Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Она смотрит— о, её глаза. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Друзьям приходилось ждать, пока он оденется, чтобы открыть им дверь, так как работал он голым, чтобы не запачкать единственный костюм. А. С. Пушкина свои работы. На бледном лице сияют глаза. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Несмотря на то, что Chagall имеет славу студенческого бара, публика здесь разнообразная. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. Большие, выпуклые, чёрные. Но запомни: денег у меня больше нет. Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Многие считают четырёхлетний период жизни Шагала в Париже самым смелым в его творчестве. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Можешь не рассчитывать». во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Беллой Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Высылать ничего не буду. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Это мои глаза, моя душа. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. — я тоже. Впрочем, в вечернее время звук проходящих поездов крайне редко прерывает веселый разговор. Она молчит, я тоже.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Ползал и подбирал. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
И я понял: это моя жена. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Здесь нет ни одного похожего на другой стула, столешницы как впрочем и барная стойка изрядно потерты (не отталкивающая, но располагающая к себе патина времени), в простых подсвечниках зажжены свечи, причудливо отражающиеся в больших чуть тусклых зеркалах. (В Берлине это не новость: в таких пространствах в немецкой столице нередко обитают кофейни, музыкальные и книжные магазины).
В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И я понял: это моя жена. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Персонал приветлив и радушен.
«Всё покрылось тьмой». Это мои глаза, моя душа. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Она смотрит— о, её глаза. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
В 1909—1911г. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Я знаю, что должен жить во Франции, но не хочу отрываться от Америки, – сказал он однажды, – Франция – это уже готовое полотно (картина), а Америка – ещё не написанное. Но работать в Америке для меня всё равно, что кричать в лесу. Это всё, что я могу наскрести. На бледном лице сияют глаза.
По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Запить все это рекомендуется загадочным коктйлем Onkel Vanja (дядя Ваня), представляющим смесь многих ингредиентов, среди которых шампанское, водка и персиковый сок. Нет никакого эха.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной., – написал Шагал в своей биографии, -Никакое слово не звучало для меня сладостнее.
Но в 1951 году Вирджиния неожиданно бросила Шагала, забрав обоих детей с собой. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. Может быть, вот таким образом там я чувствую себя свободнее. Париж Шагал полюбил сразу. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972).
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В 1948 году он с Вирджинией и их сыном Давидом (а также дочерью Вирджинии от первого брака) вернулся во Францию. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Большие, выпуклые, чёрные. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415.
Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Осенью 1909г.
Париж. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Решено. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Сам знаешь. Вскоре 65-летний Шагал женился на Ваве, как Бродскую звали дома. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее.
Она молчит, я тоже. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Там он проучился 2 месяца. — я тоже.