Стихов Блейка он не знал и не пожелал с ними познакомиться, а об его идеях тоже отозвался как о свидетельстве «безумия», но прибавил: «Оно для меня интереснее, чем здравый смысл Вальтера Скотта и лорда Байрона». Изгнание из рая вторично. Блейк учил Кэтрин письму, а она помогала ему раскрашивать печатаные книги его стихов. В 25 лет он издает свою первую книгу -"Поэтические наброски" тиражом 20 экземпляров. Эту книгу составили, как говорил сам поэт, «плоды неискушенной юности», стихи, написанные им с одиннадцати до девятнадцати лет. Весенним днем молодой художник Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828-1882), роясь в богатейшей коллекции гравюр, собранной в Британском музее, обнаруживает на столе хранителя пачку сшитых листов, которые покрыты рисунками и стихами «несчастного визионера», этого «жалкого безумца», как отзывались о Блейке его немногочисленные знакомые по артистическому миру.
Он умер от в 1787 году от чахотки, когда ему было всего девятнадцать лет. Книга начинается со строк: «На этот горный склон крутой Ступала ль ангела нога. », увековеченных позже в гимне «Иерусалим». Магнус Анкарсъё отмечает, что в то время как героиня «Видения Дочерей Альбиона» является активным сторонником свободной любви, в конце стихотворения она стала более осмотрительной, так как к ней пришло осознание темной стороны сексуальности и она плачет «Неужели то, что способно выпить другого до дна, подобно губке, поглощающей воду и есть любовь. »19 Анкарсъё также отмечает, что Уолстоункрафт, бывшая основным источником вдохновения Блейка, аналогично стала выражать более осторожные взгляды на сексуальную свободу в конце жизни. В 1794 году увидели свет «Песни Опыта». Эти и другие персонажи обладают в мире Блейка своими Эманациями (см.
Блейк использовал такой способ оттиска для иллюстрации большинства своих известных произведений включая «Песни невинности и опыта», «Книгу Тэль», «Бракосочетание рая и ада», «Иерусалим». Однако, восторжествовав, Свобода отрицает самое себя (мотив, по всей вероятности, подсказанный событиями во Франции) Жизнь — вышедшая из огня дева — прогоняет такую Свободу (дряхлый старец ищущий подругу в жертвы), но Земля (девочка, которая оказывается в руках старца) по-прежнему жаждет Свободы и теперь уже Земля облагораживает старца — только для того, чтобы от этого союза родился Младенец, т. е. все тот же дух Свободы и «все, как сказано, опять». Примерно в это же время он, вместе со своим товарищем по мастерской Бэзайра Джеймсом Паркером, открыл «свое дело», решив зарабатывать деньги изготовлением гравюр. Павла, здесь – голодный плач детей.
Отгадать "загадку" не составляло труда. В 1800 году Блейк переезжает в небольшой дом в Фелфаме (англ. ), в Сассексе (теперь это Западный Сассекс), получив заказ на иллюстрацию работ молодого поэта Уильяма Хейли. Бог – эмоция сострадания, Сатана – неумолимый закон. Это тот самый Блейк, который видел бесконечность в ладони и вечность в одном часе. В чем метафизика. «Пророческие книги» в своей совокупности образуют самый ранний романтический эпос, в основании которого лежит миф, охватывающий всю историю человечества. Его Беатриче обнажена, когда с ней встречается Дант на пороге земного рая.
В «Пророческих книгах» утверждается мысль о значении французской революции для человечества, звучит страстное обличение власти денежного мешка и церковного мракобесия, выражена вера поэта в будущую гармонию бытия, в торжество свободы, труда и творчества. Данная работа написана при помощи акварели, пера и чернил. В фильме «Мертвец» Джима Джармуша индеец Никто принимает главного героя— тёзку Уильяма Блейка за давно умершего английского поэта и художника.
Человек и Бог — одно. Гилкрист говорил, что женщина, которая жила в этом же доме и присутствовала при смерти Блейка, сказала: «Я видела смерть не человека, но блаженного ангела». Стихи, М., 1978). Блейк оказал большое влияние на поэтов-битников 1950-х годов и на субкультуру 1960-х.
Содержание, которое раскрылось в стихах и «пророческих книгах» Блейка и в самом деле не имеет аналогий ни в предшествующей, ни в современной Блейку английской литературе. Страдание – неотчуждаемый человеческий капитал. Эту книгу составили, как говорил сам поэт, «плоды неискушенной юности», стихи, написанные им с одиннадцати до девятнадцати лет. Он взял их из того мира, который знал или видел раньше. Омерзительная книга».
Просвет в жизни художника, едва сводившего концы с концами, наметился лишь в 1795 году, когда Джон Флаксмен (товарищ Блейка по Королевской академии) познакомил его с чиновником Томасом Баттсом. коммент. Датировка обосновывается исходя из размещения набросков тех гравюр, относительно которых с большей или меньшей точностью известно время исполнения. Да и посетителей тоже. Актуальным сюжетом была в те дни и борьба за запрещение работорговли в 1787 году было основано аболиционистское общество, шли парламентские прения, на которые в «Песнях Неведения» Блейк откликнулся стихотворением «Черный мальчик». Это, как ни странно, почти не опечалило Блейка. Уотсон нападал в своем памфлете на Томаса Пейна.
Блондинок мало. В «пророческих книгах» повсюду попадаются следы этого чтения. О тяжелом детстве бедняка рассказывает стихотворение «Маленький трубочист» (The Little Chimney-Sweeper). Их попросту никто не замечал. Блейк принадлежал этому миру. Знаки искусства как знаки заклинания (зло изображенное есть пойманное зло). То, что написал Уильям Блейк, «Красный дракон» – это серия акварельных картин, созданных для иллюстрации Библии, книги Откровения Иоанна Богослова. Блейк призывает не стыдиться секса.
В 1965 г. вышел его итоговый сборник «Вильям Блейк в переводах С. Маршака». А. С. Правда, в период этих занятий Блейк изучал только то, что было интересно ему.
Однако художественное содержание «Песен» неизмеримо значительнее их конкретной полемической задачи. Как и многие другие блейков-ские поэмы, «Америка» названа «пророчеством» не оттого, что автор пытается предсказать будущее, — у Блейка пророк тот, кто в сиюминутном различает вечное и непреходящее. Да и многие другие мотивы и художественные открытия романтиков были предвосхищены Блейком. Последние двадцать четыре года Блейк прожил в столице безвыездно.
«По узким улицам влеком, где Темза скованно струится, я вижу нищету кругом, я вижу горестные лица» (стихотворение «Лондон»). В возрасте 8—10 лет в Пекхем Рай, в Лондоне, Блейк, как он сам утверждал, видел «дерево, буквально облепленное ангелами, яркие ангельские крылья осыпали ветви дерева, словно звёзды». Сатана – над знанием. Ему рассказали об этом ангелы.
И оно определило новизну, самобытность его поэтики. nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. Преследовавшиеся еще более жестоко, чем неверие, эти учения — антиномианцев, фамилистов, «бешеных» иоахимитов — выдерживали самые беспощадные гонения официальной церкви и государства, а таившееся в них пламя на протяжении истории не раз вырывалось наружу, требования высказывались открыто — вспомнить хотя бы о Томасе Мюнцере, анабаптисте, вожде Крестьянской войны в Германии, казненном, как и большинство его сторонников. В «Америке» эта мысль выражена всего отчетливее: мир стремительно движется, догнивает долгая Ночь человечества и уже видны первые лучи Утра.
Адам должен родиться со змеем одновременно. Первостепенный враг – природа. Своего рода миф, сложившийся еще на заре творчества Блейка, сопутствовал ему до конца. И этот своеобразный «корректив реальности» — едва ли не самая примечательная особенность всего видения Блейка.
Уильям Блейк гравер. Для Блейка с его радикальным демократизмом и глубоко укорененными чертами народно-утопического миросозерцания по-иному определялась и приводила к иным заключениям та необходимость выбора между находящимся в становлении и отошедшим, с которой в первые десятилетия начавшегося «железного века» столкнулось все романтическое поколение. Рай (Eden) — высшее единство Творца и его творения Порождение (Generation) — распад органической связи между человеком и Богом, человеком и другими людьми Беула (Beulah) — христианский идеал восстановления этой связи, который для Блейка и при условии его осуществления не означает обретенного Рая ибо Беула рассматривается им только как Лимб Ульро (Ulro) — мир современной Блейку действительности, Ад. По окончании же «семи времен» возвел Навуходоносор свои очи к небу и разум вернулся к нему и благословил он Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, чье владычество вечное и чье царство — в роды и роды. Жена – это Церковь, свет Христов и солнце над ней священно. Следует отметить важный контраст символов стихотворения: «видение» бесплотно, обманчиво, как болотный огонек, тогда как Господь, который возвращает ребенка матери, облечен в человеческий образ (в соответствии со сведенборгианскими представлениями). «Вера в форме, неверие в содержании – в этом вся прелесть сентенции, – следовательно, моральный парадокс» (Ницше). В России первое упоминание о Блейке появилось в 1834 г., когда в журнале «Телескоп» была перепечатана из какого-то английского журнала заметка, характеризовавшая поэта в духе тогдашних представлений как «безумца».
Няня уговаривает детей уйти с веселого луга, зная, что вечер (и дня и жизни) несет с собой темноту и холод, но дети — как и овцы и птички — ведают лишь одно: день еще не угас и можно продолжать игру. Так на склоне лет он получил, наконец, признание – пусть и очень «камерное». Да и построение поэмы, тридцатью годами предшествующей «Прометею» (Prometheus Unbound, 1820) Шелли и байроновским мистериям, уже полностью отвечает эстетике романтизма.
Пророческий анархист» (William Blake: Visionary Anarchist) Питер Маршалл, называет Блейка и его современника Уильяма Годвина предшественниками современного анархизма. 14 Британский марксистский историк Эдвард Палмер Томпсон в своем произведении «Свидетель против Зверя: Уильям Блейк и моральный закон», показывает, насколько сильно диссидентские религиозные идеи влияли на противников английской монархии. По другим толкованиям, «Странствие» — стихи о конечной бессмысленности жизни, пока она не достигает стадии Рая. Хотя родители были протестантами— диссентерами7 из Моравской церкви, они крестили Уильяма в англиканской церкви Святого Иакова (англ. ) на Пикадилли. 8 Всю жизнь сильное влияние на мировоззрение Блейка оказывала Библия. Первое из них случилось в самом детстве, когда ему было 4 и, согласно истории, молодой художник «видел Бога», когда Тот просунул голову в окно, заставив Блейка завопить от ужаса.
В «Пророческих книгах» выражена мечта о том времени, когда придет конец рабству на земле, человек будет свободен и восторжествуют гармония и красота (лирический гимн начала поэмы «Мильтон»). Чичестерская выездная сессия суда присяжных признаёт Блейка невиновным. Высоких было больше, чем низких. Об этом немецком мистике, жившем за полтора века до Блейка, Герцен отозвался как о человеке «гениальной интуиции», который «поднялся до величайших истин», хотя и был заключен в мистическую терминологию: он «имел твердость не останавливаться на букве.
Его картины говорят больше, чем показывают. Книга Блейка по праву занимает своё место в классической антологии критики на Чосера. «Америка» — это гимн Свободе и вызов царству Ночи, царству Уризена, которое у Блейка символизирует порядок вещей в современном мире и еще одно подтверждение верности поэта своему идеалу богоравной личности, наделенной творческим, созидающим Воображением. По его стопам пойдут прерафаэлиты (Данте Габриэль Россетти, Эдвард Бёрн-Джонс), его линии наследует Бёрдсли.
Открылся «безмерный мир восторга, недоступный вашим чувствам», — чувствам узников Уризена, персонажа, который в блейковской мифологии олицетворяет несвободное сознание современного Альбиона. Заметим, что уже здесь дитя и смеется и плачет, то есть Блейк с самого начала вводит две темы «Песен Невинности»: блаженство в Вечности и страдания на земле. Борьба за независимость оборачивается «Хрустальной шкатулкой» (стихотворение Блейка), в которую мужчина пойман юной девой, в которой он заперт, как в тюрьме, замкнут золотым ключом – читай собственным фаллосом – который отныне принадлежит ей. А единственная рецензия, напечатанная в «Экземине-ре» изобиловала колкостями по адресу художника и увенчивалась утверждением, что его следовало бы «упрятать в желтый дом, не будь он столь безобиден в быту».
он действовал разумом и мистицизм окрылял его разум». Были, конечно исключения, но уж очень редкие. Соотношение «Песен Невинности» и «Песен Опыта» основано на раскрытии сложности жизни, на противоречии мечты и действительности, на контрасте идеала и реальности. для человека, наделенного Воображением, сама Природа — тоже Воображение». Они также спровоцировали появление большого количества законов от правительства Георга III, а также создание полиции. Посмотрев на неё, он воскликнул: «О, Кейт, прошу, оставайся недвижима, я сейчас нарисую твой портрет ибо ты всегда была ангелом для меня».
Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. «Песни», по словам художника, показывали «два противоположных состояния души человеческой» – ее детство, благоуханное в своей чистоте и неискушенности и взросление, когда под бременем опыта начинают разрушаться прекрасные идеалы невинности. Характеристика, вполне уместная и для Блейка. Если не считать трех небольших экспериментальных буклетов, первой книгой изданной с использованием этой техники, стал сборник стихов «Песни Невинности» (работа над ним была завершена в 1789 году). Следующие годы жизни Блейка были очень тяжелы. Любя человека, мы любим и 5ога, в Боге же любим его человечность. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. С 29 ноября вГМИИ им.
И опять все та же горизонталь. Многие переводы С. Маршака без изменений перепечатыва-лись в последующих изданиях: «Поэзия английского романтизма» («Библиотека всемирной литературы», М., 1975) и однотомник, подготовленный к 150-летию со дня смерти Блейка (Вильям Блейк. Завершив портрет (ныне утерянный и до нас не дошедший), Блейк отложил все свои кисти и принадлежности и стал петь гимны и стихи. S. Mathew), без ведома Блейка редактировавшим некоторые стихотворения. Церковь на языке Блейка звалась Блудницей, а на полях брошюры берклианца Р. Уотсона (Richard Watson, 1737-1816) он написал: «Господь сотворил человека счастливым и богатым и лишь хитроумие распорядилось так, что необразованные бедны. Большинство главных идей фантазийной трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала» позаимствовано из «Бракосочетания Рая и Ада». Грядущая перемена пола неизбежна, от трансгрессии следующего века не уйти.
Кэтрин много помогала мужу, раскрашивая его гравюры и переплетая его книги. Эти два издания отразили и работу других поэтов-переводчиков, обратившихся к Блейку в последние годы (даты первых публикаций переводов нами в дальнейшем не отмечаются специально отмечены только переводы, публикуемые в данном издании впервые). Детское знание и знание, обретенное с возрастом, — основная тема этого стихотворения. Черный мальчик чувствует себя обделенным из-за цвета своей кожи, но вместе с тем именно она позволяет ему привыкнуть к лучам Любви Господней и стать после смерти небесным вожатым английскому мальчику, облаченному в «белые одежды», но не прошедшему через страдания на земле.
Он публично обнажается со своей женой Кэтрин в саду в Ламбете, как новые Адам и Ева. Другой его современник, также сторонник свободной любви, Эдвард Карпентер (1844—1929) тоже был вдохновлён тем особенным вниманием, которое Блейк в своём творчестве уделял жизненной энергии, свободной от предрассудков внешнего мира.
Emanation — По определению H. Фрая, «Блейк называет Призраками абстрактные идеи и прежде всего Себялюбие. Рай здесь открывается со всех сторон Голден Гейтс. Это мощный и страшный поток, который не придет в голову простому обывателю, до которого художник не опускался.
Апогей его титанической борьбы за освобождение Поэтического Гения. Блейк должен нанести рану в самое сердце мира. Для Блейка построение такого царства — задача дня, задача каждого поколения и даже каждого человека, обязанного воздвигать его для себя, а тем самым и для человечества. Она прослеживается и в его лирике и в «пророческих книгах». В это время Блейк оправляется от отношений, кульминацией которых стал отказ на предложение руки и сердца.
Скофилд заявил, что Блейк восклицал: «Будь проклят король. Между этими двумя стихотворными циклами Блейк написал поэму в белых стихах и прозе «Брак Неба и Ада», вышедшую в виде «иллюминированной книги» в 1793 году. Особенно существенную роль сыграла школа Якоба Бёме (1575—1624), проштудированного в годы, решающие для формирования Блейка. Уильям Блейк порождает целую традицию и не только в художественном смысле.
Четверть — молодежь. В «Песнях Опыта» тоже есть стихотворение «Святой четверг» (А Holy Thursday), но в нем дети изображаются в ином свете. Рабство героини поэмы Утуны — рабство «безутешной души Америки», духовное рабство всех, порожденное институтом рабовладения.
У романтиков природа — зеркало души, у Блейка — скорее книга символов. Предчувствием блужданий по тупиковым путям Познания отравлена радость бытия в Неведении. Требовалось время, чтобы ясно проступили масштабы и сущность сделанного им в искусстве. Блейк взял этот образ из Книги Исхода Ветхого Завета: израильтяне создают «трон милосердия», окруженный золотыми ангелами. Даже и за наиболее светлыми, радостными стихами этой юношеской книги угадывается не выраженное открыто, но уже посетившее Блейка чувство противоречивости мира, его неизбежной и необходимой дисгармонии, неоднозначности его явлений.
Был приобретен в 1847 г. Данте Габриэлем Россетти. В 6 часов вечера того же дня, пообещав жене, что будет с ней вечно, Блейк скончался. Он был третьим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве. В это время он лихорадочно корпел над Адом Данте. Прошло время и Блейк возненавидел отношение Рейнольдса к искусству вообще и в особенности к его поиску «единой истины» и «классического понимания красоты».
Однако найдены и экземпляры с дарственными надписями Дж. И в ответ Блейк написал: «Этот Мир есть Мир Воображения и Видения. Первые стихотворные переводы из Блейка были сделаны в 1900 г. К. Бальмонтом (вошли в его книгу «Из мировой поэзии», Берлин, 1921). Проходит двадцать лет. В таких противостояниях, в сквозном контрасте воздушных, легких тонов цикла о Неведении, где все на свете еще дышит радостью и счастьем, точно в дни творенья и лаконичной, жесткой по штриху графики «Песен Познания» изображающих полный горя макрокосм блей-ковского Сегодня, в самих резких переключениях эмоционального и образного ряда уловлена трагичность слома эпох и выражено чувство, которое оставалось неведомо XVIII веку.
«Песни», по словам художника, показывали «два противоположных состояния души человеческой» — ее детство, благоуханное в своей чистоте и неискушенности и взросление, когда под бременем опыта начинают разрушаться прекрасные идеалы невинности. Некоторые из ранних картин Блейка украшали стены её комнаты. Десятилетним мальчиком (в 1847 году) он случайно купил блейковский альбом зарисовок и с этого момента началась его любовь к этому (уже абсолютно забытому к тому времени) художнику. Но и в царстве Неведения подобная жизнь не может быть полноценно осуществлена. Актуальный для того времени «сюжет» всегда оказывался у Блейка отзвуком вечной драмы, в которой сталкиваются богоравный свободный человек и простертый ниц перед алтарем прихожанин, Поэтический Гений и утилитарный Разум, Воображение и Своекорыстие. Но общество – всего лишь враг номер два.
Один заказчик пожаловался, что фантазия увела Блейка слишком далеко. В «пророческих книгах», поэтическими средствами мифа воссоздающих былое, настоящее и будущее Альбиона — символа человечества, фрагменты христианской индийской, античной мифологии дополняются специфически блейковскими мотивами и персонажами и возникает целостный образ эпохи с ее надеждами, заботами, противоречиями. Он устроил ее на втором этаже дома, где помещалась лавка его брата-галантерейщика. Не поняты до конца до сих пор тот мир и разнообразное творческое наследие, которые оставил Уильям Блейк. В «Песнях Неведения и Познания» диалектическое видение Блейка приобретает глубину и всеобъемлющую значимость, доступную только великому искусству.
Она продолжала распродавать его иллюстрации и картины, но не бралась за ведение его дел без того, чтобы сперва «обсудить это с мистером Блейком». Блейк также формулирует здесь свою концепцию создания стиха: музыка — слово — записанный текст. В день своей смерти Блейк неустанно работал над иллюстрациями к Данте. Брак их оказался на редкость счастливым, хотя, увы, бездетным. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос».
Через год после свадьбы Блейк издал тиражом 20 экземпляров свою первую книгу – «Поэтические наброски». Это убеждение предопределило и творческие принципы Блейка. Как ты, агнец, сделан. ), а его противопоставление «Тигр» (Тигр, Тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах). Главенствующая роль принадлежит в поэме впервые здесь появляющемуся Орку — блейковскому Прометею и Адонису, одному из центральных персонажей мифологии «пророческих книг». И с этой рукописи именуемой теперь в каталогах «Манускриптом Россетти», начинается возрождение Блейка. Ещё в возрасте 14 лет Уильям Блейк был учеником гравера. В мире Блейка полярности Неведения и Познания, пересекаясь, не отрицают друг друга. «Иерусалим» также является последней пророческой книгой Блейка. Одно из них было предсказано пророком Даниилом, давшим царю толкование его сна Однажды Навуходоносор сказал: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я во время моего царствования силою моего могущества и во славу моего величия. » Не успел он договорить эти слова, как с неба раздался голос: «Тебе говорят, царь Навуходоносор, царство твое отошло от тебя. » Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором и отлучен он был от людей, ел траву, как вол и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли, как у льва и ногти у него — как у птицы.
В поэме «Мильтон», размышляя о роли и предназначении поэта, Блейк развивает мысль о том, что гений должен вести неустанную «интеллектуальную битву» за освобождение человека. Это показывает его мучительные и напряженные духовные искания. Худых — больше, чем толстых. Пытаюсь взрастить в себе материалиста.
И «Америка» написана не для прославления успехов побеждающей демократии, хотя Блейк, несомненно, сочувствовал им всей душой. Рейнольдс писал в своих Рассуждениях, что «склонность к абстрактному видению того или иного предмета, а также к обобщению и классификации— это триумф человеческого разума» Блейк же, в заметках на полях отмечал, что «всё обобщать, подгонять под одну гребёнку, значит быть идиотом заострение внимания— вот чего заслуживает каждая особенность». На протяжении всей его жизни она будет оставаться для него главным источником вдохновения. Впоследствии Блейк никогда не публиковал их отдельно, но только под одной обложной с первым сборником и под общим названием — «Песни Невинности и Опыта». Он создал иллюстрации к «Кентерберийским рассказам» Чосера, Книге Иова.
Он может быть на дне моря или же в черной дыре. Это же мы видим на его картинах. Следует помнить, что для Блейка «Невинность» не равнозначна «неведению», напротив, это состояние предполагает высшее, «пророческое» видение и способность Духовным взором постигать явления, скрытые от простого глаза, возможность усматривать в земных событиях их истинный, божественный смысл.
Автор забрал тираж из типографии и уничтожил его почти полностью. Радикальный христианин Блейк смело нападает на ортодоксальность и индустрию, называя их «тёмными фабриками сатаны», отчасти ссылаясь на мельницы Альбиона в Ламбете, которые сгорели в 1791 году. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Начиная с «Песен Неведения и Познания», все творчество Блейка — поиски надежных подступов к этой вершине, движение по этому тернистому пути, каждым новым своим поворотом заставляющему убедиться, что вершина недостижима. Позже в иллюстрации к «Иерусалиму» Скофилд станет символом «ограниченности разума, заключаемого в оковы рабства».
И потрясения двух пронесшихся над миром революций. «Искусство – Древо Жизни. А именно: они бросают вызов тексту, который сопровождают, оспаривая мнение автора: например, о сцене, где Гомер шествует с мечом и своими соратниками, Блейк пишет: «Всё в Божественной комедии говорит о том, что из-за своих тиранических идей Данте сделал Этот Мир из Сотворения и Богини Природы, но без участия Святого Духа». Когда Блейк узнал, что его обманули, он прекратил все отношения со Стотердом.
Там, где усматривают лишь торжествующее «Добро», Блейк обнаруживает и ущербность в том, что именуют «Злом», — свою красоту. И единственное спасение – это искусство. Издатели не брали его книг. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Не раз пытались представить Блейка последовательным сторонником этого теолога, находя нечто знаменательное в том, что сведен-боргианская «Новая церковь» была основана в год рождения поэта (1757). к стихотворению «Странствие». Не то – у Блейка, в чьих небольших по формату картинах (вот еще одно его отличие от современных ему живописцев – он почти никогда не писал "масштабных" полотен) таится великое множество символических посланий, не все из которых можно сразу разглядеть. Он невероятно страшен и уверен в своей силе.
Это побудило его критически отнестись к руссоистской доктрине «естественности», столь важной для романтизма. В день собственной смерти, в октябре 1831 года, она была такой же спокойной, такой же радостной, как её муж и звала его так, «словно он находился в соседней комнате, чтобы сказать, что она уже идёт к нему и очень скоро они будут вместе». Вскоре Блейк вознегодовал на своего нового покровителя, поняв, что Хейли вовсе не интересует занятие искусством, он больше занят «тяжёлой работой по бизнесу». Он полагал, что искусство, религия и воображение неразделимы, как Святая Троица. Причина человека – страдание. Одно только замечание о Мильтоне, который «был прирожденным Поэтом и, сам не зная того, сторонником Дьявола», когда хотел восславить Бога, — это целая философия, афористически выраженное кредо всего романтического миропонимания. Не могут удивить ни само это воздействие, ни последующая полемика. коммент.
Включенные в экспозицию работы находятся в коллекциях галереи Тейт и крупнейших британских музеев. В проекте приняли участие Британский музей (Лондон), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Национальная портретная галерея (Лондон), Музей Фицуильяма (Кембридж), Уитвортская художественная галерея (Манчестер), Петуорт-хаус (Западный Сассекс), Фонд Бриттена-Пирса (Олдебург). Нужно сказать, что видения случались с Блейком с самого детства (еще десятилетним мальчиком он видел ангелов в кронах деревьев).
Странный жребий. Развитие событий во Франции вскоре умерило его восторженные ожидания деизм, который исповедовали радикально настроенные друзья Блейка, остался ему чужд — он не принял обычного у деистов разделения божественного и человеческого начал, в «Бракосочетании Рая и Ада» объявив, что «все живое Священно» он не разделял с деистами представления о современном обществе как скоплении изолированных, фрагментарных существований, связанных чисто механическими отношениями причинности и зависимости, он, в отличие от них, не примирялся и никогда не мог бы примириться с таким порядком вещей. Повседневная жизнь, которую вел Уильям Блейк, была полна рутины и добывания хлеба насущного. Но ей удается спастись бегством. В мифологии Блейка это репрессивная, сатанинская сила, пытающаяся принести человечеству единообразие, создавая разного рода ограничения (в книге «Америка, пророчество» Уризен – злой бог, который правил во время Просвещения). Они и стали зерном из которого выросло все «видение».
Падение человека, змея, Адам и Ева являются центральными персонажами в видениях Блейка. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследииДостижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны.
Уильям посещал школу только до десяти лет, научившись там лишь писать и читать и получил образование на дому— его учила мать Кэтрин Блейк (в девичестве Райт (англ. Wright). Скорее это некое духовное качество, подспудно хранящаяся память о том, каким является в мир — «взрослый» мир, неизбежный для него, как и для всех, мир Познания, движущийся, полный противоречий, притягивающий и отталкивающий мир, — каждый человек, каким он создан по законам веры и любви. Борьба Воображения и Своекорыстия — мотив, главенствующий во всей блейковской космогонии, во всей сложнейшей образной символике «пророческих книг» и это борьба за целостного человека, признавшего, вопреки конкретным обстоятельствам своего существования, единственной и непререкаемой нормой Поэтический Гений и создающего царство справедливости из камней разрушенного им Вавилона. Пушкина открыта выставкаУильям Блейк и Британские Визионеры. Он сидит на скале, покрытой водорослями и делает вычисления при помощи циркуля, как Уризен в «Ветхом днями».
Влияние нельзя недооценивать, но нельзя не видеть и открытого спора со Сведенборгом, развернутого во многих блейковских произведениях. Если бы не поддержка Бат-тса, он, возможно, не имел бы куска хлеба на обед. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. В его мучительных циклах рождения и смерти (стихотворение «Странствие») обречены все – и женщины и мужчины, матери и их дети, новорожденные младенцы и повзрослевшие сыновья-любовники.
Лишь двадцать лет спустя после его смерти для широкой публики он был «открыт» прерафаэлитами. Духовные корни Блейка уходят в ту же почву. Эти странности будут долго занимать исследователей Блейка, даже сегодняшних, не говоря уже о ранних (в их числе еще одного прерафаэлита Александра Гилкриста (Alexander Gilchrist, 1828-1861), отдавшего многие годы своей двухтомной работе о Блейке и Алджернона Суинберна (Algernon Swinburne, 1837-1909), в 1868 г. напечатавшего восторженную книгу о поэте). Это Большой красный дракон с семью головами и коронами на них. Это, как ни странно, почти не опечалило Блейка.
Неудачи, непризнание, неуют — вот его жизнь год за годом. Блейк освобождает секс от морали общества, не во имя руссоистского лозунга «назад к природе». Некоторое время он обучался ремеслу гравера и этим впоследствии зарабатывал. Публикацию первого сборника стихотворений Блейка, «Поэтические Наброски» (англ. Poetical Sketches), относят к 1783 году. «Действие — Вечный Восторг».
И каждая деталь подобного «сюжета» становилась компонентом блейковского мифа о человеке, взыскующем целостности и истинной духовности бытия в мире, уже подчиненном утилитаристскому жизнепониманию со всеми неисчислимыми бедствиями, которые оно за собой влечет. Там – пение в соборе св. Однако ими не исчерпывается в блейковском творчестве сам «сюжет». Выставка в рамках XXXI музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» впервые познакомит российскую публику с художественным наследием выдающегося английского поэта и художника Уильяма Блейка (1757–1827), а также с творчеством таких значимых британских мастеров XIX— XX веков, как Данте Габриэль Россетти, Эдуард Коли Бёрн-Джонс, Сэмюэл Палмер, Обри Винсент Бёрдсли, Иоганн Генрих Фюсли, Фрэнсис Бейкон и Сесил Коллинз.
Впрочем, начатки диалектического постижения реальности можно обнаружить уже в «Поэтических набросках». Он по-своему трактует Священное писание, он хочет остаться пророком Ветхого Завета. Блейка тревожит пассивность «обитателя темницы» — душевной темницы, в которой обретается рядовой человек, не пробужденный к подлинной, высокой жизни ни 4 июля 1776 года, ни штурмом Бастилии. Однако стихотворение скорее печально, чем трагично: смерть — это лишь переход в иной, более совершенный мир, где не будет ни слез, ни жестокости (ср. Исаия, II: 6: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком и теленок и молодой лев и вод будут вместе и малое дитя будет водить их»). Блейк борется за нерушимое мужское «я» и признает свое поражение. В 1809 году состоялась единственная персональная выставка Блейка.
Однажды его прервали ребята из Вестминстерской школы (англ. ), один из которых так замучил Блейка, что Джеймс с силой столкнул его со строительных лесов на землю, куда он с ужасным грохотом повалился. Но мелкие задания (например, «украсить библиотеку»), которые Хейли давал ему, чувствуя себя вправе напомнить гостю о собственном гостеприимстве, раздражали художника и он вернулся в Лондон. Его солдаты, дети и проститутки – жертвы ненасытного Молоха. Плен любви в тогдашней поэзии — непременно сладкий плен, возвышение и очищение души, у Блейка же высокое счастье соседствует с рабством и «любви прекрасный князь» тешится беспомощностью жертв, опутанных его сетями (Song).
Если бы не поддержка Баттса, он, возможно, не имел бы куска хлеба на обед. Ни одна из книг Блейка не пользовалась коммерческим успехом. Одним из поклонников Блейка был Данте Габриэль Россетти. В этой жизни равенство невозможно, но в Вечности черный мальчик «как равный» встанет рядом с английским ребенком и даже окажется его покровителем и заступником перед Богом таким образом, черный мальчик символизирует Христа, страданием искупившего грехи людей и указавшего им путь на Небо.
Вот таким образом почти каждому стихотворению из цикла о Неведении находится свое соответствие в цикле о Познании, причем отношения внутри этих пар — отношения контраста, принципиальной разнонаправленности, но также и органической взаимосвязи, которую необходимо понять и принять. В 1788 году был прочитан труд Э. Сведенборга (1688—1772) «Мудрость ангелов», а затем «Небо и Ад» — одно из основных сочинений шведского мистика. Параллель к стихотворению «Ягненок» из «Песен Неведения». Блейк мыслитель.
Всего последовательнее оно воплотилось в лучшем его лирическом цикле «Песни Неведения и Познания», а наиболее открыто диалектический принцип мировосприятия был сформулирован в программной для него поэме «Бракосочетание Рая и Ада». И в отличие от скорбного лика Господа лик Сатаны озарен странным отсутствием-присутствием. В этом стихотворении, центральном для «Песен Невинности», в наиболее отчетливой форме предстает основная идея цикла: природа человека божественна. «Пророческие книги» — начиная с «Бракосочетания Рая и Ада» до «Иерусалима» — были всерьез прочитаны лишь во второй половине XX века.
Поэт выражает сомнение в святости праздника в краю, где рядом с богатством царит нищета. Если не считать трех небольших экспериментальных буклетов, первой книгой изданной с использованием этой техники, стал сборник стихов «Песни Невинности» (работа над ним была завершена в 1789 году). Эти добродетели в «абсолютной» своей форме существуют на небесах, а в «отраженном» виде (согласно «учению о соответствиях») даны людям и люди, носящие в себе Святой Образ, должны делиться ими друг с другом.
Каждому из этих состояний присуща своя доминирующая «эмоция»: Раю — страсть, Порождению — интеллект, Беуле — милосердие и любовь, Ульро — желание и инстинкт. На третьем году обучения Бэсайер направил Блейка в Лондон срисовывать живописные фрески готических церквей (вполне возможно, что это задание было дано Блейку для того, чтобы обострить конфликт между ним и Джеймсом Паркером, другим учеником Бэсайера). Да это едва ли и было бы возможно, так как смысл книги, ее существо — мысль о неразрывности духовного опыта человека, о его целостности, обнимающей и объединяющей в некоем высшем синтезе заложенную в личности от рождения «невинность», чистоту — и всю неизбежную умудренность каждого далеким от идеала бытием. В природе он обнаруживает ту же пассивность и механистичность, что и в социальной жизни. С визионерами не поспоришь.
Эрдман утверждает, что Блейк был ими разочарован, считая, что они просто заменили монархию безответственным меркантилизмом и отмечает, что Блейк был абсолютным противником рабства и полагает, что некоторые из его стихов которые обычно считаются воспевающими «свободную любовь» на самом деле были направлены против рабства. 13 В своем исследовании «Уильям Блейк. Через шестнадцать лет этот Каталог попал в руки Вордсворта (William Wordsworth, 1770-1850). Среди многочисленных образов блейковской мифологии важнейшее значение имеют: Уризен (Urizen) — символ механического Разума, неприемлемого для Блейка, воплощение тиранического начала, насилия и несвободы Лос (Los, анаграмма латинского sol — «солнце») — «Вечный пророк», олицетворяющий Творческий Гений Орк (Ore, анаграмма латинского сог — «сердце») — символ вольности и революции.
И был погребен на средства фонда общественного призрения — в безымянной яме для нищих. Хотя все факты говорят о том, что родители Блейка очень поддерживали сына, особенно мать. Здесь он и умер. Влечение и Отвращение, Мысль и Действие, Любовь и Ненависть необходимы для бытия Человека» — это великое органическое единство и открылось Блейку «среди адских огней», в беседе с Исайей и Иезекиилем, в испытаниях, которым подверг духовный разум поэта сошедший к нему Ангел.
Что же они, эти художники, черпают в своем «духовном отце». Это было сложной и трудоёмкой работой для того чтобы перенести изображения на пластины, нужна была уйма времени, месяцы и даже годы, но, как заметил современник Блейка Джон Бойделл, такой способ гравировки делал её продукт «слабым звеном для коммерции», позволяя художникам более приблизиться к народу и сделав её важным видом искусства к концу XVIII века. Экспонировались главным образом иллюстрации к «Кентерберий-ским рассказам» (Canterbury Tales) Джефри Чосера (Geoffrey Chaucer, 13407-1400). Frye.
Поэты романтического поколения опирались на некие устойчивые, обладавшие большой художественной историей мифологические «сюжеты» (Каин, Прометей), а Блейк даже полнее, чем они, осуществил принцип, который в шеллинговой «Философии искусства» — этой эстетической библии романтизма — выделен как определяющий для истинного искусства: «Всякий великий поэт призван превратить в нечто целое открывшуюся ему часть мира и из его материала создать собственную мифологию мир этот (мифологический мир) находится в становлении и современная поэту эпоха может открыть ему лишь часть этого мира так будет вплоть до той лежащей в неопределенной дали точки, когда мировой дух сам закончит им самим задуманную великую поэму и превратит в одновременность последовательную смену явлений нового мира». Так, Кольридж (Samuel Taylor Coleridge, 1772-1834), прочитав «Песни Неведения», выразился в том духе, что автор плохо представляет себе психологию ребенка, — свидетельство явного непонимания блейковского замысла.
Ведь жизнь — это Движение, а оно «возникает из Противоположностей. Но она далеко переросла значение свидетельства об этом времени. Только тогда «истинная душа» будет действительно найдена — и человеком и человечеством.
Их картины тоже были представлены на выставке. Он не дорожит ни красочностью пейзажа, ни его достоверностью, как не дорожит и психологизмом. Свобода облагораживает общество. И Демиург и его Противник на обеих картинах изображены горизонтально, а не вертикально. Все его солдаты рабы».
Именно в этом доме Блейк некогда работал над книгой «Мильтон»: Стихотворение (оформление предисловия к книге датировано 1804 годом, но Блейк продолжал работу вплоть до 1808 года). Только во второй половине XIX века пробудился интерес к творческому наследию художника. Темой для этого стихотворения послужила ежегодная лондонская церемония: в Святой Четверг (День Вознесения) детей из сиротских приютов приводили в собор Св. Павла, чтобы они могли возблагодарить Бога за милосердие и доброту. Позже память поэта была увековечена стелой с надписью «Вблизи этого самого места покоятся останки поэта и художника Уильяма Блейка (1757—1827) и его супруги Кэтрин Софии (1762—1831)». Многие произведения ссылались на эту поэму, но, пожалуй, самым ярким стал фильм «Огненные колесницы», так как заимствовал в качестве названия самую знаменитую строчку гимна.
Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Декларация окончательного разрыва с исповедуемыми его эпохой понятиями морального добра и зла, поскольку мир оказался на переломе, на пороге великого сдвига, перед лицом Апокалипсиса и лишь раскрепощенное Воображение, высший духовный импульс, таящийся в самом человеке, а не условное «добро» и «зло» обветшалых доктрин указывает верный путь в эти грозовые годы. Блейк рассказывал, что однажды в возрасте 8 лет он видел дерево, полное ангелов, «распутывающихся на каждом суку, как звезды». Магический аполлонический контур. По мнению большинства исследователей, «дитя» в этом стихотворении — дух Свободы, «старуха» — современное Блейку общество. Сделать эту оговорку побуждает не только сам факт невольной изоляции Блейка от художественной жизни той переломной эпохи, когда уверенно прокладывал себе дорогу романтизм, виднейшие представители которого либо вовсе не знали о гениальном гравере, либо относились к нему с явной предвзятостью. Очерк важнейших понятий такого рода дается во вступительной статье.
На картине изображен Бог, которому художник дает имя Уризен. И хотя по своей сути это мысль романтическая, понять ее можно, только окунувшись в атмосферу доживающего свой век XVIII столетия. По мнению Эдварда Ларисси, «Блейк— писатель-романтист, оказавший самое сильное влияние на двадцатый век»22. Блейк полагал, что такой способ печати должен был «сплавить» слово и изображение в единый образ.
Гуманный идеал оказывался все больше не в ладу с прозаизмом своекорыстной действительности и усилия Блейка преодолеть этот разрыв — его непоколебимая верность мечте об Иерусалиме, его патетические гимны бунтующему французскому Гению и сбросившей оковы американской Душе, его исканье подлинных рыцарей Воображения, пусть даже в эпохах неблизких, где были такие примеры, как Мильтон, Данте, Иов или блейковский еретический Христос «Вечносущего евангелия» (1810), — вся эта исступленная борьба с бездуховностью времени за истинно духовного человека в итоге завершилась поражением того, кто отважился ее завязать. Содержит первоначальные варианты ряда стихотворений из «Песен Неведения и Познания», а также стихи, не включенные в этот цикл, рисунки, прозаические заметки и пр. Каждая подробность наполняется значением символа историческая реальность становится мифологической, а победа революции в колониях осознается Блейком прежде всего как торжество свободного Гения над плоским, утилитарным Разумом, оборачивающимся политической тиранией и «своекорыстной святостью», которая очень далека от истинной человечности. Первая картина «Большой красный дракон и жена, облаченная в солнце». Стихи Блейка, как и всякая серьезная поэзия, требуют внимательного и вдумчивого прочтения. Он умер от в 1787 году от чахотки, когда ему было всего девятнадцать лет.
И эту идею мастер последовательно воплощал в жизнь. И хотя романтикам это осталось неизвестно история литературы именно от этого произведения прослеживает важнейшую романтическую тему перелома эпох и открывшегося на таком историческом стыке нового видения душевной жизни: не разделен-ность, а совмещенность, слияние, единство «противоположных состояний человеческой души». На протяжении всей своей жизни Блейк будет видеть видения. Самая известная «песня невинности» Уильяма Блейка – «Агнец» (Агнец, агнец белый.
Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. Блейка часто преподносят как провозвестника сексуальной революции двадцатого века, однако, это не совсем так. После того как были завершены «Песни Познания», Блейк никогда не гравировал отпечатанный им пятью годами раньше цикл о Неведении отдельно. Оригинал этого документа можно увидеть в церкви, где в период между 1976—1982 годом было также установлено памятное витражное окно. Через 5 дней после смерти— в канун 45-й годовщины их с Кэтрин свадьбы, Блейк был предан земле на кладбище для диссентеров (англ. Dissenters burial ground) в местечке Банхилл Филдс (англ. Bunhill Fields), где были похоронены и его родители.
на с. 590). Его хвост «смел» треть звезд с неба на землю. Брак Блейка и Кэтрин был крепким и счастливым до самой смерти художника. Впоследствии Блейк никогда не публиковал их отдельно, но только под одной обложной с первым сборником и под общим названием – «Песни Невинности и Опыта». Осознав 1789 год как великий рубеж в истории человечества, он не менее остро переживал затем и крушение идей, начертанных на знамени Французской революции, не принимая ни той эпохи, которой она положила конец, ни той, что родилась вместе с нею. Его христианство опровергает самое себя.
Также как и вызывающий Френсис Бэйкон. Цветок — распространенный образ, обозначающий женское начало, ждет соединения со стремительным Воробышком (своеобразный, но достаточно отчетливый фаллический символ). Многочисленные толкования «Тигра» отражают сложность центрального образа-символа. (Ср. : «. Сказалось и то, что Блейк этому поколению предшествовал и скорее предугадывал его искания, чем мыслил в категориях романтизма. Образ Роберта не оставлял Блейка и позже – он утверждал, что покойный брат явился ему во сне, чтобы помочь разрешить задачу, над которой тогда он бился: как изыскать возможность печатать свои стихи и иллюстрации к ним с одной гравировальной пластины. Позже это восстание, будучи реакцией на парламентский Акт о папистах (англ. ), отменявший санкции против Римского католицизма, получило название Гордонских мятежей.
В издании Дж. Кроме того, здесь впервые возникает тема смерти речь идет не столько о жестокости человека, сколько о жестокости природы, против которой бессильны даже ангелы — они могут лишь «рыданьями помочь». Блейк говорил не о подражании, а о преображении мира творческой фантазией. Безумие у Блейка не аномалия и не восславленное впоследствии романтиками средство возвыситься над прозаизмом жизни, а «нормальное» бытие приверженца общепринятых моральных представлений, неспособного совладать с диалектической сложностью и «взрывчатостью» истинной, не иллюзорной действительности. По символике Блейка, человек, обращающий себя в Спектр, неполноценен даже физически — Эманация есть утраченное «женское» начало, та духовность, которая восстанавливает целостность личности и в физическом отношении, поскольку Рай — это преодоление не только разлада между рациональным и чувственным, но и разделения Человека на начала мужское и женское.
Светлый колорит стихотворения из «Песен Невинности» сменяется здесь угрюмой обстановкой нищенского существования. В «пророчествах» Блейка отразились его политические идеи, надежды и чаяния, его романтические искания. И в этом проклятие.
Академия его не признавала. Здесь-то, в этой идее теснейшей соотнесенности «состояний» и воплотился блейковский диалектический взгляд на реальность, схваченную в ее подвижности, борьбе, в резких переходах от света к тени и от трагизма к высокой духовной радости, в ее динамике, в жизненосном Движении, сокрушающем любую схоластическую Мысль и любую претензию на совершенность нравственных квалификаций. Парадоксально, но муза самого Блейка мужского пола (и это, наверное, единственный случай в мировой поэзии поэт утверждал, что стихи ему диктует его умерший в восемнадцатилетнем возрасте брат). В возрасте 65 лет Блейк занялся иллюстрациями к «Книге Иова».
Сассекская городская газета сообщает: «Сфабрикованность произошедшего была настолько очевидна, что обвиняемый был незамедлительно оправдан». По свидетельствам очевидцев, Блейк находился в первых рядах толпы во время атаки. Его поэзия однозначно выражает бунтарское отношение к злоупотреблению властью правящим классов, как описано в большом исследовании Дэвида Эрдмана «Блейк: Пророк Против Империи». Здесь он бунтует против того, что называет «незавершённым стилем модных художников», таких как Рубенс, столь любимый первым президентом школы Джошуа Рейнольдсом. Примерно в это же время он, вместе со своим товарищем по мастерской Бэзайра Джеймсом Паркером, открыл «свое дело», решив зарабатывать деньги изготовлением гравюр.
И Блейк это понимал. У него были десятилетия, когда он надолго замолкал. Бергер убежден в изменении отношения Блейка к «свободной любви» в поздний период творчества. См.
Сам Бог для Блейка не более чем космическое воображение, вольно творящее мир в согласии со стремлением людей к органическому, целостному бытию и с необходимостью эстетической гармонии и красоты. Кэтрин заплатила за похороны мужа деньгами, одолженными у Линнелла. Для Блейка эта истинность — дар жизни по законам воображения. Больше он никогда не обращался за помощью к такого рода благодетелям. И более того.
Актуальнейшим «сюжетом» тех лет была революция в колониях Нового Света и «Америка» (1793) доносит живые отголоски умонастроения тогдашних лондонских радикалов, веривших, что скоро заря новой истинно разумной и человечной цивилизации перекинется через океан. Этот утопический образ 1780 года: американская революция была в самом разгаре. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Уильям Блейк особенно любил этот образ, вот таким образом создал его в нескольких экземплярах. После смерти Роберта художника посетило видение: он говорил, что увидел, как душа брата возносится к небесам — радостная и сияющая. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Блейк не был членом какой-либо политической партии.
И кажется не без причины. Блейк видел острее многих вольнодумцев его эпохи, которым кружили головы вести из Франции и из Америки. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Последние годы Блейк прожил на Фаунтан Коурт недалеко от Стрэнда (дом, где он жил, был разрушен при постройке гостиницы «Савой» (англ. ). «Агнец» был положен на музыку Воганом Уильямсом (который утверждал, что ненавидел стихотворение), Джоном Тавенером и Алленом Гинзбергом. Гравюра «Ветхий днями» украшает книгу «Европа, пророчество». Его ранние работы показывают знакомство с творчеством Бена Джонсона и Эдмунда Спенсера.
Будучи неграмотной, Кэтрин вместо росписи поставила в свидетельстве о браке крестик «Х». И тем удивительнее кажется резкость его нападок на свойственный романтикам культ индивидуального в ущерб всеобщему и на их стремление ставить в пример современникам нетронутого цивилизацией «естественного» человека. Разными богословами она толкуется примерно так.
Так как проекту не было суждено завершиться, замысел Блейка остался не совсем ясным. The Fearful Symmetry, 1947). После смерти мужа Кэтрин переехала в дом Тейтэма, где жила и работала в качестве экономки.
Основу экспозиции составили гравюры, акварели и темперы Уильяма Блейка, в числе которых «Суд Париса», «Ньютон», «Апостол Павел и змея», «Братья, склонившиеся в поклоне перед Иосифом», «Проклятая душа», «Страшный суд», «Жалость», а также иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, к произведениям Уильяма Шекспира, Джона Милтона, Герберта Спенсера. «Я чувствовал, что они так и кипят во мне, эти противоположные элементы», – как говорит подпольный герой Достоевского. Нужно сказать, что видения случались с Блейком с самого детства (еще десятилетним мальчиком он видел ангелов в кронах деревьев). Садизм Блейка – его же мазохизм.
В мире взрослых ребенок всегда одинок и несчастен. Долгие вечера Блейк проводил за зарисовками аббатства. Он также напишет «Описательный каталог» (1809), в котором будет представлено то, что Энтони Блант назовёт «выдающимся анализом» работы Чосера.
Spectre. Змеем увита и неподвижно, мертво лежащая Ева, над которой реет бесстрастно просветленный Сатана (картина «Сатана торжествует над Евой»). Возможно, Блейк не разделял и восхищения Данте поэзией древних греков, а также той несомненной радости, с которой он назначал и раздавал обвинения и наказания в Аду (о чём свидетельствует мрачный юмор некоторых песен поэмы). также определения, которые даны этим понятиям у А. Острай-кер: до грехопадения Спектр и Эманация сосуществуют в одном существе, а в дальнейшем женское начало (Эманация) приобретает самостоятельное существование. Он обратил внимание на подобные мотивы в стихах поэта, где тот воспевает «святую естественную любви», свободную от оков ревности, которую Блейк называт «ползущим скелетом».
Блейк – это английский Достоевский, знающий об изначальном разрыве. Однако в «безумии» этого таланта не усомнился и Вордсворт. Блейк вносит разлад в Божественную картину мира как христианин. Именно из той первоматерии, которой наполнена его сегодняшняя жизнь (это важная особенность блейковского мышления, резко его отличающая от утопистов, рисовавших некий труднодостижимый идеал далекого будущего).
Он воспринял и символику, возникающую уже в самых ранних сектантских проповедях, — символику разрушения до камней Вавилона — порочного мира социальной иерархии и церковной лжи и построения Иерусалима — царства человеческого равенства и осуществленной христианской нормы, государстваутопии, того Иерусалима, который у Блейка «свободою зовется средь Альбиона сыновей». Суинберн также прослеживает эхо этих мотивов в «Бракосочетании Рая и Ада», где порицается лицемерие «религиозного разврата» защитников традиций.
Уже были написаны «Песни Неведения и Познания». В этом смысле Блейк, конечно, принадлежит романтизму. Он был и первооткрывателем того закона романтического мифологизма, который впоследствии так ярко проступил у Байрона и Шелли, а на языке теории был еще в самом начале XIX века сформулирован Шеллингом (1775—1854), в своих иенских чтениях говорившим о «мифологическом объяснении конкретного мира как смешения бесконечного и конечного начал в чувственных вещах». Ответ, кажется, напрашивается сам собой: его художественное видение было слишком новаторским, чтобы найти понимание и отклик у людей того времени. По первому впечатлению она кажется прелюдией к романтической «дьяволиаде» с характерным для нее прославлением Сатаны — вольного духа, бросающего вызов самому Небу.
Этим Уильям Блейк, картины которого не были приняты современниками, поражает нас сейчас. Позже, кроме обучения Кэтрин чтению и письму, Блейк обучил её ещё и искусству гравюры. Следует, однако, помнить и об ином смысле, который привносится в стихотворение в рамках образной системы цикла: дитя только что явилось из Вечности и еще не утратило «божественного видения» и Радости как следствия и атрибута своей Невинности. «О чем я думаю.
Средства для издания ссудил приятель Блейка художник Джон Флаксмен. Рельефный офорт изобретённый Блейком, позже стал важным коммерческим методом печати. В 1794 году увидели свет «Песни Опыта». Здесь тоже выступает человеческая разделенность и несвобода от жестокого реального мира.
На самом деле эта полемика была по-своему неизбежной. Мальчиком его уже посещали мистические видения. В это время, как она утверждала, её часто посещал призрак мужа. Биография духовная у него сложна и наполнена яркими событиями. В поэме «Мильтон» читаем: «Дух Отрицания есть Спектр или же Рациональные Способности Человека и это Позолота, скрывающая Бессмертный мой Дух и это Себялюбие, которое необходимо отринуть и уничтожить навеки». Ко времени выхода в свет «Лирических баллад» (Lyrical Ballads, 1798) Вордсворта и Кольриджа, возвестивших приход новой школы, он был уже сложившимся мастером, тесно связанным с кругом идей XVIII столетия, но осознавшим и воплотившим их кри-зисность.
В муках она рожает ребенка, которого намерен поглотить дракон. Разочарование Блейка своим патроном Хейли так повлияло на первого, что в поэме «Мильтон» он написал, что «Друзья в материальном мире— духовные враги». От ярости дракон напускает воду, которая должна поглотить и жену и землю. В 1784году Блейк также сочинил, но оставил неоконченной свою рукопись «Остров на луне» (англ. An Island in the Moon).
4 августа 1772 года Блейк поступил на 7-летнее обучение искусству гравировки к гравёру Джеймсу Бесайеру с Грейт Куин cтрит (англ. ). И в самом деле, может показаться, что основной мотив цикла — трагическое несовпадение идеального и реального, естественного состояния мира, каким мы его видим в «Песнях Неведения» и того бесчеловечного, духовно стерильного миропорядка, который открывается в «Песнях Познания». Запечатлеть слом эпох, рождение новых противоречий и нового самосознания человека в мире «сатанинских мельниц», дымящихся день и ночь напролет.
Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Первооткрыватели Блейка — прерафаэлиты — воспринимали «Песни Неведения и Познания» как беспримесно романтическое произведение. Это чисто романтический мотив. Элохим рождает проклятого Адама. По своему характеру «Пророческие книги» – это лирико-философские поэмы, в которых ставятся проблемы судеб мира и человечества. Это плен духа, плен мысли но «Жизнь — это Действие», мысль же только служит Действию оболочкой.
Даже «Французская революция» при всем ее восторженном пафосе содержит немало напоминаний о том, в каких муках рождаются и принимают характер закона гуманные нормы общественной жизни. Блейку остался абсолютно чужд сведенборговский плоский морализм, как и метафизичность картины мира, созданной в «Небе и Аде», где духовное прочно отделено от материального, а субъективное от сущего. «Ньютон» – одна из наиболее известных его картин. Свою новую технику изобретенную при помощи покойного Роберта, мастер назвал «иллюминированной печатью». Цельный человек – выдумка. А ни один типограф не рискнул бы выпустить книжку безвестного автора за свой счет.
«Брак Неба и Ада» – одна из его книг, написанная в подражание библейским книгам пророчеств. Блейк вернулся в Лондон в 1804 году и начал работу над написанием и иллюстрацией Иерусалима (1804—1820), его самой амбициозной работы. Возможно, о ней Блейк пишет в Книге Тель.
Вот одна из иллюстраций к Данте «Вихрь любовников». Почтенный мэтр судил снисходительнее, чем газетный борзописец. «Видение» таким образом становится символом духовных метаний и заблуждений, а его утрата означает возвращение к истинному Отцу (Богу) и к истинной Матери (Церкви, которая на этом этапе еще воспринимается Блейком как прибежище истинной веры и жилище Бога на земле).
Блейк предтеча Бодлера. В «немой стране скорбей и слез» прошла вся его жизнь — не просто десятилетия существования на грани нищеты, не признанным, не услышанным, «безумным», но духовная жизнь поэта и художника, открывавшего эту страну для общественного сознания, которое лишь очень нескоро оказалось готовым постигнуть пафос блейковских исканий и смысл созданного им художественного языка. Человек дан этому миру в разломе.
Он подробно излагает эту печальную историю Кэтрин и её родителям, после чего спрашивает девушку: «Вам меня жаль. ». А «Тигр» вдохновил песни Джони Митчелла и группы «Tangerine Dream». Причина в том, что со своими противниками Блейк спорил не только как мыслитель.
Написанные в 1793 году «Видения дщерей Альбиона» посвящены как будто другой теме только отдельные стихи, — например, о тиране Тео-тормоне, у чьих ног, «как волны на пустынном берегу, вскипают голоса рабов», — непосредственно ввели в поэму явление, смущавшее совесть лучших людей эпохи. Выставка была задумана так, чтобы вместе с другими работами продать и свою версию иллюстраций к «Кентерберийским рассказам» (под общим названием «Кентерберийские паломники»). На основе последней Блейк создал одну из наиболее известных своих картин «Призрак Блохи». также коммент. Романтики доверяли природе, порываясь к бегству от цивилизации и искали панацею от зла действительности в подражании «естественному» добру, «естественной» красоте.
Он словно заблудившаяся «истинная душа» человечества. Блейк – это «Картины из подполья». В типографии был напечатан только самый первый, еще почти ученический сборник «Поэтические наброски» (1783), где повсюду слышатся отголоски сентиментализма, в частности «Ночных мыслей» (The Complaint or Night Thoughts on the Life, Death, and Immortality, 1742-1745) Эдуарда Юнга (Edward Young, 1683-1765), которые Блейку впоследствии довелось иллюстрировать. 8 октября 1779 года Блейк стал студентом Королевской академии в Олд Сомерсет хаус неподалёку от Стренда. Его инструмент – неумолимый резец. Следующие годы жизни Блейка были очень тяжелы.
Библейская основа этого стихотворения достаточно прозрачна: когда душа, пройдя через все страдания земной жизни, восстанет из «черного гроба» плоти, ей будет даровано вечное блаженство — при условии, что душа останется чистой в замаранном грязью теле. Основным оппонентом Локка (John Locke, 1632-1704) был епископ Беркли (George Berkeley, 1685-1753), но его идеализм, оправдывавший положение вещей в обществе провиденциальной волей, у Блейка находил только одну характеристику — «кощунство». Флаксменом (John Flax-man) и священником Э. Мэтью (A.
Очевидное преувеличение, но тем не менее здесь есть доля истины. Здесь изображена, скорее идея, чем портрет Ньютона. Архаичная по символике и языку даже и для своей эпохи, она наполнилась содержанием, в полной мере понятым только много десятилетий спустя.
Он спорил с ними еще и как художник, словно бы самой историей вызванный из среды людей, которым всего виднее была оборотная сторона «прогресса», для того, чтобы в гигантских космогонических символах и тяжелом семиударном белом стихе, в косноязычии неловко построенных фраз запечатлеть ее напряженный, задыхающийся ход на одном из самых крутых перевалов. Первое стихотворение цикла вводит читателя в мир идей и образов «Песен Невинности»: в нем появляются Дитя и Агнец, символизирующие Христа, «Библейская пастораль» — идиллический пейзаж, наводящий на мысль о Вечности и Поэт, которого Господь, предстающий в образе младенца, благословляет на труд. Свобода – мужская привилегия женского рода.
И сама драма наполняется содержанием тем более глубоким, что она развертывается в конкретном историческом контексте, осознается и переживается реально, ощутимо воссозданной исторической личностью, какой в «пророческих книгах» предстает повествующее «я». Особенно велики здесь заслуги видного канадского литературоведа Нортропа Фрая (Northrop Frye, b. 1910), чье исследование «Пугающая симметрия» (The Fearful Symmetry: A Study of William Blake, 1947) явилось подлинной вехой в блейкиане, как, впрочем и книга американского литературоведа Дэвида Эрдмана (David Erdman, b. 1904) «Пророк в битве с империей» (Blake: Prophet against Empire, 1954), развеявшая представление о Блейке как о визионере, которому не могли быть интересны страсти своего времени и кипевшая вокруг борьба идей. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Его иллюстрации к «Божественной комедии» как новые притчи. Эта конкретика входит уже в его «песни» раннего периода, сообщая многим из них острую злободневность, которую должны были хорошо чувствовать тогдашние читатели Блейка, сколь ни узок был их круг.
На сегодняшний день это одна из двенадцати «больших цветных гравюр» Блейка в галерее Tate. Ср. Но для того чтобы интерес к Блейку стал все английским, потребовалось еще несколько лет. Эмоциональная тональность «Америки», переполняющее ее радостное чувство завоеванной вольности, лишний раз свидетельствует, что Блейк во многом оставался человеком XVIII столетия, которому ненавистен монархический деспотизм и которого пьянит само слово Республика. Когда Кэтрин отвечает утвердительно, он признаётся: «Тогда я люблю Вас». Результатом явилась серия «Головы призраков», состоящая из более сотни карандашных портретов, включающих образы исторических и мифологических личностей, таких как Давид, Соломон, Вирсавия, Навуходоносор, а также Дьявол, Сатана, «Рак», «Человек, который построил пирамиды» и многие другие. Задавая новорожденной дочери вопросы и отвечая на них, мать выбирает имя: Радость (Joy — Радость — довольно распространенное английское женское имя).
Джонсона, но из-за цензурных строгостей не напечатанная и сохранившаяся, быть может, далеко не полностью. Между этими двумя стихотворными циклами Блейк написал поэму в белых стихах и прозе «Брак Неба и Ада», вышедшую в виде «иллюминированной книги» в 1793 году. Свою новую технику изобретенную при помощи покойного Роберта, мастер назвал «иллюминированной печатью».
Познание — неизбежность для каждого и оно вторгается даже в светлый мир ребенка. Эти два парных стихотворения допускают разнообразные, хотя и не противоречащие друг другу трактовки. Такого института не знает Альбион, но и его дочери «рыдают в рабстве», которое для Блейка — универсальное состояние людского рода: в Вавилоне идея равенства подменена отношениями раба и владельца, а принцип свободы — системой закабаления, социального и нравственного. В этом стихотворении также нетрудно разглядеть второй план, «перенесение» действия: с одной стороны, это просто песня радости по поводу пробуждения природы, с другой — первые две строки недвусмысленно указывают на то, что речь идет о трубах Страшного Суда, Апокалипсисе и последующем воскресении, то есть стихотворение пророчески рисует картину Вечности, которую дано узреть тем, кто пребывает в состоянии Невинности. Воображение будущего главы «Прерафаэлитского братства» (Pre-Raphaelite Brotherhood) поражено, он с готовностью выплачивает требуемые хранителем десять шиллингов.
Акройд отмечает, что «самые сильные впечатления создавались за счёт чередования ярких красок, то появляющихся, то словно исчезающих». Это чувство оборвавшейся поступательности, единонаправленности человеческой истории, чувство дискретности и разорванности каждого существования, пришедшее на смену былому ощущению его полноты и органичности, столь близкое романтикам (и еще больше — поэтам XX столетия) чувство потерянности в мире разъединенных ложью церковных доктрин и потерпевшего банкротство обожествленного Разума, среди людей, которые подобны подсолнуху, день за днем тянущемуся к небосклону, но лишь утомленно провожающему светило в его движении к иным, озаренным краям.
Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Гилкрист же рассказывает о «бурном времени» первых лет брака. Годом раньше была написана «Французская революция», набранная в типографии руководителя кружка Дж. Нет, Сальвадор Дали надолго опоздал.
Наука – это Древо Смерти», – писал мистик Блейк. Религиозный замысел— центральный в его творчестве. И в то же время секс в его трактовке – это новая тюрьма. «Песни невинности и опыта» – это двойной набор иллюстрированных стихотворений, в которых изображены «Два противоположных состояния человеческой души», детская невинность и чистота против гнева и разочарования.
к стихотворению «Спектр и Эманация»). Любой человек, ведущий жизнь нравственную и духовную, заключает в себе Небо»). Ни Байрон, ни Шелли (Percy Bysshe Shelley, 1792-1822), ни Ките (John Keats, 1795-1821) ни разу не упомянули о Блейке, — вероятно, для них это было незнакомое имя.
И в этом признании «противоположных состояний» необходимым условием бытия личности, в этом отказе от соблазнов бегства в гармоничный, бестревожный мир ибо отдельно от Познания его просто не существует, Блейк решительно расходится с романтической философией жизни, словно бы опережая ее и становясь прямым предшественником поэзии новейшего времени, впервые о себе заявившей уитменов-скими «Листьями травы» и лирикой Бодлера. Образ, созданный в финале поэмы, — грандиозный, космический образ огня, борющегося с водами Атлантики и бушующего над двумя континентами, — заключает в себе мысль об очистительном нравственном пламени революции, которая призвана сокрушить Вавилон, воздвигнутый в сердцах людей. Альбион – древнее имя Британии, которое занимает центральное место в мифологии Блейка, рядом с его Четырьмя Зоа (персонажы Уризен, Тармас, Лува, Уртона), которые были созданы после падения Альбиона. Сборник отпечатан в 1783 г. на средства, предоставленные Дж. Это, пожалуй, одно из самых «темных» стихотворений цикла, по поводу которого существуют самые разноречивые мнения.
Здесь прямо названы основные, фундаментальные добродетели мира «Песен Невинности» Добро, Терпимость, Мир, Любовь, одинаково важные как для жизни земной, так и небесной. Внешне она монотонна, от начала и до конца заполнена тяжким повседневным трудом за гроши. Это — редкие у него «стихи на случай» их антирасистский пафос очевиден. «Бракосочетание Рая и Ада» — предельное усилие Блейка в его борьбе как с утилитарным Разумом, так и с поработившей людей Церковью-Блудницей. В «Странствии» содержится призыв к радикальному освобождению Поэтического Гения, таящегося в человеке и единственно способного открыть человечеству такие пути духовной жизни, которые сделают возможным истинный ее прогресс, а не механическое кружение на месте.
Няне известно, что день сменяется вечером, а расцвет — старостью, но дети, обладающие «мудростью ангелов», веруют лишь в Радость ибо эту веру они принесли из Вечности и няня подчиняется ибо детское интуитивное, дарованное Богом знание вернее, чем опыт, приобретенный человеком на земле. Уильям Блейк (1757-1827) – английский художник и поэт, родился в Лондоне. Блейк полагал, что такой способ печати должен был «сплавить» слово и изображение в единый образ. А в «Европе», которая появилась всего три года спустя, постоянно слышится тревога и она внушена не только заговором монархий против революционной Франции, не только расправой над членами лондонского Корреспондентского общества, заставившей умолкнуть английских радикалов и республиканцев. Вместе с тем она содержит детальное объяснение других картин Блейка.
Так на склоне лет он получил, наконец, признание — пусть и очень «камерное». Блейк утверждал, что с ранних лет он видел видения. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком.
Раскол задан нам Элохимом. Страдание незримо соединяет всех со всеми. Но вместе с тем Блейк не изменил ни своим демократическим верованиям, ни важнейшей для «пророческих книг» мысли о неослабевающей борьбе полярных начал, придающей бытию динамизм и незавершенность.
Как лирик Блейк получил признание еще у прерафаэлитов и долгое время историки литературы рассматривали его творчество так, словно бы оно целиком сводилось к «Песням Неведения и Познания» и стихам из рукописей.