Продолжил династию его сын Франсуа Оноре, прозванный Жакоб Демальтер (1770-1841), создававший мебель в стиле ампир для дворцов Наполеона I. Фирма Жакоба изготавливала мебель для многих богатых клиентов. Шесть стульев, стиль жакоб. Самой известной петербургской мастерской, выполнившей в 1790-е годы целый ряд замечательных изделий в «стиле жакоб» с «verreeglomise», была мастерская, основанная в 1795 году купцом И. Оттом и мебельщиком Г. Гамбсом. Стиль ЖАКОБ (по им.
Предметы в стиле «жакоб» являются большой редкостью, представляют собой уникальные памятники русского мебельного искусства и пользуются большим интересом у коллекционеров как в России, так и за рубежом. Парные консольные столы работы французских мебельщиков середины XX века являются безупречно выполненной репликой предметов XIX века стиля «жакоб», с идеальным соблюдением технологии и декора этого стиля. Образец русской усадебной мебели, конец XVIII в. Книжный шкаф в стиле жакоб. Франсуа Оноре Жакоб, прозванный Жакоб Демальтер (Desmalter) (1770-1841 гг), сын Жоржа, родился в Париже 6 февраля 1770 г. Автор мебели в стиле Ампир для дворцов Наполеона I (Компьен, Мальмезон и др. ).
Конечно, ему весьма польстили похвалы и поэмы таких крупных писателей, как Аполинер и Сандрар, Макс Жакоб и Деснос, Кокто и Мальро. Итак, перед вами мебель в стиле "жакоб", если мебель красного дерева, украшенная рифлеными полосками латуни, позолоченная бронза, в основе украшений – сюжеты на античные темы. До сих пор сохранились отдельные, достаточно редкие, образцы корпусной мебели в стиле жакоб, облицованные красным деревом.
Во время Директории (1795 – 1799) дела семьи поправляются, Жакоб становится модным поставщиком мебели. Мебель стиля жакоб появлялась также в домах самых богатых людей Москвы и Петербурга. Подобные изделия стали вскоре выпускаться и другими парижскими фирмами 3. Для его произведений («Святой Маторель», 1909 «Оправдание Тартюфа», 1919), состоящих из стихов и прозы, характерно переплетение фантастического гротеска и реальности. Умер Ж. А. Жакоб в Париже 7 июня 1870. Стойки локотников выполнены в виде лир.
Часто мебель этого времени и по сей день неверно принимают за более раннюю и датируют периодом правления Павла I – Александра I. Так в своем объемном труде, посвященном русской мебели золотых лет, в главе о русском стиле жакоб ее автор, Antoine Cheneviere, отмечает: In their great simplicity some of these designs bear a strange resemblance to modern work (По своей подчеркнутой простоте некоторые из этих композиций имеют странные черты сходства с модерновыми работами). Данный стиль был знаком императорской семье еще в 1880 году. После революции он создал большие комплекты мебели для мастерской Ж. -Л. Последние стали одним из характерных атрибуционных признаков ее русского происхождения. Глава семьи – Жорж Ж. (6. 7. 1739, Шени, Бургундия, – 5. 7. 1814, Париж), мастер с 1765. Коровина известного собирателя старины, была гостиная с «зеленовато-бирюзовыми обоями, мебелью красного дерева «стиля жакоб», обитой ярко-красной кожей» 6. К тому же большинство из них активно занимались экспортом различных изделий из-за границы, которые нередко становились для местных ремесленников «эталонными».
Очень показательно расположение металлических деталей, которые в период ампира подчеркивали и выделяли основные «узлы» конструкции были полыми, сделанными, как правило, методом штамповки. Первые образцы, которые можно отнести к прообразам декорировки в «стиле жакоб» появились во французском мебельном искусстве достаточно рано. Жорж Жакоб работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома.
Побывавший в 1840-е годы в Петербурге французский писатель Теофиль Готье, в качестве одной их характерных черт меблировки городских домов (в основном похожей на французскую), отметил наличие большого количества ширм или перегородок, а также зеркал, украшенных гравюрами, «вделанными в панно из золоченой меди». Позднее в неоклассицистском «стиле Людовика XVI», но вошел в историю, прежде всего своим постреволюционным творчеством: исполнил большие комплекты для мастерской Ж. -Л. Давида (по эскизам последнего, 1789 – 1790) и зала заседаний Конвента в Тюильри (по эскизам Ш. Персье и П. Фонтена, 1793). У Давида он знакомится с двумя архитекторами, которые впоследствии будут не только сотрудничать с мастерской Жакобов, но и поставят свои подписи под брачный договор второго сына Ж. Жакоба – Франсуа-Оноре-Жоржа Жакоба (в будущем Жакоба-Демальте) – Персье и Фонтеном. Следует заметить, что в эпоху классицизма (когда формировалось это направление в русском мебельном искусстве) современники еще не могли абстрагироваться до отвлеченных обобщений в документах того времени интересующие нас предметы обычно описывают как фанерованные красным деревом «с простым медным прибором».
В 1765 г. сам Ж. Жакоб становиться мастером. В начале Великой Отечественной войны часть гарнитура была эвакуирована примечательно, что в глубь страны были эвакуированы все диваны К. Тура, считавшиеся работой Ж. Жакоба. Как известно, по эскизам Давида Жакоб создавал мебель в «римском и этрусском вкусе», которую можно увидеть на картинах художника, а также мебель для зала собраний в Тюильри (1793). Приехав в 1754 в Париж, учился мебельному делу у Л. Делануа. После 1803 основал вместе с сыном Франсуа-Оноре собственную фирму.
А во-вторых, они занимались и производством массовой мебели высокого качества. Мебель в стиле жакоб была, преимущественно, фанерованной, с ограниченным использованием массива красного дерева и с декором в виде простейших рифленых и штампованных тяг и розеток из тонкой листовой латуни. (Jacob), семья французских мастеров художественной мебели: 1) глава семьи – Жорж (1739-1814), представитель классицизма.
Мебель, сделанная в «стиле жакоб», выглядела строго и нарядно внешне ее могли повторить ремесленники самого разного уровня, создававшие вольные копии и авторские варианты уже известных композиций. Итак, какие же характерные черты стиля жакоб можно выделить. Давида (по эскизам последнего, 1789-90) и зала заседаний Конвента в Тюильри (по эскизам Ш. Персье и П. Фонтена, 1793). Так что «стиль жакоб» как краткое обозначение определенного явления в русском прикладном искусстве стало употребляться, скорее всего, с середины ХIХ века наряду с такими терминами, как «помпейский стиль», «стиль неогрек», «готический стиль» и тому подобное.
Жорж Жакоб был известен и за пределами Франции. Работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома, создавая вещи в рокайльном «стиле Людовика XV», а позднее в неоклассицистском «стиле Людовика XVI», но вошел в историю прежде всего своим постреволюционным творчеством: исполнил большие комплекты для мастерской Ж. -Л. Давида (по эскизам последнего, 1789–1790) и зала заседаний Конвента в Тюильри (по эскизам Ш. Персье и П. Фонтена, 1793). За роли двух героинь-близнецов в картине К. Кесьлевского «Двойная жизнь Вероники» (1991) получила приз Каннского кинофестиваля. Определяющим фактором является толщина фанеровки.
Технические приемы гравировки и росписи по стеклу были изобретены егце римлянами их применяли 6 эпоху средневековья и Ренессанса, французский рисовальщик, гравер, антиквар и писатель Э. Ж. -Б. Гломи разработал технику украшения стекла золотой или серебряной фольгой, силуэтом из и, ветной бумаги иногда с росписью. Родоначальник арт-династии, родился в Шени (Бургундия) 6 июля 1739 в крестьянской семье. Финансирование строительства Мраморного дворца (1768 – 1785, арх. Особым стимулом к их изготовлению стали таможенные запреты, не позволявшие ввозить в страну предметы роскоши, в том числе и художественную бронзу. Это упрощало работу сзаказчиком, желавшим иметь обстановку конкретного вида.
Жорж Альфонс Жакоб (1799 – 1870), сын Франсуа Оноре, родился в Париже 21 февраля 1799 продолжил дело отца и деда, в целом сохраняя верность стилистике ампира. Один из авторов гипотезы переноса генетической информации и регуляции синтеза белка в бактериальных клетках (концепция оперона). Благодаря Персье и Фонтену и впредь поставлявших эскизы для «мебели жакоб», вошел в число основоположников стиля ампир в прикладном дизайне.
Сотрудником Ж. Жакоба был знаменитый бронзовщик П. Ф. Томир. Без сомнения, многие диваны в «стиле жакоб» являлись явным подражанием английским диванам- «settee», часто имевшим спинки в виде как бы сдвинутых друг к другу одинаковых стульев. Последние два – Мейер и Гамбс – были непосредственными создателями стиля «русский жакоб».
Вероятно, Жорж Якоб (Georges Jacob) в 1760-е годы работал у Деланнуа как наемник течение трех лет. Большие вставки стекла, художественно обработанные в технике «эгломизе», были одной из отличительных особенностей русской мебели столичного происхождения. Для его произведений характерны строгие формы, темное красное дерево как излюбленный материал, накладки из золоченой бронзы, воспроизводящие декоративные мотивы Древнего Египта и Рима. В 1796 передал дела своему сыну Франсуа Оноре, прозванному Жакоб Демальтер (6. 2. 1770, Париж, — 15. 8. 1841, там же), а после 1803 основал совместно с сыном фирму (существовала до 1812), которая прославилась своей мебелью в стиле ампир для дворцов Наполеона I. С середины 19 в. под "стилем жакоб" подразумевают мебель красного дерева с. наклеенными рифлёными полосками латуни изготовлявшуюся в мастерской Жоржа Альфонса Ж. (сын Франсуа Оноре 21. 2. 1799, Париж, — 7. 6. 1870, там же). Уже в начале 1880-х годов термин «стиль Жакоб» употреблялся и членами императорской семьи. Мебель красного дерева с наклеенными полосками латуни («стиль жакоб» 19 в. ). --- (Jacob) Ирен (р. Замечательной находкой краснодеревцев, работавших в «стиле жакоб», стало украшение мебели, вставками из расписного стекла или стекла, выполненного в особой технике — «эгломизе». Delannois), который впоследствии оказал на него значительное влияние.
Нобелевская премия (1965, совместно с А. М. Львовым и Ж. Л. Моно). Умер Жорж Жакоб в Париже 5 июля 1814. Диваны, вышедшие из петербургской мастерской Тура, выполнены из березы. Приехав в 1754 в Париж, учился мебельному делу у Л. Делануа. Скорее всего подобное краткое обозначение конкретного направления врусском мебельном искусстве появилось вI860–1870-е годы — впериод историзма — поаналогии смодными вто время определениями убранства интерьеров, обильно мелькавшими вгазетах ижурналах: «готический стиль», «помпейский стиль», «стиль неогрек», стиль «второе рококо», указывавших наисторическую эпоху, вдохновлявшую художников илиже натехнику изготовления, заимствованную узнаменитого мастера.
С зарождением в русском искусстве начала ХХ века художественного направления «неоклассицизма», развивавшегося в русле модерна, а также расширением инфраструктуры городской среды с ее налаженным машинным производством выпуск мебели в «стиле жакоб» еще более увеличился. Что касается самого термина «стиль жакоб», широко используемого по отношению к подобной продукции русского происхождения, то он вошел в употребление в середине ХIХ века, когда как в Европе, так и в России особой популярностью вновь начала пользоваться мебель в «стилях» и особенно в стиле Людовика ХVI. свой исполненный строгой грации тип мебели в стиле классицизма (резная с позолотой, позже — из полированного красного дерева и золочёной бронзы с античными мотивами), которую поставлял во многие франц. Гломи. Там Жакоб познакомился с мебельным подмастерьем Луи Делануа (L.
Мебель в «стиле жакоб» можно назвать характерной как для классицизма, так и для бидермайера с его пристрастием к интимности и домашнему уюту. Труды по лизогении (концепция эписом). Верхняя обвязка спинки решена в виде лука, украшенного только венком из цветов сиденья полумягкие, не вкладные локотники выполнены в виде завитков, декорированных листьями аканта (такие же локотники и у кресел). Работа обойщика и материалы для мягких сидений и спинок стоили 11 000 ливров. Наличие гвоздей тоже должно наводить на подозрение.
Затем по фольге процарапывались линии будущего рисунка и все покрывалось черной краской так, что с лицевой стороны стекла появлялось изображение, подобное гравюре на золоте или серебре. С середины 19 века мебелью в «стиле жакоб» принято называть фанерованные, красного дерева предметы обстановки с минимальным использованием декора в форме простых рифленых и штампованных тянул и розеток из тонкой слоеной латуни. По восшествию на престол императора Александра II начались переделки интерьеров и мебельного убранства Большого Царскосельского (Екатеринского) дворца. Жакоб (Jacob), семья французских мастеров художественной мебели. Lerouge), специализирующемуся на изготовлении кроватей и мебели для сиденья.
Этот «стиль» проявился во всю типах мебельных изделий, существоваших на рубеже XVIII-XIX веков. Так, у А. А.
Следует заметить, что в период классицизма, когда сформировалось это самобытное направление, современники еще не могли абстрагироваться до отвлеченных обобщений так в документах того времени они обычно описывают интересующие нас предметы как фанерованные красным деревом «с простым медным прибором». Жорж Жакоб (Georges Jacob, 1739 – 1814, мастер 1765). Большая часть суммы ушла на обивку гарнитура: гипюровую ткань орехового цвета в атласную и бархатную полоски, шелковые шнуры, золоченый позумент (34 600 ливров). Полумягкая спинка дивана имитирует спадающую на мягкое вкладное сиденье драпировку.
Со второй половины 1850-х гг. В 1803 г. умирает Жакоб-младший, что повлекло за собой реорганизацию семейной предприятия и создание фирмы «Жакоб-Демальте» (Jacob-Desmalter). Умер Ж. А. Жакоб в Париже 7 июня 1870. Эти предметы хорошо компоновались между собой в комнатах различного назначения, успешно соседствую с остальной иногда абсолютно разностильной обстановкой.
Когда старший сын умер, Жакоб возвратился к делам фирмы. Последние благодаря введению некоторых элементов, характерных для модерна (скругленные углы подстолья, вогнутые детали ромба в спинках изогнутые сквозные боковины мебели для сидения), прекрасно сочетались с современной живописью самых передовых направлений. Луи Деланнуа (Louis Delanois 1731-1792) – французский краснодеревщик, столяр, мастер художественной мебели. Растрелли в Большом Царскосельском дворце в 1781 – 1783 гг. Учитывая то, что мебель стиля жакоб пользовалась успехом, начиная со времени правления Павла и не сдала своих позиций сто лет спустя, отличительные черты именно этой мебели от более поздней под силу найти антикварам и специалистам.
В 1796 передал дела своему сыну Франсуа Оноре, прозванному Жакоб Демальтер (6. 2. 1770, Париж, – 15. 8. 1841, там же), а после 1803 основал совместно с сыном фирму (существовала до 1812), которая прославилась своей мебелью в стиле ампир для дворцов Наполеона I. С середины 19 в. под 39стилем жакоб39 подразумевают мебель красного дерева с. наклеенными рифлёными полосками латуни изготовлявшуюся в мастерской Жоржа Альфонса Ж. (сын Франсуа Оноре 21. 2. 1799, Париж, – 7. 6. 1870, там же). И не удивительно. Вскоре подобные изделия стали выпускаться и другими парижскими фирмами. Основатель династии Жорж Жакоб (1739-1814) известен как создатель строгой по форме мебели в классическом стиле из красного полированного дерева, декорированного золоченой бронзой.
свой исполненный строгой грации тип мебели в стиле классицизма (резная с позолотой, позже – из полированного красного дерева и золочёной бронзы с античными мотивами), которую поставлял во многие франц. В это время нередко делались даже точные копии с произведений известных французских фирм. и иностраные дворцы (в т. ч. в Павловск). Большое значение имеет толщина облицовочного шпона (фанеровки): в ранее время она была около 2 мм и более, затем, со второй четверти ХIX столетия, становится все тоньше и тоньше.
Дж. Умер Жорж Жакоб в Париже 5 июля 1814. Погиб в фашистском лагере. ---Франсуа (р. Именно тогда, вероятно, слово «Жакоб», связанное с именами сразу нескольких знаменитых придворных мастеров рубежа XVIII-XIX веков, стало широко известно в среде состоятельного городского населения. Хепплуайт и Г. Адаме.
Среди его покровителей были заметные мадам Дюбарри (comtesse du Barry), граф дАртуа (Robert III dArtois), брат короля Луи- Филипп I (Louis-Philippe) герцог Шартрский. Бывая в антикварных магазинах, вы наверняка встречали необычную старинную мебель. К этой технике декорировки охотно обращались и провинциальные ремесленники.
Через полгода, в 1814 году Ж. Жакоб-старший, не перенеся разорения, умирает. Своим название гостиная была обязана шелковым обоям, поставленным лионским фабрикантом тканей и коммерсантом Камилем Перноном.
Жорж Альфонс Жакоб (1799-1870 гг), сын Франсуа Оноре, родился в Париже. В целом в начале ХХ века в высших кругах столицы все чаще начинали предпочитать вместо зелено-бурого модерна с желтыми цветами –. 1920), французский микробиолог, генетик. На территории России предметы мебели в этом стиле часто назывались «русским жакобом», вероятно потому, что в них наблюдались знакомые черты раритетной мебели, оставшейся в наследство от александровских и павловских времен.
Гвозди практически не использовались. Одновременно мастер поставляет мебель для принцев дАртуа и Конде и для Хранилища королевской мебели (Garde-Meuble de la Couronne).
Глава семьи Ж. Жакоб (1739-1814), начав с подражания работам А. Ш. Булля, создал к началу 1780 годов свой исполненный строгой грации тип мебели в стиле классицизма (резная с позолотой, позже- из полированного красного дерева и золочёной бронзы с античными мотивами). и иностраные дворцы (в т. ч. в Павловск).
Вигель. 10-ти личных комнат Екатерины II на втором этаже и 11-ти комнат первого этажа нового (Зубовском) флигеля Царскосельского дворца, куда входят поставка мебели, обойные работы, стоимость тканей и материалов, а также работы обойщиков и монтировщиков – 65 432 рубля. В связи с этим (а также из-за обилия подражаний) к концу 19 в. слово «жакоб» стали употреблять расширительно, обозначая им всякую фасонную мебель из красного дерева с латунными накладками.
Постепенно «жакоб» стал именем нарицательным, указывавшим не столько на конкретную мебельную фирму, сколько на устойчивое желание видеть во всем французские корни. Предметы, декорированные в «стиле жакоб», буквально наводнили как столичный, так и провинциальный рынок периода правления Павла-Александра, вызывая неоднократные подражания в последующие десятилетия. Характерной деталью его изделий были декоративные латунные полоски на красном дереве. Продолжил дело отца и деда, в целом сохраняя верность стилистике Ампира. Он связан с именами французских мастеров художественной мебели Ж. Жакоба и его сына.
Русские мастера практически не пользовались гвоздями, они могли появиться на предметах в «стиле жакоб» в результате последующих реставраций. Употребление вставок в технике «эгломизе» для украшения мебели сопутствовало ограниченной гамме декора таких стеклянных плакеток — золото, серебро, синий, черный, реже белый цвета, но за счет применения золотой амальгамы они были чрезвычайно нарядны и прекрасно сочетались с латунным убранством, дополняя и усиливая контраст между фанеровкой красного дерева и блеском желтого металла. Эта техника получила название «verre eglomise» («стекло Гломи» – фр. ). В связи с этим (а также из-за обилия подражаний) к концу 19 в. слово «жакоб» стали употреблять расширительно, обозначая им всякую фасонную мебель из красного дерева с латунными накладками. Снималась также в фильме Кесьлевского «Три цвета: Красный». ---Макс (1876-1944), французский писатель.
Строгал по форме мебель из красного полированного дерева и золоченой бронзы. Жакоб отошел от дел в 1796году и поручил свой бизнес двум сыновьям. Как отличить более ранние вещи от сделанных почти сто лет спустя. Впервые французский гарнитур упоминается в переписке Камерона по поводу убранства Лионской гостиной или «комнаты Лионских обоев», которую он создает на месте Пятой антикамеры Ф. -Б. Начав с подражания работам А. Ш. Буля, создал к началу 1780-х гг.
В начале 1782 г. Камерон был озабочен тем, чтобы заказанные по его рисункам для «Лионского покоя» две зеркальные рамы и два стола были схожи «с прочими мебелями» и не оказались «хуже той работы». Предметы мебели, созданные этими мастерами очень быстро стали эталоном стиля и служили украшением домов многих европейских жителей. Мебель в стиле ампир для дворцов Наполеона I. 3) Жорж Альфонс (1799-1870), сын Франсуа Оноре. Общепризнанно, что кроме французских образцов, огромное влияние на формирование нового направления в русском мебельном искусстве оказала продукция фирмы немецкого мастера Давида Рентгена, широко ввозимая в Петербург при Екатерине Великой.
С именем Жоржа Жакоба связан золоченый резной гостиный гарнитур, хранящийся в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». 1966), французская киноактриса.
Лит. : Salverte F. d е, Les bnistes de XVIII sicle, 4 d., P., 1953. (1799–1870), сын Франсуа Оноре, родился в Париже 21 февраля 1799 продолжил дело отца и деда, в целом сохраняя верность стилистике ампира. Вглядываясь в собственное мебельное наследство, как бы сквозь призму модных современных парижских образцов, российский обыватель увидел во многих отечественных вещах черты похожего на них «стиля», условно названного «стилем жакоб».
Их применяли в эпоху средневековья и Ренессанса. Создал к началу 1780-х годов свой тип мебели в стиле классицизма (резная с позолотой, позже из полированного красного дерева и золоченой бронзы с античными мотивами). Французская мебель появилась в Царском Селе не сразу: золоченый гарнитур для сидения, состоящий из двух канапе, четырех кресел и тридцати стульев был приобретен в мае 1781 г. для Мраморного дворца за 76 400 французских ливров (19 100 рублей).
Мебель в стиле жакоб – утонченные, но в то же практические и удобные вещи. Технические приемы гравировки и росписи по стеклу были изобретены еще римлянами. Термин «стиль жакоб» или «русский жакоб», вошел в практику в последней трети XIX в., в эпоху историзма, когда стали модны формы мебели изобретенные русскими мастерами в конце XVIII столетия.
По мнению ученых, название стиля появилось приблизительно в это самое время. Особое место среди образцов «стиля жакоб» занимает мебель, декорированная вставками в технике «эгломизе» 4. Работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома, создавая вещи в рокайльном «стиле Людовика XV». Антонио Ринальди), предназначавшегося фавориту Екатерины II, князю Григорию Григорьевичу Орлову (1734 – 1783), производилось из сумм Кабинета Ея Императорского Величества именными высочайшими указами. Однако еще в 1939 году известный исследователь Н. Н. Соболев в своем труде «Стили в мебели», пытался провести параллели между французскими изделиями 1780-х-1790-х годов, украшенными наряду с бронзовыми чеканными деталями «гладкими штапиками, покрытыми золоченой латунью» и русскими образцами исполненными как более упрощенное их подобие. Мебель с «эгломизе» изготовленным домашним способом, есть во многих музейных коллекциях и до сих пор встречается — правда, крайне редко — на антикварном рынке.
Позже таким элементом украшались и другие предметы мебели. В 1796 г. Жакоб-старший передает мастерскую своим сыновьям: Жоржу Жакобу-младшему и Франсуа-Оноре-Жоржу Жакобу, которые продолжают дело отца под именем «Братья Жакоб» (Jacob Frres). (1739–1814). Во время французской Революции у Жоржа Жакоба поначалу дела шли не важно. Работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома, создавая вещи в рокайльном стиле Людовика XV, а позднее в неоклассицистском стиле Людовика XVI, но вошел в историю прежде всего своим постреволюционным творчеством: исполнил большие комплекты для мастерской Ж. -Л. Давида (по эскизам последнего, 1789–1790) и зала заседаний Конвента в Тюильри (по эскизам Ш. Персье и П. Фонтена, 1793).
Упаковка и таможенные расходы были оценены в 4 800 ливров. В этом стиле в 1880 – х годах меблировались личные покои императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце, а в 1895 году в Зимнем дворце в кабинете супруги Николая II Александры Федоровны появился письменный стол в стиле «жакоб». В связи с этим (а также из-за обилия подражаний) к концу 19 в. слово жакоб стали употреблять расширительно, обозначая им всякую фасонную мебель из красного дерева с латунными накладками.
Последние в свою очередь нередко становились «эталонными» для простых ремесленников. В 16 лет, в 1754, он приехал в Париж и учился мебельному делу у Л. Делануа. Употребление вставок в технике «эгломизе» для украшения мебели сопутствовала ограниченной гамме декора таких стеклянных плакеток — золото, серебро, синий, черный, реже белый цвета, но за счет применения золотой амальгамы они были чрезвычайно нарядны и прекрасно сочетались с латунным убором, дополняя и усиливая контраст между фанеровкой красного дерева и блеском желтого металла. Тем не менее, влияние на русские образцы французской мебели 1780 – 1790-х годов, украшенной бронзовыми чеканными деталями и «гладкими штапиками, покрытыми золоченой латунью», было очевидным. Интересно отметить, что гарнитур французского мастера в конце XIX в. «вызвал к жизни» несколько стульев, сделанных на фабрике Н. Ф. Свирского для того же зала Александровского дворца. Висточниках более раннего времени его найти неудалось.
Элегантные золоченые предметы для сиденья изготовленные Жакобом, с необычно трактованными декоративными мотивами, проработанной изысканной резьбой (в некоторых случаях почти скульптурной), пользовались огромной популярностью. Основатель династии Жорж Жакоб родился в 1739 г. в семье виноградаря провинции Бургонь. Родился в Шени (Бургундия) в крестьянской семье. Создание «verreeglomise» (стекло «эгломизе») требовало от исполнителя не столько художественные мастерства, сколько усидчивости, терпения и аккуратности. (Jacob), семья французских мастеров художественной мебели. После 1803 основал вместе с сыном Франсуа-Оноре собственную фирму. То же можно сказать о некоторых предметах в «стиле жакоб», опубликованных в различных аукционных каталогах как русская мебель конца XVIII- начала XIX веков. Мебель в «стиле жакоб» изящная, практичная и удобная, нравилась современникам и сегодня по праву принадлежит к лучшим достижениям мебельного искусства. Стулья с жесткими прорезными спинками, легкие полумягкие кресла, выполненные из массива изящные столики и некрупные корпусные предметы отличались соразмерностью человеку, рациональностью конструкции и изяществом декорировки, что, бесспорно, нравилось современникам и привлекает в этой мебели до сих пор.
Последние, благодаря введению некоторых элементов, характерных для модерна (скругленные углы подстолья, вогнутые детали ромба в спинках изогнутые сквозные боковины мебели для сиденья), прекрасно сочетались с современной живописью самых передовых направлений. Глава семьи — Жорж Ж. (6. 7. 1739, Шени, Бургундия, — 5. 7. 1814, Париж), мастер с 1765. Эта техника получила название «verre eglomise» («стекло Гломи» — фр. ).
Работал также по эскизам Ж. Л. Давида (мебель для мастерской живописца, 1789-90), Ш. Персье и П. Фонтена (обстановка зала заседаний Конвента в парижском дворце Тюильри, 1793) и др. Английская манера особенно отразилась на предметах мебели для сидения. Благодаря Персье и Фонтену и впредь поставлявших эскизы для «мебели жакоб», вошел в число основоположников стиля ампир в прикладном дизайне. Мельцеру и Н. Ф. Свирскому. Дебютировала в фильме Л. Маля «До свидания, дети» (1987).
В России непревзойденные образцы в «стиле жакоб» выполнялись ведущими придворными мастерскими под руководством Г. Гамбса и Х. Мейера, продукция которых служила главным примером для подражания. Славу ему принесли резные золоченые стулья и кресла. Так, например, в1840-е годы появляется мода наотделку различных предметов мебели идверей встиле «буль», то есть сиспользованием бронзы, медных пластин, перламутра, черепахи илизаменяющей ее более дешевой мастики. Одним из ярких неповторимых стилей рубежа XVIII-XIX веков был стиль Жакоб. Однако и тут будьте внимательны : случалось, что старые предметы красного дерева в более позднее время декорировались медными накладками.
Жакоб – это династия французских мастеров художественной мебели. Принято считать, что русский жакоб берет свое начало, ориентируясь на мебель Людовик ХVI, который имел личного мебельного мастера по имени Жакоб (отсюда название стиля). Работал также по эскизам Ж. Л. Давида (мебель для мастерской живописца, 1789—90), Ш. Персье и П. Фонтена (обстановка зала заседаний Конвента в парижском дворце Тюильри, 1793) и др. Близок к сюрреализму. красного дерева, чистый александровский ампир. Экзотическая древесина из далеких стран «величественными скатертями фанеры» облекала плоскости предметов, а узкие латунные тяги и геометрические накладки оттеняли красоту и бархатистость ее текстуры.
Характерной деталью его изделий были декоративные латунные полоски на красном дереве. Мебель из бука выполнена в классическом стиле, все предметы клеймены штампом Ж. Жакоба. Начав с подражания работам А. Ш. Буля, создал к началу 1780-х гг. К 1780-м гг. Первые предметы, которые можно отнести к мебели в «стиле жакоб», появились в парижских мастерских относительно рано. Тогда же был реставрирован и обит шелком, заказанным по историческим образцам 1866 г. на итальянской текстильной фабрике, французский мебельный гарнитур.
Это направление назвали «петербургским стилем» в интерьере, в котором выражалось представление об аристократической сдержанности и тонком понимании красоты. Сегодня их считают одним из достижений мебельного искусства эпохи ампир. Ипосей день сохранилось немало предметов русского производства встиле «буль», однако вотличие отмебели встиле «жакоб» никто неименует их «русским булем». 2) Франсуа Оноре, прозванный Жакоб Демальтер (1770-1841), сын Жоржа.
Так что краткое обозначение «стилем жакоб» определенного явления в русском прикладном искусстве стало употребляться, скорее всего, с середины XIX века наряду с такими терминами как «помпейский стиль», «стиль неогрек», «готический стиль» и тому подобное. Однако в 1813 г. семейное предприятие потерпело крах вследствие падения империи Наполеона. Но к концу ХIХ века термин «стиль жакоб» уже широко употреблялся. Мастерские немецкого мебельщика просто поражали невиданным по тому времени размахом.
Не было, пожалуй, ни одного вида мебели, который нельзя было бы оформить в «стиле жакоб» : бюро, книжные шкафы, кровати, диваны, разнообразные столы, тумбы-подставки, кресла, стулья, рамы картин и зеркал. Родоначальник арт-династии, родился в Шени (Бургундия) в июля 1739 в крестьянской семье. Тем самым мастера сделали ее доступной для многих горожан. Вероятно именно тогда и начали впервые применять термин «стиль жакоб», связанный с именами сразу нескольких знаменитых придворных мастеров рубежа ХVIII – ХIХ веков. Согласно счету Пернона, французского агента императрицы Екатерины II из этих денег только треть была заплачена мебельщику за резьбу и позолоту каркасов предметов – 26 000 ливров (6 500 рублей): 30 стульев – по 600 ливров, 4 кресла – по 800 ливров, 2 канапе по 2 400 ливров.
В заключение хочется отметить, что в России мебелью в «стиле жакоб» принято называть предметы с геометрически ясными формами, фанерованные красным деревом и украшенные штампованными латунными накладками. Жакоб – это старинная мебель изготовленная из красного дерева с латунными или бронзовыми накладными украшениями. Не последнюю роль в проявлении интереса к данному мебельному типу сыграл личный вкус императора Александра III и его супруги, старавшихся меблировать интерьеры дворцов «чудной мебелью «стиля Жакоб», которая, по словам Марии Федоровны, «выглядит так красиво». Вдокументах того времени интересующие нас вещи описывались какфанерованные красным деревом «спростым медным прибором», либо с«гладкой латунью».
Обставлять Лионскую гостиную изначально предполагалось «парижскими мебелями», а не мебелью исполненной по эскизам архитектора, как это было во всех остальных залах, отделанных по его проектам. Восемь стульев были эвакуированы вместе с диванами и тремя креслами, десять предметов – найдены после войны в различных городах (Пушкине, Харькове и Кенигсберге), где они были брошены отступавшими немецкими войсками. Итак уже всамом начале 1880-х годов термин «стиль жакоб» был известен нетолько мебельным мастерам, ноичленам императорской семьи. Характерной деталью его изделий были декоративные латунные полоски на красном дереве.
Сотрудником Ж. Жакоба был знаменитый бронзовщик П. Ф. Томир. Деланнуа был парижским краснодеревщиком (menuisier), который специализировался на мебель для сидения. Мебель, которую изготавливали в русской столице Мейер, Гамбс и их последователи, выделялась редким художественным качеством, сочетанием кристально-чистых форм с элегантной простотой отделки. Эта мода вошла к нам в конце 1800 года», писал в своих «Записках» Ф. Ф. Многие диваны в «стиле жакоб» являлись несомненным подражанием английским «settee», то есть имели спинки в виде как бы сдвинутых к друг другу одинаковых стульев.
Именно он первым обратил внимание на то, что «затруднения в сношениях с заграницей в период царствования Павла I и запреты ввоза французских изделий привели к тому, что большинство образцов так называемой павловской мебели сделано русскими мастерами, выученниками французских мебельщиков, работавших в Петербурге в предшествующее царствование».