Родина готики — Франция, королевская область Иль-де-Франс, откуда она распространилась как знак королевской власти по Франции, в конце XII в. стиль пришел и в остальные страны Западной Европы.
В это время всеми художниками использовались аллегории. Они располагались и на фасадах и в интерьерах. Другими ранними творениями немецкой готики являются церковь св. Интерьер капеллы украшают 15-метровые витражи, являющиеся одновременно стенами верхней капеллы, так как кроме нервюрного каркаса, «растущего» прямо из пола капеллы, камень для строительства стен Сен-Шапель практически больше не используется. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Убеждение правоты Цвирнера пришло неожиданно.
Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. Окна застекляются, но занавесей ещё нет.
Синий цвет считался символом верности желтый – особенно красивым, а зеленый означал влюбленность – зеленое чаще носили женщины. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Известны попытки еще примитивной инкрустации. Архитектура готического собора – символ бесконечности. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши.
Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание, устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). И музыка цвета радужно сочетается тут с музыкой изящнейших архитектурных форм. Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах. Троицы города Кане в Нормандии, Франция.
Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время. В живописи появляется портрет. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Готика – это искусство позднего Средневековья. Это искусство берет свое начало в XII в. (до XV в. ) Именно в это время в Европе начинается активная борьба католической церкви за власть.
Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений. В V – VII вв. Развивался на основе романской, точнее говоря – бургундской архитектуры. Строительство было начато в 1163 г. и завершено в основном в первых десятилетиях XIII века.
Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика». В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота— 13м, ширина— 11м, высота фигур до 2, 80 м). Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. По семь статуй поддерживают арки входа.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т. к.
Раннее средневековье VI-XII вв. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII—XVI в).
К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры относятся соборы в Реймсе (1211-1330 гг. ) и Амьене (1218-1268 гг. ). Самовыражение проявляется через живопись, поэзию, музыку и другие виды искусства. Различия были и в отсутствии привычного трансепта.
Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Им настолько предоставляли преимущество, что они пережили настоящий расцвет в сооружениях часовен, балдахинов, потолков над захоронениями. Купол в период готики так и не смогли создать из-за технической сложности задачи. В центре её Богоматерь. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки.
На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Их заменили деревянными балками, что облегчило нагрузки крыши на опоры. Стало популярным сооружение небольших капелл во дворцах, аббатствах, университетах. Они могли носить не только библейский, но и мифологический характер.
Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской». Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. По воскресеньям в нём проходили мессы. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Но сразу бросались в глаза разительные отличия. Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы.
Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Гордость Франции – Амьенский собор послужил прототипом для Кёльнского. и рост городов способствовали расцвету строительства. Первоначальный план создал архитектор Марко ди Кампионе.
Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые. Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Одна часть филёнок поставца, например, украшается орнаментом льняные складки, а другая – гротеском. Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Первая треть XVIвека.
величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте.
Можно не слушать готическую музыку, но быть готом. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. Имея соответствующую квалификацию, принимал участие в строительстве и набирался опыта. Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Опоры в ранней готике имеют вид цилиндрических колонн с капителями, на которые опираются полуколонны, поддерживающие пяты нервюр (количество полуколонн соответствует количеству нервюр).
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Её гармонично дополняют мансардные и слуховые окна, а также шпилеобразные и купольные конструкции, напоминающие башенки (пинакли). Учитывая значительный угол наклона, в качестве кровельного материала чаще всего применяется черепица (металлическая или битумная). Для визуального увеличения высоты и усиления вертикальной направленности важной частью внешнего декора являются заострённые кованые элементы.
По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Интерьеры отличались легкостью и изяществом.
Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. Завоеванная норманнами, принесшими с материка уже сложившуюся культуру, британская островная держава была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она и переработала на свой лад. Эти петли, также как и большие накладные железные замки с ажурным орнаментом, являются элементами декорировки сундука. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками.
В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Пила была вновь изобретена лишь в начале XIV в. в Германии и с этого времени появилась возможность вместо тесаных толстых, грубо обработанных топором досок получать тонкие и ровные пиленые. Например, портал собора в Страсбурге украшают великолепные скульптуры изображающие двух женщин. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Американский кардинал Ферли выступил с гневной статьей о тлетворном, развращающем влиянии французской моды.
Всемирно известными готическими соборами являются, например, Собор Парижской богоматери, Шартреский, Рейсский, Амьенский – во Франции Кельнский собор в Германии. В этом и заключалась совершенная революция. У собора происходят важнейшие события. Церкви служили убежищем для подозреваемых в преступлениях, которые хотели быть судимы по епископским законам, а не городским судом. — Тюдоровская готика.
Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище. Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел.
Величественный купол таки создадут, но в эпоху Возрождения. Недаром считается, что эта башня – самое высокое и ясное откровение готической мысли. Создание огромного (153м длиной) собора имело целью уравнять флорентийский собор с готическими соборами других стран. Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
В моду входят объемные прически. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. Несмотря на то, что строения в романском стиле продолжали возводить еще долго после возникновения готики, можно, однако, сказать, что в целом этот стиль присущ раннему этапу развития феодального общества, когда основной формой существования людей было сельское поселение с замком — крепостью, который господствовал над ним, а роль города в общественной жизни была очень незначительной. Талантливый Цвирнер получил право достраивать собор без значительных препятствий. Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225-1274гг. ) разрабатывает проблему дуализма – раздельного существования души и тела, духа и тела.
Переусложнённые готические потолки в «перпендикулярном стиле»— характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в 17 веке игнорируя европейские стили и европейский опыт. Уже первые готические сооружения (Сиенский собор, собор в Орвието), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветного камня с другими средствами декора— мозаиками, тёсаными деталями, рельефами. Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой. Его проект создал архитектор Герард фон Риле, (или Мастер Герхард). В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом.
Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В конце 13 в. начато строительство главного собора Флоренции— Санта Репарата. В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Но это не так.
заданный автором Полина Ни скажу. Французы называли готику стрельчатым стилем. Готический стиль распространился в Польше в течение XIV—XVвв. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» – немецкий стиль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. Их заменили решетка окон и арочные проемы, своды приобрели сложный арочный рисунок. Но «немецкий план» сочетается с ломбардским фасадом, который изобилует множеством мраморных деталей и украшений.
Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка. Материалом служили твёрдые породы дерева.
Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Достижения средневекового искусства обладают своим неповторимым и непреходящим эстетическим обаянием. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. Особой любовью пользовались кованые подсвечники, кубки для вина и вазы.
Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Сохранены свидетельства о приглашении французских мастеров в Британию. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы.
Общий подъем экономики феодальной Франции в 12 и 13 вв. Массивный блок огромной стены покоится на чудесных в своей стройной легкости аркадах и лоджиях. Величественные соборы и церкви этого периода имеют плавные удлиненные формы, причем линии в равной степени увлекают взгляд в горизонтальном и в вертикальном направлении.
Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик. Понятное построение и «зальность» присуща и интерьеру Санта Репараты, несмотря на готичность столбов и каменные своды без обильного рисунка нервюр.
В Европе— это самое большое сооружение, полностью выстроенное из мрамора. Не станем подробно останавливаться на моде 50-70 годов, а сразу перейдем к современной готике.
Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными. Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. На родине своего названия, в Италии, готический стиль чувствовал себя неуютно. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть.
Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
Это были табуреты и стулья, выполненные на базе старинных Х-образных табуретов, стульев и курульных кресел. Слово «готика» – это название стиля, который господствовал в Средневековье. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Преобладает растительный орнамент.
Построение собора растянулось с 1386года до 1906— го. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». Однако в Германии, например, поставцы, обычно отличались от французских более простой прямоугольной формой корпуса и отсутствием сплошной задней стенки. Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец дожей (9 – 16 вв. ) и Дворец Ка дОро (первая половина 15 в. ) в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами – памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре).
Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г. – XV в. ) – самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220 – 1269 гг. ), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42, 5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248 гг. ), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. В качестве украшения использовалось шитье. Но вряд ли человек имеющий имидж гота, будет утверждать, что она таковым не является.
Господствует одежда с завышенной талией и длинной узкой юбкой. Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет.
Он умер, когда ему исполнилось более шестидесяти (точной даты рождения не найдено). В эпоху романтизма на волне идеализации Средних веков готикой «заболела» и континентальная Европа. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. В Средние века значительная часть Северной и Центральной Европы находилась в пределах Священной Римской империи или (как Нидерланды) под контролем германской епархии в Кёльне. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ— одежда воплощает эстетический идеал эпохи— образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Вытянута лишь алтарная часть.
Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Второй – ландшафтная архитектура, включающая в свой состав, в большей мере, организацию садово-паркового пространства (парки, бульвары, скверы, также «малые» архитектурные формы – беседки, фонтаны, мостики). Среди первых зданий, что имели сугубо готические черты, была церковь Богоматери в городе Трире (начата в 1230 году). Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Юридически закрепляется "Магдебурское право". Стёкла в них значительно крупнее, а узор крайне разнообразен.
На рубеже XI и XII вв. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. в Италии не отличалась стилевым единством. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Технологию готической архитектуры изложил Чезаре Чезарино в комментариях 1521г.
В средневековье его заменили две церкви— Санта Текта и Санта Мария Маджоре, которые окончательно разрушили в 16 в. Освободившиеся площади и отвели под сооружение Миланского собора. Позднеготический стиль расцветёт в Польше только в XVв. Здания, построенные в этот период, очень разнообразны. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами.
Готика (от греч. Резные работы отличались тонкостью и изяществом. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. В XIII-XIV вв. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Все улицы расходились от паперти.
Теперь в картины, скульптуры и даже декоративные изделия стали закладывать скрытый смысл. Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. Искусство заняло особое место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии.
Начало этому было положено в XII веке в немецком городе Магдебург. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан – сундук из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет.
Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. В поздней Готике эта тенденция усиливается. Секретарь французского исторического комитета Эжен Дидрон-старший в продолжение 37 лет (с 1844 по 1881) публиковал «Археологические анналы» с архивными текстами именами забытых средневековых мастеров, чертежами построек той эпохи, а также легендами о возведении средневековых зданий. 1400 г. ) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко). Собор определял силуэт города и был виден издалека.
Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. Примечательно, что во Дворце дожей обычные архитектурные принципы решительно нарушены.
Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Над тремя стрельчатыми порталами входов расположены скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. Центральный и два боковых портала Собора Парижской Божьей МатериНад центральным входом помещено изображение Страшного суда. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений.
Искусство Византии стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным и его значение отступало перед достижениями Запада. В церкви Санта Кроче (Святого Креста) архитекторы отказались от каменных сводов. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими.
Передние три грани-стенки поставца имеют такие же арки, но без опор, заканчивающиеся повисающими в воздухе гирьками. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12. Отражением эпохи ранней «строгой» готики является собор Парижской Богоматери. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (1163 г. – XIV в. ) – пятинефная базилика вмещала до 9 тысяч человек. Самые известные из них— статуи князей династии Пястив, которые сохранились во Вроцлаве, Ополе, Кресобоже, Любуше и Кракове.
Готические влияния имели место при создании трёх известных достопримечательностей Флоренции готической эпохи— это Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Репарата (позже переименована в Санта Мария дель Фьоре). Исключением стал Кёльнский собор, что напоминает французские модели.
В Англию готический стиль принес французский мастер Гийом из Санса, начавший в 1174 г. (примерно через тридцать лет после формирования этого стиля во Франции) перестройку восточной части собора в Кентербери. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Особенность готического стиля – дематериализация формы. заданный автором Полина Ни скажу.
Современная готика стремится к самовыражению, как и почти каждый, в кого она вселилась. На территории Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических сооружений в начале XX века выступала католическая церковь, развернувшая программу строительства костёлов для своей паствы (состоявшей преимущественно из польской диаспоры, широко представленной в крупных городах на просторах империи).
В готике не только архитектура имела вытянутые формы. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». Правда, эту славу можно попытаться опровергнуть, так как некоторые элементы нового стиля появляются одновременно во многих местах.
Елизаветы в Марбурге (начата в 1235 году) и Магдебургский собор (начат в 1209). Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. По плану Миланский собор напоминает сакральные сооружения Германии.
Фасад сооружения достигал 135м в длину и имел башню 70 метров высотой. Этот гений и готика как бы созданы друг для друга. Даремский собор меньше всего пострадал от поздних перестроек, но имеет «британские» черты— мощные прямоугольные объёмы, прямоугольная башня, более насыщенный декором западный фасад, чем в собор в Кане.
Облик готического собора производит глубокое впечатление. Огромный собор в городе Дарем строили по плану собора Св. Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания). Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения.
Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья. Усилилась повествовательность. Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434 – 1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг. ).
льняных складок или салфеток. Обустраиваются города-коммунны, города-республики, частно-владельчиские города. Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского.
Родиной стиля считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей) имеющих культовую, религиозную принадлежность. Можно одеваться по стандарту, но быть готом. Хорошо восприняли новое веяние страны Центральной и Западной Европы, такие как Англия, Германия, Австрия, Чехия и Испания. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками – получалась своеобразная ниша. Цеха и гильдии укрепляют свои позиции.
Известны случаи, когда сравнительно небольшие городки, которые уже имели соборы, которые по размерам вполне удовлетворяли реальные потребности населения, строили себе новые, значительно больше, для того, чтобы их больше уважали соседи. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. Большой по размерам (158м в длину и 58м в ширину), он был одним из крупнейших храмов Западной Европы и типичным готическим долгостроем. Крупные строительные работы были приостановлены в связи с распространением «черной смерти», страшной эпидемией чумы, охватившей Западную Европу в середине XIV века.
Конечная цель пути не была, вероятно, ясна даже проводникам новых веяний. Нервюры сводов со временем усложняются. Строители вышли из ограничений созданием и использованием фигурного кирпича (лекальный кирпич), который предоставил возможность создавать настоящее готическое плетение.
Ясными, «зальними», лишенными готической переусложнённости выглядят даже планы якобы готических сооружений Флоренции— и Санта Кроче и Санта Репараты. Грандиозные головные уборы. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века. В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма – литературу тайн и ужасов.
Боковые нефы сочетались с центральным, что производило впечатление единого и спокойного интерьера без значительного рывка вверх, присущего соборам Франции и Британии. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Появляются шлейфы и длинные вуали. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т. н. В ранней готической архитектуре здесь заметно влияние Франции, но вскоре собственные строительные традиции привели к созданию национального стиля, часто сурового и громоздкого.
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. Также оно проявляется через сам внешний вид. Манера эта была изобретена готами ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями, а так как таких больше не строят, то и манера их вовсе вышла из употребления. Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.
В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Собор в Шартре (XII-XIV вв. ) считается одним из красивейших в Европе. В поздний готический период широко использовали нервюры как декоративный элемент.
Арка и свод. По плану Марко ди Кампионе— собор имел планировку в виде латинского креста и пять нефов. Как правило, это 3 – 5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл).
Уже в 12-13 вв. Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше. — строили чисто для красоты.
Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Готический стиль – важный этап в истории развития мебельных стилей. Архитектура 12-13 вв. Филёнки украшались резным орнаментом.
1411-1416). Развивается жанр портрета. проникнуты одухотворённой красотой искренностью и благородством. Люди предпочитали пользоваться предметами декора прошлых лет, но в новой интерпретации. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка изящна. вертикальную, прямолинейную готику (1377 – 1590 гг. ). Причём центральные филёнки более широкие, а боковые – узкие. Разнообразна тематика цветных витражей – главного вида готической живописи.
Слово «готика» происходит от итал. Значительное распространение готическое искусство получило в городах немецких колонистов. Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь.
Высотной доминантой богатого исторического города Брюгге была и осталась величественная башня Торговых рядов (1283—1364гг. ), более схожих с другими образцами национальной архитектуры, лишенных легкомысленных узоров и лишних мелочей. Такие ножки, как правило имели плоскую резьбу. Однонефная двухэтажная капелла Сен-Шапель в Париже (1245- 1248, архитектор Пьер де Монтрей, 36 м длины, 17 м ширины) выглядит как ажурный полихромный ларец. Перепуганные духовные пастыри могли предложить лишь молитвы и покаяния за грехи (флагеллантство). И снова готический стиль был оттеснен на задний план.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Шьется все это в основном из бархата, но шелк из моды не выходит. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме.
Розы трансепта ещё больше – их диаметр 13 м 35 см. Готические элементы попадаются даже в графических штудиях Леонардо да Винчи. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли».
Скамейки часто выполнялись в виде удлиненных табуретов с прямоугольным сидением для нескольких человек либо напоминали обычные сундуки, верхняя крышка которых была приспособлена для сидения. Шартрский собор – единственный, сохранивший почти в целости свои витражи. В этом соборе впервые зодчий заранее предусмотрел установку аркбутанов. Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. С начала XIX века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.
Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др. ). Нижняя Тура Земское училище. Но в местностях с дефицитом или отсутствием природных залежей камня использовали кирпич. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин.
Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой.
Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Интерьеры не воспринимаются как единое целое. Своего расцвета французская готика достигает в эпоху «лучистого» стиля (style rayonnant), яркими образцами которого являются соборы Шартра, Лана, Руана, Реймса, Амьена, Дижона и Sainte-Chapelle в Париже.
В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Они выполняли также роль домашнего клозета. В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма.
Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Готическая эстетика отличалась религиозной настроенностью и повышенной духовностью. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений). В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или волнами. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV – XV вв. Существуют и подшивные потолки, облицованные гладкими досками или расчлененные частыми рейками и украшенные декоративной росписью.
Отражением эпохи ранней «строгой» готики является собор Парижской Богоматери. Они первыми определили статистику средневекового искусства словом "готика". Она центрична по плану, в основу которого положен равноконечный крест. К 1220 г. весь храм покрыли сводами трансепт, хор с обходной галереей и капеллами, вероятно, были возведены между 1200 и 1230 гг.
К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. Некоторые из этих сооружений, церковь Божьей Матери в Данциге (ныне Гданьск, 1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец великих магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Столбы опор можно было сделать на большем расстоянии, а саму церковь— шире.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т. н. Все предметы обстановки имеют тяжёлые пропорции излишний запас материала, неуклюжи и обычно расставляются вдоль стен.
Часто над входом находится большой фамильный герб, т. к. Осуждение и пренебрежительное отношение к готике возникло в ренессансной Италии, чрезвычайно богатой античным наследием.
- В готическом соборе Франции важной особенностью было устремление собора ввысь подчеркнутое гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
Ещё во времена Древнего Рима здесь стоял храм богини Минервы. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел.
В окончательной отделке сундука участвуют также художник и позолотчик. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Первый – архитектура объемных сооружений, включающая жилые дома, общественные здания (стадионы, магазины, торговые центры, кинотеатры и театры, детские сады и пр. ), промышленные сооружения. Розы имеют пять метров в диаметре и помещены на предельной высоте, в тени свода.
С XV в. боковые стенки сундуков покрывает богатая резьба в виде орнамента масверк, растительного орнамента, каменных переплётов готических окон и других архитектурных элементов декорировки зданий. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Мебель, как правило имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками. Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека.
принято называть романикой или искусством романского периода. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. В нём царит особая цветовая и световая атмосфера, меняющая в зависимости от погоды, времени года и часа дня.
Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Памятники античного мира стали отправной точкой для формирования мировоззрения итальянских художников той эпохи.
Уже в период поздней готики столярное искусство было весьма развитым, что послужило основой для выполнения ещё более сложных задач в эпоху Возрождения. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. Старые романские храмы были для этого слишком тесны.
В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики».
Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция. Из них состояли порталы зданий. В готических статуях XIV- XV вв.
Часто комната украшалась барельефами и статуями. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму.
Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его.
Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. Стиль стал быстро развиваться и уже ранние английские готические здания (построенные примерно в 1170-1280 гг. ) отличаются от французских образцов того времени, как в плане, так и в деталях. Наиболее «готическим» сооружением Италии стал Миланский собор, который сохранял и готичность и парадоксальность.
Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной изящной и грациозной девушки. Нечего и искать подобного решения в проектах и готических сооружениях Франции, «родины» готики. Когда во время второй мировой войны витражи были сняты, собор оказался залитым светом. В одежде тоже прослеживается тенденция на остроконечность. Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Наибольшего развития готика достигла в церковной архитектуре.
Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками. А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Итальянские же мастера оставались чужды самой его основе.
Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». Стены практически исчезли. Строительство Кельнского собора началось в 1248году и продолжилось, с перерывами, до 1880года, — более чем 600 лет. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая.
Прежде всего это характерно для готических сооружений северных княжеств Германии и Польши. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью. В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Тем не менее одежда укоротилась и это немедленно отразилось на длине волос. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы.
Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9. Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами. Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами.
Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля.
При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры. В позднюю готику были известны и раздвижные столы.
Типичное тюдоровское поместье (например, НоулилиСент-Джеймский дворецв Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике.
Их разбудили два ангела с трубами. Примерно с середины XIII – XIV вв. Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху.
Средоточием духовной жизни стал городской собор. Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу. Он расположен на территории Новгородского детинца. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Но пример не имел последствий и его не копировали. Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. Прототипом такого шкафа является сундук, поставленный на четыре высокие ножки, которые внизу соединялись горизонтальной рамой, верхняя часть которой зашивалась доской.
Своего расцвета французская готика достигает в эпоху «лучистого» стиля (style rayonnant), яркими образцами которого являются соборы Шартра, Лана, Руана, Реймса, Амьена, Дижона и Sainte-Chapelle в Париже. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). В «Больших французских хрониках» художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения.
Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни. Стрельчатые арки стали одним из характерных элементов английской украшенной готики. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью.
Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям.
Женская одежда мало отличалась от мужской, да и сами дамы, коротко стриженные, худые, более походили на мужчин. Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. – его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля. Окна и поверхности стен часто разделены каменной резьбой на ряды прямоугольных панелей.
Корсеты из моды не выходят, но теперь девушки затягивают платья выше. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне.
Готическая архитектура обычно использовала тёсаные камни (песчаник, мрамор). Проник туда он позже, чем в другие страны Европы и претерпел там значительное преображение, в результате даже было выделено отдельное ответвление, названное в последствии — «итальянская готика». В начале XIX в. архитектор Томас Рикман разделил английскую готику на три периода: раннюю, украшенную и перпендикулярную. Нет единства и в деталях декора.
Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. Такой образ жизни, безусловно имел свое влияние на эстетические взгляды людей средневековья. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда. Эти щиты и подстолье примитивно украшаются за счёт фигурно выпиленных краёв и неглубокой резьбы несложного растительного узора.
В ту пору это была неслыханная смелость. Особое внимание они уделяют глазам. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции.
В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика страныВ разделе Города и Страны на вопрос Какая страна является родиной готики. "Во всем, что возникает не случайно, необходимо, чтобы форма (идея) была конечной целью, какого бы то ни было, возникновения" – так пишет Фома Аквинский в "Сумме теологии".
Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс». Так Готика подготовила Ренессанс. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства.
Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Удлиняются и подолы женских юбок. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Эпидемия «черной смерти», наоборот, привнесла хаос и в религиозную и в социальную жизнь.
Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т. п. Возможно, к тем же источникам восходит и великое по своей оригинальности и значительности зодчество Армении, само географическое положение которой благоприятствовало такой преемственности. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Хоры собора в Кентербери выстроил французский архитектор Вильгельм из Сана. Пристрастие к черному цвету волос, ногтей, одежды. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Он имел пять нефов, семь часовен (по числу трёх Царей и четырёх евангелистов).
В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»), вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх») насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»). Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания, значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», большую высоту нового здания – как раз на высоту окон. Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей и были склонны противопоставлять их. )— период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI— XII по XV—XVI века.
Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Само название происходит к варварскому племени готов, в 410 г. разграбившему Рим. Вслед за реставрацией готических сооружений началась активная достройка готических соборов Испании, Германии, Чехии (заброшенных ещё во времена средневековья, как, например, Кёльнский собор), а в XX веке пришлось поднимать из руин готические соборы, уничтоженные за время мировых войн. Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189 – 1307 гг. ), декоративную готику (1307 – 1377 гг. ) и позднюю, т. н.
В начале XIII в. цилиндрический столб обрастает четырьмя колонками, соответствующими основным нервюрам сводов (например, в соборах Реймса, Амьена, Суассона). Сгорела деревянная крыша собора во Франкфурте— и критики замолчали. Очень похожи стрельчатые арки, две высокие отвесные башни по бокам фасада, вместо центрального купола — тонкий шпиль. Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина.
Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). В украинские города прибывают многие поселенцы, преимущественно немцы, которые принесли в искусство, а в частности в архитектуру, новые стилевые формы. При жизни Герард фон Рила успеет увидеть готовые часовни, хор и здание собора без башен.
И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. Чуть позже (в сер. В плане они членятся на отдельные части. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Заимствуя некоторые элементы готического стиля, воцарившегося в соседних странах итальянские мастера оставались чужды самой его основе.
Но на протяжении пятисот пятидесяти лет к постройке Миланского собора были причастны сто восемьдесят (180) разных архитекторов, скульпторов, художников, что обусловило парадоксальность его построения и декора в разных стилях. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика».
Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных. Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. А в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в знаменитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла (13 – 14 вв. ), так понравившейся величайшему гению Высокого Возрождения Микеланджело, что он назвал ее своей невестой, ощущается прежде всего ясная уравновешенность архитектурных форм.
В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте.
Среди городов, наиболее пострадавших от эпидемии, выделялась папская столица Авиньон. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13 – 14 веков принадлежало парижской школе. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca». Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики— Франция. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. к «Десяти книгам об архитектуре» римлянина Витрувия, где также дал подробное описание такого готического сооружения, как Миланский собор. Украшенная готика преобладала в Англии примерно в 1290-1350 гг.
Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Основной декоративный элемент – складчатый орнамент. Полихромная роспись стен и скульптур, цветные стекла витражей в интерьерах кафедральных соборов дополнялись пестрыми шпалерами, развешанными в аркадах нефов, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей и яркой одеждой заполнявших собор горожан. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.
Француз Виолле ле Дюк реализовал немало масштабных проектов реконструкции полуразрушенных памятников Средневековья, «додумав» недостающие элементы и приукрасив многие из них. Вернулся в Кёльн, где получил заказ на создание невиданного городского собора, где должны были хранить реликвии трёх волхвов («трёх царей»). Купол— элемент архитектуры, детально разработанный ещё архитекторами Древнего Рима.
Строился с 1163 по 1345 гг. В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. Изобретение неизвестного немецкого мастера стало шедевром.