«сотворение Евы» – одна из прекраснейших фресок Микеланджело, украшающих своды Сикстинской капеллы. На фреске «Сотворение Евы» Микеланджело с помощью анатомических аллегорий показывает момент, когда бог вдохнул жизнь в Еву. «сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) — четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.
Здесь потерял здоровьеавтор. «Сотворение Адама»так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Город гудел от слухов. Французы были изгнаны из всей Тосканы. Мост Святого Ангела был устлан коврами самых светлых тонов. Адам настолько устал, что может показаться, что он умер.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). Фиг. 9 нижней поверхности головного мозга.
В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Однако позднее Микеланджело выполнил основную часть работы единолично, доверив своей команде лишь подготовительные работы. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным».
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8). Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. По уму, душевному складу и темпераменту он чем-то напоминал Великолепного. Республике пришел конец.
Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Синьория была распущена. Ведь если подумать, ничего иного, кроме побоищ и крови, Италия и не знала.
Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. Целые годы занимался он науками, стараясь, в подражание отцу, набраться знаний.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия.
Хотя Юлий безвыездно жил в Риме, военные действия на севере начались. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно55. Работать было сложно. Если папа Юлий умрет, кто будет платить за работу над второй половиной свода Систины.
Против французов открыли военные действия швейцарцы: они захватили Ломбардию. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Единственным кандидатом, у которого не оказалось врагов, был Джованни де Медичи.
Протрубили трубачи, давая знак начинать объезд города — от собора Святого Петра, где в павильоне напротив разрушенной базилики происходило венчание Льва Десятого, до церкви Святого Иоанна в Латеранском дворце, первоначальной резиденции пап. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
Но Микеланджело справился со всем. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Не говоря уже о стрессах.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша. Еще несколько дней назад он не сомневался, что на этот раз папой изберут кардинала Риарио.
Высота капеллы— 20 метров. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
IX, ст. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Рядом с папой, одетый как знаменосец острова Родоса, выступал кузен Джулио. Толпы людей стояли вдоль улиц, усыпанных ветками мирта и самшита. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. Потому сатана и стал врагом человека.
На рисунке 10 показана позвоночной артерии работает черепно- палату через отверстия в поперечных отростков шейных позвонков к нижней поверхности черепа.
Так одним предложением можно описать фреску. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему».
Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
В мастерской юный художник помогает с изготовлением материалов для покрытия потолка, неустанно рисует, но при этом понимает, что фрески – это не мечта всей его жизни. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Папа был доволен. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Жилые его покои были сразу же разграблены, вплоть до постельного белья римские дворяне подняли шум, грозясь «изгнать варвара из Рима» иерархи со всей Италии спешно съезжались в Рим и были готовы избрать нового папу. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Никаких других персонажей на картине нет. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом.
А теперь вот и его, Микеланджело, пригласили принять участие в этой зловещей игре. Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур. Он начал работу с последней триады. И для того были веские причины.
Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа». Не обходилось без стрессовых ситуаций. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Одиноко держался в этой процессии бледный и печальный герцог Урбинский, племянник Юлия. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Папа был уже снова в Ватикане. Сикстинская капелла представляет собой прямоугольное в плане здание длиной 40, 5м и шириной 14м. Улицы были освещены только факелами и свечами. Заметив, что панели слишком переполнены, а персонажи просматриваются на такой высоте неразборчиво, он изменил стиль росписи: после Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворения Евы изображения стали более лаконичны, рисунок смелым, фигуры героев крупнее их жесты проще и выразительней24.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Микеланджело принял вызов.
Перед публикацией сборника стихов очередной свободный период сменился очередным закручиванием гаек и стихи одного мужчины, посвященные другому, выглядели на тот момент предосудительно. Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. И тогда епископ велел принести тело детям, которые легко справились с задачей. Работать приходилось на грани физических возможностей.
Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16). Ему приходилось исполнять различные заказы и на живопись и на скульптуру и на архитектуру, чем он занимался вплоть до своей кончины.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. Джулиано въехал во Флоренцию на правах частного гражданина. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ.
Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной. В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Микеланджело остановил свою лошадь у дома Лео Бальони, передав поводья груму.
Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. В течение лета он отвоевал Болонью. В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия, хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре. То, что безгрешные дети смогли поднять тело, символизирует то, что подлинная тяжесть — у грехов.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. Моста, луковичные вверх расширение спинного мозга, отмечается.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.
Двенадцать молочно-белых лошадей из папских конюшен были окружены тысячным отрядом молодых дворян, одетых в красные шелковые кафтаны с горностаевой выпушкой. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд».
Когда оно было вынесено на берег, местный епископ велел мужчинам принести тело. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Эти слова не выходили у него из головы. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему абсолютно новое претворение. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Согласно сообщению Вазари, Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование.
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
Вслед за ним двигался кардинал Джованни де Медичи с армией Кардоны: скоро Джованни уже занимал свой старый дворец в приходе СантАнтонио, близ Фаэнцских ворот. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. В те времена (как, впрочем и в любые другие) в общественных взглядах постоянно чередовались авторитарное пуританство и либеральная вседозволенность. Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. По определению Э. Кон-Винера, Микеланджело решительно отходит от плоскостного изображения, создавая ощущение трёхмерного пространства, порывает со статичностью, присущей раннему Ренессансу, заставляя своих героев свободно двигаться в нём.
Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска. Мальчиком на ступенях Собора он был не в состоянии доказать, что искусство скульптуры выше искусства живописи здесь, в своей мастерской, проворно и ловко шагая от «Моисея» к «Умирающему Рабу», а потом к «Рабу Восставшему», он мог бы продемонстрировать эту истину с кристально ясной неопровержимостью.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Среди художников, на творчество которых значительное воздействие оказал Микеланджело, можно назвать Понтормо, Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино, Корреджо, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе и Эль Греко. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Замысел врагов был прост. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Только хитростью кардинал Джованни спас Джулио, а сам бежал в Рим. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции. Март.
Большие паруса поддерживают свод. Непосредственно перед гипофиза является сечение зрительного перекреста. Он питал уважение к искусству и науке, горячо любил Флоренцию, ее людей, ее традиции.
Вечером он снова был уже в седле, чтобы следовать в свите папы к Ватикану. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д. Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески). Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. побоищ и крови, крови и побоищ. Для примера посмотрим на надгробие герцога Джулиано Медичи, которое Микеланджело украсил статуей «Ночь».
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. От зрительного перекреста, зрительных нервов продлить рострально и оптические тракты проходят назад через мозговых ножек. И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Он высекал «Моисея» — и подобно тому, как мраморная пыль клубами проникала в его ноздри, во все его существо, до самых глубин, входило чувство горделивого спокойствия: теперь он ощущал себя настоящим человеком ибо его плоть и сила сливались с трехмерным камнем. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). Она прекрасна в своей скромности и женственности. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец.
Глядя на папу Льва Десятого, грузное тело которого исходило потом под тяжестью тройной тиары и унизанной драгоценными каменьями ризы, Микеланджело раздумывал, сколь неисповедимы пути Божи. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. После того как гонфалоньер Содерини и все члены Синьории были изгнаны из Флоренции, заказ на статую «Геракла» утратил всякую силу. Почему.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Гонфалоньера Содерини вынудили покинуть пост и он бежал вместе с семьей из города. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Потолок площадью около шестисот квадратных метров.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Он работал по четырнадцать часов в сутки, пока не чувствовал, что у него отнимаются ноги. По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, вот таким образом Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка39.
Во французских войсках начались раздоры и вооруженные стычки.
Так как настил опирался на балки, которые крепились в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину13 и не препятствовало использованию часовни. Микеланджело.
Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст. Когда процессия достигла Кампо деи Фиори, стало совсем темно. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Однако счастье скоро изменило французам: их победоносный главнокомандующий был убит. Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление.
И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Будто нить сквозь ушко иголки, проскальзывал он по узким проходам переулков ища путь к площади Навина, затем, после многих поворотов, оказался на площади Венеции, вышел на древний Римский форум — тут, порознь друг от друга, высились белые колонны — и вот уже он ступил в залитый лучами полной луны Колизей, целую тысячу лет служивший городу своеобразной каменоломней, где был готовый, обтесанный камень для постройки домов. В своих скульптурах он подчёркивал материал из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Примерно так же, как русского крестьянина можно было бы фигурально назвать медведем. Его достижения заключаются, во-первых, в виртуозной технике ваяния, что скульптура, кажется, вдохнёт воздух, встанет и пойдёт. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. В первый этап работ Микеланджело использовал традиционный метод переноса рисунка припорошиванием углём через проколы в картоне. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло».
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Известная легенда о нём гласит, что его тело было брошено в море. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Позвоночной артерии наклоняется резко вокруг суставного отростка атласа и делает еще один резкий поворот, чтобы войти в полость черепа через большое затылочное отверстие, где она соединяется с другой позвоночной артерии с образованием основной артерии. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Большие паруса поддерживают свод.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода. Высота капеллы— 20 метров. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.
Известно, что он не только блестяще разбирался в анатомии и физиологии человека, но и оставлял скрытые символы используя свои знания. Теменная доля разделяется на cuneus и язычковые извилины. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Но, к сожалению, не сохранилось ни одного портрета или автопортрета молодого Микеланджело. Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Главная героиня фрески – первая женщина на Земле, созданная из ребра Адама. Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом.
Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Эти отверстия были снова использованы для крепления лесов при последней реставрации свода капеллы в 1980—1984 годах, но балки использовались уже не деревянные, а стальные15. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
Мики расписывал кое-какие детали тронов и карнизов. Мы добавим к этим трем доводам четвертый. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Микеланджело рисовал по влажной штукатурке используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил эти области, добавляя оттенки и прорисовывая детали. Судьба художника Тоскана.
Армиями папы командовал неаполитанский испанец Кардона. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
Но тем не менее это случилось.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. автора) хотели, чтобы он научился большему. Все это – расплата за шедевр. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Юлий Второй прожил после завершения росписи свода Систины всего лишь несколько месяцев.
Но нет. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Микеланджело сдерживал коня — по одну сторону от него гарцевал его родственник, Паоло Ручеллаи, по другую ехало семейство Строцци, купившее в свое время его «Геракла», — и неотступно следил за папой Львом: тот, сияя от радости, поднимал благословляющую руку в унизанной жемчугами перчатке придворные чины ехали позади него, горстями швыряя в толпу золотые монеты. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации — основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Ему остро хотелось вдохнуть в себя тот же воздух, каким дышали эти мраморы.
Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Там можно увидеть многофигурную композицию. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Вот так выглядел молодой Микеланджело Буонарроти.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле— табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги.
Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён.
Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как «Оплакивание Христа» и «Давид».
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Вот сейчас Юлий хлопочет, собирая новую армию, чтобы выступить на север. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
IV). Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна. Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Испанский военачальник Кардона, союзник Медичи, разграбил Прато, расположенный в немногих верстах от Флоренции.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Вместе с контрастом света и тени движение двух фигур в противоположном направлении усиливает динамическое напряжение. В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами.
У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Выбор кардинала Джованни был гениален. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания.
Мастер согласился. В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции. Три белые колонны обступали его в мастерской подобно заснеженным горным пикам. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Обратим особое внимание на святого Варфоломея. Откуда Микеланджело знал, что причина заболевания связана именно с водой — трудно сказать. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Через три года Доменико Карневали восстановил повреждённый фрагмент фрески, этот участок с течением времени сильно потемнел.
Сохранилось письмо к Джованни да Пистойе, с юмористическим сонетом, описывающим мучения художника, где на полях он изобразил себя во время работы в капелле. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Предположение того же Тольная, что Микеланджело сначала выполнил фрески потолка, а потом, в течение последнего года, люнетов и парусов, для чего пришлось монтировать специальные леса, в настоящее время кажется неправдоподобным23. Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам13.
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии. В Болонью кардинал Джованни так никогда и не вступил.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. От волнения Микеланджело не находил себе места. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Когда-то дом снимали два разных жильца и в нем были сделаны две парадные двери — обе они выходили на Мачелло деи Корви.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Наступила осень, а он все работал, упорно, ежедневно, работал, не отрываясь ни в воскресенья, ни в праздники. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Придет ли наконец черед кардинала Риарио и станет ли Лео Бальони доверенным лицом папы. И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень.
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Сюжет заметен в массовой культуре.
Все, что он видел за свою жизнь, укладывалось в эти слова: кровь и побоища.
Его слуга-подмастерье, Сильвио Фалькони, оказался усердным работником. В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17). Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Говорили, что он безнадежен. Но оно оказалось слишком тяжелым. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации.
В августе, когда Микеланджело начал писать «Сотворение Евы», Юлий поехал на охоту в Остию и возвратился оттуда больным: у него был тяжелый приступ малярии. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. В окнах домов виднелись вывешенные по поводу торжества парчовые и атласные полотнища.
Один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог.