Свой Страшный суд Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто.
Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. За мостом начинается самая сложная и путаная часть пути. О жизни самого художника известно мало.
Падают с ними и поверженные ангелы. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма.
Полотно было заказано Братством св. Он ведет беседу со своими учениками. Рокко на небо. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни.
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Примечание. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. То же и в литературе. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин). Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Даная посвятила себя Зевсу. Перед нами распахивается грандиозное, бездонное пространство, пронизанное сполохами света и провалами глубоких теней, втягивающее нас в свои глубины, делающее не только зрителями, но и участниками мировой драмы. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте).
Это одно из ранних произведений Тинторетто. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Поза Венеры, застигнутой старым, хромым и гневным мужем, столь изящна и несмятенна, что художник сохранил ее в Венере «Млечного Пути». Чужую слепоту понять нелегко, попробую разобраться в собственной. Конечно, Дева Мария испугана, она сделала защитный жест рукой, рот ее приоткрылся.
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Обнаженная натура «Концерта» написана той же рукой, что создала «Спящую Венеру» и «Грозу», а не тициановских ню. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака.
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Марка», висит «Ассунта» Тициана. Кошка не торопилась разделаться с голубем.
Тихий ангел фра Беато отлетел с опаленными крыльями. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год).
Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. «Живопись Тинторетто изумительна. В «Избиении младенцев» огненный темперамент мастера, равно и его импрессионистическая манера получили полную свободу. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф.
Но, по легенде, старики поплатились жизнью за свое бессильное рвение. Сидя в смрадном узилище на плесневелом хлебе и протухшей воде, Аввакум трогательно радовался, что Христу бывало вкусно и сытно и немножечко хмельно в добрый час. Но тридцатилетний художник жизнерадостен и благодушен. На всех известных мне картинах небожители нисходят самым корректным образом: в блеске и славе, ногами вниз, головой, осиянной нимбом, вверх. А может, кошки вообще не едят голубей. Он написал для Братства св.
Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой. Гете больше всего любил это полотно в братстве Сан Рокко, а Веласкес сделал с него копию для Академии Сан Фердинандо в Мадриде. Живший в одно столетие с крупнейшими венецианскими живописцами, среди которых возвышались Тициан и Веронезе, Тинторетто многое воспринял от них и его творчество неразрывно граничит с искусством Высокого Возрождения. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Все персонажи находятся в зоне освещенности.
Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св. С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
За неделю, проведенную в Венеции, я убедился, что тут нет больших расстояний. В 1550 – 1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Эти простые души первыми явились в вертеп, подвигнутые темным, но безошибочным чувством.
Тут безошибочно работает материалистический закон о переходе количества в качество. Да и по цвету картина довольно ординарна. 1. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.
Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Но, по мне, существо искусства куда важнее всех документов и свидетельств. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит.
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Я телесно ощущал, как больно было Иисусу, этому дивному, легкому человеку, пришедшему в душный, тягостный мир, опутанный суевериями, предрассудками, веригами мрачной религии, принесшему людям слова любви, доброты и духовного освобождения и оставшемуся не услышанным никем, кроме нескольких преданных женщин да горстки робких учеников. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Он утверждал и убедительно доказывал, что каждый портрет одновременно и автопортрет. Наряду с многочисленными заказами от церквей Тинторетто выполняет многочисленные частные заказы, пишет плафоны и композиции на темы, заимствованные из античных мифов, средневековых легенд и библейских текстов для украшения интерьеров венецианских домов.
Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Большинство апостолов – в профиль. И было еще вот что. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Ведь скучно, когда все тайны разгаданы. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Единственный источник, раскрывающий характер Тинторетто и образ его жизни биографическая книга Ридольфи.
Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же) итальянский художник наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы. Он принес новую веру, новую религию, дал новое сердце людям. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви СантаМария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для СанМаркуоло (1547), СанСимионе (около 1560), СанТровазо (около 1565), СанПоло (1578). О шедевре Тинторетто «Страшный суд» в церкви Sen Moria allOrto он писал: «Кто смотрит на эту картину в целом, тот остается в изумлении, но если рассматривать отдельные ее части, то кажется, что она написана в шутку». В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III). Или он просто не сумел изобразить Сына Божия на кресте, обезоруженный пассивностью позы.
Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где чтонибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Вскоре меня стали привечать служители кивком и улыбкой, а затем дали кличку «сумасшедший русский». Одновременно с работой в Большом зале Скуола ди Сан Рокко Тинторетто осуществляет ряд масштабных работ в Дворце Дожей. Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик».
Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Эмоциональным центром картины является убранный в глубь холста Христос ибо, перебрав взглядом выразительные, резко индивидуализированные фигуры апостолов (только что было произнесено: «Один из вас предаст меня»), вы сосредоточите взор на прекрасной голове Христа, высвеченной нимбом. Тинторетто обладал феноменальной работоспособностью и скорость, с какой он выполнял заказы, вскоре стала легендарной. И вдруг я увидел, что у Христа запал рот.
«Распятие» – это действительно целый мир. Школы существовали на добровольные пожертвования. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), организация Армия Воли Народа (АВН), Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «BH», «BandH»), «Артподготовка», «Аум Сенрике».
Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Хорошо помню, как вдруг присох к полу возле совсем не главной картины в нижней комнате – «Мария Магдалина».
Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Многие современники и искусствоведы последующих поколений отмечают неравноценность созданного Тинторетто. Сколько эротизма в джорджоневском «Концерте» и его «Грозе». Ее зеленые глаза с узким разрезом зрачка не мигали.
Прежде всего надо было попасть на другую сторону канала. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен.
Нагая женщина возле одетых мужчин кажется нагой вдвойне. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Им было предложено сделать небольшой эскиз на тему вознесения св. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Вот это и дает Тинторетто его настоящий масштаб иначе было бы что-то умилительное, уютное, вроде «маленьких голландцев». Как кротко и задумчиво его лицо, как добра рука на плече припавшего к нему Иоанна.
Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Тема непризнания – больная тема ибо нет такого художника, каким бы независимым и самоуверенным он ни казался, который не нуждался бы в понимании и любви. У него было огромное количество заказов.
Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. Ничуть не избегавший обнаженной натуры, Тинторетто, в отличие от очень плотских Джорджоне и Тициана, бестелесен, он пишет не плоть, а кожу – то смуглую, то золотистую, то млечно-светлую, – любуясь игрой света и тени на живой, дышащей плоскости. Меня всегда поражали в огромной портретной галерее Тинторетто его удивительные старики. И тут Тинторетто, видимо почувствовавший, что пришел его судьбоносный час, совершил беспримерный художественный подвиг: в кратчайший срок он написал громадное полотно (5, 36 x 12, 24) «Распятие» и принес его в дар братству Сан Рокко. А ведь Тинторетто не мог видеть этого эскиза, неужели возможно такое совпадение.
Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658).
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
И давно ушедшие зачинатели итальянского ренессанса не успели стать для него легендой. Скуола Сан Рокко – великое братство, а следовательно и очень богатое. Вот тут Тинторетто был в фокусе. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
Живописное наследие Тинторетто огромно. На маленькой площади перед храмом Св. У кого в молодости, у кого в зрелые годы, у кого в старости.
Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Да нет, строительная площадка во время аврала. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Венеции хватило еще на два века «когда вся остальная Италия была уже в полном разложении, Венеция (и только она) могла дать такого атлета жизни, как Казанова, такого жизненного писателя, как Гольдони и таких истинно великих художников, как Гварди и Тьеполо» (Александр Бенуа). Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. У Тинторетто Христос – формальный центр картины. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Пришедший в восторг от него писатель и художественный критик Пьетро Аретино написал Тинторетто письмо, в котором выразил свое восхищение. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи.
Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света.
Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Это и было тем элементом автопортрета, о котором писал Габричевский. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет.
Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана». Коли стихотворение, читай до одурения и оно улыбнется тебе. И ныне они все так же восхищают глаз, не затрагивая души. Я смотрел на Иисуса, стоящего перед Понтием Пилатом («Христос и Пилат» – зал Альберго) в белой хламиде или простыне, наброшенной на голое тело. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто.
Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Холодное великолепие. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или восторга, – все это не только не страшило Тинторетто сложностью исполнения, а стало, так сказать, основной его специализацией.
Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. В том же году художник становится членом братства.
Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Тайна Христа осенила полотна Тинторетто, пронизанные бурным мистическим чувством: «Воскресение», «Молящийся в саду», «Крещение», «Искушение Христа», «Вознесение». В главном зале музея Академии, прямо напротив «Чуда св. Но к ней следует относиться осторожно.
Но все это вовсе не о том. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Лишь бы гудели мускулы и звенели сухожилия. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства.
Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Обаяние Христа в его великой человечности, доступности он мыл ноги своим ученикам, беседовал с ними, рыбачил, преломлял хлеб, ел рыбу, мясцо, пил вино, он был внимателен к хлопотливой Марте и сосредоточенной Марии, находил для каждого особое слово, врачевал тела и души, он поднял упавшую перед ними во прах блудницу из Магдалы, но Сын человеческий был и Сыном Божьим. Но он, Тинторетто, был сыном своего времени, а время было грозное. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Последние годы жизни Тинторетто были временем напряженной работы запас его творческой энергии, видимо, был беспределен. Великие примитивы были для него людьми из плоти и крови, а не бесплотными тенями. Я полюбил прекрасное и странное полотно Тинторетто по репродукциям.
На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам.
Картину «Чудо Св. Это не старчески-грешное и жалкое подглядывание, а почти изнасилование. Необыкновенно красиво соседствующее с «Сусанной» большое полотно «Спасение Арсинои». Некоторое время Тинторетто учился у Тициана.
Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Голубь отряхнулся и, оставив по себе горстку сизого пуха, заковылял к стае. Но предела неистовства Тинторетто достигает в том самом «Распятии», что доставило ему возможность декорировать Скуола Сан Рокко. Значит, он наделял их собственными глазами, точнее, выражением своих глаз.
От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Он и сам не подозревает, каким трагизмом исполнится его творчество уже в ближайшее время. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. Очаровательно и радостно по краскам лондонское «Происхождение Млечного Пути».
Не знаю. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Но крошечная тигрица была опытным охотником.
Мрак сошел на человеческие души. Марка»). Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров».
Так сбылось предсказание оракула. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Кошка мгновенно выпустила голубя, в невероятном прыжке взвилась на забор и сгинула. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.
Еще стремительнее становится этот бег пространства в глубине, где, отделенные резким пространственным скачком от первого плана, уходят вглубь, в серебристую голубизну неба прекрасные ослепительно-белые здания. Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения».
Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну.
Марка во Флоренции братом Беато Анжелико. Ноэти головы неявляются отдельными персонажами. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз.
На вопрос, почем старые мастера писали так тщательно, а он так небрежно, Тинторетто отвечал шуткой, за которой скрывались обида и гнев: «Так как у них не было столько непрошеных советчиков». Меня заинтересовало, чем кончится охота. Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Коли песня – пой, сводя с ума домашних коли картина или скульптура – смотри.
Тут все чудо: святое семейство – малыш в плетеной корзинке, которую качает тонкая рука Матери, такой юной, безмятежной, не ведающей судьбы покорно-печальной Иосиф (он ведает. ) чудесные в своем наивном порыве пастухи, заботливые женщины, помогающие Марии и удивительно милые животные: вол и петух в хлеву, отделенном от жилья, – равноправные участники происходящего. Тинторетто слышал немало похвал при жизни, но, пожалуй, ни один из великих не знал столько непонимания, хулы, глупых наставлений, высокомерных усмешек.
Даная 1580Портрет женщины с обнаженной грудьюМинерва отстраняет Марса от Мира, 1577Поклонение пастухов 1576-1581Тайная вечеря 1594 Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — картин. В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Автор использует приемы, которые потом станут визитной карточкой его творчества: динамику поз и ракурсов. Кстати, «Концерт» Джорджоне, украшающий Лувр, с некоторых пор «передарен» Тициану.
Нет, я так и не узнал в молодом атлете, пригвожденном к кресту и с некоторым любопытством смотрящем вниз, на всеобщую суету, Иисуса «Крещения», «Искушения», «Тайной вечери», «Воскресения», «Крестной ноши». Его дочь, Мариетта Робусти (1560 – 1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Вот таким образом можно сказать: «Это еще не Достоевский» – или: «Это уже не Тургенев». В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Свет – могучее оружие зрелого Тинторетто.
Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Быть может, определенную роль сыграло то, как я шел к Тинторетто.
Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини. Начинается с «Благовещения», где крылатый святой Гавриил в сопровождении ангелов могучей птицей влетает в покой Девы Марии, проломив стену. Несмотря на то, что он использовал технику великих художников, со временем Тинторетто выработал собственный стиль, который легко угадывается ценителями живописи. Написанные при значительном участии помощников полотна разностильны, некоторые чрезмерно бравурны. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком.
Или тренировка хищника. Все же Тинторетто лишен истинно религиозного чувства, его бог – пластика, движение. Пишу об этом не в похвалу и не в укоризну художнику, но что-то это же говорит о человеке. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором.
1550 — 1635 гг. ). Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.
Впрочем, можно ли все знать в державе хрупких и тонких духовных ценностей. Это последнее обращение художника к популярному сюжету и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. Сам набросок малоудачен, особенно неубедителен бесстыдно и ненужно обнаженный Христос (вечная тяга неистового перевертня к мужской срамной плоти – даже Богочеловека не пощадил. ), но первоплановая фигура одной из жен-мироносиц исполнена восхитительной экспрессии. Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка.
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. По своим радостным краскам «Млечный Путь» куда ближе к раннему полотну «Вулкан застает Венеру и Марса» из мюнхенской Пинакотеки, нежели к циклу Сан Рокко, где доминирует не цвет, а свет, что делает из Тинторетто предшественника Рембрандта. Даже группе скорбящих на переднем плане не подарил художник покоя последней боли.
Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Смело отбросив традиции венецианской школы с ее лиризмом изобразительной солидностью, преданностью натуре, заботой об «иллюзионности» и вещественности, он стал творить свой собственный мир из света и тьмы, свободно населяя картины призраками, а не телами, отбросив всякую заботу о правдоподобии, хватая жизнь навскидку и не пренебрегая ничем.
Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко.
Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. С каким сердцем написано изумительное полотно о поклонении пастухов.
Он, пользуясь выражением русского поэта, «превращает тело в душу». В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). Марка».
Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. У тридцатитрехлетнего человека рот стал как у старика. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. Иисус повернут к зрителю лицом. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто.
Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Именно с нее началось признание Тинторетто. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Совсем иным предстает Христос на картинах «Се человек», «Крестная ноша», «Вознесение», здесь он включен в мировое напряжение и потому желанен кисти Тинторетто.
Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Известны его слова: «Когда выставляешь свои произведения публично, то нужно воздерживаться некоторое время от посещения тех мест, где они выставлены, выжидая момента, когда все стрелы критики будут выпущены и люди привыкнут к виду картины». Удивительно мускулистое и по-земному сочное зрелище. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача.
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Она вроде бы играла с ним, позволяя биться, терять пух и перья. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Великий русский пианист и композитор Антон Рубинштейн говорил: «Творцу нужны три вещи: похвала, похвала и похвала». Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Впрочем, это хорошо, что искусство такое разное.
К 50-60-м гг. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. Но это еще не Тинторетто. Роха во славе. В Венеции существовало несколько десятков подобных братств и менее десятка принадлежало к числу «великих». Он даже не оглянулся на своего врага и продолжал клевать зерна ячменя и конопляное семя.
Безмятежность голубей словно провоцировала кошку на бросок. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.
Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Одно полотно я видел в мадридском Прадо, тут тема взята как-то наивно, в лоб. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Но, несомненно и сам немало способствовал утверждению такого мнения и продлению его на века.
Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Он был сыном красильщика шелка. Сам же Тинторетто всегда благоговейно относился как к работам Тициана, так и к самому мастеру. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии).
Возможно их существует больше. Якопо Тинторетто не обладал (по счастью) столь невозмутимым духом, он был открыт всем тревогам и волнениям времени. От гостиницы на улице (или набережной. ) Скьявоне до улицы Тинторетто, где находится расписанная им Скуола Сан Рокко, путь немалый, если судить по карте, но я решил проделать его пешком. Огромная фреска представляет собой апофеоз движения.
Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Рох в госпитале». У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Он чувствовал Христа телесно, он, как свое, ощущал его плоть, его дыхание, грусть и мужество, усталость и томление, муку и торжество, когда, порвав земные путы, он устремился к престолу своего небесного Отца, – дивная, боговдохновенная картина «Вознесение».
Здесь действие происходит не в богатом доме, а скорее, в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым длинным столом. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Замечательный русский художник историк живописи и критик Александр Бенуа рассказывает: «Однажды Тинторетто посетили фламандские художники, только что вернувшиеся из Рима.
А «Бегство в Египет», где Мария так бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф так сильно тянет ослика за узду. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. И я стал частью этого пейзажа, я разделил тишину юной книгочеи, поднявшейся с человеческого дна к стопам Христа и навек неотделимой от Него. Лицо его скрыто в наклоне, поза на редкость невыразительна и нетрогательна. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
С Вазари пошло представление о Тинторетто как о «неправильном» художнике. Бытовая очевидность «Бегства в Египет» сквозит тайной. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей).
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547 Сан Симионе, около 10 Сан Тровазо, около 15 Сан Поло, 1578 и др. ). Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). И я заплакал, сам не замечая этого.
Впрочем и Вазари едва ли был в этом оригинален, он, скорее, повторял расхожее мнение. Жизнь Тинторетто полна тайн. Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. Перед смертью Тинторетто вновь написал «Тайную вечерю», момент причастия, для церкви Сан Джорджо Маджори.
Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). Наверное, для этого были веские основания. Хорошо, что в том ликовании, о котором я рассказывал вначале, сразу обнаружилась трещина.
Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Сгустком энергии предстает следующее полотно – «Поклонение волхвов». Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. В 1548 по заказу Скуола ди СанМарко он написал картина «Чудо св. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
Наконец кошка изловчилась и прыгнула. Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто.
Но даже после такого случая Тинторетто продолжал испытывать благоговение к творчеству Тициана, в то же время с уважением относясь и к работам другого великого художника того времени – Микеланджело. Немного схоже с дантовскими кругами. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Во всяком случае и Рафаэль Менгс и Джон Рескин гневались на Тинторетто в духе Джордже Вазари, который называл Тинторетто «могучим и хорошим живописцем», – видимо, подкупала бьющая через край энергия манеры Тинторетто, так приятно напоминавшая Вазари его кумира Микеланджело, – и тут же: «самой странной головой в живописи». Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»).
Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Те самодовольно отвечали: кто – десять дней, кто – пятнадцать. Марке («Похищение тела св. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562 – 1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. А Тинторетто создал не чудо святого Марка, а фокус святого Марка.
«Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Не знаю, какая душа была у великого Паоло Веронезе, но ему это удавалось. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов.
Стремительное перспективное сокращение отодвигает в недоступную для нас глубину сидящих во главе стола Христа и Марию, в то время как вещественно и энергично обозначена обыденная реальность — стоящие на первом плане кувшины с вином, перегнувшаяся через стол служанка в сине-красном одеянии. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году.
Марка» (1562 – 1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Сюжеты картин традиционны: история Иисуса. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548).
Тинторетто не раз обращался к любимому художниками Возрождения сюжету: Сусанна и старцы. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Подчеркнутый перспективным сокращением плиток пола бег пространства столь стремителен, что придает динамическое начало даже паузам, разделяющим фигуры взволнованных апостолов. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин).
За один этот яркий мазок, подаренный полотну, можно было бы простить старого греховодника. Я ничего не анализировал, не пытался понять, просто плакал (чем и заслужил кличку «сумасшедший русский») и вселялся в мир Тинторетто, который был и миром Христа в его земном обетовании. О жизни Тинторетто мало известно. Он считал даже, что Тинторетто порой выставляет «напоказ, как готовое, самые грубые эскизы, в которых виден каждый удар кисти». Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Самым замечательным в этих стариках была непреклонная печаль глаз.
Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Выпадает из живого буйного действия распятый на кресте атлетически сложенный Христос. Что-то не так – стучало в мозг и в душу. Марка.
Для него это не художественный прием, способный усилить экспрессию, а сама суть. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальностьС наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Было это в 1564 году, когда художнику исполнилось сорок шесть лет.
В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Он исключен из деятельной жизни и потому неинтересен Тинторетто. Это так и осталось для меня тайной. Так можно врываться с мечом, а не с оливковой ветвью. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы».
В материалах агентства "Ридус" упомянуты следующие экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), Исламское Государство (ИГИЛ, ИГ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Славянский Союз». Рох во славе». Голгофа.
Но может быть, это правильно. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. А здесь он летит кувырком, в великой спешке, чтобы сотворить свое чудо.
Но линия такой толщины уже не линия. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Тинторетто был таким вот тепло верующим. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева).
Географическое положение царицы Адриатики и все многочисленные выгоды – экономические, политические, военные, религиозные, – которые оно давало, очень долго помогали «Яснейшей республике» оставаться «самым цельным и организованным из европейских государств, могучим оплотом христианства». Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
В «Спасении св. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Видаля я чуть задержался. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Так хотелось бы хоть каких-то человеческих радостей вечному труженику. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви.
Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Наследие мастера огромно. Т. е, это уже опосредованная информация. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. У кого Якопо учился дальше не известно. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548).
Он был сильно помят, но отнюдь не выглядел потрясенным и все так же хотел жрать. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Мне известны два портрета Тинторетто. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Он носил ни к чему не обязывающее и ничего не дающее звание члена-корреспондента Академии архитектуры, писал по искусству и почти ничего не мог напечатать. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Так что же это – выбраковка дефектной особи. А ведь на раннем полотне запечатлен грозный для богини миг.
В эти годы Тинторетто создает картины, проникнутые стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки и мечты. Святой садится на землю, как дикий гусь, далеко и прямо пустив под себя ноги. Сизарь выскользнул из ее лап, поплатившись одним-единственным серым с приголубью перышком. Распространенный сюжет из Библии. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. О предках художника почти ничего не известно. А вот венская Сусанна – воистину чудо, торжество живописи. Марка».
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Тинторетто уделял также много внимания портрету. И ты будешь награжден.
В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Она читала книгу – Священное Писание. Не могли же Тинторетто попадаться модели только с такими глазами.
Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Зрелый период.