Итак, перед вами мебель в стиле "жакоб", если мебель красного дерева, украшенная рифлеными полосками латуни, позолоченная бронза, в основе украшений – сюжеты на античные темы. До сих пор сохранились отдельные, достаточно редкие, образцы корпусной мебели в стиле жакоб, облицованные красным деревом. Продолжил династию его сын Франсуа Оноре, прозванный Жакоб Демальтер (1770-1841), создававший мебель в стиле ампир для дворцов Наполеона I. Фирма Жакоба изготавливала мебель для многих богатых клиентов.
Мебель представленная у нас изготовлена в разное время и в разных стилях: в классическом стиле, стиле модерн, арт деко, ампир, в стиле жакоб. В современной истории мебель стиля «русский жакоб» находится на очередной волне популярности как на Западе, так и в России. Мебель «стиля жакоб» или «русский жакоб» сложилась под влиянием французской (Ж. Жакоб), немецкой (Д. Франсуа Оноре Жакоб, прозванный Жакоб Демальтер (Desmalter) (1770-1841 гг), сын Жоржа, родился в Париже 6 февраля 1770 г. Автор мебели в стиле Ампир для дворцов Наполеона I (Компьен, Мальмезон и др. ).
Самой известной петербургской мастерской, выполнившей в 1790-е годы целый ряд замечательных изделий в «стиле жакоб» с «verreeglomise», была мастерская, основанная в 1795 году купцом И. Оттом и мебельщиком Г. Гамбсом. Художественный эффект мебели «стиля жакоб» строится на сочетании красиво подобранной текстуры древесины и золоченых накладок, подчеркивающих рациональные формы, обусловленные функциональными требованиями. Предметы в стиле «жакоб» являются большой редкостью, представляют собой уникальные памятники русского мебельного искусства и пользуются большим интересом у коллекционеров как в России, так и за рубежом.
Благодаря Персье и Фонтену и впредь поставлявших эскизы для «мебели жакоб», вошел в число основоположников стиля ампир в прикладном дизайне. В целом, мебель становится более удобной для жизни. Для шкафов характерны криволинейность форм изогнутые карнизы. Во время Директории (1795 – 1799) дела семьи поправляются, Жакоб становится модным поставщиком мебели.
Сдержанная роскошь и достоинство в деталях – вот образец фламандского интерьера XVII века. Особое место среди образцов «стиля жакоб» занимает мебель, декорированная вставками в технике «эгломизе» 4. Давида (по эскизам последнего, 1789-90) и зала заседаний Конвента в Тюильри (по эскизам Ш. Персье и П. Фонтена, 1793). Уже в начале 1880-х годов термин «стиль Жакоб» употреблялся и членами императорской семьи.
К этой технике декорировки охотно обращались и провинциальные ремесленники. Картины на стенах в богато декорированных рамах. А ведь это и есть характерные признаки мебели жакоб. Но до сих пор относительно мало говорилось об известных английских дизайнерах Р. Адаме, Дж. Хэпплуайте и Т. Шератоне различные заимствования из их творческого наследия особенно заметны в решении конструкции мебели для сиденья, где предпочтение отдавалось жестким сквозным спинкам и простым геометрическим формам, декорированным металлическими накладками. Данное направление было достаточно популярным в императорской семье. В заключение хочется отметить, что в России мебелью в «стиле жакоб» принято называть предметы с геометрически ясными формами, фанерованные красным деревом и украшенные штампованными латунными накладками.
Создание «verreeglomise» (стекло «эгломизе») требовало от исполнителя не столько художественные мастерства, сколько усидчивости, терпения и аккуратности. Жорж Жакоб (Georges Jacob, 1739 – 1814, мастер 1765). К тому же большинство из них активно занимались экспортом различных изделий из-за границы, которые нередко становились для местных ремесленников «эталонными».
В России ореху предпочитают местные материалы: дуб, сосна. Со второй половины 1850-х гг. Так что «стиль жакоб» как краткое обозначение определенного явления в русском прикладном искусстве стало употребляться, скорее всего, с середины ХIХ века наряду с такими терминами, как «помпейский стиль», «стиль неогрек», «готический стиль» и тому подобное. Употребление вставок в технике «эгломизе» для украшения мебели сопутствовало ограниченной гамме декора таких стеклянных плакеток — золото, серебро, синий, черный, реже белый цвета, но за счет применения золотой амальгамы они были чрезвычайно нарядны и прекрасно сочетались с латунным убранством, дополняя и усиливая контраст между фанеровкой красного дерева и блеском желтого металла. Такой способ декорирования переняли буквально по всей Европе.
Постепенно «жакоб» стал именем нарицательным, указывавшим не столько на конкретную мебельную фирму, сколько на устойчивое желание видеть во всем французские корни.
Тем не менее, влияние на русские образцы французской мебели 1780 – 1790-х годов, украшенной бронзовыми чеканными деталями и «гладкими штапиками, покрытыми золоченой латунью», было очевидным. Иногда использовали стукко искусственный мрамор, но в то время крайне редко. В этом стиле в 1880 – х годах меблировались личные покои императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце, а в 1895 году в Зимнем дворце в кабинете супруги Николая II Александры Федоровны появился письменный стол в стиле «жакоб». Большое значение имеет толщина облицовочного шпона (фанеровки): в ранее время она была около 2 мм и более, затем, со второй четверти ХIX столетия, становится все тоньше и тоньше. Подобные изделия стали вскоре выпускаться и другими парижскими фирмами. Первые предметы, которые можно отнести к мебели в «стиле жакоб», появились в парижских мастерских относительно рано.
Lerouge), специализирующемуся на изготовлении кроватей и мебели для сиденья. Скорее всего подобное краткое обозначение конкретного направления врусском мебельном искусстве появилось вI860–1870-е годы — впериод историзма — поаналогии смодными вто время определениями убранства интерьеров, обильно мелькавшими вгазетах ижурналах: «готический стиль», «помпейский стиль», «стиль неогрек», стиль «второе рококо», указывавших наисторическую эпоху, вдохновлявшую художников илиже натехнику изготовления, заимствованную узнаменитого мастера.
Висточниках более раннего времени его найти неудалось. Также сверху на лавки слались полавочники, сшитые из двух полотнищ. Одним из ярких неповторимых стилей рубежа XVIII-XIX веков был стиль Жакоб. Экзотическая древесина из далеких стран «величественными скатертями фанеры» облекала плоскости предметов, а узкие латунные тяги и геометрические накладки оттеняли красоту и бархатистость ее текстуры. Одновременно мастер поставляет мебель для принцев дАртуа и Конде и для Хранилища королевской мебели (Garde-Meuble de la Couronne). Растрелли в Большом Царскосельском дворце в 1781 – 1783 гг. Самой известной петербургской мастерской, выполнившей в 1790-е годы целый ряд замечательных изделий с verre eglomise считается мастерская, основанная в 1795 году купцом Оттом и мебельщиком Г. Гамбсом.
Последние благодаря введению некоторых элементов, характерных для модерна (скругленные углы подстолья, вогнутые детали ромба в спинках изогнутые сквозные боковины мебели для сидения), прекрасно сочетались с современной живописью самых передовых направлений. Вглядываясь в собственное мебельное наследство, как бы сквозь призму модных современных парижских образцов, российский обыватель увидел во многих отечественных вещах черты похожего на них «стиля», условно названного «стилем жакоб». Центром любого помещения являлась большая русская печь. И не удивительно. Образа ставились в переднем углу покоя и этот угол задергивался занавесом. При Петре, в 1716 году мастерскую распустили, а всех лучших мастеров забрали в Петербург.
Восемь стульев были эвакуированы вместе с диванами и тремя креслами, десять предметов – найдены после войны в различных городах (Пушкине, Харькове и Кенигсберге), где они были брошены отступавшими немецкими войсками. мебель Использованию вставок изготовленных в технике «эгломизе» в отделке корпусной мебели, сопутствовала ограниченность цветовой гаммы (серебряный, золотой, синий, черный, реже белый цвета). Умер Жорж Жакоб в Париже 5 июля 1814. Обычно настоящий мрамор использовали только при укладке полов. красного дерева, чистый александровский ампир.
Для обойки используют кожу. Последние, благодаря введению некоторых элементов, характерных для модерна (скругленные углы подстолья, вогнутые детали ромба в спинках изогнутые сквозные боковины мебели для сиденья), прекрасно сочетались с современной живописью самых передовых направлений. Для его произведений характерны строгие формы, темное красное дерево как излюбленный материал, накладки из золоченой бронзы, воспроизводящие декоративные мотивы Древнего Египта и Рима. В 1803 г. умирает Жакоб-младший, что повлекло за собой реорганизацию семейной предприятия и создание фирмы «Жакоб-Демальте» (Jacob-Desmalter). Именно он первым обратил внимание на то, что «затруднения в сношениях с заграницей в период царствования Павла I и запреты ввоза французских изделий привели к тому, что большинство образцов так называемой павловской мебели сделано русскими мастерами, выученниками французских мебельщиков, работавших в Петербурге в предшествующее царствование». Технику инкрустации и маркетри русские полюбят и освоят гораздо позже европейцев. В начале 1782 г. Камерон был озабочен тем, чтобы заказанные по его рисункам для «Лионского покоя» две зеркальные рамы и два стола были схожи «с прочими мебелями» и не оказались «хуже той работы».
А во-вторых, они занимались и производством массовой мебели высокого качества. По восшествию на престол императора Александра II начались переделки интерьеров и мебельного убранства Большого Царскосельского (Екатеринского) дворца.
Жакоб – это династия французских мастеров художественной мебели. Без сомнения, многие диваны в «стиле жакоб» являлись явным подражанием английским диванам- «settee», часто имевшим спинки в виде как бы сдвинутых друг к другу одинаковых стульев. Более полутора тысяч человек прибыли в новый город. После 1803 основал вместе с сыном Франсуа-Оноре собственную фирму. Вскоре подобные изделия стали выпускаться и другими парижскими фирмами. При Дворе предпочитали английскую и голландскую мебель, вот таким образом именно в Англию и Голландию посылают молодых людей учиться «Кабинетному делу».
После революции он создал большие комплекты мебели для мастерской Ж. -Л. Среди его покровителей были заметные мадам Дюбарри (comtesse du Barry), граф дАртуа (Robert III dArtois), брат короля Луи- Филипп I (Louis-Philippe) герцог Шартрский. Горожанам, даже знатным, подобные излишества давались с трудом. Последние стали одним из характерных атрибуционных признаков ее русского происхождения.
В связи с этим (а также из-за обилия подражаний) к концу 19 в. слово «жакоб» стали употреблять расширительно, обозначая им всякую фасонную мебель из красного дерева с латунными накладками. Мебель, сделанная в «стиле жакоб», выглядела строго и нарядно внешне ее могли повторить ремесленники самого разного уровня, создававшие вольные копии и авторские варианты уже известных композиций. Эта техника получила название «verre eglomise» («стекло Гломи» – фр. ). скамьи (переносные лавки), стольцы (табуреты). Мельцеру и Н. Ф. Свирскому. Экзотические породы древесины из далеких стран «величественными скатертями фанеры» облачали поверхности предметов, узкие же латунные тяги создавали оттеняющий эффект ее бархатистой структуры. На окна стелились длинные наоконники, спадающие вниз с карнизов.
Любое порабощение – это, конечно, плохо. Коровина известного собирателя старины, была гостиная с «зеленовато-бирюзовыми обоями, мебелью красного дерева «стиля жакоб», обитой ярко-красной кожей» 6. Следует заметить, что в период классицизма, когда сформировалось это самобытное направление, современники еще не могли абстрагироваться до отвлеченных обобщений так в документах того времени они обычно описывают интересующие нас предметы как фанерованные красным деревом «с простым медным прибором».
Правда, в основном на темы из Святого писания. К тому же большинство из них активно занимались экспортом различных изделий из-за границы, которые нередко становились для местных ремесленников «эталонными». Простые полки, открытые посудные шкафы, длинный обеденный стол, поставец (стол для приготовления пищи).
Моду на облицовку цветным мрамором стен связывают со знаменитым итальянским архитектором Бернини. Продолжил дело отца и деда, в целом сохраняя верность стилистике Ампира. Стойки локотников выполнены в виде лир. Жорж Жакоб работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома. Так что краткое обозначение «стилем жакоб» определенного явления в русском прикладном искусстве стало употребляться, скорее всего, с середины XIX века наряду с такими терминами как «помпейский стиль», «стиль неогрек», «готический стиль» и тому подобное.
Полумягкая спинка дивана имитирует спадающую на мягкое вкладное сиденье драпировку. Диваны, вышедшие из петербургской мастерской Тура, выполнены из березы. Один из не эвакуированных и оставленных во дворце стульев гарнитура Жакоба был приобретен музеем в 1985 г. у частного лица, два воссозданы в 2010 г. из обломков, найденных на территории Екатерининского парка после ухода оккупантов в 1944 г. В 2010 г., к 300-летию Царского Села, был воссоздан Арабесковый зал Екатерининского дворца, отделка которого была утрачена во время Великой Отечественной войны. Гвозди практически не использовались. Предметы, декорированные в «стиле жакоб», буквально наводнили как столичный, так и провинциальный рынок периода правления Павла I – Александра I, вызывая неоднократные подражания и в последующие десятилетия. Родился в Шени (Бургундия) в крестьянской семье.
Вероятно, Жорж Якоб (Georges Jacob) в 1760-е годы работал у Деланнуа как наемник течение трех лет. Эта техника получила название «verre eglomise» («стекло Гломи» — фр. ). Стены растворялись в садах, потолок уходил в небо. Сотрудником Ж. Жакоба был знаменитый бронзовщик П. Ф. Томир. Однако в 1813 г. семейное предприятие потерпело крах вследствие падения империи Наполеона. Именно тогда, вероятно, слово «Жакоб», связанное с именами сразу нескольких знаменитых придворных мастеров рубежа XVIII-XIX веков, стало широко известно в среде состоятельного городского населения. Это место называлось «застенок».
«Не было в доме покоя, где бы их не висело несколько». Во время французской Революции у Жоржа Жакоба поначалу дела шли не важно. Большой обеденный стол. Новое динамичное предприятие принесло славу дому Жакобов, меблировавшему впоследствии всю Европу. Позднее в неоклассицистском «стиле Людовика XVI», но вошел в историю, прежде всего своим постреволюционным творчеством: исполнил большие комплекты для мастерской Ж. -Л. Давида (по эскизам последнего, 1789 – 1790) и зала заседаний Конвента в Тюильри (по эскизам Ш. Персье и П. Фонтена, 1793).
В связи с этим (а также из-за обилия подражаний) к концу 19 в. слово жакоб стали употреблять расширительно, обозначая им всякую фасонную мебель из красного дерева с латунными накладками. Мастерские немецкого мебельщика просто поражали невиданным по тому времени размахом. Полумягкие легкие кресла изготовленные из массива изящные столики и небольшие предметы отличались утонченностью декора, рациональностью конструкции и эргономичностью, что особенно привлекало современников. Употребление вставок в технике «эгломизе» для украшения мебели сопутствовала ограниченной гамме декора таких стеклянных плакеток — золото, серебро, синий, черный, реже белый цвета, но за счет применения золотой амальгамы они были чрезвычайно нарядны и прекрасно сочетались с латунным убором, дополняя и усиливая контраст между фанеровкой красного дерева и блеском желтого металла. Delannois), который впоследствии оказал на него значительное влияние.
В сундуках поменьше (укладках и ларцах) – ценные вещи. Костомаров отмечает, что главное украшение русского дома составляли образа. Первые предметы, которые можно отнести к мебели в «стиле жакоб», появились в парижских мастерских относительно рано. В 16 лет, в 1754, он приехал в Париж и учился мебельному делу у Л. Делануа. Что касается самого термина «стиль жакоб», широко используемого по отношению к подобной продукции русского происхождения, то он вошел в употребление в середине ХIХ века, когда как в Европе, так и в России особой популярностью вновь начала пользоваться мебель в «стилях» и особенно в стиле Людовика ХVI.
Но к концу ХIХ века термин «стиль жакоб» уже широко употреблялся. Кроме того молодые люди посылались за границу. Обставлять Лионскую гостиную изначально предполагалось «парижскими мебелями», а не мебелью исполненной по эскизам архитектора, как это было во всех остальных залах, отделанных по его проектам. Создал к началу 1780-х годов свой тип мебели в стиле классицизма (резная с позолотой, позже из полированного красного дерева и золоченой бронзы с античными мотивами).
Мебель из бука выполнена в классическом стиле, все предметы клеймены штампом Ж. Жакоба. Прежде всего любой из специалистов смотрит на общую композицию вещи: ее слишком сложная конструкция, с большим количеством ящиков-надстроек, складных боковых столиков или выдвижных досок уже наводит на подозрения, так как подобная многофункциональность более характерна для периода стиля модерн. Мебель в «стиле жакоб» можно назвать характерной как для классицизма, так и для бидермайера с его пристрастием к интимности и домашнему уюту. Ипосей день сохранилось немало предметов русского производства встиле «буль», однако вотличие отмебели встиле «жакоб» никто неименует их «русским булем». Английская манера особенно отразилась на предметах мебели для сидения.
Элегантные золоченые предметы для сиденья изготовленные Жакобом, с необычно трактованными декоративными мотивами, проработанной изысканной резьбой (в некоторых случаях почти скульптурной), пользовались огромной популярностью. Часто мебель этого времени и по сей день неверно принимают за более раннюю и датируют периодом правления Павла I – Александра I. Так в своем объемном труде, посвященном русской мебели золотых лет, в главе о русском стиле жакоб ее автор, Antoine Cheneviere, отмечает: In their great simplicity some of these designs bear a strange resemblance to modern work (По своей подчеркнутой простоте некоторые из этих композиций имеют странные черты сходства с модерновыми работами). Родоначальник арт-династии, родился в Шени (Бургундия) в июля 1739 в крестьянской семье. Мебель с «эгломизе» изготовленным домашним способом, есть во многих музейных коллекциях и до сих пор встречается — правда, крайне редко — на антикварном рынке.
Они стали неотъемлемым атрибутом парадной дворцовой обстановки. Антонио Ринальди), предназначавшегося фавориту Екатерины II, князю Григорию Григорьевичу Орлову (1734 – 1783), производилось из сумм Кабинета Ея Императорского Величества именными высочайшими указами. В конце XVII века в моду входят картины и эстампы. Технические приемы гравировки и росписи по стеклу были изобретены еще римлянами. Если стены были обиты дорогой тканью, то и пристенные лавки также обивались. Первые образцы, которые можно отнести к прообразам декорировки в «стиле жакоб» появились во французском мебельном искусстве достаточно рано. Жорж Альфонс Жакоб (1799-1870 гг), сын Франсуа Оноре, родился в Париже. Инкрустацию часто заменяют росписью, это более привычно и доступно.
Тем не менее, влияние на русские образцы французской мебели 1780 – 1790-х годов, украшенной бронзовыми чеканными деталями и «гладкими штапиками, покрытыми золоченой латунью», было очевидным.
Отсюда вся эклектичность петровского времени. Однако и тут будьте внимательны : случалось, что старые предметы красного дерева в более позднее время декорировались медными накладками. Мрамор в Италии всегда оставался одним из излюбленных отделочных материалов, но позволить его себе могли далеко не все. Подобные изделия стали вскоре выпускаться и другими парижскими фирмами 3.
Русские мастера практически не пользовались гвоздями, они могли появиться на предметах в «стиле жакоб» в результате последующих реставраций. Луи Деланнуа (Louis Delanois 1731-1792) – французский краснодеревщик, столяр, мастер художественной мебели. Согласно счету Пернона, французского агента императрицы Екатерины II из этих денег только треть была заплачена мебельщику за резьбу и позолоту каркасов предметов – 26 000 ливров (6 500 рублей): 30 стульев – по 600 ливров, 4 кресла – по 800 ливров, 2 канапе по 2 400 ливров. Простая по форме, дешевая в производстве и в то же время достаточно эффектная внешне, эта отделка сразу стала популярной.
Жакоб. С зарождением в русском искусстве начала ХХ века художественного направления «неоклассицизма», развивавшегося в русле модерна, а также расширением инфраструктуры городской среды с ее налаженным машинным производством выпуск мебели в «стиле жакоб» еще более увеличился. Обивали ее темным бархатом или глазетом (тканью со вплетенными золотыми или серебряными нитями). Последние два – Мейер и Гамбс – были непосредственными создателями стиля «русский жакоб».
В будни клались полавочники суконные, а в праздники из шелковой материи, отороченной материалом другого цвета.
Русская мебель того времени отличается строгим силуэтом, сдержанным декором. Побывавший в 1840-е годы в Петербурге французский писатель Теофиль Готье, в качестве одной их характерных черт меблировки городских домов (в основном похожей на французскую), отметил наличие большого количества ширм или перегородок, а также зеркал, украшенных гравюрами, «вделанными в панно из золоченой меди». Такую отделку он применял как правило для церковных интерьеров. Интересно отметить, что гарнитур французского мастера в конце XIX в. «вызвал к жизни» несколько стульев, сделанных на фабрике Н. Ф. Свирского для того же зала Александровского дворца. Их заменяют вместительные шкафы, кабинеты и бюро.
Знания о европейской культуре русские черпали из увражей, практических руководств XVII – XVIII вв., приток которых в Россию петровского времени резко увеличился. Работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома, создавая вещи в рокайльном «стиле Людовика XV», а позднее в неоклассицистском «стиле Людовика XVI», но вошел в историю прежде всего своим постреволюционным творчеством: исполнил большие комплекты для мастерской Ж. -Л. Давида (по эскизам последнего, 1789–1790) и зала заседаний Конвента в Тюильри (по эскизам Ш. Персье и П. Фонтена, 1793). В России непревзойденные образцы в «стиле жакоб» выполнялись ведущими придворными мастерскими под руководством Г. Гамбса и Х. Мейера, продукция которых служила главным примером для подражания. Так, например, в1840-е годы появляется мода наотделку различных предметов мебели идверей встиле «буль», то есть сиспользованием бронзы, медных пластин, перламутра, черепахи илизаменяющей ее более дешевой мастики. Вдоль стен располагались широкие лавки, плотно прикрепленные к стене.
Стиль жакоб известен человечеству еще с конца 19 века.
В 1765 г. сам Ж. Жакоб становиться мастером. Как известно, по эскизам Давида Жакоб создавал мебель в «римском и этрусском вкусе», которую можно увидеть на картинах художника, а также мебель для зала собраний в Тюильри (1793). Основатель династии Жорж Жакоб (1739-1814) известен как создатель строгой по форме мебели в классическом стиле из красного полированного дерева, декорированного золоченой бронзой.
Наличие гвоздей тоже должно наводить на подозрение. Бретонская мебель сочетает в себе удобство, основательность и роскошь. В больших сундуках хранили одежду, холсты, домашнюю утварь. Через полгода, в 1814 году Ж. Жакоб-старший, не перенеся разорения, умирает.
Стулья, обитые кожей, с декоративными обойными гвоздиками. Учиться «кабинетному делу», так как мебели не хватало. В связи с этим (а также из-за обилия подражаний) к концу 19 в. слово «жакоб» стали употреблять расширительно, обозначая им всякую фасонную мебель из красного дерева с латунными накладками. Так, у А. А.
Упаковка и таможенные расходы были оценены в 4 800 ливров. В это время выходят из употребления знаменитые итальянские сундуки. Все это было ярко, контрастно и всегда поражало европейцев своей самобытностью. Когда старший сын умер, Жакоб возвратился к делам фирмы.
Не последнюю роль в проявлении интереса к данному мебельному типу сыграл личный вкус императора Александра III и его супруги, старавшихся меблировать интерьеры дворцов «чудной мебелью «стиля Жакоб», которая, по словам Марии Федоровны, «выглядит так красиво». Мебель стиля жакоб появлялась также в домах самых богатых людей Москвы и Петербурга. Их применяли в эпоху средневековья и Ренессанса. Вот таким образом широкое распространение получила техника finto marmo, расписанное под мрамор дерево. Жорж Альфонс Жакоб (1799 – 1870), сын Франсуа Оноре, родился в Париже 21 февраля 1799 продолжил дело отца и деда, в целом сохраняя верность стилистике ампира.
Финансирование строительства Мраморного дворца (1768 – 1785, арх. На территории России предметы мебели в этом стиле часто назывались «русским жакобом», вероятно потому, что в них наблюдались знакомые черты раритетной мебели, оставшейся в наследство от александровских и павловских времен. Характерной деталью его изделий были декоративные латунные полоски на красном дереве. С именем Жоржа Жакоба связан золоченый резной гостиный гарнитур, хранящийся в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». Там Жакоб познакомился с мебельным подмастерьем Луи Делануа (L.
Впервые французский гарнитур упоминается в переписке Камерона по поводу убранства Лионской гостиной или «комнаты Лионских обоев», которую он создает на месте Пятой антикамеры Ф. -Б. Из самых известных можно назвать работы Ж. и Д. Маро, Л. Штурма, П. Декера. Определяющим фактором является толщина фанеровки.
Этот «стиль» проявился во всю типах мебельных изделий, существоваших на рубеже XVIII-XIX веков. В 1796 г. Жакоб-старший передает мастерскую своим сыновьям: Жоржу Жакобу-младшему и Франсуа-Оноре-Жоржу Жакобу, которые продолжают дело отца под именем «Братья Жакоб» (Jacob Frres). Работа обойщика и материалы для мягких сидений и спинок стоили 11 000 ливров. Вдокументах того времени интересующие нас вещи описывались какфанерованные красным деревом «спростым медным прибором», либо с«гладкой латунью». Умер Ж. А. Жакоб в Париже 7 июня 1870.
Последние в свою очередь нередко становились «эталонными» для простых ремесленников. Замечательной находкой краснодеревцев, работавших в «стиле жакоб», стало украшение мебели, вставками из расписного стекла или стекла, выполненного в особой технике — «эгломизе». Родоначальником династии был Жорж Жакоб (Georges Jacob) (1739–1814). Мебель в «стиле жакоб» изящная, практичная и удобная, нравилась современникам и сегодня по праву принадлежит к лучшим достижениям мебельного искусства. Верхняя обвязка спинки решена в виде лука, украшенного только венком из цветов сиденья полумягкие, не вкладные локотники выполнены в виде завитков, декорированных листьями аканта (такие же локотники и у кресел).
Итак уже всамом начале 1880-х годов термин «стиль жакоб» был известен нетолько мебельным мастерам, ноичленам императорской семьи. К 1780-м гг. Вигель. Приехав в 1754 в Париж, учился мебельному делу у Л. Делануа.
Предметы, декорированные в «стиле жакоб», буквально наводнили как столичный, так и провинциальный рынок периода правления Павла-Александра, вызывая неоднократные подражания в последующие десятилетия. Это было нравилось современникам, является привлекательным в этой мебели и сейчас. Большие вставки стекла, художественно обработанные в технике «эгломизе», были одной из отличительных особенностей русской мебели столичного происхождения. Популярны шкафы-кабинеты. Работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома, создавая вещи в рокайльном «стиле Людовика XV».
Мебелью в «стиле жакоб» в России принято называть предметы обстановки красного дерева, как правило, строгих форм в силе ампир, которые украшены латунными профилями в виде вытянутых штампованных тяг и рельефных вставок, подчеркивающих архитектоничность конструкции. Позже таким элементом украшались и другие предметы мебели. Жакоб отошел от дел в 1796году и поручил свой бизнес двум сыновьям. В 16 лет, в 1754, он приехал в Париж и учился мебельному делу у Л. Делануа. Следует заметить, что в эпоху классицизма (когда формировалось это направление в русском мебельном искусстве) современники еще не могли абстрагироваться до отвлеченных обобщений в документах того времени интересующие нас предметы обычно описывают как фанерованные красным деревом «с простым медным прибором». 10-ти личных комнат Екатерины II на втором этаже и 11-ти комнат первого этажа нового (Зубовском) флигеля Царскосельского дворца, куда входят поставка мебели, обойные работы, стоимость тканей и материалов, а также работы обойщиков и монтировщиков – 65 432 рубля.
Большая часть суммы ушла на обивку гарнитура: гипюровую ткань орехового цвета в атласную и бархатную полоски, шелковые шнуры, золоченый позумент (34 600 ливров). Очень показательно расположение металлических деталей, которые в период ампира подчеркивали и выделяли основные «узлы» конструкции были полыми, сделанными, как правило, методом штамповки. Interi. Мебель эта очень ценились и не редко преподносились в качестве изящного подарка. Как отличить более ранние вещи от сделанных почти сто лет спустя. Это упрощало работу сзаказчиком, желавшим иметь обстановку конкретного вида. Основатель династии Жорж Жакоб родился в 1739 г. в семье виноградаря провинции Бургонь.
Это «стиль» проявился во всех типах мебельных изделий, существовавших на рубеже ХVIII -ХIХ веков. В это время нередко делались даже точные копии с произведений известных французских фирм. Это направление назвали «петербургским стилем» в интерьере, в котором выражалось представление об аристократической сдержанности и тонком понимании красоты.
Деланнуа был парижским краснодеревщиком (menuisier), который специализировался на мебель для сидения. Работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома, создавая вещи в рокайльном стиле Людовика XV, а позднее в неоклассицистском стиле Людовика XVI, но вошел в историю прежде всего своим постреволюционным творчеством: исполнил большие комплекты для мастерской Ж. -Л. Давида (по эскизам последнего, 1789–1790) и зала заседаний Конвента в Тюильри (по эскизам Ш. Персье и П. Фонтена, 1793). Французская мебель появилась в Царском Селе не сразу: золоченый гарнитур для сидения, состоящий из двух канапе, четырех кресел и тридцати стульев был приобретен в мае 1781 г. для Мраморного дворца за 76 400 французских ливров (19 100 рублей). Жорж Жакоб был известен и за пределами Франции.
Не было, пожалуй, ни одного вида мебели, который нельзя было бы оформить в «стиле жакоб» : бюро, книжные шкафы, кровати, диваны, разнообразные столы, тумбы-подставки, кресла, стулья, рамы картин и зеркал. Родился в Шени (Бургундия) 6 июля 1739 в крестьянской семье. Она вполне соответствует современным ей представлениям об удобстве. Универсальные приемы декорировки, отработанные детали конструкции позволяли достичь некоторой серийности производства особенно это удавалось крупным мастерским, расположенным в городах и дворянских усадьбах. Славу ему принесли резные золоченые стулья и кресла.
В результате на некоторых вещах начала XX века фанеровка бывает столь тонкая, что при неблагоприятных условиях хранения вся поверхность предмета покрывается мелкими частыми трещинами-кракелюрами, расслаивается в то время, как у подлинных вещей это выглядит глубокими редкими разрывами шпона. Термин «стиль жакоб» или «русский жакоб», вошел в практику в последней трети XIX в., в эпоху историзма, когда стали модны формы мебели изобретенные русскими мастерами в конце XVIII столетия. Эта мода вошла к нам в конце 1800 года», писал в своих «Записках» Ф. Ф. Однако еще в 1939 году известный исследователь Н. Н. Соболев в своем труде «Стили в мебели», пытался провести параллели между французскими изделиями 1780-х-1790-х годов, украшенными наряду с бронзовыми чеканными деталями «гладкими штапиками, покрытыми золоченой латунью» и русскими образцами исполненными как более упрощенное их подобие.
Несмотря на его аристократические деловые связи, которые вызвали подозрение у революционного правительства, дружба Жакоба с живописцем Jacques-Louis David помогла ему избежать заключения и он стал одним из главных поставщиков мебели революционному правительству и позже Императору Наполеону. В русской мебели довольно редко детали из меди и латуни сочетались в одном изделии с фигурными бронзовыми, а гофрированные вставки в эпоху ампира, как правило, не обрамлялись металлическими рамками. Большие вставки обработанного в технике «эгломизе» стекла стали одной из отличительных особенностей мебели столичного происхождения в России.
Гломи. Характерной деталью его изделий были декоративные латунные полоски на красном дереве. У Давида он знакомится с двумя архитекторами, которые впоследствии будут не только сотрудничать с мастерской Жакобов, но и поставят свои подписи под брачный договор второго сына Ж. Жакоба – Франсуа-Оноре-Жоржа Жакоба (в будущем Жакоба-Демальте) – Персье и Фонтеном. Умер Ж. А. Жакоб в Париже 7 июня 1870. Резьба: береза и липа.
Многие диваны в «стиле жакоб» являлись несомненным подражанием английским «settee», то есть имели спинки в виде как бы сдвинутых к друг другу одинаковых стульев. Жорж Альфонс Жакоб (1799–1870), сын Франсуа Оноре, родился в Париже 21 февраля 1799 продолжил дело отца и деда, в целом сохраняя верность стилистике ампира. Обставленная несколькими такими вещами комната получила название Кабинет.
Характерной деталью его изделий были декоративные латунные полоски на красном дереве. Иллюзии-квадратуры стали очень популярны в то время во всей Европе. Бретонская мебель отличалась удобством и многофункциональностью. Начав с подражания работам А. Ш. Буля, создал к началу 1780-х годов свой тип мебели в стиле классицизма (резная с позолотой, позже из полированного красного дерева и золочёной бронзы с античными мотивами).
Строгая тяжелая мебель с обильной резьбой. В сравнении с вещами отца изделия сына и внука Жакобов становились все более демократичными, рассчитанными не только на элиту, но и на средний класс. Дж.
Вероятно именно тогда и начали впервые применять термин «стиль жакоб», связанный с именами сразу нескольких знаменитых придворных мастеров рубежа ХVIII – ХIХ веков. То же можно сказать о некоторых предметах в «стиле жакоб», опубликованных в различных аукционных каталогах как русская мебель конца XVIII- начала XIX веков. Хепплуайт и Г. Адаме. Все это было ярким, расшитым цветными нитями и бахромой.