Страшный суд для Босха – одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд». Страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще.
«страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. «страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда.
Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд».
В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Это особенно видно по изображению преисподней. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни.
На них изображены сцены Страстей Христовых. На это огромное поле битвы смотрит Господь Саваоф. В 1480 году он возвращается в свой родной город. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Это особенно видно по изображению преисподней.
С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе. Страстным почитателем его таланта был испанский король Филипп II. Целиком сохранился лишь один «Страшный Суд», наиболее мрачное произведение художника.
И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду 171осени Средневековья187, по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Левая внешняя створка 171Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду187.
На среднем160— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Одновременно в раю зарождается зло. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. Ни одна из этих работ не сохранилась. А под ними начинается ад. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
Это особенно видно по изображению Сюжет не нуждается в пояснениях. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Символы заимствованы из народных сказок, мистической литературы и алхимии. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Фоном для сцены дележа сена служит прекрасная долина: величавый покой природы противопоставлен шумной и бесплодной суете людей. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).
Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Везде режут, давят, насилуют, убивают. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Правая внешняя створка 171Несение креста187. В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса вКанзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др. ) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Земля, вода, живые существа и первый человек создан. Эти его картины резко выделяются среди множества подобных изображений: произведения Босха окрашены индивидуальным переживанием, личной болью.
Необычайно выразителен жест монаха исповедующего осужденного на казнь разбойника. В земной преисподней (в верхней части) видны всполохи пожарищ, напоминающие костры инквизиции и предвещающие адский огонь. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. «Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год». Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Недостатки и теневые стороны жизни уже не искажают мира. Одновременно в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. От средневековья, в котором жил Босх, человечеству досталась очень богатая символика, мало понятная современному человеку. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства. Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд».
Правая внешняя створка «Несение креста». Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции.
Она свидетельствует весьма красноречиво о тесных художественных связях, существовавших между Севером и Югом Европы и о том громадном влиянии, которое оказывало искусство итальянского Возрождения на культуру Нидерландов в ту эпоху. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, 171выдающегося художника187 (pictor insignis). Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. Животные начинают пожирать друг друга, в фонтане жизни поселяется сова.
Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом.
Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Картина была заказана для зала эшевенов в здании суда Брюгге. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – 171Блудный сын187. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских.
Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». корыстолюбия и зависти.
Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции.
Бог занят созданием Евы. Повествование разворачивается снизу вверх. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений».
На крыше дома слева и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. История искусства. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Во мраке полыхают далекие пожарища. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20) В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов – по числу грехов, можно видеть жанровые сценки иллюстрирующие каждую из греховных страстей.
При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Райский сад заполнен самыми разнообразными животными и растениями. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек. 171Железный шлем187 завинчивался на голове, ломая кости черепа. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). Террор инквизиции порождает такие страшные картины изуверств изображенные на картинах Босха. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
Демоны копошатся, снуют туда и сюда, суетятся, пытая и мучая грешные души за содеянное. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Тут сцены создания Евы искушения и изгнания из Рая. Лука — это автопортрет художника.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Эта победа – главная тема правой створки триптиха. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны. Ножи, острые палки и мечи – символы мучений – наполняют картину земных страданий.
Сюжет не нуждается в пояснениях. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Такова страшная участь.
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Пожарища становятся неотъемлемой частью всех картин Босха, где он сталкивается с темой Страшного суда, так же, как и неотъемлемыми становятся виселица (вверху и сбоку центральной части «Страшного суда») и колесо (в центре картины). Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Известный историк северного искусства Карл Ван Мандер отзывался о картинах Босха так: «8230удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные8230» – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. На других телах верхом восседают какие-то чудища.
Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. Центр фонтана является центром всей створки. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития Святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой». И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Группа богоматери и св. Центральная часть. Лукой». Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека. Самое потрясающее из них – картина Несение креста, которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных искусств. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI).
Возможно, речь шла о вышеупомянутом произведении. Она проходит через все его творчество. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Точно также фигуру Бога-создателя в раю повторяет фигура Сатаны-разрушителя в аду. Правая створка триптиха – рай. Правый ставень триптиха Иеронима Босха 171Воз сена187.
Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Они пьют вино. примерно в 80-ые годы Флорентийские власти поручили написать эту картину. Рай Босха – только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях. Актуальность картин Монах Хосе де Сигуенса так говорил о Босхе: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Рай, как всегда, занимает левую створку.
Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Здесь Босх излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей. У него движение происходит слева направо. Страшный суд для Босха – одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». Луке и позировала ему. Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. Все началось в раю. Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников.
Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. По старой традиции считается, что св. Согласно легенде, Мария явилась св.
Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.
Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях. Иоанна. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Справа в шатре сидят любовники.
Творчество Музеи Прадо, Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский музей изящных искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон О картинах К сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Картина называется 8220Искушение святого Антония 8220. Центральная часть. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Внешние створки триптиха 171Искушение Святого Антония187 выполнены в технике гризайли. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Только в Аду до нелепости утрируются бессмысленность, злоба, подлость и низость. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Этот триптих издавна являлся объектом споров. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо. Отличие от других работ Босха состоит в том, что адские сцены здесь распространяются и на центральную часть, почти заполняя её. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Фонтан увенчан полумесяцем – символ ереси. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера.
У Босха – иначе. Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Средняя створка изображает Страшный Суд. На картине стоит подпись Блонделя и дата: «1545 год».
Справа в шатре сидят любовники. которую Бог уготовил человечеству. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8211 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Учился живописи будущий мастер Северного в Возрождения нидерландских городах Харлеме и Делфте. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Вполне возможно, что свои 171Видения загробного мира187 Босх создал на основе этой книги. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха.
Одним из ярких представителей этого направления в Брюгге был Ланселот Блондель (1498—1561), ставший членом Корпорации художников в 1519 году. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).
Произведения Босха воспринимались в чисто морализирующем плане. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него воронье кружит над падалью в глубине изображения – разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). История ее создания любопытна. Взгляд на творчество Босха в современности и в Средние Века имел весомые отличия. Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. На правой створке – ад.
Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Босх склонен к обеим крайностям — изображенные им инфернальные звери (а их — великое множество и нет одинаковых) также не кажутся страшнее тех, кто жестоко забавляется людьми в их земной жизни. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. На них изображены сцены Страстей Христовых. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Из всех средневековых описаний Ада в 171Видениях Тунгдала187 они наиболее изобретательны. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. Иоанна, бесследно исчезли.
Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Творчество Музеи Прадо, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский изящных музей искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон о картинах к сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Чем чище пространство, тем оно выше, тем самым задавая систему координат восприятия. Вся жизнь Босха прошла в родном городе Гертогенбосхе, где его отец и дед были художниками. Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого Суда. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. К числу их относится самый знаменитый складень «Сад земных наслаждений», поздняя работа, в которой художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом».
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Изображение Христа – подлинный центр картины.
В более поздних преданиях приводится иная версия – Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. Фантазия Босха, как это ни парадоксально, привязана к реальности. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел.
Дальше в картине Рая мы видим, как ангел изгоняет мечом людей из Эдема, чтобы навсегда затворить перед ними его врата и встать у входа с огненным мечом. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. в Египте. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых – летучая жаба, лиса с хлыстом.
И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы. Развеваются стяги германского императора и французского короля. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Что за время обучения своего Иероним Босх пишет такие картины, Надо отметить, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри».
Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. А. А. Яворивов Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе (353ч. ) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. Венский 171Страшный суд187 Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто.
На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Жизнь общества делилась на два лагеря: в первом – наука и античная философия, во втором – алхимия, астрология и магия. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине.
Внутренние створки картины образуют триптих. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда. Крышка его гроба захлопнулась в родном Хертогенбосе, когда ему было 66 лет. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Неотвратимость Судного дня осознавалась всеми верующими, но все ли могли надеяться на спасение от ужасающих мук, которые ожидают закоренелых грешников.
Результат – изгнание черных ангелов и их низвержение на землю. Это особенно видно по изображению преисподней. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд». В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Казалось бы, полная идиллия. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
Он как бы говорит ему: Не бойся. В основе Итальянского Возрождения – утверждение ценности земного мира и человека, 171венца всех творений природы187. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. «Страшный Суд» можно как-то понять истолковать и объяснить, в некоторых же своих работах Босх задает почти неразрешимые загадки.
По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана. Справа в шатре сидят любовники. В православной иконе «Страшного суда» ад, рай, суд и Новое Небо находятся в одном двумерном пространстве, разделенном по вертикали: земля с адом и раем на нижнем уровне, Страшный суд – в средней части, Новое небо с Горним Иерусалимом – в верхней. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Так земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь. которую Бог уготовил человечеству. Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. 171Страшный суд187 (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, 171Сад земных наслаждений187 – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа 171Семь смертных грехов187 висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). Уже в 1520 году ему было поручено оформление города по случаю торжественного въезда в город Карла V. Одной из его блестящих декоративных работ является оформление существующего и поныне камина в здании суда в Брюгге. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Полагают, что он автор фрески 171Распятие187 в соборе Св.