фр. Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки – яркая отличительная особенность именно французской музыки Рококо – в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби.
ниже). Огромная декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту – являются характерными чертами стиля «Рококо». Во Франции прослеживается эволюция от рококо (с 1720 г. ) к искусству программно-гражданского характера. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). Он поселился у серебряных дел мастера Роберта Эндрюса Старшего.
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком. Вершиной рококо можно, пожалуй, назвать залы отеля «Субиз» в Париже, оформленные Боффраном. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Почти всегда одночастную, в отличие от барочных четырехчастных сонат – еще одно подтверждение «миниатюризации» формы в искусстве Рококо.
К концу периода рококо «индийский» мотив вводит из расписных и печатных хлопковых тканей рисунки лепестков цветов, обрамленных папоротником, узор индийского «древа жизни». Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Французское рококо — своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Художник обладал интуицией, тонко чувствовал человека. Немецкое направление, сохраняя общие черты стиля, немного отходит от французского стремления восстать против строгой упорядоченности.
В колористической гамме рококо всегда и повсюду присутствует золото. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Его родиной стала Франция. В этой связи интересна ситуация с такой замечательной фигурой как Доменико Скарлатти, ровесником Баха: он автор огромного количества клавесинных сонат (555 по каталогу Р. Кёркпатрика), большинство из которых были писаны для королевы испанской Марии Барбары в первой половине XVIII века. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса.
Рококо – это стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине XVIII века, как развитие стиля «Барокко». Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Идeалом мужчины является утончённый придворный, франт. При этом интерьеры декорируются панно, зеркалами.
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Как известно, освещение играет огромную роль в создании духа и атмосферы любого художественного стиля.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Мебель эпохи рококо очень изящна. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Так называемые «причудливые» узоры сочетают необычные изображения удлиненных бутонов, зонтиков и насекомых.
Крупнейшим представителем рококо конца 18в. Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. На картинах П. Ротари (т. н. Плавный переход сглаживает острые линии.
Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). Красочность барокко XVII века не утратилась в немецком рококо XVIII века, выразившись в цветовом богатстве и утонченности орнамента. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Рококо (фр.
В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Тем не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине галантного века складывается в определенную стилевую систему, от части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. (иллюстрации см.
Он смело объединял реальное пространство архитектуры с иллюзорным пространством живописи. Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille— декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо)— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды. Тонкие столбики перил превращались в раздутые балясины, капители становились все более пышными, карнизы и кровли украшались вазонами и скульптурами, любой, самый незначительный выступ подпирала если не кариатида, то пилястра. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Если же видеть в нем барочного композитора, то можно согласиться с рекомендацией Р. Кёркпатрика объединить (по определенным, выявленным этим исследователем, принципам) сонаты в пары, наподобие популярнейшего в барочной музыке цикла Прелюдия и фуга, что придает каждой такой паре большую художественную весомость.
Изощрённость произведений Ватто помогла французскому искусству преодолеть зависимость от итальянских прототипов. Искусство рококо формировалось под большим влиянием аристократических заказчиков. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
В первой половине XVIII в ведущим стилем во Франции был рококо. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Стены оформляются деревянными панелями. С 1760-х гг.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Архитектурный (точнее— декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. В интерьере важным теперь было не пышное и величественное, а приятное и удобное.
В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Мода эпохи «рококо» различалась желанием к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями.
Меняются также размеры помещений. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. Под него надевали камзол.
Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. Термин «рококо» происходит от франц. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).
Констебель считал его «гением пейзажа». активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Все это теперь кажется пресным и старомодным. Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Это художник-импровизатор, необычайно импульсивный и впечатлительный. франц.
Для отдыха широко используются канале — небольшие диваны, спинки которых высоко подняты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
Его работы отражают фривольные нравы французского двора середины 18 века. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры. В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735-38), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754). В силу этих отличительных черт стиль рококо проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратив присущие барокко монументальность и размах.
Скульптура и живопись изящны и декоративны. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) сделал блестящую карьеру без официальных связей. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Но в его творчестве не было цельности и убежденности. Предтеча этого направления – Жан Антуан Ватто (1684-1721).
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). rococo, от фр. rococo, от фр.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
На протяжении всей своей жизни Жан Батист Грез (1725-1805) мечтал лишь об одном: получить благородный титул исторического художника, причисленного к последователям Николы Пуссена. Музей изобразительных искусств им. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах).
Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. Он создает вещи с быстротой и воодушевлением экспромта. К 1740-м гг.
Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости. Музыка должна была развлекать и служить для развлечения.
Основные черты этого стиля — динамичные асимметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S — и С-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Впоследствии стиль рококо переменился неоклассицизмом. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Спрятаны павильоны, китайские домики, уютные гроты.
Секрет изготовления фарфора был раскрыт в Европе как раз в 18в., почти одновременно в Германии и в России. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина).
Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Мебель эпохи рококо очень изящна. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. Хрустальные люстры дополняли впечатление праздника. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Эстетика Барокко с его пристрастием к грандиозности, с его теорией аффектов (в музыке это проявилось в пристрастии к долгому пребыванию в каком-то одном настроении), уступила место прихотливому выражению смены психических состояний.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). В 13 лет он покинул Садбери, а приехав в Лондон, стал работать портретистом. Это пастушеские сценки, галантные празднества. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая».
В XIX веке рококо пережил второе рождение (причем даже в Соединенных Штатах). Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Китайские элементы в виде фигурок и зданий фигурируют в рисунках тканей этого периода. Гейнсборо сформировался как хороший художник очень быстро.
К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. Несомненно, появление этого болезненно-хрупкого галантного искусства граничит с духовным кризисом абсолютистской власти во Франции, утопавшей в пороках и беспечной отрешенности от наскучившей реальности. Художники старались подчеркнуть не силу страсти, энергию, волю своих героев, а нежность, легкость, кокетливость игривость.
Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк.
Более того — он послужил почвой для направления «ар нуво», расцвет которого приходится на конец XIX — начало ХХ века. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм. В искусстве XVIII в. проявляется в собственном смысле частное явление, единичный человек, обособленный угол природы, но, как правило, они выступают в соединении с миром фантазии, в театральной игре, на сценических подмостках.
Волнообразный декор изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п.
Рождение рококо относится к 20-м годам XVIII века. Ватто Жан-Антуан (Watteau, Jean-Antoine) (1684-1721 гг. ), французский художник, один из крупнейших художников рококо. Стены оформляются деревянными панелями. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика.
Угловые въезды на площадь оформлены коваными решетками и воротами с изящным позолоченным узором. Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778).
франц. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 г. ). Не избежала этой участи и Россия. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Иногда в орнаменте используются китайские мотивы. Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко.
Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Женственность чувствовалась совершенно во всем. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Плафонные розетки украшаются орнаментом (мотивы акантового листа, раковины, морской волны, трельяжной сетки).
Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Как проповедник патриархальных идиллий он пользовался популярностью у современников. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. На рукавах были широкие обшлага. Использовались и более насыщенные цвета: фиолетово-синий, зеленый и розовый «помпадур» — цвет севрского фарфора, который встречается и в гобеленах. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность. Дома, которые сооружаются в этот период, как правило, строго классические по экстерьеру. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи.
Художники любят работать в технике матовой и нежной пастели, особенно в женских портретах, где она придает образам особенное очарование. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Колористическоя гамма состоит из забеленных, приглушенных тонов: жемчужно-серого (гри де перль), голубоватого (перванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и других. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Франция по праву считается родиной рококо. Стихия Фрагонара – бурное чувство полноты жизни, ничем не стесненной. строится Сандерленндский мост с длиной пролета 32 м. и с применением чугунных деталей.
То есть все, так или иначе связанное с Китаем. английское Просвещение достигло зрелости. Буше писал главным образом откровенно чувственные сюжеты – «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Венера с амуром», «Купание Дианы», выражавшие наслаждение жизнью и роскошью. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
И творцы и те, кому была адресована эта музыка избегали серьезности. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным».
Кроме фарфора— в моде серебро. Буше Франсуа (Boucher, Francois) (1703-1770 гг. ), французский художник, график и декоратор. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. ниже).
Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно. Один из самых знаменитых художников эпохи рококо. При желании, наличии времени и финансовых возможностей ничто не помешает воссоздать атмосферу в стиле шинуазери (или попросту китайщины), например, по образу и подобию знаменитого Китайского дворца в Ораниенбауме доставлял собой целостный художественный ансамбль.
На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, одним словом, всевозможная программная музыка (взамен барочным абстрактным сонатам, прелюдиям и фугам и т. д. ). стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом. Художник галантных празднеств, он изображал аристократическое общество в парке музыцирующее, танцующее, праздное («Жиль», «Паломничество на остров Киферу»). А идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. Слава о нем распространилась повсюду, мастер работал в Испании, Германии.
Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был своего рода ответной реакцией на монументальный классицизм и парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715). Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
Модным словом становится bagatelle (фр. Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Структура стекла позволяла не только играть бликами свечного пламени, но и заставляла статуэтку оживать, «двигаться» в отблесках пронизывавшего ее пламени.
Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко.
rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 века. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. С 1760-х гг. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
В центре обычно помещался парадный зал — так называемый салон. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675-1745). Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но не стоит думать, что лучшиe художники Франции становились ее абсолютными апологетами.
В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Главный критерий красоты — женственность. по документу из РГИА). В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю.
Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в. Для стиля рококо не характерно использования ордера в декоре. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Для этого чаще всего применялся фарфор, который в XVIII начал производиться в России. Рококо не имеет своей позитивной философии и сфера его действия ограничена.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. (фр. Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. по документу из РГИА). Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды.
Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника.
Таким образом, основой «Рококо» был индивидуализм, вычурность, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Стиль сформировал новый образ человека. Его картины наполнены светом и воздухом. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые.
Особенно хорошо она писала цветы.
Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки.
Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид.
Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. по документу из РГИА). Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Рококо – первый безордерный стиль. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало.
Знаменитые здания в рококо стиле, соединенном с элементами барокко – Версальский дворец, Цвингер в Дрездене, Зимний дворец в России, в Баварии – Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Малый Трианон в Версале и ансамбль трех площадей в городе Нанси. Мебели этого стиля присуще наличие и смешение черт, характерных для других стилей. Большая часть фона обычно не украшается, рисунок становится как бы прозрачным, живописно и часто асимметрично покрывающим ткань. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Он член Академии художеств, но стоит от нее в стороне.
Новый стиль стал стилем небогатых домов.
По всему периметру площади тянется колоннада, включающая в себя также и портик Дворца. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами Амуры божества любви превращаются в — putti — рококо». Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах. Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо— уютные гостиные, праздники, карнавалы.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. «осколки раковины».
Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Да и стекло немного облагородилось. Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. В этой живописи нет ни действия, ни сюжета. Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. по документу из РГИА). стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов. Волнующая мелодия мазков воздействует на зрителя, создавая тонкое чувство ритма. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. А. С. К концу карьеры Буше вкусы французской публики изменились в сторону более строгого неоклассического стиля (неоклассицизм) и работы художника подвергались нападкам за "деланную красивость".
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Соединение ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно фееричное зрелище. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Перечисленные черты рококо выражали аристократический образ жизни.
Моду «рококо» принято считать женственной модой, т. к. в эту эпоху произошло огромное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Нижний ряд играл роль панели. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. XVIII в называют веком Просвещения, Галантным веком. Его высшим стремлением стал рафинированный эстетизм, доступный немногим. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Также находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Огромное значение имела интерпретация. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Общее впечатление дополняли низкие потолки.
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Наряду с фарфором чрезвычайно популярными были в то время лаковые панно.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Не случайно французские клавесинисты играли, по словам Куперена, «не так, как записывали свою музыку». Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания.
Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. На рукавах были широкие обшлага. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Кроме фарфора— в моде серебро. Пейзажи Гейнсборо и Уилсона выполнены в классическом стиле, напоминая Лоррена. Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
Мать Гейнсборо – умная, образованная женщина, увлекалась живописью. Недовольство французским обществом этого времени звучит в «Персидских письмах» Шарля Монтескье, в насмешках Вольтера, в обвинениях ЖанЖака Руссо. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV).
Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен. Женщины носят красивые, пышные юбки — панье, которые создают эффект «перeвёрнутой рюмочки». Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. Джовани Батиста Тьеполо (1696-1770) – последний представитель барокко в Европе.
В Лондоне он посещает Академию святого Мартина, которой руководит Хогарт. Видным художником является Пьетро Лонги. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. На карманах – огромные клапаны. Ему свойственны огромное декоративное дарование и высокая колористическая культура («Королева Зенобия, обращающаяся к солдатам», «Встреча Клеопатры с Антонием»).
Наиболее сильное развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Стиль рококо служил обществу, отгороженному от политических коллизий эпохи, чуждому шумной «суете» социальной жизни. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки. Его сын и преемник Джон Вуд Младший завершил строительство «круга» в 1764 г. и в 1769 г. построил знаменитый Ройал Кресчент – комплекс из 30 домов, соединенных вместе и образующих линию.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
На карманах— огромные клапаны. В это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. Рококо (фр. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры.
(это направление получило наименование «греческого вкуса» предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Рококо – стиль, основанный на детали.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Итак, главным требованием, предъявлявшимся музыке Рококо, было то, чтобы она услаждала слух и не требовала от слушателей слишком большой душевной отдачи. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Рокайль становится основным мотивом декора. Ими украшали стены ими искусно инкрустировали мебель. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. Важнейшие элементы рококо присутствуют (наряду с элементами барокко) и в розово-белом дворце Сан-Суси 1745 года в Потсдаме Георгом фон Кнобельсдорффом. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями.
Гейнсборо продолжал писать для души любимые пейзажи. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Обожаемыми темами художников рококо стали нежность и игра. В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Томас Гейнсборо (1727-1788) был девятым ребенком в семье. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Стиль рококо — это скорее оформление интерьеров, чем архитектура зданий. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). Он вносил в нее тонкое ритмическое разнообразие путем всевозможных отклонений от строго метрической записи (это называется агогикой) использовал богатую орнаментику.
В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Внутренняя же планировка изменялась. (иллюстрации см. Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере».
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы. Наибольшее развитие стиль достиг в области прикладного искусства.
Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи. Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Уже названия пьес композиторов этого стиля дают представление о господствующих в этой музыке образах. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. ниже). Но английское Просвещение не имело революционного пафоса.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Сюжеты картин и росписей – любовные, эротические. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко. Его использовали с негативным оттенком. Перечислять можно, черпая у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (это у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Солонские простаки», «Вздохи», «Игривая», «Радостная» (у Рамо).
Обостренное чувство природы и музыкальность стали важными чертами таланта Гейнсборо. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Настенные панно, полотна в рамах, плафоны, декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами — десюдепорты, все эти изыски традиционно остаются элементами интерьера в стиле рококо. Его картины – уроки морали («Баловное дитя», «Плоды хорошего воспитания», «Паралитик»). В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Новые веяния проникли в Академию. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства).
После заката Короля Солнце единственный живой наследник – его правнук Людовик – был стишком мал и власть временно принял племянник покойного короля – герцог Филипп Орлеанский. В это время появляется интерес к тонким интимным переживаниям, это шаг к сентиментализму.
Героини картин – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои туалеты и триумфы. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Философию стиля Рококо определяли женщины – фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбари, Мария Лещинская.
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Рококо считает главным в жизни праздником, утонченное наслаждение и любовь. Видным художником является Пьетро Лонги. Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. rocaille, что означает декоративные раковины и камни. 18в. Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Изобразительное искусство рококо отличает асиммет-рия композиции, демонстративное легкомыслие изящество, легкие светлые краски и светские, преимущественно любовные, сюжеты. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства.
Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Для зрелого мастера характерны портреты в рост на фоне пейзажа, удлиненность пропорций. Гейнсборо очень любил писать пейзажи, но прославился как портретист. Искусство рококо – улыбающееся, меланхолическое искусство. Пленительная и нежная «Речная нимфа» из терракоты принадлежит Клоду Мишелю Клодиону Такие грациозные, прелестные, услаждающие глаз безделушки во множестве заполняли интерьеры домов французских аристократов.
мелочь, безделушка). Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Мазки струятся, вибрируют, то становясь гуще, то оставляя свободные кусочки холста.
Тогда появились и новые виды мебели с гнутыми ножками: канапе и шезлонг. Под него надевали камзол. Между стеной и потолком нет острого угла.
Рококо (франц. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности. Его проект набросал сам Фридрих Великий.
Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством подготовил романтизм нового столетия.
Отель Субиз в Париже был построен для принца де Субиза в 1705-09 гг. Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
В 1793-96 гг. ниже). Поклонницей Буше была фаворитка Людовика XV Ж. А.
rococo, от орнаментального мотива ro-caille — рокайль, осколки камней, раковины) — направление в европейском искусстве и архитектуре XVIII в., которое отличается стремлением к легкости, грациозности изысканности и прихотливому орнаментально-му ритму. Стиль «Рококо» оказал громадное влияние на развитие всех видов искусства, преимущественно декоративного. Рококо (фр. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». Теоретики архитектуры этого времени сохраняли верность античному правилу трех ордеров, но на практике оно постоянно нарушалось. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Рококо (франц. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски».
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). Мелодия, сочиненная композитором (как правило, он сам был замечательным клавесинистом), оживлялась в момент исполнения пьесы самим исполнителем. Если как о мелодии мы будем говорить о мелодическом рисунке, который образуется линией выписанных композитором нот в верхнем голосе пьесы, то должны будем признать, что часто этот рисунок довольно прост. Прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, свойственно произведениям декоративно-прикладного искусства рококо, мастера которого умели тонко выявить выразительные возможности материала.
С 1760-х гг. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности. Рококо – порождение исключительно светской культуры, еще уже – двора, французской аристократии, тем не менее оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). Тонкий колорит, остроумная образность и лёгкое, непринуждённое письмо придают его работам неотразимую живость при этом даже самые эротические сюжеты никогда не кажутся вульгарными.
Уделялось внимание и удобствам. В цветовом решении используется множество оттенков. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми). С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород.
Личный комфорт, в это время, становится на первое место. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки.
Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. Шаловливые «Амуры, борющиеся за сердце» из собрания ГМИИ – типичная работа Жана Батиста Пигаля. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. rococo, от фр. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Тьеполо – «Веронезе XVIII в».
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега».
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Входит в моду специализированная мебель, например, дамские секретеры кофейные столики и столики для завтрака в постели письменные и швейные столы. Примерами рококо в архитектуре в большинстве случаев служат частные дома и загородные дворцы французской аристократии.
Жизнь аристократов и зажиточных горожан теперь проходила на фоне небольших особняков, залитых светом, а мода на усадебные замки стала достоянием прошлого века. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений Паломничество на остров Цитеру. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
Если денег на сусальное золото не хватало, выручала желто-золотистая краска. Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни. Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин». Он являлся президентом Академии художеств. Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом).
Главным (как и в любое время) было мировоззрение. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане.