Подробно описание картины Микеланджело «Страшный суд» представить невозможно – это настолько хаотичное и многочисленное расположение множества обнажённых тел, что невозможно ни подсчитать его точное количество – примерное же составляет около 400 человек – ни передать всю гамму чувств на их лицах. Так выглядит центральная часть фрески «Страшный суд» Микеланджело. Xvi в. и сейчас на их месте находится «Страшный суд» Микеланджело. Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).
Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею. В нижнем правом углу «Страшного суда», Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена. В самом низу росписи Микеланджело «Страшный суд», среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы. Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения. Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» создавалась великим итальянским художником в течение 4 лет.
Алтарная стена – это огромная фреска Микеланджело изображающая Страшный суд (1536-41 гг. ). «страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы. Именно «Страшный суд» у Микеланджело в Сикстинской Капелле отнял последние силы и вызвал тяжёлые душевные мучения, но возможно именно эти эмоции и сделали эту картину настолько потрясающей и волнующей. Интересным фактом служит то, что роспись потолка Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» производилась дважды. «страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
Именно потому можно смело считать, что картина «Страшный суд» Микеланджело – это открытие того времени в мире искусства. Фреску Страшный суд Микеланджело писал, будучи в тяжёлой депрессии. «страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы.
Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Его отравленного ядом пера боялись даже папы и князья. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах.
Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале18.
м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. Люди их поступки и дела их мысли и страсти их деяния — вот что было главным в картине. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Есть ли они у философов.
Чезена остался в аду. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. Сколько их было уже – полотен, живописующих силу Бога и ничтожность человека, тщетную суету человеческих помыслов и деяний. Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись.
Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Бьяджо смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером.
Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Титаническим страстям соответствовали и титанические фигуры. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своего рода, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась 11 месяцев. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Слева от Христа — святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации.
К тому же, у художника были серьёзные проблемы со здоровьем: он страдал от артрита, мигрени, невралгии, у него болели зубы. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Микеланджело отверг план, отверг и домогательства Аретино, клянчившего у него денег и рисунков. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление.
Бывают ли помощники у поэтов. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами.
Тогда Аретино принялся доказывать, что Микеланджело за его «Страшный суд» следует причислить к сторонникам Лютера. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов.
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508 – 1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Но не Микеланджело. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро.
В самом деле, гордецов, завистников, скупцов, сладострастников и всех остальных им подобных любой духовно одаренный человек легко должен был бы распознать ибо при их изображении соблюдены все подобающие им отличия как в выражении лица, так и в движении и во всех остальных естественных их особенностях: а это, хотя оно нечто чудесное и великое, не стало, однако, невозможным для этого человека, который был всегда наблюдательным и мудрым, видел много людей и овладел тем познанием мирского опыта, которое философы приобретают лишь путем размышления и из книг. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Блондинок мало. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов – всего 53 персонажа. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов.
Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. И снова Микеланджело постигло разочарование. Здесь должны были быть проведены похороны, а после был назначен сбор конклава.
Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Ему не удалось создать цельной сцены.
Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Фреска поражает монументальностью и размахом.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.
Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.
В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Да и кто, собственно, мог помочь ему — мыслителю, творцу.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течении XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Возможно. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица.
Микеланджело верил в Бога, но он верил и в свободную мысль человека, в его физическую мощь и красоту. Он должен был решать все сам так, как подсказывали ему его ум, совесть, его чувства. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня.
Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Но Микеланджело не написал ему. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. Эта внешняя сила, увлекающая фигуры и которой они не могут противостоять, так велика, что персонажи утрачивают свою красоту, гармония лишений нарушена преувеличенно мощными мышцами и телами их резкие жесты полны отчаяния. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние.
Он хотел видеть вихри стихий — огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и была вновь восстановлена республика. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине.
«Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Не отказывается он от участия и в самой войне. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. 1514—1519). Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Свободолюбивый дух был более не в чести. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. «О чем я думаю. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.
На росписи размером около 200 кв. Микланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано».
В свое время Аретино пытался набиться Микеланджело в друзья и чуть ли не в советники. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Так что человек толковый и в живописи сведущий видит потрясающую силу этого искусства и замечает в этих фигурах мысли и страсти, которых никто, кроме него, никогда не изображал. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос».
Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью.
Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Это означало, что он обвинял художника в ереси. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5.
Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один – в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935 – 1936 годах.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Не отказывается он от участия и в самой войне. Говоря об уместности в часовне обнаженных тел изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела, созданного Богом, это свидетельство его красоты. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд».
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Микеланджело изобразил всех персонажей нагими и в этом был глубокий расчет великого мастера. События того времени, особенно усиление протестантизма и губительное действие Реформации – усиливали эмоциональную интоксикацию Микеланджело. Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Однако, на и этом история работы Микеланджело «Страшный суд» не заканчивается. 1514 – 1519). Лазарев писал о Страшном суде: Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
Но изображать нагими Бога и апостолов — для этого в те времена нужна была великая смелость. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». собирался сбить фреску. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Аретино стал его врагом. Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого. Когда художник приступил к работе над «Страшным судом», Аретино прислал ему льстивое письмо изложив свой план этой картины. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. И пришел иной Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена.
Когда он свыкся с тем, что ему все-таки придется писать «Страшный суд», когда он вновь очутился один на один на своем помосте с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он вновь (в который уже раз. ) оказался сам у себя в плену. Именно в нем была выражена Иисусом тайна видимости невидимого. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой – жёсткую критику. Не отказывается он от участия и в самой войне.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Он говорил о горе и о возмездии, об унижении и отчаянии, о надеждах и страстях, он изливал свою душу.
Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Здесь сподвижники Христа — апостолы, здесь горе и мрак, здесь зло и добро. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Искусствовед В. Н.
Искусствовед В. Н. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Вот таким образом Микеланджело и ответил, что описание Аретино доставило ему огорчение и изобразить его он не может. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Подлый и мстительный, он великолепно улавливал веяния времени.
Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Он хотел видеть вихри стихий — огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта и Чезена должен сам договориться с Микеланджело14.
Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св.
Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос – Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы.
Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 01. 01. 01 года. Худых — больше, чем толстых.
Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Работа Микеланджело «Страшный суд», ныне будучи шедевром, подверглась прежде крайне жесткой оценке и критике. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течении XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации18.
Высоких было больше, чем низких.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года. Несмотря на это, Микеланджело имел весьма высокий авторитет.
И он люто возненавидел художника. Он знал: времена менялись. Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии — его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин».
Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию и теми, кто считал художника гением. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны».
Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника.
Четверть — молодежь. Тем самым им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15.
А мученики. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Чего стоил только один папа Николай III изображенный Микеланджело в толпе низвергаемых грешников, тот самый папа, который разрешил продажу церковных должностей. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо, до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
Над своей грандиозной работой Микеланджело трудился более пяти лет. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. Это привело к тому, что им была организована целая кампания, придерживающаяся цензуры и требующая уничтожения фрески «Страшный суд», по их мнению, неприличной. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия.
Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Вначале он стал писать, что картина Микеланджело безнравственна. Варфоломея кожи.
Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. А запечатленные им знатные современники, которых Микеланджело, подобно Данте, смело ввел в свое повествование — в том числе пап Павла III и Климента VII. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду.
Его звали Пьетро Аретино. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. Искусствовед В. Н. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств.
Но этого ему показалось мало. Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. «Меня не оставляют без ответа ни короли, ни императоры», — писал он художнику. Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей и критику других.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Основу работы Микеланджело «Страшный суд» составляло Второе Пришествие Христа, что в целом является основополагающей идеей, на которой зиждется христианство.
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Жесты, выражение лиц персонажей, показывают возбуждение намного большее, чем у тех, кто находится рядом с Христом. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Это подразумевает возвращение Иисуса с последующим наступлением Апокалипсиса. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью.
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.