Картина наполнена глубоким трагизмом, она выражает торжество духа, духовного благородства над физической силой. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт.
Немногие скульптуры. Его античность – не золотой век человечества, а железный век императоров. Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год). Андреа Мантенья (1431-1506) – выдающийся художник падуанской школы, первоначально являвшийся подражателем Мазаччо, но постепенно выработавший свой особенный стиль.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. Тех самых, кого мы зовем только по имени. Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской.
Прежде всего, необходимо отметить, что творцы Возрождения не только занимались «чистым» изобразительным искусством, но и проявили себя как талантливые исследователи и первооткрыватели. Выполнил множество картин по заказам Медичи.
Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима». Причем в каждой из областей Леонардо да Винчи (1452-1519) проявил себя как новатор. В одной из последних тетрадей этот счастливец записал:«Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать».
Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью. Одно из наилучших произведений художника – фреска «Тайная вечеря», написанная на библейский сюжет в одном из миланских монастырей. Если раньше центральные образы Евангелия (Христа, Девы Марии, Иоанна Крестителя и др. ) Были постоянными и трактовались различными художниками почти одинаково, то Леонардо полностью обновил их восприятия. Петра). Результатом стало всеобщее падение нравов, затронувшее не только мирян, но и духовенство. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо.
Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно. В истории человечества нелегко отыскать еще одну настолько гениальную личность, как Леонардо да Винчи (14521519).
По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. Только неправильно было бы думать, что причинаэтому – его незнание или непонимание жизни и людей. Здесь работали такие великие мастера, как Антонелло да Мессина, А. Мантенья, Джованни Беллини и многие другие.
Рафаэлло считал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгие часы. Рафаэль родился в маленьком итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Отец сделался учителемсына. Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Они покоряют нас своими чарами, как наваждение. Это был настоящий подвиг. Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. Был наделен редким здоровьем, прекрасен собою, высок, синеглаз.
Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства — в «Сикстинской мадонне». Представитель раннего Ренессанса Мазаччо и его «Троица с Девой, святого Иоанна Богослова» (ок 1425-27 / 28) в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции демонстрирует возрождение интереса к человеку исключительно в божественном, религиозном смысле. Впервые с древнейших времен благодаря точному применению линейной перспективы эта фреска словно изображена в трехмерном пространстве, оставаясь при этом на плоской поверхности. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля».
Мастерскую Джованни Санти, как уже говорилось, украшала фреска, написанная на стене им самим: красавица мать (мадонна) с малышом на коленях и книгой в руке. Он предчувствовал ужаснуюсудьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел памятника ФранческаСфорца, низкую торговлю и гнусные кражи его дневников, рабочих тетрадей. Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям.
Вернувшись во Флоренцию, он сделал колоссальную (5, 5 м высотой) мраморную статую Давида – молодого пастуха, который, по библейской легенде, победил великана Голиафа. Ранние фрески Мантеньи в падуанской церкви Эремитани на тему жизни св. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника.
Рафаэль считается художником женственной и небесной стихии, которому «звуков небес заменить не могли скучные песни земли». Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах». Итальянское и Северное Возрождение при всех своих различиях составляют как бы два русла одного и того же потока. Художник показывает живую материнскую скорбь, а не божественную, а реальную.
Эти произведения Рафаэля – «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. – уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства. В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер. И это действительно так.
Например, вместо торжественной скорбной Девы Марии, величественно сидит на престоле появился образ нежной юной матери, которая искренне радуется своему младенцу («Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта»). При этом художник, писавший портреты почти всех выдающихся людей своего времени (они почитали за огромную честь быть увековеченными на холсте именно Тицианом и записывались к нему в очередь), не ограничивался виртуозной передачей всех деталей внешности и одежды моделей. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии.
В первых самостоятельных работах (несколько «Мадонн») чувствуется влияние Мазаччо и Липпи. Войны уносили с лица земли и людей и то великое, что люди создавали. Эпоха потребовала сильных, образованных, не боящихся никакой работы людей. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей – в первую очередь Платона и Аристотеля. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью.
На них лежит отпечаток изысканного мастерства и тончайшего вкуса. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Искусство становится более регламентированным, придворным. В Италии основа гуманизма – это философо-языческие античные учения. В центре композиции, в световом нимбе находится фигура Христа, поднявшего в грозном жесте правую руку.
Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Одной из вершин творчества Леонардо является фреска«тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Изображение молодой флорентийки простое и лаконичное по композиции. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. В трудные для Италии времена и наступает недолгий «золотой век» итальянского Возрождения — так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства.
Тех самых, кого мы зовем только по имени. Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. Рафаэль изобразил на той фреске всех замечательных греческих философов, поставив в центре две фигуры, возглавляющие греческую философию – Платона и Аристотеля, каждого со своими сочинениями в руках. Каменистые горы у него точно высечены резцом скульптора.
Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. В их числе Антонио да Корреджо, Андреа Палладио (считается основоположником классицизма и палладианства) и Тициан. Только 8 лет исполнилось тогда Рафаэлю, а через три года он потерял и отца. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Ему еще не исполнится 19 лет, когда он напишет свой шедевр «Мадонну Конестабиле».
Люди свободно движутся в пространстве, но, выстраиваясь в ряд, образуют подобие каменных рельефов. Это не значит, что при дворах государей его искусство стало придворным, куртуазным. Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще. Кроме Флоренции, где самым крупным мастером этого времени был С. Боттичелли, возникают новые художественные центры и местные школы Умбрии, Северной Италии, Венеции. Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. Спокойная вне и неприхотливое наряд Моны Лизы зориентову ют внимание зрителя на ее лице.
Мазаччо (1401-1427) – флорентийский художник, одна из самых ярких и трагических фигур в истории мировой живописи. Кроме того, выдающийся художник оказался одним из тех художников, которые первыми начали писать масляными красками, отказавшись от традиционной в то время темперы. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Наконец, последний, тоже римский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 г. г. ), наверное, самая знаменитая картина во всей мировой живописи. Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой. Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам вот таким образом Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто – XIV в., кваттроченто – XV в. и чинквеченто – XVI в. ).
В этот период Леонардо, несомненно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев. Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы. Этотвзрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». Его отец был «художник посредственный, но человек здравомыслящий», а кроме того еще и поэт, писавший стихотворные хроники. Это значительно изменило весь характер картины, хотя основное – ее узорчатая декоративность – конечно, осталось.
Но работа над ним вызывала у мастера множество личных сомнений и недовольства собой.
Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Кризис охватил и искусство. Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. Рафаэль прожил ровно 37 лет.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Наиболее известные работы: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» (на фото), «Алтарь Монтефельтро» и пр. В конце 1470-х годов Боттичелли сблизился с кругомфактического правителя Флоренции Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. С годами в искусстве Леонардо еще более усилился эстетический аристократизм. «Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля.
В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны. Главным из всех занятий для Леонардо всегда оставалась живопись. Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. В этих странах католической церкви удалось сохранить свое господство. Она пробудила в нем скрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего. Певший мягким баритоном и заставлявший улыбаться Мону Лизу.
Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, для картин которого характерна подчеркнутая сбалансированность и гармоничность целого, уравновешенность композиции, размеренность ритма и деликатное использование возможностей цвета. Во всяком случае, его мадонны никогда не назовешь крестьянками. Молодой Боттичелли сразу жезанял выдающееся место среди мастеров своего времени. Он всегда оставался верен себе, своему призванию, своей обаятельной музе. Урбино в этом отношении не был исключительным городом. В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером.
Список велик, но вершину Ренессанса ознаменовало творчество Л. да Винчи, М. Буанаротти и Р. Санти. Любимый всеми и одинокий, сгибавший стальные шпаги ирисовавший повешенных. Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление. Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности.
Она пробудила в немскрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего. Но главное — это тип лица мадонны, в котором воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Видимо он знал и сочинения М. Вичино, которыми увлекались в те годы во Флоренции. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода.
С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации. Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда». Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: его пребывание во Флоренции (1504-1508 г. г. ) – время пристального изучения работ Леонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. «Сикстинская мадонна» — одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св. Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. Начиная с 1509 и по 1520 гг.
Это – похожая на сновидение изысканная, дивно красивая аллегория вечного круговорота, постоянного обновления природы. Немногиескульптуры. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте».
Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян. Но остается вопрос: каким образом эти плоды начитанности вошли в картину.
Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. Здесь были сосредоточены богатейшие памятники архитектуры и живописи от Джотто и Альберти до Микельанджело и Браманте.
Его интересы не знали пределов. в. Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем.
Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II. Рафаэль создал необыкновенное разнообразие картин, узоров и орнаментов, составляющих вместе очаровательное целое. Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины.
Своим дарованием он снискал себе славу, ему давали поручения князья и даже папская курия. Перуджия являлась центром всей Умбрии. В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских.
В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем. Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения.
Человеку не нужна церковь как институт, она является лишним звеном между верующим и Христом. В планировке – резкое противопоставление неба и земли. Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию.
Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. Рафаэль прожил ровно 37 лет. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы. Изображен драматический момент трапезы, когда Христос произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня». Эти свободные итальянские города становились очень могущественными.
Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Этот мир Мантеньи не чарует взор, от него холодеет сердце.
Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев). Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Это представитель падуанской школы живописцев.
Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Его отец был «художник посредственный, но человек здравомыслящий», акроме того еще и поэт, писавший стихотворные хроники. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинамивремён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Ее пронизывает сложнейший и прихотливый музыкальный ритм. Аристотель, олицетворяющий эмпирический взгляд на вещи, указывает на землю как на основу всякого познания и мысли. Рафаэллосчитал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгиечасы.
– И, услышав эти слова, Ананий пал бездыханным на землю и великий страх объял всех. » Отдельные лица апостолов и просто людей из толпы прекрасны. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески.
Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами. Это период усиления феодальной реакции. Гений художника воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными.
Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. «Пьета» («Оплакивание Христа»), которая расположена в римском соборе святого Петра – первый серьезный произведение Микеланджело. Такими же разнородными талантами отличался и его современник Микеланджело Буонарроти, работавший в Риме, где он расписал часть Ватиканского дворца (Сикстинская капелла, в которой поражает своим грозным величием картина страшного суда) из его статуй особенно прославился Моисей. Возрождение или Ренессанс – историческая веха в европейской культуре. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483—1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма.
Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем вэпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чемсамая лучшая биография». Это произведениеотносится к числу редчайших шедевров искусства. С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага. Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный. Открытие памятника превратилось в народное торжество. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью.
Но он не стал придворным художником. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. (Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века.
Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо —небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Боттичелли («Человек с медалью», ок. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции.
Жемчужиной творчества художника стал портрет жены флорентийского купца Моны Лизы (Джоконды). Именно в их среде стало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанами Возрождения». Все сказано у него языком живописи. В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен.
Одним из таких людей и был Юлий II. Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении. Только 8 летисполнилось тогда Рафаэлю, а через три года он потерял и отца. Обоюдное влияние не исключает того своеобразия, которое отличает искусство Северного Возрождения.
Войны уносили с лица земли илюдей и то великое, что люди создавали. Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». Дивно пел, на глазах слушателей сочинял мелодии и стихи. Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом.
И это верно до известной степени. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние.
Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей». Рафаэль Санти (1483-1520) – этого художника в настоящее время знают несколько хуже, чем да Винчи (впрочем, это можно сказать о любом художнике). Характерной особенностью этого времени становится отсылка искусства к эпохе античности.
В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов. В 1513—1516 гг. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления.
Эта работапоражает не только общей композицией, но и точностью. Во второй раз (1535 – 1541) Микеланджело создаетфреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стороне Сикстинской капеллы. В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности., возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством.
Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи. Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью.
Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. Они вызывают у апостолов бурные чувства – отчаяние испуг, удивление, гнев. Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними – праведники. Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио.
Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Он вложил в него мечту о вожде мудром, смелом, полном титанических сил, экспрессии, воли—качеств, столь необходимых тогда для объединения его родины. Там бывали философы, поэты, музыканты.
Молодой Боттичелли сразу же занял выдающееся место среди мастеров своего времени. Живописи в этом стиле характерна надуманная цветовая палитра и ломаные линии. Именно оно и является главной тайной гения Леонардо да Винчи. Перуджино. Художник, скульптор, теоретик в области искусства, математик, архитектор, анатом, астроном, физик и инженер – все это о нем. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». Флорентийский мастер родился в 1401 году в семье художественных ремесленников, вот таким образом чувство вкуса и стремление творить было у него в крови. Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов (в «Обручении» это золотистые, красные и зеленые в сочетании с нежно-голубым фоном неба) и создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры.
Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора». Лица апостолов – простые, грубые. Начало 15-го века знаменито рассветом эпохи Ренессанса. Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов – простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени. Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве.
31 октября 1517. Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: егопребывание во Флоренции (1504-1508 г. г. ) – время пристального изучения работЛеонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в которомнатура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. он их написал более двадцати. Без сомнения, под влиянием этой атмосферы была созданапервая большая картина Боттичелли «Примавера (Весна)».
Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще. Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы.
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. В этом произведении Микеланджело смог решить сложнейшую композиционное задача: передать трагический смысл, не нарушив ощущение гармоничности и естественности (Мария держит на коленях Христа, как держала бы младенец).
Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. Его самые известные работы: «Мертвый Христос», «Триумф Цезаря», «Юдифь», «Битва морских божеств», «Парнас» (на фото) и т. д. Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу. В Венеции получил свой творческий заряд Эль Греко, что позволило ему потрясти испанскую живопись.
Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи. Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Обнаженная фигура Давида (c. 1440-42) Донателлодемонстрирует одно из лучших творений эпохи Классицизма. В этот период Донателло использует древнегреческую и римскую технику литья, чтобы создать форму из бронзы.
Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. Большинство художников выходило из народной среды. Даже плывущие по небу облачка словно отлиты из металла. Боттичелли – это псевдоним, настоящая фамилия – Филипепи. И этоверно до известной степени.
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Однако именно «Пьета» увековечила славу автора. Эпоха Возрождения объединила их.
В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Если идеал итальянского Ренессанса — это сильный героический человек, то в северных странах — любовь христиан к ближнему.
Ренессанс в АНГЛИИ. Она пробудила в нем скрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего.
До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения.
Но нельзя не признать, что он создан душевным порывом художника. За четыре года Микеланджело один расписал потолок площадью около 600 квадратных метров. Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. Прежде всего зоркость видения и высокий артистизм выполнения. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Это первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса интересная еще и тем, что в ней в полной мере выразились особенности леонардовской манеры письма. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524—1526 гг.
Некоторые возмущенно вскакивают с места. Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ). В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Главным же произведением являются фрески в капелле Бранкаччи, посвященные истории жизни Св. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. Эпоха потребовала сильных, образованных, не боящихся никакой работы людей.
Заключительный период охватывает временной промежуток с 1530 года по 1590-1620 годы. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат.
в Германии, Нидерландах и Английская революция. Леонардо да Винчи (1452—1519) явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие. Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено. В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности. Рисунки созданы великим мастером в каком-то пророческом бреду.
Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Затем – работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, куда Рафаэль отправился по приглашению папы Юлия (с осени 1508 года до середины 1510г. ) там Рафаэлю впервые по-настоящему открылась античность и он, будучи уже знаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита. Леонардо не просто передаетпсихологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда онодостигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Об это нет достоверных сведений. Сиенская школа совершенствовала средневековые патриархальные идеалы и хотя добилась в своих иконах высокого мастерства и славилась чистотой и тонкостью контуров, нежностью и тщательностью исполнения, все же не выходила за рамки традиционных объектов изображений. Мадонна изображена легко парящей на облаках. Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением.
Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. В одной из последних тетрадей этот счастливец записал: «Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать». Эту картину еще иногда так и называют — «Джаконда».
Однако следом подытожил: «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь». Одним из таких изобретений является знаменитый живописный прием сфумато – смягчение очертаний фигур и предметов, позволяет передать окружающий свет-воздушную среду. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями —символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» —в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» — в надгробии Джулиано. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус».
Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достижением его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495—1498). Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. Мадонна изображена легко парящей на облаках. Вторую половину XVI и первую половину XVII века принято называть Поздним Возрождением.
С тех пор художник обрел покой. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства. Он предчувствовал ужасную судьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел памятника Франческа Сфорца, низкую торговлю и гнусные кражи его дневников, рабочих тетрадей.
Немногие скульптуры. Все изображенное на полотне приведено в круговое движение, которое начинается внизу, с левой стороны, где изображены восстающие из могилмертвецы. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Редкая растительность покрывает его лицо и голову. Основным его жанром были фресковые росписи. Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет.
Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян». Войны уносили с лица земли и людей и то великое, что люди создавали. Леонардо, к тому времени уже прославленный по таким работам как «Витрувианский человек» (около 1 409) и«Тайная вечеря» (1495-98), берется за написание портрета жены местного купца Франческо дель Джокондо.
Первым большим произведением, которое он исполнил в Милане, была «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте»). Его герои закованы в броню и статуарны. Почерк Рафаэля постоянно менялся: от нежных лирических образов, в которых заметно влияние живописных традиций раннего Ренессанса («Мадонна Конестабиле», «Обручение Марии», «Сон рыцаря»), к величественных и прекрасных, которые воплотили лучшие идеалы Высокого Возрождения («Афинская школа», «Преображение Господне»). Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце. Члены семьи не очень ладили друг с другом. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа.
В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. Существует мнение, что Рафаэль принял участие в работе Перуджино в качестве ученика, но установить это точно невозможно.
МастерскуюДжованни Санти, как уже говорилось, украшала фреска, написанная на стене имсамим: красавица мать (мадонна) с малышом на коленях и книгой в руке. Именно он внес огромный вклад в развитие живописи, став великим реформатором. В художественном ансамбле Капеллы Медичи Мике-Ланджелла достиг непревзойденного полного слияния элементов архитектуры и скульптуры.
Не смотря на всевозможные влияния, Перуджино остался все же, по своему духу, чисто умбрийским художником любящим мягкие и нежные контуры и трогательные образы Богоматери. Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо. Картина Распятие (Венеция, музей Коррера) свидетельствует о влиянии Мантенья, нов то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия. Их граждане гордились своими завоеваниями. В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504).
Все эти достоинства присущи не только портретам, но и жанровым полотнам Тициана, посвящённым религиозным, аллегорическим историческим сюжетам. Основы мастерства он получил от своего приемного отца. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти, что так характерно для Возрождения), — в нижней части композиции. Наконец, последний, тожеримский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «СикстинскаяМадонна» (1515-1519 г. г. ), наверное, самая знаменитая картина во всей мировойживописи. Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви.
Тех самых, кого мы зовем только по имени. С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Он воспевает римскую доблесть, едва ли не лучше, чем делали это сами римляне. Лучшее доказательство этому – его портреты. В период Высокого Возрождения (первая половина XVI века) сполна раскрывается весь идейно-творческий потенциал художников. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро).
Пожалуй, за звание самого искусного портретиста эпохи с Рафаэлем может соперничать разве что Тициан (1490-1576) – главный представитель венецианской школы XVI столетия. И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе. Свое понимание людей Рафаэль, прежде всего, обнаружилсвоим «Автопортретом» 1506 года: прекрасное лицо написано вполоборота, вогромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь:взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он толькоудостоит заметить. По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы». Однако следом подытожил:«Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь».
Первой достоверной работой исследователи считают «Триптих Сан Джовенале» (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо. В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести.
Все преисполнено жизнью и правдой. Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески. При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. У второго мастера – основы линейной перспективы. Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля. Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени.
По его мнению, в противоположность подлинной набожности католическая церковь заботится не о том, чтобы человек проникся волей Бога, а стремится самого Бога подчинить воле людей. статью в разделе История искусства). Вокруг него расположено множество обнаженных человеческих фигур. Наряду с воплощением прогрессивных идей в живописи изменилось и само ее идейное содержание – герои картин стали более «земными», с ярко выраженными личными качествами и характерами.
В этот период написано самое узнаваемое произведение искусства в мире – «Мона Лиза» (1503-06) Леонардо да Винчи. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Новаторство художника проявилось и в реализации творческого замысла. Там бывали философы, поэты, музыканты.
Он был, по выражению Энгельса, «не только великим живописцем, по и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики». Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки. – скажут о нем многие. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине и боги ветров осыпают её дождем из роз и гонят раковину к берегу.
Певший мягким баритоном и заставлявшийулыбаться Мону Лизу. Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей.
Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. Все сказано в них темным языком видений Иоанна. И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты.
Это направление было тесно граничит с архитектурой. Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого. Впоследствии решили, что Ботичелли повернул вспять к готике.
Для каждого персонажа Леонардо подобрал уверены, сугубо индивидуальны внешность, выражение лица, эмоциональное состояние, жест и наполнил их глубоким смыслом. что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме. Его дар художника постоянно прорывался сквозь все ограничения. Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем.
Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе). Затем –работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, кудаРафаэль отправился по приглашению папы Юлия (с осени 1508 года до середины1510г. ) там Рафаэлю впервые по-настоящему открылась античность и он, будучи ужезнаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита. Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Центральной фигурой живописи стал Джотто. У Микеланджело Давид воплощает безграничное могущество человека.
В первом из них, хранящемся в Лувре. Она является также и новым этапом в искусстве. Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству. Итальянский художник и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы.
Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Затем – работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, куда Рафаэль отправился по приглашению папы Юлия (с осени 1508 года до середины 1510г. ) там Рафаэлю впервые понастоящему открылась античность и он, будучи уже знаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита.
Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521). Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. ) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). Именно в их средестало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанамиВозрождения».
Играл на любом музыкальном инструменте, более того сам их создавал. Для искусства Леонардо да Винчи современники и потомки никогда не находили иных определений, чем «гениальное», «божественное», «великое». В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей.
Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии. В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи. Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев. Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство. Ее пронизывает сложнейший и прихотливыймузыкальный ритм. Его расцвет пришелся на конец XVI — начало XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616).
Аллегорические фигуры на саркофагах – «Ночь», «День», «Утро» и «Вечер» – призваны воплотить идею художника о быстротечности времени. Во второй раз (1535 – 1541) Микеланджело создает фреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стороне Сикстинской капеллы. Кто видел Джоконду, тот помнит, как трудно от нее оторваться. Отдельные лица и фигуры в этих композициях производят более яркое реалистическое впечатление, чем настроение всей картины в целом.
Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох. Вокруг него расположено множество обнаженныхчеловеческих фигур. Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены.
Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Благодаря найденному решению не только сам купол оказался удивительно легким и как бы парящим над городом, но и все здание собора приобрело стройность и величественность. Мадонна изображена легко парящей на облаках. Иисус предстал в образе трогательной ребенка, который познает мир («Святая Анна с Марией и младенцем Христом», «Мадонна Бенуа»).
Свое понимание людей Рафаэль, прежде всего, обнаружил своим «Автопортретом» 1506 года: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Петра.
(так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Так в картине Моление о чаше (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489--1490), «Покинутая» (1495--1500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись.
В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними –праведники. Наследие Рафаэля послужило одним из столпов в процессе становления европейского академизма.
Через Венецию прошел Велас- кес. Несмотря на то, что судьба отвела художнику недолгий век (всего тридцать семь лет жизни), он вошел в мировую художественную культуру как гениальный художник, чей талант рос чрезвычайно быстро. Выдающиеся работы Северного Возрождения созданы немецкими и фламандо-голландскими мастерами. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров.
Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала. Лидером движения Реформации выступил Мартин Лютер (1483-1546). Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму.
На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов. Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались.
Эпоха потребоваласильных, образованных, не боящихся никакой работы людей. Юлию так понравились проекты Рафаэля, что он отпустил ранее приглашенных художников и поручил ему выполнение всей работы. Это произведение положило начало жанрупсихологического портрета в европейском искусстве. Что выделяет его работы среди их работ.
Все они значительно опередили свое время. АНГЛИЙСКИЙ Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Царилаатмосфера преклонения перед красотой, причем ценилась не только красотаискусства, но и красота жизни. Народы Европы стремились к возрождению сокровищ и традиций, утраченных из-за бесконечных истребительных войн.
Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения. Леонардо разрушил стереотипное трактовки сюжета. Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания.
Архитектура, скульптура и живопись этого времени гармонично дополняли друг друга. Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи.
Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно. Его самыми важнейшими произведениями стали фреска «Тайная вечеря», картины «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» (на фото выше), «Дама с горностаем» и т. д. Наконец, последний, тоже римский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 г. г. ), наверное, самая знаменитая картина во всей мировой живописи. Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. От 80-х годов XV в. сохранились две неоконченные композиции Леонардо: «Поклонение волхвов» и «Св.
В совсем юном возрасте (20 лет) он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки. Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли. Напуганный победами протестантов, Ватикан развернул движение контрреформации. 1474 «Юноша», 1480-е гг). итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. В Италии, Испании и Франции запылали костры святой инквизиции.
Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Вульгарная социология подвела под это свое объяснение: феодальную реакцию во Флоренции. Родиной Возрождения стала Флоренция. Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников. Одновременно с ними работало много превосходных художников.
В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498). Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик.
Именно в их среде стало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанами Возрождения». Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку. Без сомнения, под влиянием этой атмосферы была создана первая большая картина Боттичелли «Примавера (Весна)». Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду». Художник участвовал в создании шести из них, а именно: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов», «Раздача имущества и смерть Анании», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью» и «Святой Петр на кафедре».
В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем.
Рафаэль считается художником женственной и небеснойстихии, которому «звуков небес заменить не могли скучные песни земли». Результатом стали два научных трактата: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. Передний план занимают фигуры апостолов. Именно вот таким образом скульптурные произведения Микеланджело производят сильное впечатление. Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап.
Его скульптура — это красота человеческого тела, сила духа, такое единство присуще античной культуре. Мы видим гибкое тело Давида, лёгкий асимметричный баланс композиции демонстрирует классическую технику Ренессанса под названиемконтрапост (приём изображения фигуры, при котором положение одной части тела противоположно положению другой). Это произведение начал в европейском искусстве жанр психологического портрета. Его именуют еще «елизаветинской эпохой». Отец сделался учителем сына. Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах.
Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке». История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров.
В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. А улыбка Джоконды – одна из Найви-домиших загадок в истории живописи. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано).
Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории. Если на Синьорелли влияла больше Флоренция, обращавшая его внимание на обнаженное человеческое тело, формируя его и без того суровый и прямой характер в сторону предельной логичности и откровенности, то Перуджино ближе к сиенцам с их патриархальностью и художественной консервативностью. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.
Иакова и его мученической кончины – это замечательные образцы итальянской стенописи. Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. И все было хорошо в их доме, пока не умерла Маджия.
Иероним». Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина. Мантенья вовсе не помышлял о том, чтобы создать что-то похожее на римское искусство (на живопись, которая стала известна на Западе после раскопок Геркуланума). Так к Микеланджело пришла слава.
Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье. Совершенно обоснованно Рафаэля называют «мастером Мадонн», особенно знамениты те, что написаны им в Риме. Одно из них состоит в том. Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве («Рождение Венеры» (фото), «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество» и т. д. ).
Лучшее доказательство этому– его портреты. У Перуджино Рафаэль воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. Это касалось даже работ на темы, касающиеся религии. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Он предчувствовал ужасную судьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел памятника Франческа Сфорца, низкую торговлю и гнусные кражи его дневников, рабочих тетрадей. И все было хорошо в их доме, пока не умерла Маджия.
Благодаря этому его произведения приобретали и особый драматизм. Художник и архитектор родом из Урбино. Ботичелли был открыт английскими прерафаэлитами. Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитыйпортрет Моны Лизы или «Джоконда».
Примитивность была их отличительной чертой. Впрочем, еще вначале 20 века при всем восхищении его дарованием ему не прощали отступлений от общепринятых правил – перспективы, светотени, анатомии. В конце XVI в. кризис усиливается. Но гуманистическая культура Возрождения была исключительно элитарной.
Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая. На переднем плане картины изображены три журавля. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи.
Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная Вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. В юности носил белокурые локоны, гордою статью напоминал Донателлова святого Георгия.
Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. В эпоху Ренессанса сути новой культуры стала античность.
В художественном планет Мазаччо продолжал и развивал то направление, которое задал Джотто. Это уберегло его от патрицианских вкусов.
Занимаясь искусством, он делал научные изыскания, опыты, наблюдения, он выходил через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т. д. «Тайная вечеря» завершает целый этап в научных изысканиях художника. Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем в эпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чем самая лучшая биография».
Любимый всеми и одинокий, сгибавший стальные шпаги и рисовавший повешенных. Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: его пребывание во Флоренции (1504-1508 г. г. ) – время пристального изучения работ Леонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. В XVI в. искусство еще могло создать такой портрет, лишенный фальшивой идеализации, остающийся в рамках спокойного правдивого реализма, но свободный от ненужных натуралистических подробностей. В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам.
Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т. д.