Темная, трудная надежда ее была в желании съесть всех людей, когда они умрут» (199). Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Марк Франц (Marc), немецкий художник. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах.
Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Умер он в 1904 году, а в 1927-1929 гг. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой.
– вопрошал Марк. Это говорит о том, что несмотря на сложную судьбу она стала победителем. Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура, медали. Однако приказ не успел дойти до фронта.
В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником.
Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Мысль зоотехника об эволюции животного мира соответствует убеждеshyнию Платонова (как и Заболоцкого), что эволюция жизни на земле, благоshyдаря усилиям общества и науки, должна привести к сближению разных видов живых существ. Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы.
Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник». Ковтун подчеркивает «антропоморфизм конских голов и, напротив, сближеshyние с обликом животного лица человека» (там же)6. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.
Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Поshyдобно «организованным» лошадям, медведь оказывается более сознательным, чем Вощев, которому стало грустно, «что зверь так трудится, будто чует смысл жизни вблизи, а он стоит на пороге и не пробивается в дверь будущего» (519).
Франц Марк Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Филонов был знаком с биологическим монизмом немецкого философа Эрнста Хекеля, стремившеshyгося к примирению религии и науки (Krieger 2006, 154). Поздние работы Марка характеризуются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами, подчас создающими тревожное и апокалиптическое настроение. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка.
Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл.
Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». О Ницше рассказывают, что в Турине в 1889 году при виде жестокого отношения извозчика к своему коню он в слезах бросается животному на шею с восклицанием: «Брат мой. » У поэshyтов и художников первых десятилетий ХХ века мотив избавления твари приshyобретает новую силу на основе обращения к примитивизму. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных.
В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Перед нами картина Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). В декларации 1904 года Хлебников выражает желание, чтоб на его могильной плите прочли: Мотив умирающей лошади находим также в стихотворении Бертольта Брехта, в котором от лица лошади рассказывается о том, как голодные люди бросаются на нее, чтобы отрезать от ее костей кусок мяса (Brecht 1967, 61 – 62). 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными.
Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. архитектор Ганс Грессель реконструировал и перестроил здание. А потом опять придет осень – и уже новое поколение засобирается в путь. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».
Наверное, в Африку, в Австралию, в Южную Америку. Многие начинающие авторы получили признание читательской аудитории, пройдя через испытательные площадки «Топоса», в соседстве с публикациями литераторов, культурологов и деятелей русской культуры мировой известности. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Больше всего ему нравились лошади. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
«Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. В лагере считают, что Лихтенберг «едва ли человек», а «новый возможный вид социального животного», обросшего «волосяным покровом» (281).
Регрессивные метаморфозы «Мусорного ветра» говорят о том, что в фашистском «царстве мнимости» (275) все не то, чем кажется. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Николай Бердяев пишет в раshyботе «Смысл творчества» о том, что падение человека влечет за собой падение и омертвение всех низших слоев природы, поскольку человек как высшая степень природы ответственен за весь строй космоса. Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). «Топос» – журнал, в котором на глазах читателей формируется современная русская словесность постсоветской эпохи. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака.
Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. В 1911 году в Париже Н. И. Во второй цитате речь идет о платоshyновской идее желательной «эволюции животного мира», в то время как перshyвая явно пародирует официальный дискурс того времени. Еще в раннем «Рассказе о многих интересных вещах» братская жизнь челоshyвека и животного предстает в виде будущего идеала. Дело, конечно, не только в этом единичshyном факте из биографии автора.
Можно предshyположить, что повесть Толстого «Холстомер», показывающая моральное преshyвосходство лошадей над людьми, отражает подобные сектантские представshyления. Лето, солнце, много зелени, с цветка на цветок перелетают пчелы и бабочки. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось).
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». Кажется, что цветы вот – вот сорвали и поставили в вазу. Слабые и беззащитные цветочки хочется напоить водой, чтобы они радовали глаз и создавали ощущение, что мы находимся в саду, где ветер заставляет двигаться все цветы и растительность, разнося чудесный запах. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Как бурshyжуйка она оказывается лишним «социальным животным» в социалистическом обществе: «Длинные обнаженные ноги были покрыты густым пухом, почти шерстью, выросшей от болезней и бесприютности, – какая-то древняя, оживshyшая сила превращала мертвую еще при ее жизни в обрасshyтающее шкурой животное» (Платонов 2009б, 458).
Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Этот дом походил вначале на итальянскую загородную виллу.
Марк и Маке сходились во мнении, что у любого человека есть внешнее и внутреннее мировосприятие и задачей искусства они ставили объединение этих дух типов восприятия. Ему было всего 36 лет. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей.
Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов. Когда герой увидел черепаху, которая «томительно глядела черными нежными глазами на лежавшего человека» (135), он старался разгадать, что сейчас происходит в ее сознании: «Может быть, волшебная мысль любопытshyства к таинственному громадному человеку, может быть, печаль дремлющего разума» (135). И еще он пишет: «Не лестница эволюции, а смешение живых существ, общий конгломерат» (Платонов 2000а, 213). Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк.
Жизнь Франца Марка складывалась вполне благополучно: он не знал таких омрачавших существование многих художников бед, как непонимание близких, непризнание, одиночество, нищета. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Ироническое представление ошеломительного «сверхчеловеческого» ума лошади является как бы изнанкой той высокой оценки, которую часто придают лошади как существу, обладающему особым даром провидения (Jung 1952, 474).
Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский.
Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.
Отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе. Художник решительно порвал с натурализмом. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Дом Ленбаха был построен по проекту Габриеля фон Зайдля в стиле флорентийского Ренессанса.
Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство.
Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. Художники этого объединения, среди которых были также Генрих Кампендонк, Лионел Фейнингер, Пауль Клее, Альфред Кубин, продолжали развивать принципы немецкого экспрессионизма, провозглашенные в 1905 году живописцами группы Мост в Дрездене. Птицы.
При этом он приспоshyсабливает и переакцентирует традиционные мотивы в своих целях. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма.
Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Задача журнала – отслеживать таинственные процессы образования новой русской культуры. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики.
Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Хозяин обращается к полумертвой лошади со словами: «Значит, ты умерла. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. Франц фон Ленбах стал самым известным немецким портретистом эпохи Бисмарка. Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Сами они, между тем, были отнюдь не равны. выше.
Широко известны его натюрморты «Ягоды красной смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Эта фраза перекликается с одобрительными словами Чиклина в адрес активиста: «Ты чуешь классы, как животное» (507). Neue Kunstlervereinigung Munchen).
Журнал «Топос» – ежедневное сетевое литературно-художественное и философско-культурологическое издание. Не задумываясь, ребенок предоставshyляет животному полную равноценность в безудержном признании своих потребностей он чувствует себя, пожаshyлуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным взрослому» (Фрейд 1991, 317). И название пришло само».
Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Анна Ахматова теперь была символом своей страны и своего времени. Противоположная идея лежит в основе повести «Мусорный ветер», котоshyрая изобилует примерами регрессивной метаморфозы, то есть обратного векshyтора эволюции живых существ.
Вообще можно констатировать, что идея необходимости в искуплении всей твари акцентируется именно в гетеродоксальной, сектантской среде, в то время как господствующая философская и церковная традиция подчеркивает принципиальное различие животного и человеческого начал (Agamben 2003)2. Грусть и боль животных усугублены тем, что они лишены споshyсобности плакать. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. В «Мусорном ветре» «неполноценное бытийное состояние общества приводит к мутации человека», в результате чего меняется «форма человеshyческого тела и все его известные физиолого-анатомические свойства» (Баршт 2000б, 166).
Полицейский, смотрящий на мертвого с точки зрения нацистshyской идеологии, считает, что это «лежит обезьяна или прочее какое-нибудь ненужное для Германии, ненаучное животное» (288). Главная тема Марка, которой он придавал мистико-символическое значение, – изображение животных в окружающей их природе. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др.
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Посему он много времени проводил в зоологическом музее, скрупулёзно изучая животных, делал зарисовки с натуры в Берлинском зоопарке.
Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Обобществленные лошади колхоза идут «ровным шагом» в овраг, где они напиваются «в норму», возвращаются оттуда, «не теряя строя и сплочения между собой» и совместно входят в общий двор, где опускают собранный им по дороге корм в одну среднюю кучу и вместе начинают есть, «организованно смирившись без заботы человека» (Платонов 2009б, 485)12.
Она привыкла к ободshyряющему выкрику «Роза» и «самостоятельно предпочитала одну дорогу другой и всегда выходила туда, где нуждались в вооруженной руке Копенкина», коshyторый «действовал без плана и маршрута, а наугад и на волю коня» (Платонов 2009б, 110). «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Своими мыслями он делился с Кандинским. Верблюд, умирающий от недостатка воды и пищи, «глядел черными глазами, как умный грустный человек» и закрыл глаза, «так как не знал, как нужно плакать» (Платонов 2010, 133)9. На ней изображены летние садовые цветы. В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус).
Но прежде чем заниматься разными видами взаимоотношений между чеshyловеком и животным в творчестве Платонова, стоит оглянуться на традицию, на фоне которой Платонов строит свои «антропозоологические» образы. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Мне очень понравилась это картина. Он бьет молотом «человечески» и радуется будущему наслаждению, когда ему обещают водку на вечер.
Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Толстой Фёдор Петрович (1783 – 1873) – русский художник. Цитирую слова молоshyдого героя Ивана Копчика, основателя сказочного города Новая Суржа, который хочет поселить лошадей и коров вместе с людьми в одном доме: О близости человека и животного говорит и происхождение самого героя Ивана, которого зачал «почти не существующий» человек-волк, «по обличию – скот и волк, по душе, по сердцу, по глазам – странник и нагое бьюshyщееся сердце» (там же, 348). О желаниях.
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Строили его в период 1887 – 1891 гг. Кафкианская модель мира. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника».
(Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных».
У него не только кроткие человечьи глаза и «не собачья, почти человеческая круглая задумчивая голова» (Плаshyтонов 2011б, 257), но и сны у собаки и у мальчика бывают схожи. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Когда Альтман попросил Ахматову позировать ему, она согласилась. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки.
Или: «Среди животных есть морально даже более высокие существа, чем люди» (Баршт 2000б, 213). В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Сам писатель обращает внимание на дружескую близость ребенка и животного, когда он пишет, что «ребенок – это человек вначале, то есть животное» (Платонов 2004, 125)7. Немецкий поэт, однако, дает этой теме характерный для его мировозshyзрения поворот.
Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Так, например, обратная эволюция в «Мусорном ветре», приводящая к разным негативным формам зооморфозы, контрастирует с привычной для Платонова тенденцией к сближению человеческого и животного начал. Со стороны проблематики пола повесть связана с хлыстовским учением о кастрации (Эткинд 1998, 98 – 99), но со стороны отрицания института собстshyвенности она скорее отражает соответствующие представления духоборцев. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Их совместные интересы.
После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Мысль о деградации человека, контрастирующей с благородстshyвом животных, всплывает не раз в «Записных книжках» Платонова. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. В нём была открыта Городская галерея. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). Улетают на зиму, так как сейчас здесь им холодно и неуютно. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем.
Этим как бы признается, что лошадь человечнее человека и в образе ее страдания больше благородности и художественной силы» (Марков 1955, 75). Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета.
То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Птицы как будто вылетают из ворот. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Он подчеркивает мысль апостола Павла о том, что «вся тварь стенает и мучится доныне» (Послание к римлянам, гл. Ну ничего – я тоже скоро помру, нам будет тихо» (496). Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии.
«Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Когда Настю уверяют в том, что медведь тоже за Сталина, она говорит: «Звери тоже чуют. » (502). Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание).