В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»). В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера»3, «Купчиха за чаем»). Так же на художественный стиль Кустодиева повлияло творчество Серова, Рябушкина, Сурикова, Нестерова. Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году.
В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. Лапина). 1910 На террасе. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Кустодиеву перед выбором – что сохранять: руки или ноги.
Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. «Кустодиевская провинция» это понятие столь же определенное, как, например, «левитанский пейзаж» или «женщины Борисова-Мусатова». Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание». Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца».
Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. Кустодиев создает ряд портретов. Популярность его между тем росла. 1915 У окна. Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.
прил. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Как рассказывает В. В.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции -- сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. В его картинах сцены жатвы, сенокоса и выпаса лошадей в ночном воспринимаются как некий ритуал исполненный высокого «бытийного» смысла. прил. Нестеров. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. проклятый».
А болезнь прогрессировала. Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах. 1904—10 — годы сосредоточенного поиска собственного пути в искусстве. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». В картине 1919 года превалирует лубочная пестрота.
Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Для работ художника характерна стилизация -- он изучает русскую парсуну XVI-XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. 27 февраля 1917 года (1917). Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство.
Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем». В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Парсуна, в свою очередь, смыкается с самодеятельным народным творчеством неученых, «наивных» художников, работавших в русской провинции или предместьях больших городов, художников, стремившихся донести до зрителя все великолепие своих моделей, всю «авантажность» их облика, богатство одежды и предметов их быта. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Смерть застала Бориса Кустодиева 26 мая 1927 года за работой над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха».
5) родился 7 марта (23 февраля – по старому стилю) 1878 года в Астрахани. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. И. Е. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа.
М. Г. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. – она тут же ответила: Конечно, руки. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Это вполне понятно.
Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. Наиболее ярко особенности его таланта раскрываются в череде картин-изображений «красавиц», представляющих собой обобщенный, собирательный образ женской красоты. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Найденный стиль совпал без зазоров с мировоззрением. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. Отца своего он почти совсем не помнил. Высота комнат необычная.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Давайте пристальнее всмотримся в картину Масленичное гуляние (см. и т. п.
Иначе и не могло быть. Вся изначальная самобытность народной жизни, вся ее красота сохранилась лишь в праздничном обиходе. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей.
Еще в 1900-е годы художник увлекся темой провинции. В 1918 году участвовал в оформлении Петрограда по случаю годовщины Октябрьской революции. В первое свое европейское путешествие художник поехал уже не один. Вот таким образом фигуру большевика можно рассматривать и как олицетворение мощи победившего народа и как воплощение грубой силы, сметающей все на своем пути. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову. Власова. Б. М. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями.
«Маленький человек» Кустодиева не унижен и не забыт, он берет в жизни свою долю радости. Он обращается к народному творчеству, красочной стихии лубочных картин и вывесок, расписных подносов и прялок, фигурных пряников и крестьянских резных игрушек. Проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Уже известный Автопортрет (На охоте) (1905) стилистически сделан совсем иначе – в нем превалируют строгость формы, крупные пятна цвета интерес к материальной плотности изображаемого. Семья арендовала флигель в купеческом доме, жили бедно, но дружно.
Высшее достижение в портретном жанре — «Портрет Ф. Шаляпина» (1920—21). Кустодиев много работал в новом театре, оформив несколько спектаклей (в частности, знаменитую Блоху, написанную Е. Замятиным по мотивам Левши Н. Лескова). Ярмарка (1906), возвестила о рождении оригинального художника. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Отсюда, между прочим, возникает и множество вариантов излюбленных кустодиевских мотивов: маслениц, гуляний, праздников и т. д. То, что изображает художник, не замыкается рамой, не исчерпывается в пределах холста. Впрочем, непонимания хватало. Последними значительными работами мастера в жанре автолитографии стали два капитальных произведения 1921 — «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова». Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
Именно в это время он пишет те праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по преимуществу и знают. Предмет интересует его в меру своей характерности. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Художник не останавливает внимания на каждом герое в отдельности.
Фактически, белый цвет – это символ чистоты и доброты, которой славятся русские. Что же все-таки преобладает в творческом методе Кустодиева, реализм или фантазия. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918-20 гг.
Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Когда врачи поставили Ю. Е.
Здесь, близ Кинешмы, он построил в 1905 году дом-мастерскую, назвав его Терем. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих.
Увлечение мастера линогравюрой (1926—27) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица» и др. ). И никогда ни слова недовольства, ни намека на усталость. «Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Вначале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. Грабаря (1916). «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Красное полотнище закрыло верхнюю часть церковного купола, где прикреплен крест, что символизирует отрицание Православия в новой идеологии. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
От желающих получить свой портрет, выполненный Кустодиевым, не было отбоя (кстати, одной из таких заказных работ был портрет Николая II, созданный в 1915 году). Но еще – память, воображение. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому.
В картине 1919 года «Масленичное гуляние» изображено все то, что было в «Масленицах» 1916 года. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Ясными, незамутненными красками сверкает радуга этого хоровода.
Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года. В колористическом строе картин 1916 года есть большое единство. Гипербола излюбленный прием Кустодиева, счастливо обретенный им в народной художественной культуре, – никогда не вырывается из общей реально-достоверной структуры его искусства. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Чертовски трудно. Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. В 1909 году его избрали академиком живописи. Полотно очень нравилось A. M.
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. В эти годы его творческой программой, которой он не изменил до конца дней, стало создание национальной по духу и стилю живописи, отражающей строй мышления и представления народа о красоте (в области портрета отправной точкой стал «Портрет семьи Поленовых», 1905 в бытовой живописи — картины: «Провинция», 1906 «Гулянье», 1910, где типизирован уже не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей «Гулянье на Волге», 1909—11). С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. Большая, нарядная фигура певца занимает весь первый план: ему тесно в формате полотна, голова и ноги упираются в срезы рамы, конец трости уходит за пределы изображения. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к.
1), написанную художником в 1916 году. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». В этих образах не имеют решающего значения сюжетная или психологическая мотивировка. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Все было, казалось бы, хорошо, но художника подстерегала тяжелейшая болезнь.
Мать же свою Екатерину Прохоровну, он нежно любил. Борис Кустодиев – член Союза русских художников (с 1907года), Мира искусства (с 1911года), АХРР (с 1923 года). М. и В. А. Кастальские), няня. У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Картина вызывает страх и тревогу. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. «Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920).
И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». А также портреты и иллюстрации с изображениями В. Ленина.
Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Я. Билибин, 1901). Создал такие лучшие свои работы, как «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина».
Любовь к ней отражается в каждой работе. Празднично нарядные люди гуляют под музыку духового оркестра. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Кустодиевой.
Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. К героям Кустодиева применимы самые красивые слова русского фольклора, любая его купчиха, как в сказке и «лебедушка» и «княгинюшка» и «писаная красавица». Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией.
Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. Искусство Кустодиева чрезвычайно самобытно, оно не имеет прямых прототипов или аналогий. же время живут».
Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Только щеки да нос краснеют». Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты.
В Гулянье на Волге (1909) композиция становится более сложной, цвет более декоративным. Начиная с первой большой картины «Базар в деревне», написанной в год окончания Академии и до «Русской Венеры» он оставался верным этому «сюжету». Место действия перестает быть фоном. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном.
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В подробностях, в детальном описании вещного мира Шмелев сравним разве что с Кустодиевым.
Вместе с семьей отправляется в Париж. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина.
Опираясь на традиции старого русского искусства, Кустодиев разрабатывает тему «предстояния». Известный врач Герман Оппенштейн озвучивает новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Лебедева. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Однако можно сказать, что его повествования развертываются не во времени, а в пространстве.
Сияет небо. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. «Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского» (1915). Уже не ирония, а гротеск лежит в основе этого произведения.
А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Здесь Кустодиев впервые прибегает к композиционному приему, в дальнейшем часто им употреблявшемуся: он смотрит на происходящее как бы сверху, с высокого холма. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету.
Впрочем, это увлечение было кратковременным. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем – Масленица. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию.
Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. Что же касается гиперболичности, «избыточности» мира, как Шмелева, так и Кустодиева, то в этом отразился вековой народный идеал об изобильной и счастливой жизни, с золотым сказочным царством, где столы, ломящиеся в праздник от изобилия еды, – символ счастья и благополучия. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды».
И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902). Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Семья стала и огромной темой в творчестве Кустодиева – самой нежной интимной и проникновенной в исполнении. Революцию Кустодиев встретил с надеждами. Чуть дальше исполняют русские романсы.
Его работы выставлялись за рубежом, персональные выставки в послереволюционное время. С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (Ярмарки, Масленицы, Балаганы, Деревенские праздники) для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой модерна линейно-плоскостное, декоративное решение композиции игра разномасштабными фигурами и планами. Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Статичные, фронтальные фигуры не общаются ни со зрителем, ни между собой. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки.
Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
(Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Добужинского (1913), И. Я. Его народ-богатырь пьет, ест, гуляет, веселится, а если работает, то с радостью. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей.
А шуба. Портрет И. Б. Кустодиевой. Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Осознавая, что смерть уже рядом, Кустодиев по-прежнему творил в присущей ему праздничной манере, краски его оставались яркими, насыщенными, сочными. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. В картинах Кустодиева, — писал А. Луначарский, — предстает «сонный» мир, как будто и приятный, почти умилительный и вместе такой смешной и такой. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой.
Первые ее признаки дали о себе знать в 1909 году. В 1920-е художник создал декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие: «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». Он создал новый образ народного героя («Большевик», 1919-1920), в 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета написал большие красочные полотна, посвященные народным торжествам («Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве»).
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Кустодиев предпочел второе. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Однако при детальном рассмотрении можно увидеть кавалера, явно составляющего зримую цель чувственных мечтаний героини. Все тяготы жизни, все заботы по дому и семье лежали на ней одной.
Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Основной тематический круг Кустодиева-жанриста связан с деревней. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж», сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени.
Старые передвижники обвиняли Кустодиева (ученика Репина. ) в лубочности и несерьезности авангардисты, напротив, пеняли ему на то, что он никак не может перерезать пуповину, связывавшую его с Репиным модернисты считали его безнадежно прямолинейным пролетарские художники называли певцом купеческо-кулацкой среды. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Книжный иллюстратор Иван Билибин историк и реставратор Александр Анисимов, поэт и художник Максимилиан Волошин – в каждом портрете Кустодиеву удавалось уловить и донести до зрителя непростую суть человека.
Главной темой творчества художника стала семья. Он – художник и без рук жить не сможет.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Также привлекали его ярмарки и народные гуляния, где творческие возможности народа выражались особенно ярко, концентрированно, как бы демонстрируя «на что способны». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Да, художник любил ее и не скрывал этой любви. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Главная линия жанровой живописи этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца.
Бытует мнение, что Кустодиев поэтизировал патриархальный быт русской провинции, воспевал «кондовую» Россию. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Сравнение приемов искусства Кустодиева с фольклором можно было бы продолжить. М. Г. Билибина (1914), Е. Е. Давая советы своему сыну, К. Б.
После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались.
С женой молодому живописцу повезло. 1920Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б. Отказываясь от привычных приемов тональной живописи, Кустодиев ищет броской декоративности, простоты и яркости изобразительного языка, звонких сочетаний чистого цвета. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Да, отец, не ошибся в выборе спутницы жизни, она была достойна его. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные.
Мастера не оставляла мысль о национальном русском начале как стилеобразующем факторе портретной живописи («Портрет В. Лужского», 1913 крупнейший замысел середины 1910-х был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете« (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам Кустодиев, в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице – Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. Видна пристань пароходного общества «Самолет». Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Нет, конечно.
Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Кустодиев начал свой путь как художник-портретист.
Талант у Кустодиева проявлялся очень ярко, одно время он даже соперничал со своим учителем Репиным в мастерстве. Он был болен, несколько лет не мог брать в руки кисть.
Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации с сферу эстетического. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина.
Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева.
И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен. Горькому и художник подарил ему один из вариантов картины. Кустодиева в Лейзене» (1911) назовут «кустодиевской девочкой с персиками». Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
Комнат пять, все они располагались анфиладой. Как и у других художников «Мира искусства», это любование порой неотделимо у Кустодиева от тонкой иронии, вызванной невозможностью вернуть былое, однако своеобразием национально-романтической тематики своих произведений он все-таки ближе мастерам Союза русских художников. В 1923 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.
А вот что пишет Н. А. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Кустодиев никогда не изображает того, чего не может быть в реальной жизни, русском быте. – Она и названа этим днем. Какова шуба на нем.
Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Когда однажды Кустодиеву предложили принять участие в работе кукольного театра и принесли несколько марионеток, он играл с ними, как ребенок. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Картина написана со второго этажа гостиницы, бульвар мы видим как бы сверху. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Это «Купчихи» (1912), «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге» (все — 1915).
Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Они очищены от всего негативного, добры, поэтичны, никого не поучают, полны уважения к зрителю и изображаемой жизни — спокойной, самодостаточной, устроенной по «от века» чтимым законам и традициям, хотя и несколько ограниченной, что вызывает легкую улыбку автора. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. В январе 1903 года они обвенчались в Петербурге. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Кустодиев впервые столкнулся с ним иллюстрируя в 1905 году «Шинель» Гоголя, но от его обездоленного мелкого петербургского чиновника до добродушных жителей русской провинции огромное расстояние.
Бытует мнение, что Кустодиев поэтизировал патриархальный быт русской провинции, воспевал «кондовую» Россию. В этой околдованной чарами инея и заходящего солнца стране все пронизано движением: мчатся тройки, мелькают пятна ярких красок, переливается множеством оттенков снег. Каждое пароходное общество, а их было несколько: «Русь», «Надежда», «Братья Любимовы», «Кашин» имело собственную пристань и свои пароходы. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. «Ярмарка» (1906), снова «Ярмарка» (1908) и еще «Ярмарка» (1910), «Праздник в деревне» (1907) и «Деревенский праздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Провинция» (1910), «Девушки на Волге» (1915), «Московский трактир» (1915), «Балаганы», «Масленица» (1916), «Купчиха за чаем» (1918)—одна за другой появлялись картины Кустодиева, чарующие своей свежестью, оригинальностью, ярким национальным колоритом.
Приемы народного творчества наполняются в его произведениях новым смыслом. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Бегали в прятки. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Охваченные революционным энтузиазмом люди показаны художником на сверкающем под лучами утреннего солнца снегу. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Это была любовь с первого взгляда. Таков застылый и костный мир картины «Московский трактир».
Чуть позже лучшее лирическое полотно художника «И. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств).
Он оставлял место для наития. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника.
Изображения народных гуляний и празднеств были главной темой творчества Кустодиева и вот таким образом естественно, что изображение «такой улицы, которой надо столетиями дожидаться», было для Кустодиева не только актом высокой гражданственности, но и подлинным наслаждением творца. Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение. Рериха (1913), М. В. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат.
Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Фигуры приобретают символическое значение. Парижские работы Кустодиева свидетельствуют об увлечении импрессионизмом (то же знаменитое Утро – абсолютно импрессионистично по композиции и колориту). В числе программных произведений мастера после 1917: картина «27 февраля 1917 года» (1917) аллегорическая картина «Большевик» (1920) ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918) картины: «Демонстрация на площади Урицкого», 1921 «Ночной праздник на Неве», 1923. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Среди глубоко прочувствованных Кустодиевым «типов русской жизни» замечательные картины 1915: «Девушка на Волге», «Красавица» – образ молодой купчихи, роскошное бело-розовое тело которой будто млеет и томится в жаркой, душной атмосфере пуховых перин, подушек, шелковых одеял, пузатых комодов, расписных сундуков и подносов.
Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Но обстоятельства сложились так, что в 1892 году ему пришлось начать учебу в астраханской духовной семинарии. Будто впервые. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. В том числе и в портретном жанре. Вот кого рисовать-то.
На переднем плане – красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине — моя подпись, ведь это так характерно для России».
Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Саутин: «Кустодиев – художник разностороннего таланта. Но и среди них выделяется портрет Грабаря.
В низине – суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Мы жили на третьем этаже. Это всевозможные решета с фруктами и овощами (Купчиха), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки (Купчиха за чаем), ожерелья, кольца и шелк (Купчиха с зеркалом) Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием».
Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Блестящий портретист, он создал галерею ярких образов людей своей эпохи. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Молодой художник много писал с натуры и увлекся портретом, в котором следовал своему учителю – то есть изображал не столько внешность портретируемого, сколько его внутренний мир. Кустодиев был избран академиком (в 1909), являлся одним из организаторов Нового общества художников (1904—08), членом объединения «Мир искусства» (с 1910), Союза русских художников и группы «16» (1907—10). Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке».
Уже в 9 лет Борис твердо решил стать художником. В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Там все подчинено гамме светлых, переливающихся тонов. Художник как бы любуется ярмарочной, купеческой Русью, неумолимо уходящей в прошлое.
Он начинает писать их в тяжелые времена. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.
Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. В сложной атмосфере культурной жизни России начала ХХ века Кустодиев стоит особняком. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами, он создавал портреты интимно-лирического склада (Утро, 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба -- Русский музей).
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.
Ю. Е. На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Яркие краски придают картине мажорное звучание.
Провинциальные будни тянулись тихо, однообразно, но наступали праздники и мирный патриархальный уклад жизни нарушался. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Художник фантазирует легко, без видимых усилий. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Одновременно он брал уроки у местного живописца и педагога А. П. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В монументальных изображениях «праздников» прихотливо и остроумно соединены традиции лубка и высокой музейной классики, главным образом любимых художником венецианцев эпохи Возрождения. В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». «Рассказ, — пишет В. В. 1916 год – очень трудный год.
Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. И. Шаляпин». Новые черты проступают особенно ярко при сравнении традиционной «Масленицы», написанной в 1919 году, с картинами того же названия, относящимися к 1916 году. С начала 1900-х гг. «он пишет небольшую картину Ярмарка.
Его искусство ретроспективно по стилю, но глубоко современно по содержанию. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Лансере (1915), И. Э. В эти же годы Кустодиев активно работает и в других областях, таких как книжная иллюстрация, плакат, скульптура для фарфора, гравюра, декоративное панно, театральная сценография. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Тяжело больной, мастер продолжал активно участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925—26). В то же время продолжал прокладывать собственные творческие маршруты. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Кустодиев, прогуливаются купцы и купчихи, приказчики, половые, военные, странники. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать.
Его сопровождали жена и недавно родившийся сын.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Верный друг, нежная мать и хозяйка, она была женщиной необычайной душевной чистоты и удивительной доверчивости. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. «Большой русский художник – и с русской душой», – сказал о нем другой известный художник – М. В. Содержание картин перестает быть таким сложным и парадоксальным, каким оно было раньше.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Зашел с мороза прямо в шубе. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать.
Революционные перемены Б. М. На одном творческом полюсе — картины, проникнутые поэзией «Утро» изображающее жену и сына художника, «Девочка с собакой», «Японская кукла», (1904—05), живописные и графические портреты писателя А. Ремизова, артиста Ф. Шаляпина, художников И. Билибина, В. Матэ, К. Сомова, Е. Лансере, П. В ласова, И. Куликова, матери художника и других, пейзажи иллюстрации к произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, Л. Толстого, А. Островского, Н. Лескова, К. Федина, декорации и костюмы к постановкам «Горячего сердца» А. Островского, «Смерти Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина, «Левши» по Н. Лескову, ставшие классикой русской театрально-декорационной живописи, — это богатое и многогранное наследие по праву отводит Б. Кустодиеву место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века. Полностью лишенный с 1915 года движения, Кустодиев встал перед дилеммой: либо сдаться, либо путем неустанной работы, жестокой тренировки памяти, постоянного внутреннего напряжения восполнить недостаток зрительных впечатлений. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
— не просто натура, «вставленная» в холст. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически (Купчихи, темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев Красавица, 1915, Третьяковская галерея Купчиха за чаем, 1918, Русский музей). Репин сразу приметил Кустодиева: На Кустодиева, – писал он, – я возлагаю большие надежды.
С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. Для меня главное в картине — цвет. Оживает картина Кустодиева Гулянье на Волге. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать русскую провинцию такой, какой она была во времена Кустодиева и тогда станет ясно, что изображаемое художником вовсе не пригрезилось ему, оно реально существует (или недавно существовало), еще живет в памяти старожилов, в истории города. Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. 1922 Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Г. На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. И, наконец, самое главное различие.
Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках.
Репин назвал Кустодиева «богатырем русской живописи». В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». В 1911 году с диагнозом костный туберкулез он лечился в швейцарской частной клинике (неподалеку от Лозанны). В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).
И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции («Чаепитие», 1913 «Масленица», 1916 и др. ), мастер в тот же период создал «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. А те места, где художник встретил свою судьбу, стали его второй родиной. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. «Маленький человек» -- традиционный герой русской демократической литературы и искусства, «принят» художником в его творчестве как эстафета от Перова, Соломаткина, Попова, В. Маковского от Гоголя и писателей «натуральной школы» (Кокорева, Одоевского, Левитова), Салтыкова-Щедрина, А. Островского, Достоевского, но осмыслен им по-своему, принципиально отлично от его предшественников. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Кустодиева родила мужу двоих детей, сына и дочь (еще один ребенок умер в младенчестве) и была ему верной помощницей в тех тяжких испытаниях, что выпали на его долю.
Два года он занимался в общих классах, а в 1898 году был принят в мастерскую Ильи Репина. Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью.
Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. О нем и заговорили впервые, как о талантливом портретисте.
Борис Михайлович Кустодиев (см. Каждая деталь обстановки, включая фарфоровые фигурки перед зеркалом, рассказывает внимательному зрителю о немудреных вкусах хозяйки, о типическом, «мещанском» быте. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». К этому времени у них уже родился сын. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире.
Гипербола и повтор и обобщение и фантастическое сочетание возможного с невозможным. Тогда появлялась картина «Купец» — алчный, подозрительный, мелочный, с судорожно искривленной рукой скряги. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Искусство требует всей жизни. Это тяжелое время и в жизни самого живописца.
Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей.