Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения. «страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. «страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы.
«страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы. Именно «Страшный суд» у Микеланджело в Сикстинской Капелле отнял последние силы и вызвал тяжёлые душевные мучения, но возможно именно эти эмоции и сделали эту картину настолько потрясающей и волнующей. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли и. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра.
Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течении XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. И снова Микеланджело постигло разочарование. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. К нему обращались и в Средние века и во времена Возрождения. И вновь Микеланджело не интересуют ни природа, ни детали: одно лишь человеческое тело.
Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой — жёсткую критику.
Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Но и это ещё не всё. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти.
Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом.
Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Он построил крайне динамичное вращательное движение из массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, центром которого стал Христос-Судия910. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
Но, не тут-то было. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях.
Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Власий смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». История шедевральных фресок на своде Сикстинской капеллы, как ни странно, начинается с обустройства гробницы Юлия II делла Ровера.
15. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Первый Ангел вострубил и сделались град и огонь, смешанные с кровью и пали на землю и третья часть дерев сгорела и вся трава зеленая сгорела. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9.
Благодаря новой художественной программе была осуществлена связь между уже написанными фресками на стенах часовни и росписью на потолке: от историй о Моисее к жизни Иисуса Христа. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы.
Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок.
Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Искусствовед В. Н. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. указание на глупость), в то время как его нагота покрыта намотанной змеей.
Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Выдвигалась также гипотеза, получившая широкий общественный резонанс, но опровергаемая большинством исследователей, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже, в знак того, что он не хотел работать над фреской и исполнял этот заказ под принуждением29.
собирался сбить фреску. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Освящение капеллы и первая служба состоялась 14 августа 1483 года в день празднования Вознесения Богоматери. Не отказывается он от участия и в самой войне. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. «Страшный суд» — сюжет довольно распространенный. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
И для того были веские причины. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов».
Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Варфоломей, так как мог ощущать презрение, когда был приглашен рисовать сцену страшного суда. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
Главным был второй ярус. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное.
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri, которых Вазари назвал просто Ignudi, они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев.
Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным.
Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Во время последней реставрации было принято решение «раздеть» фигуры обратно, явив миру авторский замысел. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Иллюстрация отражает восстановление. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Третий ангел вострубил и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику и пала на третью часть рек и на источники вод.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Не отказывается он от участия и в самой войне.
Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии — его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Здесь и толпы грешников, которых в неистовом сплетении их тел волокут в подземелье ада и возносящиеся к небу ликующие праведники и сонмы ангелов и архангелов и перевозчик душ через подземную реку Харон и вершащий свой гневный суд Христос и пугливо прижавшаяся к нему Дева Мария.
«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
«Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Другое открытие имеет фигуру, осужденную к черту непосредственно ниже и направо от Св. Он, как полагали, пошел слишком далеко в его безбородой и фигуре с развитыми мускулами Христа, который очень ясно приспособил классические скульптуры Аполлона и этот путь редко сопровождался другими художниками. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Медикам известно, что у мужчин левое яичко часто опущено несколько ниже, чем правое, – что хорошо видно при осмотре мошонки: именно так яички подвешены на семенных канатиках.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин».
Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной.
Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы».
Совет Трент выпустил декреты, которые запрещали такие представления в священном искусстве и всё нежелательное искусство должно было быть изменено или разрушено. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого».
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Что мог Микеланджело. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро.
Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Интересно, что именно рабочих дней (джорната, день — единица измерения времени при работе с фреской) было не многим более 450. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех.
Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». При этом и Иисус Христоc и Дева Мария и апостолы изображены традиционно и упорядоченно. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы.
Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Не стал исключением и «Страшный суд». Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Все годы, проведенные в труде над этой картиной, Микеланджело жил уединенно, лишь иногда пользуясь обществом немногочисленных друзей. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра.
Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Искусствовед В. Н. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Вот таким образом Микеланджело и ответил, что описание Аретино доставило ему огорчение и изобразить его он не может.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. На росписи размером около 200 кв. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Джорджо Вазари был в числе первых, пораженных грандиозностью «Страшного суда», позже он напишет: «Помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями и все они удивительно им выражены. Микеланджело изобразил всех персонажей нагими и в этом был глубокий расчет великого мастера. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Фреска более монохроматическая, чем фрески потолка и во власти тонов плоти и неба.
Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. И это неслучайно. Но некоторые элементы было решено оставить как памятник цензуре XVI века. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора.
После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причём своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции.
Микланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано».
Объяснение напрашивается само собой. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка.
1514—1519). Длина изображения почти полтора метра.
Слева от Христа— святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. Христос, по его мнению, должен был быть во главе сонма ангелов, в то время как у Микеланджело главный герой – человек. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей.
Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Испытывая постоянную тревогу за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств.
Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом.
Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13, 7 м, а высота – 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим. Работа над «Страшным судом» продолжалась почти 8 лет. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Пико утверждал, что каждый человек соединяет в себе земное, животное и Божественное начала. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и была вновь восстановлена республика.
В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Благодаря этому юный художник был с детства окружён произведениями античного искусства, присутствовал при философских диспутах флорентийской Платоновской академии. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Варфоломея кожи.
Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд».
А вот сам мастер оказался не очень довольным. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 01. 01. 01 года.
Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.
Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Но письмо Россели к Микеланджело от 10 мая 1506 года свидетельствует об обратном: именно папе пришла идея предложить работу флорентийцу, а Браманте утверждал, что тот не справится. Поза, мол, у них слишком неприличная. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Варфоломея с кожей, с которой снимают кожу.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров.
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Но пройдёт двадцать пять лет и другой папа снова призовёт Буонарроти в Сикстинскую капеллу. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. К примеру, один из самых ярких мастеров раннего Возрождения, Беато Анжелико изображает «Страшный суд» в общепринятом смысле: праведники уже отделены от грешников, одних ждет блаженство врайском саду, других — адские муки.
Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником5. Оранжевый, зеленый, желтый и синий рассеяны повсюду, оживив и объединив сложную сцену. Спустя несколько лет после того, как фреска была закончена, декреты о Совете Трента призвали к сжатию церковного контроля «необычных» священных изображений. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Это было, в течение многих веков, которые, как полагают, были мужчиной, пока удаление «фигового листка» не показало, что была женщина. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена.
Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление.
Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию.
В ответ на определенных обвинителей, когда собственный Конферансье Папы Римского Бьяджо да Чезена сказал относительно живописи, «было главным образом позорно, что в настолько священном месте там должен был быть изображен все те нагие фигуры, подвергнув себя так позорно» и что это не была никакая работа для папской часовни, а скорее «для общественных бань и таверн», Микеланджело работал лицо Чезены в сцену как Минос, судья преступного мира (далекий нижний правый угол живописи) с ушами Осла (т. е. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. Только ответить своим искусством. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода.
Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. 1537—1541 гг.
Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Не отказывается он от участия и в самой войне. 10. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27.
По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление.
Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Последние картины цикла не отмечаются большой детализацией, они более обобщённые, но смотрятся тоже эффектно. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «». Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета.
Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря капеллы. Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв. Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы.
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком.
На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. В течение восстановления была удалена приблизительно половина цензуры «Кампании Фигового листка». Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Со смертью папы Юлия II Микеланджело потерял своего покровителя, покинул Рим и вернулся во Флоренцию, где на несколько лет забросил живопись и скульптуру.
Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Ему не удалось создать цельной сцены. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. По его мнению, это обедняло роспись.
А центральный пояс занимают картины из Книги Бытия, начинающиеся сотворением мира и заканчивающиеся опьянением Ноя. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал.
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя».