Врубель – живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый длинный сарафан, повязку на волосах (летний образ) светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку. За партию Снегурочки Забела-Врубель тоже удостоилась высочайшей оценки автора: «Так спетой Снегурочки, как Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал». Купить картину или постер "Снегурочка", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Он небрежно встряхивает черными кудрями и вдруг бросает высокую гортанную ноту, точно мячик закидывает на за старые ели, темнеющие над нами. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. В 1873 году писатель Александр Островский создал пьесу «Снегурочка» и стали называть его отцом новой главной героини новогоднего праздника.
По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
В ином плане вспоминается мною с теплым чувством спектакль «Горе от ума», как раз тот, о котором Федотова говорила, что его в МХАТе «засусолят». Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Родилась она в имении Щелыково Костромской области. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Она, тоже вполголоса, напевает. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н. Противно даже опровергать.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. Савву похоронили на Байковой горе. Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Не оцени Мамонтов универсальный талант Михаила Врубеля, так неизвестно, расцвел бы причудливый гений или канул бы с эпитафией «столь много обещавший киевскими работами». Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. "Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Слушательница выступления Забелы в харьковском спектакле говорила: «Надежда Ивановна была в таком виде, как она изображена в панно Врубеля «Фауст и Маргарита».
На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь— поедем в Академию». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. М. Ф.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в н ей и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Причем весенний восход. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Тут речь не об известной, хранящейся в Рязанском музее акварели, явно сделанной в связи с театральной постановкой конца 1890-х. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине». Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. К каким совхозам приковала их советская власть. Замечание не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах.
Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы, кажется, не пугают Снегурочку. Римский-Корсаков. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Врубель начал трудиться у Риццони. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Он не следовал анатомической правильности.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы.
Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони. Вскоре появились статьи, в которых профессиональные художники писали, что «Демон поверженный» «содержит то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства». Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Оригинально, что ему нужно было приехать в Рим для того, чтобы писать русскую зиму».
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Однако скорее всего художник создал собирательный образ, в котором преломились черты Э. Л. Праховой— былого объекта поклонения и Н. И. Забелы, а может быть и ещё чьи-то. И даже не зная, как Врубель реализовал (и реализовал ли) абрамцевский замысел, понятно, в каком направлении — интимнее, острее, тоньше — он стремился развить образ с любопытной предысторией.
Авторы статей в «Мире искусства» писали о нём в тоне подведения итогов, употребляя прошедшее время: «он был». А вот сейчас, ночью, это артисты, принимающие гостей. За старухой уже стоит высокий красавец Илья, который утром скакал с нами по лугам. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту. В спектакле как бы не было вовсе, скажем, старухи Хлестовой. Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы. Маргарита и Фауст. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Через несколько дней он полностью ослеп155.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие.
Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. Серов великолепно играл мрачного, нервного режиссера Калиныча, Врубель замечательно изображал провинциального трагика Хайлова-Раструбина, причем, как вспоминалось одному из благодарных зрителей, «очень ярко проводил сцену опьянения старого актера». Оказывается, на стенах картины, эскизы, этюды.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Совсем не запомнились образы женские. Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина. Какая дивная, тонкая изящная музыка. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь.
Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Речь шла об Эмилии Праховой. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
По-видимому, Врубель, большой любитель шарад, для начальных слогов использовал форму первого лица глагола minare — минировать, взрывать и подпись шифровала горделивое «нет, дорогие дамы, я вам не воробышек — я минер, подрывник, бомбист. ». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир. Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь). Только спустя пять лет Римский-Корсаков вновь прочитал «Снегурочку» и ему немедленно захотелось написать музыку к этой душевной пьесе к необыкновенно трогательному образу Снегурочки. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
У Рериха можно так сказать совсем иная подача. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Хорошо жилось Михаилу Врубелю в Абрамцеве. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Грезился простор. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать. Представители рода Врубелей (от польск. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Спасаться они всё-таки пробовали. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками. По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Индивидуальные подходы не обсуждались. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание. – Однако опасения оказались преувеличенными. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Прошение было удовлетворено157. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского. Елизавета Григорьевна в негодовании не находила слов для отповеди оскорбителю святынь. Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное».
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Панно было отвергнуто заказчиком. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. «Царевна-Лебедь».
Тут же совсем другая история. Работа не привела к улучшению. В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli».
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии. Михаил строил планы.
Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 годав Ковно (Kovno), нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Гостей цыгане принимают приветливо, во всякое время дня и ночи.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери (Анна Григорьевна Басаргина-Врубель, дочери известного картографа, адмирала Г. Г. Басаргин) от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Конфликт разгорелся из-за Морелли.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Старуха улыбается, приглашая нас к огоньку. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. И «Микула Селянинович»— сила земли русской. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси. Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной, Когда кругом пруда реки Неглинной, где Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный, И утки вольные жизнь тешили в воде Когда поблизости гремели балаганы Бессвязной музыкой и ряд больших картин Пред ними — рисовал таинственные страны, Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин Когда на улице звон двухэтажных конок Был мелодичней, чем колес жестокий треск, И лампы в фонарях дивились, как спросонок, На газовый рожок, как на небесный блеск Когда еще был жив тот «город», где героев Островский выбирал: мир скученных домов, Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев Ковчег, вмещающий все образы скотов. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Кирилле», «Св. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Это настоящие паруса, а веревки, которыми их отдергивают и задергивают — целые снасти. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит.
Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен. Но разве от этого они менее прекрасны. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки». Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. Серёжино пение передвинуло все перегородки.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Из соседней крытой телеги выглядывает кудлатая голова молодой девушки. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Врубеля не тянуло улыбнуться. С Врубелем диспозиция была иная. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Миша больше верит в искусство (и имеет на это больше данных, чем я) Миша увидел опять веру людей в свой талант и потому сам относится спокойнее к своему делу, увереннее». Лениво плещется Волхов о глинистый, плоский берег. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Сказочная атмосфера театра, костюмы, которые с такой неиссякаемой любовью Врубель создавал для своей жены – все это, слившись воедино стало его жизнью, его вдохновением. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Мишино отношение лучше к искусству, чем мое. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями. Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада. Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Мы присаживаемся рядом с ней.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Это исполнение, вероятно, сам Станиславский во многом осудил бы. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В основании успеха чутье Мамонтова, который дружески, но твердо поручил писать декорации, придумывать костюмы недавно примкнувшему к кружку, понятия не имевшему о театральном искусстве застенчивому вятичу Васнецову.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. М. Ф.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Врубель пристыженно извинялся искупал грехи подвигами прилежания. Сильное, грозное произведение.
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Риццони он поверил — ни тени корысти искательства, кокетства, мысли кому-либо потрафить.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Однако, у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Все поют, прищёлкивают, поводят плечами, как никто, кроме цыган, не умеет. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов. Ещё не вылезая из телеги, полусонная, она подтягивает певцам. В Риме также давно жил самый знаменитый здесь русский поляк, Генрих Семирадский.
Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то. Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».
Вот один из киевских отзывов: «Гжа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, – она всецело завладела вниманием и расположением публики». В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Это был гимн любви, вечный вопрос, который он задавал себе. Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». Ярко запомнился Скалозуб — Леонидов. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой. «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Говорят, она была одной из лучших исполнительниц этой партии.
Снегурочка не боится холода и мороза, так как она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Далеко ходить не пришлось — живые подмосковные пейзажи, старинные праздничные наряды крестьян из окрестных деревень, народный вкус к обильной узорной орнаментации и живописный дар оформителя сложились в чудо художественной новизны. Критики утверждали: «декадентское уродство». В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142.
Так началась их жизнь вместе. Хозяева зажигают лампы и мы можем оглядеться обстоятельней.
О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Не все из них согласились. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Но это с другими, с теми, кого они считают чернью. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью.
Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия. М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся ангажемент в Харьковской опере, она пела партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года.
Она удивительно просто ведет сцену сумасшествия, голос у нее чистый, высокий, мягкий, ни одной крикливой ноты, так и баюкает. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Все-таки тесновато становилось мастеру, мечтавшему о росписи громадных стен. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Искали новых кочевок. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. И всё шло хорошо. Я в своих мемуарных заметках не собираюсь заниматься театральной критикой, но только хотел выразить пожелание, чтобы, хоть задним числом, собственная игра Станиславского была подвергнута осторожной, но объективной критике — я имею в виду при этом не только игру Станиславского в «Горе от ума». Согласие, однако, держалось лишь на территории нейтрально декоративных прикладных жанров. С нами они никаких штук даже днём не выкидывают.
Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5). «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Но изменилось всё. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В разделе Живопись, Графика на вопрос Описание картины. Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Так что вместо смешков лишь вечная признательность. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Там писатель и придумал новый сюжет для известной всем сказки. Они от нас не просят и не ждут денег.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). «Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Дни до отказа наполнились поездками, осмотрами.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению. Да, это всецелое отдание искусству делает жизнь его более тяжелой, чем она есть. Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. «Куда идешь ты. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов). В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Они поют всё громче и громче. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. (Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале».
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Красиво по краскам, но лицо с флюсом и сердитыми глазами. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена.
Серёжа начинает вполголоса петь, чёрные глаза цыганки впиваются в него. И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе и в музыке и в состояниях человеческой души. Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства.
Воспитанием детей занимался также дядя— профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений. Где-то они теперь, эти вольные певцы и плясуны. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Прошение было удовлетворено. В Италии ему уже не сиделось. Переменил мнение о Врубеле и А. Н. Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг.
Это самое начало весны. Врубель охотно принял вызов. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности.
Эти платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться». Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. В 1906 художник ослеп. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Не знаю, совсем ли справедливы предположения Федотовой.
Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки.
Реализм был не важен для него. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15. Оба мы все так же мучимы искусствами.
Я этого не знаю». Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Когда всё только- только просыпается. Да ведь как пляшут. Традиционно отзывы были недоброжелательными, например, в газете «Русский листок» в июне вышла статья «Душевнобольные декаденты», вызвавшая официальные опровержения. Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета».
Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой. Ещё немного – и уже весь табор тут, тут старые и молодые, даже малые ребята.
Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. И теперь он мог сотворить живую Маргариту. Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса.
Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. Было решено отправить его в Петербургский университет. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5). Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Днём они конские барышники, конокрады, обманщики, воры, вымогатели. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Темп существования переменился. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна». И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».