В презентации представлена картина художника Врубеля Незнакомка, а также отрывки из стихотворения Блока.
Но, несмотря на то, что эта плесень проникла, дальше Блок говорит: «Но надо», – вот это очень важное слово «надо». 5. Стучу в ворота» В этом стихотворении по дороге, покряхтывая, дроги везут балаган. Он прошептал: Поет. На экскурсиях я познакомился с художниками-символистами и экскурсовод приводила в пример стихи Блока. Но вернёмся к Демону.
Блок сблизил творчество Врубеля с тем этапом своего творческого пути, который он назвал «антитезой» изменением облика»: «Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак. Монах говорит, что увидел над домом Германа большие белые крылья и «подумал, что здесь — Фаина». Что случилось с гордым, сильным мятежным Демоном. Предчувствуя встречу с ней ища этой встречи, он как бы сам создал, выдумал ее, подобно своей Незнакомке.
Таким образом, финал поэмы может быть понят и так: святочный карнавал, впереди которого фигура Христа несомая и эти красногвардейцы, которые, с одной стороны, Христа проклинают и проклинают религию и являются почти разбойниками, почти бандитами: «На спину б надо бубновый туз. », – мы знаем, что бубновые тузы вешали уголовникам на спину, чтобы в них можно было стрелять, если они побегут. Мы встревожились ибо была полнейшая тишина. «Взаимосвязь искусств» определяет связи (культурные, пространственные, пластические, колористические, семиотические и т. п. ) видов искусств. сколько у нас красоты на Руси. И вот теперь в этот тайник души проникает плесень. Врубель как-то неожиданно остеклился: Да, конечно, он, демон, поет.
«Пересоздание жизни» – главное направление культурологической программы эпохи. Когда все это происходит, неясно: во времена ли художника или столетия назад. Письмо заканчивается сердечным признанием в любви к родине: «.
Для Блока Он – первый лирик, а потому – «Человек» поэт объединяет себя с ним: «Умеющий услышать и, услыхав, погибающий, — он с нами. "Быть верным духу музыки" – блоковская формула. Мы замолчали.
Похожа ли она на пушкинскую царевну – лебедь. Спросили его, в чем дело. Не принимать же во внимание аргументы вроде излюбленного живописцем Врубелем «иудейского типажа», что вынудило бы причислить к евреям бесчисленное количество мастеров, включая всех иконописцев. – Он поет, как прекрасно.
Снизу ползет синий сумрак ночи и медлит затоплять золото и перламутр. Сказать трудно, но именно в это время поэту необходима музыка, особенно в период революции, чтобы понять искания народа, его «мятежный дух» и здесь нельзя не обратиться к музыке Скрябина, хотя в записях Блока это имя почти, не встречается, но они предчувствовали приближение грандиозных невиданных перемен и передавали в своем творчестве, страстном, напряженно-эмоциональном. В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку».
С одной стороны, понято, что вспоминаются двенадцать апостолов Христа. Все, что написано Блоком, о России, созвучно с музыкальными образами. Блок всегда стремился сблизить, слить «мечту» и «существенность». «Демон» 1916 года – своеобразный вариант концовки поэмы, показывающий нежелание Блока, чтобы его Демон был побежден.
В пьесе рассказана и предыстория Фаины. И здесь же Блок вспоминает свою Фаину — заложенную в натуре ее исконную цельность, страсть, в которой готова она идти до конца («раскольница») и вместе ощущение невоплотимости ее страсти («демоническое»).
4. Впрочем, в странности их отношений Волохова была повинна несравненно меньше, чем Блок. И вот это вот – то ли разбойники, то ли апостолы – тоже оказывается важным. Это символ соединения души с небом, с богом.
Высказывание Врубеля о Демоне: «Демон – Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том Дух властный и величавый», — по всеобщему мнению искусствоведов, нельзя отнести к «Демону поверженному», но, кажется, Блок не был с ними согласен. У Врубеля – тревожная, уходящая вдаль, мятежная, несветлая. Как монахиня, была она в черном платке и только глаза сияли из-под платка. Венец «антитезы» для Блока – «Незнакомка». Возможно, она как раз и иллюстрирует его извечную духовную нестойкость, заложенную в нем изначально опасность «метафизических» подмен.
Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце». Однажды, кто-то заставший художника за работой, увидел голову неслыханной красоты. Круглый водоем продолжается закруглением складок платья девушки. Прежде всего, отмечает Владимир Николаевич Альфонсов, «сходство Врубеля и Блока отрывается в глубинах их творческого мироощущения». В «Демоне» для Врубеля важно дать символ-метафору, которая могла бы выразить сложность мироощущения человека в реальном мире. Мы знаем, что основной материал живописи — цвет, а литературы — слово. Его волнует современная Россия, годы реакции, годы ее оцепенения.
Тех миров, которые видели они, мы не видим и это заставляет нас произнести бедное, невыразительное слово: «гениальность». Еще при жизни поэта оно стало легендой. М. А. Часто бывает, что особо схожие по внутреннему содержанию люди между собой не встречаются.
Гибель художника побудила Блока глубоко почувствовать эту близость. Мы замолчали. Как вы понимаете. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля.
Известно об этом Врубеле немного. Мы начали разговор с очень короткого сопоставления Блока и Пушкина. При этом и в этом своеобразие Блока, он начал сразу с очень высокой ноты. Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно-символический образ, прекрасный и загадочный, которую особенно любил А. Блок.
Художественный универсализм творческой личности. Его «Одиночество» или «На горах» годятся как иллюстрация к блоковскому рассказу о стоящей над обрывом тоскующей девушке с вещей душой. И золото горит, не сгорая.
Но и «Демона поверженного» он характеризует словами Лермонтова: ««И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля». Нетрудно заметить, что холмы по бокам картины (слева — желто-зеленый, а справа — желто-красный) придают ей глубину, они немного похожи на боковые стенки театральной сцены, которые, сближаясь, дают возможность зрителю увидеть всю глубину пространства. К Азии или, лучше сказать, к Востоку тянулся и Врубель. Снизу ползет синий сумрак ночи и медлит затоплять золото и перламутр.
В. С. Соловьёв так охарактеризовал изменения в блоковской лирике этого периода: «Белые краски исчезали с его палитры, заменялись розовыми, чтобы погаснуть в чёрно-фиолетовых сплавах, в диком врубелевском колорите». При этом он спешно махнул рукой, как бы прося не мешать. А. Блок, подобно Врубелю, вслушиваясь в «музыку цельного человека», смог услышать ее в национальной стихии. Но Блока интересовала не только история его страны, любимой им России. «Тайная свобода» – не государство, не построение нового бесклассового общества, а тайная свобода, которую должен в себе нести поэт, должен нести в себе художник. А если не было бы «Демона» Врубеля, возможно, не было бы и "Демона" Блока.
Из траурной речи поэта родилась статья «Памяти Врубеля». Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети. И эта идея была чрезвычайно актуальна для Блока и для его первой книги. Такой культурный человек». Этим рассказом Германа и начинается пьеса.
«Прекрасная дама» раннего Блока была пронизана золотом и лазурью. И над попом, скажем, кстати, тоже типичным персонажем народного кукольного театра, Блок тоже издевается: «Что нынче невеселый, / Товарищ поп. », — говорит Блок. Но талант его был прозорливее, чем он сам. Первый раз Блок пришел с просьбою сделать ему для его книги фронтиспис Италия.
«Тащитесь траурные клячи», – пишет Блок и далее: «Чтобы от истины ходячей». Это с одной стороны. Цветовым слухом обладали многие композиторы: Вагнер, Дебюсси, Римский-Корсаков, Асафьев. Вот, может быть, стоит этим как раз и закончить. Она затронута Врубелем в его письмах.
Блок сблизил творчество Врубеля с тем этапом своего творческого пути, который он назвал «антитезой» изменением облика» : «Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов – у Врубеля). Так, Врубель не встречался с Блоком — просто они совершали земной путь каждый по своей тропе. Инок приносит весть о Фаине. Также мы можем видеть на этой картине еще один символ – столб света. Упоминаний о первых двух у Блока не встречается, кроме одной фразы и то сказанной о «поверженном», так что возможно только предположение, что речь идёт о «Демоне сидящем»: «У Падшего уже нет тела, — но оно было когда-то, чудовищно-прекрасное».
Итак, Врубель предчувствовал неотвратимость перелома в жизни России, «всю общественную психологию» времени. Оба они были особенные. Часто говорили полунамеками, полусловами и понимали друг друга.
Ведь здесь жизнь моя или смерть, счастье или погибель»/Звучит стихотворение/. Взаимоотношения Блока с изобразительным искусством полны парадоксальности. Наиболее характерны они для творческих направлений романтизма импрессионизма, символизма. заменили медленный рисунок быстрым словом но — ослепли.
Бекетова говорит, что рисунки племянника «не имеют – художественной ценности». Прежде всего, отмечает В. Альфонсов, «сходство Врубеля и Блока отрывается в глубинах их творческого мироощущения». Например, на картине Борисова-Мусатова «У водоема» отчетливо виден символ – круг. Действие света и цвета освободительно.
«Незнакомка. Напомним, что одна из ключевых, важных строк этой поэмы: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь». Отличительной, можно даже сказать, чисто «блоковской» чертой является «ночная аура» его лирики.
Уже говорили о каких-то странностях, обозначавшихся в его жизни. Весь Блок – такой, от начала и до конца. Родина – это огромное, родное, дышащее существо». «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Проба на совместимость с жизнью, проба на совместимость с действительностью. Врубель, как немногие, ощущал «глубокие подземные толчки» своей эпохи, всем своим художественным существом предчувствуя «неслыханные перемены».
Блок повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Какая плесень. Но такая дерзость не проходит даром. А дальше колокольные звоны, которые в финале стихотворения возникают.
Почему я вам об этом говорю. Он упал в ущелье с тех вершин, на которые стремился. Перед революцией у Блока вышел первый сборник стихов. Конкретность и символ у него, как и у Блока, неразделимы.
На самом деле в тексте этого нету. Первый раз Блок пришел с просьбою сделать ему для его книги фронтиспис Италия. Национальная стихия. Они бродили по городским окраинам, шли по набережным вдоль каналов, поднимались на тот мост, где явилась Незнакомка — падшая с неба «звезда Мария», проходили длинную заснеженную аллею, где скрывалась, уходя, Незнакомка, заглядывали в тот кабачок, что служит местом действия «первого видения» пьесы.
Посещения оказывались всегда наедине. Демонические мотивы. Художники, как вестники древних трагедий, приходят оттуда к нам, в размеренную жизнь, с печатью безумия и рока на лице». Почему он принимает ее. Действительно, польская фамилия Врубель (по-русски — «воробей») популярна у польских евреев, особенно уроженцев Белостока и прилегающих земель.
Есть еще, кажется, одно объяснение. Гениален, быть может, тот, кто сквозь ветер расслышал целую фразу, сложил слова и записал их мы знаем не много таких записанных фраз и смысл их приблизительно однозначащ: и на горе Синае и в светлице Пречистой Девы и в мастерской великого художника раздаются слова: «Ищи Обетованную Землю». Мир победил его. "В конечном итоге, все, что писал Блок, он писал о России.
Так стояла она всю ночь напролет и смотрела в далекую Русь, будто ждала кого-то. Художники-символисты намеками, символами старались донести свои мысли о жизни человека. Художник обезумел, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли уж заменить звуков небес но ведь он написал однажды голову небывалой красоты — может быть, ту, которая не удалась Леонардо в «Тайной вечере».
А вот так он и понимает ее. Их окружает настоящий русский пейзаж. Якобы он балансировал на грани яви и фантазии. Так как сама цифра 12 она такая тоже оборачиваемая. выше).
Уже скучные песни земли не могут тогда заменить звуков небес. Это описание явно навеяно нестеровскими картинами изображающими заволжский раскольничий быт. Но талант его был прозорливее, чем он сам. У Пушкина – она светлая, дневная дева, которая становится женой, приносит счастье.
в сине-лиловую ночь вкреплено золото древнего вечера. Часто бывает, что особо схожие по внутреннему содержанию люди между собою не встречаются. В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку». Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам., наконец, его «Демон» – это символические иносказания художника-поэта, являющиеся отражением жизненно реальных переживаний.
Жизнь, соединенная с легендой, есть уже «житие»). Оба они были особенные. Был тайник души, он был неприкосновенен, в нем была Прекрасная Дама. Своими конкретными наблюдениями о художественном своеобразии «Стихов о Прекрасной Даме» подтвердите точность выводов известного исследователя творчества Блока Н. Г. Минца («Блок и русский символизм», 1980): «Эти стихи подразумевают множественное прочтение. И, собственно говоря, это то, что происходит во время революций.
Он все идет – так как «скучные песни земли» уже не могут заменить «звуков небес». Ночь и ее вариативные атрибуты: смутность, туманность, дымность и уж совсем «материальное» – шум городской суеты, кабаки, рестораны -все это до последних дней сопровождало поэта в его страстном поиске божественного идеала и поиск этот отнюдь не был спокойным и мудрым. Так, Врубель не встречался с Блоком – просто они совершали земной путь каждый по своей тропе.
Настороженность пропала. Страстная, кипучая, порой иступленная, она звала к борьбе за великое пробуждение жизни. 6. Нить жизни Врубеля мы потеряли не тогда, когда он сошел с ума, но гораздо раньше, когда он создавал мечту всей своей жизни — Демона.
Ее он сближает с Демоном. Вот страничка из «Врубелевой легенды», уже теперь довольно пространной: говорят, он переписывал голову Демона до сорока раз однажды кто-то, случайно заставший его за работой, увидал голову неслыханной красоты. Это расправа с пошлостью, это расправа с грязью, это расправа с бытом – расправа иногда очень зверскими, страшными способами. Вот страничка из "Врублевской легенды" говорят, он переписывал голову Демона около 40 раз. Философия искусства. Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно — в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов.
Сожжены какие-то твердыни классицизма и романтизма и за вопросами о форме и содержании – тупой болью и последним отчаянием – вырастает «проклятый» вопрос, посещающий людей в черные дни: «к чему. », «зачем. ». По-видимому, зажигается он не в буквальном смысле, а зажигается он на вечерней заре. Ведь этим путем могли мыслить иранские индийские и китайские мастера. Спросили: Кто поет. С другой же стороны, свой деятельностью, тем, что они делают, они прославляют Христа.
Детям приятно нарисовать все, что можно. Можно посмотреть и так. «Демон» 1910-ого года с явными ссылками на поэму Лермонтова: «с мечтой о Тамаре», «ненужные складки чадры», «Пусть скачет жених – не доскачет» но есть своеобразные ссылки и на врубелевского «Демона поверженного»: «дымно-лиловые горы», «плети изломанных рук», «навеки без сил» (ср. Не меньше трудностей представляло управление весьма склонным к дерзкой вольности почти трехтысячным войском, включавшим помимо основной массы волжских казаков-станичников отряды калмыков и ногайцев и не зря вызвавшим необходимость сменить здесь традиционно выборных казацких атаманов «наказными» — назначаемыми из высшего офицерства Кавказского корпуса. И ключевыми словами становится словосочетание «тайная свобода» – пушкинская формула, которую Блок употребляет в стихотворении «Пушкинскому дому».
В письме Станиславскому он пишет: «Стоит передо мной моя тема8 тема о России. Прусский король Фридрих ВильгельмIII плакал от обиды и вероломства «друга, брата и союзника» Александра. И здесь видна прямая связь взглядов Врубеля с эстетикой русских символистов, утверждавших «пересоздание» жизни и человека как последнюю и главную цель культуры. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Гениален, быть может, тот, кто сквозь ветер расслышал целую фразу, сложил слова и записал их мы знаем не много таких записанных фраз и смысл их приблизительно однозначащ: и на горе Синае и в светлице Пречистой Девы и в мастерской великого художника раздаются слова: «Ищи Обетованную Землю».
И оно устанавливается довольно точно. Философско-эстетические воззрения В. Соловьева и В. Иванова. «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Настороженность пропала.
Теоретически не исключено. Он отразился не только в «Снежной маске», нон в цикле «Фаина» и в драматической поэме «Песня Судьбы», героиня которой тоже носит имя Фаина. Театральный синтез. В дни прощания с художником Блок написал стихотворение «Демон», а позже создал поэму «Возмездие» – произведения, в которых звучат мотивы, близкие мистическому и трагическому пафосу врубелевского «Демона поверженного». Так как уже после того, как Блок написал поэму «Двенадцать», он написал еще два таких принципиально важных текста, на которых и оборвался его жизненный путь.
1. Но искусство ещё «чудовищный и блистательный Ад», «именно в черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные миры. Тяготение к символике, фантастическое восприятие мира составляет существо поэтики Врубеля. Воплощением соприкосновения с литературным символизмом стали «Демоны» Врубеля.
Поэзия Блока пронизана музыкальными образами: шум, звоны, свист, вихрь, оркестр, ритм. И Врубеля и Блока волнует проблема «родина – художник – человек». Не случайно даже в самом облике поэта Д. Андреев заметил эти пугающие искорки, которые мучили его душу порою до изнеможения: «Взгляните на портреты молодого Блока: прекрасное, гордое, полное обаяния, но как бы взирающее из глубины сна лицо печать какой-то неотчетливости, что-то грезящее, почти сомнамбулическое». Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. Наконец, Врубель както особенно глубоко вздохнул.
Спутница Блока невольно видела окружающее его глазами: «даль земная» и в бесконечности пылали костры ночных фонарей. в сине-лиловую ночь вкреплено золото древнего вечера. Именно таким увидел "Демона Врубеля Блок. Стиль как идеальная модель синтеза искусств.
После спектакля художник сделал акварельный набросок. Вот, собственно говоря, основные настроения второго тома. Были шумные споры, доходившие до крика были веские возражения с «классовой» точки зрения, наряду с глумлением, ехидством и истерическими выпадами была борьба логик, самолюбий, «дворянские покаяния» и «разночинская» самоуверенность, случаи образцового непонимания друг друга и, обратно, какое-то сверхпонимание, с полунамека или вовсе без слов. Не счесть голов Демона, так как не счесть «миров искусства, абсолютно не похожих на этот мир, только страшно влияющих» художник (опять, как и в другой речи, художник в очень общем смысле слова Блок обьединяет Врубеля с Лермонтовым, Гоголем, Коммиссаржевской) должен выдерживать ветер из этих миров.
Мы знаем, что собрание учредительное было собрано, большевики под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию» захватили Зимний дворец и взяли власть, а потом 6 января 1918 года это собрание было разогнано. Оснований тут чуть больше, нежели в разоблачениях Пушкина-«Пушкинда».
В воссоздании «художественной картины мира» следует выявить сущность взаимосвязи различных видов искусств. Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). И он начинает искать иные основания, другой идеал, если хотите, для себя. к зрительным восприятиям».
Она рассыпает вокруг себя звезды жемчужные. Потерян результат – и только может быть, отвалился крохотный кусочек перламутрового отблеска с какой-нибудь части лица но ведь это же могло сделать и время нам, художникам, это не важно – почти все равно ибо всего важнее лишь факт, что творческая энергия была затрачена, молния сверкнула, гений родился остальное принадлежит либо ошибке дрогнувшей руки мастера (а разве не может и у величайшего мастера дрогнуть рука. ), либо силе времени – безошибочно разрушающей. «С Врубелем я связан жизненно», – напишет Блок в 1910 году. И этот идеал он находит в творчестве Пушкина. В колорите Врубеля символизируется мироощущение художника, его мифотворчество, «сложное борение духа», чувство тайны и тревоги, разлитое в мире. Мы встревожились ибо была полнейшая тишина.
Блок показывал своей спутнице места, где происходили события его пьесы «Незнакомка» (которую он тогда только что окончил и которую Мейерхольд предполагал поставить в театре Комиссаржевской). Это в ней — врубелевское. Печальный ангел — ясный вечер остается с нами — заклинать ночь. Блока волнует судьба человека в водовороте событий. Стены там, действительно, были оклеены обоями, разрисованными кораблями с большими развевающимися флагами, а на прилавке водружена была бочка с гномом и надписью «Кружка-бокал». Так все дни и все ночи гадаем мы и мечтаем ивсе дни и все ночи налетает глухой ветер из тех миров, доносит обрывки шепотов и слов на незнакомом языке мы же так и не слышим главного.
У него она сложилась так: Кавказ, к сорока трем годам орден Святого Георгия 4-го класса «за выслугу» (25 лет в офицерской полевой службе и боевой опыт), к пятидесяти — звание генерал-майора и финальный виток — почти десяток лет в должности наказного атамана Астраханского казачьего войска. И знаешь, что стоит во главе этой красоты – форма, которая создана природой вовек и бесконечна дорога потому, что она – носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Именно в борьбе золота и синевы поэт открыл для себя нечто иное: «Падший ангел и художник – заклинатель: страшно быть с ними, увидеть небывалые миры и залечь в горах. «Пустынник», «Отшельник», «Христова невеста», «Под благовест», «На горах», «Великий постриг», «Молчание», «Мечтатели», «Вечерний звон», «Схимник», «Тихие воды», «Святая Русь», «Душа народа (На Руси)». Может быть, гениален только тот, кому удалось расслышать сквозь этот ветер целую фразу из отдельных звуков сложить слово «Вечность». Да, гениальность — но что это.
Это расправа, по Блоку. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Не думаю, что обилие цитат из Блока случайно: он, хотя по-своему, очень тонко чувствовал Врубеля (иначе как объяснить то, что искусствоведы не могут найти более точного определения картинам, чем «лиловые миры» и пользуются блоковским), а, значит, связь между ними, несомненно, есть. Он с успехом заканчивал университет, впервые поселился с женой отдельно от матери.
Голову Врубель потом уничтожил и переписал вновь. Символ веры Врубеля – «истина в красоте». Общая концепция взаимосвязи и синтеза искусств. Так как, собственно говоря, он в ней видит воплощение, если хотите, своих чаяний. Закономерность. Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов.
Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. «Царевна Греза», «Муза». И в «сказке», которую сказывает Фаине древняя старуха, оно дано уже впрямую: «Как с далекого синего моря выплывала белая лебедка с девичьим ликом.
Блока проводили дружными аплодисментами. Об ошибках и о времени пусть плачет публика, но не должны плакать мы, художники, у которых «золотой век в кармане», кому дороже то, что Венера найдена в мраморе, нежели то, что существует ее статуя. Женщина, как Афродита, рожденная из мазков, материализованных в перья, в крылья.
Дальше нам говорится о том, что в небе красное пламя — зажигается терем. / Вечер прекрасен. Это поэма о трех визионерских встречах Соловьева с душой мира в женском образе. Круг означает бесконечность жизни. Этот «демонический» колорит был навеян Блоку Врубелем.
В своих озарениях Скрябин стоит в одном ряду с Блоком и Врубелевым. с описанием Демона в «Памяти Врубеля», см. Михаил Александрович, да кто же, наконец, поет. Другой Демон, лермонтовский, тоже вызвал отклик у Блока.
Холм — второй план. Блок и говорит о том, что автор «Демона поверженного» пытался преодолеть разъединенность жизни и страсти в реальном своем существовании — посредством творчества. Жили мы в доме Кенига на пятой линии Васильевского Острова, столовая выходила во двор и стояла полная тишина. Даже и в последних своих вещах, например, в Раковине, Врубель был знатоком Востока. 8.
Во всяком случае, традиционно ссыльный Прикаспийский край — с тяжелым климатом (сорокаградусный зной летом, тридцатиградусные холода черными бесснежными зимами), унылым ландшафтом голых степей, периодическими эпидемиями то чумы, то холеры — комфортом для проживания не отличался. Случайность. В народном, крестьянском мире ищет поэт воплощение Родины. Этот мотив наложил отпечаток на раннее творчество поэта, он господствует в «Стихах о Прекрасной Даме».
Оно облегчает душу, рождает прекрасную мысль». А если не было бы «Демона» Врубеля, возможно, не было бы и «Демона» Блока. Или, скажем, еще там один герой похож на Азефа – главного провокатора эпохи и так далее. Напротив, всегда в нем ощущался какой-то безудержный и нервический надрыв. Образу Родины он придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойную красу».
/ И в угол прячет Коломбина / Лохмотья, сшитые пестро» Это строки очень выразительные. Они должны быть одновременно осознаны и как художественно точное отображение вполне «земных реальных (даже имеющих прототипов) героев их взаимоотношений, переплетений страстных эмоций и т. д. и как символическое развертывание космически универсального мифа о путях земного воплощения души мира. Пересекать границу и вообще перемещаться ему ради этого не пришлось. Тема тревоги, тревожных ритмов, нервного состояния характерны для произведений Скрябина. Наконец, Врубель как-то особенно глубоко вздохнул.
И когда гаснет золотой меч происходит смешение миров и в глухую полночь искусства художник сходит с ума и гибнет», — написано прямо о Врубеле (ср. : «его затопила ночь искусства, потом – ночь смерти» из «Памяти Врубеля»), хотя Блок имел в виду тогда художника вообще. Нетрудно заметить, что холмы по бокам картины (слева — желто-зеленый, а справа — желто-красный) придают ей глубину, они немного похожи на боковые стенки театральной сцены, которые, сближаясь, дают возможность зрителю увидеть всю глубину пространства. В том стихотворении герой подходил к воротам: «Отдых напрасен. " В 1905 г. Блока увидали на демонстрации со знаменем в руках. Незабываемо последнее посещение Врубеля, бывшее в 1905 году.
Вдруг Врубель примолк и насторожился. В 1908–1909 годах главной темой петербургских религиозно-философских собраний был вопрос об «интеллигенции и народе». Уже говорили о каких-то странностях, обозначавшихся в его жизни.
В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку». И его идея о том, что душа мира — это формула самого Соловьева — София, Премудрость, высшая, божественная, может быть воплощена в образе конкретной женщины, она самим Соловьевым была воплощена в ключевом его тексте, в его поэме 1898 года Три свидания. Михаил Александрович, да кто же, наконец, поет. «Незнакомка» выступает из глубокого, синего и лилового, сумрака.
Это и есть предчувствие Фаины. Как Блок понимает революцию в 1917-18 году. Их окружает настоящий русский пейзаж. Весь его внутренний обиход, его «миры» связаны не только со словом, но и с цветом, с определенными явлениями живописи.
Спросили его, в чем дело. «Прекрасная дама» раннего Блока была пронизана золотом и лазурью.
Это было и в биографии Блока, о чем подробно мы говорить не будем. Он все идет – так как «скучные песни земли» уже не могут заменить «звуков небес». Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова», «Богатырь», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др. ), написаны под «добрым влиянием» Н. А. Корсакова в голосе Забелы он услышал, наконец, отчетливо «интимную национальную ноту», «музыку цельного человека». Созвучие в настроении. Он знал, что мы азиаты и мудро претворял это утверждение.
Жизнь, соединенная с легендой, есть уже «житие»). 3. Определяют эти две позиции М. А. Врубель, с одной стороны и В. Э. Борисов-Мусатов и художники объединения «Голубая роза» – с другой. У детей слово подчиняется рисунку играет вторую роль.
История культуры знает немало случаев творческих объединений писателей, художников, композиторов за утверждение в литературе изобразительном искусстве и музыке одних и тех же эстетических принципов. 2. Концепции человека. Она немножко пугалась этого, разумеется. Он не считал, что те жертвы, которые были принесены, были принесены зря.
Он уходит все дальше, а мы, отстающие, теряем из виду его, теряем и нить его жизни, с тем чтобы следующие поколения, взошедшие выше нас, обрели ее, заалевшую над самой их юной, кудрявой головой. Вот страничка из «Врубелевой легенды», уже теперь довольно пространной: говорят, он переписывал голову Демона до сорока раз однажды кто-то, случайно заставший его за работой, увидал голову неслыханной красоты. Сопоставление это проведено через всю пьесу. И золото горит, не сгорая.
В самом «Демоне поверженном» Блок не видит ни детски-капризного лица, ни «деформированного тела, ни искривленного рта, ни диких и бессильно грозящих глаз» для него Он – «юноша в забытьи «Скуки», будто обессилевший от каких-то мировых объятий сломанные руки, простертые крылья» с «ясностью печальных очей, дивным светом лика, павлиньим блеском крыльев» — контраст в описаниях поразителен и не может быть объяснен лишь потемнением красок на картине. Что я имею в виду. Первый момент поэтического самосознания Блока, его начало как большого русского поэта, мы ведем от «Стихов о Прекрасной Даме».
Он с успехом заканчивал университет, впервые поселился с женой отдельно от матери. В это время им написана знаменитая «Незнакомка». На переднем плане картины две фигуры. Что происходит дальше в творчестве Блока.
Философские источники художественной антропологии. Этот «демонический» колорит был навеян Блоку Врубелем. Тем временем перед слепым взором ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. При этом он спешно махнул рукою, как бы прося не мешать. Ее облик напоминает женское лицо.
И мне стало интересно узнать о его жизни и творчестве подробнее. Незабываемо последнее посещение Врубеля, бывшее в 1905 году. Затем появляется больной инок — «точно ангел с поломанным крылом». Дело в том, что в первой главе этой поэмы, как вы помните, наверное, там на улице висит плакат «Вся власть Учредительному собранию». В письме к В. Е. Савинскому, одному из важнейших в эпистолярном наследии Врубеля, он рассуждает о серьезнейших проблемах искусства: о том, что «крылья художника – родная почва», что на чужбине можно только учиться, а не творить, о разнице между техникой и творчеством, о том, что последнее доступно лишь тому, кто способен не только видеть, но и чувствовать, что быть человеком важнее, чем художником.
Именно таким увидел «Демона» Врубеля Блок. Когда Блок прочел свою речь, а там еще не посчастливилось некоему чиновнику Кристи – был такой чиновник, который сидел тоже на сцене, когда Блок читал эту речь, это был советский чиновник, вполне милый и приятный человек – но Блок избрал такой риторический ход, риторический прием: когда его речь доходила до чиновников, которые «убили Пушкина», он смотрел на этого несчастного Кристи и Кристи весь корежился, морщился и после того, как уже все кончилось, сказал: «Ну, я не ожила от Блока. 2.
Юная Фаина, о которой повествует больной инок, опять же имеет прообразом героиню некоего произведения живописи. И нужно сказать, что и в этой статье и в этом стихотворении начинается новый Блок. – Он рассказывает «легенду» о том, что в непрерывной череде переписывания головы Демона Врубель создал «голову неслыханной красоты», но художник «впоследствии уничтожил и переписал вновь – испортил, как говорится на языке легенды этот язык принуждает свидетельствовать, что то творение, которое мы видим теперь в Третьяковской галлерее, — есть лишь слабое воспоминание о том, что было создано в какой-то потерянный и схваченный памятью лишь одного человека миг», — слова, подтверждающие мнение искусствоведа через шестьдесят лет., а взрослые писатели. Художественная теория. Спросили: Кто поет.
Почти вся музыка, вышедшая из-под пера Скрябина, "светоносна". Их предвестие, предощущение, несомненно, живет в искусстве Врубеля, становясь напряженным к концу века, живет в нем то, что Андрей Белый назвал «предгрозовым томлением», а А. Блок – «наплывом лиловых миров». Из трагической речи на похоронах родилась статья «Памяти Врубеля». Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». /"Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Она проникает и начинает разъедать его.
Выбор темы для панно «Микула Селянинович» (для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, 1896) был по самой идее абсолютно последователен и должен был дать литературно-поэтическую основу для обобщенно-монументального живописного образа русского народа – «силы земли русской». И, таким образом, мы можем увидеть другую картинку. Эти настроения они владеют в этот период – в эпоху второго тома – не только Блоком, но и его ближайшим другом-врагом, поэтическим соперником и соперником, между прочим, в любви к жене Блока одно время, Андреем Белым, который в стихах этого времени и особенно в более позднем романе «Петербург» воплотил эти же идеи.
Холм — второй план.
В небе всходит луна. Это полноправный, а зачастую и главный «герой» произведения. Мировоззрение эпохи. Птица, превратившаяся в человека. В Михайловском замке на очередной экскурсии по выставке «Сон как явь» мне удалось увидеть уникальные картины художника Врубеля, которые он писал в последние годы своей жизни.
Этот странный, легкий и вместе мучительный роман длился почти два года. Он не считал, что зря была пролита кровь. В статье «О современном состоянии русского символизма». «Лицо дневное Арлекина / Еще бледней, чем лик Пьеро.
Что такое «гений». И здесь очень важно подчеркнуть (да, мы конечно еще не исчерпали все образы этого стихотворения, но, пожалуй, на этом сейчас остановимся), важно подчеркнуть, что перед нами идеальное символистское стихотворение. Но никого не было там, только заливной луг, да чахлый кустарник, да ветер весенний». Дорога крута. Известно, что Врубель иллюстрировал «Демона» Лермонтова и, возможно, его иллюстрации (1890-91гг. ) напомнили поэту о более раннем Демоне. Дальше происходит проба того идеала, который он выработал в ранних стихах. Слово купол оно, как кажется из этого же — церковного, сакрального ряда.
При первом прочтении «Стихи о Прекрасной Даме» предстанут как собрание вполне самостоятельных, хотя и отличающихся удивительным единством эмоций и стиля лирических стихотворений, при втором — в них раскроется единое повествование, а каждое стихотворение окажется его частью, соотнесенной с целым и получающей от него глубинные смыслы». Врубель как-то неожиданно остеклился: Да, конечно, он, демон, поет. Природа в картинах Нестерова не просто пейзажный фон. Вместе с тем в поэтике Врубеля нет той туманной символики, мистики, как в живописи европейских символистов (Ф. Штука, О. Редона, А. Беклина). Гиппиус в воспоминаниях написала о Блоке очень высоко, хотя иногда и с иронией. Интересен факт, что называя количество голов Демона, Блок говорит о сорока: «переписывал голову Демона до сорока раз», — в другой речи, «О современном состоянии русского символизма», он утверждает ещё определённее: «Врубель видел сорок разных голов Демона, а в действительности их не счеть», — сорок в древнерусском языке было синонимом «много» дальше сорока не считали. Практически же, кроме «сомнительной» фамилии, никакой привязки к гипотетическим семитским праотцам не обнаружить. Трудно назвать в xx столетии другого поэта, который бы так смело сумел заглянуть в человеческую душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством социальной справедливости. Первый момент поэтического самосознания Блока, его начало как большого русского поэта, мы ведем от «Стихов о Прекрасной Даме». Перед революцией у Блока вышел первый сборник стихов.
Можно ли назвать стихи иллюстрацией к этому произведению. Музыка Бизе захватила сразу, с увертюры, налетая, как буря. Г. Ю. С другой стороны, двенадцать разбойников из народной песни, переделанной Некрасовым. Уяснить соотношение понятий «цвет и слово» помогает ранняя статья Александра Блока «Краски и слова» (1905).
Он прошептал: Поет. В чертах этой женщины черты образа, который всю жизнь мучил Врубеля, Демона. Он знал, что мы азиаты и мудро претворял это утверждение. Демон – это ангел, дерзнувший усомниться в вечности незыблемых устоев, бога и за это сброшен богом с небес. Врубель пишет Демона на последнем взлете жизни, еще не зная о последнем страшном ударе – безумии.
Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Так как это усилило эффект такой «антисоветскости» речи. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Врубель, как немногие, ощущал «глубокие подземные толчки» своей эпохи, всем своим художественным существом предчувствуя «неслыханные перемены». Потом она уступила Блоку, она стала его женой.
Невольно прославляют. «. Замечательно, что даже когда Врубель заболел и был признан неизлечимым, то Академия Художеств продолжала его ненавидеть, — настолько он был противоположен в своей сущности.
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь. Символ веры Врубеля – «истина в красоте». Плесень быта, плесень жизни, плесень разврата. Символ искусства – «вектор смысла», отсюда – многозначность художественного образа, сочетающего в себе нечто определенное, конечное и бесконечное.
С другой стороны, в образах, которые в этом маскараде мелькают, Белый все равно пытается разглядеть сакральные соловьевские образы, сакральные соловьевские мотивы отыскивает он в звучании этого «адского оркестра», который сопровождает этот карнавал. Он понимал и Византию, но именно ту Византию, в которой отобразился истинный Восток. Прообразом Фаины, героини блоковской «Песни Судьбы», несомненно была актриса Н. Н. Волохова. Состояние музыки на грани экстаза связанно с настроением 1905 года. В первом отрывке Блок говорит о неутолимой, «донжуанской» страсти, которая есть стремление к воплощению мечты.
В 1807 году Наполеон и Александр 1 на личной встрече заключили Тильзитский мир. Там кровь была, убили нескольких депутатов этого собрания, но сейчас – не об этом. М. Врубель пришел в искусство «будить ее (душу) от мелочей будничного величавыми образами» – в этом существо эстетической программы художника.
Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные. (Нельзя) Но созвучие есть. Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязанно произношу я имя: Россия.
А вот автору, наиболее тонко писавшему о Врубеле в советскую эпоху, виделось, что «масштаб дарования превышал масштаб личности», что «высшие стремления его как художника тормозились некоторыми свойствами его человеческого характера». Но Блоку «дороже то, что Венера найдена в мраморе, нежели то, что существует её статуя». Их предвестие, предощущение, несомненно, живет в искусстве Врубеля, становясь напряженным к концу века, живет в нем то, что А. Белый назвал «предгрозовым томлением», А. Блок – «наплывом лиловых миров». Что такое «гений». Несмотря на это «Надо плакать, петь идти». Он ей говорил о том, что он видит в ней эту воплощенную женственность. Стернин исследуя пути самоопределения символизма в России и касаясь философско-поэтической системы изобразительного символизма, подчеркивает, что «она, постоянно тяготела к двум противоположным позициям, к двум полюсам: к литературности образов и к столь же программной опоре на «внелитературные», точнее, внепредметные формы пластического языка и прежде всего на музыкально-ритмическую организацию картины и самозначимую – эмоциональную и семантическую – выразительность цвета».
Он поет, как прекрасно. Оба они имели свой самобытный, присущий только им стиль и способ выражения. Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов. Выводом из этого оказывается как-будто бы такая страшная строка «чтобы от истины ходячей».
На переднем плане картины две фигуры. В ту снежную, вьюжную зиму они часто подолгу бродили по вечернему Петербургу и Блок знакомил Волохову со «своим», как он говорил, городом. Мы видим зыбкие, почти неуловимые переходы от дневного к ночному, от белого к черному. В это время им написана знаменитая «Незнакомка». И многие связывают картину с безумием Врубеля.
Они поют коляды, они поют частушки, они веселятся, они одеты в маски. В апреле 1910 года, спустя несколько лет после похорон Врубеля, Блок написал матери: «Врубель мне близок жизненно». Я уже видел похожие символы.
Творчество было бы бесплодно, если бы конец творения зависел от варвара-времени или варвара-человека. Венец «антитезы» для Блока — «Незнакомка» ее он сближает с Демоном. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля.
Вдруг Врубель примолк и насторожился. «Бессменная тревога духа» Лермонтова была, несоменно, близка Блоку. Мы не ограничивались любовью к стихам и к чтению их, мы, так сказать, жили ими и в них. Каких-либо прямых «иллюстративных» повторений врубелевских образов в нем нет – поэтические представления рождаются ассоциативно, внушаются, будятся картиной, сиянием ее красок, атмосферой неясных пророчеств, предчувствия перемен.
«Цветная легенда» Не считая набросков, у Врубеля есть три картины: «Демон сидящий», «Летящий Демон» и «Демон поверженный» — можно сказать, что они составляют сюжет одной легенды. «Незнакомка» выступает из глубокого, синего и лилового, сумрака. И Блок об этом удивительно прямо, удивительно точно говорит в финальной строфе своего стихотворения: «В тайник души проникла плесень». Еще при жизни поэта оно стало легендой.
И разве не выход для писателя — понимание зрительных впечатлений, умение смотреть. M. A. Он, наоборот, был чрезвычайно радикален. Взаимосвязь и взаимовлияние искусств: литература – музыка – живопись.
"Мы дети страшных лет России, забыть не в силах нечего. Тоской по родине наполнены послания из Венеции (1885) и сестре Анне и профессору истории искусств А. В. Прахову и товарищу В. Е. Савинскому. «И даже если бы он не написал ни одной картины, он все же остался бы великим человеком, необыкновенно сложным и прекрасным», — утверждал лично знавший Врубеля его первый биограф. Врубель никогда не следует за писателем, его картины по своему хороши. Что это. В контексте данной работы «взаимосвязь» понимается как процесс сближения и связи «родственных» видов искусств – живописи и литературы, на основе общности и специфики их образно-смысловых структур, которые могут оказывать в своей совокупности комплексное эстетическое воздействие и порождать эмоционально-художественные факторы человеческого восприятия сообщать восприятию чувственную целостность и эмоциональную насыщенность. Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце».
7. И Пяст тоже написал о нем с восхищением. Хотя одновременно другой весьма авторитетный автор сделал другой вывод — «значение личности Врубеля велико не только для истории искусства, но и для истории идей». Еще при жизни поэта оно стало легендой. С мыслью о духовном брате написана работа Блока «О современном состоянии русского символизма», в которой автор проводит параллель между очередным этапом своего творческого пути (1904 – 1907) и живописью художника.
Посещения оказывались наедине. Он написал речь о Пушкине, которая называлась «О назначении поэта» и он написал стихотворение «Пушкинскому дому», которые перекликаются друг с другом, перекликаются между собой. Юная Фаина — это нестеровская «голубица»: «Высоко, над обрывом стояла статная девушка и смотрела далеко за реку. На рубеже веков, когда Врубель писал свое программное произведение – «образ сильного и возвышенного человека», ему было свойственно понимание искусства как средства пересоздания жизни. Именно врубелевские цвета выражали для Блока целый период в развитии русского символизма. Оба имели свой самобытный, присущий только им стиль и способ выражения.
Годы, о которых я рассказываю, были годами сильнейшего увлечения символизмом.