Отзывы читателей о книге Смерть Сенеки, автор: Петер Хакс. Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. На днях в разговоре поднималась тема печальной смерти Сенеки.
В 62-ом – после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив все свое огромное состояние императору. 62 — после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив все свое огромное состояние императору. В связи с этим я сочла возможным расписать историю изображенную на полотне Жака Луи Давида Смерть Сенеки.
В этом смысле правы те, которые называют Сенеку предвестником христианских понятий. получил наивысшую из возможных должностей. Оно написано также во время ссылки (в 43 году) и дошло до нас и испорченном виде. «Бог печется о людях и воля его есть провидение».
Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца известного философа Сенеки Старшего) – римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Трактат «О гневе» показывает дурные последствия этой страсти. Завоеватели присваивали продукт прибавочного труда на всех захваченных территориях. Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни.
Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты с большею славой». Тогда он вошел в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это – возлияние Юпитеру Освободителю». Друзьям не страшна разлука, они всегда могут быть вместе: «Друг должен быть у нас в душе, а душа всегда с нами». Принудили к молчанию – пусть безмолвным присутствием помогает гражданам.
Её лицо навсегда осталось чрезвычайно бледным от потери крови. Только в испытаниях можно выявить себя. Оно должно выносить несоответствия за скобки (там, где историческая метафора стремится к психологическому обобщению) или экспонировать их как таковые, как непохожести и несравнимости (там, где историческая метафора стремится к психологической частности). Пусть добивается общественных должностей.
Происки Мессалины привели философа на скамью подсудимых, где он предстал перед сенатом в качестве обвиняемого (по одной из версий) в любовной связи с Юлией. Но вернемся к Сенеке. С 1878 года она находится в Берлине.
Но ни один общественный строй нельзя полностью приравнять к другому. Так поступают историки и так же поступают художники. Его сторожат римские воины. Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания.
В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. Лишившись обязанностей гражданина, пусть выполняет обязанности человека. » В это время Сенека пишет также большой трактат «О благодеяниях». В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. После этих слов оба вскрыли себе жилы на руках. Я не буду противиться.
В «Письмах» Сенека ведет Луцилия от земных римских идеалов к высоким духовным, к полной независимости от внешних обстоятельств. Одного знания добра недостаточно, необходима еще и активная воля к совершению добра. Для обвинения Сенеки достаточно было всего следующих слов Наталиса (доносчика, раскрывшего заговор Пизона), что Пизон посылал его к Сенеке во время болезни, чтобы спросить его, почему Сенека не хотел принять Пизона и предложить Сенеке поддерживать дружбу с Пизоном более частыми свиданиями. Уход от дел уже не мог спасти философа.
Многие привычки он сохранил до старости. Она рассказывает, что Клавдий «человек, созданный богами в гневе их», является в царство умерших и, по предложению Августа изгоняется из общества небожителей, отводится в ту область подземного мира, где находятся осужденные злодеи там убитые им друзья, жена и прислужники встречают его ругательствами. Все творческое наследие Сенеки находится под влиянием несчастливой звезды. «Нравственные письма к Луцилию» – своего рода книга итогов, написанная философом в конце жизни. В конце сборника Сенека говорит, что хотел объяснить своему молодому другу превосходство человека над другими существами: «Оно состоит в свободном, чистом духе, стремящемся к богу, возвышающемся над всем земным, находящем все блага в самом себе.
Пытаясь развить достижения греческих классиков, они обнаруживают недостатки, присущие литературному эпигонству: путаницу мотивов и произвольность фабулы, разбухание сюжета и отвращение к форме, нагромождение раздражающих моментов и страсть к эффектам. Итак, что же такое составляет твое достоинство. Даже когда поток трофеев иссяк именно судьи не допустили распада государства. Завещание это было найдено между его рукописями.
Раболепно унижаясь перед императором, отправившим его и ссылку и перед Полибием, Сенека бесчестит философию и дает прискорбное доказательство, что его благородные тирады не исходили от сердца, а были только продуктами сообразительности и таланта. Дальше я покажу, что это различие имеет большое значение. 27, ст.
Спрос на философа больше, чем на его философию. К «Нравственным письмам» примыкает ряд философских и нравственных рассуждений Сенеки о разных вопросах морали. Я не буду противиться. Смирительная рубашка плохо сидела на нем. Имена философов, говорит он, менее известны, чем имена пантомимов. Но Сенека был верным представителем своего времени исполненного противоречий».
Самый благой выбор – это принятие воли божества, пусть даже суровой. Как часть божественной воли «человек добра» воспринимает и смерть. Старые деспотии жили мдленно и умирали медленно. В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. Отношения с императором неуклонно ухудшаются.
Такому положению можно только посочувствовать, от него заболит любая шея. (Рубенс, Старая пинакотека, Мюнхен. ) Иногда также изображается как Нерон осматривает тело умершего философа.
По их жалобе, судья умерших осуждает его, любившего игру в кости («вечно играть неудачно в кости»). Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». После убийства Агриппины и смерти друга – военачальника Бурра (в 62 г. ) Сенека отошел от дел и хотел вернуть Нерону все полученные от него богатства, но Нерон отказался принять их обратно.
В трактате «О счастливой жизни» Сенека доказывает, что счастье невозможно без добродетели, как будто в оправдание себе, прибавляет, что есть и другие блага, как, например, здоровье и обеспеченное состояние, которые, если не составляют необходимости, то полезны для счастья, что не должно презирать богатства, не следует только давать ему владычества над душой. Его апологией стал трактат «О блаженной жизни». Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах.
Философ Сенека является глашатаем некой гуманитарной доктрины, абсолютно не принимающей в расчет римскую действительность. Нельзя нести военную службу. «Пусть мы проедем из конца в конец любые земли – нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу». Как в годы молодости, перед Сенекой вновь встал вопрос о ценности «государственной жизни», от которой его насильно оторвали и жизни созерцательной – то есть долга перед государством и перед самим собой. И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо— в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением— Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca).
Тем не менее, Эвальд Клейст напялил ее на Сенеку пьеса оказалась настолько слабой, что гильдия драматургов поняла невыполнимость задачи и навсегда отказалась от героя, столь упрямо отзывавшегося играть свою роль. Сенека постоянно доказывает в «Нравственных письмах» превосходство добродетели, чистой совести, благочестивой жизни над богатством и земными наслаждениями, говорит, что истинное счастье состоит в мудрости, в отречении от эгоизма, в любви к богу и добрым людям. Тут не только нечего возразить, но из этого можно даже извлечь некоторую пользу. Поскольку он не находил в своих действиях ничего обобщающего, его обобщения не содержали ничего выполнимого. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за данной скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода.
Поэт. Все согласны только в том, что Сенека был знаменитейшим человеком своего времени имел громадное влияние на римскую литературу, на умственную жизнь современников и потомков. В ванне он задохся от горячих паров. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Нельзя сказать, что его язык не красноречив, слог его не энергичен.
Чтобы ускорить ее истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Ее адресат Луцилий – лицо реальное. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Однако, он продолжался в течение нескольких столетий. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). Сенека изображается в обстоятельствах, когда, очень трудно сохранить достоинство: обычно он обнаженный (набедренная повязка) в бассейне или в ванне с водой.
Развивай его, насколько можешь». «Человек добра» – тот, кто еще не стал мудрецом, но уже «находится в гавани», созерцает добродетель. В трактате «О спокойствии души» он отвечает: «Да».
Это обстоятельство влияет на драматургическую обработку сюжета и, главным образом, отрицательно. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия. Каждый общественный строй имеет свои аналоги этим и живо историческое искусство. В самом деле, положение кажется безнадежным. Сенеку обвинили в причастности к этому злоумышлению. Удаленность от столицы, созерцание мира во многом определило будущие взгляды Сенеки.
С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей. Разорванность Сенеки— это его постоянный настрой.
Сборник был обнародован, вероятно, после смерти Сенеки. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия.
Из Библии. Человек тысячью нитей связан с окружающим миром. Бунтом добродетели спасать. С 1878 года она находится в Берлине. Многоликость Сенеки перестает удивлять. На это последовал приказ вернуться на виллу с приказом умереть.
Рассуждение «О душевном спокойствии», посвященное другу Сенеки, Аннею Серену, было написано в 49 году. Процесс разрушения Римской империи, уже зщаметный во врмена Сенеки, был необратим. При Клавдии философ был отправлен в изгнание на Корсику (в 41 г. н. э. ) по обвинению в связи с племянницей императора там он пробыл восемь лет. Не потому, что он хочет жить без друзей, а так как может.
Вместо аргументации выдвигаются выражения симпатии или антипатии. С 1878 года она находится в Берлине. Вместе с ним покончила с собой его супруга. Чтобы ускорить кончину, его положили в ванну с теплой водой.
В течение пяти лет Сенека был одним из его воспитателей, он был автором инаугурационной речи Нерона и в период его правления достиг вершин власти и богатства. Интрига была раскрыта и Нерон, для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета, ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего пути. 24) рассказывается об этом так: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего смотрите вы». В то время умывание рук было ритуалом, означавшим непричастность человека к какому-либо неблаговидному делу или его отказ в нем участвовать.
Но тот не принял их. Она называется Apokolokyntosis («отыквление», «превращение в тыкву» – слово составленное по образцу слова apotheosis, «обожествление», которого удостаивались другие умершие императоры). Перед ним на коленях может стоять женщина с пером и бумагой, записывающая его слова.
Тот спросил трибуна, готовится ли Сенека к добровольной смерти. В его слоге отражается тревожность и шаткость его характера. Никто не поведал нам, как возникло расхождение во мнениях между ним и Нероном. Сенека посвятил это сочинение Луцилию, которому адресовал свои «Нравственные письма». В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина.
Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты— с большею славой». Завистливый и ревнивый Калигула всячески принижал ораторский талант Сенеки, что, впрочем, не мешало тому пользоваться успехом у сограждан.
Он не ищет счастья во внешних вещах и ни в чем не нуждается, даже в друзьях. О четвертом классе— рабах— мы лучше умолчим, как молчал о них весь античный мир. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту историку (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за этой скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода. Ответ на этот вопрос философ дал в трактате «О краткости жизни». В это же время Сенека пишет свои первые трагедии – «Федру», «Эдипа», «Медею».
Тацит описывает величие и силу духа, с которыми Сенека пошел на смерть. Она насквозь пронизана сомнением, сомнением в приемлемости мира, но отнюдь не истин и ценностей. Сенека чувствовал позорность настоящего, но не мог возвыситься над нею. Как только он отрывается от него, он становится непостижимым. Отец Сенеки – Луций Анней Сенека Старший – был римским всадником и происходил из испанского города Кордуба (Кордова). При императоре Тиберии Сенека Старший переехал со своей семьей в Рим.
Агриппина, сделавшись императрицей, возвратила его в Рим, назначила воспитателем своего сына Нерона дала ему претуру, потом консульство (в 58 году). Его тело пребывало в царстве необходимости, а голова— в царстве свободы. Через образы, через черты героев и их поведение он старается передать читателю нравственные нормы, показать жизнь такой, какой ее видит философ и воспитать римлян. Еще больше смущает то обстоятельство, что театральные пьесы Сенеки не согласуются ни с жизнью Сенеки, ни с его делами глашатаи отчаяния не смогли оценить их по достоинству впрочем, это относится, в основном, к Англии, стране окровавленных задниц.
Может присутствовать Нерон. С 1878 года она находится в Берлине. С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам.
Причиной тому было, как говорят, участие в распутстве Юлии, дочери Германика (сестры Калигулы). Занимательны также трактаты Сенеки «О душевном спокойствии», «О постоянстве», «О краткости жизни», «О счастливой жизни». История необычная – больше о земных делах героя, чем в привычном нам Содружестве.
В истории встречается мало лиц, суждения о личности которых были бы так разноречивы, как о философе Луции Аннее Сенеке (4 до Р. Х. – 65 по Р. Х. ), сыне ритора, носившего то же имя. Под влиянием учителей – Сотиона и Фабиана Папирия, вышедших из школы Секстиев, а также близкого к пифагорейской школе Аттала – Сенека неукоснительно следовал строгим правилам воздержания. Трагедии Сенеки являются образцом искусства периодов упадка. Так завещал он незадолго перед смертью. Сенека был сослан в первый год правления императора Клавдия. Эта доктрина представляет собой совокупность вечных истин и вечных ценностей. Бог посылает «человеку добра» страдания для того, чтобы закалить его в испытаниях и в этом он подобен любящему отцу, а не ласковой матери.
Не копайтесь в собственных переживаниях. В его трагедиях нет случайных деталей, все они говорят об отступлении от нормы, «порче нравов» и последствиях этого отступления. В 49-м году жена Клавдия Агриппина добилась возвращения Сенеки из ссылки, выхлопотала для него высокую государственную должность и предложила ему стать наставником ее сына, Нерона. Несмотря на трудности, с которыми столкнулся Сенека-воспитатель, некоторые его уроки были усвоены царственным воспитанником. Может быть, его начали огорчать политические перестановки, в результате которых Тигеллин сменил Бура и возглавил пожарную охрану и безопасность. Форма произведений у него – дело второстепенное, сравнительно с содержанием.
Друзей не может разлучить даже смерть: «И быть может, – если правдивы разговоры мудрецов и нас ждет некое общее для всех место, – те, кого мним мы исчезнувшими, только ушли вперед». В Евангелии от Матфея (гл. Может быть, в один прекрасный день ему подействовал на нервы словарный запас Локусты. Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни.
В трактате он назвал основной добродетелью властвующего разумное милосердие, благодаря которому тот находит должную меру между мягкостью и строгостью, необходимой для обуздания порочной толпы. Однако в 62-м году положение Сенеки становится шатким, он постепенно теряет влияние на императора. В 58-м году на философа начинаются нападки и он вынужден защищаться. А между тем он поддавался житейским обольщениям. Его тело было вынуто из нее и предано сожжению безо всяких торжественных обрядов. Историк Фабий Рустик сообщает, что Сильван вернулся не по старой дороге, но заехал сперва к Фению Руфу (префекту, главному начальнику стражи) и спросил, должен ли он повиноваться приказаниям цезаря но Фений Руф, объятый общим малодушием, посоветовал исполнить то, что приказано.
2. Может быть, его вывели из себя неравные условия соревнования в пении между ним и Нероном.
Он платил ей за милости лестью. Мудрено разобрать, сколько в нём было притворства, сколько – энтузиазма. В слоге его сочинений отражается шаткость его характера.
И хотя он, как все старики, не жаловал иронию, ему удалось подчинить разнонаправленные формы выражения высшему авторитету своего «я», коим он отнюдь не пренебрегал. Наконец наступила очередь умереть и Аннею Сенеке. Оно богато мыслями изложенными живо. «Ты великий человек. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме— подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». У него были великолепные сады и виллы, он вел роскошную жизнь римских вельмож.
Несравненно лучше философское письмо к Марции, написанное, вероятно, незадолго перед ссылкой (в 41 году). Смерть предусмотрена мировым законом и вот таким образом не может быть безусловным злом.
Мы не поймем своеобразия Сенеки прежде, чем вновь не вернем его в мир.
Я не буду противиться. Вот почему он так серьезно и ревностно отнесся к своей миссии воспитателя. Спустя год после воцарения Нерона Сенека обратился к нему с трактатом «О милосердии», в котором указал разницу между идеальным государем и тираном. Калигула (см.
Продиктовав многое, что было издано, он вскрыл себе вены и затем принял яд.
Сенеке помогла вернуться ставшая императрицей Агриппина Младшая. Римская империя была обществом завоевателей.
И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). Нелепости, которые Готтлид вкладывал в уста своего Катона («Как. Оно богато тонкими замечаниями о лицах и фактах. Такова третья из его натур.
Неоконченный трактат «О милосердии» (De clementia), посвященный Нерону и написанный в 56 году, объясняет, как хорошо милосердие в государе и чем оно должно выражаться у него. После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. Я тоже не нахожу объяснения, которое отличалось бы от прочих большей достоверностью. В трактате «О добрых делах» с утомительной основательностью перечисляются и разъясняются разные виды хороших поступков. Это был тот яд, которым афиняне отравляли осужденных на смерть.
Заговор Пизона дал Нерону желанный повод избавиться от скучного моралиста. Потому его изложение постоянно сопровождается нравственными заметками. В своих письмах к другу-ученику, написанных в свободной форме, Сенека не поучает, а как бы размышляет на тему конкретных жизненных ситуаций. Он понимал истину, но у него не было силы воли. Сенека, античный философ, родился в Кордове (Испания) в семье римского «всадника» и знаменитого ритора Луция Аннея Сенеки.
После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. Разум. Будучи обвиненным в заговоре против императора, он по приказу Нерона покончил с собой.
Приходится остаться частным лицом – пусть станет оратором. В начале правления Клавдия самым коварным и непредсказуемым врагом философа оказалась жена императора Мессалина, ненавидевшая Юлию Ливиллу (племянницу Клавдия) и преследовавшая Сенеку за поддержку, оказываемую сторонникам сестер Калигулы, которые боролись с Мессалиной за влияние на правителя. До нас дошло 124 письма они были написаны в 62 – 65 годах. К этой же группе философских трактатов Сенеки принадлежит отрывок «О музе мудреца». Сенека имел большие достоинства, говорит Квинтилиан: быстрый и сильный ум, большое трудолюбие, обширные знания (впрочем те помощники, которым он поручал подыскивать справки, вводили его иногда в обман).
Гораздо занимательнее небольшие рассуждения Луция Аннея Сенеки о некоторых основных мыслях стоической морали, как, например, рассуждение «О промысле», доказывающее благоустройством вселенной необходимость признавать божественный промысел и объясняющее, что истинный мудрец может подвергаться бедствиям, но никогда не подвергается несчастию, так как он выше всех случайностей жизни и самоубийство, дозволительное по учению стоиков, всегда дает ему возможность избавиться от несчастия. Воздействие этого философа на потомков своеобразно. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме— подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен— ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство.
Сборник «Нравственных писем» (Epistolae morales) Сенеки к Луцилию, представляет антологию нравственной философии изложение не имеет строгой систематичности. Одно из важнейших произведений Сенеки – «Исследования по естествознанию» – трактат, состоявший из семи книг (Quaestionum Naturalium libri VII). У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно.
Родился в г. Кордуба (в настоящее время – испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, вот таким образом стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Философия осваивает настоящее, когда она обращена в будущее. Доносчики обвинили Сенеку в заговоре.
Восхищает не его жизнь, а его смерть. И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна копия этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). – 65 г. н. э. ) – крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. Иъх уделом было тысячелетнее ожидание прихода варваров.
В «Письмах» Сенека излагает систему стоической этики. В 57 г. он стал консулом, т. е. «. Он обогатил свой ум знаниями, но душа его не была просветлена любовью к добру.
Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты – с большею славой». Сенека был монархистом и оставался им, по всей вероятности, до своего смертного часа.
Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это— возлияние Юпитеру Освободителю». Тем не менее, он знает, что такое настоящая дружба и ценит своих друзей. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5).
«Берегитесь счастья, — учит Сенека, — чем оно больше, тем оно страшнее. Вот таким образом историческое искусство должно быть осторожным.