Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени.
Рембрандт гордо и радостно смеялся. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Почти так же, как белая повязка на ее голове, бледно ее омертвевшее от страдания изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть тянущейся к сыну правой руки.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Государственный музей Амстердама.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Санкт-Петербург. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин.
Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Он отступал шага на два назад и пытливо всматривался в нее затем открывал тяжелые дверцы резного шкафа, тщательно и придирчиво выбирал из ларца драгоценности, поглотившие значительную часть приданного Саскии, – но ведь все эти сокровища предназначались только для нее. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание.
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год.
Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Самая известная из картин Рембрандта. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков.
А. С. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В это время двое других филистимлян, в сверкающих отраженным светом латах и шлемах на фоне мрачного дальнего плана справа, упали Самсону на шею и плечи. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными.
И его одежда — воздушный кружевной воротник, длинная шуба из русского соболиного меха — явно свидетельствует о его состоянии. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и совершенной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Их лица озарены внутренним светом. Москва. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Земля как бы поднимает гробницу против воли своей в каком-то катаклизме, потрясающем и побеждающем ее мы явственно видим, как захороненный поднимает голову, охваченную белой перевязью на лбу. Интересен и еще один факт. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. На картине изображено более двадцати фигур. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Здесь большую роль играет пейзаж. Заказов становилось все меньше. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь – при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать. Амстердам. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции.
Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи.
Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. С изящными закрученными вверх усиками и с наивным, словно изумленным своей собственной добропорядочностью взглядом молодого бюргера.
Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Санкт-Петербург. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. Картина полна нежности и сострадания.
В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В этой картине есть все, что было принято в искусстве барокко для создания героической эпопеи и в первую очередь есть бурное движение. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. 1669 год. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Каждый из этих предметов ограничен кривыми или плоскими поверхностями и, кроме того, находится в разных условиях освещенности: падая на различные поверхности, лучи света осветляют их неравномерно. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Сын повёрнут к нам спиной.
Его влекло к военному делу. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов.
Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Лондон. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. ГМИИ им. Произведения 1640-х годов свидетельствуют о постепенном духовном отъединении художника от окружающей жизни, об усилении гуманистической направленности его творчества.
Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Дрезден.
Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Популярность автора начинает падать. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год.
Лондон. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Смерть любимой супруги Саскии повлияла на творчество Рембрандта: оно стало еще более глубоким, собранным, серьезным. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. После распродажи в 1657-58 гг.
Работа передает не только начало движения действующих лиц, но и мелких деталей, например, одежды персонажей. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства. Кассель.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Рейксмюсеум). Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
«Похищение Ганимеда» (1635 год. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Амстердам. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Но их усилия оказались тщетными. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Лион.
Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. "Флора" из Эрмитажа – юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Лос Анджелес. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
Он использовался многими художниками. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Объясняется это просто. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. А еще один, навалившись богатырю на грудь, самозабвенно высверливаем ему правый глаз кинжалом. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
Дела шли все хуже. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год.
Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства».
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
«Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. Я обвиняю. » (2008)12.
Берлин. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Реставрация картины длилась 12 лет. Государственный музей Амстердама. Картинная галерея). Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8. Пушкина).
Эрмитаж). Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Композиция картины по-шекспировски динамична. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
Дрезден. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.
За ним подразумевается большое пространство в двух-трех десятках шагов от нас, замыкаемое прямоугольником противоположной стены с тремя светлыми окнами. С 1631 года жизнь Рембрандта навсегда была связана с Амстердамом — шумным портовым и промышленным городом, в который стекались товары и диковинки со всего света, где люди богатели на торговых и банковских сделках, куда устремлялись в поисках пристанища изгои феодальной Европы и где благополучие зажиточных бюргеров соседствовало с удручающей нищетой. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. 1643, Кассель, Картинная галерея).
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза.
«Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Утрехт. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Санкт-Петербург. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Дрезден.
Колоссальное, почти четырехметровое полотно стало по-настоящему роковым в карьере своего создателя. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. В центре офорта изображен остановившийся в нескольких шагах от нас подвыпивший бродяга неопределенного возраста, весь в каких-то вздутых мешкообразных лохмотьях испещренных заплатами. Он был в моде. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Он освещает передние планы со стороны дальних – главный световой поток несется из глубины, словно струясь от ослепительного диска наверху слева, на недалекую от нас опушку – своего рода предметную площадку, расположенную внизу в центре и справа. Это самая известная картина Рембрандта.
Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Эдинбург.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Художественная галерея). Берлин.
«Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Они темные. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Стол накрыт. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В возрасте двадцати лет он работает самостоятельно над живописными полотнами, а так же занимается гравировкой. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Лондон. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Этот выход задрапирован тяжелыми материями.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. В портрете «Флора» (1634 год. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год.
Фон черноват паркет – серый. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Париж.
В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству.
В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
«Ян Сикс» (1654 год. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Вещие слова сказаны. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Еще бы. Картинная галерея).
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Прямоугольная рама центрального окна в глубине превращается в своеобразную раму погрудного портрета Христа.
Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Это ступени одного и того же скорбного пути. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Кто они — неизвестно. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Государственный музей Амстердама. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Санкт-Петербург. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью.
«Мартен Лоотен» (1632 год. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного.
Таким образом, лестница представляется нам скрученной в форме латинской буквы "S" гармошкой. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Мы не знаем, что выражает его лицо. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Государственный музей Амстердама. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
Великий голландский художник, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. В темнице его волосы отросли. Базель. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
Это все термины самого Леонардо. Между тем споры вокруг нее не утихают. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Творчество художника передает духовную жизнь человека. Ночной дозор в буквальном смысле сломал карьеру Рембрандта – именно после этой картины постоянные богатые клиенты отвернулись от живописца, а манера его письма кардинально поменялась. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Чтобы помочь своему сожителю, Гендрикие, вместе с его сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами, гравюрами на дереве и всевозможными редкостями.
Базель. Дрезден. Новых заказов почти не появляется. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. Первоначально на левом краю картины располагались еще две фигуры, а по трем остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
«Похищение Европы» (1632 год. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Однако и сама рука и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове.
Многие имеют овальную форму. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Его мать происходила из патрицианского католического рода. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.
«Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Рембрандт умирает годом позже. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса.
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Роттердам. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Встал и пошел к отцу своему. «Ганимед» дрезденского музея). Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Краска немедленно начала пузыриться. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым.
И всякий раз он торопливыми штрихами набрасывал рисунок, дрожа от нетерпения запечатлеть поскорее игру красок. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Сам дождь на картине отсутствует, но мы ощущаем его присутствие в виде золотого света, проникающего сквозь занавеси и освещающего тело женщины.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. «Св.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. А. С. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
Она же, уверенная в своей власти, не страшилась роли жены и любовницы одновременно и две человеческие воли, каждая принося свою жертву, загорелись общим восторгом. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж23, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Париж. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.
Написана она была в последние годы жизни мастера. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
Государственный музей Амстердама. Главная отличительная особенность рембрандтовского колорита — отсутствие красочности — замечается как в ранних, так и в позднейших его работах ни в одной из его картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы фламандской школы — Рубенса. Павлин на столе – символ богатства.
Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Нью-Йорк. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год.
Государственные музеи. в эрмитажной «Данае»). На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Одежда на них нарядная и экзотичная. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Государственные музеи, Картинная галерея). Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. В них вы видите печаль. Правильное название картины – Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров).
Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Лондон. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Зато все требования заказчиков были выполнены. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов.
Заказчики отказались принять эту картину. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. сохранилось мало. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Женщины на картинах Рембрандта выглядят роскошно и пышно, как на картинах Питера Пауля Рубенса. Самым ярким воплощением эстетических взглядов художника стала картина «Даная» (1636-1647), в которой он вступает, как бы, в полемику с большими мастерами Возрождения: саму обнажённую фигуру Данаи, абсолютно далекую от принятых идеалов, он написал с ярко реалистической непосредственностью, а идеальной, чувственно-телесной красоте образов известных итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства и духовности. А. С. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. По сути картина является пасторалью. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
С большой наглядностью о них свидетельствуют первые же живописные автопортреты, написанные в Амстердаме. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа».
Санкт-Петербург. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Амстердам.
Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Когда Самсона привели на филистимское торжество, чтобы он позабавил народ, Самсон со словами "умри, душа моя, вместе с филистимлянами", обхватил руками два опорных столба, вырвал их – и громадный дом, полный мужчин и женщин, рухнул, похоронив под своими обломками всех участников торжества. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Как и в случае с девочкой из Ночного дозора, в Возвращении блудного сына есть персонажи, окутанные тайной. дв., 1657 и др. ). Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Золотистые локоны обрамляют его женственное лицо, руки лежат на столе, пальцы бездейственно сплетены. В ряде мелких картин, так называемых "философах", около 1633-го года, парижский Лувр, Рембрандт снова, как и в написанном за три года до того "Апостоле Павле", затрагивает тему, которая впоследствии стала у него одной из главных. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина.
На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Кассель. На холсте появились посторонние лица. Беззаботное время художника длилось недолго.
Тематика его офортов очень широка. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой.
Лондон. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Ниваа.
Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Лос-Анджелес.
«Возвращение блудного сына» (1666 год. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований10.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
Иногда это были рубины – застывшие крупные капли темно-красного густого вина или же молочно-белые опалы с перламутровым отливом, а иной раз он извлекал из ларца тяжелые золотистые топазы или блестящие кораллы с гранями самой разнообразной формы. Эрмитаж). Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Все чаще Рембрандт обращается к пейзажу, создавая в живописи и графике романтический, взволнованный интригующий, хотя порой и внешне умиротворенный образ природы (офорт Три дерева, 1643 Пейзаж с руинами, ок. Но для нас важно другое.
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Эти гравюры стремительно распродавались. Рейксмюсеум).