Подчеркивая все это архитектурный стиль рококо смог оставить значительный след в истории архитектуры Европы и повлиял на дальнейшее развитие искусства и архитектуры. Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве. Постепенно термин просочился во все виды искусства, однако в большей мере стиль рококо выразился в интерьере.
Рококо Стиль рококо («причудливый», «капризный») господствовал в европейском искусстве недолго всего в течение первых трех четвертей 18 в. и представлял. Потолок в стиле рококо – это произведение искусства. Rocaille — дробленый камень, рокайль, реже рококо) – это направление в искусстве начала восемнадцатого века, весьма утонченный и наиболее востребованный в дизайне интерьеров стиль. Rocaille дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) стиль в искусстве (в основном, в дизайне.
Рококо или стиль рокайля – исторический художественный стиль, распространенный в западноевропейском искусстве второй четверти и середины XVIII в. Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий). Рококо—стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко. Появившийся в первой половине XVIII века во Франции стиль рококо справедливо таки заслужил титул самобытного явления, не имеющего прототипов в истории искусства.
прическа снова «вырастает» вверх иногда на высоту до 60 сантиметров. Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос. Оно стало украшением праздной жизни беспечной изнеженной знати. Торжество разумной закономерности.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Эрмитаж). Светлые красочные созвучия и легкие грациозные орнаменты характерны для ковров этого времени, предназначенных для украшения рокайльных интерьеров. Некоторые искусствоведы рассматривают его как выродившееся барокко, отказавшееся от монументальности.
Женщины украшали свои волосы не только лентами, драгоценными камнями и благородными металлами (Приложение Б рисунок 6), но и фруктами, овощами, птичьими клетками, кораблями (Приложение Б рисунок 7) и т. п. Хрустальные люстры дополняли впечатление праздника. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. Уделялось внимание и удобствам. по документу из РГИА). Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Шаловливые «Амуры, борющиеся за сердце» из собрания ГМИИ – типичная работа Жана Батиста Пигаля. Это было искусство, отмеченное печатью высокого мастерства изумляющее своей грацией и изяществом, однако идейно опустошенное, болезненно-хрупкое, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни как в башне из слоновой кости, оно замкнулось в узких пределах будуара и спальни.
«А mes amis», перев. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо4.
Жак Луи Давид — французский художник, художник просветительского классицизма и ампира, а также один из основоположников нового искусства — родился в 1748 г. в семье состоятельного парижского коммерсанта. Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса. В живописи Ватто, а за ним Ланкре, Буше, Фрагонар и др.
Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Изучение нового материалаIII. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. В это отношении Рококо действительно имеет общие черты с Готикой. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока.
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной и потолком с помощью падуги – плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717).
стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. вошел в моду нюхательный табак, начали использовать табакерки и табакотерки. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Меньше всего оно заботилось об интересах государства. Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Самые яркие образцы Барокко сегодня можно встретить в архитектуре Испании, Португалии, Чехии, Польши, Литве, стран, бывших португальскими и испанскими колониями, а также в России (например: Зимний дворец).
В интерьере важным теперь было не пышное и величественное, а приятное и удобное. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю – "рококо". Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушённым тонам. Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. В центре внимания оказываются внутренний мир и переживания человека. Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей.
Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски».
Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. В 1750-х гг. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности.
Но уже во второй половине XVIIIв. Чего стоят одни только названия: «Чувствительная», «Сладострастная» и т. д. Происходил из среды ремесленников. Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения.
«Настолько же, насколько мы упали в стиле величественного, настолько мы прогрессировали в стиле легкомысленного и фривольного» – с горечью замечает в своих мемуарах маркиз дАржансон (R. L. Рождение рококо относится к 20-м годам XVIII века. Однако происхождение термина связано не со словом «раковина», а со словом «грот, камень, скала».
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Это и есть взаимосвязь внешнего и внутреннего, соответствие имиджа стилю, а стиля имиджу. На карманах— огромные клапаны. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Своего наиболее полного выражения он достиг во Франции, где последний век «старого порядка» был в то же время веком пышного цветения аристократического искусства, вызывавшего восхищение и подражание дворянской Европы. Cпряжение модальных глаголов в простом прошедшем времениI.
Эстетика Барокко с его пристрастием к грандиозности, с его теорией аффектов (в музыке это проявилось в пристрастии к долгому пребыванию в каком-то одном настроении), уступила место прихотливому выражению смены психических состояний. Доходило до того, что женщину в гриме мог не узнать собственный муж. 1745-1747 гг. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Под него надевали камзол. И творцы и те, кому была адресована эта музыка избегали серьезности. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко.
Музы это легкокрылые пчелы их вкус переменчив, он бежит длинных произведений и едва сорвав цветок одной какой-нибудь темы, перелетает к следующему предмету». На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Ещё одна черта века Рококо: академическое искусство не уступает своих позиций. Идеи государства, феодального коллектива рассеиваются, как дым. Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается.
Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества. К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Популярным становится стиль, который может возвысить. (иллюстрации см. Этот тезис возвращает нас к связи стиля Рококо с эстетикой садово – паркового искусства.
Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Некоторые черты стиля рококо проявились и в искусстве Чехии 1740 – 1750-х гг. Однако стремление к искусству более интимному, рассчитанному на украшение досугов чуткого к «изящному» и обладающего «изысканным вкусом» частного человека, определило создание стиля живописи более дифференцированного в оттенках настроения, в тонкостях сюжетного, композиционного, колористического и ритмического решения.
Французский скульптор. rocaille – раковина изделие из ракушек) – стиль искусства и литературы, развившийся в XVIII в. в Европе на почве декаданса феодально-дворянской культуры. На ней Лепелетье изображен на траурном ложе, полуобнаженным, с зияющей раной, так, как он был представлен в действительности во время всенародного прощания.
В художественной прозе утверждается господство галантного романа, скабрезных «сказочек» и фацетий. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. К «высоким» жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Пушкина), блестяще формулирующий заветную мудрость Р. Гедонизм становится догмой. Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание. Их сюжеты -- галантные сцены и пасторали, охоты и времена года, китайские мотивы («шинуазри»). Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла).
Видным художником является Пьетро Лонги. Но самостоятельным стилем рококо вряд ли можно назвать – скорее, это своеобразный вариант позднего барокко. Родина рококо – Франция. Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Крупнейший представитель рококо во Франции— Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. Тем не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине галантного века складывается в определенную стилевую систему, от части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду.
Композиция костюма. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. Искусство рококо формировалось под большим влиянием аристократических заказчиков.
Все это привело в 1720-х гг. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек».
Рококо – стиль, основанный на детали. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
В 80-е годы очень популярным стал лорнет. Не случайно французские клавесинисты играли, по словам Куперена, «не так, как записывали свою музыку». Тем не менее живопись Грёза привлекла внимание ценителей искусства из самых разных кругов французского общества. Главным (как и в любое время) было мировоззрение. 1754, Париж, Лувр). Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо.
Среди декораторов середины 18 в. выделяются резчик Жан Верберкт (версальские интерьеры) и художник Кристоф Гюе (интерьеры замка в Шан). Стены оформляются деревянными панелями. Но декоративные произведения Буше значительно отличаются от глубоко эмоционального и одухотворенного искусства А. Ватто. Не случайно термин «рококо» возводят к слову «раковина» и «рокайль» (Приложение А рисунок1).
А кто и что остается. С 1760-х гг. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки. Рококо (фр. DArgenson, 1694–1757), печалящийся о закате «прекрасного века Людовика XIV, столь благородного и столь великого».
Абсолютизм превратился в тормоз дальнейшего развития Франции, восстановив против себя широкие круги третьего сословия дворянство (особенно аристократия) все более становилось классом-паразитом, бессмысленно расточавшим богатства страны. Если же видеть в нем барочного композитора, то можно согласиться с рекомендацией Р. Кёркпатрика объединить (по определенным, выявленным этим исследователем, принципам) сонаты в пары, наподобие популярнейшего в барочной музыке цикла Прелюдия и фуга, что придает каждой такой паре большую художественную весомость. ниспровергают авторитет основателя Академии художеств Шарля Лебрена (XVII в. ), в монументальных полотнах запечатлевавшего «героическое» величие совершенной монархии.
«осколки раковины». Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам от панно для отелей до эскизов на костюмах. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая». Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи. На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). В художественной прозе утверждается господство галантного романа, скабрезных «сказочек» и фацетий. Рококо – стиль, основанный на детали.
Термин «рококо» в ироничном смысле использовал Ж. -Ж. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. С 1759 года в Германии появляется синоним «рокайля» -«Grillenwerk» («вычурная работа»). Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Благодаря этому они выглядели юными, но лицо походило на маску.
Абсолютно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Жан Жозеф де Мондонвиль, Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Фигура женщины, алчной, но образованной, – средоточие нового стиля. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Философские темы ванитас, «суета сует», «пляски смерти», распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI-XVII вв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается.
И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной стилистики. Франция по праву считается родиной рококо. Новые веяния проникли в Академию. Культура Реформации. Ему действительно подходит всё, что он носит.
Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях. Капризная игра форм, легкость, декоративность умножают впечатление архитектурного образа. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции.
по документу из РГИА). Эпохи Просвещения и Нового времени в Европе (XVII-XIX века) подарили миру множество ярких стилей и направлений в искусстве. «Давайте петь и веселиться, Давайте жизнию играть Пусть чернь слепая суетится: Не нам безумной подражать. » восклицает Парни (стих. Со дня своего сотворения мир менялся с невероятной скоростью, а сам человек – это дитя столь изменчивого и непостоянного мира. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725 – 1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору, маркизы де Помпадур, графини Дю Барри.
Буше писал главным образом откровенно чувственные сюжеты – «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Венера с амуром», «Купание Дианы», выражавшие наслаждение жизнью и роскошью. «Le bonheur»). Под него надевали камзол.
Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. Происходит смена и трансформация литературных жанров. Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Авторы картонов для шпалер были чаще всего мастерами декоративных панно. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Безусловно, мода вносит свои коррективы в понятия гармонии и красоты.
Плавный переход сглаживает острые линии. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, – образ – существовало всегда. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в полумрак пещеры, где был небольшой фонтан, бежал ручеёк, а на стенах грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений.
Между стеной и потолком нет острого угла. Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». Наиболее популярными являются сочетания таких цветов, как белый, голубой, зеленый, желтый, розовый и, безусловно, золото.
Одним из самых известных мебельщиков этой поры был Жак Каффиери.
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Тогда, чтобы подчеркнуть красоту глаз женщины делали упор на пышные черные брови. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.
Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. «Всеобщая история искусства». В. Бродский Искусство Франции VI-XVI ВВ. Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками.
Архитектор французского Неоклассицизма Ж, -Ф. «А mes amis», перев.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). К тому же сама падуга с десюдепортами, весьма неудобного формата для живописца, усложнена множеством рокайлей. Очень скоро, уже к 1740-м гг., живопись рококо выродилась в бездумно-поверхностное искусство, выражающее вкусы и настроения верхушки обреченного на исчезновение старого мира. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Запишите полученные предложения и переведите их на русский язык. II.
На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, одним словом, всевозможная программная музыка (взамен барочным абстрактным сонатам, прелюдиям и фугам и т. д. ).
Мебель эпохи рококо очень изящна. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). А. С. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк.
Хотя в большинстве западноевропейских стран сохранялся старый порядок, в Англии постепенно зарождалась машинная индустрия, а во Франции бурное развитие экономических и классовых противоречий подготавливало почву для буржуазной революции. Имидж -- это «визитная карточка», создаваемая нами для других, то впечатление, которое мы рассчитываем вызвать у окружающих. Своего наиболее полного выражения он достиг во Франции, где последний век «старого порядка» был в то же время веком пышного цветения аристократического искусства, вызывавшего восхищение и подражание дворянской Европы.
Все это теперь кажется пресным и старомодным. Стилю Рококо 1730 – 1740-х гг. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Женский костюм. Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755 – 1770гг. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам.
Формулой культуры Рококо стал «счастливый миг». Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Ни одно войско в мире не может овладеть её крепостью. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Эстетизируется мгновение, а не жизнь. к сложению принципов рококо, то есть искусства более камерного, чем барокко.
Наиболее полно своеобразие русского барокко воплотилось в архитектуре. ниже). Это наложило отпечаток и на характер костюма.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Немецкое направление, сохраняя общие черты стиля, немного отходит от французского стремления восстать против строгой упорядоченности. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом.
в Европе на почве декаданса феодально-дворянской культуры. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В эпоху французского Рококо завершались процессы, начавшиеся в XVII в., в «Большом стиле» Людовика XIV: отрабатывались понятия этикета, вкуса Культивировались не цель, а средство искусства, не художественный образ как целое, а отдельные способы и приёмы композиции, манеры, техники выполнения. Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721).
Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. А связывает все эти «слои» личность человека, его индивидуальность.
Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. К самым ярким и заметным направлениям архитектуры (и интерьеров) того времени можно отнести четыре стиля: барокко, рококо, классицизм и ампир.
rococo, от фр. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Место героической эпопеи занимает эротическая поэма.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Прямые линии и углы, гладкость стен, строгая симметрия – все это ушло в прошлое, уступив место кругам, овалам и изгибам. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. Французский историк искусства Луи Откёр (1884- 1973) в третьем томе «Истории классической архитектуры во Франции» (1952) показал, что классическая традиция в искусстве Франции никогда не прерывалась и, в частности, стиль Рококо был связан не только с новыми орнаментальными мотивами, а с дальнейшим развитием классического стиля с преобладанием изогнутой линии и криволинейных поверхностей. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана.
Реалистичная и правдивая жанровая живопись Шардена раскрывает перед зрителем мир искренних человеческих чувств, связывающих героев его картин. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Меняются также размеры помещений. Именно с тех времен пошло выражение «соболиные» брови. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи Людовика XIV и Людовика XV, но в историю искусства Франции «стиль Людовика VX», совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715 – 1774), не отождествляют с Рококо. Bagatelle – «безделица, пустяк»). Рококо (от франц.
Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Большое значение придается мелким дополнениям (аксессуарам).
План зала – овальный, но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглублёнными зеркалами). Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. В 80-е годы очень популярным стал лорнет. Изящные костюмы аристократов, мебель с инкрустацией, посуда, фарфор, просто бытовые безделицы не только обретали причудливые формы изобретательные украшения, но и сами превращались в украшение будуара.
Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. По В. И. Далю, «образ – это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо и он связан со временем». Характерны их названия: розовый «помпадур», цвет «бедра испуганной нимфы», самон («цвета семги»), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), «гри де перль» (жемчужно – серый), первани (серо – голубоватый), планшевый (желтоватый, светло – охристый цвет). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Заметных сдвигов в покрое одежды не произошло.
Многократно отражаясь они создавали иллюзию бесконечного, театрально-зыбкого пространства. Рококо (франц. Москва 1964. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад.
Швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт использовал термин «рококо» для обозначения деструктивной стадии развития любого художественного стиля, в частности поздней Готики. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н. Пуссен.
В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
На рукавах были широкие обшлага. По причёске, рисунку на ткани или расцветке галстука, если быть внимательным, всегда можно угадать предпочитаемый стиль, А такие «мелочи», как браслет, зонт или брелок, расскажут о хозяине больше, нежели любые слова. «После нас хоть потоп. », восклицает официальный представитель этого общества. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Он вносил в нее тонкое ритмическое разнообразие путем всевозможных отклонений от строго метрической записи (это называется агогикой) использовал богатую орнаментику. Человек испытывает дискомфорт оттого, что «играет не свою роль».
Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя идиллии, грез. Основной акцент в те далекие времена женщины делали на прически. В этой связи интересна ситуация с такой замечательной фигурой как Доменико Скарлатти, ровесником Баха: он автор огромного количества клавесинных сонат (555 по каталогу Р. Кёркпатрика), большинство из которых были писаны для королевы испанской Марии Барбары в первой половине XVIII века.
Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Громко прославлены скалистый остров Цитера (в древности посвященный культу Афродиты и Адониса) и лакедемонский Книд, город в Малой Азии, некогда средоточие культа богини любви.
Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картины для известной серии «Любовь богов». Остаются стильные.
Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Женщина стала главным объектом искусства.
ниспровергают авторитет основателя Академии художеств Шарля Лебрена (XVIIв. ), в монументальных полотнах запечатлевавшего «героическое» величие совершенной монархии. Во второй половине столетия юбка сильно расширяется в стороны, ее круглая форма превращается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Отсюда исчезло все массивное, строгое и серьезное. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Полстолетия спустя художник французского Неоклассицизма Ж. – Л. Давид презрительно назвал стиль Рококо «эротическим маньеризмом», русский поэт В. Я. Брюсов – «веком суетных маркиз». Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. Размещенные по фасаду между окнами, они придают дворцу необычайно нарядный вид. Остров Цитера – неприступная цитадель богини любви Венеры. Они покрыты изящной резьбой в виде завитков, раковин и букетов, росписями изображающими китайские и пасторальные мотивы и инкрустациями. То же правило распространяется на костюм.
В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов имидж отражает социальные ожидания определенной группы». Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Гармоничный внешний образ -- своеобразный «слоёный пирог», включающий стиль одежды, причёску, макияж, силуэт и пропорции костюма, рисунок и фактуру ткани, цветовую гамму, украшения и аксессуары.
Это было искусство, отмеченное печатью высокого мастерства изумляющее своей грацией и изяществом, однако идейно опустошенное, болезненно-хрупкое, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни как в башне из слоновой кости, оно замкнулось в узких пределах будуара и спальни. Клодион (1738-1814). Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья.
К ним относятся веер, сумочка – «помпадур» для косметических мелочей, перчатки и муфта (большая – мужская и маленькая – женская). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Высокая трагедия с ее фанфарами и котурнами уступает место изящной пасторали, балету-феерии, веселым причудам итальянской комедии масок (Мариво, Монкриф (F. A. Paradis de Moncrif, 1687–1770) и др. ), тяготеющим к жанру пьесы-миниатюры. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Например, в отечественном справочном издании В. Г. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура. Ему удается убедить мать девушки в своей святости и та сама отводит к нему дочь послушать его благих поучений. В это время используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства.
На рукавах были широкие обшлага. Внутренняя же планировка изменялась. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя.
В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Фасад любого здания казался дышащим от самых неожиданных чередований выпуклостей и впадин, картушей и завитков причудливой формы, напоминающих то морские волны, то причудливо скрученные листья.
DArgenson, 1694–1757), печалящийся о закате «прекрасного века Людовика XIV, столь благородного и столь великого». Кстати, благодаря этой моде употребление китового уса возросло настолько, что в 1772 году генеральные штаты Нидерландов выделили 600 тысяч флоринов на развитие фрисландского общества китоловов. Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми). Свои статуэтки Клодион выполняет из мягкой, розоватого оттенка глины, словно вобравшей в себя тепло солнечных лучей. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века в Италии. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
История. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
Стиль отражает процессы, происходящие в жизни общества. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
1709). Обвивая обрамление зеркал, филенок, атектоничный сам по себе, такой орнамент ещё более маскирует тектонику архитектуры, которая и без того ослаблена скруглёнными углами стен и падугами. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других.
Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Герцог Орлеанский не любил официальных церемоний, многолюдных празднеств, презирал этикет, предпочитал проводить время в кругу близких друзей, знал толк в еде и выпивке. Новые типы изящной мебели, отвечающей всем обиходным надобностям и капризам, появились именно тогда и до сих пор не исчезают из репертуара современных мастеров Все, что окружало человека, при этом окрашивалось беспечным настроением, обретало легкие, светлые игривые тона.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Абсолютизм превратился в тормоз дальнейшего развития Франции, восстановив против себя широкие круги третьего сословия дворянство (особенно аристократия) все более становилось классом-паразитом, бессмысленно расточавшим богатства страны. Им создано около 300 картин и рисунков. Архитектурное пространство деструктивно, оно создаёт зыбкий образ «зеркала в зеркале», мнимость, ощущение эфемерности границ. Рокайль становится основным мотивом декора.
Рококо считает главным в жизни праздником, утонченное наслаждение и любовь. Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. Огромное значение имела интерпретация. Поэты сбрасывают с себя торжественную тогу трибуна, покидают форум, оставляют знамена Марса их чело украшено легкими гирляндами цветов, в руке у них бокал пенящегося вина или пастушеский посох, они поют праздность (molle paresse), сладострастие, дары Вакха и Цереры, прелести сельской жизни, отрешенной от забот мирской суеты.
Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Иногда вокруг талии просто укрепляли небольшие каркасики – фижмы, вытянутые в боках и сплющенные спереди и сзади. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории.
Рококо (от франц. Кроме фарфора— в моде серебро. Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». Жилые комнаты располагались согласно требованиям комфорта вдоль второго фасада, а не сообразно общей идее. Это время, когда придворные острослов изощряются во фривольности: модные ткани нежно-зеленого и нежно-желтого цветов получают почти неприличные игривые названия – «испачканный навозом», «кака дофина» (дофин – наследник престола) и т. д.
Знаменитые парикмахеры (легендарный Даже – личный куафер маркизы де Помпадур – всевластной фаворитки Людовика XV, блистательный Леонар Боляр – придворный парикмахер Марии-Антуанетты) вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев тюрбановидные чепцы, украшенные полумесяцем даже целые корабли с поднятыми парусами ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры. Предыдущий стиль в истории искусства Франции – стиль Людовика XIV – соединял элементы Классицизма и Барокко. image, от лат. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Не избежала этой участи и Россия. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Невероятной красоты фасоны, ткани, кружево, отделка, все платья отвечают самым повышенным требованиям Высокой моды (Приложение Б рисунок 5). Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720).
Они диктуют условия политики и пр. Кстати, духи, которые мы сами покупаем (не подаренные), красноречивее всего раскрывают индивидуальность -- то, как мы себя воспринимаем и какими нам хочется быть. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745).
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. «Стиль Луи XV» трактуют в качестве переходного к «стилю рокайля». Бернардо Беллотто работал также в Германии.
Недовольство французским обществом этого времени звучит в «Персидских письмах» Шарля Монтескье, в насмешках Вольтера, в обвинениях ЖанЖака Руссо. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной обработкой. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Орнаментальная направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. Спрятаны павильоны, китайские домики, уютные гроты. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. На рукавах были широкие обшлага.
Повсеместно использовался мотив раковины – это часть поверхности стены или предмета в резной раме причудливо извилистых очертаний. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Если в «Большом стиле» падуги и десюдепорты украшали тяжёлыми гирляндами и круглой скульптурой, то в век Рококо их сменил тончайший лепной и расписной орнамент. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. С этим связан и необычный изощренный эротизм новой культуры. Впоследствии стиль рококо переменился неоклассицизмом. Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Однако до середины XIX в. Слово «рококо» не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова «барокко» (которое тоже считали наименованием дурного вкуса).
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Именно соподчинённость его частей (всех «слоев пирога») и целостность образа, когда ничто не разрушает его, являются главными условиями гармонии. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Перечислять можно, черпая у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (это у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Солонские простаки», «Вздохи», «Игривая», «Радостная» (у Рамо).
Тогда появились и новые виды мебели с гнутыми ножками: канапе и шезлонг. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Другой, характерной чертой того времени была эротика. 1767). Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
Знаменитые парикмахеры (легендарный Даже – личный куафер маркизы де Помпадур – всевластной фаворитки Людовика XV, блистательный Леонар Боляр – придворный парикмахер Марии-Антуанетты) вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев тюрбановидные чепцы, украшенные полумесяцем даже целые корабли с поднятыми парусами ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры. По этой причине пудру изготавливали на основе муки, она напоминала собой белила. В качестве материала применяют натуральные ткани – шелк, бархат или батист (Приложение Б рисунок 3). Если имидж -- некая роль, то стиль -- это скорее сущность человека, его внутреннее «я».
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Идейной и эмоциональной основой – гедонизм индивидуализм, а формой выражения этой идеологии – интимные сюжеты игривая грация, «дух мелочей прелестных и воздушных», как определил эту особенность русский поэт М. А. Кузмин. Это буквально был «дом на голове».
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Оно было скорее наиболее важным и характерным стилевым направлением, занимавшим господствующее положение в искусстве ряда ведущих стран Западной и Центральной Европы в первой половине 18 столетия. В большом ходу (особенно в эпоху регентства) эпикурейские теории Сент-Эвремона (Charles de Saint-Denis, sieur de Saint-Evremond, 1613–1703), возводящего гурманство в философский принцип, видящего счастье в чувственной любви. В революционные годы мастер продолжает усердно работать в портретном жанре, причем его моделями становятся не только патриоты и революционные деятели, но и люди простого звания.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой.
Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. Гармоничный человек прежде всего цельный человек. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
Настоящим расцветом этого стиля стал XVII век. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
К ним относятся веер, сумочка – «помпадур» для косметических мелочей, перчатки и муфта (большая – мужская и маленькая – женская). «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Мода оставляет стиль, стиль одежды, ставший стилем жизни. Все, совершенно все хотели быть молодыми (вечно молодыми. ) : чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы – Испанцы и Французы. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. мелочь, безделушка). Модным словом становится bagatelle (фр. Талия стянута корсетом, сильно приподнимающим грудь, слегка приоткрытую неглубоким широким вырезом в форме каре.
Особый характер носило искусство барокко в России. Изменился заказчик картин. Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин». Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями.
Оно жаждало наслаждений и только наслаждений. Рокайль становится основным мотивом декора. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Блондель Младший употреблял слова «рокайль» в 1170-ых годах для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. В светских салонах господствовали женщины.
Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко. «Давайте петь и веселиться, Давайте жизнию играть Пусть чернь слепая суетится: Не нам безумной подражать. » восклицает Парни (стих.
«Индивидуальный стиль» и «имидж» -- разные понятия, . хотя одно без другого не существует. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи». Это искусство было камерным интимным, более тесно связанным с бытом. Paradis de Moncrif, 1687–1770) и др. ), тяготеющим к жанру пьесы-миниатюры. Хотя они могут очень сильно различаться, мы исполняем их с удовольствием. Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно.
Но вскоре он стал популярен за пределами Ватикана и Рима. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Для того, чтобы подчеркнуть свое аристократическое происхождение, «голубую» кровь, дамы нарочно выделяли вены на лице и на теле, прорисовывая их синей краской.
Пленительная и нежная «Речная нимфа» из терракоты принадлежит Клоду Мишелю Клодиону Такие грациозные, прелестные, услаждающие глаз безделушки во множестве заполняли интерьеры домов французских аристократов. В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы «эпохи маркиз». Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»).
С аффектированным равнодушием взирает человек Р. на судьбы вне его лежащего мира. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Рококо – искусство идущей к упадку аристократии, утратив драматизм и энергию «большого стиля» XVIII века, было хрупким, призывающим к наслаждению, к чувственным радостям.
предшествовал французский стиль Регентства (1715 – 1722). Имидж (англ. Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). (Свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрели более определенные формы, детали костюма уменьшились и стали более изысканными).
Постепенно форма раковины стала одним из мотивов стиля Рококо. Сюжет пьесы сводится к следующему. Место героической эпопеи занимает эротическая поэма. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники.
Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Чего стоят одни только названия: «Чувствительная», «Сладострастная» и т. д. Идеи государства, феодального коллектива рассеиваются, как дым. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Колорит картин легкий, зыбкий. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон. Появление же самого слова «рокайль» граничит с эстетикой «большого стиля» эпохи «Короля солнце» Людовика XVI. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Девизом галантного века Людовика XV стала фраза, которую приписывают фаворитке короля Маркизе де Помпадур: «После нас хоть потоп. ».
На древесном ламинате интересно смотрятся мягкие шкуры животных, что тоже является комбинацией классики и рококо. Почти всегда одночастную, в отличие от барочных четырехчастных сонат – еще одно подтверждение «миниатюризации» формы в искусстве Рококо. Общее впечатление дополняли низкие потолки.
Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Вообще же во Франции процесс преодоления барочных традиций был связан в течение первой половины века с зарождением интереса к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, хозяева которого скорее заботились об элегантной праздничности и комфорте здания, чем о его торжественной представительности. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Во всём красивом, прекрасном, гармоничном есть созидающее начало, прогресс. Нижний ряд играл роль панели.
Его влекло к декоративной живописи и театру. Флора — подлинный шедевр камерной пластики.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры. Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню.
Громко прославлены скалистый остров Цитера (в древности посвященный культу Афродиты и Адониса) и лакедемонский Книд, город в Малой Азии, некогда средоточие культа богини любви. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Родиной стиля Барокко считается Италия, а ее «отцом» знаменитый скульптор Микеланджело. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности.
К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). Пушкина), блестяще формулирующий заветную мудрость Р. Гедонизм становится догмой. «Счастлив, кто, забывая о людских химерах имеет деревню, книгу и верного друга и независимо живет под кровлей своих предков» Из своего уединения «со скорбью, но без волнения глядит он на то, как государства сталкиваются по воле монархов» И «в то время как безутешная вдова к подножию трибунала несет свои стенания, в объятиях обожаемой супруги он только от сладострастия льет свои слезы» (Леонар (Lйonard, 1744–1793), стих. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры.
Реалистично и живо повествующая о XVIII в. и людях, живших в эту эпоху, картина предвосхитила появление реалистического искусства во Франции. Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки – яркая отличительная особенность именно французской музыки Рококо – в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Вырез вокруг шеи и на груди драпируется кокетливой косыночкой (часто с бахромой). Модным словом становится bagatelle (фр.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. С аффектированным равнодушием взирает человек Р. на судьбы вне его лежащего мира. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила.
Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды. Это произведение кардинально отличается от ранней работы художника, причем отличие заключено в простоте и строгости, скульптурности в трактовке форм, композиционной уравновешенности. Для многих найти свой стиль означает найти себя, свою точку зрения и уметь выразить её.
Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Но и сама мода ничто без стилей, она лишь яркий пакет с красочными картинками. Стиль появился в конце XVI века и вначале был предназначен для оформления папских покоев. Его другом был писатель, просветитель, художественный критик, участник создания Энциклопедии или Толкового словаря наук искусств и ремесел Д. Дидро. Дома, которые сооружаются в этот период, как правило, строго классические по экстерьеру. Палитра Буше соответствует требованиям моды искусства рококо — краски на его картинах кажутся нам неестественными, не соответствующими природным оттенкам.
«Счастлив, кто, забывая о людских химерах имеет деревню, книгу и верного друга и независимо живет под кровлей своих предков» Из своего уединения «со скорбью, но без волнения глядит он на то, как государства сталкиваются по воле монархов» И «в то время как безутешная вдова к подножию трибунала несет свои стенания, в объятиях обожаемой супруги он только от сладострастия льет свои слезы» (Леонар (Lйonard, 1744–1793), стих. Большое значение придается мелким дополнениям (аксессуарам). От традиций академизма отрекаются и писатели Р. безучастно взирающие на лавры великого Корнеля. Любимыми темами художников рококо стали не сила, страсть, героика, а нежность и игра. Самые поэтические произведения Ватто – «Галантные празднества», тема, навеянная романами того времени («История кавалера Де Грие и Манон Леско» Антуана Прево) – «Праздник любви», «Общество в парке».
Замыкая круг, образуя хоровод, балансируя на пальцах одной ноги, легкие, подвижные, раскачивающиеся фигуры словно готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие. На карманах -- огромные клапаны. Как остроумно заметил С. Рейнак, «картина Каупеля на библейскую тему исполненная в громадных размерах имеет вид живописи для веера, но чрезмерно увеличенной». Подобно тому как узор в рокайльном фарфоре оставлял свободное поле «резерва», в мебели бронзовые накладки легкой гирляндой обрамляют часто ничем не украшенную поверхность, составленную из драгоценных пород дерева разных оттенков. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Центром католического мира является Рим. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры.
Опять в моде платья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций («страстей») и разделение жанров на «высокие» и «низкие». Нижний ряд играл роль панели. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Стиль рококо служил обществу, отгороженному от политических коллизий эпохи, чуждому шумной «суете» социальной жизни.
В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Светлые, полупрозрачные краски. мелочь, безделушка). Эти конструкции подчас весили больше, чем сам человек. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Это же слово встречается в «Корманном словаре изящных искусств» аббата А, Булье (1759). Влияние рококо сказалось на многих видах художественного творчества.
Основная задача макияжа в стиле рококо – чтобы женщина любого возраста выглядела не старше двадцати лет. В оформлении комнат появляются криволинейные иногда асимметричные формы. Существует предположение, что эта картина была задумана как афиша для одного из сезонов Итальянской комедии — похожие вывески сопровождали ярмарочные театры той эпохи. Его высшим стремлением стал рафинированный эстетизм, доступный немногим.
А так как в 30-е годы XVIIIв. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. Но уже во второй половине XVIII в. прическа снова «вырастает» вверх иногда на высоту до 60 сантиметров. Эрмитаж ок. Под него надевали камзол. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции.
«Le bonheur»). Их внешний вид напоминал собой фарфоровых куколок. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Стиль той эпохи носил черты хрупкости и утонченности, манерности и чувственности. Конечно же, образ женщины неполный без макияжа. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Мужской костюм стиля рококо. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). ниже).
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Мелодия, сочиненная композитором (как правило, он сам был замечательным клавесинистом), оживлялась в момент исполнения пьесы самим исполнителем. И в те время барышни активно пользовались декоративной косметикой.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Но если роль превращается в маску, скрывающую истинное лицо человека, если она не соответствует его мироощущению и целям, тогда имидж превращается в обузу. ДАржансон тонко подмечает основную тенденцию всей аристократической культуры XVIIIв. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Литература и искусство приобретают камерный интимный характер. Происходит смена и трансформация литературных жанров.
Музей изобразительных искусств им. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. imago -- «образ», «вид») означает целенаправленно формируемый образ (лица, предмета, явления), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие. «Настолько же, насколько мы упали в стиле величественного, настолько мы прогрессировали в стиле легкомысленного и фривольного» – с горечью замечает в своих мемуарах маркиз дАржансон (R. L. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
Но не стоит думать, что лучшиe художники Франции становились ее абсолютными апологетами. rocaille – декоративная раковина, черепашка, рокайль) – стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине XVIII столетия во время правления Регента Филиппа Орлеанского, дяди Людовика XV. Каждая модель вносит что – то новое и переплетается с другими стилями. Поэты сбрасывают с себя торжественную тогу трибуна, покидают форум, оставляют знамена Марса их чело украшено легкими гирляндами цветов, в руке у них бокал пенящегося вина или пастушеский посох, они поют праздность (molle paresse), сладострастие, дары Вакха и Цереры, прелести сельской жизни, отрешенной от забот мирской суеты.
Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Литература и искусство приобретают камерный интимный характер. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
«Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо. В живописи Ватто, а за ним Ланкре, Буше, Фрагонар и др. Если в эпоху Барокко и «Большого стиля» основными заказчиками были католическая церковь и королевский двор, то теперь состав любителей и ценителей пополнился новой аристократией и представителями «третьего сословия», которые желали видеть «только приятное».
Характерно в этом отношении обращение Дидро к художнику из его «Опыта о живописи». А дисгармония ведёт к разрушению. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Во французских парках «регулярного стиля», в частности в Версале, было принято устраивать потайные павильоны среди зеленых баскетов.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Музыка должна была развлекать и служить для развлечения. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. Последнее граничит с обилием привезенных с Востока тканей и фарфора.
На карманах – огромные клапаны. Отличаются модели фактурной вышивкой, сложными манжетами, знаменитыми узорами рокайль. В грамотно созданном имидже согласованы все детали -- не только внешние атрибуты (стиль одежды, причёска, аксессуары, украшения и т. д. ), но и голос, манера повеления, даже окружение работают на заданную цель. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века.
На профессиональном жаргоне резчик по кости слово «рокайль» означало: Выпуклый рисунок, рельеф. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.