Первоначальным замыслом картины «Степан Разин» была легендарная романтическая история о том эпизоде из жизни мятежного атамана, когда он бросает за борт в набежавшую волну свою возлюбленную, персидскую княжну. Картина «Степан Разин» появилась на передвижной выставке в 1906 году. Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году.
Картина Василия Сурикова Степан Разин: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Итак, на этой картине изображена ватага Степана Разина, его боевая дружина, группа людей связанных единой целью. Маляр рассердился, отказался продолжать работу, ушел и попутно унес красные сафьяновые сапоги, специально сшитые для суриковского Степана Разина, с которых художник делал поправки в картине.
Разосланные им лазутчики успели рассеяться в понизовых областях, а некоторые проникли до самой Москвы. думаю, что паровичок будет счастлива, – пишет он брату в январе 1902 года. Пока мятежники имели успех, Донское войско держало себя нерешительно и выжидало событий.
Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина. Кагальницкий городок наполнился пришлыми людьми, жаждущими добычи.
Восставшими было взято несколько крупных городов: Самара, Астрахань, Саратов. Главными помощниками его в этих приготовлениях были немец Бутлер, капитан стоявшего под городом царского корабля «Орел» и англичанин полковник Фома Бойль. Одним из известнейших произведений великого живописца является картина «Степан Разин».
Оставляя первый на случай нужды, Разин попытался идти вторым и поплыл к Волжскому устью. С такими же речами разослал он в разные стороны своих лазутчиков для возмущения народа. Суриков требует добавить мела, маляр уверяет, что опять будет светло и сыплет сажу. Маляр составил заново краску, но перестарался — стены получились слишком светлыми.
«Скажи своему воеводе, что он дурак и трус. Всё это привело к поражению. Иосиф прослезился и сказал, что это излиялся фиал гнева Божия. Сам по себе замысел был хорош, однако картина не удалась. Суриков в том же году решил выйти из членства в Товариществе передвижных художественных выставок, списав отчасти свою неудачу с «Разиным» на упавшую популярность передвижников.
Такими же мыслями наделены и гребцы. По бескрайним волжским просторам плывет челн с атаманом и его ватагой. И это не к добру.
Сюда же вызвал из Черкасска свою жену и брата Фролку. Своею поблажкою и слабостью они именно и способствовали тому, чего опасались. Казачьи войска были опорой царей на юге страны, они участвовали во многих сражениях. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем.
22 октября эти воеводы выдержали упорный бой с более многочисленным неприятелем имевшим у себя немалое количество пушек и разгромили его. Разин отвечал обычным «не повелось» у казаков выдавать кого бы то ни было а на убеждения и угрозы посланца Прозоровского с яростью закричал, как он смел явиться с подобными речами. Он усилил караулы, осматривал и укреплял стены и валы, расставлял на них пушки и т. д. Возможно именно из-за такого приема и заочного проигрыша «с треском» своему главному «конкуренту», который даже не выставил своих работ, В. И.
Художнику казалось, что картина не так повешена, сделан слишком большой наклон. Художник и сам чувствовал неудачу своей картины, много раз переделывал Разина. Вместо того бросился на лодки и уплыл вниз по Волге.
По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Суриков заметался. Так и отряд Разина совместно с запорожскими казаками воевал против крымских татар у Перекопа. Однако став казачьим атаманом, Разин с 1667 года начинает самостоятельные походы «за зипунами», то есть за добычей- грабит суда по Волге, по берегам Каспийского моря и даже добирается до Персии. Но первое неудачное столкновение Барятинского с воровскими казаками и отступление к Тетюшам в свою очередь помогли Разинским клевретам распространить мятеж к северу и западу от Симбирска, т. е. внутри засечной черты.
Это было время, когда, по выражению Горького, «жизнь стала бедна духом и темна умом». Особенно усилились они на Волге, где издавна свирепствовали вольные казачьи шайки, которые пополнялись охотниками с Дона. Картину свою Абрам Ефимович написал в 1889 году. Но и тут казаки не изменили своим привычкам. Затем он уже стал громко объявлять, что пора идти на московских бояр. От этого живопись ему казалась жидкой по краскам. Старшего 16-летнего Разин спрашивал, где таможенные деньги, собиравшиеся с торговых людей.
В бессильной злобе своей он (по словам современного акта) несколько захваченных противников сжег в печи вместо дров. Повинившиеся жители его, между прочим, выдали кн. Разин объявил, что он идет против бояр и, богатых за бедных и простых людей. Как сложатся их непростые и противоречивые судьбы, которые уже обречены. Но в это время пришла весть о поражении Разина под Симбирском и бегстве его на низ. По этой причине, думалось ему (или ему так говорили) и картина его не пользовалась таким успехом, как прежние.
Работа Сурикова над эскизами к картине «Степан Разин», поиски образа крестьянского вождя были не только размышлением художника о судьбе народного восстания, происходившего в далеком прошлом, но и раздумьем о революционной современности. Происходят жаркие споры. Стрельцы, по-видимому, были удовлетворены и даже обещали стоять против воров Разина. Таких песен существовало множество в народе.
Известно только, что Разин взял красавицу себе в наложницы.
На картине мы видим большую ладью под парусом, которая плывет по спокойной и тихой реке. По нагорному берегу Волги князь Данила Барятинский (брат Юрия) усмирял мятежных чуваш и черемисов. 14 апреля 1671 года городок был взят и сожжен. Снова пробуем тон клеевых красок. Но об этом случае нет ни слова в русских источниках. Наиболее энергичные бежали в казаки на Дон, который не выдавал беглецов.
Долгорукову как вожаков мятежа попа Савву и старицу-колдунью Алену. Однако он не порвал совсем с Товариществом и числился в его списках.
Самого Степана Разина Суриков писал с Ивана Савенкова — учёного из Красноярска. Львова с четырьмя тысячами стрельцов на тридцати шести стругах. Нечто мертвенно-застылое и автоматическое сквозило в мышлении, в оборотах речи, во вкусах и взглядах этой публики, которая от безделья и скуки появлялась на вернисажах художественных выставок, на премьерах в драматических и оперных театрах. Но дальнейшие события решительно их осудили.
Напрасно Разин рассылал своих клевретов никто не шел к нему на помощь. Он очень красив и декоративен по замыслу. Маляр составляет заново краску, но теперь стены очень светлы. Несколько Стенькиных лазутчиков, проникших в город, были схвачены и казнены.
Проклятое не то не произносится, но висит в воздухе. Главные силы мятежников сосредоточивались в селе Мурашкине. Вызвали маляра перекрашивать башню в темный цвет, чтобы в «Стеньке Разине» вспыхнул вечерний свет.
кремль и кроме того укрепленный посад или острог. Всю следующую ночь Разин думал зажечь город.
Сюда поспешил митрополит Иосиф и собственноручно приобщил свв. Воевода гнался за ними, пока гребцы его не утомились. Его не веселит ни награбленное, ни веселые песни казаков. Трагично закончилось восстание: оно было подавлено. Войсковым атаманом в то время был Корнило Яковлев, тоже человек недюжинный руководимые им домовитые казаки Черкасского городка, не хотевшие накликать на себя месть азовских турок и татар, задержали шайку в низовьях Дона. Наконец Суриков сдался.
Многие из них уходили на Дон и там эти черкасы или «хохлачи» значительно увеличили число голутвенных. Однако позже он мог беспрепятственно ее видеть: картина «По реке Оке» была приобретена П. М. Ближайшим городом на Волге был Царицын.
Стало лучше.
Эскиз этот помечен 1887 годом.
Лопатин и другие стрелецкие начальники подверглись варварским истязаниям и утоплены. Нечай. » сделали приступ к монастырю и пытались его зажечь. Изрубили или повесили Шоринского приказчика и других судохозяев. По волжским ватагам и учугам (рыбным заводам) также было велено жить с великим бережением.
Напротив, мнимые защитники подавали им руки и помогали влезать на стены. Усмирение бунта Разина сопровождалось обычными казнями воровских вожаков. люди, обученные европейскому строю, но в недостаточном числе. В городе происходил неистовый грабеж.
Население Разин разделил на тысячи, сотни и десятки. Пришел Разин и изрек свой суд. Картина выиграла, но все же.
Суриков. Барятинский занял Алатырь и укрепился здесь, в ожидании нападения. В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. В пьяном виде он лично повел казаков на приступ и взял башню.
Предстояла трудная задача не пропустить Стеньку Разина с его полчищами внутрь этой черты. Атаманы щедро расплачивались за все золотыми и серебряными деньгами.
Лысковцы сдались без боя и воеводы с торжеством вступили в Нижний. Фольклористы записали их в разных губерниях обширной Российской империи. Новая окраска стен тоже не удовлетворяет художника, она ему кажется слишком темной., считаю для себя, как художника, свободу выше всего. Последняя, крестьянка родом, постригшаяся в монахини, не только начальствовала воровскою шайкою, но призналась (на пытке, конечно) в том, что занималась ведовством и портила людей. В 1670–1671 годах Россию потряс страшный бунт Степана Разина. Сегодня нарисовал лодку и наметил на другом рисунке гребцов (шесть весел).
Но дорогой они напали на провожатых, захватили у них коней и степью ускакали на Дон. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Тогда разинцы повернули назад и погребли вверх.
В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. Казаки Разина вели торг награбленными товарами и местные купцы за бесценок приобретали у них шелковые ткани, золотые и серебряные вещи, жемчуг и драгоценные камни.
Воеводы оправдывались и ссылались, между прочим, на совет Астраханского митрополита. Но казаки его чуть не зарезали и он спасся тем, что куда-то спрятался. Суриков забраковал и слишком светлую раму — позолота сливалась с тонами вечернего неба. Он ответил: Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу.
Против настояния воевод Разин говорил, что пленники и товары взяты за саблей и уже подуванены (поделены), отдавать их никоим образом нельзя. Наконец, Барятинский, получив подкрепления, вновь приблизился к Симбирску. Тут, конечно, сказалось влияние народных песен с их венчанием «круг ракитова куста».
Летом 1901 года Василий Иванович впервые выехал на этюды без дочерей. Рассказывали, например, что на корабле Разина, носившем название «Сокола», канаты были шелковые, а паруса из дорогих материй. Сам Разин был выдан казаками и публично казнён в Москве.
Но то и другое было безуспешно. Пьяный, разнузданный Разин потерял всякую веру и кощунствовал при случае. Взгляд его достаточно суров и тверд. Ежедневно шла гульба и попойки. Эти чувства сыграли важную роль в последующих событиях.
Насмешливые иронические слова Сурикова имеют глубокий и принципиальный смысл. И тем не менее им пришлось еще много и долго бороться с этой многоглавой гидрой. Нужно тебе сообщить весть очень радостную и неожиданную. Любопытный случай произошел в Темникове. С последних раздались пушечные выстрелы. Думаю, завтра или послезавтра кончить этюд красками.
Не совсем понятно, зачем этой дочери понадобилось участвовать в походе. Это было в начале августа. В центре этого сюжета, мы наблюдаем Степана Разина, который плывет на своей ладье.
Обо всем, что касалось Разина, воеводы должны немедля писать великому государю и боярину князю Юрию Алексеевичу Долгорукову в приказ Казанского дворца (где ведалось среднее и нижнее Поволжье) и сообщать вести друг другу. Князь Конст. Достигнув Дона, Разин и не подумал распустить свою ватагу. Наконец-то помаленьку узнают, что я такое, – с гордостью писал он в Красноярск брату. Казаки давали по одному персиянину за трех-четырех христиан. После тихой ночи на рассвете разинцы вдруг приставили лестницы и полезли на укрепления.
Не была ли она захвачена прежде. Только кучка черкесов (людей Каспулата Муцаловича), засевшая в одной башне вместе с несколькими русскими, отстреливались до тех пор, пока у нее не стало пороху тогда они попытались бежать за город, но были настигнуты казаками Разина и изрублены. Теперь собралось тысяч семь или более казацкой голытьбы и Разин вновь повел ее на Волгу.
Последнего он обругал лазутчиком избил и велел бросить в реку. Автор не удовлетворен. А любостяжательных воевод он обошел щедрыми дарами. То была часть войска, отряженная Барятинским с целью обмануть неприятеля. Но недовольный мастер запер пока для публики дверь комнаты, где висела картина.
Во главе царских воевод для этой борьбы поставлен был князь Юрий Алексеевич Долгорукий. Но, вместе с тем, он привез и требование присяги на верную службу великому государю. «Пошли на жалованье служилым людям», отвечал княжич и сослался на подьячего Алексеева.
Сам Разин полулежит в челне, погруженный в глубокую думу. Заготовленные камни и кипяток не посыпались и не полились на людей Разина. На ней изображена бескрайняя гладь реки, по которой плывет ладья. Подняли картину, стали ей давать наклон – больше, меньше.
Самарцы и саратовцы заперли перед ним свои ворота. Несмотря на большое превосходство в числе противников, стрельцы пробились к Царицыну, рассчитывая на его поддержку и не зная об его участи.
В этом набеге они потеряли одного из наиболее удалых атаманов, Сережку Кривого. В ней сидят казаки — соратники самого Степана Разина. Вдруг Разин подал условленный знак именно поправил на голове шапку. Толпы любопытных ходили смотреть казачьи струги, наполненные всяким добром. Воры с криком «Нечай. Обстоятельства заставили Разина обратиться прежде вниз, а не вверх по Волге.
Все это потом было свезено в одно место и поделено (подуванено).
Поза атамана говорит о том, что он на стороже и бдителен. Посадские были вооружены и поставлены для обороны города наряду со стрельцами.
Долгорукий послал на них воевод князя Щербатова и Леонтьева. Действительно, критики переживали по поводу отсутствия работ И. Е. Репина на тридцать пятой Передвижной выставке, считая его «единственным живым художником у передвижников» и говоря о том, что его отсутствие «делает нынешнюю выставку передвижников особенно убогой». Тургенев с горстью верных слуг и стрельцов заперся в башне. Последних пропустили мимо города и поставили на Болдинском устье. Князя Прозоровского и многих других вытащили из храма и посадили под раскат. Милославский заперся в кремле.
Воеводы казнили этих вожаков и приводили к присяге челобитчиков. Тем не менее, отряды, посылаемые кн. Плохово тщетно требовал их выдачи.
Керенчане отворили ворота победителям.
Вспоминает Яков Минченков: Вставили картину в огромную золоченую раму. Для вящего уловления простонародья хитрый Разин прибег даже к такому обману: его агенты уверяли, что в казацком войске находятся несправедливо сверженный царем патриарх Никон и (умерший в начале этого года) наследник престола царевич Алексей Алексеевич, под именем Нечая последний якобы не умер, а убежал от боярской злобы и родительской неправды. Долгоруким, начали побивать мятежные скопища, возбуждённые Разиным и мало-помалу очищать от них соседний край.
Барятинский соединился с Милославским. Стрельцы и чернорабочие или ярыжные поступили в его шайку. Но Разин пошел дальше привычного разбоя. В 1903 году у Петра и Ольги Кончаловских родилась дочь Наталья.
Прибыл Разин, был с почетом встречен жителями и духовенством и усердно угощаем. Снова и снова он переписывал ковер, постланный на дно лодки, фигуры гребцов, седло, на которое опирается Разин Художник то и дело пересаживал свои персонажи и, наконец, выделил фигуру атамана: оставил Степана Разина, как выразился один из суриковских биографов, «наедине со своими думами». Ссыльных освободили. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел. Он ввел казацкое устройство в Царицыне и сделал из него свой опорный укрепленный пункт. Что ждет этих героев, которые бросили вызов властям.
Во главе этих мятежных ополчений обыкновенно становились присланные Разиным атаманы, например, Максим Осипов, Мишка Харитонов, Васька Федоров, Шилов и пр. Одновременно с работой над картиной «Степан Разин» Суриков начал писать эскизы на тему «Красноярский бунт». Вести об его удачах привлекли с Дона новые шайки голутвенных.
Действительно, Стеньке показалось, что идет новое царское войско и он решил бежать. Ив. Половина отряда погибла остальные были взяты в плен. Полотно наполнено свободой, простором, светом.
Казаки столько раз дуванили (делили) между собой награбленное добро, что были обременены добычею а соседние берега настолько опустошены, что уже не представляли приманки для грабежей. Чтобы не дать приюта казакам, власти сожгли подгородную Татарскую слободу. Здесь он преуспел, заслужив огромный авторитет среди донских казаков. Он писал им из Астрахани: Это какая-то Венеция или Неаполь. Потом взяли Темников, Курмыш, Ядрин, Васильсурск, Козмодемьянск.
Суриков запирает для публики двери своей комнаты. Тайн воеводу, с которым находился в большой дружбе.
Некоторые из них держат весла и гребут, направляя лодку в путь другие веселятся играют на музыкальных инструментах или дремлют. Он решил перейти в более молодое художественное общество – в «Союз русских художников». Барятинский отступил к Тетюшам и запросил подкреплений.
Разин внезапно напал на него, но встретил мужественную оборону. О нем тогда же стали складываться легенды и песни. Если верить иноземному известию, в это именно время произошел следующий случай.
Раму перекрашивают в темную бронзу. Из Москвы пошли в поволжские города, главным образом в Астрахань, а также на Терек царские грамоты, чтобы воеводы «жили с великим бережением от воровских казаков», чтобы «всякими мерами про них проведывали», чтобы на Волге и на ее притоках не дать им воровать, в море их не пропустить и промысел над ними чинить. Царицын.
Суриков сделал множество подготовительных этюдов к картине. Суриков решил картину в былинно-песенном ключе. Разин велел выпустить из тюрьмы колодников и ограбить плывший по Волге купеческий струг. Разин остановился и вступил в переговоры. Шумная жизнь на пристанях.
Астрахань подверглась оказачению. Именно с Дона и началось восстание Стеньки Разина. Тогда он послал казакам царскую увещательную грамоту. По Куме пришли Алешка Каторжный с конными казаками и запорожец Боба с хохлачами. Казаки Разина далеко не исполнили заключенныхс князем Львовым условий.
Меж тем зловещие знамения возобновились. Надеюсь привезти для начала работы кое-какие материалы. Он подступил к Царицыну, где место Унковского уже занимал воевода Тургенев.
Конечно, цели были нереальными, однако положение народа было настолько тяжёлым (не случайно период правления Алексея Михайловича называют «бунташным веком»), что волнения крестьян, казаков достигло такой огромной силы. Земляки-красноярцы прислали ему статью Н. Н. Но вдруг он услыхал вдали крики с другой стороны.
Так знаменитый поход «за зипунами», который закончился для Разинского отряда плачевно, мог привести к аресту и наказанию всех его участников. Из поездки по Волге Суриков привез много этюдов и принялся за работу. Маляр жалуется, что тут подвох со стороны Василия Ивановича. Притом же воровские казаки менее всего отличались религиозностью.
Спустя 5 лет, не найдя обещанных Фролом награбленных сокровищ, решено было казнить и младшего брата атамана. Мятежного попа повесили, а старицу-мнимую колдунью сожгли. Я сильнее его и покажу, что не боюсь не только его, но и того, кто повыше. Последний грозил и с ними сделать то же. Победители двинулись к Саранску, подвергая казни захваченных вожаков и приводя русских крестьян к присяге, а татар и мордву к шерти (присяге) по их вере. «А где ваши животы. » продолжал он допрашивать и получил ответ: «разграблены». Третьяковым для своей галереи.
Но монахи и служки с помощью своих крестьян и богомольцев отбили приступ и потушили пожар. Весть о поражении и бегстве Стеньки Разина немедленно изменила положение на Дону. И в этот раз Суриков вышел победителем, решив труднейшую творческую задачу. Ворота городские заложили кирпичом. Воеводой здесь был окольничий Иван Богданович Милославский.
Его лицо сосредоточено и серьезно, взгляд полон раздумий. Мог ли ее видеть В. И. Но сторонники Разина еще составляли сильную партию, которая и воспротивилась этому выбору.
Дипломатическими уловками Степан мог уладить любое провальное дело. «Степан Разин» был выставлен в 1906 году на XXXV передвижной выставке в Москве.
Но то был обман: в действительности они наметили другие места для приступа. Митрополит с духовенством обходил стены крестным ходом. Во-первых, ватага Разина разграбила принадлежавший Астраханскому митрополиту учуг Басаргу, забрала там рыбу икру, невода, багры и прочие рыболовные снасти а потом напала на две персидские купеческие бусы, шедшие в Астрахань с товарами под охраною терских стрельцов на одной из них находились дорогие кони (аргамаки), посланные шахом в подарок Московскому царю. Меж тем персияне еще зимой начали собирать войско и готовить суда против казаков.
Злодея, привезли на Земский двор, где думные люди подвергли его обычному розыску. Каждое утро приходит он на выставку и пытается улучшить внешнюю обстановку картины. После того князь Львов отплыл в Астрахань, а за ним поплыли и казацкие струги. Но что за чудо.
Но тут встретили их пушечными выстрелами. Немцы тоже пробовали оборонятьсяСтепан Рази н, но потом обратились в бегство.
До 300 стрельцов Разин посадил гребцами на доставшиеся ему суда. После чего отправился на Яик.
Прошло еще два месяца. мордву, татар, черемис и чуваш. Само собой разумеется, что победы над ними и вообще усмирение мятежа Разина сопровождались жестокими их казнями, сожжением целых сел и деревень. Вот таким образом одним из направлений его деятельности было руководство казачьим войском. Их напряженность, усталость и вялость видна невооруженным глазом.
Симбирск имел крепкий город, т. е. Не случайно самая интенсивная работа Сурикова над «Разиным» совпала с революцией 1905 года, когда русский рабочий класс от стихийных действий перешел к сознательной политической борьбе. С юности Степан отличался удалью и смекалкой. Поместили ее в отдельной круглой комнате в башне Исторического музея.
Но это были большей частью безвредные выстрелы. Прозоровский прислал из Астрахани особого человека с таким же требованием. Несколько сот взятых в плен разинцев были без суда и пощады казнены.
Казаки спустили привезенные ими суда на воду и окружили город с реки и с суши. Степан Разин на рисунке 1910 года — это прежде всего человек своей эпохи. Караван сопровождался стрелецким отрядом.
Фрол Дура отчаянно оборонялся ножом и был изрублен. Оглобина «Красноярский бунт 1695-1698 годов» из которой он узнал, что в бунте принимали участие его предки – казаки Петр и Илья Суриковы. Князь Прозоровский немедля послал против них своего товарища князя Сем. Возбуждаемые ими, стрельцы дерзко потребовали от воеводы уплаты жалованья. Точно так же Разин не допустил дьяков и подьячих переписывать казачье войско, говоря, что того делать «не повелось» ни на Дону, ни на Яике.
Шумно и весело праздновали казаки Разина свою удачу в Астрахани. Но и эта запоздалая решительность также оказалась опрометчивою. «Владей своим войском, а я буду владеть своим. » – кричал он Яковлеву. Задолго до восстания в 1670-1671 года он был известен как казачий атаман. А стрельцы и без того питали к нему сочувствие со времени его пребывания под Астраханью.
В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца. Кутил однажды Разин и катался с товарищами по реке. Маляр утемняет краску, а стены светлеют. Раму перекрасили в темную бронзу. Некоторые из них сообщают, что Разин однажды был посланцем от Донского войска к калмыкам с приглашением идти вместе на крымцев и что потом он побывал в Москве, откуда ходил на богомолье в Соловки. Несколько служилых и беглых людей пристали к его шайке. астраханские жители а кто думал противоречить, тех нещадно били.
Заодно с русскими крестьянами атаманы Разина поднимали и брали в свои шайки приволжских инородцев, т. е. Но воевода плохо полагался на эти обещания и делал, что мог, для обороны города. Все они былипобиты только князь Львов пока оставлен в живых.
Но главная его сила заключалась в шатости и в изменах служилых или ратных людей.