– это время блистательного расцвета европейского искусства. В качестве символа единства ими было разработано два вида здания: церковь и замок. Оттоновское искусство оказало значительное влияние на все европейское искусство и явилось основой для романского стиля. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.
Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
Создается впечатление, что в центральном нефе вертикальное членение умышленно не использовалось, хотя оно присутствует в боковых. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Мастер прекратил работу и исчез из города.
В них хранилась церковная и монастырская утварь. В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. В раннехристианский период официальной религией стало христианство. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. В подобных постройках никогда не устанавливали скульптурные украшения.
Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в. Исуаре, построенная около 1130 года. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса.
Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Зеркала – шифоновая бронза.
Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Появляются церкви с апсидами на противоположных концах (церковь в Фульде).
Ярчайшим образцом считаются церкви Санте-Трините и Санте-Этьен. готическое искусство (XII-XV вв. ) Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. (в ряде стран до XIII в. ), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Бургундия была одним из самых богатых районов Франции. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
Франция. Капители этих колонн напоминают собою коринфские, но мотивами для их орнаментации служат не акантовые листья, а виноградные лозы, дубовые и ореховые листы. Его создателями были саксы – народ, последним принявший христианство в Европе. В X – XI вв. ив XIIв.
Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция). Различного типа башни размещают по-разному.
Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в. ). Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль. Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм.
Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же. Романский план основывается на простых геометрических отношениях.
была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к.
Здесь романский стиль был разделен на несколько школ: саксонская, вестфальская и рейнская. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 1123—50). Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза.
Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей.
Между Поденской и Лиможской дорогами лежат горные районы Оверни. Слово происходит от итал. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Главными распространителями его прежде всего в области культовой архитектуры были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, декораторами – монахи. В связи с этим сложился ряд региональных школ романского стиля.
За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Тут так же иногда была небольшая каплица. В разбивке масс достигнута соразмерность. В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны.
В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. Эти порталы то выступают вперед, в виде крылец (поршей), то образуют паперти, вдающиеся внутрь. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом – моя крепость».
Что касается периодики, то хронологические рамки преобладания романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. По своим функциям различают два вида романских построек: оборонительные (замки) и культовые (христианские храмы и монастыри).
Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. Роспись (религиозные мотивы).
Она была построена в 1001 – 1018 гг. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте.
2. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества сюзерена.
Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле.
Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Здесь строили массивно и прочно. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор.
романское искусство (XI-XII вв. ) возникло во времена царствования Карла великого. Пристрастие к чудесному — одна из главных и наиболее постоянных особенностей романского искусства. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения.
Архитектурное членение стены в области галереи и клирестория сделало невозможным возведение цилиндрического свода, но, с другой стороны, привнесло своеобразные черты в интерьер храма. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного.
Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии. Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации.
В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. Примерами подобных сооружений можно назвать собор в Кведлинбурге. Большие плоскости стен покрываются богатой росписью. Однако аркады были сохранены, как и почти такие же большие проемы галереи над ними. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. За столом или у очага только синьор имел свое место.
Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. На рубеже IV–Vвв. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями.
При этом речь идет о самом раннем европейском примере крестового свода, перекрывающем такое широкое помещение. Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета.
Другим примером романского стиля является Успенский храм. Стойки у ног заканчивались точёными шишками, а в изголовье делалась высокая стенка с небольшим деревянным навесом. Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
Примером может служитьКлюнийский монастырь. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. При сходной планировке оформление фасадов было различно. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность. В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Лишь к концу XI в. появились бродячие артели каменотесов-мирян (строителей и скульпторов). Романский стиль по-разному развивался в отдельных странах Европы.
Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Разумеется, он не имел прямого отношения к языческой культуре, напротив, новый стиль полностью формировался на базе христианского вероучения.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Все здание становится более громоздким.
Важнейшие из них, наряду с Нормандией на севере, располагались в центральных и южных регионах. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг).
Характерной чертой местных интерьеров были простые и покойные пропорции. Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная.
Рассказывая о романском стиле нельзя обойти стороны последнюю школу. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. Выражение ставить столы пошло именно с этого времени, когда по мере необходимости столы ставились или убирались после окончания трапезы. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня.
Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс).
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). «Каролингское возрождение» – расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв. ). Как бы отвечая взглядам отцов церкви -- противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима.
Вот почему романский художественный стиль можно по праву назвать общеевропейским. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса.
На первом – кухни и хозяйственные помещения, на третьем – небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Не случайно о них сложилось множество легенд. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным.
Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями. В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет.
Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч.
Обычно в качестве строительного материала брался известняк или иные породы, которая в избытке находилась на территории: кирпич, мрамор, гранит и так далее. Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Расцвет романского стиля во второй половине XIв. Таким образом, происходило зарождение романского зодчества.
В крипте прятали священнослужителей этого храма. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Именно в течение XI – XII вв.
Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Его появление связывают с возрождением церковного зодчества. Под полом алтарной части строилось подвальное помещение, которое называлось крипта.
По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Европе. арк-бутаны. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Все было подчинено суровой действительности.
В 1961 году по проекту польского ученого Р. Цебертовича попытались уплотнить сыпучие и оседающие пласты почвы с помощью электрокинетических процессов. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми перспективными порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Третий период называют цветистым (fleuri), вследствие избытка в нем украшений или пламенеющим (flamboyant), от появившегося в нем своеобразного декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи или рыбий пузырь (Fischblasenstil). Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII.
Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Естественно, он может быть более стройным. Петра в Риме.
Общая высота башни предполагалась 98 метров. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции.
В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Германия. Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой.
Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Существует тонкая гармония в чередовании круглых пилонов и пилонов сложного сечения, которые даже будучи абсолютно разными по форме, тем не менее, практически идентичны в визуальном восприятии.
В основание церкви теперь была положена форма римского креста. Сухие техники так и не получили должной популярности.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук.
– Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом. То есть объекты, находящиеся во Франции и Испании будут отличаться. A. 19. Королевская власть.
Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. – В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Все зависело от того, как живет регион и каких традиций придерживались. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Круглое помещение Сен-Бенин возвышалось над покрытой сводом криптой и было образовано тремя концентрическими кругами с двухэтажными аркадами на колоннах.
Эту пристройку называют трансепт или поперечный неф. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Сложные столбы центрального нефа состоят из полупилонов и полуколонн и образуют чередование «сильных» и «слабых» опор. Ставни же делались из холста. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма.
Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра.
XI век для страны ознаменовался бумом в плане возведения сооружений. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез).
Данный стиль принято считать общеевропейским, что отличает его от других направлений. В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием. 1).
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Стены – венецианская штукатурка.
Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Форма сундука, несмотря на его примитивную конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, страшный суд и т. д. ).
Второй тип начал зарождаться в 10 веке. Наибольшее распространение получили огромные рельефные композиции над порталами храмов. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна.
Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. На церковную архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и трансептами или с тщательно разработанной западной апсидой, украшались мозаиками и фресками. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Например, в качестве прообраза бралась монастырская церковь, расположенная в Клюни.
Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Петра в Риме, 330г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. В этом случае основной упор делали на особенности постройки перекрытий. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Верхняя часть дверки скруглена.
В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Изображение, как и текст, делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.
Замок-крепость или храм-крепость. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Аполинария в Равенне, VI в. и др. ).
Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой.
Его появление происходило во Франции в середине XII века. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Церковь св. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля.
Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественными мирским. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала.
Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Как правило ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. К этому времени относится появление первых христианских храмов. С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом – баптистерии), так и базиликальный. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента.
Декор должен был поражать великолепием. ЛЕКСИКА ДРУГИХ АКТУАЛЬНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУППАВАРИИ НА КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯАвтоматизированная система мониторинга вычислительной среды и обнаружения сетевых атак. АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА АСОТП ИГЛА-М. 5К-Т И СКТБАдминистративно-территориальное деление и система местного самоуправления СШААнализ исходных данных и разработка математической моделиАнимационные программы и тематические парки. Романская архитектура былапреимущественно архитектурой церквей и замков. Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество.
За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники.
Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Интересен скульптурный рельеф «Королевский портал» собора в Шартре (1145-1155). Как и с остальным зодчеством в странах, архитектура этой страны отличалась разнообразием. Св. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Впоследствии были возведены шестичастные нервюрные своды и перестроен клиресторий. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Они придавали соборам особую привлекательность и гармонию.
Они имела плоские перекрытия из дерева и базилианскую форму.
Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Материалы для строительства выбирались по принципу насыщенности ими близлежащей территории. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв.
и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов.
«Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское и романское искусство. Зеркала – шифоновая бронза. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.
Музыки народ не знал – разве что пастушескую флейту и примитивные песни, живопись существовала только в монастырях. Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. кроссамиили краббами опорные арки, вначале представлявшие собою сплошные каменные массы, прорезываются отверстиями, в виде розет, аркатур и узорных полос по краю крыши устраивается ажурная балюстрада, водосточные трубы обделываются в виде фантастических чудовищ (гаргульи). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св.
Взаимоотношения вестготов и римлян. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий.
Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. Вильгельмом фон Вольпиано. Деревянные постройки постоянно подвергались пожарам, вот таким образом было принято решение заменить их более надежные сводчатые конструкции.
Стрельчатые арки присущи в большей степени готическому стилю, а в постройках романского периода они соседствуют с закругленными арками. Рекомендуем посмотреть наНотр-Дам Ла Гранд в Пуатье, о нем мы уже рассказывали. Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене. В замках все внушало страх.
Система управления. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим.
Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови. Романский стиль (от лат. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями.
В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько "мрачный" образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. В первый период (XIII в), называемый раннеготическим, стиль этот отличается тяжеловатостью форм и напоминает романский во второй период (XIV в. ) Г. сооружения отмечены удивительным благородством и красотою как всему зданию, так и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы, как бы символизируя тем стремление человеческого духа к Богу.
Термин «романский» условен. Так, сирена, которая своим пением губит моряков, является символом мирских соблазнов, пеликан — символ Христа, единорог — целомудрия, аспид и василиск — сил зла. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
И центральный и боковые нефы Сент Мадлен перекрыты крестовыми сводами. Это было помещение, которое разделялось на несколько зон каменными сводами.
Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Классический романский стиль утвердился в Германии, особенно в Рейнской области. В росписи прослеживались религиозные мотивы. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме – это и есть ранняя архитектура романского стиля. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Начало нового стиля было граничит с эволюцией базилики.
Под апсидой располагались крипты. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Павла в Риме, IV-V вв. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии.
Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. Некоторые из них имели символическое значение. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г. собор в Пизе, начат в 1063 г. ) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г. ). Школа Вестфалии занималась возведением церквей зального вида. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Каменная резьба украшала наружные стены соборов.
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Нормандия. В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен.
То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). Архитектура Тосканы просматривалась в законченности и ясности форм, в праздничности облика величественной композиции в Пизе. Но ни один из этих методов не остановил падения башни, которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью — один миллиметр в год.
При своей значительной высоте, стены среднего корабля, прорезанные большими и многочисленными пролетами, не представляют достаточной устойчивости вот таким образом для большей их прочности снаружи у стен боковых кораблей, соответственно оконным простенкам, воздвигался ряд устоев (контрфорсов), от которых перекидывались до стен среднего корабля идущие наискось арки, так наз. Белая башня Тауэра является первым тому примером. Не всем нравилась церковная роскошь. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. В основе его планировки лежал практический расчет.
Как общеевропейское художественное явление романский стиль возникает в XI–XIIвв., когда феодальный строй достигает зрелости. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами.
Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, – редко расположенными арками высоких окон. Но этот коллектив не был единым. Пролеты крестовых сводов разделены мощными подпружными арками, выложенными из чередующихся светлых и темных камней, что придает своеобразный облик всему интерьеру.
Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Развивается техника эмали, резьба по слоновой кости, литьё, чеканка, художественное ткачество, ювелирное искусство, книжная миниатюра искусство которой тесно граничит со скульптурой и стенной росписью.
Стиль этого периода называется лучистым (rayonnant) или декорированным (decore). Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах, членящая здание на несколько центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в. ). Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля. Центральный неф перерезается поперечным. Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
одновременно в архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного забвения. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые.
Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых – донжон. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды).
Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков.
Церковь с крестовыми сводами – Сент Этьенн в Кане (Нормандия), правда, у нее уже готический деамбулаторий, который заменил алтарь с эшелонированными капеллами. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами. Он возник в XIX в. для обозначения стиля европейского искусства X, XI и XII столетий. Главным достижением строительно-инженерного искусства романской эпохи стало появление сводчатых конструкций. Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим.
Пол – мрамор, плитка с рисунком. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.
Такая картина привела к двум направлением зодчества: готический и романский. Примером может служить Клюнийский монастырь. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. 3. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей.
Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Эпоха Карла Великого ознаменовалась реформированием административной, судебной и церковной сфер, а так же возрождением античной культуры. В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение.
Каким образом. Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи.
Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Отдельным штрихом является наличие камина.
Соотношение высоты аркад продольных нефов и расположенным над ним хоров здесь более гармонично, чем в Или или Глочестере. Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий.
блестящим выразителем этого перелома стал Аврелий Августин. Появление термина «Средние века» граничит с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи – культуру Ренессанса – от культуры предшествующих эпох. Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Однако работа растянулась вплоть до 13 века. Часто прибегали к наработкам французской церковной архитектуры.
Западный конец церкви, где помещался хор для мирян, обычно фланкировался двумя башнями, поскольку помимо своих основных функций храмы часто имели и важное оборонное значение. Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой.
Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв. ) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв. ). Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри.
Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа – собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская падающая башня. люди еще не принявшие христианства. Она имеет массивный двухбашенный западный фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным строением и трансепт без боковых нефов, который сохранился в первоначальном виде.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе).
Зеркала – шифоновая бронза. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Монастыри были сильнейшими феодалами. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много.
Ярким примером считается маньеризм – переход с одной эпохи к другой. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями.
И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). В романском стиле, наоборот, внешние формы архитектуры – округлые, давящие, тяжеловесные – достаточно аскетичны, гораздо большее значение придается интерьеру здания.
Портал имел и психологическую функцию: усилить впечатление, выделить, увеличить и преувеличить вход в здание. Строительство церкви началось около 1060-1065 годов. Романский стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв. 13 в. ). построенными по римскому способу. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Саксонская школа привнесла в романскую архитектуру некую простоту и четкость форм. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ).
Строительство нефа началось после 1070 года. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ).
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья.
Период XI-XII вв. – Но ведущим началом романского зодчества была стена. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. Стены – венецианская штукатурка.
Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. С течением времени данный принцип из обычной идеи перерос в обязательное условие. – это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений.
Около 1200) и миниатюра. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания, некоторую творческую свободу.
Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма. Большие часто расписанные живописью, стрельчатые окна, украшены причудливыми узорчатыми переплетами. Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов.
Поселение в Испании. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Третий ярус портала занимает опять галерея, над срединой которой помещается треугольный и увенчанный остроконечной башенкой (пинаклем) фронтон. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге.
Все внешние стены Г. церкви бывают обильно орнаментированы так, у основания крыши башен обыкновенно ставятся маленькие башенки (вимперги), ребра крыши, наклонные ребра в башенках и фронтонах украшены фигурными крючками, так наз. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ.
Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов. В своем плане Г. храм представляет собою трех-или пяти-корабельный корпус с мало развитым трансептом, а иногда и совсем без него, но с очень обширными хорами.
В конструкциях арок и сводов появилась стрельчатая форма, распространившаяся затем в другие районы страны. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи).
Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Романский стиль – выражение эпохи феодальной раздробленности – был распространен прежде всего в искусстве Германии и Франции, представляющих тогда конгломераты отдельных, замкнутых и враждующих между собой феодов (поместий). Наряду с античными колоннами появляются массивные опоры.
Стены – венецианская штукатурка. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Отчасти гуманисты были правы: некогда процветавшие города и хорошие дороги пришли в упадок, античная культура была практически позабыта. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Также как и остальное искусство того времени, романский образ является отражением застоя многих стран в экономическом и культурном плане. Отдельные романские здания и комплексы обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой или как земное подобие «града божьего» или как наглядное выражение могущества феодального владыки.
Принято считать, что готический стиль является преемником рассматриваемого. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Но кампанилла продолжала «падать». Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Эдмонда, Сент-Олбани. был вызван глубокими переменами в разных областях духовной культуры. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой. – Если есть гладкие стены, то их можно украсить.
Это крепостная церковь на северо-западе острова Зеландия, главная достопримечательность города и всего региона. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др. Среди них построенная Константином базилика св. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв. Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия.
Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. После завоевания Англии, норманны сменили вектор политического развития.
Специалисты в Пизе и Флоренции трудились над созданием самобытного и яркого варианта рассматриваемого стиля. Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка – исторические сюжеты). Менее всего преследовались художественно-эстетические цели.
Наименование «готический» дано было как презрительный эпитет итальянцами, которым стиль этот казался грубым, достойным диких варваров готов. Колонна сохраняет классическое деление на три части. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI – XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов.
Первоначально он был сооружен в 5 веке, но обрел свой сегодняшний облик в 11 – 12 вв. На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Церковная политика. II. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Феодальная раздробленность Европы привела к сложению множества школ. Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод.
Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. XI-XIII вв. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач.
В результате создается более статичная композиция и впечатление замкнутости церкви, ее отделенности от мира. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. лат. Romanum – римский. Италия. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). Первые рассматривались в качестве основы подобного строительства.
Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса. Такие же башни могли быть и с двух сторон апсиды. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады.
В нижнем ярусе находятся три большие входные стрельчатые двери. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству.
Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Романские постройки гармонировали с природным окружением их компактные формы и ясные силуэты органично вписывались в естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, весьма удачно сочетался с почвой и зеленью. Итак, в XI-XII вв. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества.
Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства. Пол – мрамор, плитка с рисунком.
Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали ее для обработки крестьянам. Несмотря на впечатление, производимое Клюни III, немногие последовали ее примеру. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. Это были целые дворцы.
Наконец, окна образуют верхний ярус. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы.
Конви окружают 8 цилиндрических башен, в которые почти не заглядывает солнце и массивные оборонительные стены. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах). Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости.
Самтермин Романский стильпоявился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах портала. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония).
Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие. Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс.
Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями.
Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т. п. ) иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. Увенчать все сооружение колокольней Дж.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Это придавало облику зданий величественность. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Роспись (религиозные мотивы).
Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика. Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. Эти четыре церкви поразительно похожи. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам.
Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Столы в ранний период еще весьма примитивны. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Б. В. Марков отмечает своеобразие средневековых городов (в отличие от античных), говоря о том, что они возникали как укрепленные поселения, которые лишь постепенно приобретали развитые городские функции.
базилика св. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника.
Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Девиз романского стиля, «Мой дом – моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Франциска в Ассизи в Испании: бургосский собор. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам.
Отдельным штрихом является наличие камина. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями.
Однако романская «модель мира» и сильная религиозная вера выразились, прежде всего, в величественных и монументальных архитектурных формах и соответствующих им живописи и прикладном искусстве. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом).
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Такое устройство и стало основой готического зодчества. (росписью) – Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. В декоре начинают, применяют технику инкрустации цветного мрамора тёмно-красного и тёмно-зелёного цвета.
Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. - Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Разумеется, масштабы здесь другие и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн.
Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Первым построенным объектом было Вестминстерское аббатство.
Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Примеры стиля: Церковь святой Марии, находящаяся в Германии, замок Дадли и Стерлинг.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Из русских летописей известно, что «мастеры из немец» трудились над храмами ВладимироСуздальской Руси.
В разработке фасадов заметно стремление к пластическому богатству, декоративному и скульптурному многообразию форм на базе варьирования романского мотива – арки. Форма латинского креста как бы напоминала о «крестном пути» как необходимом этапе к искуплению и воскресению. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
Главной функцией романской архитектуры является оборона.