Это вот, эти копны сена. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику. Да ведь до них несколько верст. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней».
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В эти годы он вновь писал демонов. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе».
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. В Академии он работал по двенадцать часов в день. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Работа не привела к улучшению.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы.
Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь – в клинике для душевнобольных.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». К этому же времени относятся интересные автопортреты. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Вовремя создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Но и не только это. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. Как было его сохранить.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Савву похоронили на Байковой горе. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».
Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Поразительна пластическая лепка лица и рук. сказок и опер Н. А.
Его Демон остался верен своей натуре.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.
К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. музей русского искусства, Киев). Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Большое влияние на творчество и мировоззрение русского художника постимпрессиониста оказали прерафаэлиты, художники итальянского Возрождения, а также писатели Вильям Шекспир, Гёте, Лермонтов и другие. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. «Заизвестность нахудожественном поприще» 28ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз кмоменту полного прекращения художественной активности. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Может быть, в закладе. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. В нем поднимался богоборческий бунт. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Свадебное торжество проходило в Женеве. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Врубель провел в Венеции около полугода. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал вКиев еёпосмотреть исокрушался, что неможет приобрести для своей коллекции, акритик игалерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля вКирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» иподчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в«нерусском (польском) происхождении» и«эстетическом космополитизме» иискусствовед икритик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля иподчёркивал, что всравнении сработами Врубеля вКирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Искусствовед Н. М. (1906), необычайно выразительный. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Баркова: «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и своими живописными достоинствами. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Род. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Больно, горько до слез. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Удивительна наследственность Врубеля.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Мамонтова (оба – 1897). Вот таким образом ихудожественные средства выбраны Врубелем соответственные. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Вся цветовая композиция приведена в единство. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Демон низринут в ущелье среди скал. Это произошло благодаря сочетанию природной одарённости Врубеля и его позднему приобщению к художественному миру России вообще172. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Представители рода Врубелей (от польск. Образ Демона действительно не давал художнику покоя.
Арцыбушев сидит застолом сразложенными книгами всвоём кабинете. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Синими искрами загораются стекла пенсне. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Сильное, грозное произведение.
В 1906 художник ослеп. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. мне было все это видеть. Федорова. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Афанасий» и «Христос Спаситель».
Она поражает разнообразием этнического состава. Мучившие художника головные боли усиливаются. Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. Арцыбушева и С. И. Художник осознанно проведет несколько часов, стоя перед открытой форточкой, вдыхая морозный воздух, что обернется воспалением легких.
Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны112. Заспиной этажерка тоже скнигами иделовыми бумагами. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Вся меблировка два простых табурета и кровать. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки.
Кирилле», «Св. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Энергичный, деятельный, еще не достигший и сорока лет, Прахов всколыхнул художественную жизнь Киева, предприняв изучение и реставрацию уникальных памятников Киевской Руси. Так, после посещения экспозиции картины «Страшный суд» Микеланджело, Врубель смог только лишь по памяти создать фреску по мотивам шедевра. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Врубель писал картины на темы pyc. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Эта большая акварель поразительна. Судьбу Врубеля можно назвать трагической.
Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Меня и Серова поражало это. ». В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения. В колорите картины – контрасты.
Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. Одновременно с картинами Врубель работал над рисунками к сочинениям Лермонтова, в том числе и к поэме Демон. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких.
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Сейчас, в середине уже не XIX, а XX столетия, Кирилловские фрески реставрированы по всем правилам современной науки, хотя большая их часть безвозвратно утрачена и лишь некоторые куски старинной росписи в целости сохранились. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года.
продолжение. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. «Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе.
Учился в Академии Художеств. Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как Царевна-Лебедь, К ночи, Пан. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля».
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Брюсова. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту.
Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Прошение было удовлетворено157. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Врубель винит в беде себя.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Ничего внешнего, бросающегося вглаза. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. «Своим» сделали Врубеля художники икритики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять наэкспозициях мирискусников идягилевских ретроспективах ивначалеХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Одержимость работой привела к психическому расстройству и помещению в лечебницу, где Врубель и умер. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Поездка в Венецию была предпринята для написания заказанных иконостасных образов – Христа, богоматери и святых – Кирилла и Афанасия.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Произведение удалось. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
В городе, увенчанном головами древних храмов и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. А глаза были материнские – карие. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Врубель обладал уникальной памятью.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Рождается ощущение первозданности. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Она подлинно монументальна.
Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Это один из его несомненных шедевров. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Однако он не растерял связей с художниками и его дом в Киеве был почти таким же открытым для них, как дома Поленова и Мамонтова в Москве.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет: «Это был художниктворец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
У его апостолов были живые прототипы. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. «. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).