В «Мусорном ветре» «неполноценное бытийное состояние общества приводит к мутации человека», в результате чего меняется «форма человеshyческого тела и все его известные физиолого-анатомические свойства» (Баршт 2000б, 166). Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). В 1911 году в Париже Н. И. Во второй цитате речь идет о платоshyновской идее желательной «эволюции животного мира», в то время как перshyвая явно пародирует официальный дискурс того времени. В декларации 1904 года Хлебников выражает желание, чтоб на его могильной плите прочли: Мотив умирающей лошади находим также в стихотворении Бертольта Брехта, в котором от лица лошади рассказывается о том, как голодные люди бросаются на нее, чтобы отрезать от ее костей кусок мяса (Brecht 1967, 61 – 62).
Она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой. Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. И еще он пишет: «Не лестница эволюции, а смешение живых существ, общий конгломерат» (Платонов 2000а, 213).
Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Марк Франц (Marc), немецкий художник. Сами они, между тем, были отнюдь не равны.
Так, например, обратная эволюция в «Мусорном ветре», приводящая к разным негативным формам зооморфозы, контрастирует с привычной для Платонова тенденцией к сближению человеческого и животного начал. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Эта картина действует на разум.
На ней изображены летние садовые цветы. Он подчеркивает мысль апостола Павла о том, что «вся тварь стенает и мучится доныне» (Послание к римлянам, гл. Ковтун подчеркивает «антропоморфизм конских голов и, напротив, сближеshyние с обликом животного лица человека» (там же)6. Ну ничего – я тоже скоро помру, нам будет тихо» (496). В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии.
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году.
Кажется, что цветы вот – вот сорвали и поставили в вазу. Кафкианская модель мира. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней.
А потом опять придет осень – и уже новое поколение засобирается в путь. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма.
Еще в раннем «Рассказе о многих интересных вещах» братская жизнь челоshyвека и животного предстает в виде будущего идеала. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Не задумываясь, ребенок предоставshyляет животному полную равноценность в безудержном признании своих потребностей он чувствует себя, пожаshyлуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным взрослому» (Фрейд 1991, 317). «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Когда Настю уверяют в том, что медведь тоже за Сталина, она говорит: «Звери тоже чуют. » (502).
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.
Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Однако приказ не успел дойти до фронта. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки. То есть король-то – голый.
Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
Поshyдобно «организованным» лошадям, медведь оказывается более сознательным, чем Вощев, которому стало грустно, «что зверь так трудится, будто чует смысл жизни вблизи, а он стоит на пороге и не пробивается в дверь будущего» (519).
Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Цитирую слова молоshyдого героя Ивана Копчика, основателя сказочного города Новая Суржа, который хочет поселить лошадей и коров вместе с людьми в одном доме: О близости человека и животного говорит и происхождение самого героя Ивана, которого зачал «почти не существующий» человек-волк, «по обличию – скот и волк, по душе, по сердцу, по глазам – странник и нагое бьюshyщееся сердце» (там же, 348).
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. В картине много характерного для Марка – яркие фантастические цвета, отсутствие воздушной среды, плотное заполнение холста. Темная, трудная надежда ее была в желании съесть всех людей, когда они умрут» (199).
Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. В мае 1906 года у Марка завязались отношения с художницей из Женской академии Мюнхенской Ассоциации художников Мари Шнюр и её ученицей Марией Франк. Это говорит о том, что несмотря на сложную судьбу она стала победителем. Во время дождя 1912, Городская галерея, Ленбаххаус, ГерманияСудьба животных 1914 Городская галерея современного искусства, Мюнхен, Германия Олень в монастырском саду 1912, Ленбаххаус, ГерманияСпящие лошади 1913, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.
– Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.
Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. В 1908 году их союз всё же распался, Шнюр обвинила Марка в адюльтере с Франк, в результате чего он не мог жениться на последней. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». При этом он приспоshyсабливает и переакцентирует традиционные мотивы в своих целях. выше.
Дело, конечно, не только в этом единичshyном факте из биографии автора. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Хозяин обращается к полумертвой лошади со словами: «Значит, ты умерла. Регрессивные метаморфозы «Мусорного ветра» говорят о том, что в фашистском «царстве мнимости» (275) все не то, чем кажется. архитектор Ганс Грессель реконструировал и перестроил здание. Neue Kunstlervereinigung Munchen).
Или: «Среди животных есть морально даже более высокие существа, чем люди» (Баршт 2000б, 213). Мне очень понравилась это картина. Смотреть на неё можно многочасов. Своими мыслями он делился с Кандинским. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными.
Птицы как будто вылетают из ворот. Строили его в период 1887 – 1891 гг. Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк.
Фигуру лошади, пейзаж и растение на переднем плане объединяет волнообразный ритм: мотив дуги явственно повторяется в очертаниях гор, в силуэте животного и в изгибах листьев. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию».
Дом Ленбаха был построен по проекту Габриеля фон Зайдля в стиле флорентийского Ренессанса. Николай Бердяев пишет в раshyботе «Смысл творчества» о том, что падение человека влечет за собой падение и омертвение всех низших слоев природы, поскольку человек как высшая степень природы ответственен за весь строй космоса. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Птицы как будто вылетают из ворот. После второй поездки в Париж художник начинает серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи.
Когда Альтман попросил Ахматову позировать ему, она согласилась. Со стороны проблематики пола повесть связана с хлыстовским учением о кастрации (Эткинд 1998, 98 – 99), но со стороны отрицания института собстshyвенности она скорее отражает соответствующие представления духоборцев. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Мысль о деградации человека, контрастирующей с благородстshyвом животных, всплывает не раз в «Записных книжках» Платонова. Улетают на зиму, так как сейчас здесь им холодно и неуютно. Их совместные интересы.
«Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Птицы. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Данную картину не каждый может понять. 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
По признанию самого художника, он лишь впоследствии ощутил в полной мере пророческий характер этих картин: в разломах и сдвигах форм ему явственно слышался гул копыт апокалиптических всадников. На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет. Ему было всего 36 лет. Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов.
В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус). Франц фон Ленбах стал самым известным немецким портретистом эпохи Бисмарка. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй».
Отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Немецкий поэт, однако, дает этой теме характерный для его мировозshyзрения поворот. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей.
Ироническое представление ошеломительного «сверхчеловеческого» ума лошади является как бы изнанкой той высокой оценки, которую часто придают лошади как существу, обладающему особым даром провидения (Jung 1952, 474). Кошки на красной драпировке 1909-1910 1910 Пасущиеся лошади Собака, лежащая в снегу 1910-1911 Несмотря на это, с лидером объединения – русским абстракционистом Василием Кандинским – он встречается лишь в феврале 1911 года. Филонов был знаком с биологическим монизмом немецкого философа Эрнста Хекеля, стремившеshyгося к примирению религии и науки (Krieger 2006, 154). Этот дом походил вначале на итальянскую загородную виллу.
В 1900 году начал обучение в Мюнхенской Академии художеств, где учился до 1903 года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица. Верблюд, умирающий от недостатка воды и пищи, «глядел черными глазами, как умный грустный человек» и закрыл глаза, «так как не знал, как нужно плакать» (Платонов 2010, 133)9.
Он бьет молотом «человечески» и радуется будущему наслаждению, когда ему обещают водку на вечер. Противоположная идея лежит в основе повести «Мусорный ветер», котоshyрая изобилует примерами регрессивной метаморфозы, то есть обратного векshyтора эволюции живых существ.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Грусть и боль животных усугублены тем, что они лишены споshyсобности плакать. Франц Марк был среди тех мастеров, которые склеивали позвонки двух столетий кровью своего творчества: путь от завершающей 19-й век живописи постимпрессионистов к абстрактному искусству 20-го столетия шел через экспрессионизм и Марк был его ключевой фигурой.
Есть только больное воображение. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
Наверное, в Африку, в Австралию, в Южную Америку. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника».
Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. И название пришло само». Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. В лагере считают, что Лихтенберг «едва ли человек», а «новый возможный вид социального животного», обросшего «волосяным покровом» (281). Можно предshyположить, что повесть Толстого «Холстомер», показывающая моральное преshyвосходство лошадей над людьми, отражает подобные сектантские представshyления.
Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.
Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Этим как бы признается, что лошадь человечнее человека и в образе ее страдания больше благородности и художественной силы» (Марков 1955, 75).
Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Сам писатель обращает внимание на дружескую близость ребенка и животного, когда он пишет, что «ребенок – это человек вначале, то есть животное» (Платонов 2004, 125)7. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). У него не только кроткие человечьи глаза и «не собачья, почти человеческая круглая задумчивая голова» (Плаshyтонов 2011б, 257), но и сны у собаки и у мальчика бывают схожи. Лето, солнце, много зелени, с цветка на цветок перелетают пчелы и бабочки.
Франц Марк Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Больше всего ему нравились лошади. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Эта фраза перекликается с одобрительными словами Чиклина в адрес активиста: «Ты чуешь классы, как животное» (507). Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы.
Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Покинув стены академии, он снял мастерскую в мюнхенском квартале Швабинг и начал работать самостоятельно. Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение.
Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». Обобществленные лошади колхоза идут «ровным шагом» в овраг, где они напиваются «в норму», возвращаются оттуда, «не теряя строя и сплочения между собой» и совместно входят в общий двор, где опускают собранный им по дороге корм в одну среднюю кучу и вместе начинают есть, «организованно смирившись без заботы человека» (Платонов 2009б, 485)12. Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Как бурshyжуйка она оказывается лишним «социальным животным» в социалистическом обществе: «Длинные обнаженные ноги были покрыты густым пухом, почти шерстью, выросшей от болезней и бесприютности, – какая-то древняя, оживshyшая сила превращала мертвую еще при ее жизни в обрасshyтающее шкурой животное» (Платонов 2009б, 458). О Ницше рассказывают, что в Турине в 1889 году при виде жестокого отношения извозчика к своему коню он в слезах бросается животному на шею с восклицанием: «Брат мой. » У поэshyтов и художников первых десятилетий ХХ века мотив избавления твари приshyобретает новую силу на основе обращения к примитивизму. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Mnage trois продержался недолго, в 1907 году Марк женился на Шнюр, хотя его гораздо больше влекло к Франк. – вопрошал Марк. А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса). В нём была открыта Городская галерея.
Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные. Получив отличное гимназическое образование, Франц собирался изучать теологию в Мюнхенском университете. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Когда герой увидел черепаху, которая «томительно глядела черными нежными глазами на лежавшего человека» (135), он старался разгадать, что сейчас происходит в ее сознании: «Может быть, волшебная мысль любопытshyства к таинственному громадному человеку, может быть, печаль дремлющего разума» (135). Но прежде чем заниматься разными видами взаимоотношений между чеshyловеком и животным в творчестве Платонова, стоит оглянуться на традицию, на фоне которой Платонов строит свои «антропозоологические» образы. После второй поездки в Париж художник начинает серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи. Умер он в 1904 году, а в 1927-1929 гг. Читать училась по азбуке Льва Толстого.
Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие).
Чем туманнее и непонятнее художник-авангардист что-то нарисует, тем большее количество критиков начинает ахать – какой он гениальный. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ.
Анна Ахматова теперь была символом своей страны и своего времени. Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Она привыкла к ободshyряющему выкрику «Роза» и «самостоятельно предпочитала одну дорогу другой и всегда выходила туда, где нуждались в вооруженной руке Копенкина», коshyторый «действовал без плана и маршрута, а наугад и на волю коня» (Платонов 2009б, 110). Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Мысль зоотехника об эволюции животного мира соответствует убеждеshyнию Платонова (как и Заболоцкого), что эволюция жизни на земле, благоshyдаря усилиям общества и науки, должна привести к сближению разных видов живых существ. Вообще можно констатировать, что идея необходимости в искуплении всей твари акцентируется именно в гетеродоксальной, сектантской среде, в то время как господствующая философская и церковная традиция подчеркивает принципиальное различие животного и человеческого начал (Agamben 2003)2.
«Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден.
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». О желаниях. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене.
Полицейский, смотрящий на мертвого с точки зрения нацистshyской идеологии, считает, что это «лежит обезьяна или прочее какое-нибудь ненужное для Германии, ненаучное животное» (288). Художник словно обнажает мышцы, скрытые под кожей зверя, выявляет структуру тела животного. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж.
Художник решительно порвал с натурализмом. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник». Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров.