Пётр у меня с портрета заграничного путешествия написан, а костюм я у Корба взял. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках.
Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов. Стрельцы воротились в Великие Луки. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Палачей дети любили. И медведей полно. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории.
Во-первых, это число «7». Схваченный Циклер под пыткой показал на окольничьего Соковнина, старообрядца, брата боярыни Морозовой и княгини Урусовой (которых раскольники считали мученицами). Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». После взятии Азова для несения гарнизонной службы вместе с шестью городовыми полками были оставлены в крепости четыре стрелецких полка1314 Гордоновской дивизии Федора Колзакова и Ивана Черного и Головинской дивизии Афансия Чубарова и Тихона Гундертмарка.
Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Гордон воспользовался паникой стрельцов и двумя батальонами занял лагерь восставших. Троим из них, висевшим под самыми окнами, всунули в руки бумагу в виде челобитных. Погасшая свеча – это погасшая жизнь.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Однако Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Сначала портрет был в угле, потом начал закрашиваться. Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги.
Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят.
И в этом определяется результат боя. Часто в погоне за расписной дугой он проводил целые дни. Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов.
Они самостоятельно тянули по рекам суда и везли пушки. Ряд стрелецких хозяйств был передан различным приказным и канцелярским служителям. Пушкину и другим просто отрубили головы. Он даже нарисовал эскизы. Об этом подробно рассказывает историк С. М.
Так сформировался его художественный вкус и мировоззрение. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. С 1895 г. был.
1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». И он не покорился приговору Петра. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо.
События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. – сказал Петр Адриану. Гордон, разговаривая со стрельцами, упрекал их в неповиновении, нарушении долга, верности, убеждал изложить свои требования «не мятежным скопом», а мирным путём. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт.
Дворовые места стрельцов в Москве были розданы или проданы Стрелецким приказом. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни. Царь с видимым удовольствием присутствовал при этих истязаниях. Под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. В войсках распространялись также слухи о том, что Пётр «онемечился», отрёкся от православной веры или вовсе умер в Европе26272829.
Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью.
В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Он полон сознания своей правоты. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. Они почти три года не могли вернуться в Москву, оставив там семьи и промыслы.
А вот у Пушкина не верю: очень у него красиво, точно сказка. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Посмотришь на картину. Кончил картину, которую писал несколько лет. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Его взгляд напряжен и грозен, словно он предчувствует свою страшную кончину. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля.
Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. В войсках Шеина было ранено четыре человека37. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни.
У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Его целью было возвести на трон Софью, а если та откажется от царства – сосланного В. В. Голицына. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Боялся я ночей. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут».
По Москве начались казни. Многие стрельцы тяготились дальней и долгой службой. Проснешься и обрадуешься.
Сражение продолжалось около часа. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. Соловьев.
Как только сошлись вместе четыре полка, так отобрали у полковников знамёна, пушки, подъёмных лошадей, денежную казну, денщиков и караульщиков и «слушать их ни в чём не стали». Проснешься и обрадуешься. Он полон сознания своей правоты. Проснешься и обрадуешься.
Сражение продолжалось около часа. Беглые стрельцы собирались идти к главе Стрелецкого приказа боярину Ивану Троекурову. А ведь это укрепляло.
Восстание продолжалось несколько дней. не показал самой казни. Восставшие (около 2200 человек) смогли дойти только до Воскресенского Новоиерусалимского монастыря на реке Истре, находящегося в 40 км от Москвы, где встретились с правительственными войсками33.
В этой картине Суриков хотел передать торжественность последних минут, а совсем не казнь. В его отсутствие управление бояр и привело дело к новому стрелецкому бунту. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками.
Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Кремлевская же башня, стоящая на отлете посредине стены, – одинокой верховой фигуре Петра. В войсках Шеина было ранено четыре человека. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Повешенных целых пять месяцев не снимали.
Фёдор Ромодановский писал в письме Петру за границу, что 11 июня в Разрядный приказ в Москве явились четыре капитана из четырёх восставших стрелецких полков. Напротив толпы бунтовщиков — разгневанный Петр I. Вся картина построена на противопоставлениях: старая, уходящая в прошлое Русь — и новый мир, который строил царь. – Эшафот недалеко от училища был. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Их оружие примитивно — это в основном луки и стрелы. Во время бунта 1689 года они перешли на сторону Петра, сыграв заметную роль в пленении царевны Софьи, но потом Циклер и Соковнин решили, что размеры царской благодарности никак не соответствуют их заслугам. «Я написал много этюдов все лица характерные.
Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Всех их присудили к смертной казни. Боялся я ночей. Они жаловались на тяготы службы, притеснения, нищенство23. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен.
Но и они желаемых свидетельств не дали. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев». Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы.
Дворовые места стрельцов в Москве были розданы или проданы Стрелецким приказом. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм.
Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Он полон сознания своей правоты. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. По мнению историка Виктора Буганова исследовавшего социальные конфликты второй половины XVII века, основной целью стрельцов было «возвратиться к семьям в Москву, улучшить материальное положение».
Всё для телег, в которых стрельцов привезли. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь.
Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей.
Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Беглые стрельцы собирались идти к главе Стрелецкого приказа боярину Ивану Троекурову. Они жаловались на тяготы службы, притеснения, нищенство. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Взятые в плен стрельцы были посажены в тюрьмы Воскресенского монастыря.
Прибывшие из Москвы «стрельцы-скороходы» подговаривали стрелецкие полки к восстанию. Один из стрельцов ему у плахи сказал: «Отодвинься-ка, царь, – здесь моё место». «Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. Художник начал работу над ним в 1878 году. Учился в петербургской Академии художеств. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. В ответ стрельцы заявили, что «или умрут или пройдут в Москву», хоть на несколько дней, чтобы увидеться со своими семьями, а потом готовы идти, куда их направят.
Напротив, в руке рыжего стрельца свеча зажата судорожно и гневно. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Предпосылкой стал слух об убийстве царевича Ивана (что оказалось неправдой) и стрельцы отправились в Кремль для восстановления справедливости.
Взгляд его обращен в сторону царя. После третьего залпа стрельцы стали разбегаться и сдаваться в плен. Картина известного художника В. И. Весна 1881 года была запоздалой.
Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. В воображении юноши ярко обрисовались жестокие публичные телесные наказания и казни, которые происходили на ней. Потом Жукова сказала, что возвела оговор напрасно. Оля была терпелива — умела позировать. Я всё народ себе представлял, как он волнуется. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи.
Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Царь уверен в себе и спокоен. Попытаемся разобраться в этом. Ряд стрелецких хозяйств был передан различным приказным и канцелярским служителям.
Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков.
Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». А что за горой – никто не знал. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы.
В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко напоминает о смерти, о казни.
23 февраля 1697, когда царь, готовясь к отъезду, веселился на прощании у своего любимца иноземца Лефорта, к нему пришли с доносом пятисотенный стрелец Ларион Елизарьев (который в 1689 году предупредил Петра о замыслах Шакловитого против него) и десятник Силин. Мысль о картине зародилась у него в связи с мартовскими событиями 1881 года, а именно взрывом народовольцемИ. «Пишу татар. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. В августе Петру донесли, что на него готовится покушение.
сейчас же понял, почему картина оказалась такою черною. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Другой солдат тянется к свече того, кто, став на телеге, кланяется народу. В марте 1698 года в Москве появились 175 стрельцов, дезертировавших из направленных в Великие Луки полков. Захоронить казненных царь, считавшийся поклонником европейских ценностей, позволил лишь в феврале. Осетры да стерляди в сажень.
Подлинность писем так и не была установлена. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Художник выбрал время изображения казни — утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. С 1895 г. был.
По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Учился в петербургской Академии художеств. Признания добывались пытками.
Однако самой Ольге суждено сыграть иную роль в жизни ее отца. Эта деталь придает немного безумный характер всей картине. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова.
А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал. Это был кладбищенский могильщик.
Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Уроженец Красноярска, он происходил из семьи казаков, чьи предки пришли в Сибирь с Ермаком. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Очень важна архитектурная конструкция полотна. В поисках нужных образов художник облазил все московские щели. Дальнему левому – молодой стрелец, сидящий спиной. Пётр-то ведь тут между ними ходил.
– Страна была неведомая. В течение всех лет работы (с 1878 по 1881) он не писал ничего постороннего. Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. У седого стрельца с длинной бородой преображенец вынул из рук свечу и задувает ее. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ).
Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. На законченной картине свечей. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым.
Иван Желябужский сообщает в своих «Записях», что во время переговоров стрельцы кланялись Гордону и говорили, «мы де идем к Москве милости просить о своих нуждах, а не драться и не биться». Посмотришь на картину. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати.
Скорее восторг. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. После неудавшихся переговоров Гордон приказал зарядить орудия и дал залп из 25 орудий. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь.
Многие отмечали, что его солдаты изображены съезжающими с горы, держа вверх штыки (замечание Василия Верещагина), а конь вообще не может гарцевать перед пропастью. Полотно насыщенно яркими нарядами, костюмами стрельцов и башнями Кремля. Царские воеводы предприняли несколько попыток договориться с восставшими. С него начались первые эскизы к картине.
Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Этот последний стрелецкий бунт был подавлен с исключительной жестокостью – тысячи стрельцов пошли на плаху и виселицу, остальные были разосланы по окраинам и Стрелецкое войско было уничтожено. Художник еле-еле уговорил его позировать. Из сохранившегося письма Ромодановского понятно, что просьбы стрельцов о выплате жалований были удовлетворены, но беглые стрельцы отказались покидать Москву «до просухи», то есть пока не высохнут дороги.
Стрелецкие войска не выступали объектом серьёзных исторических исследований до появления работы Сергея Соловьева «История России с древнейших времен». Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Всё была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Обвиненные притянули к делу двух стрелецких пятидесятников.
Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться.
Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Историк представил уничижительное отношение к стрельцам, следуя оценкам источников, в особенности «Дневника» Патрика Гордона5249. Стрелецким жёнам и детям было предписано покинуть Москву. Чтобы спокойствие во всём было. P. s.
Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. Хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи. У меня с тех пор прямо культ предков остался.
Последние казни над стрельцами совершались в феврале 1699. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. Весна 1881 года была запоздалой.
Кровью кругом пахнет. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в «Утре стрелецкой казни».