В 1910 году Шагал продолжил обучение в Париже: посещал классы в свободных академиях художеств, осматривал всевозможные выставки и галереи, осваивал новые направления в искусстве – кубизм, футуризм, орфизм И при этом создавал свой собственный, не похожий на других стиль. Однако Шагала не удовлетворял академический стиль, прививаемый Пэном. Убежденный противник супрематического искусства, Шагал, в то же время, находясь в центре новых культурных веяний, значительно пересматривает собственную манеру письма, во многом сближаясь с новым, «революционным» стилем.
Однако после переезда в 1910 году в Париж его манера переживает удивительное превращение. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Счастье написано на лицах этих двоих.
На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Столица империи представлялась ему землей обетованной. Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам.
Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие). Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия».
Умер во Франции в возрасте 98 лет. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. В мире Шагала люди запросто летают и оказываются в сверхфантастических ситуациях. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Выполненные двадцать с лишним лет спустя декорации для американской сцены позволили Шагалу углубить связь живописного пространства с «пространством» положенной на музыку поэзии и хореографии. «С ней должен быть я – вдруг озаряет меня.
Они родили дочь Иду ипрожили влюбви исогласии 19лет, пока Белла нескончалась вАмерике. Может быть и в этом случае можно говорить о его вкладе в «Gesamtkunstwerk», поскольку пластика, цвет, форма, музыка и драма выступают сбалансированными составляющими единого целого. Это главное в жизни. Тогда же побывал в Египте. Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. Там он проучился 2 месяца.
Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения изПарижа, апотом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». Практически ничего другого не писал Марк Шагал.
На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Шагала называют «мифотворцем» и в этом есть доля истины, хотя сам художник категорически не соглашался с подобными определениями.
Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им.
Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. На бледном лице сияют глаза. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. работы предтеч поп-арта), Шагал, чтобы обогатить свою живопись использует эти «другие» средства иначе. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме.
Да и среди евреев он не обладал неоспоримым статусом «своего». Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Ангел – это посредник между мирами, осуществляющий и указывающий на связь между ними. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)».
Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Белорусско-еврейско-французский художник. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Похоронен на местном кладбище. И я понял: это моя жена. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Там его окружали, в основном, поэты-символисты.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Скорее всего, своим произведением Шагал выразил свои надежды и желания соединить в своей жизни французскую деловую активность и русский уклад, воспоминания о жизни в Витебске и Москве. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Когда художник использует в своей живописи опыт работы с керамикой и скульптурой, он практически больше не обращается к этим областям искусства, за исключением случаев, когда материал пробуждает в нем новый творческий импульс.
Образы и объекты на холсте не детализированы. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован».
Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Чтят память о великом художнике и на его родине. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.
Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке.
Сразу вспоминаются слова Моцарта о себе: «Я дудка Бога». Различные техники способствуют постижению сущности жизни, сущности живописи. Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.
Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Марк Шагал – художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. И вот их-то я учил рисованию.
В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Общественные революционные настроения всегда воплощаются и в культурной жизни — выходят авангардистские журналы, служившие тогда своеобразными объединяющими центрами для новых идей, организуются новаторские выставки, открываются двери для знакомства с современным западным искусством: французским фовизмом, немецким экспрессионизмом итальянским футуризмом и многими другими течениями.
Шагал работал преимущественно как монументалист и график с 1950 г. начал работать в керамике, в 1951 г. сделал первые скульптурные работы, с 1957 г. занимался витражами, с 1964 г. — мозаикой и шпалерами. Город стал для него воплощением радости и света. У художника появились последователи. После прихода к власти большевиков в 1917 году Луначарский, с которым они познакомились некогда в Париже, получил звание народного комиссара по делам искусств.
Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии. В то время он был в Европе. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.
И я не щадил ни себя, ни других. В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В работах художника прослеживаются черты как сюрреализма, так и экспрессионизма.
Любовно выбирая материалы – глину, камень, стекло, – которые вызывают ассоциации с «богатствами» французской земли, художник показывает свое стремление к единению с ней. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Он проникает в суть материала, постигает пределы возможностей, которые заложены в краске. После этого он переезжает в Петербург, но постоянно наведывается в родной город.
В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Первая выставка в Беларуси состоялась в 1987 году. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). Первые декорации исполненные в 1920 году для Еврейского камерного театра в Москве, – панно знаменитой «шагаловской коробочки» – являются свидетельством его фантастической тяги к художественной новизне.
В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Ангела мы найдем на многих картинах Шагала. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Иллюстративность тут не имеет никакого значения.
Однако художник всегда оставался вне каких бы то ни было «измов», предпочитая идти собственным путем. В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В 1922 году художник перезжает в Литву, затем в Германию, а в 1923 году – в Париж. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Заслуга Шагала заключается в том, что он смог визуализировать этот стиль, сделать его зримым: «на одном полотне сосуществуют разные времена и самые разные реалии, не пересекающиеся в обыденной жизни».
Начиная с 1949 года работа с глиной в керамике вдохновляет Шагала на перенесение некоторых приемов на холст: он прибегает к плотному мазку, рельефному наложению слоев краски («Лиловая обнаженная», 1967). Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали.
С 1900 по 1905 год Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. Между ней и Шагалом завязался роман. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Правда этого «сбывшегося» завораживает зрителя у него как бы прочищаются глаза. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.
Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут.
Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Но не для Шагала: фоны холстов последнего периода, состоящие из мириад точечных мазков, поражают переливами прозрачных тонов («Блудный сын», 1975-1976). В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Набрасывались на краски, как звери на мясо. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.
В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. На бледном лице сияют глаза. В 1930-х годах, когда сюрреализм достиг пика своей славы, Шагал отклонил официальное приглашение войти в эту группу, хотя это могло значительно упростить ему путь к международному признанию. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. В 1937 году он получает французское гражданство, но уже в 1941 году из-за войны вынужден покинуть эту страну и переехать в США, в Париж он возвращается в 1947 году. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск.
Помимо этого, работы из своих коллекций для выставки представили МоМА, Музей Людвига (Кёльн), Сузей Соломона Гугенхайма (Нью-Йорк), парижский Центр Жоржа Помпиду, Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея, Музей Израиля (Иерусалим), Филадельфийский художественный музей, Художественная галерея Торонто, Музей Штеделя во Франкфурте-на-Майне и другие. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Им больше никто не нужен. Она смотрит— о, её глаза.
Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Познакомились они в 1909 году. Внутренняя жизнь человека, состоящая из чреды переживаний реальных событий, созерцания реального же мира, эмоций, фантазий и т. д., представлялась ему вовсе не «мифом», но самой наиреальнейшей реальностью. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
– я тоже. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Люди в панике. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.
В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. Она молчит, я тоже. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Эта идея воплощена, например, на картине «Музыка», где изображен Моцарт с нотами в руках, а в углу мы видим ангела играющего на трубе.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Быть «еврейским», местечковым художником он не хотел. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала.
На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. В 1911–13 гг.
Его последователи находили причудливые образы для своих работ в собственных снах. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд.
Ранние петербургские произведения Шагала темны по колориту и мрачны по настроению. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. И все же знатоки и ценители поражались. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих.
Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Не терпелось, чтобы все заработало. Она молчит, я тоже. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Его соперник, основоположник супрематизма Казимир Малевич, недавно прибывший в качестве учителя, фактически занял его место. Там было человек пятьдесят сирот. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Стихию онрисовал ввиде петуха срастущим изтуловища птицы огненным деревом. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Шагал уехал с семьёй в Москву. Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства авангарда в России. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Позже художник расскажет, что именно поэтой причине онвсю жизнь испытывал тягу кперемене мест (кроватку смладенцем вовремя пожара постоянно переносили изугла вугол) итак часто насвоих картинах изображал огонь, пощадивший его.
Усилившаяся тяга художника к религиозным сюжетам привела его к созданию витражей. Их переполняют эмоции. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Хотя французская критика уже несколько лет называет поздние работы Марка Шагала «повторами», считает их «декоративными» и «коммерческими» и больше ценит новаторство его ранних произведений, созданных в России, публика относится к его творчеству иначе. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Почти до конца 1920-х гг. В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей.
В композиции доминируют абстрактные мотивы («Большое солнце», мозаика, 1967). Это единение с большой Вселенной.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1950 года начал работать в керамике, в 1951 году сделал первые скульптурные работы, с 1957 года занимался витражами, с 1964 года – мозаикой и шпалерами. Этот город, словно магнит, притягивал к себе лучшие художественные силы Европы.
В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Настоящее имя Мойше Сегал. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой.
Это, по сути, стало его «Gesamtkunstwerk», смело и свободно объединив четыре искусства: Музыку, Танец, Театр и Литературу. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». В тогдашнем Париже мечтал жить и работать каждый начинающий художник. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья».
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В них – неудержимое желание летать.
Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Впрочем, при этом он не бросал и любимые им прежде темы — в первую очередь, цирк. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Каждый год в начале июля в Витебске проходят уже ставшие традицией Международные Шагаловские дни, собирающие в городе множество искусствоведов, музыкантов и просто любителей творчества Марка Шагала. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.
В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Но знатоком хасидского учения сам Шагал не являлся.
Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.
Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Например, Даймонт в книге «Евреи, Бог и история» указывал на отсутствие в еврейской культуре национального художника, а самого Шагала называл представителем Парижской школы живописи. Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва). Стихия нетронула лишь несколько домов, втом числе итот, где родился Шагал. С 1950-х гг. Кроме того, необходимо было искать средства. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). При этом интересны слова Шагала по этому поводу: «Иногда, бессонными ночами, я лежу и думаю: может, я и создал несколько картин, которые все же дадут мне право называться «еврейским художником».
Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Нет, поздние произведения Шагала показывают, что художник так или иначе использует многое из того, что страстно превозносилось одними школами и клеймилось другими. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.
С осени 2017-го работы Шагала снова в Базеле: до 21 января 2018 года в Музее изобразительных искусств работает выставка «Шагал – годы прорыва, 1911 – 1919». «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Шагал Марк Захарович (наст.
А каковы его отношения с позднейшими, послевоенными течениями. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни.
Большие, выпуклые, чёрные. Конечно интерес художника к материалу не нов. Париж Шагал полюбил сразу. Это можно истолковать как реакцию подлинного художника, отстаивающего особую миссию искусства перед лицом все усиливающейся в 1960-е годы тенденции к «распылению», «дроблению» человека. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Акрасный цвет стех пор означал для художника ижизнь исмерть одновременно.
Видимо, все дело в неясности терминологии – искусствоведы под «мифом» понимают одно, а Шагал понимал совсем другое. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. Создавая многочисленные подготовительные макеты с использованием ярких коллажей из двумерных материалов (бумаги или ткани), Шагал разворачивает внутри одного произведения целый ансамбль.
Как жадно они рисовали. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. С 1950-х гг. В нем заключено также и философское и моральное содержание» 2.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. В 1914 он возвращается в Витебск где женится на Белле, которая станет его музой. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу.
С того момента, как художник начинает заниматься керамикой («Цветы», пластина, 1951), скульптурой, витражом, гравюрой и мозаикой, он ведет «диалог» с материалом во всех плоскостях, которые допускают эти разные техники. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его.
По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Сочетание рельефного изображения на камне или бронзе с фактурой самого материала создает особую игру светотени («Фантастическое животное», бронза, 1952). Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война».
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В созданном им мире фантазия смешивается с реальностью, а иудейский символизм — с символизмом христианским.
Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Тем не менее в этом проявился личный стиль мастера, та «химия», о которой он говорил имея в виду саму сущность художника, смысл его существования: «В течение этих последних лет я часто говорил о «химии» подлинного цвета и о материале как мере подлинности. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26.
Для меня картина — это плоскость, покрытая образами вещей (предметов, животных, людей), размещенных в определенном логическом порядке. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
В то же время театральные работы, сделанные для Американского театра балета в Нью-Йорке – декорации и костюмы к спектаклям «Алеко» (1942) и «Жар-птица» (1945), – увлекли художника и повлияли на его дальнейшее творчество. Марк Шагал (1887 – 1985) занимает особенное место в истории мирового изобразительного искусства. С 1950-х гг. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Большие, выпуклые, чёрные. В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
Центральными работами первого парижского периода М. З. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Однако диалог между живописью и витражом продолжался в течение долгого времени. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. А. Л. Штиглица, самое престижное учебное заведение, выпускающее живописцев, закрыло перед ним двери: абитуриент не выдержал экзамен.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Таким был, в частности, фовизм, заявивший о себе в 1905 году. Мозаика – превосходное свидетельство того, что легко прочитывается и в живописи Шагала: «Может быть, думал я, существуют другие измерения – четвертое, пятое, – не обязательно видимые глазу причем, подчеркиваю, это вовсе не представлялось мне ни «литературой», ни «символизмом», ни тем, что называют поэзией в искусстве. В многочисленных букетах цветов, которые часто играют главную роль в холстах позднего периода – «Мастерская в Сен-Поле» (1967), «Влюбленные над Сен-Полем» (1968), – поражает мощная стихия абстракции, художник как будто отстаивает свою независимость от натуры, теряет тягу к фигуративности.
На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». Он был человеком тихим, набожным и работящим. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. С 1906 года учился живописи у другого белорусско-еврейского художника Юделя Пэна. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской.
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Наш внутренний мир реален — быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас».
В конце 1930-х гг. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. Поскольку история искусства представлялась ему перевернутой с ног на голову, вполне естественно, что он мог воспринимать себя как предшественника одновременно и экспрессионизма и сюрреализма.
От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва и другие). В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Возраст ему нисколько не мешал (а было художнику уже около 60-ти). Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно.
Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Речь идет о хасидизме.
В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Со временем, ощущая недостаток исторической перспективы в собственном творчестве, он берется за иллюстрации к Библии – для него это было возвращение и к детству и к своей предыстории, как иудейской, так и христианско-европейской. В 1921–22 гг.
Он написал сотни полотен. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин.
Прежде всего он отправляется в Лувр. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Она смотрит – о, её глаза.
С 1920 года, по протекции А. М. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Он оказался в ловушке. И я понял: это моя жена. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской осёдлости Российской империи. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В 1919 году Шагал открывает Витебское художественное училище. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.
Как ивсе другие его жены, она была избогатой семьи. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.
В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. Единственный положительный момент он видел в том, что ему удалось избежать воинской повинности. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.
Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала. Главным является достижение зрительного эффекта Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США).
Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска21. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
С 1950-х гг. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Это мои глаза, моя душа. У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.
Прогремел художник уже после возвращения на родину. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Шагал приобрёл известность в Российской империи.
В 1911 г. на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Однако продержался он не слишком долго.
Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. После войны Шагал чувствует потребность «объять» целиком всю Европу, которую он вынужден был спешно покинуть. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, неоставляют равнодушным никого. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Марк Шагал (1887-1985). Начиная с 1950-х годов внимание художника направлено на уяснение ритмики форм и углубление пространства, сотканного из казалось бы абстрактных и безличных мазков («Семья», 1977). Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. — я тоже.
Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и другие). Шагал их решал поэтически, а иногда просто фантастически. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Именно здесь, в Париже, то и дело возникали новые, революционные, направления в искусстве. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Таким образом возникает удивительный диалог между формой, фактурой и образом.
Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Он не признавал областей, недоступных живописи. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни.
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Его освещает яркий луч света. Чисто функциональную форму предмета Шагал часто дополняет неким сюжетом («Крестьянин у колодца», ваза, 1952-1953). Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства. Работы Шагала вносят в искусство мозаики новизну, созвучную его новой живописи. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).