Купить картину или постер "Снегурочка", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. М. Ф. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони.
Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное». В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Художник, график, сценограф. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Работа не привела к улучшению.
Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Замечание не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту. Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Какая дивная, тонкая изящная музыка. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Н. К. Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов – и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Родилась 19 августа 1896 года в Москве. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В 1917 году дебютировала на сцене театра. Удивительный старик считал кощунством вторжение в таинство личного честного служения живописи. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. С 1909 года посещал частную школу-студию В. Н. Мешкова.
Елизавета Григорьевна в негодовании не находила слов для отповеди оскорбителю святынь. Хорошо жилось Михаилу Врубелю в Абрамцеве. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
Грезился простор. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н. Согласие, однако, держалось лишь на территории нейтрально декоративных прикладных жанров. Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг.
Эти платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться». Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Заслуженный деятель искусств РСФСР. По-видимому, Врубель, большой любитель шарад, для начальных слогов использовал форму первого лица глагола minare — минировать, взрывать и подпись шифровала горделивое «нет, дорогие дамы, я вам не воробышек — я минер, подрывник, бомбист. ».
Вот один из киевских отзывов: «Гжа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, – она всецело завладела вниманием и расположением публики». Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213. "Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками. В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья».
Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное «а-а. » и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой. Серов великолепно играл мрачного, нервного режиссера Калиныча, Врубель замечательно изображал провинциального трагика Хайлова-Раструбина, причем, как вспоминалось одному из благодарных зрителей, «очень ярко проводил сцену опьянения старого актера». Врубель пристыженно извинялся искупал грехи подвигами прилежания.
Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит. Врубеля не тянуло улыбнуться. Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы, кажется, не пугают Снегурочку. Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада.
С Врубелем диспозиция была иная. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Когда всё только- только просыпается. Михаил строил планы.
(Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале». Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине».
На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса. Представители рода Врубелей (от польск. Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры.
Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5).
В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку нового памятника166167. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Мишино отношение лучше к искусству, чем мое. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Все-таки тесновато становилось мастеру, мечтавшему о росписи громадных стен. Так что вместо смешков лишь вечная признательность. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании.
Немножко жутко. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. С 16 лет и до 1925 года играла на сцене Художественного театра и в кино. Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением.
Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Вильямс Петр Владимирович (1902-1947). Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. До этого у Баклановой был небольшой опыт работы в кино, преимущественно она снималась в немых короткометражках Виктора Туржанского с красноречивыми названиями: "Загробная скиталица" (1915), "Женщина-вампир" (1915), "Петля смерти" (1915).
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В 1924 году вошел в группу «Конкретивисты». Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско.
Это самое начало весны. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками. Миша больше верит в искусство (и имеет на это больше данных, чем я) Миша увидел опять веру людей в свой талант и потому сам относится спокойнее к своему делу, увереннее».
Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки».
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В разделе Живопись, Графика на вопрос Описание картины. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования. Но изменилось всё. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада.
И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь). Сильное, грозное произведение.
С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. С одной стороны, довольно скоро он главный помощник и консультант во всех мамонтовских начинаниях.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылка ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Да, это всецелое отдание искусству делает жизнь его более тяжелой, чем она есть. Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. Однако это лишь внешняя сторона: Врубель в возрасте 24 лет несомненно ощущал себя гением, а в теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией— работы в сфере между природой и свободой— признавалась только в области искусства.
В разделе Живопись, Графика на вопрос Описание картины. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В Италии ему уже не сиделось. Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде. Риццони он поверил — ни тени корысти искательства, кокетства, мысли кому-либо потрафить. Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению.
И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе и в музыке и в состояниях человеческой души. Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко».
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Индивидуальные подходы не обсуждались. Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки. Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
В 1925 году стал одним из основателей и активных участников Общества художников-станковистов (ОСТ). И всё шло хорошо. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше.
Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями. Красиво по краскам, но лицо с флюсом и сердитыми глазами. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
«Уже самый вход обещал нечто фантастическое своими коридорами, двориками, нигде, кроме Рима, невиданными дрянными дверьми, неожиданно открывавшими прекрасные картинки неба, апельсиновых садов, холмов и стен, украшенных плющом, розами и просушиваемым после стирки бельем. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Противно даже опровергать. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. Причем весенний восход. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В его даровании раскрылись универсальные возможности. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Прошение было удовлетворено157. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
После распада ОСТа в 1931 году, вошел в творческое объединение «Изобригада». В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
И даже не зная, как Врубель реализовал (и реализовал ли) абрамцевский замысел, понятно, в каком направлении — интимнее, острее, тоньше — он стремился развить образ с любопытной предысторией. Это настоящие паруса, а веревки, которыми их отдергивают и задергивают — целые снасти. Оба мы все так же мучимы искусствами. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Конечно, Врубель писал не просто портрет. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Оригинально, что ему нужно было приехать в Рим для того, чтобы писать русскую зиму».
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Уже выбором сюжета автор выказал солидарность с не заявленной декларативно, но ярко проявившейся на деле национально-романтической линией мамонтовцев. Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха. Дни до отказа наполнились поездками, осмотрами. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине». Темп существования переменился. Лауреат трёх Сталинский премий первой степени (1943, 1946, 1947). Мглы как не бывало.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов). Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Талант ее расцвел в Мамонтовском театре, куда она была приглашена Саввой Ивановичем осенью 1897 года вместе с мужем. Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Стены мастерской изображают собой нечто уже окончательно причудливое — не то огромный персидский ковер, не то палитру. У Рериха можно так сказать совсем иная подача.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы. Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной, Когда кругом пруда реки Неглинной, где Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный, И утки вольные жизнь тешили в воде Когда поблизости гремели балаганы Бессвязной музыкой и ряд больших картин Пред ними — рисовал таинственные страны, Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин Когда на улице звон двухэтажных конок Был мелодичней, чем колес жестокий треск, И лампы в фонарях дивились, как спросонок, На газовый рожок, как на небесный блеск Когда еще был жив тот «город», где героев Островский выбирал: мир скученных домов, Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев Ковчег, вмещающий все образы скотов. Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Хозяева зажигают лампы и мы можем оглядеться обстоятельней.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури. Спектакль Онегин прошел прекрасно». 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Через несколько дней он полностью ослеп155. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Оказывается, на стенах картины, эскизы, этюды. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. В 1906 художник ослеп.
По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Выдающийся театральный художник. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы. Врубель охотно принял вызов. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). И. Забелы-Врубель исполнявшей партию снегурочки в одноимённой опере Римского-Корсакова.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Тут же совсем другая история.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В Риме также давно жил самый знаменитый здесь русский поляк, Генрих Семирадский. Савву похоронили на Байковой горе. А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета». Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Но разве от этого они менее прекрасны. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. На далекое пространство видны черепа и камни. Конфликт разгорелся из-за Морелли. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Кирилле», «Св. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком.
Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132. Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени.
Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Не оцени Мамонтов универсальный талант Михаила Врубеля, так неизвестно, расцвел бы причудливый гений или канул бы с эпитафией «столь много обещавший киевскими работами».
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. – Однако опасения оказались преувеличенными. «Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5).
Врубель начал трудиться у Риццони. Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина. Манера, в которой ментор скрупулезно выписывал свои маленькие гладенькие холсты, была забавна и чужда, давала массу поводов тонким сарказмам. Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.