до н. э. и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии. В пластических искусствах обобщенные образы все еще преобладают.
Согласно древнему мифу, гиганты — великаны, обитавшие далеко на западе, сыновья Геи (Земли) и Урана (Неба), — восстали против олимпийцев, но были побеждены ими после ожесточенной битвы и погребены под вулканами, в глубоких недрах матери-земли, оттуда они напоминают о себе вулканическими извержениями и землетрясениями. Высказывалось много предположений о том, что делали эти руки: держала ли богиня яблоко. В многочисленных парковых и камерных скульптурах традиции Праксителя мельчают: Эрот, «великий и властный бог», превращается в шаловливого игривого Купидона Аполлон — в кокетливо-изнеженного Аполлино усиление жанровости не идет им на пользу. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века дон. э). Объединения этих двух устремлений в своем творчестве удалось добиться великому скульптору Фидию. Это произведение искусства заняло по праву почетное место в списке чудес света. Это было основным направлением того времени.
Мы видим: один уже изнемог, другой еще только что схвачен, а между их опутанными телами – торс отца, который выгнулся в последнем напряжении, набравши воздуха и задержавши выдох: перед нами такое же мгновение неподвижности между двумя сильными движениями, как в «Дискоболе» Мирона. Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Статуя сохранилась хорошо, но у нее отбиты руки.
Гениальный скульптор эпохи классицизма Фидий жил и творил в Афинах. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Жестокой казнью закончилась жизнь этого скульптора. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству. до н. э. ), храма Афины Алей в Тегее (около 370 — 350 гг.
Этого мастера, например, обвиняли в том, что он якобы утаил часть золота, предназначенного для скульптуры Афины. Кроме изображения человека, гомеровские ваятели лепили фигурки кентавров (получеловек – полуконь). Хранящийся в настоящее время в Британском музее фриз был расположен внутри целлы храма.
Не миновала эта участь и скульптура. Так же, как Мирон, Поликлет и Фидий олицетворяют черты зрелой классики. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Представление о подлинной пластике мастера даёт бронзовая статуэтка юноши 3-й четверти V века до н. э. (Лувр).
А тела все еще классически прекрасны, «то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры», — как сказал о них И. С. Тургенев. Подарок Афины был признан более полезным и она стала покровительницей города. Все Очарование живописной обработки мрамора есть в этой статуе, особенно в голове Гермеса: переходы света и тени, тончайшее «сфумато» (дымка), которого, много столетий спустя, добивался в живописи Леонардо да Винчи. Вот таким образом будьте всегда честными и дружелюбными.
Александр Македонский еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла.
К сожалению, более не существует подлинных работ и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. «Лаокоон» словно переносит нас в другой мир. Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Некоторые из них в силу внешних причин остались незаконченными, но были расписаны и установлены на свои места. «Дискобол» был знаменит тем, что это была первая и удивительно смелая попытка неподвижной статуей передать движение.
В одной руке он держал скипетр, в другой — изображение победы. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Стены Акрополя круты и обрывисты. Лицо, руки и ноги статуи были покрыты тонкими пластинками из слоновой кости.
К аттическим куросам относятся так же статуя с мыса Сунион ок. Художники искали математически выверенные пропорции человеческого тела и «тела» архитектуры В этом уже раннее греческое искусство принципиально отличается от крито-микенского, чуждого всякой математике. Жизнь великого скульптора заканчилась жестокой казнью. 4 На сюжет «Лаокоона» писали поэмы. Это пластический гимн ясности, разуму, мудрому равновесию.
Этот период хорошо показывает, как быстро развивалась Древняя Греция. Мы увидели весь процесс становления, расцвета и упадка стилей скульптур – весь переход от строгих, статичных и идеализированных форм архаики через уравновешенную гармонию классической скульптуры к драматичному психологизму эллинистических статуй. Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Кроме того, Лисипп создал новое ощущение времени в скульптуре.
Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Тяжеловесные объемы тел суровы, в них четко выявлены тектонические членения. Лисипп был уроженцом пелопонесского города Сикион, но много лет жил в Македонии.
Монархия Селевкидов в Сирии сохраняла лишь призрак самостоятельности. Рядом с Герой стояла Геба изваянная Навкидом, учеником Поликлета. Статуя отлита была из бронзы. Происходило решительное размежевание государственной и частной жизни. Его творчество приходится на 460—420 годы до н. э. С его именем связывается т. н. «Канон Поликлета» — система пропорциональных отношений, определяющая красоту человеческого тела.
Исполненная, по-видимому, во II веке до н. э. (скульптором Агесандром или Александром, как гласит полустершаяся надпись на цоколе), она мало похожа на современные ей статуи изображающие богиню любви. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. Мы рассмотрели творения величайших скульпторов Древней Греции на протяжении всего периода античности. Доступность формы и отвращение от всего колоссального заставили его строить маленькие храмики и ваять богов в натуральную величину.
Не случайно портрет в Древней Греции был развит сравнительно слабо. Другое значительное произведение ранней классики — так называемый «Трон Людовизи», украшенный рельефами. Конечно, у Лисиппа и здесь были предшественники: можно сказать, что он продолжал традиции Мирона. Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества.
(ранняя архаика — около 650 — 580 гг. Архаическая эпоха характеризуется преобладанием статуй обнажённых стройных юношей (куросов) изадрапированных девушек (кор). В центре представлен Аполлон, властно простёрший свою руку. Он стоит неподвижно перед зрителем.
Высочайшими качествами обладают сохранившиеся фигуры восточного фронтона — лежащий Кефал (или Дионис) и сидящие Мойры (или Афродита, Пейто и Диона). От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
Даже Афродита Книдская Праксителя хочет скорее скрыть, чем продемонстрировать чувственное очарование своей наготы, а более ранние классические статуи исполнены спокойного самодовления исключающего всякую демонстративность. В ней Мирон полностью отказался от торжественной неподвижности своей модели. Дорифор. Поликлета.
Теперь они действуют, движутся появляются сложные позы, смелые ракурсы, широкие жесты. Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. В образах скульптора раскрывается мир сильных душевных чувств, борьба страстей.
1. По заказу жрецов храма Артемиды Эфесской ок. Это так называемые куросы (юноши) именуемые также архаическими Аполлонами. Тогда Фидия обвенили в безбожии. «Лаокоон» остается чудесной анатомической вещью, настолько классической, что г. Фо в своем атласе поместил даже препарированного «Лаокоона».
На акрополе против входа — огромная статуя богини Афины, отлитая Фидием из бронзы. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. Это художественное изменение порождает и некоторую перемену в тематике. Нужно упомянуть еще одно прославленное произведение мастеров родосской школы, относящееся уже к 1 веку до н. э., — скульптурную группу «JIaoкоон».
Греческие скульпторы научились передавать движения человеческого тела. Ему была заказана для Акрополя колоссальная статуя Афины-покровительницы. Над ней работал 12 лет, не покладая рук, Харес, ученик Лисиппа. 525 года (Дельфы, музей) изображающий гигантомахию. К сожалению, лишь по копиям известна нам Афродита Книдская.
Она были лишена симметричной застылости. Город, пригород, фермы, поселки — вот и все. Обнаженная женская красота перестала быть чем-то необычным, кощунственным и вызывающим. Аристотель, рисуя блестящую будущность юноше, говорит: «И будешь ты с полною грудью, белой кожей, широкими плечами, развитыми ногами, в венке из цветущих тростников, гулять по священным рощам, вдыхая в себя аромат трав и распускающихся тополей». Позднее (при реставрации портика кариатид в 1845—1847 годах) Британский музей прислал в Афины гипсовый слепок статуи, увезенной лордом Эльджином. Помимо фронтонов рельефами украшались метопы дорических храмов.
Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. А вот Поликлет вошел в историю искусства ваяния как великий новатор. Крупнейшим центром эллинистического искусства был Пергам, а также остров Родос — единственное государство, сохранившее республиканский строй.
Для равновесия необходима внешняя опора. По наружной стене здания шёл пояс рельефов. Его работы были жизненны и правдивы и это восхищало современников.
Скульптура В V веке до н. э. греки достигли изумительного мастерства в скульптуре. В каждой из них есть свой оттенок пластического состояния.
Таков его знаменитый «Дискобол». Множество историй граничит с этой скульптурой. Сравнительно с произведениями ранней и зрелой классики, позднеклассические скульптуры что-то утрачивают, в них нет простого величия дельфийского «Возничего», нет монументальности Фидиевых статуй, зато они выигрывают в жизненности. А в искусстве «государственном», официальном, в больших общественных сооружениях и монументах, те же традиции перерабатываются, напротив, в сторону помпезности.
Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. Её высота немногим больше человеческого роста и составляет 2. 03 метра. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота.
высокая — 450 — 430/420 гг. Растут критические настроения. Это отразилось в созданном им юноше-копьеносце Дорифоре. Конь почти наезжает на откинувшегося назад воина. К произведениях ионийских скульпторов относится кора ( 675) с Афинского Акрополя (музей Акрополя), сохранившая яркую раскраску.
Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. В настоящее время судить о композиции в целом позволяют её старые зарисовки.
Когда наконец победа над галлами была одержана окончательно, в честь ее и был воздвигнут алтарь Зевса, законченный постройкой в 180 году до н. э. На этот раз долголетняя война с «варварами» предстала как гигантомахия — борьба олимпийских богов с гигантами. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. Начинают охотно изображать детей, слуг, стариков иноземцев, неимущий люд.
В известном надгробии Гегесо (конец 5 в. до н. э. ) стоящая служанка подает своей госпоже, которая сидит в кресле, ящичек с драгоценностями, Гегесо берет из него ожерелье привычным, машинальным движением, но вид у нее отсутствующий и поникший. Второй, классический период, в развитии Древней Греции – это V – IV вв. Тело было из слоновой кости, волосы — золотые, мантия — золотая, эмалированная. Эта 32-метровая статуя бога Гелиоса – плод работы скульптора Хареса. Фигуры Тесея и Антиопы слились здесь в единый пластический монолит.
Появляется, так называемое, пространственное движение.
Крупнейшие скульпторы ранней классики — ПифагорРегийский, Каламид и Мирон. Это первое произведение, в котором Пракситель изобразил обнаженное женское тело.
Леохар – афинский мастер, крупнейший из современников Праксителя. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. 520 года (Афины, музей Акрополя), от которого сохранилась замечательная группа восточного фронтона изображающая Афину, повергающую наземь гиганта. Это образ победителя в состязаниях, не прервавшего бег вопреки произошедшей неприятности. Новое, свойственное ранней классике понимание гармонии можно увидеть в бронзовой статуе «Возничий» ок.
Это вызвано тем, что они очень обобщены и не обладают достаточным реализмом. Крышу храма поддерживали простые деревянные столбы. Полны напряженной жизни статуи Поликлета. Человек молод, обнажен и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Большой славой у современников пользовалась «Менада». Когда его спрашивали, как у него это получается, он отвечал: «Когда я начинал учиться, я спросил учителя, какому из мастеров подражать и он мне ответил: Природе. Он изображен величественным, грозным, занесшим руку, в которой когда держал трезубец.
Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна. В отличие от своего современника Поликлета Мирон любил изображать свои статуи в движении. Некоторые работы этого автора считаются даже чересчур смелыми для этой эпохи (например, статуя мальчика, вынимающего занозу). 320 гг. Для изготовления своих творений скульпторы обращались к мрамору, белому мрамору.
В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название Канон. Наблюдение Лессинга верно: античное чувство меры, как и вообще традиции греческой пластики, сохраняются в группе «Лаокоон». Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. она была уничтожена христианским духовенством.
По лицу и фигуре сразу видно, что это «варвар» иноземец, но умирает он героической смертью и это показано. Для своего знаменитого «Дискобола», с которым мы знакомы по поздней римской мраморной копии, характерна тщательная, но несколько обобщенная передача анатомии человеческого тела, холодная красота линий фигуры. В это время появилась, так называемая, «архаическая улыбка», которая одухотворяла лица статуй. Одним из раннеклассических примером взаимодействия скульптуры с архитектурой являются фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина 500—480 годов (Мюнхен, Глиптотека) изображающие войну греков с троянцами.
В 460-450 годы в Аттике работал скульптор Мирон из Элевфер. Красивое слово «Апоксиомен» означает всего лишь «обскребающийся» : юноша, полукруглым скребком счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе. Мы можем лишь любоваться их копиями, сделанными из различных материалов. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан.
до н. э. ). Вместе с тем, он сумел объединить все метопы единым композиционным ритмом. Бесполезность борьбы, неотвратимость гибели очевидны. 600 года (Афины, Национальный музей) и статуя конца VII века (Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Чаще всего античный скульпторы обращались к изображению человека. Атлет наклонился и размахнулся перед броском, секунда – и диск полетит, атлет выпрямится.
2. Затем Поликлет работал в Афинах, где ок. Великий немецкий просветитель Лессинг в середине 18 века посвятил «Лаокоону» специальное исследование, трактующее проблему границ и различий между поэзией и пластическими искусствами. Таков же и торс Милани конца VI века (Флоренция, Национальный музей). В Эллинистическую эпоху число таких статуй выросло. Другая – это Гермес с младенцем Дионисом на руках работы Праксителя это единственная статуя великого мастера, дошедшая до нас в подлиннике и ученые сверяются с ней, чтобы по поздним копиям других статуй представить себе оригиналы, но в древности она никакой особенной известностью не пользовалась.
Статуя была сооружена на средства от добычи, захваченной афинянами в Марафонской битве. Его можно измерить, можно пересчитать даже все его камни. На площади пергамского Акрополя стояли скульптурные группы, увековечивавшие подлинное историческое событие — победу над «варварами», племенами галлов, осаждавшими Пергамское царство. Мы видим, как разнообразны художественные течения эллинизма: в одних продолжаются (и подчас возводятся на новую ступень) былые классические традиции, в других берут начало искания, которые будут подхвачены только в следующие эпохи.
Непривычные к восточным обычаям, греки, посмеиваясь, говорили: «Ну, если Александр хочет быть богом — пусть будет» — и официально признали его сыном Зевса. Согласно «Канону», длина ступни человека должна составлять шестую часть высоты ноги, высота головы – восьмую часть роста и т. д. Троянский жрец Лаокоон подвергся страшному наказанию богов, покровительствовавших грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня («Бойтесь данайцев, дары приносящих. »).
Ни до, ни после не было достигнуто ничего подобного. 340 до н. э. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Леохар во всех своих творениях демонстрирует виртуозную технику.
Теперь она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы. Особое состояние «героического минора», переданное благодаря вниманию к оттенкам пластической формы, присутствует в «Раненой амазонке» (мраморная копия в Метрополитен-музее, Нью-Йорк). Его тело идеально и гармонично и готово в следующую секунду совершить бросок. Некоторые мастера научились передавать красоту скульптуры в движении. до н. э. ).
Но как симметрично и конструктивно построена эта композиция. до н. э. высокая — 580 — 530 гг. Украшал голову бога венок из ветвей маслины, что являлось символом его миролюбия.
Это поза мечтательного отдыха. или зеркало. Однако этот покой не статичный, свойственный древнеегипетским статуям.
Живая грация этих фигур, мечтательных, задумчивых, шаловливых, — эхо искусства Праксителя. Щит Афины стал причиной этого. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесил их. Шкафы знаменитой Александрийской библиотеки, обозначенные греческими буквами, от альфы до омеги, хранили сотни тысяч свитков — «сочинений, просиявших во всех областях знания». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Последняя статуя демонстрирует архаическую схему так называемого «коленопреклоненного бега» использовавшегося для изображения летящей или бегущей фигуры. создается из образов, набросанных разумом.
На изображении ниже представлена статуя Минотавра работы этого скульптора. qh изображал Человека. Ведь они были современниками и согражданами Софокла, Еврипида, Платона. Лисипп натуралистично изображала глаза и волосы статуй.
Статуя была сооружена на средства от добычи, захваченной афинянами в Марафонской битве. Ее можно описать так: 13-метровая фигура восседала на золотом троне. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности.
Высота фигуры составила 13 метров. Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Подарок Афины был признан более полезным и она стала покровительницей города. Взять того же Копьеносца. Спящий малыш изображен и на скопасовском надгробии юноши, в уголке у его ног. Несмотря на все ещё крайне сдержанные движения, в них нет уже никакой застылости. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства.
Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Архаические женские статуи представлены корами (девушками) в длинных ниспадающих одеждах. Другим примером фронтонных композиций этого времени является скульптура храма Зевса в Олимпии 468—456 годов (Олимпия, музей). Скульптуры Древней Греции – яркие примеры таланта мастеров. Подбородок крупный и круглый. Простота и красота идут рука об руку в классическом мире. Взять того же "Копьеносца".
Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Главнейшей задачей Мирона было выразить возможно полно и сильно движение. Эта классическая красота может показаться однообразной, но, являя собой выразительный «природный облик духа», она поддается варьированию и способна воплощать различные типы античного идеала. Именно оно считалось основой мира.
Заслуживают внимание статуи и рельефы других построек афинского Акрополя. Мать гигантов Гея молит пощадить ее сыновей, но ей не внемлют. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией — фронтоныи метопыв дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) — в ионическом. А Афина Парфенос погибла еще в глубокой древности.
Фидий – знаменитый скультор Древней Греции V века до н. э. Как ваятель Поликлет посвятил свое творчество проблеме изображения движения в миг покоя. Современником Фидия, мастером второго направления был Поликлет.
(Под именем ритма подразумевается совокупная гармония движения всех частейтела. ) И действительно, ритм был превосходно уловлен Мироном. Ни до, ни после не было достигнуто ничего подобного. объяснение к рис.
Выполнена из 20 блоков карарского мрамора имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
После этого он стал придворным мастером Александра Македонского, его сына. Борода и венец – из сверкающего золота. Основ статуи деревянная фигура. Ее автор, великий скульптор Мирон изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском.
Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами. Скопас – его творчество погибло почти без остатка. Как пример, «дедаловского стиля» можно назвать статуи Артемиды Делосской и«Дама изОксера», атакже статуи ирельефные композиции наострове Крит вПринии.
Большое влияние на искусство Афин 5-го века до н. э. оказали работы Мирона (достаточно вспомнить знаменитый Дискобол, выполненный из бронзы). Особенностью италийских рельефов является приземистость пропорций. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Портики украшали храмы и другие здания.
Причиной этому послужил щит Афины. Голова здесь укладывается в росте еще не восемь, а только семь раз: фигура сложена плотнее и крепче. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Язык тела был и языком души. до н. э. ).
Очень интересны дорийские деревянные идолы, называемые ксоаны, которые были представителями монументальной скульптуры.
Менада Скопаса держала в руке нож, а на плече у нее был растерзанный ею козленок 3. Развитие скульптуры Древней Греции возможно разделить на три существенных этапа. Единственным уцелевшим подлинником Праксителя считают мраморную статую «Гермес с Дионисом», найденную в Олимпии.
до н. э. ) и Мавзолеяв Галикарнассе (ок. Строители Парфенона сумели создать необыкновенное по красоте здание. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке.
Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Таким образом, литература по этой теме богата и многообразна. Дорифор более тяжеловесен и коренаст по сравнению с гибким и стройным Апоксиоменом. Еще один замечательный памятник эллинизма (из тех, что дошли до нас, а сколько исчезнувших. ) — алтарь Зевса в Пергаме. Он стоит неподвижно перед зрителем.
Более других они передают хмельной пыл сражения, «упоение в бою», когда и мужчины и женщины отдаются ему с равной страстью. Среди знаменитых памятников архаической круглой скульптуры — голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобисаи Битонаиз Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская, статуи из Дидимы, Никка Архерма и др. Вторым образцом искусства этого периода были коры.
510 года (Халкида, музей). Афина воткнула в землю копьё и в этом месте выросло оливковое дерево. Поликлет был автором трактата «Канон» (не дошедшего до нас, о нем известно по упоминаниям античных писателей), где он и теоретически устанавливал законы пропорций человеческого тела. Черты лица и пышные локоны волос гораздо мягче, чем в предыдущих работах.
Человек, по завету Сократа, начинает стремиться «познать самого себя» — себя, как личность, а не только как часть общественного целого. Архаическая застылость фигур была преодолена. Статуя эта считается лучшим уверением Фидия после его Зевса. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Нет, вокруг него было все так светло, свежо, чисто, понятно и просто. Такого типа «натуралистические» изображения стали впоследствии распространенными в эллинизме еще более неприглядного кулачного бойца изваял аттический скульптор Аполлоний уже в I веке до н. э. То, что заранее бросало тени на светлый строй эллинского миросозерцания, наступило в конце 4 века до н. э. : разложение и гибель демократического полиса. Ее сюжет почерпнут из сказаний о Троянской войне и очень впечатляюще изложен в «Энеиде» римского поэта Вергилия.
Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества. Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесел их. Лицо делится на три равные по длине части: лоб, нос и нижняя часть.
Многие из них были разрушены во времена передела средиземноморского мира. Для его творений характерны реализм и живость, являвшиеся в то время новаторскими.
В этот список шедевров могли бы войти еще две статуи. И скульпторы и художники показывали человека с предельной пластической отчетливостью, крупным планом (одну фигуру или группу из нескольких фигур), стремясь расположить действие на переднем плане, как бы на узких подмостках, параллельных плоскости фона. Вход на акрополь через портики правее их-небольшой храм богини победы. Тренированные мускулы взбугрились под упругой кожей руки, отведенной назад.
В этом образе – гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Еще с 8 века до н. э. в Олимпии проводились раз в четыре года гимнастические состязания (начало их впоследствии стали считать началом греческого летосчисления), а в V веке они праздновались с особой торжественностью, причем теперь на них присутствовали и поэты, читавшие стихи. Еще одним ярким представителем направления поздней классики был Скопас. Преодолеть неподвижность помогает хиазм или иначе, контрапост.
В нём нет никаких лишних украшений. Ярчайшим новатором выступил аттический скульптор Мирон. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесел их.
Обнаженный Гермес, облокотившись на ствол дерева, куда небрежно брошен его плащ, держит на одной согнутой руке маленького Диониса, а в другой — гроздь винограда, к которой тянется ребенок (рука, держащая виноград, утрачена). Широкая зигзагообразная дорога идет от подножия холма к единственному входу. Скульптура Древней Греции того периода до нас почти не дошла. Жар умерен близостью моря. Он любил изображать атлетов, находящихся в состоянии покоя.
Пушкина. Это была скульптура, отлитая из бронзы. От этого все его тело приобретает естественную легкость и гибкость, «Дорифора» можно обойти и видеть: он не позирует, он живет. Иногда говорят, что греческое искусство чуждалось психологии или не доросло до нее. Юношей называли куросами, хотя сейчас к ним применяется общее название Аполлонов.
Cтатуи VII – VI вв. Он укрывал от лучей палящего южного солнца, но не мешал ветерку освежать собравшихся. Граждане знали в своем государстве всех в лицо. Леохар и Лисипп. Некрасивость понималась и изображалась просто как физический недостаток.
Правильный, нежный овал. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Рядом с ней крошечная фигурка Персея, вносящая в композицию асимметрию. Это копьеносец, могучий, сдержанный и полный достоинства. Афина воткнула в землю копьё и в этом месте выросло оливковое дерево. Во многом этому способствовало фанатичное уничтожение произведений искусств христианами. И в то же время, конечно, целомудрие от этого не проигрывало.
поздняя — 530 — 500/480 гг. ). Вход на акрополь через портики правее их – небольшой храм богини победы. Искусство Лисиппа занимает пограничную зону на рубеже эпох классики и эллинизма. Хаизм – в греческом языке означает «крестообразное расположение».
kalos – прекрасный agathos добрый). Статуи Поликлета полны напряженной жизни.
до н. э. «богатый стиль» — 420 — 400/390 гг. Существует три основных стиля таких сооружений. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. Уже в IV веке греки почитали с помощью скульптур своих полководцев. В их искусстве на этом этапе преобладали образы мужественные, но, по счастью, сохранился и прекрасный рельеф с изображением Афродиты, выходящей из моря, так называемый «трон Людовизи» — скульптурный триптих, верхняя часть которого отбита.
Он исполнен внутренней силы и, как бы, показывает стремление греческого народа тех времен к возвышенности, гармонии и покою. Они могли иметь религиозные или политические функции. На фронтонах (см.
Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Она сидит обернувшись назад и, видимо, мечет дротик в преследующего ее врага. Однако «жанровые» мотивы, такие как «Мальчик, вынимающий занозу», на самом деле продолжают ряд этически значимых образов. От статуи Афины Промахос взгляд вошедшего направлялся к расположенному справа Парфенону, обращённому ко входу на Акрополь западным фронтоном, который был виден и издалека.
Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э. и характеризуется ориентализирующимистилями из которых наибольшее значение имел дедаловский, связанный с именем полумифического скульптора Дедала. Его специальностью были портреты.
Фирман гласил, что «никто не должен препятствовать увезти ему несколько камней с надписями или фигурами с Акрополя». Скопас входил в группу из четырех скульпторов (и, возможно, был среди них старшим), которым вдова Мавсола Артемисия поручила создание скульптурной части Мавзолея (одного из семи чудес света) в Галикарнасе, усыпальницы своего мужа. Также он создал великолепный шедевр «Афина Парфенос», который, к сожалению, погиб еще в далекой древности. B битве при Херонее (в 338 г. до н. э. ), где были разгромлены войска греческой антимакедонской коалиции, участвовал 18-летний сын Филиппа — Александр, будущий великий завоеватель. В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина. «Не рабы они у смертных, не подвластны никому», — говорится об афинянах в трагедии Эсхила «Персы».
Одно из чудес света, золотая статуя Зевса в Олимпии, также является его творением. Статуя Афродиты или как её называли римляне, Венеры изготовлена из белоснежного мрамора. Но то, что у прежних скульпторов являлось исключением, у Лисиппа стало правилом.
Он дружил с Александром Великим и делал его скульптурные портреты. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины – знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ – перекинут через левое плечо. Противоположность правой и левой стороны выражена не так сильно. Рельефы изображали торжественно шествие афинян в праздник, посвященный богине. В V веке до н. э. храмы были из камня, часто из мрамора.
Портретная голова героизированной статуи «Диадоха» не вяжется с его обнаженным торсом, повторяющим тип классического атлета. А в основе остается все тот же строго пропорциональный классический облик.
На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Но на эту секунду его тело замерло в положении очень сложном, однако зрительно уравновешенном. Море обозначено волнообразными силуэтами двух дельфинов.
Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. (Вспомните: маршируя, вы делаете одновременно шаг левой ногой и взмах правой рукой, а потом наоборот. ) Дорифор напряжен именно так: опирается он на правую ногу, а копье держит в левой руке. или она придерживала край своей одежды. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. 3.
420 до н. э. Там высился грандиозный Фаросский маяк, причисляемый к семи чудесам света там был создан Мусейон, дворец муз — прообраз всех будущих музеев. Это такой же атлет, как у Поликлета, но пропорции его стройнее, а поза свободнее: голова его укладывается в росте восемь раз и стоит он настолько непринужденно, не обращая внимания на зрителя, что если «Дорифора» можно было обойти вокруг, то «Апоксиомена» нужно обойти вокруг – иначе ни с какой отдельной точки зрения полного впечатления от него не получишь. Но до нас дошли и более ранние произведения. Сохранились скульптуры и их римские копии ваятелей-новаторов этого времени.
Наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского Акрополяи из храма Артемиды на острове Керкира (Корфу). Пракситель является певцом женской красоты, которую чтили греки.
Грудь, руки, плечи, лицо выполнены были из слоновой кости. Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых – отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Той же заботой проникнута и тщательная разработка складок короткого хитона амазонки. Иногда их расписывали. до н. э. ) скульптура Древней Греции достигла своих высот. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира искусство утратило свои старые идеалы.
На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н. э. ) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н. э. ), которую называют Дорифор" ("Копьеносец") или "Канон" – по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения абсолютного человека. Фидий среди греков изобразил себя, а также Перикла. Но даже по ним можно понять масштабность и красоту творений выдающегося мастера. Вот бронзовая статуя «Возничего», найденная в Дельфах, — один из немногих хорошо сохранившихся греческих подлинников. Каждая древнегреческая скульптура наделена загадочностью, притягивающей до сих пор.
Он был не только скульптором, но и архитектором. Одежда богини была сделана из золота. Предмет исследования данного реферата – скульптура Древней Греции.
Взять того же Копьеносца. И условная «улыбка» — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке. Особенно часто она проявляется, когда создаются древнегреческие скульптуры богов. Начав с победоносного похода на персов, Александр продвигал свою армию далее на восток, захватывая города и основывая новые в результате десятилетнего похода была создана огромная монархия, простиравшаяся от Дуная до Инда.
Скульптор, видимо, следовал больше Фидию или его ученику Алкамену, чем Праксителю. Пряди волос, трактованных очень естественно, прилипли к потному лбу. до н. э. ). Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.
Все творения мастера создавались под влиянием понятия «калокагатии», т. е. Классика того времени наиболее ярко отразилась втворчестве Поликлета иФидия. Эльджин заполнил такими «камнями» 201 ящик. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала – мрамора – представляли широкие возможности для его реализации. Они до сих пор восхищают нас своей реалистичностью, пропорциями, грацией и красотой.
Ватикан. Множество историй связаны с этой скульптурой. Двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре» мраморные коры наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного очарования. Фидий создал немало других изображений греческих божеств. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Зачастую мрамор служил материалом для фигур, несмотря на его хрупкость.
Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Лисипп уменьшил голову и туловище фигур по сравнению с ногами и руками. Таков Дорифор (копьеносец) Поликлета известный нам по мраморным римским копиям. Вот, например, статуя Дискобол (V в. до н. э. Музей Терм. Группа «Афина и Марсий» представляет миф о флейте, проклятой Афиной потому, что при игре на ней раздувались щеки и уродовалось лицо.
Кажется, что пройдет немного времени и он повернет голову и шагнет вперед. Тело и психика осознавались в нераздельности. В состав трона входили и черное дерево и кость и драгоценные камни. Плащ Зевса перекинут через его левое плечо.
Ее откопали в Риме в начале 16 века и вскоре она получила мировую известность 4. И так как не сохранилось ни одной неповрежденной греческой статуи, то именно в таком, отчасти поврежденном состоянии Афродита предстает перед нами, как «мраморная загадка», загаданная нам античностью, как символ далекой Эллады. Здесь уместно сказать о греческих надгробиях вообще. У него своя жизнь: он купец, он предприниматель, он чиновник, он ученый.
Даже в отдаленных областях эллинистического мира, в Бактрии и Парфии (нынешняя Средняя Азия), появляются своеобразно претворенные античные формы искусства. Последнему приписываются также статуи Аполлона Бельведерскогои Дианы Версальской. Продолговатый разрез довольно глубоко сидящих глаз. Скульптуры копьеносца («Дорифор») и юноши с победной лентой («Диадумен») демонстрируют баланс энергии, созданный при помощи хаизма, еще одного открытия Поликлета. Растворить человека в бесформенной слитной толпе, показать его в случайном аспекте, удалить вглубь, погрузить в тень — противоречило бы эстетическому символу веры эллинских мастеров и они никогда этого не делали, хотя основы перспективы были им понятны.
Слева от этой группы изображена амазонка, скачущая на разгоряченном коне. Особенно отличается одна из фигур восточного фронтона, передающая постепенное угасание жизненных сил павшего. В 30 году до н. э. в состав Римской державы вошел Египет. Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых – отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта).
Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Множество историй связаны с этой скульптурой. до н. э. Даже у Праксителя в группе «Гермес с Дионисом» Дионис мало похож на младенца по своей анатомии и пропорциям.
до н. э. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. до н. э. поздняя классика — 400/390 — ок. работавший в бронзе. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. 430 года, также сохранившийся лишь в многочисленных копиях.
440 года, дошедший до нас только в сухих мраморных копиях (Неаполь, Национальный музей). Такова эта древнегреческая скульптура, кратко описанная. Его знаменитая скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» (Палаццо в Риме) поражает реалистичностью и красотой пластики. Ее тело и тела нимф просвечивают сквозь прозрачные хитоны, складки одежд льются каскадом, потоком, как струи воды, как музыка. Они соответствуют геометрическим членениям квадратов метоп.
Он сдержан, спокоен и вместе с тем исполнен энергии и воли. Впрочем, Поликлету не было свойственно жёсткое, механическое следование данной схеме. Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н. э.
Девушек называли корами, они носили длинные ниспадающие одежды, а их волосы были завиты. Прекрасны олимпийцы, прекрасны и их враги. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом — покрывалом или легким одеянием — хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч.
470 года (Дельфы, музей), где передача мелких натуралистических деталей (вены, ногти, пушок на висках) не мешает монументальности образа в целом. до н. э. симметричны: одна половина тела – зеркальное отражение другой. К более поздним работам Поликлета относится Диадумен ок. Скульпторы стремились показать в своих произведениях лучшие качества греческих граждан, доставившие Греции победу над персами: храбрость, любовь к родине, умение не падать духом в опасности и мужественно переносить трудности боевой жизни. Рим).
Миф показывает, какое значение в Афинах придавали разведению олив. 430 года Иктином. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ – перекинут через левое плечо. Он неподвижно стоит перед зрителем.
Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Статуя была сделана из дерева. Поместить в центре террасы сцену — и дело кончено.
Лицо его грубо, нос расплющен, уши распухли. Серединой VII в. до н. э. датируются и первые куросы. В центре храмового зала размещалась статуя того божества, которому посвящено тот или иное святилище.
Скульптор сделал все возможное, чтобы в рамках традиционного канона дать максимум натуральности. Такой ксоан – Афина из Дрероса, одежда которой была украшена золотыми пластинами. Высота скульптуры – 32 метра. В одном из них стояла одиннадцатиметровая статуя Афины работы Фидия. Статуи или их части делались еще и из дерева, бронзы, золота и слоновой кости. Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы.
Ему не нужно строить театр, так как сидеть в нем душно, а на террасе горы сидеть так хорошо и прохладно. Скорее он имел в виду канон как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела. Резкое столкновение противоположно направленных движений всадницы и воина и необычная посадка амазонки своими контрастами усиливают общий драматизм композиции.
Демократия афинская сумела устоять, однако демократические идеалы потускнели, свободное волеизъявление стало пресекаться жестокими мерами, пример тому—суд над Сократом (в 399 г. до н. э. ), вынесший философу смертный приговор. Посейдон ударил своим трезубцем по скале и из неё забил источник воды. А. С. Образцом такой фигуры служит его знаменитый Дорифор – юноша-копьеносец.
Аполлон Праксителя не поражен стрелой, он сам целится в ящерицу, бегущую по стволу дерева, — действие, казалось бы, требует волевой собранности, тем не менее тело его неустойчиво, подобно колеблющемуся стеблю. Живое тело, способное на всякое мускульное дело, греки ставили выше всего. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. До нас дошли мраморные копии, сделанные римскими мастерами. О другом великом скульпторе Мироне мы можем судить только по очень поврежденной римской копии бронзового «Дискобола».
Скульптура классического периода говорила о гармонии между красотой тела и красотой души. В это время Леохаром была создана статуя Аполлона, очень популярная в древности. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева.
И. Тэн в своих «Лекциях эстетики» объясняет простоту формы эллинского искусства физическим строем края. Напротив, в камне и в бронзе умело переданы тонкие нюансы живого тела. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. Ноги амазонки поставлены, так же, как у Дорифора, но свободная рука не висит вдоль тела, а закинута за голову другая рука поддерживает тело, опираясь на колонну. Она видна до пояса.
Но поза совсем не воинственна, члены тела расслаблены, голова опущена. В архаической скульптуре принят еще целый ряд условностей — например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур. Живое движение передает драматичность происходящего. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный ок. Она явилась тем основанием, на котором позднее выросла европейская цивилизация.
Статуя бога Гелиоса является ярким тому примером. А Египет трудно узнать, его новый город Александрия — это уже настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают и точные и гуманитарные науки и философские школы, берущие начало от Пифагора и Платона. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. «Раненая амазонка» Поликлетай тоже опирается на полуколонну, но она могла бы устоять и без нее, ее сильное, энергичное тело, даже страдая от раны, прочно стоит на земле.
Наступила эпоха эллинизма — объединение под эгидой монархии эллинской и восточной культур. Дискобол изображен в сложной позе в момент наивысшего напряжения перед броском. Эта девушка была обвинена в кощунстве, а затем оправдана восхищенными ее красотой судьями. Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых – отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). В этом смысле показательна голова кулачного бойца, принадлежащая не Лисиппу, а, возможно, его брату Лисистрату, который тоже был скульптором и, как говорили, первым стал пользоваться для портретов масками, снятыми с лица модели (что было широко распространено в Древнем Египте, но греческому искусству абсолютно чуждо). Одна группа изображала сцену из мифа о споре Афины и Посейдона. Есть примеры и небольших бронзовых скульптур.
Август-оратор обращается к народу. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Лучшие копии головы Диадумена находятся в Дрездене и Касселе. Метопы храма посвящены подвигам Геракла. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько абсолютное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Знаменит пример статуи с маленьким членом – Давид Микеланджело (1501-04), скульптура периода Возрождения из Флоренции, Италия.
В одной руке она держала копье, в другой фигуру победы. 3. Около 420 до н. э. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй.
За это боги наслали на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоона и его самого. Акрополь относится к таким местам, «о которых все твердят, что они великолепны, неповторимы. Архаические рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальнейшем на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы. Это движение или не имеет никакого «сюжетного» предлога или предлог незначителен — оно самоценно.
Фидий наделил Зевса человеческим благородством. После смерти Александра (а умер он молодым) его колоссальная, но непрочная держава распалась, сферы влияния поделили между собой его военачальники, так называемые диадохи — преемники. Вновь возникшие под их правлением государства были уже не греческими, а греко-восточными. И победа художника оказалась полной: в его творении слышен «умолкнувший звук божественной эллинской речи». На акрополе против входа – огромная статуя богини Афины, отлитая Фидием из бронзы. Тяжеловестность господствует над соразмерностью. Однако до нас дошла только мраморная копия, сделанная римлянами с оригинала.
А статуя Афина Парфенос погибла еще в глубокой древности. Такая техника называлась Хризо-элефантинной. Гармония создаётся уравновешенностью всех форм, лишённых при этом строгой фронтальности. Воспевал этот автор чувственную красоту тела и радость жизни.
Творения великих мастеров не оставляют никого равнодушным.
Материалом служил не только мрамор. Но он не преодолел другой привычки: его «Дискобол» рассчитан только на взгляд спереди, как картина обходить его кругом неинтересно. Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях и в расположении небесных светил, считая, что гармония музыкальная соответствует природе вещей, космическому порядку, «гармонии сфер».
Битва страшна. Равновесие, величавый «этос», сохраняется в классической скульптуре строгого стиля. 105) Парфенона стояли группы статуй.
Фриз изображал битву греков с амазонками — воинов-мужчин с женщинами-воительницами. СКОПАС (расцвет деятельности 375–335 до н. э. ), греческий скульптор и архитектор, родился на острове Парос ок.
Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. 520 года (оба в Национальном музее в Афинах). «Богатый стиль» свойственен произведениям Каллимаха, Алкамена, Агоракрита и других скульпторов к. V в. до н. э Его характерные памятники — рельефы баллюстрады небольшого храма Ники Аптерос на афинском Акрополе (около 410 г. до н. э. ) и ряд надгробных стел, среди которых наиболее известна стела Гегесо.
Снаружи голова, шея и руки прекрасной женщины были покрыты слоновой костью, а волосы, одеяние, шлем и щит – золотыми пластинами. Молва объявила статую Зевса одним из семи чудес света. Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Пракситель пользовался огромной славой, был богат. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая.
Иное творческое начало имели скульптуры Праксителя. Как это часто бывает, чрезмерно высокие хвалы со временем вызвали противоположную реакцию. Отсутствие одежд никого не шокировало. Она не была акролитной (составной), как Платейская, но вся литая из бронзы. Еще одним великим скульптором того времени был Поликлет. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству.
Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. kalos – прекрасный agathos добрый). Но не спрашивайте почему. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина.
Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. Дискобол Мирона. От этого времени дошел также ряд бронзовых оригиналов — «Дельфийский возничий», статуя Посейдона с мыса Артемисий, Бронзы из Риаче. Оригиналов статуй той эпохи увидеть практически невозможно.
Этим отличался Деметрий из Алопеки. Лисипп был придворным художником Александра Македонского и выполнил ряд его портретов. К тому же не все произведения этого рода являются «типажными», есть и такие, которые согреты чувством, — можно назвать терракотовую статуэтку «Старый учитель» исполненную аттическим мастером. Первоначально греки строили храмы из дерева.
Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины – знак миролюбия грозного бога. до н. э. ), храма Артемиды в Эфесе (около 355 — 330 гг. Он проводил их на базе философско-математической школы им же и основанной. Причем его движение, по выражению советского искусствоведа Б. Р. Виппера, «не сосредоточивается в одном направлении, а как бы лучами расходится в разные стороны».
В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Ярким примером является еще одно чудо света – Колосс Родосский. И последний этап – эллинизм. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Обнаженная фигура Александра имела отвлеченно-идеальный характер.
им был создан Диадумен, юноша с повязкой вокруг головы. Он стремился выражать в своих скульптурах бурные страсти и эмоции. Её опережала вазопись, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков. «Лаокоон и его сыновья».
Пухлые кудрявые малыши эллинистических ваятелей заняты всевозможными проделками: катаются на дельфине, возятся с птицами, даже душат змей (это малютка Геракл). В точности совпал этот вес с количеством золота, предоставленным ему. Древние греки считали Афины красивейшим городом своей страны Он окружён каменными стенами, сохранившимися от того времени, когда здесь была крепость. Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. Таким образом изображения граждан Афин сливались в единое целое с миром богов и героев.
Это Пропилеи – монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Сперва выступил он в качестве живописца, а затем перешел на скульптуру. Классический период древнегреческой скульптуры приходится на V — IV вв. до н. э. Богиня в образе прекрасной женщины – олицетворение Афин. Впоследствии Плиний, описывая эту статую, добавлял: «В том же самом городе находится сто других колоссов меньше этого, но каждый из них прославил бы всякое место, где бы он ни стоял».
Вся входящая в его ансамбль скульптура так или иначе передаёт дух его искусства. Примером того стал знаменитый «Дискобол» скульптора Мирона. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты – в коллекции Кауфмана в Берлине). Миф показывает, какое значение в Афинах придавали разведению олив.
Богиня в образе прекрасной женщины – олицетворение Афин. Скульптуры западного фронтона относятся ко времени основания храма (510 — 500 гг. Несмотря на все достежения Фидия, общественность Греции смогли настроить протев него. Кто умирал, не увидав его, почитал себя несчастным.
В скульптуре преобладали фигуры обнаженных юношей-воинов, называемых куросы. Дерзнувший подобрать флейту Марсий в испуге отпрянул от разгневанной богини.
Здесь представлены амазономахия и кентавромахия. Вспомним фигуры Скопаса на рельефе Галикарнасского мавзолея. Её позолоченные шлем и остриё копья моряки видели, ещё подплывая к Пирею.
(Парфенон в современном виде изображён на рисунке 108 и в конце книги. ) Внутри Парфенона было два зала. (Очень хорошая их коллекция хранится в ленинградском Эрмитаже. ) Некоторые статуэтки воспроизводят известные большие статуи, другие просто дают разнообразные свободные вариации задрапированной женской фигуры. Цветная иллюстрациях I. Афинский акрополь в V веке до н. э. Акрополь стоит на холме. Посмотрим на куросов или, как их иногда называют, «архаических Аполлонов». Скульптура Парфенона сильно пострадала.
После походов Александра вообще многое изменилось в отношении к иноземцам. Это надгробие воина — он держит в руке копье, рядом с ним его конь. Войны Пергама с галлами — только один из эпизодов. Греческая скульптура частично уцелела в обломках и фрагментах.
Первые памятники древнегреческой скульптуры эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в. ). Тот или иной стиль наиболее четко выражались в храмах. Тогда Фидия обвенили в безбожии. Как пишет Плутарх, Александр считал себя примирителем вселенной, «заставляя всех пить из одной и той же чаши дружбы и смешивая вместе жизни, нравы, браки и формы жизни». В другом зале Парфенона хранилась казна Афинского государства и морского союза.
Остались лишь их описания и копии. Стала каноном женской красоты, как «Дорифор» – мужской. Посейдон ударил своим трезубцем по скале и из неё забил источник воды. Существовала Пифагорова школа по принципу числа.
Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. В греческом типе лица торжествует идея «человеческого» в его идеальном варианте. Благодаря этому его статуи были более эластичными и гибкими.
Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни. Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Искания продолжались. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.
Позы у фигур пока что простые и естественные, например, девушка, развязывающая сандалию или бегунья, готовящаяся к старту. Пожалуй, одной из самых известных статуй того периода является «Дискобол» автора Мирона, который вложил очень весомый вклад в искусство ранней классики Греции. У Поликлета имелись многочисленные ученики и последователи вплоть до эпохи Лисиппа (конец 4 в. до н. э. ), который говорил, что его учителем в искусстве был Дорифор, хотя впоследствии он отошел от канона Поликлета и заменил его своим собственным.
Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Одна группа изображала сцену из мифа о споре Афины и Посейдона. Древние греки раскрашивали мраморные статуи в телесный цвет и рисовали им глаза. Молодой обнаженный атлет, вытянув вперед руки, счищает скребком налипшую пыль.
Иные новшества появились во фризе храма Аполлона в Бассах, построенного ок. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Портик — один или несколько рядов колонн, поддерживающих крышу.
Оба мастера предпочитали мрамор бронзе (тогда как в скульптуре ранней классики бронза преобладала) и в обработке его поверхности достигали совершенства. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. Еще один великий скульптор V века – Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный.
Тумана здесь никогда не бывает, даже дождя почти нет. На фронтонах Парфенона стояли группы статуй. Мирон был мастером передачи движения в кульминационный, переходный момент.
Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. 420 до н. э., возможно. Характерно исчезновение архаической улыбки, присутствующей ещё на первом фронтоне.
Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству. Характеризуя в «Лекциях по эстетике» классический идеал, Гегель говорил, что в «классической форме искусства человеческое тело в его формах уже больше не признается только чувственным существованием, а признается лишь существованием и природным обликом духа». Эти прославленные скульптуры были созданы в эллинистическую эпоху. Опора тела перенесена на одну из ног, бедро которой оказывается выше другого, линия плеч, напротив, наклонена в противоположную сторону. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н. э. ) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н. э. ), которую называют Дорифор (Копьеносец) или Канон – по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения абсолютного человека.
Он стоит неподвижно перед зрителем. Мы видели, что уже «Менада» Скопаса была построена по такому же принципу. В Парфеноне всё очень просто и очень строго. Отсюда-то та характерная черта отсутствия безобразных форм в эллинском искусстве.
Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Отсутствие улыбки они могут расценить как отсутствие интереса к собеседнику или траур. Он был построен из мрамора. Несмотря на все достежения Фидия, общественность Греции смогли настроить протев него. Ко всему относились слишком просто, для того чтобы стыдиться чего бы то ни было. Прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линии, проведенной от начала носа до отверстия уха (прямой лицевой угол).
(ранняя классика или «строгий стиль» — 500/490 — 460/450 гг. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. Сохранилось также несколько терракотовых и бронзовых статуэток.
Но и самый выбор сюжета и трактовка его глубоко пессимистичны. Особенной популярностью пользовалась статуя мальчика, дерущегося с гусем. Драматизму многофигурной скульптурной группы «Фарнезский бык» противоречит «классическая» репрезентативность фигур их позы и движения слишком красивы и плавны, чтобы можно было поверить в истинность их переживаний. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. «Безрукость» Афродиты Милосской с течением времени стала как бы ее атрибутом, она нисколько не мешает ее красоте и даже усиливает впечатление величавости фигуры. Так со временем стал образовываться верхний город имеющий вид крепости с разнообразными оборонительными, культовыми и общественными строениями.
Архаическая эпоха древнегреческой скульптуры приходится на VII — VI вв. В классический период (480-330-е гг. В фигуре, когда-то входившей в неизвестную скульптурную группу, присутствует сдержанная энергия движения. Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Лишь так можно было передать красоту и изящность человеческого тела.
Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Скопас изобразил бурю дионисийской пляски, напрягающей все тело Менады, конвульсивно выгибающей торс, запрокидывающей голову. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Четыре великих творения стоят и поныне на этом холме со скалистыми склонами. Сохранились метопы греческих храмов на Сицилии: храма Малых метоп 570-550 годы до н. э., храма С в Селинунте 540-530 годов до н. э. (Палермо, Национальный музей) В первом из них сохранилось изображение Похищения Европы интересное тем, как скульптор передал среду происходящего действия.
Убедительной реконструкции не найдено, в сущности, в ней и нет нужды. Жизнь великого скульптора заканчилась жестокой казнью. Но даже Дискобол последнего настолько уравновешен и четок в своем силуэте, что представляется «пребывающим» и статичным по сравнению с Лисипповым Гераклом, борющимся со львом или Гермесом, который на минуту (именно на минуту. ) присел отдохнуть на придорожный камень, чтобы потом продолжать полет на своих окрыленных сандалиях. Вход обычно украшался фронтоном треугольной формы.
Самой знаменитой работой Поликлета был бронзовый «Дорифор» (копьеносец) ок. Представление о ней дают копии – рельеф, обнаруженный в Эфесе, а также статуи в Берлине, Копенгагене и музее Метрополитен в Нью-Йорке. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве.
Мирон – скульптор Древней Греции V в. до н. э. Именно этого и добивался Лисипп. Такова древнегреческая скульптура (Дискобол). Но еще Байрон назвал его вором. Тогда скульптора обвинили в безбожии.
Впрочем и самый канон пересмотрен. Это была первая нагая женская статуя – до тех пор делались только одетые. Паросский мрамор пропускал свет на 3, 5 сантиметра.
В чем же особенность идеала. Причиной этому послужил щит Афины. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами. Думали даже, что скульптура иллюстрирует текст Вергилия, но, по-видимому, она ему предшествует: «Энеида» была написана позже.
Скульптура Парфенона сильно пострадала. Невольно думается: должно быть, нешуточными были дионисийские оргии, не просто увеселения, а действительно «безумящие игры». Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен.
Рим). В его центральной части богиня красоты и любви, «пенорожденная», поднимается из волн, поддерживаемая двумя нимфами, которые целомудренно ограждают ее легким покрывалом.
Вот, к примеру, статуя "Дискобол" (V в. до н. э. Музей Терм. Это придавало им цвет человеческого тела. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом.
Оставшиеся в живых родственники смотрят на умершего, желая запечатлеть в памяти его черты иногда берут его за руку сам он (или она) на них не смотрит и в его фигуре чувствуется расслабленность, отрешенность. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской и женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксера»). Именно он создал ряд хрисоэлефантинных статуй царей Македонской династии для Филиппейона. Она достигали 13 метров в высоту.
На фронтонах храма Афины в Эгине — борьба греков с троянцами. Не такой уж большой труд пройти его из конца в конец – на это уйдет всего несколько минут. Молва объявила статую Зевса одним из семи чудес света. Для бесед и отдыха греки любили собираться в тени портиков. kalos – прекрасный agathos добрый). Она была первым в греческом искусстве изображением обнаженной богини. 440 до н. э.
Скульптуры, сделанные в период архаики, характеризуются определенным несовершенством своих форм и образов. Весит монумент около 40 тонн. Ему не нужно изобретать теплых одежд и жилищ, мостовых, тротуаров, — грязи тут не бывает. Никто вам не сможет ответить. ».
Эту статую постигла жестокая участь – в V веке н. э. Оно и понятно. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Греческое искусство часто изображало гибель героев, но то была гибель в борьбе.
Он долго и тщательно изучал человеческое тело и в тоге с математической точностью вычислил пропорции идеальной, гармонической его формы и написал большой трактат о своих исследованиях под названием «Канон». Это лик человека, живущего напряженно и трудно, которому нелегко достаются его победы. Художники начали усложнять ракурсы, применять роскошные драпировки. К последним относятся статуи победителя в беге Лада и превращенной в телку Ио.
Классическая традиция не омертвела, она обладала потенциями саморазвития. Он окружён каменными стенами, сохранившимися от того времени, когда здесь была крепость.
Мир стал сложнее, многообразнее эстетические запросы. Зевс был изображен на троне. Именно он создал величественные композиции в Парфеноне. Самое известное произведение Мирона – Дискобол (Метатель диска). Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н. э. ), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н. э. ), живописующее рождение Афродиты. Однако сохранен классический тип лица с узаконенными традицией пропорциями и чертами.
Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из котрых стали колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.
И поразительной силой жизни вдруг повеет от этого обломка сам мрамор иной, чем в римских статуях, — не мертвенно-белый, а желтоватый, сквозистый, светоносный (греки еще натирали его воском, что придавало мрамору теплый тон). С городской цитадели можно было охватить взглядом все государство.
Образуя надежную опору, пальцы ног вдались глубоко в песок. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43. 3 метра). Она послужила оригиналом для бесчисленных копий.
Не уцелела и статуя Зевса. Интересны так же метопы сокровищницы и небольшого храма из святилища Геры близ Пестума в устье реки Селы (второй четверти и конца VI века до н. э., Палермо, Национальный музей).
Она относится к раннему периоду строгого стиля — примерно около 470 года до н. э Этот юноша стоит очень прямо (он стоял на колеснице и правил квадригой коней), ноги его босы, складки длинного хитона напоминают о глубоких каннелюрах дорических колонн, голова плотно охвачена посеребренной повязкой инкрустированные глаза смотрят как живые. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости и золота. Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Она выполнена из позолоченной бронзы, возвышалась у входа Родосской гавани. «Дорифор» («Копьеносец») Поликлета – это статуя, которую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»).
Скульптора интересовали форма и соразмерность находящихся в движении фигур. Музей Пия-Климента. У ног ее вилась змея — хранительница Акрополя. Но подобие относительное: «частный человек», которого политические бури не касаются или только слегка задевают, далеко не так обезличен, как в древних восточных государствах. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч.
С данной фигурой связано множество историй. Но гармония духа колеблется. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры и вот таким образом она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда.
Поликлет же смог натурально передать человека в момент равновесия на одной ноге. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, хрисоэлефантинныестатуи Афины Парфеноси Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохранились).
Статуи создавались по заказу граждан греческих полисов и эллинистических царей. Делали их из терракоты, бронзы, слоновой кости. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. С восточной стороны действие заканчивалось фигурами пирующих богов. Ее позолоченные шлем и остриё копья моряки видели, ещё подплывая к Пирею. Поликлет создал для храма в Аргосе колоссальную хрисоэлефантинную (из золота и слоновой кости) статую Геры, восседающей на троне.
Его прославленные при жизни работы известны по мраморным копиям (оригиналы были бронзовые) или не сохранились вообще. В Родосе была воздвигнута грандиозная статуя Гелиоса (Колосс Родосский) высотой 30 метров, потом разрушенная землетрясением ее изваял Харес, ученик Лисиппа. К концу VI в. до н. э. Иоганн Винкельман, автор первой научной «Истории искусства древности», писал: «Воображение не сможет создать ничего, что превзошло бы ватиканского Аполлона с его более чем человеческой пропорциональностью прекрасного божества».
Остались лишь их описания и копии. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Долгое время эта статуя оценивалась как вершина античного искусства, «бельведерский кумир» был синонимом эстетического совершенства. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. «Афродита Книдская» Пракситель. Даже в динамических мотивах схватки, бега, падения не утрачивается ощущение «олимпийского спокойствия», целостной пластической завершенности, самозамкнутости.
Вэтот период появились первые монументальные скульптуры.
В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой – скипетр, на котором сидел орел. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. В самом понятии «эллинизм» содержится косвенное указание на победу эллинского начала, на эллинизацию этих стран.
По определению Аристотеля, Софокл «представляет людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они в действительности». Мы рассмотрели скульптуру Древней Греции на протяжении всего периода ее развития. Среди известных мастеров имя Фидия затмевает собой всю скульптуру последующих поколений. Он не «печальный пасынок природы», а скорее ее равноправный брат. 590 года до н. э. (Керкира, музей. ) Здесь изображен миф о Медузе-Горгоне и Персее. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н. э. ) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н. э. ), которую называют Дорифор (Копьеносец) или Канон – по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения абсолютного человека.