В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии – Пизанская башня. Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии Романские церкви в Валь-де-Бой Церковь св.
Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно-реалистических деталей довольно много. Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Система управления. Наибольшее распространение получили огромные рельефные композиции над порталами храмов.
А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.
Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ).
В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Такие же башни могли быть и с двух сторон апсиды. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза.
Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Под полом алтарной части строилось подвальное помещение, которое называлось крипта.
Петра в Риме. Но кампанилла продолжала «падать».
После завершения упадка, начали образовываться различные ордена, сложные формы литургий, что требовало постройки новых сооружений и усовершенствования самой технологии строительства. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды).
Королевская власть. Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента.
13 в. ). Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
В крипте прятали священнослужителей этого храма. возник характерный тип средневекового тесного города с узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук.
Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Характерной чертой местных интерьеров были простые и покойные пропорции.
Как дополнение к поперечным шторам в романском стиле используют ковры и тяжёлые драпировки. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Отдельным штрихом является наличие камина. Они придают устойчивость сооружению.
Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды.
Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства. В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет. В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах портала.
Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Общий характер романского стиля – спокойствие, простота, благородство вначале он был строг до суровости, но мало-помалу становился изящным и во многих храмах последних времен своего владычества он достиг благородной грациозности. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. Романская архитектура былапреимущественно архитектурой церквей и замков.
Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Примеры стиля: Церковь святой Марии, находящаяся в Германии, замок Дадли и Стерлинг. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Общая высота башни предполагалась 98 метров.
Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Колонна сохраняет классическое деление на три части. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура.
Много раз предпринимались попытки спасти башню. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
В X – XI вв. За столом или у очага только синьор имел свое место. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Столы в ранний период еще весьма примитивны.
Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Главными чертами стиля стали цилиндрические своды и стремление перекрыть ими огромные пространства – навык, ушедший вместе с древними римлянами. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Много раз предпринимались попытки спасти башню.
Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Самтермин Романский стильпоявился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов.
Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Императорский дворец Гослара (в значительной степени восстановлен в 19 веке) был построен в начале 11 века Отто III и Генрихом III, в то время как разрушенный дворец в Гельнхаузене получил Фридрих Барбаросса до 1170 года. Первым построенным объектом было Вестминстерское аббатство. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору.
Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественными мирским.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием. "Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. На четвертом и, как правило, последнем этаже размещались комнаты для прислуги и охраны замка.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, вот таким образом помещения в здании были очень темными. Романский стиль (от лат. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). В целом, Италия оставалась достаточно консервативной.
В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Романская архитектура не является вырожденной архитектурой Древнего Рима. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь.
В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн. За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Термин «романский» условен.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе). Романский язык не является вырожденным латинским языком.
Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Мастер прекратил работу и исчез из города.
Примерами подобных сооружений можно назвать собор в Кведлинбурге. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Каменная резьба украшала наружные стены соборов. По своим функциям различают два вида романских построек: оборонительные (замки) и культовые (христианские храмы и монастыри).
Все зависело от того, как живет регион и каких традиций придерживались. Он возник в XIX в. для обозначения стиля европейского искусства X, XI и XII столетий. Пол – мрамор, плитка с рисунком.
Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства.
Первые рассматривались в качестве основы подобного строительства. Различного типа башни размещают по-разному. Например, в качестве прообраза бралась монастырская церковь, расположенная в Клюни.
Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Большинство были существенно изменены, а многие находятся в руинах.
К ним примыкает кладбище. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом.
Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. XI век для страны ознаменовался бумом в плане возведения сооружений.
Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Когда-то греческая колония, а затем часть Римской империи, Прованс сохранил воспоминания о классической древности. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Романский стиль – выражение эпохи феодальной раздробленности – был распространен прежде всего в искусстве Германии и Франции, представляющих тогда конгломераты отдельных, замкнутых и враждующих между собой феодов (поместий).
Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Дляроманского стиля характернамассивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Опоры связаны посредством широких каменных арок, которые через сферические треугольные паруса поднимаются вверх до уровня основания купола. Амвон алтаря, возвышавшийся несколькими ступенями над полом храма, был отделен от остального пространства балюстрадой над алтарем поднимался купол.
Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. В тосканских городах: Флоренции. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом.
Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. Ведущим видом романского искусства была архитектура. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Ярчайшим образцом считаются церкви Санте-Трините и Санте-Этьен. Примером может служить Клюнийский монастырь.
Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. С течением времени данный принцип из обычной идеи перерос в обязательное условие. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла.
Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Такое устройство и стало основой готического зодчества.
Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Церковная политика. II. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров.
Лишь к концу XI в. появились бродячие артели каменотесов-мирян (строителей и скульпторов). На севере Италии можно было встретить строения, обрамленные мощными фасадами, небольшими галереями, которые располагались под карнизами, порталами. Италия. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. K середине 11 в. в романском храмовом зодчестве определились основные школы или направления. Как и с остальным зодчеством в странах, архитектура этой страны отличалась разнообразием.
Второй тип начал зарождаться в 10 веке. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Интересен скульптурный рельеф «Королевский портал» собора в Шартре (1145-1155).
Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения.
Все кровати снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего и защищать его от холода и сквозняков. После завоевания Англии, норманны сменили вектор политического развития. Они имела плоские перекрытия из дерева и базилианскую форму.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища.
В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем.
Крупнейшие группы сохранившихся романских сооружений находятся в районах, которые были менее процветающими в последующие периоды, включая части Южной Франции, Северной Испании и сельских районах Италии. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. В них хранилась церковная и монастырская утварь.
К примеру, в северной части был создан собственный вид, отличительной особенностью которого была монументальность. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
В разбивке масс достигнута соразмерность. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Орнаментальное искусство отличалось огромным богатством мотивов источниками для которых служили Византия, Иран, Дальний Восток. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Германия. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Общая высота башни предполагалась 98 метров. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Над основными нефами возводились своды в виде креста или цилиндра, что привело к необходимости усиливать опоры стен. После Каролингского периода жизнь стала, в общем, менее безопасной. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства. Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки и в результате уменьшался распор свода.
Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234).
Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки и в результате уменьшался распор свода. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы).
Здесь романский стиль был разделен на несколько школ: саксонская, вестфальская и рейнская. Рассказывая о романском стиле нельзя обойти стороны последнюю школу.
Его появление связывают с возрождением церковного зодчества. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век.
Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Одним из наиболее заметных сохранившихся укреплений является то, что в городе Каркассон. Романская архитектура наделена достаточно суровым характером, а ее образцами можно назвать замки, монастыри и крепости, которые располагались на вершинах, что служило дополнительным плюсам в обороне. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Материалы для строительства выбирались по принципу насыщенности ими близлежащей территории. Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения.
А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости.
Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение.
Мастер прекратил работу и. исчез из города. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения.
Стены – венецианская штукатурка. Главными распространителями его прежде всего в области культовой архитектуры были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, декораторами – монахи. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника.
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню. Хотя круглую арку и продолжали использовать инженерные навыки необходимые для возведения свода над большими пространствами и постройка больших куполов были утеряны. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Таким образом, происходило зарождение романского зодчества.
В подобных постройках никогда не устанавливали скульптурные украшения. Над высокими деревянными дверями, украшенными кованным узором, размещаются 12 апостолов, а над ними — Иисус и символы евангелистов. Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.
Роспись (религиозные мотивы). ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Примером может служитьКлюнийский монастырь.
Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Существует много замков, фундамент которых датируется романским периодом.
На протяжении целой эпохи происходило независимое развитие различных направлений, что сделало постройки в странах неповторимыми. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Такая картина привела к двум направлением зодчества: готический и романский. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто.
Но кампанилла продолжала «падать». Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. Пизанская башня.
Все колонны теперь имеют строго цилиндрическую форму без энтазиса, что и было позднее унаследовано готикой. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Романский стиль в Англии традиционно называют нормандской архитектуры.
Но этот коллектив не был единым. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. В основе его планировки лежал практический расчет.
Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов – вот характерное создание романского искусства. В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга". Латинский язык является вырожденным романским языком. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий.
Поселение в Испании. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. A. 19.
Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Его появление происходило во Франции в середине XII века. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Тут так же иногда была небольшая каплица. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Архитектура Древнего Рима является вырожденной романской архитектурой». Монастыри были сильнейшими феодалами. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.
Взаимоотношения вестготов и римлян. Отдельным штрихом является наличие камина.
Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Ярким примером считается маньеризм – переход с одной эпохи к другой. 13 в. ).
Это было помещение, которое разделялось на несколько зон каменными сводами. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. В качестве символа единства ими было разработано два вида здания: церковь и замок.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Церковь св.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви.
Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.
При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ).
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.
Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Данный стиль принято считать общеевропейским, что отличает его от других направлений. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи).
Итак, в XI-XII вв. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде. С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Зеркала – шифоновая бронза. Естественно, он может быть более стройным.
Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Византии и мусульманские влияния. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Сюжеты: религиозные, символические образы Вселенной во всем её величии. Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов.
Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады.
Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим.
Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. В росписи прослеживались религиозные мотивы. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение.
Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Принято считать, что готический стиль является преемником рассматриваемого. Часто прибегали к наработкам французской церковной архитектуры. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба.
Стойки у ног заканчивались точёными шишками, а в изголовье делалась высокая стенка с небольшим деревянным навесом. Верхняя часть дверки скруглена. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). Примеры романской архитектуры можно встретить по всему континенту, что делает её первым панъевропейским архитектурным стилем с архитектуры Древнего Рима. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Говоря о скульптуре романского периода имеются в виду рельефы на тимпанах, капители колонн и обрамления стен. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Однако он вошёл во всеобщее употребление.
Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат. Замок-крепость или храм-крепость.
Школа Вестфалии занималась возведением церквей зального вида. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Именно в течение XI – XII вв. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии — городов Тосканы и Ломбардии, в 11—12 вв.
О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
В романском интерьере уместно использование сундуков, тяжелых драпировок, светильников, стилизованных под свечи, люстр из кованого металла, ваз, декорированных орнаментами. Отдельные романские здания и комплексы обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой или как земное подобие «града божьего» или как наглядное выражение могущества феодального владыки. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
Наконец, окна образуют верхний ярус. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Центральная башня поддерживается четырьмя гранитными колоннами, обеспечивающими дополнительную прочность.
построенными по римскому способу. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам.
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. То есть объекты, находящиеся во Франции и Испании будут отличаться. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3.
Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Саксонская школа привнесла в романскую архитектуру некую простоту и четкость форм. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам. Первый этаж подобной башни отводился под помещения, предназначенные для хозяйственных целей, второй – для парадных помещений, третий – для хозяйских спален.
Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты).
Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. В этом случае основной упор делали на особенности постройки перекрытий. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. В Германии императоры Священной Римской империи построили ряд укреплённых резиденций, но, по сути, скорее дворцов, чем замков, в стратегических точках и на торговых путях.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Они включают Аббатство Сен-Дени, Шпайерский собор и Вестминстерское аббатство (где ныне осталось незначительная часть норманской церкви). Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
Сухие техники так и не получили должной популярности. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Стены – венецианская штукатурка. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа – собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало.
Преобладающим видом скульптуры был рельеф. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в. "Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства".
В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Эту пристройку называют трансепт или поперечный неф.
Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр.
Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами и массивными выступами стен из тесаного камня. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Германия.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Св.
Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля.
Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Зеркала – шифоновая бронза.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.