Cosmokolob – Cosmokolob-Солнце Бога ОтцаЭль Греко (El Greco)Правовые консультации по делам, связанным сСнятие пятой печати.
Вдруг все же что-то нетак было, вдруг померещилось наблюдавшему со стороны. Эль Греко удалось отобразить мистическое видение Апокалипсиса в цвете, свете и движении. Снятие пятой печати (1608–1614, холст, масло, 225 193 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Тяжбу художник выиграл. Александр Таиров.
Тело начинает слегка раскачиваться. В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже – противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. На этот раз ставим двух наблюдателей, прежнего и меня. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Слава Богу, что так.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Эль Греко. Стены постепенно теряют твердость, как бы растворяются. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии».
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Создается впечатление, что краски на картине светятся. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен. От Него исходит Божественная благодать, она изливается на всех людей, которые Его окружают. Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии».
что биография этого художника связала узлом несколько европейских тенденций. Глаза начинают различать какое-то странное красноватое свечение, возникающее из ниоткуда. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения.
Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении – между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер. Почему так произошло. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь – уже явлено. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. И нужно ли.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. Вокруг глаз фосфоресцирующие круги, придающие взгляду особенную глубину. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Ведь иные фотографии улавливают очень характерную ситуацию или.
Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление. Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо. При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5. Из дошедших до нас документов видно, что с 1585 года он арендовал у герцогов Эскалона 24-комнатный комплекс, который служил ему жилищем и мастерской до конца жизни46.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. 2 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. Уже отчетливо видны контуры стен, мелкие трещины на них, камни на полу. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. И вот это «Снятие 5 печати», она абсолютно фантастическая работа.
Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Работы шли нарасхват. Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба.
Кроме популярных (то есть, часто изображаемых) библейских сюжетов, Эль. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Более того, что особенно интересно, толедские современники, даже заказчики из духовенства, почти единодушно отмечали высокое художественное достоинство его работ, хотя ничего подобного в живописи до этого они, по крайней мере в Испании, не видели. Франциск Ассизский.
Эль Греко был полон решимости оставить свой собственный след в Риме, отстаивая свои художественные взгляды идеи и стиль22. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Кроме того, в книге ставится и несколько более сложная задача: рассматривать произведения в определенном историческом контексте из которого вытекают цели и устремления мастера. С 1570 г. работал в Риме. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св.
В одной из своих последних статей Г. Уэтей пересмотрел свою предыдущую оценку и согласился, что Эль Греко покинул Крит в 1567 году112. В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2. Но каждый из них вэтот момент находится внутри себя, они видят Христа— но вто же время не видят. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
226 x 200 см. Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. Слева группа из четырех фигур (вероятно, две мужские и две женские) написана на фоне желтого полотна.
Всё остальное – космологическая тревога и смятение. Его изображения апостолов (серии так называемых апостоладос, 1605-1610, в сакристии собора в. Эль греко Доменико («Снятие пятой печати»). с «Лаокооном» Эль Греко пишет «Снятие пятой печати» – то есть молитву. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо. Ильдефонсо4. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость иточность ликов, что тоже перекликается скритской традицией. Однако на Крите он провел только часть жизни.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Черными силуэтами на фоне красного свечения выделяются фигуры стоящих. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Вытянутые обнаженные фигуры мечутся, словно язычки пламени.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»). Эль Греко был выдающимся портретистом. Глаза, горящие каким-то внутренним огнем. 1608-1614. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
В своём искусстве, в понимании цвета, колорита, цветовых отношений он, повторюсь и в Риме и в Толедо оставался типичным последователем венецианской школы. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Свеча горит. по обе стороны от него тоже поясные изображения двенадцати апостолов в достаточно. e.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. В плавании по этому маршруту есть подводный камень, который, надеюсь, мне удалось обойти, но о котором, тем не менее, стоит упомянуть. Врезультате холсты Эль Греко стали высоко цениться идорого продаваться— конечно, вполне заслуженно. Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест вистории живописи. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества. При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана и др. ). Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 г. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Маврикия», 1580—1582, Эскориал «Погребение графа Оргаса», 1586—88, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 1590—95, Музей искусств, Кливленд). Они простирают руки к небесам, требуя отмщения за свои страдания. Эти работы, как и многие другие его, классически сгармонизированы во всём: в композиции, колористическом решении, эмоциональном и духовно-содержательном настрое. Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции.
В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо – и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо – а вот это на рациональном уровне понять очень трудно). Маврикия».
Город оказал на него огромное воздействие. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Иисусом Христом пятой из семи печатей. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). Причины недовольства короля остались неизвестны.
Оригинал взят у bolivars в Эль Греко. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре). Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары.
Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. даже в современной фотографии Толедо сразу узнаешь картину Грека. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св.
В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов20. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Д. Ю. Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство. Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, – прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим).
Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом— тот тоже был совершенно самобытен илишь условно связан спредшественниками исовременниками. Тому есть несколько причин. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
1 Биография. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Эти серии создавались мастером наподобие своеобразного деисиса, возможно в воспоминание о деисисах3 православных храмов на Крите его времени. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»). 1541 – 7 апреля 1614), более. заданный автором Аркадий абдуллаев лучший ответ это На Вашем фото – картина Эль Греко "Моление о чаше". Эль Греко (собственно Доменико Теотокопули) родился в 1541 г. в Канди, столице острова Крит, входившего в те времена в венецианские владения. из самых смелых картин Эль Греко «Снятие пятой печати», написанной между.
Эль Греко сделал Толедо своим домом. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. И возникает лицо.
При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии.
Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. Композиция Св.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Прежде всего, перегруженность неба, т. е. образа духовной сферы бытия излишне материализованными, нередко тяжеловатыми, предельно деформированными иногда даже как-то неумело или небрежно написанными фигурами. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Он. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
ЭЛЬ ГРЕКО Автопортрет. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Апоколиптическое полотно «Снятие пятой печати» было заказано художнику в 1608 году для госпиталя Сан Хуан де Баутиста (госпиталя Тавера) в Толедо. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» – неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
Они укутываются или наоборот, сбрасывают с себя покрывало. ЭЛЬ ГРЕКО Снятие пятой печати (Видение Иоанна Богослова). В молодости Греко писал иконы на Крите. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. Рот правильного очертания. В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614).
ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами. Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608 – 1614). Снятие пятой печати. Эль Греко. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41.
проблема изображения различных источников света (возможно. Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта – из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер – как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Голос постепенно набирает силу и уверенность, затягивает и обволакивает, отражается гулким эхом в пустых коридорах каменоломен. Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, ведущие к концу света. Добавлю только одно.
Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
В глазах появляется веселая искорка. На губах легкая усмешка. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Все это длится секунды, а может быть и вечность, но отпечаталось в мозгу очень четко.
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Доменикос Теотокопулос (греч. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Не осталось унего иучеников. Страха нет, есть все возрастающий интерес. А прорывались тревога и предупреждение. Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Маврикия». Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
И совсем я не страшный. Он всё умел. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Эль Греко, к примеру, как вам. Чувствовался поток какой-то информации, впивающейся в тебя. 224 x 194 см Metropolitan Museum of Art, New York, USA Поздние работы Эль Греко, такие как «Снятие пятой печати» и «Лаокоон», в которых воображение художника принимает причудливые ирреальные формы, переносит в мир мистических видений, не были поняты современниками. Вокруг мрак, но страха никто не испытывает. Во взгляде улавливается даже какой-то интерес ко всему происходящему. Снятие пятой печати – Эль Греко.
Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Стал узнаваем. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Эль Греко – Снятие пятой печати. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые – цветные – пятна первого плана картины) с лица земли.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Все начинаем сначала. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55.
Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Возникает ощущение слияния с чем-то огромным, мощным, очень древним, соединяющим все и вся в нечто единое, целое, неделимое и совсем не страшное. Некоторым людям нравится видеть предельно точное отражение объекта, подобно фотографии. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса. Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. Высокое наслаждение доставляет мне его колорит, где он продолжает и развивает традиции любимой мною венецианской школы. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Что, вобщем-то, справедливо. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. «Снятие пятой печати» или «Видение Святого Иоанна Богослова» (1608-1614) Холст, масло.
Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. Однако вряд ли это справедливо. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91.
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. И пытался ли сделать это Эль Греко. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы. Обе с ещё несколькими работами писались для храма госпиталя Тавера – вряд ли Эль Греко думал тогда об утешении пациентов госпиталя, да и самого себя – больного и старого. Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса». Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Он становится все отчетливей.
Художник с пугающей мощью передал ощущение невероятной духовной силы и святости пророка. Потом переселился в Венецию, где и научился хорошо рисовать у старого Тициана. Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери.
Оно становится ярче.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса. Картина испанского живописца Эль Греко «Снятие пятой печати». Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Родился он на острове в 1541 году и настоящее имя его было Доменико Теотопули.
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. l. Да его никто в этом и не обвинял. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. И мост и ворота Сан.
В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом. Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. По рождению (т. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. За это он и получил своё прозвище — ЭЛЬ ГРЕКО.
Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II36. Фото:, фото Яна Прохазки.
Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»). В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. «Снятие пятой печати» / Доменико Эль Греко или Доменико Теотокопули испанский художник, грек по происхождению один из своеобразнейших.
Научная статья на тему Метафизический смысл искусства Эль Греко. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. Первоначально планировалось, что оно станет деталью алтарного образа из трех, заказанных для госпиталя. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Именно этому человеку суждено было впервые принести мировую славу Испании. c.
Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т. е. Иоанн и св.
Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Ловлю себя на том, что уже громким голосом повторяю за читающим древний текст. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Тематически она. произведениях мастера (Снятие пятой печати, Лаокоон, 1610-1614 гг. ). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П.
Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой. А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами. Эль Греко знают все, даже люди, никогда не бывавшие в музеях. Доменикос Теотокопулус (именно таким было настоящее имя Эль Греко) родился на Крите в 1541 году, затем переехал в Италию, потом— в Мадрид, пока не остановился в Толедо, где и жил до своей смерти в 1614 году. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги.
Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук).
Именно НИЧТО, сверхТьму и сверхПустоту. Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество.
Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. Как это возможно. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
Оба мира разделены очень чётко. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Однако все они отличались особым мастерством и имели индивидуальную особенность. Вряд ли вообще думал о чём-то.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. В них, пишет исследователь творчества Эль Греко, «живопись теряет свою материальность, плотность красочного слоя кажется, что некоторые картины написаны окрашенным светом. Эль Греко был художником, посвятившим себя сугубо религиозной. На полотне Обретение тела св. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Августин и св. Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561).
Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. При этом он был человеком Ренессанса. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Делаем небольшой перерыв, совещаемся и решаем провести контрольный опыт.
И как. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Картины того периода он писал писал в духе итальянского стиля. Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении.
f. СНЯТИЕ ПЯТОЙ ПЕЧАТИ Печати пятой расшифрован код, И сорвана она и оной под. И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. И выражен он только и исключительно живописными средствами. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». «Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало.
Пятая Печать или Доменик Грек. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел.
Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. СНЯТИЕ ПЯТОЙ ПЕЧАТИ. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя.
Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Превелакис заходит даже ещё дальше, выражая сомнения, что Эль Греко вообще практиковал католичество13. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Откровение 6:9-17. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Связь между «Авиньонскими девицами» и «Открытием пятой печати» была выявлена в начале. Сегодня, внимательно изучив основные алтарные картины Эль Греко, я понимаю, что на них представлены не единожды произошедшие значительные эпизоды Священной Истории, но вечно длящиеся события, ознаменованные этими историческими эпизодами.
Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. Художественное образование получил у местных иконописцев старой византийской школы. Все выражение лица как бы говорит: Ну, вот он – я. Хотели видеть, смотрите.
Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Сейчас он находится вТоледо. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. В лице Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, остров Крит вторично со времен. i.
Из глубины этого НИЧТО начинает выплывать чей-то образ. Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная. После 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. Холст, масло.
художник приобрел широкую известность. В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Описывать этот второй эксперимент не буду, он повторил первый. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины.
Эль ГРЕКО. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Размер картины 222 x 193 см, холст, масло. Решили начинать.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Кровь плоти, что почти окаменела, Взывающие мощно голоса – Эль Греко (дословно «Грек», Теотокопули Доменико) (Greco, El (Kyriakos. В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ). Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Голос читающего текст строг и монотонен. До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко.
Тициан к тому времени уже умер, Тинторетто, Паоло Веронезе и Антонис Мор отказались ехать в Испанию. В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. Предположительно в верхней части картины, обрезанной и утраченной сейчас, находилось изображение Агнца Божьего, снимающего печать с Книги. Отсюда вытекает второе принятое мною правило — ограничиться только произведениями несомненной художественной ценности, отсечь все, что может представлять интерес лишь как образчик вкуса времени или моды. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Например, произведение Эль Греко «Снятие Пятой печати» послужило.
Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. В поздний период творчества все острее. В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы.
Оно имеет треугольные очертания. Апокалиптичная. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары. По словам Дж. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».