В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Ряд композицй були закнчен вже псля смерт майстра його учнями – Бертольдо Беллаго. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. В роли пассивных партнеров было приличным выступать исключительно юношам (и мальчикам) моложе восемнадцати активным партнером мог быть и молодой человек постарше и взрослый мужчина — но в последнем случае на него уже смотрели искоса.
Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Как она непринуждённа и изящна. Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции – это ещё один архитектурный вызов, который преодолел Брунеллески. 1412–1415 ранее находилась сбоку от главного портала, ныне – в левом нефе собора) и Марка на фасаде Орсанмикеле (1411–1413).
Тем более, что флорентийцы на подобные оскорбления (как и на то, что им вообще могло показаться оскорблением) реагировали очень бурно — при помощи кинжала. – Не страшись и будь спокойна». Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Это исхудалая старуха с длинными волосами. Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.
1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. 1455–1460). Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.
В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. В этой фигуре всё значимо.
Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. музей Барджелло).
Одним из ключевых элементов декора должна была стать статуя во внутреннем дворике. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. На пределле в историях с малыми фигурами изображены: св. В ней нет и намёка на столь славную победу.
Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. С началом строительства Медичи начал задумываться и о внутреннем убранстве. Пьеро ослеп шестидесяти лет от какого-то воспаления и жил т. о.
Всё удивляет зрителя в этой скульптуре. Сидящий Апостол – это крепкий, мощный старик, с могучими рукам исполненный сдержанного достоинства и благородства. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Она представляет собой образ юного рыцаря и является первой портретной статуей Донателло. Скульптор роботи створив рзн за тематикою, в яких проявляться даний деал. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Донателло.
Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Говори, чтоб ты лопнул. ». У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Донателло первым создал образ одухотворенной человеческой личности. В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Часом кажуть про занепад його майстерност, а також про повернення до деяких готичним прийомам.
Евангелист Марк (1411). В годы, когда творил Донателло, увлечение Древним Римом не распространилось в среде образованных итальянцев. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.
Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне, возможно, представляют собой копии с античных образцов.
Существует вероятность, что примерно в 1406-1408 годах им было выполнено две фигуры молодых пророков, которые были расположены над северным порталом собора. Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость» и заодно воздавали должное солидным размерам памятника. Фигура, которая в мастерской скульптора кажется абсолютной, может потерять для зрителя свое великолепие, если осветить ее по-другому или поднять на высоту — скажем, установить в нише собора.
А для женатого человека гомосексуальные склонности и вовсе были неприличны. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. За допомогою дагонал, яку утворюють меч жезл Гаттамелати (прзвисько Еразмо), а також положення рук, обднав фгури коня вершника в цлсний силует скульптор Донателло. Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства. живописный рельеф.
Прекрасную иллюстрацию к характеру художника приводит Вазари в своих «Жизнеописаниях»: «один генуэзский купец заказал Донато бронзовую голову, которая вышла прекрасной, как сама природа и была очень тонко отлита для легкости и для удобства далеких перевозок, причем заказ этот Донато получил через посредничество Козимо. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы.
Петра и завершения ряда других заказов. (отказался от имения-назначил ему в своём банке сумму-наличными деньгами, к-я выплачивалась ему каждую неделю). Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Местоположение статуи не изменилось.
Скульптор у виконанн дотримувався натуралзму, який межував з духовним надламом. Прекрасные образцы позднего стиля Донателло – бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), законченные после смерти мастера его учениками. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора). К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства.
Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Ныне эту нишу занимает скульптурная группа Уверение Фомы работы Верроккьо. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. В 1408-1415 гг.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Округлыми контурами, мягкой светотенью художник достигает пластической объемности лиц, словно вылепив их светом и красками. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Закончив его и считая, что он сделал исключительную вещь, он показал ее своему ближайшему другу Филиппо Брунеллеско, чтобы узнать его мнение Филиппо же, который, со слов Донато, ожидал гораздо большего, увидев распятие, слегка улыбнулся.
Донателло бросает вызов устоявшимся традициям. Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Антоний, воскрешающий мальчика, св. Донато, почувствовав себя уязвленным и притом глубже, чем он думал, поскольку он рассчитывал на похвалу, ответил: «Если бы делать дело было бы так же легко, как судить о нем, тогда мой Христос показался бы тебе Христом, а не мужиком вот таким образом возьми-ка кусок дерева и попробуй сам». Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.
«Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло – бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434–1443).
Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Героический поступок Давида скульптор воплотил в образе светлой и нежной юности. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.
Беднягам было невдомек, что это неприличное крыло было всего лишь замаскированной подпоркой, без которой ноги статуи могли просто подломиться (прекрасное описание сложностей, с которыми сталкивался скульптор при отливке больших бронзовых можно найти в мемуарах Бенвенуто Челлини). В его руках – меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. В скульптуре Св.
Чимало запитань виклика пзнше творчсть Донателло. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру.
Плоский рельеф изображающий голову св. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. И все дело не только его в уникальном мастерстве. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Они объявили, что Давид является воплощением гомосексуальной чувственности и красоты.
Рассмотрев вблизи статую св. В статуе св. Иосифа он написал прекраснейшую историю с изображением Обручения Богоматери. Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. Фигура исполнена достоинства.
Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Скульптура изготовлена из бронзы с небольшим добавлением олова для прочности.
Донателло вдправляться в 1443 роц в Падую. Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьетро делла Франческа добивается в этих росписях впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мироздания. Иоанна Евангелиста.
В противоположность «готической кривой» в большинстве статуй XV в., донателловский Георгий твердо стоит на ногах. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. В 1440-х годах Козимо Медичи (которого позднее назовут Pater Patriae, Отец Отечества) начал сооружать себе дворец, который бы соответствовал его реальному положению в Городе — формально он был лишь «первый среди равных». Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Хотя (как обычно) лучшую интерпретацию выдали современные искусствоведы. Особливо це помтно в зображенн св. Поздние исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы). Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции).
То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, — в барельефах двух кафедр церкви св. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Его герой будет воплощением совершенства, подобно античным образам.
Донателло вдлив в 1447 роц, а встановлена ця робота була трохи пзнше – в 1453-му. Георгя (1415), а також Авакума рем (роки створення – 1423-1426). Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Новую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта.
Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека если таким был св. В тот же период Донателло создал три «живописных» рельефа: Св. Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Св. Георгий, барельеф Вознесение Богоматери, посланный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи и бронзовый рельеф Пир Ирода для купели сиенского баптистерия. В бронзовой скульптурной группе Юдифь и Олоферн (1456–1457, первоначально входила в состав композиции фонтана в саду палаццо Медичи, ныне на площади Синьории) невозмутимость Юдифи, образ которой напоминает по стилю позднеготические статуи Мадонны и расслабленность ее жертвы глубоко поражают зрителя, несмотря на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Она имеет явную связь с античностью в еще одном аспекте – в своей материальной природе.
«Что это ты затеял, Донато. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны. Донателло научился ставить статуи среди свободного пространства — на площади, в саду, в доме. Людовика Тулузского (ок. Франциск, получающий стигматы.
Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Антония. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества).
Произведения Донателло в ризнице церкви Св. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Георгия (1415-17). Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, вот таким образом была рассчитана на одну точку зрения.
Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). Статуи пророков и «Давид» (ок. В его время это было смелым нововведением. В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Кстати, характер Донателло прекрасно демонстрирует ещё одна история от Вазари: «под перегородкой около фрески Таддео Галди он исполнил с удивительным старанием деревянное распятие.
Вокруг он изобразил цветочный узор. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Данное произведение скульптора уже наполнено теми характерными чертами для зрелого периода его работ: стремлением к однородности элементов классического и готического искусства.
В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным. Таковы статуи, украшающие надгробия правителей Вероны XIV в. Скалигеров и Донателло, возможно, посетил Верону — один из ближайших к Падуе городов. Марка — по найму льнопрядильщиков.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи. Донателло разместил рельефы за небольшими колоннами и добился непрерывности движения танцующих ангелов.
Скульптури, створен ним у цей перод, дйсно прекрасн. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Георгия, полную жизни голова его выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Антония.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания.
Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. У цих роботах переважа трагчна тема, яку розвива Донателло. В состав его композиции входили статуи Мадонны с Младенцем, Св. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Антония. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент).
Можно вспомнить о подобных приемах в позднем творчестве Тициана и Рембрандта. В конце XVI в. алтарь был разобран. В 1443 скульптор был приглашен в Падую, где пробыл десять лет. С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения. Действительно, статуи Св. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 года, находится во флорентийской Крестильнице). Вероятно, ок. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви.
В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться.
Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. В творчестве мастера наступил новый период.
Интересно, родилась бы такая интерпретация, если бы Донателло не был гомосексуалистом. Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Около 1434, после создания табернакля для старого собора св. «А ты уверуешь в моего Бога. Их различали не по чертам или выражению лица. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). музей Барджелло). Произведения его создало ему имя: Благовещение из мачиньо, нах-ся во Флоренции, в церкви Санта Кроче на алтаре капеллы семейства Кавалькантидеревянное распятие (история с. 80). Представился 13 декабря 1466 года -похоронен в церкви Сан Лоренцо рядом с могилой Козимо.
Впрочем, банкир-правитель и ваятель были добрыми друзьями. Тут починаться наступний етап його творчост. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне).
Елизаветой, св.
Марка Евангелиста. Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. А темпераментом Донатоди Никколо ди Бетто Барди отличался поистине взрывным. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. – спросил он. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором.
Все в этой фигуре весомо и материально. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Вероятно, ок. Однако главным произведением, выполненным Донателло в Падуе, был высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио (1446–1450). Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года).
В Перудже выполнил много произведений-в церкви монахинь св. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Затем, вознеся молитву, он просил явить знамение и повергнуть хищника к его ногам. Елизавета, спасающая упавшего в колодец ребёнка и св. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. 1430-32, Музей Барджелло, Флоренция).
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Антонием Падуанским. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком.
Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок. Такой тип надгробия, появившийся в 13 в., получил широкое распространение в 15 в. Бронзовая статуя Давида (ок. Работа удалась на славу. Малюючи рзцем, скульптор уподбнються пишучому картину художнику. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Франциском, св. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Дошла очередь и до дочери царя.
В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения. Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала. Мрамор.
В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал. »- «Что до меня, -отвечал Донато, – я на сегодняшнее утро свою долю получил, если хочешь свою-возьми её, но только не больше тебе дано делать святых, а не — мужиков». Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). Давид стату пророкв (приблизно 1430-1432 роки) багато в чому ще повязан з снувала в той час позднеготической традицю. Дослди в технц рельфу у Донателло також були революцйними. Марк, 1412 св.
Знаменитая бронзовая статуя Давида, созданная для палаццо Медичи и находящаяся сейчас в Барджелло, обычно приписывается этому наиболее классическому периоду творчества мастера. Рельефы из жизни св. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Лаврентия изображающих Страсти Господни. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Окрм вищезгадано вн викону ввтар св. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Христианская легенда о спасении св. Петра, д/цеха льнопрядильщиков-св. В произведениях, созданных мастером после возвращения во Флоренцию (ок. К гомосексуализму во времена Ренессанса, кстати, во Флоренции отношение было довольно снисходительное (за исключением нескольких периодов активной борьбы с пороками — как например во времена Савонаролы). Цукконе (Лысый пророк) и Иеремия – образы, наиболее сильные по своей внутренней напряженности и глубине. Лаврентия изображающим Страсти Господни.
Д/цеха оружейников исполнил вооруженную фигуру св. Але вже в цих творннях намагаться передати новий деал сво епохи – герочну ндивдуальну особистсть – Донателло. 1423—1425) и св.
Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Традиционные способы изображения преувеличенных в пользу выразительности форм классицизма его практически не привлекали. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора.
1425 «Вознесение Марии», ок. Георгия — на деньги оружейников, а св. В этом произведении начинающего мастера уже чувствуется характерное для зрелого периода его творчества стремление к соединению элементов классического и готического искусства.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Сидящий апостол Иоанн изображён мощным стариком с могучими руками исполненный сдержанного достоинства и благородства. Начиная с этой работы, Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве. Скульптор цей в пзнй перод творчост створив не так багато цкавих робт. Так что статую св.
Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми. Он стоит на отрубленной голове Голиафа, держа в одной руке меч, в другой – камень. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Иоанном Крестителем и св. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья.
Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). Антония в Падуе. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой.
Антония (Санто). После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Марк, можно поверить и его писаниям». Статуя Гаттамелаты (1447–1453) стала первым свободно стоящим конным монументом, созданным в Европе со времен античности. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Лаврентия, во Флоренции— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Особенно это заметно в изображении св. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
Но, как мы уже знаем, Донателло природа позвала в противоположном направлении. алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.
Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Пдсилю просторову люзю використання прийомв прямо перспективи. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. В Сан Микеле ин Орто он исполнил д/цеха мясников мраморную фигуру св. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа.
Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Исполнил д/фасада Флоринтийского собора пророка Даниила из мрамора и св. Пять фгур знаходяться в музе собору.
Она должна была изображать Давида, а выполнить её должен был знаменитый и скандальный скульптор — Донателло (Донателло — это уменьшительное прозвище, «маленький Донато», которым называли его друзья на самом деле он именовался Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Главное украшение католического храма — скульптура и на скульпторов возник спрос.
Людовика, находящуюся сейчас в музее Санта Кроче. Тот, устыдившись, стал предлагать ему двойную цену, только бы он повторил работу, но Донато так и не согласился, несмотря на посулы купца и просьбы Козимо». 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло. 1415, Флоренция, Нац. Хотя его любовные истории никого особо не смущали.
Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. В 1411-1412 годах Донателло исполнил для одной из наружных ниш церкви Ор Сан Микеле статую Святого Марка. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры. И очень вероятно, что как раз Донателло и пристрастил Медичи (как Козимо, так и егопотомков) к коллекционированию предметов искусства и античных артефактов.
С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Его познания в Эвклиде настолько отличнейши, что лучше любого другого геометра нет. Он использовал т. н.
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Погребен он был с почестями своими согражданами в главной церкви. Донателло приближал рельеф к живописи. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса.
Несмотря на героический поступок, совершаемый Юдифью, ее образ оказался бессильным, надломленным. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Марка (1411-13) и св. Над х створенням майстер працював упродовж майже двох десятилть (з 1416 по 1435). И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.
Но достоверными эти сведения считать нельзя. Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру. Чином послужив памятник Марка Авреля. Первоначально бронзовые статуи Мадонны и святых стояли под балдахином, который поддерживали колонны, поставленные на высокий постамент, украшенный рельефами. В 1415 заканчивает статую св. Марка (1412 год), св.
Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Представитель флорентийской школы. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Донато радостно и без забот прожил остаток дней своих как верный слуга и друг дома Медичи. Йому вдалося зробити клька просторових зон, в яких знаходяться персонаж.
Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Вн викону кнну статую Еразмо де Нарни (статуя Гаттамелати). Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции.
Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Сперва он заказал проект Брунеллески, но счел его слишком помпезным. Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции. Надгробие делится на три яруса. К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия). До восемьдесят шестого года своей жизни. С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле.
Крест на щите определял ось фигуры и ее направление вверх (вертикаль прямо стоящего тела) и вширь (горизонталь плеч). «Давид» представляет собой юношу, будущего царя. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. С неба сошел глас: «Твои молитвы дошли, делай, что задумал». Здесь начинается следующий этап его творчества.
Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Не сложно заметить некую чувственность в том как он положил руку на бедро и смотрит вниз. Козимо питал к доблестям Донато великую любовь и постоянно давал ему работу. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок. Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу.
Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть. Из произведений раннего периода следует отметить также бронзовую статую Св. Когда они шли вместе с Филиппо к его дому и дошли до Старого рынка, Филиппо кое-что купил и, передав покупки Донато, сказал: «Иди с этими вещами домой и подожди меня там, я сейчас же вернусь». Донателло «Давид» (около 1440). В церкви Сан Чириако дАнкона за алтарём св. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви.
Современники поняли его не сразу. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Пять фигур находятся в музее собора. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с одинаковым мастерством изображал и силу и энергию и грацию с миловидностью. 1454), он оставлял поверхность материала шероховатой и как будто не до конца обработанной. Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал. » «Что до меня, – отвечал Донато, – я на сегодняшнее утро свою долю получил, если хочешь свою, возьми ее, но только не больше тебе дано делать святых, а мне – мужиков»». Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства.
1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Затем последовали статуи сидящих евангелистов: Иоанна (ок. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. О том, что представляла собой скульптура до него, Вазари писал впоследствии весьма темпераментно: «Скульпторы, которых мы называем не древними, но старыми, не справлялись с многочисленными трудностями искусства в статуях своих, будь они из мрамора или из металла, не обнаруживая ни мастерства, ни страсти.
В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. После изгнания Медичи в 1494 году, Давид был спрятан от людских глаз — а всё из-за того, что его правая нога была сочтена безвкусной и неприличной. Эта статуя – первое со времен античности изображение свободно стоящей обнаженной фигуры. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Вот таким образом пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини). Марка (1412), св. Героизм св. Обратите внимание на позу Давида.
Георгия (ок. Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов.