Спящая Венера, также известная как Дрезден Венера, является живописью итальянским владельцем эпохи Возрождения Джорджоне, с, это теперь общепринятое, пейзаж и небо, Тицианом, законченным после смерти Джорджоне в 1510, как Vasari, сначала отмеченный. Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера». Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности. Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения.
Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения.
Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. Все полно той кристальной прозрачности, которая достижима только тогда, когда ясный, незамутненный дух живет в абсолютном теле. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Венецианцы хоронили близких, постились – еды тоже не хватало – и сидели по домам, боясь подцепить заразу на улице и молясь Господу, чтобы беда поскорее их миновала. Когда же война приблизилась к границам Германии, был отдан приказ перевезти все ценности подальше, к западу от Эльбы. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди.
Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. Уже при жизни о нем ходили легенды. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.
Современники считали его очень большим мастером и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Художнику удалось создать образ прекрасной женщины, образ обобщенный и вместе с тем удивительно живой, наполненный гармонией и поэзией. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды.
Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». И отвечал им взаимностью. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету.
Как и иные творения Высокого Возрождения, Венера кисти Джорджоне замкнута в своей абсолютной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от созвучной ее красоте музыки окружающей ее природы. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы.
Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Каждый день уносила она сотни жизней. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
И все это было в картине Джорджоне. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной.
В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Родился 17 июня 1884 года в Вентноре на острове Уайт (Англия), в аристократической семье Маргарет и Уильяма Уэйн. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Друзьями они никогда не были. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». 82 x 73 см.
Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Больницы были переполнены.
После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Умозрительное отношение к природе и красоте числа типично для Джорджоне. Как уже говорилось выше, свою идею о прекрасном человеке, о его полной гармонии с окружающим миром Джорджоне воплотил в образе Венеры — богини любви и красоты.
Действительно, с именем художника связано много неясного. чП ЧУЕИ ЮЕТФБИ ЕЕ ОЕЦОПЗП Й ЪБДХНЮЙЧПЗП МЙГБ ТБЪМЙФБ ФПОЮБКЫБС ПДХИПФЧПТЕООПУФШ, Б ЪБ ЕЕ ПРХЭЕООЩНЙ ТЕУОЙГБНЙ ЛБЛ ВЩ УЛТЩФБ ЧУС РПМОПФБ ЮХЧУФЧ Й РЕТЕЦЙЧБОЙК ЮЕМПЧЕЛБ, ОБДЕМЕООПЗП ФПОЛПК ДХЫПК.
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
И все это было в картине Джорджоне. Художник переезжает в Марокко в городок Танжер. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.
От времени она сильно пострадала и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.
Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Венеция. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Холст.
Фигура девушки кажется абсолютной, законченной, существующей в полной гармонии с пейзажем венецианской деревушки, написанной на заднем плане картины. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр.
А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Уже при жизни о нем ходили легенды. В 1939 году началась Вторая мировая война. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. В 1905 году его пейзаж «Амфитеатр.
Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. В 1939 году началась Вторая мировая война. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.
Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Возрождение.
Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло.
Пейзажная живопись отходит на второй план. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. Эта Венера – богиня плотской любви, раскинувшаяся в алькове и предлагающая зрителю свою великолепную наготу. Больницы были переполнены. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию.
Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности.
Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар.
Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом.
пОБ УФБМБ Й УЧПЕПВТБЪОЩН ЙФПЗПН ЧУЕИ ТБЪНЩЫМЕОЙК дЦПТДЦПОЕ П ЮЕМПЧЕЛЕ Й ПЛТХЦБАЭЕН ЕЗП НЙТЕ, Ч ОЕК ОБЫМБ ЧПРМПЭЕОЙЕ ЙДЕС П УЧПВПДОПН, ОЙЮЕН ОЕ ПНТБЮЕООПН УХЭЕУФЧПЧБОЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ УТЕДЙ РПЬФЙЮЕУЛПК РТЙТПДЩ. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Нельзя игнорировать наличие на полотне Купидона со стрелами в руке и тот факт, что после трагической смерти Джорджоне в 1510 году над картиной работали Тициан и еще какой-то неизвестный мастер. А теперь он уже мог это сделать.
Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Да и в искусстве шли разными дорогами. Его свободный легкий мазок и мастерское владение цветом сделались отличительными признаками венецианского искусства. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость.
И отвечал им взаимностью. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Является ли эта композиция просто предлогом для изображения поэтического пейзажа или заключает в себе более глубокий смысл. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Венера Джорджоне – вся тайна и поэзия художника, он вложил все чувства в создание этой картины.
Италия. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.
Замкнутый контур ее фигуры, необычайная мягкость и плавность очертаний усиливают впечатление погруженности ее в свой мир, мир абсолютной гармонии и высшей красоты. Галерея Академии.
Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Это в последствии он станет членом Королевского института акварели, получит орден «Комендадор-де-ла-Мендавия», будет награжден орденом Альфонсо Мудрого. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру».
Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного женского тела, где абсолютность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон совершенной гармонии.
До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Попала не в лучшем состоянии. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. дЦПТДЦПОЕ ПУФБЕФУС ПДОЙН ЙЪ УБНЩИ ЪБЗБДПЮОЩИ НБУФЕТПЧ РТПЫМПЗП, Б УТЕДЙ ЦЙЧПРЙУГЕЧ чЩУПЛПЗП чПЪТПЦДЕОЙС – УБНЩН ОЕПВЩЮОЩН. рПЬФЙЮЕУЛПК ЧЕТЫЙОПК ЕЗП ЙУЛХУУФЧБ УФБМБ уРСЭБС чЕОЕТБ – ЕДЙОУФЧЕООБС ЙЪ ДПЫЕДЫЙИ ДП ОБУ ЛБТФЙО ИХДПЦОЙЛБ ОБ НЙЖПМПЗЙЮЕУЛЙК УАЦЕФ. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.
Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко.
«Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново.
.