Способность продуктивно мыслить является безусловно обязательным признаком таланта. Акт творчества, делания (poiein – по-гречески) неотделим от акта мысли (noein) и это проявляется даже в самой примитивной кустарной поделке, размноженной, казалось бы, чисто механически. В культуре происходит как бы отчуждение, экстериоризация человеческой природы.
Красота спасет мир – этот призыв Ф. Достоевского разделялся многими русскими философами. по законам прекрасного. Никитин).
Сущность искусства – образность, выразительность и заразительность. Поэтов он делил на «лучших» и «худших»: одни подражают хорошим людям и делам, другие — дурным людям и поступкам.
Что такое творчество. Выготский в своей книге. Главным в этом единстве является созидание. Свобода воображения, фантазия и интуиция, широта кругозора стремление к всестороннему познанию бытия необходимые компоненты творчества.
Оно зародилось в древнейшие времена и с тех пор неразрывно граничит с развитием общества. Вот таким образом для процесса обучения определение творческой деятельности требует корректив. Художник представляет себе этот образ как воплощенный в определенном материале. Истинный эффект произведения словесного художественного творчества сводится к катарсису, который Выготский определяет как «аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение» и называет это явление в книге «Психология искусства» «законом эстетической реакции».
Да, муза обитает где-то в мире идей фантазии и воображения, но она всегда напомнит о себе творческому человеку через предметы, запахи, звуки, цвет, которые он интуитивно воспринимает (душа вспоминает «занебесные» образы) и перерабатывает через своё творчество. Творчество – это огонь, а культура – охлаждение огня. В процессе изучения различных видов искусства нельзя обойти вниманием народное творчество (фольклор), где отображаются уклад жизни, традиции, труд, вера, мировоззрение, стремления и идеалы людей в былые времена. Сократ придерживался концепции искусства бессознательного интуитивного: «Все хорошие эпические поэты слагают свои прекрасные поэмы не благодаря «технэ», а лишь в состоянии вдохновения и одержимости».
Настоящее творчество это и есть невозможность творить что-либо, кроме самого «художественного предмета», перед которым предстоит созерцающая душа художника. Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча. Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют к ней отношение. ремесле и противопоставляли его творчеству природы. Это относится и к деятельности художника. Однако в данном случае Гартман путает психологические условия, при которых может возникать замысел идея произведения (неожиданно, в какой-то момент) с причинами его появления, которые заключаются как раз в длительной и напряженной подготовке художника к будущим творческим актам, как мы это увидим в дальнейшем.
Более или менее продолжительное пребывание художественного произведения в собственности его создателя обычно приводит к утрате произведения или преждевременной гибели его автора (Гоголь, Ван Гог, Хлебников). человек, профессионально занимающийся созданием произведений искусства и обладающий необходимыми для этого субъективными качествами. Искусство постигает смысл бытия с помощью художественных образов и выразительных средств. В «Никомаховой этике» (4 век до н. э. ) он дал первое в истории древнегреческой мысли позитивное определение «технэ», назвав «технэ» и «приобретенное душевное свойство творчества, следующего истинному разуму», одним и тем же явлением.
Этот замысел или представление, художника о задуманном произведении достаточно сложен и представить его можно лишь теоретически на основе анализа уже созданного произведения искусства. Так, под внешностью «углубленного» подхода к явлениям творчества на самом деле утверждается антинаучный подход к ним. Но всех их можно свести к единому определению.
При этом обнаруживаются две основные позиции. Одним словом, художник или мастер фантазирует. Его мощный потенциал был постоянно обращен на решение все новых проблем.
В общем понимании к нему относятся различные виды деятельности человека, результатом которых является выражение чувств и мыслей созидателя (живопись, театр, литература, танец, музыка, архитектура и т. д. ). Человек искусства мыслит образами. Каждый человек может изготовить своими руками вещи, которые будут нести в себе практическую ценность и станут настоящим украшением жилища.
Сам Платон также ставил поэзию выше простого соблюдения правил «технэ», он приравнивал поэтическое творчество к одержимости, безумию, сравнивал поэтов с пророками и считал, что поэты творят не только в силу интуиции, чутья инстинкта, но также и по божественному вдохновению, наитию. Это теория, поднимающая на щит начало бессознательного в жизни и деятельности людей, утверждает, что силой, движущей поступками и поведением людей, является секс (либидо), выступающий в разнообразных иногда завуалированных формах. В этом своем качестве художественное творчество выступает как творчество по «законам красоты» (К. Самый главный «враг» творчества – страх. Появление художника тесно граничит с социальным развитие общества.
Творческий акт – это взлет, победа над тяжестью объективированного мира, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз. Не спорю, что восприятие тех или иных произведений искусства дело сугубо субъективное. Это находит только чувство», такие слова Л. Н. Совсем недавно Эрих Нойман, автор книги «Глубинная психология и этика», утверждал следующее: «Мы знаем, что творческая власть бессознательного захватывает индивидуума с автономной силой инстинктивного побуждения и овладевает им без малейшего учета жизни индивида, его счастья, его здоровья.
Процесс художественного творчестваосуществляет художник (художник, скульптор, писатель, музыкант, актер и т. п. ), т. е. Во время творческого процесса мобилизуются все душевные силы художника не весь прошлый опыт впечатлений, различного рода переживаний и т. д. И эта комплексность психологической деятельности объясняет некоторые специфические особенности процесса творческой работы художника. К искусству относятся литература, архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают мир в образах.
В культуре происходит как бы отчуждение, экстериоризация человеческой природы. Фантазия является результатом неудовлетворенности и побудительной причиной действия.
Не верю, когда творческие люди говорят, что им всё равно – понимает их зритель или нет. Понятно, что писать, как Лев Толстой или рисовать, словно Пабло Пикассо, дано единицам. Но новаторство — не самоцель.
Г. В. Ф. Гегель в «Лекциях по эстетике» (1838) в свете своего учения о возвышающемся над отдельными людьми «объективном духе» критиковал теорию «бессознательности творчества» и говорил о прекрасном как о «чувственном явлении идеи» и о «формах искусства». Такой вид отождествляется со всем, что граничит с миром искусства.
Проблемы творчества волновали еще древнегреческих мыслителей. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. Вместо нового бытия появляются книги, картины, учреждения, вместо новой жизни – научные гипотезы и теории, объясняющие как эту новую жизнь создать. («Поэтика»). Художественное творчество тесно переплетается со свободой.
Художник погружается в мир фантазий, считал Фрейд, чтобы найти «заменяющее удовлетворение». Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон», — пишет Пуанкаре. Он неустанно экспериментировал. Творческий порыв, направленный ввысь, пресекается тяжестью этого мира и направляется вниз. Совершенные образы, мысли, звуки приходят к нам в виде идей.
Говоря о проблеме творчества, нельзя не коснуться очень интересной проблемы, выдвинутой русскими мыслителями – проблемы «теургии». Она обновляет творчество. При этом он мысленно «видит» будущее произведение как гармоничное целое, в котором материал подчинен художественному образу. Однако всегда в этой группе мотивов имеются такие, которые обладают доминирующим характером, И вот, когда искусство — будет ли это творчество композитора, романиста, режиссера, живописца — стало призванием, превратилось в большую, а иногда всепоглощающую страсть, то оно меняет психологию человека, направленность его личности.
"Ему так и не удалось окончательно превзойти в себе писателя и всецело перейти на путь религиозного действия. Творческий процесс — это диалектическое единство созидания и отрицания. Маркс). Тем самым художественный замысел оказывается целостной моделью будущего произведения. В этот период в сознании художника нет еще цельных образов, есть только впечатления от наиболее поразивших его лиц, характеров людей, событий, картин природы и т. д. Чтобы синтезировать эти образы, художнику необходим прообраз, который бы «подсказал» ему структуру или способ связи, соединения накопленных ранее впечатлений.
Источником такого переживания могут оказаться явление природы, люди, значительное событие общественной жизни, в котором проявляются судьбы людей их интересы, страсти, стремления, коллизии рассказ о таком событии, о судьбе человека и т. п. заказ на создание произведения искусства, полученный художником от частного лица или общественной организации произведение искусства или науки внутренние проявления духовного мира самого художника, например воспоминание о прошлом, о пережитом и т. д. Под влиянием возникшего идейно-тематического замысла в сознании художника начинают концентрироваться ранее накопленные и сохраненные в памяти образы и мысли. В более узком смысле под ним подразумевают изобразительное искусство. Красота в искусстве — это прекрасное представление о вещи. Духовная деятельность художника включает в себя, прежде всего, познание действительности. его осмысление мира само становится миром ибо весь мир в сердце человека. Искусство всегда было делом техники.
Но если это действительно открытие, оно должно быть хотя бы в потенции доступно зрителю (читателю), должно «открывать» ему мир» – пишет в своей статье «Процесс изобразительного творчества и проблема обратных связей» Н. Волков. Творчества имеются в жизненной деятельности каждого ребенка. «Игра чувственных созерцаний — превращается в стихотворение» (Материалы к книге «Антропология в прагматическом отношении», 1798). Сейчас часто можно услышать понятие творческий человек.
Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Природа пропускается через сознание художника, отчего она и оказывается «освещенной солнцем художника». В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Под «содержанием» Потебня понимал ряд мыслей, вызываемых образами романа в читателе или «служивших почвою образа в самом художнике во время акта создания».
Один из необходимых условий художественного творчества – индивидуально неповторимое отношение к миру, что характеризуется как талант. Художественное творчество помогает гармоничному развитию их индивидуальности. — «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем». Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним».
Осмелились показать всему миру свою реальность. Каждый художник на свой лад пытался эту проблему разрешить. Ведь «отношение человека к действительности, в свою очередь, определяется тем, с чем он подходит к ней, через какую систему ценностей, духовно-нравственную призму она преломляется в его сознании» (А. А. Только разница между обыкновенными занятиями и настоящим творчеством очевидна.
Между произведением искусства и природою стоит мысль человека только под этим условием искусство может быть творчеством («Мысль и язык», 1892). В процессе этого преобразования материальные элементы (пятна цвета и т. п. ) превращаются в совокупность художественных элементов — изображений предметов, людей, явлений природы и др. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. Необязательно обладать великим талантом, чтобы создавать шедевры. Самыми популярными сегодня видами такого искусства являются резьба по дереву, роспись по стеклу, декупаж, бисероплетение, вышивка и другое. В 18 веке Д. Дидро называл природу «первой моделью» искусства, но при этом полагал, что жизнь, природа все равно остается выше искусства. Возникающее в итоге творческого акта художественное произведение (от стихотворения до сети авиалиний, от храма до государства и гражданского общества) в разной мере отчуждено от своего автора (соавторов) и, как правило, с момента своего появления на свет перестает принадлежать ему.
чувственного созерцания с рассудком и разумом. Культурные ценности создаются творческим актом человека. Поэзия расширяет душу тем, что дает воображению свободу, «поэзия есть искусство вести свободную игру воображения, как дело разума» (Там же). Литература, по Дидро, должна быть трибуной и школой добродетели, она призвана «клеймить порок и устрашать тиранов («Беседы о «Побочном сыне»», 1757 «Рассуждение о драматической поэзии», 1758). В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.
Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Никитин). Такой принцип представляет в искаженном виде всю систему человеческой мотивации. В фрагментах «О новейшей немецкой литературе» (1766-68) Гердер писал о неразрывной связи литературы и языка, предвосхищая сравнительно-исторический метод исследования. Талант, будучи сложной системой индивидуально неповторимой личности художника, определяет направление и возможности творчества определяет избираемый художником вид и жанр искусства (или несколько видов или жанров искусства), круг интересов и аспекты отношений художника к действительности.
При всей порой замкнутости и интимности творчества такого человека он надеется на то, что его создание будет воспринято, что найдутся такие люди, которые верно увидят и услышат его «слово» и понесут его в себе. Целостный художественный образ, в котором результируется творческий процесс, рождается лишь тогда, когда художник умеет видеть и глубоко постигать через жизненные ситуации и факты собственной биографии закономерное и типическое.
Это возможно только при условии ее объектирования в слове, в создании отвлечений, — писал Потебня в статье «Основы поэтики» (1910). Это специфическая, присущая искусству форма отражения действительности. Дети стараются научиться видеть окружающее пространство, «как художник». Бахтин), «новой предметности» (А. Ф.
Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе.
Г. Э. Лессинг отстаивал принцип сближения литературы с жизнью, причем считал, что литература способна передать динамику жизни, охватить жизнь во всем ее богатстве («Лаокоон или О границах живописи и поэзии», 1766). В конечном счёте реальность для нас это то, что мы воспринимаем. Так творчество в искусстве становится основной характеристикой Эволюционного искусства. Подражание (мимесис), по Аристотелю, составляет сущность искусства, цель поэзии.
для создания таких предметов, нужен гений («Критика способности суждения», 1790). Вот оно творчество. «Произведение художника должно стать открытием для других, оно несет зрителю (читателю) новый образ и часто использует для этого существенно новый «язык». Однако это не означает, что остальным людям нужно замыкаться в себе. Софисты разрабатывали учение о словесном творчестве как о «технэ», т. е. Что же и в этих областях итальянский гений проявил себя достаточно.
Любой его вид должен нести красоту, добро и любовь ко всему, что окружает человека. Чтобы создать шедевр художнику (в широком смсысле слова) необходимо пройти длинный путь от умения находить и созерцать прекрасное, до умения смело и уверенно воплотить своё виденье в жизнь, что подчас очень непросто. Невозможность творить новое бытие составляет трагедию творчества. Так рождается подлинное искусство, устремляющее человечество к духовному развитию. Когда художник творит своё произведение, то он втайне мечтает о «встрече». Толстого приводит Л. С. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
Все изящные искусства покоятся на соединении созерцаний с понятиями, т. е. «Произведение искусства – это действительность изъятая из потока жизни и переведенная в иной ценностно-смысловой пласт, эстетически завершенная, обретшая выразительность благодаря «внешне значимой плоти» (М. М. Но подобная деятельность возможна только в сфере искусства.
И не какая-нибудь, а та самая, при которой в душе читателя расцветут те же самые цветы, напоившие радостью самого автора. Каковы же характеристики этих красивых комбинаций. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства.
Именно вот таким образом в работе художника проявляется то, чем живет его время, его эпоха. Главная цель, которую заключает в себе прикладное творчество, – сделать прекрасным всё, что окружает человека.
А из мира идеального, хочется перенести свои мысли в реальность и дать им «оболочку». Невольно вспоминается Платон и его «припоминание» душой того, что она видела в «занебесных местах». Искусство есть высшее выражение творчества. Каждый человек – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Творчество – это огонь, а культура – охлаждение огня. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству.
Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. Его творения так же неповторимы, как и он сам. Лосев) это выраженная смысловая сущность предмета отображения – самой жизни в триединстве истины, эстетического и этического ее начал это отношение автора к миру с позиций его личностных смыслов результат диалога художника с действительностью, ответ на её призыв» (Никитин А. А. ). Начало творчества выступает и в играх ребенка и в его рисовании. Каждый художник на свой лад пытался эту проблему разрешить.
Примечательно, что такое творчество доступно любому желающему. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. На изящные искусства, считал Кант, надо смотреть как на природу, но при этом надо сознавать, что это все-таки искусство (Там же). Нелепо думать, что принцип пансексуализма, утверждаемый Фрейдом и сводящий художественное творчество к подсознательным, преимущественно сексуальным инстинктам, даже и в сублимированном, т. е. измененном виде, может объяснить всю сложность деятельности человека, которая связана для него прежде всего с необходимостью жить и жить в человеческом обществе. В связи с определенной профессиональной принадлежностью художник «специализируется» преимущественно на познании изучении таких явлений природы и общества, которые лучше всего могут быть отображены именно этими, а не иными материальными средствами. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.
Так, художник-художник, перенеся на заранее подготовленный холст композиционную схему или эскиз будущего произведения, создает (посредством мазков) изображение отдельных персонажей возникающей картины, деталей обстановки, природного пейзажа и т. п., соответствующее отдельным «элементам» художественного замысла. Внешне может показаться более обоснованным иное утверждение Гартмана, которое выражено в такой форме: «Концепция гения есть независящее от воли страдательное восприятие всего менее является она плодом самых напряженных поисков напротив, она возникает абсолютно неожиданно, как бы упав с неба — во время путешествия, в театре, в беседе, всюду, где ее менее всего можно ожидать и всегда внезапно и мгновенно». Какие же из этих комбинаций попадают в сознание.
Теургия (богоделание) – это изменение мира, преобразование бытия. Можно долго размышлять над «тайным смыслом» и тем, «что хотел сказать» автор – приписывать свои сакральные мысли, убеждать других, что так и есть. Художественное творчество имеет несколько определений.
В статье «Поэт и фантазия» (1912) он сравнивает поэтическое произведение со «сном наяву». Аристотель взялся показать, в чем заключается поэтическое творчество, понимаемое как «технэ». Творческий порыв, направленный ввысь, пресекается тяжестью этого мира и направляется вниз. Это дар, который дан людям свыше, дабы сделать окружающий мир лучше. Предметом этого познания выступает все то в действительности, что вызывает у художника эстетическое отношение. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. И ныне, когда на просторах великой русской культуры воцарилась чернь, худшая разновидность её — полуобразованная чернь, с её материализмом, пошлостью, заносчивостью и воинственной требовательностью когда подъярёмное русское искусство утратило свою свободу и вынуждено слушать «суд глупца», который определяет ценность искусства по его способности играть на страстях и инстинктах толпы, что конечно приносит корысть. Так, например, в процессе «действенного оперирования со звучаниями, — пишет С. Л. Рубинштейн, — под влиянием разных условий, включая и чутко воспринимаемый интонационный строй родного языка и музыкальный строй народных напевов и классические образцы музыкального творчества, совершается отбор небольшого числа стержневых музыкальных «ходов», к которым у больших музыкантов присоединяется незначительное количество не отобранных, а счастливо заново найденных Это закрепление в слухе, превращение, таким образом, а «природное» достояние музыканта, отобранных в процессе его развития способов построения музыкальных произведений и есть основной акт формирования музыкальных способностей».
Освоить их можно самостоятельно или под руководством педагога. - «вместе с другими выбрать человека, который скоро сделается президентом или депутатом». В свою очередь, хочу отметить ещё одну роль искусства в моей жизни. Невозможность творить новое бытие составляет трагедию творчества.
«В чём отличие художника «средней руки» от большого художника. Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Это суждение вложено в уста Сократа в диалоге Платона «Ион».
«Эдипов комплекс», заключающийся в эротическом стремлении сына к матери и в скрытой ненависти к отцу, ставится во главу угла в подходе к ряду произведений драматургической литературы. Художественный замысел есть такой продукт творческого воображения художника, который предполагает мысленное перевоплощение или вживание художника в образы других людей — наблюдателя (повествователя) и участников задуманной картины, сцены, эпизода и т. п. Зачастую это внутреннее перевоплощение оказывается настолько глубоким, что оно может сопровождаться у художника теми же, например, физиологическими эффектами, переживаниями, которые предполагаются у представляемых им персонажей. И это сказывается в его «жадности» к любимой работе. Пояснений тому, что такое творчество, существует немало.
Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т. е. Однако эти образы разнородны, отрывочны, не связаны друг с другом. Труд, навык, профессионализм необходимы и даже достаточны для художественного творчества. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества. А может, просто слова так хорошо рифмуются, звуки сложились в мелодию случайным нажатием пальца «не на ту» клавишу, настроение плохое и дождь за окном.
Мастера живописи и скульптуры в эпоху Средневековья и Возрождения учились мастерству и набирались опыта, копируя работы великих (и не очень) предшественников. Они имеют необычайно значимую историческую и культурную ценность. Особое место в науке занимают работы о «творческой лаборатории» классиков мировой литературы и рассказы самих писателей о своем труде.
Культурные ценности создаются творческим актом человека. Пробиться к этим струнам и сыграть на них – задача художника.