Несколькими годами позже «Страшного Суда» Микеланджело написал две фрески в Паолинской капелле ватиканского дворца: «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра». Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения. Так выглядит центральная часть фрески «Страшный суд» Микеланджело. Алтарная стена – это огромная фреска Микеланджело изображающая Страшный суд (1536-41 гг. ).
В Италии поставят уникальное световое шоу, в основу которого ляжет фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд», украшающая стену Сикстинской капеллы. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею. Фреску Страшный суд Микеланджело писал, будучи в тяжёлой депрессии. Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» создавалась великим итальянским художником в течение 4 лет.
Но позже искренне покаялся и был прощён Господом. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 67 г. вниз головой по его желанию. И он люто возненавидел художника. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Фигуры исполнены с изумительным знанием пропорций человеческого тела и законов гармонии.
Здесь нет места торжеству и ликованию Радость праведников, приближенных к Христу, тонет в круговороте тел, где даже отправляющиеся в рай кажутся ошарашенными и напуганными. Над фреской «Страшный Суд» художник Микеланджело поместил образ ветхозаветного библейского пророка Ионы, который к религиозной теме апокалипсиса имеет некоторое аллегорическое отношение. Оранжевый, зеленый, желтый и синий рассеяны повсюду, оживив и объединив сложную сцену. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». Многочисленные части похороненных деталей, пойманных под дымом и грязью очков лет, были показаны после восстановления.
Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. В центре под Христом изображен престол уготованный (алтарь). Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» — огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Отличается мощью, выразительностью и стройностью композиции, многие историки искусства считают эту работу вершиной творчества Микеланджело.
Оба изображения выполнены в обратной перспективе. Ангел указывает Даниилу на четырех зверей. Вначале он стал писать, что картина Микеланджело безнравственна. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. В иконе много символичных образов (ладонь с младенцем – «праведные души в руке Божией» и здесь же, весы -- то есть «мера дел человеческих»). На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). собирался сбить фреску. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Это было, в течение многих веков, которые, как полагают, были мужчиной, пока удаление «фигового листка» не показало, что была женщина. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории.
В свое время Аретино пытался набиться Микеланджело в друзья и чуть ли не в советники. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал «Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Пространство перестает быть препятствием.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Микеланджело сам создал «летящие» леса. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком.
Свободолюбивый дух был более не в чести. Микеланджело верил в Бога, но он верил и в свободную мысль человека, в его физическую мощь и красоту. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
По ним можно изучать анатомию. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве).
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Аретино стал его врагом. Золото на иконах – антитеза функции золота как символа земного богатства. Италия.
«Меня не оставляют без ответа ни короли, ни императоры», — писал он художнику. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Фреска. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. На нем одежда Христа, Крест, орудия Страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной) «Егда поставятся престоли и отверзутся книги и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей. » (Там же, Слава). Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. В данном реферате была рассмотрена фреска Микеланджело «Страшный суд» в сравнении с иконой «Страшный суд» (1580-е гг).
Справа от Христа — святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Картина отражает настроение икона – состояние личности. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Когда он свыкся с тем, что ему все-таки придется писать «Страшный суд», когда он вновь очутился один на один на своем помосте с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он вновь (в который уже раз. ) оказался сам у себя в плену.
Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Художники пытаются через мимитическое искусство, т. е. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Иногда изображают группы людей, обращающиеся к Судии с евангельскими словами «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее.
Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Картина имеет границы, рамки сюжета икона – включает в безграничное. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9.
Грешники должны будут идти в «муку вечную». Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы.
Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Пространство перестает быть препятствием. Возрождение.
Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой. Ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора. Во время работы Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Возможно.
Некоторые выдвинули гипотезу, что Микеланджело изобразил себя в виде снятой кожи, которую держит в руках Св. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Размер росписи 1370 x 1220 см. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. 1514—1519). Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство.
Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем : «Когда же прийдёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся перед ним все народы и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую свою сторону, а козлов- на левую». Им предстоит быть судимыми, согласно их делам милосердия, которые они выполняли в своей земной жизни. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. А мученики.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». В тематике картины Страшный Суд воплощены языческие и иудейские традиции. Дерево, масло. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть. Есть ли они у философов. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Художники пытаются через мимитическое искусство, т. е. насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного – не возрожденную материальность переносят в сферу неба земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля).
Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев. Землю окружают круглое море, где плавают рыбы, выплевывающие мертвых. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
Золотые нимбы святых. Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся перед ним все народы и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую свою сторону, а козлов – на левую». Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение.
Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Икона похожа на внутренний план и чертеж событий. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. В так называемой религиозной живописи эпохи Возрождения заключена методологическая ошибка.
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Грандиозная лавина могучих человеческих тел — возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святые-мученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников, — все это еще полно мятежного духа. Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Фреска более монохроматическая, чем фрески потолка и во власти тонов плоти и неба. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей и критику других. И икона и фреска написаны на один сюжет – второе пришествие Христа и страшный суд над грехами человечества. Подлый и мстительный, он великолепно улавливал веяния времени. В так называемой религиозной живописи эпохи Возрождения заключена методологическая ошибка.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Икона – на ум и интуицию. Варфоломея кожи. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц.
(Глухой черный цвет, цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю. ) Серый цвет – мертвенность (скалы изображены на иконе серым цветом, четкими условными линиями). Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.
Его нагота вызвала осуждение. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Но художник сумел выразить другое – великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека. Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд».
Они не смотрят на Христа. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Стальной цвет – человеческие силы и энергии, в которых есть нечто холодное.
На первом плане изображена Дева Мария. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Не отказывается он от участия и в самой войне.
Грешники должны будут идти в «муку вечную». Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. Он знал: времена менялись. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 01. 01. 01 года. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей и критику других. Харон перевозит души умерших через воды Стикса. Когда строительство ковчега закончилось, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре от каждого вида нечистых животных и по 7 – каждого вида чистых животных, живущих на земле.
Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. Не отказывается он от участия и в самой войне.
Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой — жёсткую критику9. Тогда Аретино принялся доказывать, что Микеланджело за его «Страшный суд» следует причислить к сторонникам Лютера.
Чезена остался в аду. Флоренция. Но не Микеланджело. Его отравленного ядом пера боялись даже папы и князья.
указание на глупость), в то время как его нагота покрыта намотанной змеей. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Бывают ли помощники у поэтов. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы. В 1508-1512 гг. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
«Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Искусствовед В. Н. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Здесь сподвижники Христа — апостолы, здесь горе и мрак, здесь зло и добро. Другое открытие имеет фигуру, осужденную к черту непосредственно ниже и направо от Св. Например, демоны изображаются меньшего размера, чем ангелы Христос среди учеников возвышается над ними и т. д.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Одной из вершин западного искусства считается картина Страшного Суда в Сикстинской капелле, созданная Микеланджело. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Свет исходит от ликов и фигур из глубины их, как символ святости. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг.
В картине зафиксировано время, как момент остановленный волей художника, будто фотографической вспышкой. Фигуры Марии, Иосифа и младенца Христа образуют винтообразную группу, внося сильный заряд пластической энергии в композиционное целое. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». В то же время религиозное значение этой картины равно нулю. Второй Ангел вострубил и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море и третья часть моря сделалась кровью и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море и третья часть судов погибла.
Потому-то он и волнует сердца всех неподготовленных, равно как и тех, кто в этом ремесле разбирается. В центре сидит полуобнаженная женщина -- её олицетворение.
Янтарный цвет – гармонию, согласие, дружбу. Из одних и тех же звуков создаются не похожие друг на друга мелодии: так в меняющихся композициях цвета могут иметь различное символическое значение и эмоциональное воздействие. (О языке православной иконы). Над ними Бог. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах.
Образ взят из античной мифологии. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.
«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Отсутствие внешнего источника света. Имя сей звезде "полынь" и третья часть вод сделалась полынью и многие из людей умерли от вод, так как они стали горьки. Более того, это рецидив язычества, возникший в самом сердце католического мира. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы.
Одним движением забирает он грешные души.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Около весов ангелы борются с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши (или нескольких юношей).
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Икона – это богословская книга, написанная кистью и красками. За ней – Иосиф Обручник. Но этого ему показалось мало. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных. Был очень живым и вспыльчивым именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но это не холод смерти здесь подчеркивается внутренняя жизнь, внутренняя динамика. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств.
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Не отказывается он от участия и в самой войне.
Иллюстрация отражает восстановление. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541.
Но в то же время в иконе используются менее яркие цвета, нежели во фреске Микеланджело. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо).
«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста.
И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Спустя несколько лет после того, как фреска была закончена, декреты о Совете Трента призвали к сжатию церковного контроля «необычных» священных изображений. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве). Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины.
Люди их поступки и дела их мысли и страсти их деяния — вот что было главным в картине. Когда художник приступил к работе над «Страшным судом», Аретино прислал ему льстивое письмо изложив свой план этой картины. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «». Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту). Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Это был настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены около верха окон. Он должен был решать все сам так, как подсказывали ему его ум, совесть, его чувства. «Видение Даниила» -- это четверо животных (в кругу) и «Земля, отдающая своих мертвецов»: темный круг, обычно неправильной формы. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях.
625х662 см. Это означало, что он обвинял художника в ереси. Ему не удалось создать цельной сцены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом и посоветовал самому договариваться с художником. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21».
Этот момент и изображён на фреске Микеланджело. Справа от Христа -- праведники, слева -- грешники. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течении XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет.
насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного – не возрожденную материальность переносят в сферу неба земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля), своего сердца чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т. д. В иконе фигуры неподвижны, они как бы застыли. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Икона – на ум и интуицию. Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Оранжевый цвет – благодать Божию, преодолевающую материальность.
Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли и. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Галерея Уффици. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Каждое лицо имеет свою неповторимую индивидуальность и психологическую характеристику. Пятый Ангел вострубил и я увидел звезду, падшую с неба на землю и дан был ей ключ от кладязя бездны. На росписи размером около 200 кв. Но Микеланджело не написал ему. В течение восстановления была удалена приблизительно половина цензуры «Кампании Фигового листка».
Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества.
Варфоломея с кожей, с которой снимают кожу. Примечание. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения.
Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Титаническим страстям соответствовали и титанические фигуры. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). В этой грандиозной фреске нет образов жизнеутверждающей силы, художник показывает человека бессильным перед лицом судьбы. Картина отражает настроение икона – состояние личности.
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Отсутствие прямой перспективы свидетельствует о других пространственных измерениях, о возможностях человека властвовать над пространством. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано».
Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации18. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Все они по очереди платили этому наемному писаке, жившему, словно вельможа, в своем роскошном дворце в Венеции, за то, чтобы он писал хорошее о них и плохое об их врагах. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Микланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано».
Диаметр 120 см. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Картина имеет границы, рамки сюжета икона – включает в безграничное. Ной исполнил указание и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю.
Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. В такой обстановке и в таком состоянии Микеланджело приступил к созданию рассказа о последней трагедии человечества – Страшном суде. Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Воскрешение мертвых совершается в долине Иосафата, как повествует талмудическое предание. В ответ на определенных обвинителей, когда собственный Конферансье Папы Римского Бьяджо да Чезена сказал относительно живописи, «было главным образом позорно, что в настолько священном месте там должен был быть изображен все те нагие фигуры, подвергнув себя так позорно» и что это не была никакая работа для папской часовни, а скорее «для общественных бань и таверн», Микеланджело работал лицо Чезены в сцену как Минос, судья преступного мира (далекий нижний правый угол живописи) с ушами Осла (т. е.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Величины в иконах носят не пространственный, а аксиологический характер, выражая степень достоинства. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
И вновь в Сикстинской капелле были сооружены строительные леса, на которые с красками и кистями взобрался художник Даниеле да Вольтерра. по заказу папы Павла III. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью.
Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал.
И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11. В Католической церкви считается первым папой римским. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей -- «воскресшие из мертвых», звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу.
И снова Микеланджело постигло разочарование. были незнакомы с анатомическим атласом. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Золотые блестки на их ризах – ассисты или инакопь – знак причастности к Божеству по благодати) зеленый – жизнь синий – тайну красный – жертвенность (жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства) голубой – чистоту. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Через участие в мессе у алтарной стены Сикстинской капеллы с грандиозной фреской «Страшный Суд» верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело8. Лиловый цвет – завершение.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Да и кто, собственно, мог помочь ему — мыслителю, творцу. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Его звали Пьетро Аретино.
В иконе говорят не цвета, а созвучия цветов. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов».
Искусствовед В. Н. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и была вновь восстановлена республика. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой.
Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию. Под Христом – грешники, которым сулит ад. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев.
Еще ниже бывают изображены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией» и здесь же, неподалеку, весы -- то есть «мера дел человеческих». Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Художник работал над фреской четыре года — с 1537 по 1541.