Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Спящая Венера, видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики – Тициан и Себастьяно дель Пьембо.
Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. на улицах, в залах дворцов, на сельских вечеринках, в книжных лавках и в проезжающих мимо пролетках.
Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Действительно, с именем художника связано много неясного. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
На спящего человека не оказывают прямого воздействия никакие трагедии материальной действительности. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Возрождение. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.
И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Холст.
Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи.
К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне.
Сундук с нарядами на заднем плане при этом рассматривается как приданое обнажённой девушки. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался».
Фигура девушки кажется абсолютной, законченной, существующей в полной гармонии с пейзажем венецианской деревушки, написанной на заднем плане картины.
Но в XIX веке были найдены Заметки о произведениях искусства, написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.
Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Излюбленным цветом волос стал не тёмный, как у большинства итальянок от природы, а светлый. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Великий гравер, художник и рисовальщик в ем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. Совсем иное представление о женской красоте — плоть от плоти прекрасной действительности и в то же время возвышенной и целомудренной — раскрывается в картине Джорджоне. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.
Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты.
Сейчас он увидел девушку плывущей на большой морской раковине, стыдливо и целомудренно прикрывающейся руками, на лице – выражение наивности и чистоты. Венеция. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Италия.
По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Галерея Академии. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.
Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Плавные линии тела Венеры, безупречные по своей красоте, как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры. Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей.
Попав под чары Джорджане, подобную работупозже представил Тициан, являвшийся коллегой художника.
Но Иоргос уже продал Венеру местному священнику, который в свою очередь собирался преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Она была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере.
В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Эти картины уже относятся к позднему стилю Тициана, в них выразилось новое понимание мира эроса. Художникизображает фигуру спящей обнаженной женщины, профиль которой, кажется, сливается с холмами на фоне, а ее бледное лицо контрастирует с шелковистой тканью. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Согласно одной из них картина символизирует узы брака.
Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом.
оБПВПТПФ, НБМП ЛПНХ ЙЪ ИХДПЦОЙЛПЧ чПЪТПЦДЕОЙС ХДБЧБМПУШ УПЪДБФШ ВПМЕЕ ЧПЪЧЩЫЕООЩК Й ГЕМПНХДТЕООЩК ПВТБЪ. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода.
В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий и в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.
82 x 73 см. Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Нельзя игнорировать наличие на полотне Купидона со стрелами в руке и тот факт, что после трагической смерти Джорджоне в 1510 году над картиной работали Тициан и еще какой-то неизвестный мастер. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет.