Картина вызывала восхищение красотой пейзажа, необычными сочетаниями красок и световыми эффектами. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.
По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Черты наивного романтизма он вскоре изжил, создав несколько картин, проникнутых иным настроением.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Биография художника Архипа Куинджи начинается в небольшом южном городишке. В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, многие из которых объединялись художником по примеру импрессионистов в тематические серии и около трёхсот графических работ.
Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Они по-детски просты и естественны. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин — «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Художники нервничали, но магическое воздействие имени Куинджи на зрителей было так велико, что открытие состоялось на неделю позже намеченного срока.
В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. К сожалению, его преподавание длилось недолго: уже в 1897 г. он был отстранен от службы за то, что общался с участниками студенческих волнений. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром».
Суворовым. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
И неустанно рисовал. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. По вечерам начиналось веселье. Что это такое.
Не был принят художниками и «Вечер». «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Вид на гору Демерджи. Особое внимание стоит уделить воспроизведение художником лунного и солнечного света и тех превращений, которые он производит в природе. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой.
Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Крым», «Крым. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098).
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все — Государственная Третьяковская галерея, Москва). Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Картина или действительность.
В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников.
Поверивший в свои силы художник постепенно прекратил посещение академических занятий. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Куинджи тесно заполняет пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров.
Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. А разве не так нас учит Господь. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Богаевский, А. Борисов. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г.
Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В северной природе царят гармония и покой. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. В 1872 году созданная картина «Осенняя распутица» очень близка картинам художников передвижников.
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Но дочь Вера заупрямилась и заявила папеньке Леонтию Спиридоновичу, что ни за кого, кроме как за бедняка Архипа, замуж не пойдет и никаких других женихов видеть не желает. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.
– спросил Архип Иванович, улыбнувшись. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами.
Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. В 1860 – 1861 годах Архип едет в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств.
Он становится владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, покупает участок земли в Крыму. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Долго корпел Архип в ретушерной каморке, долго откладывал гроши, но наконец заветная сумма была накоплена.
Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре — ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Открыл входную дверь. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. На этом заканчивается его юность. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Однако учеником Академии он так и не стал.
Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Начиналось всё нехорошо. В 1874г. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Имел звание "классного художника первой степени". В 1874г. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.
Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке. Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь.
Солнце становится в картине главным действующим лицом. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.
Отец поставил парню условие: принести сто рублей, дабы доказать свое умение зарабатывать деньги. Среди его учеников были Н. К. Для русского искусства это стало новаторством — ранее подобное средство не применялось.
Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. Мастер смог воспитать из разных по способностям, возрасту, образованию, происхождению людей группу единомышленников. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами.
Отныне Вера считалась невестой Архипа. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Обошлось это в сто тысяч рублей. Разгневанный поведением некоторых своих коллег, Куинджи даже покинул ТПХВ, членом которого был с 1875 г. Впрочем, он уже чувствовал себя настолько уверенно, что решился устроить выставку всего одной своей картины — «Лунная ночь на Днепре». Рылов, К. Б.
Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Это есть выражение моих личных мыслей». Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам.
Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом.
Это усиливало эффект лунного сияния. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов — тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Спустя некоторое время стало известно имя критика — им оказался Клодт. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Архип даже не успел окончить начальную городскую школу. Однако до конца жизни художник поддерживал дружеские отношения со многими передвижниками, часто присутствовал на их заседаниях, а в 1882 году на похоронах В. Г. Перова произнёс от их имени небольшую, но яркую, сильную и искреннюю речь, которую присутствовавшие, по свидетельству М. В. Нестерова, слушали благоговейно. О том, что произошло, говорили разное. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Часто изображается художниками и всегда по разному. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Вместо уроков он все время что-то рисовал на любых подходящих поверхностях. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу.
Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. И характер художника ничуть не изменился. Болезнь сердца сопровождалась удушьем.
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. В картине явно просматривается влияние Айвазовского. Его очень интересовала проблема в живописи передачи света цветом. Архип рисовал еще в детстве, на стенах, заборах, обрывках бумаги. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Мальчик с детства любил рисовать.
Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Отец Куинджи был сапожником. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников.
В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Голову прикрывала соломенная шляпа. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму он сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. А. И. Куинджи для ежегодных премий.
Но решение было принято. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
«Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи.
Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Куинджи, став миллионером, продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев, никому не отказывал в помощи. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов. Например в картине «Забытая деревня», отодвинутая на задний план деревня усиливает впечатление заброшенности среди пустынной равнины, а изображение осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей дороги, вызывает ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной природы. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Никто не мог понять, что происходит. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Тургенев писал, что французов оно потрясло. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля» за которую получил звание неклассного художника и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств.
Оно окрашивает в чистые, звучные тона детали, уплощает объемы, подчеркивает лучезарную ясность и чистоту мира. Днепр. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Греков – на другую сторону Азова. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Самая известная картина мастера — «Ночь на Днепре» — вызывала сенсацию на выставке передвижников. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника.
В ней все уныло, безотрадно, тускло. Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы — «Море ночью» и «Забытая деревня».
Еще несколько работ, примыкавших к «Осенней распутице», в том числе «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий шлях в Мариуполе» (1875), принесли ему новый успех. Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Отстранившись от преподавания в Академии художеств, Куинджи до конца жизни оставался членом ее совета.
Куинджи захотел его сопровождать. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг.
Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Чтобы заработать на жизнь пас гусей, подручным помогал при постройке храма, нанимался на работу к хлебную лавку, в свободное время познавал греческую грамоту у местного учителя Грека, в последствии его взяли на обучение в Мариупольское училище. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. В 1873г. Однако это звание было присвоено художнику не сразу.
Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году.
За полгода Домиант, ставший в иночестве Дамаскином, навёл порядок и упросил отпустить его в пустыню. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Однако дважды проваливается на экзаменах. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями.
У Крамского Христос – человек, пытающийся понять, в чём смысл жизни, победить свою земную природу. На ней – лунный диск, отражающийся в воде, маленький хутор на высоком берегу, свечи тополей и пустынная дорога, бегущая на свет в оконце хаты. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России.
Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Успех картины превзошел все ожидания.
С Куинджи поехали 12 человек. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. Армян отправили на Дон. Мальчику не удалось получить образования.
«На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре».
Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи». В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. В благородной тревоге И. Н.
Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Набивалось до 200 человек. Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей.
Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Куинджи преподавал в Академии Художеств, руководил пейзажной мастерской.
В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски.
Центральное место среди них заняла "Осенняя распутица" (1872). 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Петербург жил открытием выставки.
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины — законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Его успели удержать. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Разумеется, никто ничего не подсвечивал.
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Наиболее вероятная дата рождения Архипа Куинджи – 27 января 1842 года.
Тема бренности земной жизни и вечной красоты, величия природы, появившаяся в творчестве ряда художников конца ХIХ века, звучит и в работах Куинджи. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6.
За дело он взялся увлеченно, преподавал по хорошо продуманной системе и успел воспитать прекрасных мастеров: А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, Н. К. Рериха. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. В конце концов победа осталась за Куинджи. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году — «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Ведь Кавказ Куинджи символичен. получает звание классного художника.
Был членом "Товарищества передвижников". Куинджи не стал затворником. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Куинджи – по татарски означает «золотых дел мастер», дана была по прозвищу деда.
Как мы знаем, этого не произошло. Жизнь Архипа Ивановича в Петербурге поначалу была крайне тяжелой, он почти не имел средств к существованию. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Через год был возвращён обратно.
Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Кавказ». Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).
Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Центральное место среди них заняла «Осенняя распутица» (1872).
Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Фесслер давал некоторые указания в живописи. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен.
В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Определяется и творческий метод художника. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.
В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в АХ. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии.
В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Архип Куинджи (в переводе с тюркского урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника. Хозяевам нравилось.
Деньги шли на поощрение молодых талантов. В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Вера Елевфериевна Кетчерджи, дочь состоятельного купца, стала женой Архипа Куинджи. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.
Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления — Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Отец Куинджи был сапожником.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки.
Еще несколько работ, примыкавших к "Осенней распутице", в том числе "Забытая деревня" (1874) и "Чумацкий шлях в Мариуполе" (1875), принесли ему новый успех. Поверивший в свои силы художник постепенно прекратил посещение академических занятий. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины — «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать».
Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
В конце концов победа осталась за Куинджи. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Это был взрыв.
У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Академия помогала в этом немногим избранным. Его мастерская, по воспоминаниям современников, напоминала лабораторию, в которой он, как ученый исследовал законы действия дополнительных цветов на основной. Как художник-реалист, он ищет в природе такие мотивы и образы, которые наиболее полно выразили бы его замысел, не теряя своей жизненной правды. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Одновременно с постоянными творческими занятиями Куинджи проявляет и свои практические способности. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В то время он опять работал ретушером.
Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы» — картине «Снежные вершины. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Вместо фамилий у них были прозвища. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. В городе имелось Общество изящных искусств. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это.
А передвижничество не предполагает романтизма. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Такие непритязательные малороссийские мотивы были очень популярны в 70-х годах XIX века. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам.
Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Луна. Его просто-напросто не принимали в Академию. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. В 1873г.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Русской педагог не знал. Это он объяснял тем, что хотел расстаться со зрителями будучи в полной творческой силе, не дожидаясь, пока его талант и мастерство начнут слабеть. У них не было детей, но было полное взаимопонимание.
И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Скромный по размеру пейзаж.
Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-03) и др., но и абсолютно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы («Лунные пятна на снегу», «Цветник» и др. ). По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Манера письма – легкая, свободная.
Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.
Летом 1872 года Куинджи был на острове Валаам, что на Ладожском озере, где была нарисованы картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Например "Украинская ночь", "Ночь на Днепре". Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Юному Архипу не довелось получить образование. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа.
Она была дочерью предпринимателя, который разрешил ей замужество с Куинджи только после того, когда художник стал богатым. Айвазовского в это время в Феодосии не было. О нем говорили, как о маге и чародее. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Цвет в этих работах становится ярче, естественней.
После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования.
Главным выразительным средством стала глубинность пространства с помощью уплощения предметов, а поиск новых изобразительных средств со временем привёл к созданию оригинальной декоративной системы. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург.
Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Нет, понимаю. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями.
Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. В вертикальной композиции холста большую часть занимает изображение высокого светлого неба, написанного динамичными густыми мазками.
Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Но далее началось сплошное расстройство.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь».
– «Тысяч пять». Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Мир, полный неги, красоты и покоя.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы.
Ученики любили и уважали Куинджи. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Такие непритязательные малороссийские мотивы были очень популярны в 70-х годах XIX века. О ее цене осведомился морской офицер.
Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
«Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). «Березовая роща» – идеал природы. И в этом огромная заслуга widthraquo – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают».
И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
В период улучшения весной 1910 г. Куинджи отправляется в свое крымское имение, но в дороге он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был остановиться в Ялте. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. В том же 1873г.
Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Реалистическая природа с использованием романтических элементов.
Жена Репина Н. Б. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Пожалуй, только Федор Васильев в незаконченной работе Осень приблизился к живописной свободе картины После дождя.
Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Пейзаж стал необратимо темнеть. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий».
Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Это, видимо, результат недоразумения. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». получает звание классного художника.
В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Весной 1874 года художник поехал в Мариуполь. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
Мать и отец рано умерли, сироту приютили родственники, еле сводившие концы с концами. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении».
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. утрачивают пластическую ясность и гармонию, свойственные его произведениям конца 1870-х гг.
Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений.
Страдания художника были невыносимы. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров.
Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи.
Так продолжалось восемь лет. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. В метрике он значился под фамилией Еменджи — «трудовой человек».
В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Художник много путешествовал. И было лишь началом.
Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Яйла», «Горный склон. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. На могиле установлены бронзовый бюст художника и надгробие— гранитный портал с мозаичным панно изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея.
– «Хорошо, я её оставляю за собой». Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. В родном городе это было невозможно. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Всё я сидел, смотрел и думал. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901).
Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Затем Архип устроился ретушером у фотографа и это занятие долго оставалось главным источником его существования. Сын сапожника, художник самоучка. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку – со временем краски потемнели и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно. Крым» и многое другое. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последняя самая популярная. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги.
И ждала. Петровская, 82). В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера.
Эти люди не выносили масок. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей.
Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Рерих, А. А. Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества.
Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. А. И. Крым», «Морской берег. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи.
– Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. В том же 1873г.
К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Это типичный передвижнический пейзаж – по живописным средствам, по тяготению к сюжетности, по щемяще-безрадостному настрою, несколько прямолинейно выражавшему гражданские чувства автора. Берёзовая роща – символ России. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес — 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Архип Иванович один из самых любимых моих художников.
Перед картинами мастера толпится народ, его произведений ждут, надеясь увидеть в них каждый раз что-то новое и необычное. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-03) и др., но и абсолютно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и др. ). «Да зачем вам. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо.