Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. Картины Яна Стена характеризуются высоким мастерством в изображении фигур, одежды и предметов быта, а так же интересным сюжетом и наблюдательностью. Некоторые исследователи считают, что на этой картине можно увидеть самого Яна Стена, поскольку он часто рисовал себя на своих картинах. Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.
Het Sint-Nicolaasfeest) — картина голландского живописца Яна Стена (1626-1679).
В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами — прежде всего произведениями своих соотечественников. А. С. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины – заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Трагизма на этой встрече с врачом не ощущается. Ян Стен по праву считается самым остроумным художником своего времени. Ян Стен – сын пивовара и сам неоднократно открывал то пивоварню, то гостиницу.
Это слово в переводе с тюркского означает «беспорядок, неразбериха, суматоха». И что мы видим изображённым на картине. Но он не берёт его и, возможно, не только потому, что обе руки его заняты. Это может быть и женщина в белом чепце, которая подаёт небольшим ухватом некий предмет, напоминающий кость, второй такой же, уже остывший держит в руку молодая женщина – дочь или внучка и предлагают её старику, как средство лечения. Я не говорю об одежде или предметах, характеризующих врача или больного.
Он абсолютно отключен от разыгрывающейся ситуации с приходом врача. На больной белый атласный чепец, застёгнутый под подбородком, свободное широкое тёмно-бежевое платье с красным лифом и большим декольте, бархатная курточка, отороченная светло-голубым (куница или ласка) мехом. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. А левой – нащупывает пульс абсолютно не по врачебному. Уж мне то это понятно, но не художнику.
А вот зубы он удаляет мужчине. Прямо перед нами – полотно с изображением Венеры и Адониса, самыми знаменитыми любовниками во всей античной мифологии. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью".
Вы только всмотритесь в лица и позы собравшихся плотным кольцом вокруг людей. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Голова её покоится на подушке в светлой наволочке с блеклыми крупными цветами на ней. Взгляд старика любопытствующий, но сомневающийся. Эту картину Яна Стена (как, впрочем и другие его работы) можно разглядывать долго, замечая всё новые и новые детали. Наиболее известны его картины, где художник изображал нижние и средние слои общества, сценки из повседневной жизни, застолья и шумные гуляния (Гуляки, Кавардак, Постоялый двор, Семейство гуляк и др. ).
Художник Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. Либо этот портрет был написан по памяти. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. Другой парень куражится, показывая селёдку, утащенную им со стола, накрытого для трапезы.
У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские художники еще при жизни мастера. В то же время иронии и доброго юмора достаточно. Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц. Портрет Бернардины Маргарет ван РейсфелтПортрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор».
Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов. ГулякиПолотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.
Размер картины 82, 5 х 68, 5 см, холст, масло. И тогда на первый план выступает добрый юмор и шутливый образ врача.
Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения. Лица и фигуры молодых женщин нарисованы с явной симпатией художника и любителя женщин. Он оставил после себя великое наследие – около 400 картин. Риторики в окнеКроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. Ян Стен писал библейские сцены, жанровые и символические картины, портреты. Его картины наполнены иронией и юмором.
При этом почти всегда на лице рассматривающего появляется улыбка. Формат картин был выбран с учётом того, что в Голландии того времени (время это называют Золотым веком голландской живописи, но это было и время всеобщего подъёма на фоне освобождения страны от гнёта испанского абсолютизма и католической церкви) народ украшал свои дома в том числе и картинами, прежде всего произведениями своих соотечественников.
Становится понятным преобладание на картинах пациенток женского пола. А иногда саму процедуру вырывания зубов называли фокусом. Несмотря на немалое число женщин в комнате, посуда (сковородки и тарелки) лежат на полу, рядом – графин.
Но тщетно. Ян Стен (1626–1679) – автор более 800 полотен в основном небольшого формата. Остальным нет дела, но один из участников веселья поспешно удаляется. Особняком среди картин Яна Стена о визите врача или лечении пациента стоит картина «Немощный старик», на которой врача вообще нет, а показан сам старый больной мужчина в окружении хлопочущей вокруг него, сочувствующей и помогающей ему в лечении родни.
Даже ворона не теряется и получает свою каплю. Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово. Посредницы или, скорее, сводница и мать или служанка, пожилая женщина получает деньги, уплаченные за свидание вперёд.
Пациентками у Яна Стена, вызвавшими врача на дом обычно являлись женщины. Луки. Многофигурные композиции у него обычно динамичны, разнообразны, красочны и эмоциональны. Его обеспокоил упавший кувшин. В центре – любезничающая пара. Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т. п. Он выдумывает, подбирает нужные слова. Стоящая слева женщина, может быть мать пациента или его бабушка в коричневом платке и корзиной на согнутом локте, с ужасом и состраданием, сжав судорожно переплетённые пальцы рук, наблюдает процесс лечения и ждёт его благополучного конца, шепча молитву.
Ну как можно обойтись без улыбки, когда сам автор показывает сцену с юмором. Непревзойдённый мастер бытового жанра умер в Лейдене 3 февраля 1679 года. Его лицо выражает страдание и ожидание боли. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене.
И в этом Брауэр, мне кажется интереснее. Многие другие и более знаменитые и менее известные художники (Иероним Босх, Рембрант ван Рейн, Винсент Ван Гог, Лукас ван Лейден, Караваджо, Эдвард Мунк, Габриэль Мэтсю, Ватто, Питер Брейгель, Ян Лис, Ян Викторс, Ян Сам Ван Хам, Джуди Лестер, Лонги Пьетро, Р. Хинкли, Лука Филдес, Сальвадор Дали, Фрида Кало) написали единичные полотна, касавшиеся больных или врачей, обстоятельств их встреч или результатов лечения и даже высмеивающие их пороки и ремесленничество. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Все остальные – женщины, по-видимому страдавшие только от отсутствия любви.
Спереди от старика – традиционная горелка для воскурений. Все персонажи едины, но в то же время как бы составляют отдельные группы: дети заняты доступными для них в этот момент забавами даже грудничок, стоящий в ступочке (уже и в то время для начинающих ходить малюток придумывали заграждения типа современных ходунков или манежей), прихватил одной рукой чьи-то бусы с медальоном, а другой – ложку.
Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин. А собачка в ошейнике с сердечком символизирует преданность и любовь. Настоящую неразбериху и суматоху.
После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». 1582-1666). Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.
Всем известны капризы стариков, да ещё больного, немощного. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами.
Например, вот эта картина. Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. А над входной дверью арочный богатый барельеф с фигурками из мифологии. Мастер виртуозно владел кистью.
На автопортретах художник Ян Стен изобразил себя в различных обстоятельствах. Их причёски, шеи, руки и декольте свидетели этого неравнодушия. Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
Розово-белый чепец повязан на шее. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны. На шее – небольшой круглый кулон на цепочке. В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка. Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца.
Лицо сосредоточено и серьёзно. Лица его мы не видим, но представляем выражение ужаса или любопытства на нём. На картине показана обстановка богатого дома. Уж не виновник ли этот парень, стоящий в дверях, всего случившегося с девушкой.
Видны из-под платья кончики красных остроносых туфелек. Уже абсолютно другой, надменный взгляд у врача на следующей картине. Стен учитывал вкусы публики, вот таким образом у него много работ на одну и ту же тему, но по-разному раскрывающих её: весёлые гулянья, посещение врачом больного (или больной), учитель с детьми и т. д. Ян Стен – самый жизнерадостный и остроумный художник Голландии XVII в. Его картины наполнены добродушной иронией, он был проницательным человеком и смотрел на жизнь как на комедию нравов. Стен писал также и портреты и пейзажи. Да и одетого в костюм побогаче, как мне показалось. Она несколько напугана или обескуражена явкой врача. А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит.
Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. Прямо – плэй – бой ХУ11 столетия из Голландии, свободный художник и содержатель таверны. Пушкина: «Эсфирь перед Артаксерксом», «Больная и врач», «Летний праздник», «Гуляки», «Больной старик», «Крестьянская свадьба» и др.
С этим чувством знакомы все кому, когда-либо, удаляли зубы. Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Словосочетание «дом Яна Стена» прочно вошло в обиход, как определение неряшливого, бесшабашного хозяйства, а самого художника, в полном соответствии с духом его картин, народная молва представляла пьяницей и мотом (что вряд ли соответствует действительности, поскольку не сохранилось никаких фактов, подтверждающих это).
Возможно, что он даже не знает, что это врач. Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Для контраста можно посмотреть, как ведёт себя женщина в предчувствии или в ожидании встречи с любовником на другой картине под названием: «Идёт гость».
У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиехудожники еще при жизни мастера. Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз. 63 картины, созданные 1633 г. по 1668 г. Раздел 2.
Какой сердобольный дамский угодник. Левая рука как бы с открытой «лодочкой» кистью то ли для охвата подбородка, чтоб не дёрнулась голова в момент удаления зуба, то ли приготовилась принять удалённый зуб. На его шее видна цепь с медальоном. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. По-видимому, старик всё же не верит в эти косточки для лечения своей ноги в повязках, одна из которых, внутренняя, под чулком, похожа на гипсовую, в виде сапожка, так как стопа его находится под прямым углом к голени.
Возможно, то это придумка автора композиции, ещё одна заморочка или шутка. Ведь боль то мгновенная, а её предчувствие – мучительно и тревожно. Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Ян Стен (1626-1679) родился в городе Лейден в семье пивоваров, которой принадлежала таверна «Красная алебарда»Живописи Ян Стен обучался в мастерской известного немецкого художника Николауса Кнюпфера, в городе Утрехте. В 1646 г. Ян Стен поступил в Лейденский университет, а в 1648 г. вместе с Габриэлем Метсю основали в Лейдене Гильдию художников Святого Луки. В 1649 г. художник переехал в Гаагу и поступил учеником в мастерскую известного пейзажиста Яна ван Гойена. В 1654 г. Ян Стен переехал в Делфт и, не оставляя занятий живописью, стал работать управляющим гостиницей. В 1656 г. художник перебрался в городок Вармонд, а в 1661 г. – переселился в город Харлем, где в полной мере проявился его талант живописца. В 1670 г. Стен вернулся в Лейден, в 1672 г приобрел лицензию и открыл трактир с гостиничными номерами. В 1674 г. художник стал главой Лейденской Гильдии художников Святого Луки. Ян Стен умер в 1679 г. Ян Стен создал около 800 картин из которых сохранилось примерно 350. У этой картины и название говорящее – кавардак. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома.
Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью". Помимо жанровых сцен, Ян Стен написал также довольно много автопортретов, в которых он отнюдь не выказал тенденции к тщеславию.
И даже несколько злорадным или торжествующим его выражением. Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена.
Скорее, как пытка, хотя «пытаемый» не скован и не пытается удрать, освободиться, а лишь страдает от боли, старается не двигать головой, но дёргает ногами и крепко сжимает в кулаке левую кисть. Рядом с деревянным ящичком, подставленным под больную ногу, лежит третья такая же «косточка», которую он, возможно, откинул. Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Недвижим, как изваяние. Ниже мы видим врача и его пациентку уже в абсолютно другой обстановке. Разумеется, если это не нарисованное панно на стене.
Потолочная цветная люстра, лютня на стене за дверью, над ней, похоже, настенные часы. Две кумушки справа за столом, на котором лежат куриные яйца, о чём-то весело болтают. Тяжёлые бархатные портьеры над альковом или перед входом в спальню. Художник облачён в тёмный сюртук или укороченную куртку – весту (хотя мы и не видим коротких рукавов), с аккуратно уложенным батистовым блестящим белым воротничком без обычных кружев. Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин).
Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта».