Как и многие другие картины Мунка, «Созревание» существует в нескольких вариантах, включая рисунки и гравюру.
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Но к 1880-м годам многие художники отказались от этих идиллических картин в пользу большей «правды жизни». Чаще всего это были интерьеры храмов или частных домов. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Он издает вопль. На лице молодой обнажённой женщины с распущенными волосами блуждает странная усмешка. Предполагают, что главный персонаж картины — друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, входивший в круг «богемы Кристиании» вместе с Одой Крог, Хансом Егером и другими. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Я ощутил крик природы, мне показалось, что я слышу крик. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
В 1889 году он приобрел здесь дом, куда возвращался на протяжении более 20 лет почти каждое лето (в этом доме, Munchs hus, сейчас музей). В этом можно усмотреть обожествление оргазма как жизнетворного акта. Это Софи изображена на картине «Больной ребенок» («Больная девочка») (Det syke barn) (1885-1886), а рядом с умирающей девушкой – их с Эдвардом тетка Карен Бьёльстад. Поговорили о ее коллекции и упомянули основные шедевры. Произведение существует в нескольких версиях.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Создаётся атмосфера бурной, пульсирующей жизни, которую наблюдает отстраненная фигура на балконе. Тематически эта работа близка к картине «Голос» (сейчас в музее Мунка), написанной ранее и изображающей женскую фигуру на фоне лунного пейзажа. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Позировала Мунку для «Мадонны» его подруга норвежка Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. В тот период Нильсен как раз переживал несчастную любовь к обаятельной и талантливой художнице Оде Крог, жене Кристиана Крога, которую называли «королевой богемы». Норвежская художница Гарриет Баккер (Harriet Backer) (1845-1932), одна из первых в Скандинавии женщин-художниц, специализировалась на создании атмосферных интерьерных картин.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Недаром картины этого художника называют «пейзажами для души». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Егер, автор «Библии анархиста» и романа «Богема Христиании», не признавал мораль и религию, видел в христианстве причину всех зол, ненавидел брак как опору ханжества, придерживался идеи свободной любви и считал величайшей добродетелью человека честность и откровенность. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Они уносят в какой-то потусторонний мир. Крупными фигурами того времени стали порвавшие с традиционным искусством Анри Матисс (1869-1954) и Пабло Пикассо (1881-1973). 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Его палитра стала ярче, чем в картинах 1890-х годов.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Крупными фигурами того времени стали порвавшие с традиционным искусством Анри Матисс (1869-1954) и Пабло Пикассо (1881-1973).
Посмотрим теперь на картину Мунка «Танец жизни» (Livets dans) (1899-1900), давшую название всей экспозиции Национальной галереи в Осло. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Под одной своей картиной Мунк написал: «Улыбка женщины – это улыбка смерти».
Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень». Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Я остановился и взглянул на фьорд – солнце садилось и облака стали кроваво-красными.
Арне Эггум, обращая внимание на сходство позы девочки с «Созревания» с «Самой прекрасной любовью Дон-Жуана» (фр. La plus belle amour de Don Juan) Фелисьена Ропса, также указывает на разницу в подходах обоих художников и подчёркивает, что Мунк не ставил своей целью «скопировать» Ропса. Земля усеяна трупами. Тот вариант, что находится в Национальной галерее, был создан в 1893 году. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Норвежская художница Гарриет Баккер (Harriet Backer) (1845-1932), одна из первых в Скандинавии женщин-художниц, специализировалась на создании атмосферных интерьерных картин.
Помимо варианта маслом, Мунк исполнил «Мадонну» в виде литографии, которая отличается рамой с изображениями сперматозоидов и маленького эмбриона. Чаще всего это были интерьеры храмов или частных домов. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Полузакрытые в экстазе глаза и поза указывают на любовный акт.
Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Соседний зал, «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: повседневная жизнь и местная среда», позволяет увидеть жанровые картины скандинавских мастеров.
Здесь мы погружаемся в мир норвежской «атмосферной живописи» или «живописи настроения» 1890-х годов. «Я чувствовал себя усталым и больным. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Мотив «комнаты умирающего» появлялся впоследствии в творчестве Мунка неоднократно, да и сама композиция «Больная девочка» тоже существует не менее чем в шести вариантах. Картины цикла «Фриз жизни» показывают человеческую радость и печаль на фоне неровной линии берега, волнующегося моря и неспокойных деревьев. В это же время он создает серию замечательных пейзажей: восход солнца, который приносил Мунку радость и холмы, которые он видел из своего окна и был рад тому, что они не дают возможности наблюдать заход солнца, погружающий его в глубокое уныние. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Часто они изображали уютные домашние интерьеры с читающими или работающими людьми. Так, в 1895 году художник создал литографию «Крик», в 1896 году — цветную литографию «Тоска».
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Справа стоит тетка Карен Бьёльстад, которая взяла на себя ведение хозяйства в семье Мунков после смерти своей старшей сестры, матери Эдварда.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Этой же теме посвящена картина «Смерть в комнате больного» (Dden i sykevrelset) (ок. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Помимо того что «Крик» с его обобщенным образом отчаяния находит отклик у каждого человека в отдельности, в картине видят и более широкий смысл: пророчество, предвещающее многочисленные трагедии XX века, включая разрушение природы людьми.
1893). Именно это ощущение мегаполиса передано в данной картине изображающей вид на оживленную парижскую улицу. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Его голова и понурые плечи четко выделяются на фоне бледного пляжа, а форме головы вторят большие валуны на берегу.
В музее можно увидеть, например, картину Гарриет Баккер «Шитье при свете лампы» (Syende kvinne ved lampelys) (1890). В композициях возникли повторяющиеся излюбленные персонажи или даже больше — символы. Тематически эта работа близка к картине «Голос» (сейчас в музее Мунка), написанной ранее и изображающей женскую фигуру на фоне лунного пейзажа. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка – в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Женские образы справа и слева от танцующей пары напоминают возлюбленную Мунка, рыжеволосую Туллу Ларсен (Tulla Larsen). Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
За ее спиной нависает, как призрак, тяжелая, непропорционально большая, зловещая тень, создающая ощущение угрозы. У художника было множество коротких романов, но ни одну свою связь с женщинами он не вспоминал с радостью или благодарностью. На картине «Переходный возраст» («Созревание») (Pubertet) (1894-95) Мунк изобразил хрупкую обнаженную девочку примерно четырнадцати лет, сидящую на краю постели скрестив руки на коленях.
Созревание — сложный процесс, переход от детства к зрелости. Посмотрим теперь на портрет писателя Ханса Егера (1889). Мунк хотел создать, по его выражению, «поэму о жизни, любви и смерти».
Часто они изображали уютные домашние интерьеры с читающими или работающими людьми. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Персонажи на переднем плане имеющие основное значение для смысла картины, наделены индивидуальными чертами, тогда как фигуры на заднем плане играют роль ритмичных цветовых пятен или даже напоминают карикатуры (таков толстяк, который пытается поцеловать или, скорее, укусить свою партнершу в шею). Храмы лежат в руинах. Под одной своей картиной Мунк написал: «Улыбка женщины — это улыбка смерти».
Ее волосы беспорядочно распущены, руки заломлены. Но, хотя композиция топографически точна, яркие цвета извилистые формы и загадочные фигуры абсолютно преобразуют сцену, так что перед нами скорее «внутренний пейзаж», отражение психологического состояния художника. Термином Stemningsmaleriet (в английском варианте – Moodpainting) обозначают картины, передающие определенное настроение или атмосферу в природе это был излюбленный жанр норвежской живописи в конце XIX века. Члены семьи собрались в комнате Софи, которая сидит на стуле спиной к зрителю. Центральное место занимает женщина в ярко-красном платье, которое обвивается вокруг ног ее партнера по танцу, так что они становятся одним целым. Линии и краски ландшафта двинулись к нему, чтобы удушить его.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Этой же теме посвящена картина «Смерть в комнате больного» (Dden i sykevrelset) (ок. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь.
Черные волосы женщины разметались, глаза, обведенные темными кругами, закрыты. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Художник изобразил несколько пар, кружащихся на траве в ясную летнюю ночь. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Первая дата – 1888–1889 годы. Эту пьесу художник впервые прочитал в 1898 году и потом хранил в своей библиотеке. Он пытался закричать от страха, но не мог произнести ни звука.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Вообще Мунк писал «Крики» с 1893 по 1910 год и все они имеют схожую композицию: на всех изображена охваченная ужасом фигура на фоне пейзажа с тревожным кроваво-красным небом. Ее считают программной работой, первой в зарождающемся движении экспрессионизма. Его произведения повлияли на формирование стиля, впоследствии получившего название экспрессионизм, а картина «Крик», одну из версий которой можно увидеть в этом музее, считается «иконой экспрессионизма». Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Обхватив голову руками, он стоит как воплощенное отчаяние. Наряду с другими работами, картина «Меланхолия» демонстрировалась на большой выставке Мунка в Берлине в 1892 году. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Посмотрим теперь на портрет писателя Ханса Егера (1889). Пластический язык обретает исключительную силу. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Позировала Мунку для «Мадонны» его подруга норвежка Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского. Изображенный на картине дом существует и сегодня. Один из них посвящен норвежскому модернизму 1910-1930-х годов.
Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. На картине «Меланхолия» извилистая береговая линия проходит по диагонали в сторону пирса, на котором можно различить три фигуры, которые готовятся уплыть на пришвартованной лодке. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Ульрих Бишофф отмечает, что «в период работы Мунка над этой картиной в моду вошли полотна с юными натурщицами, оставлявшие привкус легкой непристойности, однако зловещая тень в сочетании с хрупкой нежностью девочки абсолютно исключает подобное истолкование картины Мунка». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Арне Эггум, обращая внимание на сходство позы девочки с «Созревания» с «Самой прекрасной любовью Дон-Жуана» (фр. La plus belle amour de Don Juan) Фелисьена Ропса, также указывает на разницу в подходах обоих художников и подчёркивает, что Мунк не ставил своей целью «скопировать» Ропса3. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Они стремились отображать мир без искажений и без прикрас. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.
Например, в «Пепле» (1894) девушка в белом одеянии показана на фоне мрачного вечернего леса. «Танец жизни» – ключевая композиция из мунковского цикла «Фриз жизни». В течение 1909-1916 гг.
На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Для представителей этого течения превыше всего выражение эмоционального состояния автора. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Ребенком он пережил и смерть матери. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Художник изобразил несколько пар, кружащихся на траве в ясную летнюю ночь.
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Картина предположительно была написана в городке Осгордстранд (sgrdstrand), где Мунк часто проводил лето. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба. Похороны Мунка прошли при огромном стечении народа, в похоронной процессии особенно много было женщин.
Одна из известнейших картин Мунка на эту тему – «Мадонна» (Madonna) (1894-95) из цикла «Фриз жизни». Так или иначе, Мунк показывает половое чувство как темную и опасную силу. Недаром «Крик» считается «иконой экспрессионизма» и предтечей модернизма с характерными для него темами одиночества, отчаяния и отчуждения. В частности, стоит обратить внимание на поздний «Автопортрет» Ван Гога, написанный в 1889 году, за год до смерти художника. Термином Stemningsmaleriet (в английском варианте — Moodpainting) обозначают картины, передающие определенное настроение или атмосферу в природе это был излюбленный жанр норвежской живописи в конце XIX века.
Выставка вызвала скандал и была закрыта через несколько дней. На лице молодой обнажённой женщины с распущенными волосами блуждает странная усмешка. Отличающее эту картину сочетание мотивов сексуальности и угрозы, тревоги в целом характерно для творчества Мунка, воспринимавшего половое чувство как могучую, но тёмную и опасную для человека силу Бишофф отмечает, что «Созревание» во многом предвосхитило его знаменитый «Фриз жизни», где темы сексуальности и страха стали центральными. В 1921-1922 гг.
Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Логически к «Фризу жизни» относятся также такие известные картины Мунка, как «Поцелуй», «Барка юности», «Мадонна», «Вампир». Это вечные образцы сюжетов, по которым живут люди во все времена: «Крик» (1893, Национальная галерея, Осло), «Тоска» (1894, Музей Мунка, Осло), «Ревность» (1895, частное собрание, Берген), «Дикий красный виноград» (1898–1900, Музей Мунка, Осло), «Танец на берегу» (1900–1902, Национальная галерея, Прага). На картине он изобразил борьбу рабочего класса с капитализмом. Работу над первыми картинами «Фриза» Мунк начал ещё в начале 1890-x годов, но «Созревание» в него не вошло и впервые было выставлено на отдельной выставке в 1895 году.
Предполагают, что главный персонаж картины – друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, входивший в круг «богемы Кристиании» вместе с Одой Крог, Хансом Егером и другими. Моделями нередко выступали домочадцы, друзья или коллеги. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Также в этот период приобрели популярность портреты и автопортреты. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
Лицо человека – застывшая безликая маска.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Смущенный Мунк, не предполагавший такой интерпретации, впоследствии переработал картину2. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Многие интерпретаторы видели деформированный пейзаж на заднем плане как результат крика, который распространяется на природу, но мы можем его понять и в противоположном направлении: как пейзаж, который исчезает в воронке черной дыры рта, будто крик засасывает задний фон в отверстие, суживает его вместо того, чтобы расширяться в нем.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Он создал несколько версий этой картины.
Жанр этот возник в качестве реакции на несколько однобокое увлечение реализмом. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
От картины веет всепоглощающим страхом. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Художник не мог расстаться с этими образами и впоследствии воплощал различные вариации основных тем в огромном количестве гравюр и рисунков, каждый раз добавляя новые оттеночные и смысловые моменты. Говорят, что Вампиром ее назвал писатель Станислав Пшибышевский.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Но, в отличие от нее, в картине «Лунный свет» присутствует только природа. Эдвард Мунк в особых представлениях не нуждается. Пикассо и Жорж Брак (1882-1963) предпочитали более упрощенный художественный язык, упорядоченный и геометричный. В мужской фигуре слева обычно видят младшего брата Эдварда, Андреаса. Он говорил, что, несмотря на всю их прелесть и очарование, они – хищные звери».
Моделями нередко выступали домочадцы, друзья или коллеги. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. В картине заметны характерные для символизма приемы упрощения и стилизации. Картина Мунка «Меланхолия» (Melankoli) (известна еще под названием «Ревность»), написанная под впечатлением от пейзажей Осгордстранда, также затрагивает тему отношений между мужчиной и женщиной.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Возможно, ее напугал эротический сон или первая менструация. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Это юная девушка, похожая на цветок, с длинными белокурыми косами, в белой одежде рыжеволосая роковая женщина-вампир скорбная мать. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. В Осло (Кристиании) Егер был одной из центральных фигур богемного радикального кружка писателей и художников, в который одно время (в 1880-х) входил и Мунк. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. В зале «От Мане до Сезанна» представлены в основном французские импрессионисты, в том числе Эдуард Мане (1832-1883) и Эдгар Дега (1834-1917).
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. В этом можно усмотреть обожествление оргазма как жизнетворного акта. Несомненное влияние на болезненную неудовлетворенность Мунка оказали и Ханс Иегер со своим запрещенным цензурой романом «Христиания — богема» и А. Стриндберг с романом «Красная комната», где жестокость возводится автором в культ и Г. Ибсен и С. Пшибышевский и С. Малларме.
Соседний зал, «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: повседневная жизнь и местная среда», позволяет увидеть жанровые картины скандинавских мастеров. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Существует четыре варианта этой композиции, выполненные в разных техниках. Здесь претворились в символы реальные пейзажи Осгордстранда, образы родных и друзей.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. И изображенная на картине, она предрекает девочке зловещее будущее. Но к 1880-м годам многие художники отказались от этих идиллических картин в пользу большей «правды жизни».
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Это место он очень любил.
На картине «Переходный возраст» («Созревание») (Pubertet) (1894-95) Мунк изобразил хрупкую обнаженную девочку примерно четырнадцати лет, сидящую на краю постели скрестив руки на коленях. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Они запечатлены и в письмах художника, книгах современников, его высказываниях, насыщенных острыми, подчас парадоксальными мыслями. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Человеческая фигура на мосту предельно обобщена, универсальна, беспола. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Стремительные линии мостов, застылые, завороженные фигуры девушек, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной композиции в другую. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
Пикассо научился конструировать формы из небольшого числа простых компонентов и при этом создавать объем и пространство.
Мунк рассказывает нам историю о разных этапах в жизни женщины. Его произведения повлияли на формирование стиля, впоследствии получившего название экспрессионизм, а картина «Крик», одну из версий которой можно увидеть в этом музее, считается «иконой экспрессионизма». Это самая ранняя версия, выполненная маслом. На картине изображена худенькая обнажённая девочка лет четырнадцати, сидящая, скрестив руки на коленях, на неприбранной постели. В сущности его картины 80-х гг.
С 1892 по 1902 год художник написал серию картин, получившую название «Фриз жизни». Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. На смену приходит пафос утверждения жизни. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Как правило, на этих произведениях лицо автора сурово и замкнуто.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Посмотрим теперь на картину Мунка «Танец жизни» (Livets dans) (1899-1900), давшую название всей экспозиции Национальной галереи в Осло. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Картина Мунка «Меланхолия» (Melankoli) (известна еще под названием «Ревность»), написанная под впечатлением от пейзажей Осгордстранда, также затрагивает тему отношений между мужчиной и женщиной. Помимо того что «Крик» с его обобщенным образом отчаяния находит отклик у каждого человека в отдельности, в картине видят и более широкий смысл: пророчество, предвещающее многочисленные трагедии XX века, включая разрушение природы людьми. Так или иначе, Мунк показывает половое чувство как темную и опасную силу.
Картина, как и многие другие работы Мунка, существует в нескольких вариантах. Работу над первыми картинами «Фриза» Мунк начал ещё в начале 1890-x годов, но «Созревание» в него не вошло и впервые было выставлено на отдельной выставке в 1895 году. Художники «атмосферного» направления стремились создавать более эмоциональные полотна используя нестандартный колорит и собственные стилистические приемы. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел», – сказал как-то Мунк о своих работах. Датский художник Лауриц Андерсен Ринг (Laurits Andersen Ring) (1854-1933), один из видных представителей скандинавского символизма и социального реализма, также часто изображал крестьянскую жизнь и сельские пейзажи. 1901), которое знаменует начало нового этапа в творчестве художника. Достоевского «Преступление и наказание».
Картина «В месяце июне» (I juni mned) (1899) проникнута особенным настроением. На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Застывший пейзаж хорошо передает состояние природы. Следующий зал озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: интерьеры и портреты».
Виды региона встречаются в целом ряде картин Мунка 1890-х годов. Был и другой вариант названия: «Зачатие». Для удовлетворения растущего спроса создавались частные художественные галереи и школы искусств. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). В его судьбу вторглась война.
Сам Мунк изначально называл композицию по-немецки, Der Schrei der Natur, то есть «Крик природы». Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Он говорил, что, несмотря на всю их прелесть и очарование, они — хищные звери». Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Мы завершим осмотр этого зала самой известной и растиражированной картиной Мунка, «Крик», которая, как ни удивительно, по-норвежски называется очень похоже: Skrik.
Данный вариант был написан в 1892 году. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Цвет вопил» (запись в дневнике, 1892 год). Они стремились отображать мир без искажений и без прикрас. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Пикассо и Жорж Брак (1882-1963) предпочитали более упрощенный художественный язык, упорядоченный и геометричный.
Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Портреты художника – исследование человеческой души. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Он создал несколько версий этой картины. Также картину трактуют как странный религиозный образ, прославляющий декадентскую любовь. Отличающее эту картину сочетание мотивов сексуальности и угрозы, тревоги в целом характерно для творчества Мунка, воспринимавшего половое чувство как могучую, но тёмную и опасную для человека силу Бишофф отмечает, что «Созревание» во многом предвосхитило его знаменитый «Фриз жизни», где темы сексуальности и страха стали центральными.
Также здесь вывешена большая картина норвежского художника Арне Экеланна (Arne Ekeland) (1908-1994) «Последние выстрелы» (1940). Еще правее вздымается агрессивная человеческая масса. Живое побеждает смерть.
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Это Софи изображена на картине «Больной ребенок» («Больная девочка») (Det syke barn) (1885-1886), а рядом с умирающей девушкой — их с Эдвардом тетка Карен Бьёльстад. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Для представителей этого течения превыше всего выражение эмоционального состояния автора. Первая дата – 1888–1889 годы. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Тот вариант, что находится в Национальной галерее, был создан в 1893 году. «Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт атмосферу большинства его произведений. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
Смелая независимость Мунка, перешагнувшего узкие рамки натурализма, вызвала бурю негодования. Картина предположительно была написана в городке Осгордстранд (sgrdstrand), где Мунк часто проводил лето. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Мягко изгибающиеся линии вокруг ее тела создают овальную змеевидную форму, напоминающую ореол, а вокруг головы светится «нимб», но не золотой, а красный – как страсть, боль, жизнь.
Позднее эти воспоминания Мунк оформил в виде поэмы, которую он написал на раме пастельной (1895) версии «Крика» : «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Вообще Мунк писал «Крики» с 1893 по 1910 год и все они имеют схожую композицию: на всех изображена охваченная ужасом фигура на фоне пейзажа с тревожным кроваво-красным небом. Во время учебы в школе живописи Эдвард попал в кружок художников, где царили достаточно свободные нравы, а члены кружка были завсегдатаями одного из ресторанов Осло.
Море и здешние пейзажи притягивали и вдохновляли художника. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Центральное место занимает женщина в ярко-красном платье, которое обвивается вокруг ног ее партнера по танцу, так что они становятся одним целым. Главное полотно — «Танец жизни» (1889–1900, Национальная галерея, Осло).
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. 1893). Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Он боялся женщин.
Самое главное – встретить это неизведанное достойно. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Годом ранее в припадке сумасшествия Винсент отрезал себе мочку левого уха.
Еще одно полотно Мунка, навеянное пейзажами Осгорстранда, — «Девушки на мосту» (Pikene p broen i sgrdstrand /Pikenep bryggen) (ок. Отсюда – субъективный выбор темы, цветовой гаммы, формата картины. Помимо варианта маслом, Мунк исполнил «Мадонну» в виде литографии, которая отличается рамой с изображениями сперматозоидов и маленького эмбриона.
Все они были завсегдатаями артистического кафе «У чёрного поросенка» (Zum Schwarzen Ferkel). Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Пейзаж по ту сторону перил изображен с помощью извивающихся линий бесконтурные, неопределенные разводы краски символизируют неточность и неопределенность мятущейся мысли, которая берет начало в человеческом страдании и развивается с нарастающей удушливой силой».
«Зимняя ночь в Рондане» — самая известная работа Сольберга. Жанр этот возник в качестве реакции на несколько однобокое увлечение реализмом.
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Сам художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет». Я написал картину, написал облака как настоящую кровь.
Данный вариант был написан в 1892 году. «Зимняя ночь в Рондане» – самая известная работа Сольберга. Изначально картина называлась Любовь и боль.
– Младен Долар в книге Голос и ничего больше. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Персонажи на переднем плане имеющие основное значение для смысла картины, наделены индивидуальными чертами, тогда как фигуры на заднем плане играют роль ритмичных цветовых пятен или даже напоминают карикатуры (таков толстяк, который пытается поцеловать или, скорее, укусить свою партнершу в шею). После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Девушка в черном платье (молодая жена Ринга) сидит у забора в поле и дует на одуванчик и создается впечатление, будто художник сам сидел на траве рядом с ней, столь живо и непосредственно переданы все детали.
Среди французских мастеров затесался и Эдвард Мунк (1863-1944) — с картиной «Улица Лафайет» (Rue Lafayette) (1891). «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Сам Мунк считал эту картину переломным моментом, разрывом с реалистическим искусством. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. В зале «От Мане до Сезанна» представлены в основном французские импрессионисты, в том числеЭдуард Мане (1832-1883) и Эдгар Дега (1834-1917). Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Зритель видит полуобнаженную женщину с руками, закинутыми за голову. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Линии и краски ландшафта двинулись к нему, чтобы удушить его.
По бокам стоят две одинокие женщины, одна молодая и свежая, в белом платье с цветами, другая — бледная, осунувшаяся, одетая в черное. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. В полотне, написанном ритмичными пестрыми наклонными мазками, заметно влияние импрессионистов (это влияние, как показано дальнейшее творческое развитие Мунка, оказалось весьма кратковременным).
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, – все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. Это место он очень любил. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Я написал картину, написал облака как настоящую кровь. Это самая ранняя версия, выполненная маслом. В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера с цветовой манерой импрессионистов) и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарения через страдание. Мунку тогда был 31 год.
В двадцать три года Мунк создал эту свою первую важную картину, ошеломившую современников и вызвавшую бурю критики, обвинения в «незавершенности и бесформенности». Рядом с ней – мать. Мужчина на переднем плане отвернулся от них. Одна из известнейших картин Мунка на эту тему — «Мадонна» (Madonna) (1894-95) из цикла «Фриз жизни». Именно Пшибышевский написал первую биографию Мунка, а женой Пшибышевского, Дагни Юль, увлекались в том числе Мунк (она неоднократно ему позировала) и Стриндберг.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Это, бесспорно, самый известный норвежский художник. Картина выдержана в неярких серых и зеленых тонах, линии мягки и едва намечены.
Только покрывало на кровати светится неестественно ярко. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Вдали еле различим темный силуэт мужчины.
За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события.
Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Существует четыре варианта этой композиции, выполненные в разных техниках. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. От картины веет всепоглощающим страхом.
Уже в середине 80-х гг. Позднее эти воспоминания Мунк оформил в виде поэмы, которую он написал на раме пастельной (1895) версии «Крика»: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Все они основаны на личных переживаниях художника. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». В то же время в картине можно усмотреть и сексуальность, если трактовать воду и мягкие изгибы берега как символ женственности, которой противостоит жесткая вертикаль деревьев и колонны света (по словам Петра Вайля, «фаллос лунной дорожки врезается в похотливо прогнувшийся берег Осло-фьорда»).
После зала Мунка нам осталось посмотреть несколько залов искусства начала XX века. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В него вошло около трехсот листов. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну».
Это были первые опыты художника. Богема заменила Мунку семью. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Этот мотив существует в нескольких вариантах и первоначально назывался «Любящая женщина» или «Женщина в акте любви» (Kvinne som elsker).
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Возможно одна из причин известности и популярного его картин связана с тем, что каждый из нас пережил тяжелые потери. Мы видим трех девушек в красочных платьях, облокотившихся на перила моста.
Именно с ее именем связан упоминавшийся выше трагический эпизод 1902 года, когда в результате ссоры с отвергнутой любовницей у Мунка осталась пистолетная рана (возможно, он сам случайно нажал на курок, отбирая револьвер у женщины, пытавшейся покончить жизнь самоубийством). Наиболее известна из всех этих картин композиция «Крик». Художники «атмосферного» направления стремились создавать более эмоциональные полотна используя нестандартный колорит и собственные стилистические приемы.
В Германии у Мунка было много друзей. Впрочем, представленная в музее картина Пикассо «Мужчина и женщина» (1903) относится к другому, более раннему периоду его творчества. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Версия, хранящаяся в Национальной галерее в Осло, была написана в Берлине.
Сам Мунк изначально называл композицию по-немецки, Der Schrei der Natur, то есть «Крик природы». В них запечатлен духовный путь мастера. Недаром картины этого художника называют «пейзажами для души». Однако пора посмотреть на более современную, менее традиционную живопись. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Как и многие другие картины Мунка, «Танец жизни» балансирует на грани между изображением реальной действительности и символом.
На полотне Мунка «Лунный свет» (Mneskinn) (1895) представлено упрощенное изображение норвежского прибрежного ландшафта в свете летней ночи. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Проект остался нереализованным.
В музее можно увидеть, например, картину Гарриет Баккер «Шитье при свете лампы» (Syende kvinne ved lampelys) (1890). Виды региона встречаются в целом ряде картин Мунка 1890-х годов. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. «Фриз жизни» стал главным трудом в жизни Мунка. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. В 1895 году Мунком был написан «Автопортрет с сигаретой» (Selvportrett med sigarett). В полотне, написанном ритмичными пестрыми наклонными мазками, заметно влияние импрессионистов (это влияние, как показано дальнейшее творческое развитие Мунка, оказалось весьма кратковременным).
Он боялся женщин. Среди французских мастеров затесался и Эдвард Мунк (1863-1944) – с картиной «Улица Лафайет» (Rue Lafayette) (1891). В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Полузакрытые в экстазе глаза и поза указывают на любовный акт.
Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Портреты художника – исследование человеческой души. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. «У меня нет ничего, кроме моих картин. Отсюда — субъективный выбор темы, цветовой гаммы, формата картины. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Версия, хранящаяся в Национальной галерее в Осло, была написана в Берлине. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
В то же время в картине можно усмотреть и сексуальность, если трактовать воду и мягкие изгибы берега как символ женственности, которой противостоит жесткая вертикаль деревьев и колонны света (по словам Петра Вайля, «фаллос лунной дорожки врезается в похотливо прогнувшийся берег Осло-фьорда»). Картина выдержана в неярких серых и зеленых тонах, линии мягки и едва намечены. Так или иначе, тематика картины «Танец жизни» универсальна: различные фазы жизни и танец как выражение ее изменчивости и быстротечности.
Застывший пейзаж хорошо передает состояние природы. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Картина, как и многие другие работы Мунка, существует в нескольких вариантах.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Человеческая фигура на мосту предельно обобщена, универсальна, беспола. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
В предыдущей заметке мы познакомились с историей Национальной галереи (Nationalgalleriet), которая входит в состав Национального музея искусства, архитектуры и дизайна Норвегии (Nasjonalmuseet). Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
В мужской фигуре слева обычно видят младшего брата Эдварда, Андреаса. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В двадцать три года Мунк создал эту свою первую важную картину, ошеломившую современников и вызвавшую бурю критики, обвинения в «незавершенности и бесформенности».
Этот период 1903-1904 года, до переезда в Париж, получил название «голубого», поскольку в тогдашних работах Пикассо преобладал синий меланхолический колорит и были ярко выражены темы печали, старости, смерти, а героями его картин были преимущественно нищие, проститутки, калеки и отверженные, люди с тяжелой судьбой. Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни. Мягко изгибающиеся линии вокруг ее тела создают овальную змеевидную форму, напоминающую ореол, а вокруг головы светится «нимб», но не золотой, а красный — как страсть, боль, жизнь. Они свободны от излишней повествовательности.
«Мадонна» появилась в 1895 году. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись.
Я ощутил крик природы, мне показалось, что я слышу крик. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Егер, автор «Библии анархиста» и романа «Богема Христиании», не признавал мораль и религию, видел в христианстве причину всех зол, ненавидел брак как опору ханжества, придерживался идеи свободной любви и считал величайшей добродетелью человека честность и откровенность. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел», — сказал как-то Мунк о своих работах. «Я чувствовал себя усталым и больным.
В 1900-х гг. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Эдвард Мунк в особых представлениях не нуждается.
Это позволяло художнику самому контролировать условия освещения и расстановку фигур. Эти воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девочка» (1885—1886 гг. ). На литографической версии он сделал немецкую надпись: «Ich fhlte das Geschrei der Natur» («Я почувствовал крик природы»). Недаром «Крик» считается «иконой экспрессионизма» и предтечей модернизма с характерными для него темами одиночества, отчаяния и отчуждения. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Это, бесспорно, самый известный норвежский художник. Мужчина на переднем плане отвернулся от них. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Художник тщательно выписывает детали интерьера и пейзаж за окном.
носят пейзажный характер. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. На полотне Мунка «Лунный свет» (Mneskinn) (1895) представлено упрощенное изображение норвежского прибрежного ландшафта в свете летней ночи. Сам Мунк рассказывал об истории создания «Крика» так: однажды вечером во время прогулки по Осло он вдруг почувствовал, что пейзаж его парализует.
Сам Мунк рассказывал об истории создания «Крика» так: однажды вечером во время прогулки по Осло он вдруг почувствовал, что пейзаж его парализует. Был и другой вариант названия: «Зачатие». Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Они уносят в какой-то потусторонний мир.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Пристальный взгляд художника обращен на самом деле не на зрителя, а внутрь себя.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. В тот период Нильсен как раз переживал несчастную любовь к обаятельной и талантливой художнице Оде Крог, жене Кристиана Крога, которую называли «королевой богемы».
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. 23 января 1944г. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Это позволяло художнику самому контролировать условия освещения и расстановку фигур. Главное для художника — передать эмоцию. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Критики отмечали исходящее от этой тени ощущение угрозы, а также её «фаллическую» форму. Это одно из самых тревожных произведений в истории современного искусства. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. В следующем зале, который озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: реализм и живопись на пленэре», можно убедиться, что Норвегия дала миру не только Мунка, но и ряд других талантливых живописцев, пусть и творивших в другой, более традиционной манере. Что же увидит человек в глазах этой девочки – неизвестно и это такая же загадка, как и период созревания и юности. Этот мотив существует в нескольких вариантах и первоначально назывался «Любящая женщина» или «Женщина в акте любви» (Kvinne som elsker).
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Сам Мунк считал эту картину переломным моментом, разрывом с реалистическим искусством. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде», — говорил Мунк. Одна из последних его работ – автопортрет: старый и усталый, он стоит в спальне около стенных часов. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
«Гулять по Осгордстранду – это будто гулять среди моих картин. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. На литографической версии он сделал немецкую надпись: «Ich fhlte das Geschrei der Natur» («Я почувствовал крик природы»). Главное для художника – передать эмоцию. Мунк создал много автопортретов, большинство из которых напоминает дневниковые заметки. Этот период 1903-1904 года, до переезда в Париж, получил название «голубого», поскольку в тогдашних работах Пикассо преобладал синий меланхолический колорит и были ярко выражены темы печали, старости, смерти, а героями его картин были преимущественно нищие, проститутки, калеки и отверженные, люди с тяжелой судьбой.
Выставка вызвала скандал и была закрыта через несколько дней. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Импрессионисты Клод Моне (1840-1926), Эдгар Дега (1834-1917), Огюст Ренуар (1841-1919) дальше развивали мотивы и технические приемы Эдуарда Мане. Смущенный Мунк, не предполагавший такой интерпретации, впоследствии переработал картину. Мужская фигура ближе к центру картины – это, видимо, сам Эдвард.
Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Члены семьи собрались в комнате Софи, которая сидит на стуле спиной к зрителю. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи.
Мотив «комнаты умирающего» появлялся впоследствии в творчестве Мунка неоднократно, да и сама композиция «Больная девочка» тоже существует не менее чем в шести вариантах. В некоторых из них сквозит юмор и скептицизм («Автопортрет. Но, в отличие от нее, в картине «Лунный свет» присутствует только природа. Для Вампира позировали шведский писатель Адольф Пауль и специально нанятая натурщица. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В следующем зале, который озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: реализм и живопись на пленэре», можно убедиться, что Норвегия дала миру не только Мунка, но и ряд других талантливых живописцев, пусть и творивших в другой, более традиционной манере. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
До 1907 г. Мунк бывал и в других немецких городах – Варнемюнде и Гамбурге, Любеке и Веймаре. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Создана картина в Берлине. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
На картине Эдварда Мунка «Созревание», написанной в 1894 году изображена обнаженная девочка-подросток, сидящая на незастеленной кровати в углу комнаты. Это было для него открытием. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Художник изобразил себя лицом к зрителю на фоне неясного темного фона.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Здесь Мунк изобразил писателя-анархиста и социального критика Ханса Егера (Hans Jger) (1854-1910). Автопортреты, созданные им в Провансе, являются жесткими и волнующими «документами» последних лет его короткой трагической жизни. Впрочем, представленная в музее картина Пикассо «Мужчина и женщина» (1903) относится к другому, более раннему периоду его творчества.
Они стали изображать реалистичные и эмоционально наполненные сцены повседневных трудностей и лишений, с которыми сталкивается простой народ. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде», – говорил Мунк. В 1889 году он приобрел здесь дом, куда возвращался на протяжении более 20 лет почти каждое лето (в этом доме, Munchs hus, сейчас музей). Всего он провёл там более полугода. Мужская фигура ближе к центру картины — это, видимо, сам Эдвард.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Цвет вопил» (запись в дневнике, 1892 год). За ее спиной нависает, как призрак, тяжелая, непропорционально большая, зловещая тень, создающая ощущение угрозы. В картине заметны характерные для символизма приемы упрощения и стилизации.
Море и здешние пейзажи притягивали и вдохновляли художника. Искусствоведы считают, что художник писал ее под влиянием Пшибышевского. На полотне «Созревание» Мунку удалось объединить сексуальность и страх. Вдалеке виднеется крестьянский двор. На картине «Меланхолия» извилистая береговая линия проходит по диагонали в сторону пирса, на котором можно различить три фигуры, которые готовятся уплыть на пришвартованной лодке.
Мунк рассказывает нам историю о разных этапах в жизни женщины. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Таковы «Автопортрет у окна» (1940, Музей Мунка, Осло), «Автопортрет между часами и кроватью» (1940–1942, Музей Мунка, Осло). Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
Здесь мы погружаемся в мир норвежской «атмосферной живописи» или «живописи настроения» 1890-х годов. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». На заднем плане — дом, большое дерево, отражающееся в воде и полная желтая луна.
Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Правее изображены два ребенка, которые строят новый, лучший мир (его символом является конструктор, с которым они играют). Это одно из самых тревожных произведений в истории современного искусства. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. «Гулять по Осгордстранду— это будто гулять среди моих картин.
Мы завершим осмотр этого зала самой известной и растиражированной картиной Мунка, «Крик», которая, как ни удивительно, по-норвежски называется очень похоже: Skrik. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Произведение существует в нескольких версиях.
«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. На картине «Созревание» Мунку получилось совместить сексуальность и испуг и данная картина порождает много вопросов и желания разгадать скрытый смысл. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
Также картину трактуют как странный религиозный образ, прославляющий декадентскую любовь. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В целом всякое творчество автобиографично.
Здесь Мунк изобразил писателя-анархиста и социального критика Ханса Егера (Hans Jger) (1854-1910). Я остановился и взглянул на фьорд — солнце садилось и облака стали кроваво-красными. Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Возможно, ее напугал эротический сон или первая менструация. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Также в этот период приобрели популярность портреты и автопортреты.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Наряду с другими работами, картина «Меланхолия» демонстрировалась на большой выставке Мунка в Берлине в 1892 году. Следующий зал озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: интерьеры и портреты». Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Он пытался закричать от страха, но не мог произнести ни звука. «Танец жизни» — ключевая композиция из мунковского цикла «Фриз жизни». Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
В Осло (Кристиании) Егер был одной из центральных фигур богемного радикального кружка писателей и художников, в который одно время (в 1880-х) входил и Мунк.