Там, где сейчас росписи на библейские мотивы, во времена Адриана в Пантеоне по кругу стояли мраморные статуи римских богов. Отсюда они целыми кораблями вывозили мраморные и бронзовые статуи, которыми римские вельможи украшали свои виллы. Голова римского императора Константина I — единственное, что осталось от его колоссальной статуи, установленной в Риме в 315г. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и частным лицам.
Хотя влияние мастеров этого направления, в особенности такого, как Паситель, явно ощущалось в римской статуарной скульптуре уже с 1 в. до н. э., в портрете эта идеализирующая линия получала заметного развития вплоть до периода правления Августа. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этогопериода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлиськстати при создании величественной империи.
Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Скульптурный портрет со временем меняется. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. является подлинно реалистическим. В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм.
(Это являлось рудиментом культа предков)3.
Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв.
Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс.
Для истории Римской империи смутное время III века н. э. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Термы были построены в начале III века н. э.
Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев. Чисто римской постройкой является амфитеатр. Мастер реалистически изобразил оратора в простой, но эффектной позе. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Он последовательно отражал изменения облика людей их внутреннего склада, нравов идеалов.
Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальном портрете в рост сурового «Римлянина, совершающего возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан) исполненного чувства долга. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Его голова дана в резком повороте.
Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Женщина в ватиканском портрете изображена флавиевским скульптором со всей нелицеприятностью.
При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. Впоследствии, когда римляне ближе познакомились с жилищным строительством других народов, они стали пристраивать к своим домам перистильные дворики, в которых приятнее было проводить время, чем в мрачном атриуме. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг.
Колизей мог вместить одновременно 56 тысяч зрителей. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Подчёркнутым драматизмом отмечен портрет Каракаллы (186—217 гг. ), одного из самых злобных и жестоких императоров.
Стилю императорских портретов подражали и частные. Ранняя римская религия была анимистической, т. е.
IV— н. IIIв. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности.
Остро индивидуален портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и со скептической складкой на тонких искривленных губах (3 в. до н. э., Турин, Музей). Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения.
Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. Лучше всего, далеко от такой версии легенды не отходить, так как достоверной информации не существует и с легкостью можно зайти в тупик. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63).
Познание мира римлянами приобретало новые формы. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Здесь ряды для зрителей расположены не полукругом, как в театре, а замыкаются в кольцо. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета.
Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Однако и в монументальных портретных образах даже самого императора начинали чувствоваться усталость, философское раздумье». В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. до н. э., линия патетически приподнятой, эмоционально-интенсифицированной, несколько идеализованной трактовки портрета (пергамская школа).
Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н. э. ), датиpуется 35-32 гг. Среди них оратор Авл Метел, скульптурный портрет которого был выполнен из бронзы. СначалаIV века началось массовое возведение статуй магистрам ивельможам.
К таким памятникам относятся руины Пальмиры, некогда крупного торгового города в Сирийской пустыне. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). По бокам храм конечно тоже украшали колонны или полуколонны, соединенные со стеной. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. В некоторых местах статуи четко просматриваются элементы позолоты. до н. э. Площадь имеет форму трапеции. Интересной разновидностью древнеримских монументов являются триумфальные арки.
В портретах предшественников Константина, которые еще носят черты стиля переходной эпохи, сохраняется реализм, но происходит нарастание новых черт. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Римское искусство закончило огромный период античной культуры. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. Колонны могли делать и из цельного мрамора.
Пеpед храмом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена.
Самой первой заговорившей статуей был Паскуино (Pasquino). Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства»6.
Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией). В самом центре Рима, на одной из его главных площадей и сегодня возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия (121—180 гг. ), провозгласившего отрешение от всех земных благ paди величия и славы отечества. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Часто на его арене происходили гладиаторские бои. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы.
Везде царит масштабность, в том числе и в портрете— раньше были распространены изображения в натуральную величину, теперь они в несколько раз больше натуры. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы. Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной скульптуры.
Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Римские скульптуры намного отличались от греческих. Полководцы, богатые вольноотпущенники, ростовщики старались всем — позами, движениями, манерой держаться походить на правителей скульпторы придавали посадке голов горделивость, а поворотам решительность, не смягчая, однако, резкие, далеко не всегда привлекательные особенности индивидуального облика после суровых норм августовского классицизма в искусстве начали ценить неповторимость и сложность физиономической выразительности.
Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии.
Лицо императора и фигура слишком приукрашены. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». Очаг из атриума перенесли в специальное помещение, а на его месте начали делать бассейны.
Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Шерсть просматривается только на шее и на спине. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины.
Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого.
Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". (Это являлось рудиментом культа предков). Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов.
Одержавший множество военных побед, Август выступает с речью перед войсками. Iв. В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков.
В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью.
«Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Не менее выразителен реалистический портрет молодой женщины, так называемой «Сириянки», выполненный из мрамора. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Но что породило мысль о "чуде". Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства». Ватикан) и Нервы (Рим. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей.
и сер. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. до н. э. Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный.
Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков – защитников очага. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
Примитивизация сюжета, неверные пропорции, фантастичность, ничуть не мешают восхищаться динамикой этой работы, особой остротой и темпераментом. Их образы являлись очень выразительными. Всего за историю Рима было построено 5 таких форумов. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Для возведения этого старейшего римского архитектурного комплекса были приглашены строительные мастера из Этрурии.
Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи.
В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п. В этом храме находился тайник с символами империи. Резко повернутая голова хищных животных встречалась не один раз ранее. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла.
На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом.
Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Римские театры отличались от греческих тем, что греческие театры всегда устраивались на склонах природных холмов.
По его приказу двух братьев было велено бросить в речку, но Боги их помиловали. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров.
Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. С 80-х годов 1в. Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. Ионические и дорические колонны встречаются как исключение. Рядом, на фоне сверкающих золотом лучей, находится фигура ангела, направляющего стрелу в томное тело святой.
В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Вот таким образом учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого.
Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. 100 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей) овеян духом республиканских форумов. Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал.
Император был образцом идеала и гуманности. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Здесь римские архитектурные традиции тесно переплетались с местными. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). н. э. Скульптурный портрет со временем меняется. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи». Создавались как бы типичные эталоны. Расположены«говорящие» статуи в центре города на самых популярных туристических маршрутах:Паскуино (Pasquino) на Piazza di Pasquino (рядом с Piazza Navona), Бабуинo (Babuino) на одноименной улице Via del Babuino, Марфорио (Marforio) в Palazzo Nuovo на Капитолийском холме, Факкино (Facchino) на Via Lata (пересечение с Via del Corso), Аббат Луиджи (Abate Luigi) рядом с церковью SantAndrea della Valle, Мадам Лукреция (Madama Lucrezia) на Piazza di San Marco (рядом с Piazza Venezia).
Современная наука указывает несколько причин. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Кстати, то, что статую величают «мадамой» — очень показательный момент, ведь данное обращение было в ходу в пятнадцатом веке в Неаполе, а не в Риме. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, стеклодувы и керамисты. Не раз папы подумывали сбросить наглого Паскуино в Тибр, но почему-то дальше слов дело не заходило.
Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. до н. э. ).
Кстати, сюжет рельефа порождает споры, связанные с датировкой. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи»1. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. И хотя нужно думать, что и надгробия исполнялись вначале под руководством эллинских и этрусских мастеров, по-видимому, заказчики сильнее диктовали в них свои желания и вкусы. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос.
изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Недалеко от Факкино на Via del Babuino стоит фонтан с еще одной «говорящей» статуей Бабуино (Babuino). История фонтана началась в 1571 году, когда коммерсант из Феррары Алессандро Гранди получил разрешение от папы Пия IV провести в свойдворец водопровод.
Известные термы имели также свои библиотеки, поскольку приятная беседа предусматривала для римлянина значительную осведомленность в вопросах философии и литературы. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Развитие портрета III века н. э.
В результате этих событий, скульптуры древнего Рима видоизменяются, правителям придают более грубые и жестокие формы лица, пропадает идеализация персоны. Кстати, о том, почему статуя носит такое имя историки до сих пор ведут споры. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа).
Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Эти жрицы были особенными, поскольку всегда оставались девственницами под страхом смертной казни. Как уже всем известно, Ромул и Рем стали создателями так называемого «вечного города». «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. Лицо лишено признаков возраста. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма. Когда на статуе стали появляться сатирические стихи и эпиграммы их стали называть «бабуинаты» (babuinate) в пику ужепопулярным в то время «пасквинатам» (pasquinate). Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации.
Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее.
IIIв. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно – иллюзорно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами и портиками. «Голова Брута» (1-я пол. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э. Статую датируют I веком до н. э. В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия.
до н. э. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ.
Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей. Откуда взялось имя Паскуино сейчас уже точно не определить. Его левая рука аккуратно поддерживала императорскую тогу, а правая была поднята в повелевающем жесте. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Памятники римской культуры II-I вв. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы.
Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи (недоступная ссылка). Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Для техники II века характерны обильное употребление бурава для создания локонов бороды и волос с активной игрой светотеней, а также гладкая полированная поверхность лица. Самой известной достопримечательностью такого типа является амфитеатр Флавиев, который потомки римлян назвали Колизеем, что означает «огромный». Траян был изображен 90 раз. В 1957 году, благодаря протестам горожан, Бабуиновместе с ванной вернули на улицу и поставили рядом с церковью Святого Афанасия (Chiesa di SantAtanasio), где он находится и по сегодняшний день.
Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Изображение зрачка становится общепринятым. Маски хранили у домашнего алтаря.
В это время— конце III— начале IV века в римлянах просыпается стремление к возрождению величия и мощи империи, что проявляется в особой любви к грандиозности, присущей и архитектуре и изобразительному искусству этого времени1. Мосты надежно соединяют берега рек, а по акведукам подается вода. Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами. Атриум был главным помещением, где происходили все важные семейные церемонии.
Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего.
В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Ансамбль форума завершает храм, посвященный Траяну, так как императора в Риме обожали. С конца III в. до н. э. Следующий период начинается с правления Диоклетиана.
Скульптура Римской Империи. Траян был изображен 90 раз.
Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Ситуацию несколько выправляла греческая эстетика, каноны, по которым высчитывались пропорции человеческого тела. Но завоеватели возводили не только военные лагеря.
Бетон использовали для возведения сводов и купола. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Лицо лишено признаков возраста. Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто.
Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях.
Известные как весталки, эти девушки и женщины жили вместе в доме прямо рядом с храмом. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Надпись гласит, что скульптура изваяна в честь известного политического деятеля. Развитие портрета III века н. э.
Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения». Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Стилю императорских портретов подражали и частные. Вскульптурах Рима присутствует стремление отразить индивидуальность вкаждом образе.
Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Глубина психологической характеристики достигается не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт личности.
В скульптуре позднего эллинизма (в собственно Греции) широкое распространение получила холодная стилизация искусства зрелой и поздней классики, «классицизирующей иеоаттицизм». Ее связывали с сердцем и особенно с огнем. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов.
Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Из бетона в Риме строили роскошные сооружения. Во II в. до н. э. Пасквино (Pasquino) — это безликий торс, который обнаружили в 1501 году во время дорожных работ близПалаццо Орсини.
Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. В эпоху переоценки ценностей, в преддверии кризиса Римской империи он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни — миг, её сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»). Ей служили жрицы, основная работа которых была следить за тем, чтобы огонь никогда не гас.
греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв. «Портретисты по-новому стали трактовать глаза: зрачки, которые изображали пластически, врезываясь в мрамор, теперь придавали взгляду живость и естественность. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным.
Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). С 40-х гг.
Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Памятники римской культуры II-I вв. Нет второго фронтона, нет второго треугольника сверху, совершенно правильная и предсказуемая конструкция. Нашли статую на форуме Августа в храме Марса Мстителя. Наибольшее влияние на развитие римской архитектуры имели соседи: этруски и греки.
Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. – М. : Высшая шк., 1990. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам.
Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). н. э. ). Застывая, бетон образовывал вместе с кирпичным каркасом монолитную конструкцию. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Первая из этих деталей легла в основу таких чисто римских сооружений, как арочные мосты и водопроводы — акведуки. – греческими скульпторами. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Портретисты Домиции Лонгины используя высокие прически, в трактовке лиц, однако, часто придерживались классицистической манеры идеализируя черты, заглаживая поверхность мрамора, смягчая, насколько возможно, резкость индивидуального облика.
Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Особым типом общественного здания были римские бани или термы. В высокой оценке античной (т. е.
В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Самые знаменитые мастера 17-19 веков брали пример с героического и сурового искусства Рима. Ватикан) и Нервы (Рим. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Т. н. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона.
В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа.
Таким образом, достигалось оптимальное сходство. Следующий период начинается с правления Диоклетиана.
В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских». Впервую очередь это было граничит собычаем хранить маски умерших родственников вдоме.
до н. э., Флоренция, Археологический музей). Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. С IV в. до н. э. Считалось, что количество масок определяет могущественность изнатность рода.
Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм6. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Храм построен из камня, кирпича и бетона. На улицу римский дом выходил глухой стеной. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских.
С него неугомонного и начнем. Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. Особенно богата такими достопримечательностями Испания.
При этом важным было достичь портретного сходства, чтобы прославить оригинал. Считается, чтоона аллегорически изображает бога реки Тибр (по другим версиям — Нептуна или Океана). Изначально Марфориобыл частью античного фонтанав древнем храме на Форуме Марса (Marte in Foro). Здесь можно видеть колоннаду храма Юпитера и почти целые храмы Бахуса и Фортуны. вере в одушевление природы. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Правда, могущественные завоеватели не оставили здесь значительных материальных следов своего пребывания.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров.
Говорящих статуй в Риме было 6 штук, вот эти персонажи: статуя Пасквино (Pasquino) близ Пьяцца Навона, статуяМарфорио (Marforio), Мадам Лукреция (Madama Lucrezia), Аббат Луиджи (Abate Luigi), фонтанИль Баббуино (Il Babbuino) иИль Факкино (Il Facchino) — тоже фонтан, название которого переводится, как «Носильщик». Все горящие статуи кроме «Носильщика» достались Риму в наследство с античных времен. Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Связанное с находкой головы пророчество сбылось.
Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. Что любопытно, практика выставлять на ночь у статуи охрану проблему не решала. до н. э. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда.
Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших. сосуществовали языческие и христианские сюжеты. Наверное именно после этого легендарного факта, Марса стали олицетворять как Бога войны. Город возник около оазиса на караванном пути от Средиземного моря до Персидского залива. Во второй половины правления Траяна начинают опять возвращаться элементы пластической лепки формы исчезает сухость.
В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. В своих основных чертах ансамбль сложился во II — I вв.
Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Но запечатленные в них образы мужественных участников ожесточенной общественно-политической борьбы исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей.
Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан.
Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. 100г.
Взгляд изображаемого обычно остается безразличным к окружающей среде. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует.
"Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). Стоит обратить особое внимание на форму ушей волчицы.
Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Как и в греческом искусстве, человек находит опору в себе самом.
Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Для строительства римляне широко применяли особый материал, который получил название «римский бетон». На барельефе изображено около 2. 500 фигур. Стена разделена по высоте на два яруса.
Траяна изображали девяносто раз. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали духу официальной идеологии. В изображении ее вьющихся локонов скульптор отошел от плоскостности, заметной в портретах Домиции Лонгины. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете.
Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э. - греческими скульпторами. Эта скульптура древнего Рима в образе рельефа была ярко разукрашена, с позолоченными деталями.
В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени. Множество статуй в честь прославленного римского императора и полководца Октавиана Августа (63 г. до н. э. — 14 г. н. э. ) было воздвигнуто ещё при его жизни. Такие скульптуры изображают охрану чего либо.
Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками.
Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. Одной из ярких достопримечательностей Рима считаются 6 статуй, которые в народе называют «говорящие». Начиная сXVI века, онивыполняли роль своеобразных стенгазет, отзываясь на любые городские события едкими эпиграммами, которые поночам приклеивали к их постаментам анонимные авторы. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского.
Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Портреты с изображением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну.
Ряд стилистических черт побуждает относить «алтарь» к рубежу 2--1 вв. Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е. Образ Авла Метелла (ок. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Статуя как и греческая была раскрашена.
В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы. «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии.
Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова1. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах. Искусство Римской Республики. В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок. Его изобразили в обычной и естественной позе.
выше). В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Стиль римских портретов эволюционировал. Скульптура полностью отражает мощь римской волчицы. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги.
Образ человека в портрете эпохи Республики сохраняет внутреннюю замкнутость. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла.
Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале. Человеческое лицо теряет индивидуально-конкретные черты, а с ними и своё значение портрета. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй).
Его изобразили в обычной и естественной позе. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. до н. э. весьма не многочисленны. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. с. 264. А вот Август восседающий на троне с богиней победы Нике в правой руке и жезлом в левой в знак власти над миром.
Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Пол храма выложен мраморными плитами. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э»1 При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов.
Последняя версия была признана самой правдоподобной. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму.
Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. В облике жреца осуществляет священный обряд жертвоприношения.
Статую, вернее то, что от нее осталось, датировали III веком до н. э. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
С IV в. до н. э. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. 100г. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля.
В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). иустановили на одном из углов дворца на Piazza di Parione (современная Piazza di Pasquino). Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу.
Амфитеатр был предназначен для массовых зрелищ, к которым были весьма склонны жители Рима. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. Марс разгневался на поступок людей и уничтожил все поля с урожаем. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.
Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм. В эллинистический период наряду с драматическим, реалистическим воплощением глубоких и существенных психологических состояний (например, портретная статуя Демосфена, 3 в. до н. э. ) была широко распространена, особенно во 2--1 вв.
Уже в VIII—VII веках до н. э. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица.
Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры.
Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Маски-слепки делались непосредственно слиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.
В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. до н. э. весьма не многочисленны.
До 1588 года она находилась в районе Форума и использовалась недовольными для выражения недовольства, затем красовалась на площади Сан-Марко, а оттуда была перенесена на Пьяцца дель Кампидольо (Piazza del Campidoglio) — площадь Капитолия. В большинстве случаев – это надгробные стелы. Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность.
Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Разве не было это чудом. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. В нём мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини.
Табличкаисчезла, когда фонтан былперенесен на соседнююVia Lata. 05. Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.
Века видоизменили первоначальный его облик. Были среди уличных сатириков и свои звезды, например, Пьетро Аретино. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность.
Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось. Т. н.
Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. до н. э. В 1887 году по неизвестной причине фонтан был разобран: ванну перенесли на Via Flamigna, дельфинов убрали, а фигуру Силена поставиливо Дворец Бонкомпаньи Черази (Via del Babuino, 51).
В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. Римское государство очень сложно.
Например, один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Такие портики были любимым местом встречи и общения для римлян.
Однако после этого кратковременного и искусственного возврата к антониновским формам уже в конце третьей четверти III в. Снова выявилось стремление скульпторов передавать предельно лаконичными средствами эмоциональную напряженность внутреннего мира человека. Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый – в Лувp. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Их возникновение объясняется строгим семейным укладом древнеримской общины.
Важной причиной того, что эти аспекты позднее усилились, стал переломный период римской истории, когда отдельные персоны стали играть значительную роль, а Республика сменилась диктатурой. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций.
От названия статуи произошло и всем нам известное слово пасквиль (изначально пасквинад), а критиковали жители Рима идущие к Пасквино, в основном институт папства: священнослужителям заслуженно доставалось на орехи за процветающее в Ватикане кумовство, стяжательство, бесконечных любовниц и прочие непотребства. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Оно становится отвлеченным образом иконой. «Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. В их число входят бронзовая голова мальчика (к. до н. э.
Римская империя распадается. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано.
«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Современники не случайно называли его мыслителем и «философом на троне».
С конца III в. до н. э. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Холм, где была найдена голова, получил имя Капитолий (от латинского слова caput — «голова»). Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Его применение открывало большие возможности.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности. Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора.
Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Люди в те времена ценили точность и объем форм при строительстве. Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место.
Это относится, например, к Египту и Вавилону. (сp. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет.
Веста была одной из самых древних и самых важных для римского народа богинь. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Рим – не исключение. Портрет лишен и идеализации и традиционности техника крайне упрощена— волосы и борода показаны короткими насечками, попарно поставленными, черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от детальной моделировки, фигура и черты лица асимметричны. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора.
Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров.
Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Эмоции даков открыто выступают наружу.
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы.
В атмосфере дикого и смутного времени не были востребованы утончённые эффекты, которые угадывал только культурный глаз. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж.
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. С IV в. до н. э.
Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Он был найден в1501 годупри закладке фундамента ДворцаОрсини (Palazzo Orsini), который был позже переименован во ДворецБраски (Palazzo Braschi).
В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Первые ваяния характеризовались угловатостью иполностью были посвящены богам. Портреты с изображением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет.
к примеру портрет императора Вителлия). На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. Первое времявысказывания, которые появлялись на статуе, носили безобидныйхарактер — это были любовные послания и куплеты на латыни, которые приклеивали на постамент студенты соседнейгимназии. Со временем мирный тонпосланий сменили едкие эпиграммы и сатирические сонеты анонимных авторов, которые стали называться «пасквинаты» (от них произошлослово«пасквиль»). Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). до н. э., Лувр).
Есть, конечно же и некоторые недочеты в работе мастера над данной скульптурой. Траян появляется на ней 59 раз. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Вход в храм, как правило, украшает глубокий портик.
Эмоции даков открыто выступают наружу. Для истории Римской империи смутное время III века н. э. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени.
Налицо подражание греческим портретам. А как только статую заставили замолчать, выставив у постаментакруглосуточную охрану, вдруг заговорила другая античная статуяМарфорио (Marforio) у подножия Капитолийского холма.
Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи7 (недоступная ссылка). Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. При его наследнике, Александре Севере, окончательно вырабатывается тот новый тип портрета, предпосылки которого наметились при Каракалле— суровая простота стиля, брутальность и открытие характера.
Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Еще одна знаменитая «говорящая» статуяФаккино (Facchino), название которой переводится как «носильщик», находится у дворца де Каролис (Palazzo de Carolis)на Via Lata (пересечениес Via del Corso). Греция не составляла исключения в этом отношении. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет.
с пол. до н. э. весьма не многочисленны. В 1738 году в результате перестройки Дворца Гранди (Palazzo Grandi) во Дворец Бонкомпаньи Черази (Palazzo Boncompagni Cerasi) фонтан был перенесен внишу соседнего здания и украшен дельфинами.
Траяна изображали девяносто раз. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота.
Уверенный и проницательный взгляд свидетельствует о силе и твёрдости характера. вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе. Еще один из священных храмов на форуме был посвящен богине Весте. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. является подлинно реалистическим.
Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица.
С развитием архитектуры в Риме тесно связана скульптура. В вечном городе Риме под руками (да и под ногами, чего уж скромничать) статуй всегда имелось немыслимое количество. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее.
На via Lata она была перенесена в1874 году, где и остается по сей день. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. О нем сегодня и расскажем.
Спокойным и величественным жестом руки он приветствует толпу подданных. В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. Его изображали в самых различных позах, одеждах и государственных должностях.
Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. С конца III в. до н. э. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240.
Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации». на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Амулий не как такого не ожидал и разгневался на девушку.
Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. От этрусков греки заимствовали такие важные детали, как круглая арка и потолки-своды. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги.
Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши.
Памятники римской культуры II-I вв. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим.
В отличие от республиканского, все они имели симметричную, строго продуманную композицию. Император изображен спокойным, величественным, рука поднята в призывном жесте в одежде римского полководца он как будто появился перед своими легионами. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого.
Взгляд казался рассеянным и мечтательным, господствовало покорное подчинение высшим, не вполне осознанным таинственным силам». Очевиден диссонанс между идеализированным классическим телом и портретной головой пожилого мужчины. Их образы являлись очень выразительными. Они питаются молоком волчицы и являются сыновьями Марса – бога плодородия и достатка.
На смену античной скульптуре приходит христианская на смену более или менее унифицированной греко – римской скульптуре, распространенной в пределах Римской державы, скульптуры провинциальные, с возрожденными местными традициями, уже близкие к идущим им на смену варварскими. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. За долгую и пеструю историю Римского государства их было построено несколько. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. – греческими скульпторами.
Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры.
Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Римляне стремились воссоздать больше статуй своим близким ипредкам.
Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством. Её вылили из бронзы примерно в 170 году. Август-оратор обращается к народу.
Детали не всегда приведены к единству, моделировка суха. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). до н. э.
Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Нога римского легионера ступала и по земле, которая ныне принадлежат Украине. Изображение зрачка становится общепринятым. Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Когда-то Факкинонаходился на Via del Corso, у негобыла табличка, говорящая, что фонтанпосвящен некоему Аббондио Рицио, который однажды «нес на своем плече бочку вина и против своей воли неожиданно умер». против даков.
Свет, попадал через отверстие в потолке, отражался в воде, а затем на стенах. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Примером такого группового портрета является изображение в надгробной стеле римлянина Вибия и членов его семьи (мрамор, 1 в. до н. э., Рим, Ватикан).
Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения»1. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Именно таким он запечатлён и в описаниях историков своего времени.
Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Большой популярности во 2 веке достигает рельеф.
Все остальные помещения располагались вокруг. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. до н. э. ".
Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Следует отметить необычайное сходство римского портрета с оригиналом лица человека, запечатлённого в нём. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет.