Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. При этом автором была нарушена существовавшая в то время ренессансная традиция в изображении портретов. Над чарующим пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы, выступающие на небе подобно облачкам. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным.
Помимо картин Леонардо да Винчи работает над конным памятником Франческо Сфорца, (который сильно повреждают французы во время захвата Милана в 1499 году) и летательный аппаратом — орнитоптером. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Работами руководил археолог Арсен Уссэ.
Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. Сэр Кеннет Кларк, много лет посвятивший изучению эпохи Возрождения, однажды сказал: «Жизнь Леонардо да Винчи — большая головоломка, которая вряд ли когда-нибудь будет разгадана». «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия. Об оттенках они не заботились.
Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Их некоторое время изучали.
Картина, как известно, не была окончена. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Для него началась пора беспокойных скитаний. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов.
Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Французский период был самым счастливым в его жизни.
Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. «Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Одновременно в картине есть характерные только для Леонардо воздух и глубина, которых удалось добиться с помощью приема сфумато Сфумато (итал. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа. sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.
С 1495 по 1498 Леонардо да Винчи создает свою знаменитую фреску «Тайная вечеря»в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, а в 1503 — самое известное свое произведение — «Мону Лизу». Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. Такой далекий и такой современный. Леонардо внёс нечто иное и в освещение.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Особенно это бросается в глаза после изучения многих картин более ранних эпох, которые в сравнении с живописью Да Винчи кажутся раскрашенными рисунками.
Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Сплошным воплем о прощении является Иероним. Считается, что на этом рисунке да Винчи первым в истории точно проиллюстрировал позвоночник.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Все спуталось в дикий клубок. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами».
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек, а действующие паровые автомобили появились несколькими десятилетиями позже — в Англии и Франции. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Намеренная неясность очертаний и мягкость форм рождают у зрителя самые разные мысли о ее характере и эмоциях. Вся картина имеет очертания полукруга, вершину которого образуют скрещивающиеся передние ноги поднявшихся на дыбы коней. Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катерины.
Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Леонардо да Винчи был не только творцом нового учения о композиции и нового воззрения на краски что гораздо важнее, он вдохнул в искусство эпохи новую душу. Все тело отражает данное душевное движение.
Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». Леонардо разбирался в этом как никто другой. Картина вызывает много вопросов. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.
Молодая мать, которая кормит своего ребенка. К 1514 – 1515 гг.
Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера.
Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Борются люди и кони. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Годы ее создания – 1490-1491.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции – умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) – великий итальянский художник (художник, архитектор, скульптор) и ученый (естествоиспытатель, анатом) изобретатель, писатель. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени.
Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. А вот, господа, таки может.
Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка.
На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. И не только лица. Еще в раннем детстве проявились выдающиеся художественные сособности Леонардо и в 1470 г. он поступает в мастерскую известного художника Андреа дель Вероккио. Через два года, в 1472 г. Леонардо принимают во флорентийскую Гильдию художников. В 1481 г. Леонардо в качестве военного инженера поступает на службу к правителю Милана Лодовико Моро. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка.
Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо. руб.
Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 – 2 мая 1519) – итальянский художник, скульптор, архитектор, музыкант, ученый, математик инженер изобретатель, анатом, геолог, картограф, ботаник и писатель. Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.
Интересы сошлись в одном. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие.
Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Тела приобретают округлые формы. Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым. Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера.
Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. В руках у ребенка мы видим маленькую птичку – красного щегла. Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
Вместо формальной торжественной застывшей композиции Леонардо создает свободно развернутую в пространстве, пластичную группу в форме пирамиды – своей любимой фигуры – и таким образом нарушает традицию, по которой алтарная картина должна была включать Марию с младенцем, пророков и ангелов. Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. Леонардо да Винчи (1452-1519) родился в селе Анкиано, неподалеку от города Флоренция. Название картины Мадонна с младенцем подсказывает нам сюжет.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Леонардо покинул город.
Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя». Полны мольбы его глаза. Воспитывался Леонардо в доме отца. Богородица ли она вообще. Художник, скульптор, архитектор инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Они легли в результате объемными складками. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело. Этот человек изображен кающимся.
В 1490 из-под его кисти появляется картина «Дама с горностаем» и «Портрет музыканта». Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Никогда не изображал он отречение и муки. И главное, не подделка ли это. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства.
Складки одежд Марии и Ангела мягко и естественно облегают тело, не скрывая очертания фигуры, что тоже было новаторством во времена Леонардо. Леонардо да Винчи. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве.
Среди всех изобретений Леонардо да Винчи прежде всего следует отметить автомобиль. Спишем некоторую часть такого феноменального явления на открытия в областях пропорций человеческого тела и анатомии в целом – (кстати угадайте, кому принадлежит значительная доля этих открытий) тем не менее использование мастером нового взгляда на живопись и революционной техники рисования очевидно. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. По данным профессора истории искусств Хелен Гарднер, масштабы и глубина его интересов являются беспрецедентными и «его ум и личность кажутся нам сверхчеловеческими». Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Но это была грация элегическая. «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени.
Главная из них открылась сравнительно недавно. Автомобиль. Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером.
Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). Нет более углов. Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. Горностай-За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин.
«Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Опираясь на эти факты (а также на сексуальную окраску, по мнению многих, присутствующую в этом полотне), некоторые исследователи склонны считать их связь интимной. Гращенков пишет об этой картине: «Следуя флорентийским образцам 1470-х годов, Леонардо изобразил свою модель по пояс, получив тем самым возможность показать руки. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло.
Леонардо вынужден покинуть город и в течение нескольких лет переезжает с места на место, подолгу нигде не задерживаясь. В 1502 г. он оказывается во Флоренции и начинает работать над созданием картины «Мона Лиза». В 1506 г. король Людовик XII приглашает Леонардо в Милан в качестве придворного живописца, а в 1513 г. Леонардо переезжает в Рим по приглашению брата Папы Льва X. Последние годы жизни Леонардо провел во Франции при дворе короля Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г. В 1481 году Леонардо начинает работатьнад полотном на религиозный сюжет «Святой Иероним», а в 1483 году — над картина «Мадонна в гроте». Данный прием был разработан самим да Винчи. «Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках. Это тонкий намек на имя девушки.
Сам художник словно отождествляет процесс кормления с постижением души человека. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Уделял он внимание и рукам.
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Они и так знают, что это за работа. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света. Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка.
С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. Мадонна кормит младенца грудью.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Леонардо написал это полотно во время обучения в мастерской художника Верроккио, но на нем уже ярко проступил его своеобразный индивидуальный стиль.
Например, картина «Мадонна Литта», завершенная в 1491 году. Пусть это так и будет. У Леонардо нет линии, есть только формы.
Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. И лишь Рождение Адама Микеланджело может с ними соперничать. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня» также известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы».
Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. Масштаб их славы можно сравнить только с работами Микеланджело. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. К мягкости стремятся и краски.
«Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Эта картина выставлена в Эрмитаже. Поза ее выглядит не вполне естественно. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника.
Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души. Леонардо выполнил несколько эскизов, на которых был изображен плащ Марии, а также одеяния архангела Гавриила.
Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. В 1491 году заканчивает работу над картиной «Мадонна Литта». Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака.
Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека», что есть идеал итальянского Ренессанса. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция). Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Картина воспевает материнство, а также скромность матери.
Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. «Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Видимо, все же нет.
относится создание шедевра великого мастера – картины Джоконда. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Позвоночник. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Пластически высечены контуры. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. Но открылась ли.
В настоящее время это произведение искусства находится в Эрмитаже. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая. «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Тема сексуальной потенции не является чем-то новым для эпохи Ренессанса. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Биографы называют молодой крестьянкой. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени.
Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. «Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. Он переписал драпировки на основании этих рисунков. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции.
В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Он прожил там до 1499. У Леонардо все полно движения. Группируя фигуры по три, заставляя одних подниматься, других склоняться, Леонардо да Винчи придал всему форму волнистой линии: точно от Христа исходит морской вал с поднимающимися и падающими волнами.
История зарождения эпохи итальянского ренессанса. Великий, загадочный, притягивающий. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ. В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Леонардо хотел работать медленно и использовать яркие краски, дающие возможность тональных переходов. Во Франции Леонардо практически не рисовал, его больше занимали инженерные проекты.
Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга.
Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Значительную часть своей жизни он работал у Людовика иль Моро в Милане. «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения.
«Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Образ птицы – это пролитая кровь, жертвенность и страдания, жизнь во славу Веры. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. В первую очередь Леонардо да Винчи был известен как художник.
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Мы постарались вкратце рассказать о них. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Работа проникнута гармонией, но положение кистей рук младенца и матери создают тревожное впечатление, как и пейзаж, который виден из окна за ними. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира.
Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок – атлант (atlas), второй – осевой (axis) и третий. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Леонардо также интересовал рисунок волос. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506).
У них все блестит и сверкает. В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Содержание его рисунков самое разнообразное. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.