Подробно описание картины Микеланджело «Страшный суд» представить невозможно – это настолько хаотичное и многочисленное расположение множества обнажённых тел, что невозможно ни подсчитать его точное количество – примерное же составляет около 400 человек – ни передать всю гамму чувств на их лицах.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Над ними Бог. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности.
Всякого рода чувства, страсти, движения мысли, надежда, отчаяние, зависть, бессильный гнев, ужас, боль и нравственное падение находят свое место рядом с умилением, радостью и восхищением. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Духовное не проявляется в картине, а подменяется в ней материальными, объемными формами и телами и исчезает в этих чуждых ему формах. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях.
Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. И теперь на этом месте Микеланджело предстояло воссоздать Страшный суд – фреску, ставшую последним великим произведением эпохи Возрождения и предвестником нового стиля Рима – барокко. Работа Микеланджело «Страшный суд», ныне будучи шедевром, подверглась прежде крайне жесткой оценке и критике.
были незнакомы с анатомическим атласом. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Однако, на и этом история работы Микеланджело «Страшный суд» не заканчивается. Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии — его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Микеланджело верил в Бога, но он верил и в свободную мысль человека, в его физическую мощь и красоту. Каждое лицо имеет свою неповторимую индивидуальность и психологическую характеристику.
насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного – не возрожденную материальность переносят в сферу неба земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля), своего сердца чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т. д. На росписи размером около 200 кв. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве). Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
Понял ли папа всю глубину иронической колкости Микеланджело, но соответствующее приказание он отдал. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. В иконе фигуры неподвижны, они как бы застыли. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Его ослиные уши – символ невежества. ) А рядом видна барка, управляемая перевозчиком Хароном. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник».
С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. И снова Микеланджело постигло разочарование. Христос, по его мнению, должен был быть во главе сонма ангелов, в то время как у Микеланджело главный герой – человек. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.
Только ответить своим искусством.
Говоря об уместности в часовне обнаженных тел изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела, созданного Богом, это свидетельство его красоты. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Грешники должны будут идти в «муку вечную». Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Но в то же время в иконе используются менее яркие цвета, нежели во фреске Микеланджело.
В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. Тем самым им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. В так называемой религиозной живописи эпохи Возрождения заключена методологическая ошибка. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия.
У ног Христа художник поместил Лаврентия с решёткой и Варфоломея, возможно, потому, что капелла была также посвящена этим двум святым. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Оба изображения выполнены в обратной перспективе. Искусствовед В. Н.
При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Он больше похож на Геракла или Аполлона.
Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Но это не холод смерти здесь подчеркивается внутренняя жизнь, внутренняя динамика. Этим карающим жестом Христос приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток и праведников и грешников и ангелов и святых, не отличимых друг от друга. Картина имеет границы, рамки сюжета икона – включает в безграничное.
Чтобы оказаться в числе понтификов, принявших участие в основании и украшении капеллы, Климент VII был готов призвать Микеланджело, несмотря на то, что пожилой художник работал на него во Флоренции без прежней энергии и с привлечением всё большего количества помощников из числа своих учеников4. И икона и фреска написаны на один сюжет – второе пришествие Христа и страшный суд над грехами человечества. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» — описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Под Христом – грешники, которым сулит ад. Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение.
Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим.
Величины в иконах носят не пространственный, а аксиологический характер, выражая степень достоинства. собирался сбить фреску. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Образ взят из античной мифологии. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине».
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой.
Фреска поражает монументальностью и размахом. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Но, несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». Над своей грандиозной работой Микеланджело трудился более пяти лет. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII.
Основу работы Микеланджело «Страшный суд» составляло Второе Пришествие Христа, что в целом является основополагающей идеей, на которой зиждется христианство. Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Например, демоны изображаются меньшего размера, чем ангелы Христос среди учеников возвышается над ними и т. д. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы.
Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Это подразумевает возвращение Иисуса с последующим наступлением Апокалипсиса. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной.
Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
В данном реферате была рассмотрена фреска Микеланджело «Страшный суд» в сравнении с иконой «Страшный суд» (1580-е гг. ). В то же время религиозное значение этой картины равно нулю. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Первый Ангел вострубил и сделались град и огонь, смешанные с кровью и пали на землю и третья часть дерев сгорела и вся трава зеленая сгорела. Последний пребывал в полнейшем удивлении и шоке от изображаемых художником скрюченных и обнаженных тел. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо — их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Художники пытаются через мимитическое искусство, т. е. Харон перевозит души умерших через воды Стикса. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах.
Икона – это богословская книга, написанная кистью и красками. Что мог Микеланджело. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Не отказывается он от участия и в самой войне. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.
Картину можно рассматривать аналитически. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить.
Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. Испытывая постоянный страх за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться. Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию и теми, кто считал художника гением.
Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Объяснение напрашивается само собой. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Варфоломея кожи. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние.
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Несмотря на это, Микеланджело имел весьма высокий авторитет.
Не отказывается он от участия и в самой войне. Икона – на ум и интуицию.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Остальные изображенные персонажи создают круговорот.
«Страшный суд» Микеланджело — картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине.
Здесь должны были быть проведены похороны, а после был назначен сбор конклава. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд».
Здесь нет места торжеству и ликованию Радость праведников, приближенных к Христу, тонет в круговороте тел, где даже отправляющиеся в рай кажутся ошарашенными и напуганными. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции.
Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Более того, это рецидив язычества, возникший в самом сердце католического мира. Она была названа росписью откровенно непристойной, послужившей предательству истины в Евангелие. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду.
По ним можно изучать анатомию. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своего рода, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась 11 месяцев. Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Одним движением забирает он грешные души. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг.
Не отказывается он от участия и в самой войне. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние.
Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу.
Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин».
Некоторые считают, что древние иконописцы не знали законов прямой перспективы и симметрии человеческого тела, т. е. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. 1514—1519)3.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). В это время он был уже немолод, ему было 62 года. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок.
Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление.
Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо, до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Воскрешение мертвых совершается в долине Иосафата, как повествует талмудическое предание. Но и это ещё не всё. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
В этой грандиозной фреске нет образов жизнеутверждающей силы, художник показывает человека бессильным перед лицом судьбы. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Это привело к тому, что им была организована целая кампания, придерживающаяся цензуры и требующая уничтожения фрески «Страшный суд», по их мнению, неприличной. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.
Пространство перестает быть препятствием. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. В иконе много символичных образов (ладонь с младенцем – «праведные души в руке Божией» и здесь же, весы -- то есть «мера дел человеческих»).
Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. На это справедливо указывали иконоборцы, отрицая портретные картины на религиозную тематику, но несправедливо обобщая с дурным методом все возможности изобразительного искусства – в данном случае иконопись – которая открывает духовный мир, не отождествляя его с бесконечностью как бесконечной протяженностью, с реалиями вещественного мира, находящегося под властью смерти и тления.
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. В рассуждениях Фичино, Пико и других проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. 1514—1519). Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». В тематике картины Страшный Суд воплощены языческие и иудейские традиции.
Микеланджело изобразил всех персонажей нагими и в этом был глубокий расчет великого мастера. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии — его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано».
Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа. Второй Ангел вострубил и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море и третья часть моря сделалась кровью и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море и третья часть судов погибла.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции.
Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Ему не удалось создать цельной сцены. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св.
Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся перед ним все народы и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую свою сторону, а козлов – на левую». Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Фигуры исполнены с изумительным знанием пропорций человеческого тела и законов гармонии.
Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок.
Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Картина отражает настроение икона – состояние личности. Длина изображения почти полтора метра. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. И наконец, головы двух ангелов за спиной создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным.
Искусствовед В. Н. Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. Именно в нем была выражена Иисусом тайна видимости невидимого.