Эта скульптурная группа, которую Бернини называл своим любимым произведением, является кульминацией его высочайшего скульптурного мастерства, блестящим примером барочного стиля. Культурное наследие, оставленное Джованни Бернини, сформировало и развило новое направление искусства – стиль барокко. Его работы обладают всеми чертами стиля: пространственный размах, текучесть линий, драматизм, эмоциональность, стремительность чувств. Скульптуры Бернини стали образцом барокко для многих скульпторов Италии и других стран. Сегодня мы с вами поговорили о творчестве выдающегося итальянского мастера XVII в. Лоренцо Бернини и о стиле барокко в искусстве.
Джованни Лоренцо Бернини умер в ноябре 1680-го, в возрасте 81 года, создав новый архитектурный стиль итальянского барокко и полностью преобразив весь облик столицы Италии. Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях. Выявить характерные особенности стиля барокко в Италии на примере скульптурного творчества Лоренцо Бернини. Невозможно представить себе стиль барокко без Джованни Лоренцо Бернини.
Архитектурные сооружения Бернини подчинялись тому же стилю, в котором создавались все другие работы скульптора.
Терезы»– наиболее чувственное и мистическое произведение мастера. Особенно реалистично скульптор изображает могучие руки героя с набухшими толстыми жилами. языка этого стиля.
«Камнями преткновения» стали великолепные постройки— фасад церкви Святой Агнессы Борромини ифонтан Четырех Рек Бернини. Петра «Кафедре св. В базилике хранится картина Тинторетто«Брак в Кане» (1561 год). Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака.
перспективы собора и зданий Ватикана. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Одной из его ранних работ стал величественный балдахин (киворий) собора Св. Скульптурное убранство тоже минимально.
Со временем истина была открыта. Ученик. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). С именем Б. связана рим. Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624).
Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было граничит со Святым Престолом.
Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо. Иннокентий Х был поражен неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана. драгоценнейшее наследство. С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых.
Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Эта преемственность обеспечила молодому скульптору широкую дорогу в будущее.
Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах. Между тем зад слона направлен точно на штаб-квартиру доминиканского ордена и место службы отца Джузеппе Палья, одного из основных недоброжелателей Бернини и, таким образом, скульптура якобы является своего рода последним словом в конфликте. Пожалуй, лишь, приобретающая классицистический вкус Франция не приняла его искусство.
Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Для современников он был гением, «Микеланджело нового века». и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Ученые часто придерживаются мнения, что эскизы были отклонены из-за того, что Людовик и его финансовый советник Жан-Батист Кольбер считали их слишком итальянскими и слишком в стиле барокко43.
Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Вот таким образом талант Джан Лоренцо она сочла весьма полезным. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Уничтожение заняло 11 месяцев.
А статуи, статуи стали похожи на актеров. Бернини стал предпринимателем, а за ним уже стояла маленькая армия зодчих и скульпторов. Первый этаж центрального корпуса оформлен в виде лоджии с полуколоннами дорического ордера, второй этаж — полуколоннами ионического ордера, третий — пилястрами коринфского ордера с необычными перспективными заглублениями окон. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. Все они вскоре были отвергнуты. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). В портретах-бюстах Б. сочетал психологич. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории.
За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Расположена на одном из склонов Альбанских гор. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор.
Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе. Давид выглядит идеально прекрасным юношей. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. и пространственными эффектами. В церковном зодчестве Б. (ц.
После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели. Пусть читателя не удивляет после этого тот факт, что Бернини (читай – ученики) сделал еще что-то там-то и еще кое-что в Риме.
Неожиданное зрелище для церковного алтаря.
Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Вслушайтесь в музыку.
После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой.
Ганг (Азия) держит в руке большую ветвь — символ изобилия его вод, несколько ниже — фигура лошади. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva).
Интерьеры дворца решены иначе, просторно и динамично. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Петра (1657–63): эффектно используя мощные сдвоенные колоннады обрамляющих её боковых крыльев, Б. организует пространство овальной площади (с двумя фонтанами и обелиском) и направляет движение паломников, при котором открываются разл. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Сверху помещены шар и крест, поддерживаемые четырьмя ангелами. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства.
Также в римском музее хранятся еще две знаменитые статуи Бернини «Аполлон и Дафна» (1624) (одно из самых лирических его произведений) и «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Лаврентий Римский (лат. Мягкость шелка и трепет волос, теплоту тела и шелест листьев мог передать он в нем.
Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью39. 225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим). Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона».
Скульптуру Карла I Бернини изваял в Италии с портрета работы Ван Дейка, хотя и предпочитал работать с живыми натурщиками. В 1624 году Джан Лоренцо было поручено художественное оформление интерьера собора Св. 1-я группа. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж47. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Справедливости ради отметим, что корона балдахина была закончена его ровесником и соратником (а позднее – соперником) архитектором Франческо Борромини. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение.
Несколько месяцев спустя Бернини, при спорных обстоятельствах, добился престижного заказа от Памфили на постройку фонтана Четырёх Рек на Пьяцца Навона, подведя черту под своим позором и начав новую славную главу своей жизни. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Этот великолепный фонтан расположен на главной площади Рима — пьяцца Навона.
Ему принадлежит оформление площади собора Св. А говорить о них можно очень долго. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Им были разработаны новые типы погребальных монументов, как например, парящий медальон на мемориале монахини Марии Раджи в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры.
Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Испанское барокко, — собор в Сантьяго-де-Компостела, . Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV — французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам.
Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. римское предание о Корнелии). Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)67. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств».
Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Сама фигура Нила изображена с накинутой на голову повязкой, что символизировало таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны.
Замерла жизнь на земле. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, ---«барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись. После балдахина Бернини взялся за полномасштабное украшение массивных столпов в центре собора, поддерживающих купол.
остроту образной характеристики модели с декоративной пышностью и парадной репрезентативностью (кардинал Шипионе Боргезе, 1632, галерея Боргезе, Рим Констанция Бонарелли, ок. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. В 1632 году появляется бюст Сципиона Боргезе и его реплика (галерея Боргезе).
произведения. Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился. Он замышлялся как монументальный навес над могилой Св. Еще говорят, что если искупаешься в фонтане «Треви», то навсегда останешься молодым и красивым.
За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте.
Петра. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы».
Папа был личным другом Павла V и хорошо знал Бернини. Петра» (1656—1665). Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». Петра в Риме.
Дворец имеет сложный план, но главный фасад выстроен симметрично, по «французской схеме», восходящей к традициям двора — курдонера и боковых корпусов. Св. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. Годы ее создания – 1656-1665. И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее.
Высокая фасадная стена «прикрывает» основной объем сооружения. Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене. Давид, царь Израильско-Иудейского государства, правил около сорока лет (конец XI в. — ок. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Вслед за ними Бернини создает своего Давида (1623 — 1624). ) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Для скульпторов XVI-ХVII вв. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. К наиболее значит. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)63. «Барокко (от итал. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности». Джованни Лоренцо Бернини прожил долгую жизнь и заслужил все мыслимые почести.
Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия. Петра (1657–66) в алтарной нише собора. Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие преуспели.
Все они вскоре были отвергнуты. В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Интерес к Бернини вновь вырос. Существует поверье, что фонтан обладает магической силой исполнения желаний. Созерцать его нас заставил Бернини. Тем же, кто пребывает в плену иллюзий, Бернини подарил ощущение реальности происходящего.
Ученики. Учитель. При жизни он пользовался колоссальным успехом.
Александр VII, став папой, начал реализовывать свой амбициозный план превращения Рима в мировую столицу путем городского благоустройства. Его «следы» в Риме XVII века — повсюду. До этого его можно было лицезреть. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела.
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли.
Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Фасад украшен скульптурами архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии (над центральным фронтоном). Колонны и арки церкви были расположены архитектором таким образом, чтобы привлекать взгляд зрителя к часовням и другим деталям архитектуры здания, как будто это было здание театра. Вход в собор оформлен в виде триумфальной арки. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность.
Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. Как театральный декоратор Б. участвовал в постановках в театре Барберини, также в собств.
Барокко — это театр. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Это было неизбежно, но великий мастер остался генератором новых идей.
В боковых секторах находятся фонтаны. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура.
Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св.
В 1615 году Бернини создает скульптурную группу Амальтея с фигурами юного Зевса и сатира (слева) по мотивам древнегреческой мифологии. Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини. Он видит изменчивость, многогранность, динамичность мира.
Но окончательный вариант отличается от первоначального, так как измененный проект балдахина собора привел к изменениям скульптуры Лонгина. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. Таким образом талант скульптора вырвался на новые рубежи – на площади, базилики и фонтаны города.
Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св. В самом деле, после всех трудов Бернини в соборе на протяжении нескольких десятилетий именно ему принадлежит львиная доля ответственности за производимое собором эмоциональное и эстетическое воздействие. Последней крупной работой мастера, законченной до его смерти, стала гробница папы Александра VII в соборе Святого Петра. Популярная легенда гласит, что при внимательном наблюдении можно заметить, что слон улыбается, хвост отодвинут в сторону, а мышцы задних ног напряжены, словно он собрался испражниться.
Петра. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. «Давид» Бернини еще один пример этого. Во время гонений Валерианом в 258 году многие священники и епископы были казнены, а христиане-сенаторы или члены знатных семейств лишались имущества и изгонялись из города. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. В портрете кардинала Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) он воссоздал многогранный образ самоуверенного, надменного, умного и властолюбивого человека.
Находится в римской Галерее Боргезе. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Дом в вилле Боргезе (ныне – галерея Боргезе, главный музей Рима) превратился в культурный центр Рима – уважаемая публика, политики, будущие кардиналы и папы были частыми гостями этой тусовки власть имущих, а мастера тут же получали дорогие заказы. Для архитектуры барокко (Л. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов).
Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой. Через два месяца появились трещины. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). Этот шедевр Бернини, созданный в 1656-1663 гг., является одним из его самых новаторских и успешных архитектурных проектов и его величайшим достижением. Вся его жизнь была наполнена неустанным трудом. принципы эстетики и худож. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе.
Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне. Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ». Затем следует бюст испанского кардинала Педро Монтойя (церковь Санта Мария ин Монсеррато, Рим), который стал заказчиком Проклятой души (Испанское посольство в Риме).
Долго пытался Аполлон настичь свою возлюбленную и вот, когда почти догнал ее, взмолилась Дафна о помощи. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками). Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево.
Тереза, запрокинув голову, в изнеможении откидывается назад. И в значительной степени предопределил его современный облик. Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее.
Характер его новаторских исканий ясно ощутим в страстно патетической статуе «Давид» (1623, Рим, галерея Боргезе). Баха, музыка которого великолепно передает дух XVII века.
В центре алтаря находится икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит. Боковые капеллы базилики, кроме одной (Антония Падуйского) также посвящены Деве Марии и украшены алтарными образцамиработы Тициана («Апостол Марк на троне»), Луки Джордонеи Пьетро Либери. Петра в Риме по проекту Бернини. После того, как в 1641 году первая башня была построена, на фасаде начали появляться трещины, однако, как ни странно, работы на второй башне были продолжены и был сооружён первый ярус. Стремление к ансамблевому сочетанию архитектуры и пластики проявилось в лучших творениях Б. -скульптора и декоратора. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями).
Нимфа Дафна рвется вперед и как бы слегка взлетает, почти отрываясь от земли. Первый биограф мастера Филиппо Бальдинуччи писал, что благодаря ему «куски мрамора обладают дыханием и даром речи». Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Однако вскоре всё испортилось. 43 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием.
Душевное движение передано с невиданной ранее убедительностью. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Называется она Экстаз св. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Он состоит из подлинного египетского обелиска (памятник привезен в Рим еще в античные времена), водруженного на грот. Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой.
Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. Петра», еще выше клубятся облака и движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами, а в центре всего этого космического по мощи всплеска материи — реальный свет в круглом окне собора, уравновешивающий и собирающий всю композицию. Согласно ранним биографам, Бернини закончил, по крайней мере, 150 холстов, большинство из них в период 1620-30 гг., однако лишь порядка 35-40 сохранившихся картин может быть уверенно отнесено к его работам. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Противостояние вылилось вовзаимные упреки иподозрения.
«Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».
Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. Тем не менее, гости Рима должны помнить (а гиды – напоминать), что барокко в Риме – плод неимоверных усилий и личных разочарований сотен талантов разного калибра. «Давид» Донателло (1430–1432 бронза Флоренция, Музей Барджелло) — первое изображение обнаженного мужского тела в эпоху Возрождения, созданное, несомненно, под влиянием античных скульптур.
Его мастерство в обработке мрамора затмило других скульпторов его поколения, в том числе его соперников, Франсуа Дюкенуа и Алессандро Альгарди и сделало его достойным преемником Микеланджело. пластика крупных тектонич. А когда его пытались оторвать от скульптур, он говорил: «Оставьте меня, я влюблен».
В 1930-е гг. Его«Аллегория Божественного Провидения» (1638—1639) —барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Бернини бросил вызов камню и победил. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». Учитель.
Ступенчатый спиралеобразныйфонарь над куполом церкви богато украшен и несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару. Свое первое творение — маленькую детскую головку из мрамора — Лоренцо сделал в восемь лет. архит. Столицей нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать «главным режиссером» этого великолепного спектакля.
Он выступил против Голиафа только с пращой, которой, бывало, отгонял волков от стада. Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, он также архитектор. Это будет стоить подешевле — 100 евро. В этом скульптор наследует традиции античной пластики, когда героев изображали обнаженными, подчеркивая их телесную красоту.
Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини. Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов.
Другие проекты постигла та же судьба45. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Эта ажурная конструкция, увенчанна золотистым шаром и крестом. «Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле божественного провидения и для славы Рима», — так отзывался о нем один из его могущественных заказчиков Папа Урбана VIII.
С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя. Многоярусное использование колонн создаёт у зрителя ощущение взмывания ввысь. Эффектно и красиво решено завершение, в виде сочетания вкомпонованных друг в друга дугообразных и треугольных фронтонов. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.
Насколько достоверно это событие, сложно судить, но то, что от постоянного соперничества двух маститых зодчих выиграл Рим- это бесспорно. Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало.
Спрашивала подруг, но никто не видел её. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии». Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было граничит со Святым Престолом.
Место перед статуей становится частью концепции. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Другие проекты постигла та же судьба. В искусстве Бернини этого периода выражены в полной мере идеи контрреформации, питавшие все европейское барокко и, в частности итальянское.
В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Герой приготовился с помощью пращи метнуть камень в своего врага. проектам и архит. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Это повышало декоративный эффект.
природе иск-ва барокко. С наибольшей силой грандиозность и живописность барочного видения выражены в предназначенной для римского собора св. Ранние статуи с виллы Боргезе, как, например и Вакханалия (1616 — 1617) из музея Метрополитен, еще хранят воспоминания о ясности и чистоте линий Ренессанса. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века). Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Среди живописных работ– «Автопортрет» (Уффици, Флоренция). Воплощение этой идеи доверили Бернини.
Эта точка зрения разделяется и другими учёными. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Впрочем, Франко Мормандо отмечает, что это всего лишь одна из многочисленных легенд вокруг Бернини и решительно отвергает саму возможность реальных оснований под ней60.
Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Однако окончательно репутация Бернини утвердилась после четырёх шедевров, созданных в период 1619-25 гг. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Библейскому герою скульптор дал свое лицо.
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Скульптурное убранство тоже минимально. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры». Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике. имитации блеска и мягкости кожных покровов, разной фактуры тканей, лёгкой подвижности драпировок используя множественность точек зрения, добивается впечатления напряжённого или стремительного движения («Аполлон и Дафна», 1622–25, галерея Боргезе, Рим). В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера.
Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Эти качества Б. проявились в сооружении парадной лестницы (Скала-Реджа) в Ватикане (1663–1666), в ансамбле Капеллы Корнаро в ц. Санта-Мария-делла-Виттория в Риме (1647–52), алтарную нишу которой занимает «Экстаз св. Это знаменитый «Бранденбургский концерт» И. С. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Так, на площади св. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Обелискперенесен сюда из цирка Максенция.
Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози.
Папа Иннокентий Х, когда средства наобустройство столь любимой имплощади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог— нафонтаны, начто получил ответ отжителей Рима: «Pane, pane, non fontane. » (Хлеба, хлеба, анефонтанов. ). Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. традиция создания скульптурных фонтанов как важнейшего градостроит.
Он предложил реалистам сказочно утонченную иллюзию. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Давид Микеланджело — это прежде всего герой.
элемента, формирующего ансамбль площади, – фонтаны Тритона на Пьяцца Барберини (1642–43) и Четырёх рек на Пьяцца Навона (1648–51). Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены.
Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную -- трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже). По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26.
1635, Нац. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме.
Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Архитектура барокко — пышные декорации. Годы их создания – 1619-1625. Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело в довольно аскетическом виде. Церковь увенчана высоким барабаном имеющим сложную выпукло-вогнутую форму. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа изображающая экстаз испанской монахини Терезы Авильской33. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью.
Церковь Сант-Иво алла Сапиенца—католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVIIвека. Церковь была заложена ещё в начале XIV века как часовня римского университета Ла Сапиенца. Франческо Борромини приступил к сооружению современной церкви в 1642 г. Предполагают, что в основе шестиугольной формы лежитформа пчелиных сот, поскольку пчела (символ божественной мудрости)— геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII (1568-1644г. г. ). Начало строительства церкви относится ко времени его правления. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. В создании дворца в 1627-1633гг.
В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Декоративный талант Б. проявился в его любви к разнообразию материалов и форм, к их живописному сочетанию. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. В творчестве Бернини живопись становится одним из приемов скульптуры, а последняя – частью архитектурного сооружения.
Затем Давид отсек ему голову. Но на Давида стоит обратить особое внимание не только вот таким образом.
Увидев, что их силач повержен, филистимляне обратились в бегство. От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ). Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ».
Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Вероятно, первоначальные познания он получил от своего отца, тоже художника, а потом занимался в студии флорентийского художника Чиголи.
Он создал из камня, бронзы и мрамора лучший театр в мире со множеством подмостков. Борромини представил все улики против Бернини. Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее. Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви. Он является автором множества портретов.
В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Бюст Карла I был утрачен при пожаре в Уайтхолле в 1698 году и теперь известен только по рисункам и копиям, а изображение Генриетты так и не было создано из-за начала Английской революции2829. Центральное место на площади занимает знаменитый фонтан Четырех рек гениального Бернини.
Для этого нужно, стоя спиной к фонтану, бросить в него монетку. После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Балдахин Святого Петра был центральным элементом его амбициозного плана по украшению недавно законченного, но ещё не декорированного собора Святого Петра.
Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции.
«Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим. толковый словарь).
Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Петра (1624–33), осеняющий гробницу ап. В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие.
Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Художник вернул себе славу. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Услыхала крик Прозерпины Деметра.
В нижней части фонтана размещены четыре мужские фигуры. Трещины увеличивались. Laurentius – «увенчанный лавром» ок.
Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини.
Церковная идея находит здесь свою конкретную, убедительную чувственную оболочку в пышном зрелище, которое захватывает зрителя своей необычностью. Все они вскоре были отвергнуты.
А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Папа принял решение уничтожить башни.
Фонтан Четырёх рек (1648—1651 гг. ) — мрамор и травертин, пьяцца Навона, Рим В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. История Аполлона и Дафны — история нимфы отвергшей любовь бога. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины.
Алтарная ниша богато декорирована. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини.
Талант его проявился довольно рано: уже в возрасте 8 лет, когда он сопровождал своего отца в Рим, на него обратили внимание художник Аннибале Карраччи и папа Павел V. В дальнейшем ему покровительствовал богатый и могущественный кардинал Боргезе. Первые работы Бернини были созданы им в подражание классической скульптуре Древней Греции и Рима. 1-й ученик.
Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 в Неаполе в семье известного скульптора Пьетро Бернини и был седьмым из его 13 детей.
Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, (Версальский парк). Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Петра в Риме). У церкви углы срезаны и возле них расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда название— алле Куатро Фонтане. Проект площади Святого Петра перед собором работы Бернини стал одним из его самых успешных и новаторских проектов.
Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Однако вскоре всё испортилось. Самого Бернини искусству ваяния обучал отец, но очень быстро ученик превзошел учителя.
Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных). Крупнейший мастер барокко, Б. наиболее последовательно выразил осн. Петра для римского собора св. По-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигает натуралистич.
Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. По счастливому стечению обстоятельств племянник папы являлся поклонником изобразительного искусства и страстным коллекционером: он всеми правдами и неправдами добивался обогащения своей коллекции античного и современного искусства. Именно с ее помощью храбрец поразил великана так, что камень вонзился в его лоб и тот упал на землю. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. В 1629 году Бернини был назначен главным архитектором этого собора, над которым трудилось не одно поколение выдающихся творцов, среди которых Браманте, Рафаэль, Микеланжело. Джан Лоренцо продолжает совершенствовать технику скульптурного портрета. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс.
Другие проекты постигла та же судьба46. Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре.
Наша справка. Барокко (итал. Сант-Андреа-аль-Квиринале, 1653–58) выразит.
Феодальные отношения сменяются капиталистическими, растет производство, развиваются науки. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини57. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Учитель. произведениям принадлежит ансамбль пл. И мы как бы присутствует в этот момент волшебного превращения. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора.
Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления.
театре, для которого сочинял комедии. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. Его градостроит. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)45.
Вагоссо — причудливый, странный) — один из главенствующих художественных стилей конца XVI — середины XVIII века. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. В 1665 году папа Александр VII, обнаружив в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва древнеегипетский обелиск, решил установить его перед церковью на площади Минервы и поручил работу Бернини.
После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св.
Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана.
элементов архит. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.
Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. игра контрастных пластич. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Бернини сильно переживал и перестал есть. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.
Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. форм, сочетание скульптуры и тектонич. Затем он прославился своим проектом главного алтаря в соборе Св. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила.
Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника. Иннокентий X стал дружить с ним. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини.
По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Живопись становится в его творчестве одним из художественных приемов скульптуры, а сама скульптура — частью архитектурного сооружения, которое, в свою очередь, включается в бесконечность окружающего пространства. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных.
Донателло изображает своего бронзового героя только что совершившим подвиг. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Тереза не видит ангела, но ощущает его присутствие всем существом. На его голове — шляпа.
композициям свойственны пространственный размах, выразит. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре). Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Давид абсолютно обнажен.
Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери.
А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Видимо, этот намек на то, что Давид был пастухом. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк).
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Вся поза выражает конечный итог действия — борьба закончилась. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср.
Здесь находится еще — бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619). Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно».
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Для решения стоявших перед ним многообразных задач Бернини как будто недоставало природных свойств материала и выразительных средств скульптуры. Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы.
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини. Людовики Альбертони (мрамор, 1671–75 капелла Альтьери ц. Сан-Франческо-а-Рипа в Риме). Согласно ранним биографам, Бернини закончил, по крайней мере, 150 холстов, большинство из них в период 1620-30 гг., однако лишь порядка 35-40 сохранившихся картин может быть уверенно отнесено к его работам. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. В них также воплощена концепция барокко. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62.
Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома.
Церковь Санта Мариа ин Кампителли. Карло Райнальди (1611-1691)Одна из самых яркихбарочных церквей Рима. 950 до н. э. ). Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. Он родился в иудейском городе Вифлееме.
«Давид» Бернини еще один пример этого. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи. Один из самых знаменитых фонтанов Рима. Современники его были поражены ощущением живой плоти и необыкновенной иллюзией жизненности, присущими его скульптуре.
Город Ромула и Цезаря получил второе дыхание в XVII веке. Терезы.
Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Взлохмаченные волосы Плутона, податливая плоть Прозерпины, листья, начинающие покрывать Дафну, — всё это демонстрирует, с каким восторгом и точностью Бернини переносил реальные формы в мрамор.
Дунай (Европа) будто любуется обелиском, рядом с ним — пьющий воду лев. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени.
Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. Главная лестница Ватикана, Скала Реджа известная также, как «Королевская», является ещё одной выдающейся постройкой итальянского архитектора Лоренцо Бернини. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16.
Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Их судьбы, амбиции, демонстрации таланта переплелись в жесткой конкурентной борьбе, что стало не только стимулом для утверждения стиля барокко, но также поводом для многочисленных сплетен и кривотолков. 3-я группа. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Петра (1624-1633), созданным совместоно Франческо Борромини, расположенного в центре огромного внутреннего пространства собора, под куполом, созданным Микеланджело.
В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Полуоглянувшись, Дафна видит приближающегося к ней Аполлона, отчаянно вскрикивает. Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма.
Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Давид был любимым героем скульпторов Возрождения. Скульптурное убранство тоже минимально.
Они восседают или полулежат и олицетворяют великие реки земного шара: Нил, Ганг, Дунай и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. На другой высечено имя Урбана VIII. слева).
Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. В этих словах — безусловное признание талантов Бернини.
Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Камень становился воском в его руках. В соборе святого Петра находятся виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини — алтарная кафедра апостола Петра (1657—1666) с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой и масштабностью. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. В июле 1641 года он представил свою первую башню.
выполнил Пьетро да Кортона. Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств».
Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. Гибель грозила всему людскому роду. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. Росписи «Большого зала» в 1633—1639 гг.
Возник в Италии, позже распространился в других странах Европы и Латинской Америке. Рио-де-ла-Плата (Америка) изображена в виде мавра, рядом с которым видно некоторое количество монет, чтобы показать богатые залежи металлов в тех краях. На вилле Боргезе скульптуры были расставлены так, чтобы первый взгляд зрителя пришёлся на наиболее драматичный момент. Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания.
Площадь является ярким примером барочной организации городского пространства. Микеланджело избрал для своего Давида совсем другую ситуацию: вместо исхода борьбы — ее начало.
Наше путешествие с целью поиска следов Бернини в Риме заканчивается на площади около фонтана «Треви», который был выполнен много позже смерти Бернини по его проектам. В 1568 г. папа св. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра.