Замечательно, что смерть, которую избрал себе Сенека, как мы сейчас увидим, несколько напоминает смерть Марцеллина. На днях в разговоре поднималась тема печальной смерти Сенеки. В связи с этим я сочла возможным расписать историю изображенную на полотне Жака Луи Давида Смерть Сенеки. Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда.
Отзывы читателей о книге Смерть Сенеки, автор: Петер Хакс. 62— после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору. Сенека является настоящим учителем смерти. 62 — после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив все свое огромное состояние императору.
Отношения с императором неуклонно ухудшаются. От пиров портится желудок, от попоек цепенеют и дрожат жилы, похоть расслабляет руки, ноги, все суставы. Имена философов, говорит он, менее известны, чем имена пантомимов.
Это были и мелкие послания к друзьям, упрекавшим его за уклонение от общественных обязанностей (например, трактат О покое, посвященный Серену) и более обширные сочинения по нравственным вопросам (не сохранившийся большой трактат по нравственной философии, о котором неоднократно упоминается в письмах к Луцилию) и сочинения по естествознанию. Мы не поймем своеобразия Сенеки прежде, чем вновь не вернем его в мир. В истории встречается мало лиц, суждения о личности которых были бы так разноречивы, как о философе Луции Аннее Сенеке (4 до Р. Х. – 65 по Р. Х. ), сыне ритора, носившего то же имя. Я тоже не нахожу объяснения, которое отличалось бы от прочих большей достоверностью.
Друзей не может разлучить даже смерть: «И быть может, – если правдивы разговоры мудрецов и нас ждет некое общее для всех место, – те, кого мним мы исчезнувшими, только ушли вперед». Гораздо занимательнее небольшие рассуждения Луция Аннея Сенеки о некоторых основных мыслях стоической морали, как, например, рассуждение «О промысле», доказывающее благоустройством вселенной необходимость признавать божественный промысел и объясняющее, что истинный мудрец может подвергаться бедствиям, но никогда не подвергается несчастию, так как он выше всех случайностей жизни и самоубийство, дозволительное по учению стоиков, всегда дает ему возможность избавиться от несчастия. Агриппина, сделавшись императрицей, возвратила его в Рим, назначила воспитателем своего сына Нерона дала ему претуру, потом консульство (в 58 году). Дальше я покажу, что это различие имеет большое значение. В его слоге отражается тревожность и шаткость его характера. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел».
Говорили даже, что он внушил своему воспитаннику Нерону те правила, которые сделали впоследствии этого злодея омерзением рода человеческого. Сборник «Нравственных писем» (Epistolae morales) Сенеки к Луцилию, представляет антологию нравственной философии изложение не имеет строгой систематичности. Кто живет – во власти судьбы кто не боится смерти, – избежал ее власти (письмо 70). Самым крупным произведением Сенеки за это время считаются его Моральные письма к Луцилию.
(12) Хотя чистая совесть дает тебе уверенность, но много значат не относящиеся к делу обстоятельства, — а потому надейся на справедливое решение, но готовься к несправедливому. Я не буду противиться. Но Сенека был верным представителем своего времени исполненного противоречий».
Цезаризм открывал бесконечную перспективу и не оставлял никакой, даже самой отдаленной, надежды. В трактате «О счастливой жизни» Сенека доказывает, что счастье невозможно без добродетели, как будто в оправдание себе, прибавляет, что есть и другие блага, как, например, здоровье и обеспеченное состояние, которые, если не составляют необходимости, то полезны для счастья, что не должно презирать богатства, не следует только давать ему владычества над душой. Рассуждение «О душевном спокойствии», посвященное другу Сенеки, Аннею Серену, было написано в 49 году. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). Сенека чувствовал позорность настоящего, но не мог возвыситься над нею. Так сделай своим то, что в чужой власти (письмо 77). Не имеет смысла представлять Римскую империю как противоречивое единство эксплуататоров и эксплуатируемых.
Оно должно выносить несоответствия за скобки (там, где историческая метафора стремится к психологическому обобщению) или экспонировать их как таковые, как непохожести и несравнимости (там, где историческая метафора стремится к психологической частности). С 1878 года она находится в Берлине. Но думай об этом всегда и покажи на деле, правильно ли ты услышал и правду ли говорил. Сенека в молодости переселился в Рим, занимался там изучением риторики и философии, потом посвятил себя государственной службе. Вне его по обе стороны должен быть полный покой. Удалившись от двора, Сенека вел жизнь еще более уединенную, чем прежде. Он стоит и смотрит, как с его руки на вражескую жаровню падают капли и не убирает ее, сгоревшую до костей, покуда враг не уносит огонь.
Воздействие этого философа на потомков своеобразно. Все остальные дела казались ему скучной обязанностью излишним бременем в жизни. (17) Я обеднею — значит, окажусь среди большинства. Старые деспотии жили мдленно и умирали медленно.
Это был тот яд, которым афиняне отравляли осужденных на смерть. Разделив свое имущество между друзьями и наградив рабов, Марцеллин умер, не прибегая ни к мечу, ни к яду: в течение трех дней он ничего не ел и приказал раскинуть в своей спальне шатер. Друзей и родины. А если так, не все ли равно, когда ты умрешь, коль ты в любом случае должен умереть.
Так как смерть все не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Наслаждения. Несравненно лучше философское письмо к Марции, написанное, вероятно, незадолго перед ссылкой (в 41 году). (15) Все это ты часто слышал, часто говорил сам.
получил наивысшую из возможных должностей. После убийства Агриппины и смерти друга – военачальника Бурра (в 62 г. ) Сенека отошел от дел и хотел вернуть Нерону все полученные от него богатства, но Нерон отказался принять их обратно. С этого времени истинное свое назначение он видел в философии. По их жалобе, судья умерших осуждает его, любившего игру в кости («вечно играть неудачно в кости»).
Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Сенека посвятил это сочинение Луцилию, которому адресовал свои «Нравственные письма». Вся ошибка в том, что мы думаем, будто смерть только последует за жизнью, тогда как она и предшествовала ей (письмо 54). Сенека, как и другие философы стоической школы, научая презирать смерть, советовал в иных случаях прибегать к самоубийству. Он ездил в сопровождении немногих рабов в открытом экипаже и во время путешествия читал. Поверь мне, Луцилий, смерть настолько не страшна, что благодаря ей ничто для нас не страшно. Часто мы должны умереть и не хотим умираем и все-таки не хотим.
В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. Теперь он почти никого не принимал. Государственное устройство каждый раз спасало цезаризм иными словами, банкротство подвергалось мумификации.
Вместе с ним покончила с собой его супруга. В своих переездах Сенека, как и в частной жизни избегал всякой торжественности. В начале правления Клавдия самым коварным и непредсказуемым врагом философа оказалась жена императора Мессалина, ненавидевшая Юлию Ливиллу (племянницу Клавдия) и преследовавшая Сенеку за поддержку, оказываемую сторонникам сестер Калигулы, которые боролись с Мессалиной за влияние на правителя. Будь здоров. А между тем он поддавался житейским обольщениям.
Сенеке помогла вернуться ставшая императрицей Агриппина Младшая. Оно богато тонкими замечаниями о лицах и фактах. После нас будет то же, что было до нас. Когда дело дойдет до презрения к смерти, ты начнешь рассказывать мне про Катона».
«Человек добра» – тот, кто еще не стал мудрецом, но уже «находится в гавани», созерцает добродетель. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту историку (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за этой скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода. Важно жить хорошо, а не долго. Надо заботиться не о том, чтобы долго жить, но чтобы жить достаточно (письмо 93). По поводу посещения театра Сенека рассуждает о вреде толпы для философа пожар Лиона послужил поводом к рассуждению о том, что следует быть готовым к превратностям судьбы посещение виллы, пришедшей в ветхость, – к рассуждению о преимуществах старости праздник сатурналий – к проповеди умеренности и бедности и т. п.
Вот таким образом слушай угрозы врага со спокойствием. Как только он отрывается от него, он становится непостижимым. Неоконченный трактат «О милосердии» (De clementia), посвященный Нерону и написанный в 56 году, объясняет, как хорошо милосердие в государе и чем оно должно выражаться у него. (25) Мудрый и мужественный должен не убегать из жизни, а уходить.
Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца известного философа Сенеки Старшего) – римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Восхищает не его жизнь, а его смерть.
(1) Тебя тревожит, — пишешь ты, — исход тяжбы, которою грозит тебе ярость противника и ты полагаешь, будто я стану тебя убеждать, чтобы ты рассчитывал на лучшее и утешался приятной надеждой. После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. Все творческое наследие Сенеки находится под влиянием несчастливой звезды.
История необычная – больше о земных делах героя, чем в привычном нам Содружестве. Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни.
Они утверждают, что его философия, несомненно, внушает оптимизм далее они констатируют, что его поступки, несомненно, внушают пессимизм. Природа уже связала меня весом моего грузного тела. С 1878 года она находится в Берлине. Дело в том, что мудрость Сенеки и поступки Сенеки настолько не совпадают, что такое расхождение представляется недопустимым даже самым снисходительным судьям. Буду изгнан — сочту себя уроженцем тех мест, куда меня сошлют.
Уход от дел уже не мог спасти философа. Сенека был сослан в первый год правления императора Клавдия. Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного Нерона.
Есть ли что-нибудь страшнее, чем пытка огнем, чем гибель. Ничто не кончается, все следует одно за другим по замкнутому кругу. Но я поведу тебя к безмятежности другим путем.
Наконец наступила очередь умереть и Аннею Сенеке. Нельзя сказать, что его язык не красноречив, слог его не энергичен. Последующие письма длиннее, отвлеченнее и носят характер небольших философских этюдов. В слоге его сочинений отражается шаткость его характера. В самых последних письмах начинают слышаться разочарование, усталость и пессимизм, доходящие в сто третьем и сто пятом письмах (всего их было 124) до столь резких тонов мизантропии, что им мог бы позавидовать сам Шопенгауэр.
Эпикур порицает жаждущих смерти не меньше, чем одержимых страхом перед нею вот что он говорит: «Нелепо стремиться к смерти, пресытившись жизнью, если как раз из-за твоего образа жизни теперь приходится стремиться к смерти». (14) Зачем ты показываешь мне клинки и факелы и шумную толпу палачей вокруг тебя. И одинаково нелепо плакать и о том, что не будешь жить тысячу лет спустя. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты— с большею славой».
Одно из важнейших произведений Сенеки – «Исследования по естествознанию» – трактат, состоявший из семи книг (Quaestionum Naturalium libri VII). Сенека восхищается упорством, с каким самоубийцы преследовали свою цель. У Сенеки истощенного старостью и строгим образом жизни, кровь вытекала очень медленно, чтобы ускорить ее истечение, он приказал открыть жилы также на ногах и на коленях. Послание к Серену О неуязвимости мудреца даже начинается похвальным словом Эпикуру. В конце сборника Сенека говорит, что хотел объяснить своему молодому другу превосходство человека над другими существами: «Оно состоит в свободном, чистом духе, стремящемся к богу, возвышающемся над всем земным, находящем все блага в самом себе.
Каждый общественный строй имеет свои аналоги этим и живо историческое искусство. Первые презирают жизнь, вторым она в тягость. Тут не только нечего возразить, но из этого можно даже извлечь некоторую пользу. Мы тоже загораемся и гаснем. Чтобы ускорить ее истечение, он вскрыл себе вены и на ногах.
Сравнения его всегда необыкновенно метки, порою остроумны, порою поэтичны. При Клавдии философ был отправлен в изгнание на Корсику (в 41 г. н. э. ) по обвинению в связи с племянницей императора там он пробыл восемь лет. К образцам, взятым для подражания, добавляется лишь одно: огромная масса скучнейших, неприятных подробностей. Но тот не принял их. Скажу так: не нелепо ли думать, что светильнику хуже после того, как его погасят, чем до того, как его зажгут.
Философия осваивает настоящее, когда она обращена в будущее. Бунтом добродетели спасать. Может быть, в один прекрасный день ему подействовал на нервы словарный запас Локусты. До нас дошло 124 письма они были написаны в 62 – 65 годах.
С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Так завещал он незадолго перед смертью.
О четвертом классе— рабах— мы лучше умолчим, как молчал о них весь античный мир. Разорванность Сенеки— это его постоянный настрой. Ты видишь, как человек неначитанный, не вооруженный для борьбы со смертью и болью никакими наставлениями, но укрепляемый лишь воинской стойкостью, сам себя казнит за неудачу.
Разве сейчас я не опутан. Никогда из-под его пера не выходило столько сочинений, как в последние четыре года жизни. С 1878 года она находится в Берлине. Разве только сейчас узнал, что тебе грозит смерть изгнание, боль.
Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты с большею славой». Происки Мессалины привели философа на скамью подсудимых, где он предстал перед сенатом в качестве обвиняемого (по одной из версий) в любовной связи с Юлией. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой. В самом деле, положение кажется безнадежным. Родился в г. Кордуба (в настоящее время – испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, вот таким образом стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру.
Прикажи, чтобы смолкли стоны и крики и горестные вопли исторгаемые пытками. Заговор Пизона дал Нерону желанный повод избавиться от скучного моралиста.
Эта доктрина представляет собой совокупность вечных истин и вечных ценностей. Я не буду противиться. Третья часть данной СИ прослушанная мной audio, развивает тему первых двух книг – правда сначала немного «отвлекая» жизнеописанием и тягот жизни нового ГГ (которому предстоит «сыграть свою роль» в антракте данного СИ). Человек тысячью нитей связан с окружающим миром. Ведь это одно и то же. Оно написано также во время ссылки (в 43 году) и дошло до нас и испорченном виде. И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca).
(2) Если ты хочешь избавиться от всякой тревоги, представь себе, что пугающее тебя случится непременно и какова бы ни была беда, найди ей меру и взвесь свой страх. (22) Вижу, куда ты смотришь: ищешь, что вставил я в это письмо, чьи мужественные слова, какое полезное наставление. В жизни нет ничего, что привязывало бы к ней: Что заставляет жить.
«Берегитесь счастья, — учит Сенека, — чем оно больше, тем оно страшнее. Вот таким образом историческое искусство должно быть осторожным. И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо— в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением— Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). Его тело было вынуто из нее и предано сожжению безо всяких торжественных обрядов.
Убери эту пышность, за которой ты прячешься, пугая неразумных. Никто не поведал нам, как возникло расхождение во мнениях между ним и Нероном.
Оставь все это, от чего мы цепенеем в ужасе. В этот промежуток времени мы испытываем некоторое страдание. Часто даже все благо в том, чтобы не долго жить (письмо 101). Что же ты.
Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей. Такому положению можно только посочувствовать, от него заболит любая шея. Республика стала ностальгическим воспоминанием нескольких упрямых и не поддающихся обучению буянов.
Я умру. Сенека постоянно доказывает в «Нравственных письмах» превосходство добродетели, чистой совести, благочестивой жизни над богатством и земными наслаждениями, говорит, что истинное счастье состоит в мудрости, в отречении от эгоизма, в любви к богу и добрым людям. Но тогда мы не чувствовали никаких страданий. Смерть или уничтожает нас или выпускает на волю. К тому же вы не оставите ни одной из ваших обязанностей: ведь число их неопределенно. Тем не менее, он знает, что такое настоящая дружба и ценит своих друзей.
(18) Я не так глуп, чтобы затянуть здесь Эпикурову песенку и повторять, что страх перед преисподней — вздор, что не крутится колесо Иксиона, Сизиф не толкает плечом свой камень вверх по склону, ничьи внутренности не могут ежедневно отрастать7, чтобы их снова терзали. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия. Такова третья из его натур.
Она рассказывает, что Клавдий «человек, созданный богами в гневе их», является в царство умерших и, по предложению Августа изгоняется из общества небожителей, отводится в ту область подземного мира, где находятся осужденные злодеи там убитые им друзья, жена и прислужники встречают его ругательствами. (письмо 30). Сократ беседовал и в темнице, а когда ему обещали устроить побег3, он не захотел уходить и остался, чтобы избавить людей от страха перед двумя тяжелейшими вещами — смертью и темницей. Абсолютно все равно, когда кончишь жизнь, лишь бы кончить ее хорошо (письмо 77).
С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Так близка свобода и все-таки есть рабы. К двум основным персонажам автор возвращается немного позже, открывая «истину в последней инстанции» и очередную версию «причин случившегося катаклизма» в духе «Франкенштейн-Терминатор-создатель будь ты проклят. » В общем и целом концовка носит неоднозначный характер и не смотря на «раскрытие темы» несколько незавершенный. Но разве не нелепо плакать о том, что не жил тысячу лет тому назад. Смерть неизбежна, а потому мы не должны ее бояться: Мы боимся не смерти, но мысли о смерти, потому-то от смерти мы всегда одинаково далеки. Не только с людей, но и с обстоятельств нужно снять маску и вернуть им подлинный облик.
Из разряда: «мы выиграли битву, но не войну». (11) Я не призываю тебя углубиться в прошлое, не собираю по всем векам людей, презревших смерть, хоть их и множество. Но разве ты ценишь их хотя бы во столько, чтобы ради них позднее поужинать.
Но ни один общественный строй нельзя полностью приравнять к другому. Римская империя была обществом завоевателей. Там он с красноречием, не покинувшим его даже в последний момент, призвал писцов, диктовал им многое, чего я, однако, не решаюсь повторить здесь. После этих слов оба вскрыли себе жилы на руках.
Итак, что же такое составляет твое достоинство. Не было и не будет (письмо 77). (3) Недолго найти и примеры, которые укрепят тебя: каждый век дает их.
Ты легка, если я могу тебя вынести, ты коротка, если не могу. Смерть есть избавление от жизненных невзгод: Безразлично, когда умереть – рано или поздно. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно.
Но вернемся к Сенеке. Все проходит, чтобы вернуться, ничего нового я не делаю, не вижу, — неужто же это не надоест когда-нибудь до тошноты. » И немало есть таких, кому жизнь кажется не горькой, а ненужной. Поэт. Историк Фабий Рустик сообщает, что Сильван вернулся не по старой дороге, но заехал сперва к Фению Руфу (префекту, главному начальнику стражи) и спросил, должен ли он повиноваться приказаниям цезаря но Фений Руф, объятый общим малодушием, посоветовал исполнить то, что приказано. Завещание это было найдено между его рукописями.
Зато тем увлеченнее Сенека предавался занятиям философией. Ты — смерть, это тебя недавно презрел мой раб, моя служанка. Метелл2 переносил изгнание мужественно, а Рутилий даже с охотой. Разум.
Но ты ими пресыщен. Мы недовольны судьбой, но что справедливее: чтобы мы подчинялись законам природы или чтобы она подчинялась нам. Даже когда поток трофеев иссяк именно судьи не допустили распада государства. Оно богато мыслями изложенными живо. Всего этого Сенека избегал. В 57 г. он стал консулом, т. е.
Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство. К «Нравственным письмам» примыкает ряд философских и нравственных рассуждений Сенеки о разных вопросах морали. Его нервы были утомлены и не выдерживали уличного шума. Его тело пребывало в царстве необходимости, а голова— в царстве свободы.
Ты все перепробовал в жизни. Сенека был монархистом и оставался им, по всей вероятности, до своего смертного часа. На это последовал приказ вернуться на виллу с приказом умереть. Иъх уделом было тысячелетнее ожидание прихода варваров.
Так будем считать неизбежным все, что может случиться. Я не буду противиться. В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. Её лицо навсегда осталось чрезвычайно бледным от потери крови. Кто умер, не чувствует страданий (письмо 99).
Многоликость Сенеки перестает удивлять. К этой же группе философских трактатов Сенеки принадлежит отрывок «О музе мудреца». Сенека почти не жил в Риме.
Трактат «О гневе» показывает дурные последствия этой страсти. (13) Что случается с детьми, то же бывает и с нами, взрослыми детьми: они пугаются, если вдруг увидят в масках тех, кого любят, к кому привыкли, с кем всегда играют. Сенека, античный философ, родился в Кордове (Испания) в семье римского «всадника» и знаменитого ритора Луция Аннея Сенеки.
На то ты и родился. Чего – тебе жаль.
Переписка Сенеки с Луцилием началась с 60 года и длилась до конца жизни философа (65г. ). Не копайтесь в собственных переживаниях. И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна копия этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca).
Развивай его, насколько можешь». Сборник был обнародован, вероятно, после смерти Сенеки. — (6) «Эти истории, — скажешь ты, — петы-перепеты во всех школах. Как. В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина.
Он раскрывал сокровеннейшие тайны человеческого сердца для него оставалось тайной только его собственное сердце, в котором перепутывались непримиримые желания. (5) Муций4 положил руку на огонь. У него были великолепные сады и виллы, он вел роскошную жизнь римских вельмож. Попаду в оковы — что с того. (24) Возьми любое из этих изречений, — и каждое укрепит твой дух, чтобы ты терпеливо сносил и жизнь и смерть. Но отвратительное действие производит письмо, в котором Сенеки утешает Полибия, могущественного отпущенника, опечаленного смертью брата. Может быть, его вывели из себя неравные условия соревнования в пении между ним и Нероном.
Мотивами писем к Луцилию служили вычитанные у других писателей, преимущественно эпикурейцев, мысли, случайные события в жизни самого Сенеки или его друзей. Форма произведений у него – дело второстепенное, сравнительно с содержанием.
Однако, он продолжался в течение нескольких столетий. Мудрено разобрать, сколько в нём было притворства, сколько – энтузиазма. Калигула (см.
В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. (8) И он нанес себе смертельную рану. Он мог бы действовать в чужом стане с большей удачей, но с большим мужеством не мог. (26) И некоторые, устав и делать и видеть одно и то же, пресыщаются и чувствуют даже не ненависть, а отвращение к жизни и к нему же толкает нас сама философия, если мы говорим: «Доколе все одно и то же. (4) Рутилий1 перенес свое осуждение так, будто тяжелее всего была ему несправедливость судей.
(16) Но я знаю, ты наверняка уже сделал все, что я советую тебе. Он не ищет счастья во внешних вещах и ни в чем не нуждается, даже в друзьях. Тот спросил трибуна, готовится ли Сенека к добровольной смерти. Но это значит, я уже не смогу заболеть, не смогу попасть в оковы, не смогу умереть. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах.
Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме— подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». (23) Также и в другом месте он говорит: «Что может быть нелепее, чем желать смерти после того, как всю жизнь тебе не давал покоя страх смерти. » К этим двум ты можешь прибавить еще одно изречение той же чеканки: «Только люди бывают так неразумны и даже безумны, что некоторых заставляет умереть страх смерти».
К старости болезни Сенеки усилились особенно он страдал от астмы, которую называл даже предвестьем смерти. Знай, что если ты не хочешь, ты должен будешь умереть. Нелепости, которые Готтлид вкладывал в уста своего Катона («Как.
Друзьям не страшна разлука, они всегда могут быть вместе: «Друг должен быть у нас в душе, а душа всегда с нами». Процесс разрушения Римской империи, уже зщаметный во врмена Сенеки, был необратим. Она называется Apokolokyntosis («отыквление», «превращение в тыкву» – слово составленное по образцу слова apotheosis, «обожествление», которого удостаивались другие умершие императоры). Занимательны также трактаты Сенеки «О душевном спокойствии», «О постоянстве», «О краткости жизни», «О счастливой жизни». Если ты будешь осужден, разве ждет тебя что-нибудь тяжелее изгнания или тюрьмы. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно.
Но что весьма замечательно, содержание писем всегда носит отвлеченно-философский характер. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия. Трагедии Сенеки являются образцом искусства периодов упадка. Он обогатил свой ум знаниями, но душа его не была просветлена любовью к добру.
Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Смирительная рубашка плохо сидела на нем. Вы не знаете, что одна из обязанностей, налагаемых жизнью, состоит в смерти. В ванне он задохся от горячих паров. Не потому, что он хочет жить без друзей, а так как может. (субъективная оценка).
В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на безлюдную Корсику из-за обвинения в причастности к заговору. Тогда он вошел в горячую ванну и, обрызгав водою окружавших его рабов, сказал, что это — возлияние Юпитеру Освободителю. После этих слов оба вскрыли себе вены на руках.
И хотя он, как все старики, не жаловал иронию, ему удалось подчинить разнонаправленные формы выражения высшему авторитету своего «я», коим он отнюдь не пренебрегал. Завоеватели присваивали продукт прибавочного труда на всех захваченных территориях. По приказу императора он перерезал себе артерии и ускорил смерть, задушившись парами горячей ванны. Причиной тому было, как говорят, участие в распутстве Юлии, дочери Германика (сестры Калигулы). Кто рано кончил путь жизни – счастлив ибо жизнь не есть благо или зло сама по себе, но только арена для блага и зла (письмо 99).
Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). Потому его изложение постоянно сопровождается нравственными заметками. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме— подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен— ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Спрос на философа больше, чем на его философию. Сенеку обвинили в причастности к этому злоумышлению. Величайшее благо жизни в том, что есть смерть.
Надо послать тебе что-нибудь касательно того предмета, которым мы сейчас занимались. Ужасна мука, когда тебя жгут, но еще ужаснее она, когда ты сам себя жжешь. Сенека всей душою ушел в философию. Он платил ей за милости лестью. Сколь многие колеблются между страхом смерти и мучением жизни: и жить не хотят и умереть не умеют (письмо 4). А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за данной скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода.
В трактате «О добрых делах» с утомительной основательностью перечисляются и разъясняются разные виды хороших поступков. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». В этом смысле правы те, которые называют Сенеку предвестником христианских понятий. Впечатление от первой части было «великолепно», а вот впечатление от третьей от чего-то просто «хорошо».
Сенека имел большие достоинства, говорит Квинтилиан: быстрый и сильный ум, большое трудолюбие, обширные знания (впрочем те помощники, которым он поручал подыскивать справки, вводили его иногда в обман). С 1878 года она находится в Берлине.
Так поступают историки и так же поступают художники. Форма сочинений Сенеки и особенно его писем в высшей степени изящна и проста. Его постоянным обществом были жена, врач и немногие друзья. Он понимал истину, но у него не было силы воли.
Смерть не должна быть страшна, так как мы уже знаем ее: Уже так как ты родился, ты должен умереть (письмо 4). (7) И, обнажив меч, который до того дня хранил не запятнанным кровью, он сказал: «Ты ничего не добилась, фортуна, воспрепятствовав всем моим начинаньям. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это— возлияние Юпитеру Освободителю». Зачем ты опять выставляешь напоказ мне бичи и дыбы.
Вместо аргументации выдвигаются выражения симпатии или антипатии. Для обвинения Сенеки достаточно было всего следующих слов Наталиса (доносчика, раскрывшего заговор Пизона), что Пизон посылал его к Сенеке во время болезни, чтобы спросить его, почему Сенека не хотел принять Пизона и предложить Сенеке поддерживать дружбу с Пизоном более частыми свиданиями.